Итак, в начале VIII века отец Винфрид был известен как преданный Церкви и одаренный многими дарами священнослужитель. Он принимал участие в церковных Соборах, его хорошо знал его правящий архиерей – епископ Винчестерский Даниил. Но Винфрид горел желанием проповедовать Христа в Европе. Скорее всего, молодого подвижника вдохновляла на это миссия святителя Вилфрида Йоркского († 709; память 12 октября) во Фризию в 678–679 годах; немного позднее, в 690 году, с миссией туда отправились его ученики, одним из которых был иеромонах из Нортумбрии Виллиброрд, прославленный впоследствии как апостол Фризии († 739; память 7 ноября). Очевидно, что Фризия привлекла миссионеров, прежде всего, своей близостью – всего в 150 милях от восточного побережья Англии. Миссии благоприятствовало и то, что англы и фризы говорили тогда на схожих языках. Жившие на территории, расположенной между землями франков и англов, фризы были соседями тех и других. В то время Фризия занимала намного большую область, чем современная Фрисландия, – от севера Бельгии до Бремена в Германии, включая все побережье Нидерландов и другие районы. В 695 году святой Виллиброрд в Риме был хиротонисан в архиепископа с именем Климент – в честь священномученика Климента Римского; хотя более он известен под своим прежним именем Виллиброрда. Центром своей епархии святитель сделал город Утрехт (бывший римский Траектум), где перестроил древнюю церковь, освятив ее во имя святого Мартина, и выстроил собор во имя Христа Спасителя. Он крестил и живших намного севернее, даже на острове Гельголанд, проповедовал и данам (датчанам). Английские пастыри помогали своему соотечественнику Виллиброрду в проповеди фризам, родственным англам. Среди них были святые братья Эвальд Светлый и Эвальд Темный, принявшие мученическую смерть от саксов около 695 года; святой Свитберт, ставший епископом в Вейк-бей-Дюрстеде, что в нынешних Нидерландах, а позднее основавший монастырь на острове Кайзерсверт в Германии, где его мощи почитаются по сей день. Об этих миссиях, очевидно, много рассказывалось в английских монастырях того времени.

http://pravoslavie.ru/54303.html

По преданию, Б. защищался от меча книгой (в наст. время хранится в музее кафедрального собора г. Фульда). Тело Б. перенесли сначала в Утрехт, затем благодаря свт. Луллу в Майнц, а еще позже, согласно желанию, к-рое много раз выражал сам Б., в аббатство Фульда. Могила Б. очень скоро стала местом поклонения. Б. почитали не только как мученика, в IX в. Рабан Мавр писал, что Германия может гордиться им так же, как Рим - ап. Петром, а Эфес - ап. Иоанном. В 1160 г. Б. впервые был назван «апостолом Германии». 11 июня 1874 г. папа Римский Пий IX распространил почитание святого на всю католич. Церковь. С 1867 г. при гробнице Б. проходят ежегодные конференции католич. нем. епископов. Своим покровителем Б. считают портные, пивовары и резчики. На рубеже XIX-XX вв. в рус. историографии существовало мнение о невозможности почитания правосл. Церковью Б. Его миссионерские заслуги отрицались на основании довода, что его труд состоял «не столько в проповедании христианства, сколько в распространении папизма» (см.: Бонифаций//ПБЭ. Т. 2. Кол. 942-943). О несостоятельности такой т. зр. свидетельствуют мученическая кончина Б., его самоотверженная жизнь, отданная распространению христ. веры, и многочисленные чудеса, совершающиеся от его мощей. В наст. время во мн. правосл. приходах Зап. Европы, особенно в Голландии и Германии, почитают Б. как небесного покровителя и заступника. Православные совершают паломничества к месту его мученической кончины в Доккум, где бьет чудотворный источник, а также в Фульду, где в кафедральном соборе покоятся мощи святого. Иконография Изображения святого известны с кон. X в. (древнейшее - на крышке переплета «Codex aureus» из г. Эхтернаха, 983/991). Б. изображается как бенедиктинский монах, в нек-рых случаях как епископ. Его иконографическими символами являются срубленный дуб, топор, евангелиарий, пронзенный мечом. К нач. XV в. относится цикл сцен из жизни святого, представленный в витражах кафедрального собора в Эрфурте. Соч.: PL. 89. P. 687-892; Sancti Bonifatii et Lulli epistolae/Ed.

http://pravenc.ru/text/153073.html

Последний святитель, о котором хотелось бы рассказать, – Ансфрид (Ansfried). Он тоже служил епископом Утрехтским. Его история (как у святителя Губерта) весьма примечательна. Он в молодости был рыцарем и меченосцем Императора Священной Римской Империи Оттона I Великого (912– 973), но позже добровольно отказался от воинской службы, чтобы стать епископом Утрехтским. Ансфрид родился примерно в 940-м году, происходил из благородной семьи. Его дядя, у которого он обучался в юности, был архиепископом Трирским. Будучи рыцарем, святой отличился верной службой Императору и тем, что успешно боролся с разбойниками. Вместе со своей благочестивой женой Хильсондой он основал церковь Архангела Михаила с двойным монастырем в одном из своих поместий. Их дочери Бенедикте предстояло стать его первой настоятельницей. Ансфрид положил свой меч на престол в честь Пресвятой Девы Марии, чтобы никогда больше не брать его в руки После кончины Хильсонды в 994-м году святой Ансфрид надеялся уйти в монастырь. Однако настойчивыми уговорами Император Оттон III (980– 1002) убедил его занять освободившуюся в то время епископскую кафедру Утрехта. Ансфрид положил свой меч на престол в честь Пресвятой Девы Марии, чтобы никогда больше не брать его в руки. Один из самых примечательных случаев за время его архипастырского служения касался его реакции на неминуемое вторжение норманнов (в те дни набеги норманнов представляли серьезную и постоянную угрозу для большей части Северной Европы). Когда в 1006-м году норманны собирались напасть на Утрехт, епископ Ансфрид приказал горожанам поджечь свои собственные дома. Увидев дым и развалины, норманны, потеряв интерес, повернули в другом направлении. Несмотря на вроде бы крайнюю меру, жизни многих людей были спасены. Святитель Ансфрид основал монастырь Хайлигенберг (Heiligenberg; «Святая гора», хотя это был невысокий холм) близ Лейдена (ныне Нидерланды), куда сам часто удалялся. Он подарил все свои обширные земельные владения бедным. Ослабев от суровых аскетических подвигов, святитель Ансфрид к концу своей жизни ослеп. Он особенно прославился заботой о нищих и больных, ежедневно кормил десятки нуждающихся и даже лично ухаживал за прокаженными. Почитание Ансфрида началось сразу после его преставления. Его так любили, что едва не вспыхнула борьба между двумя городами, которые претендовали на обладание его мощами (дочери святого, Бенедикте, удалось помирить враждовавшие стороны). Святитель Ансфрид был захоронен в соборе Святого Мартина в Утрехте.

http://pravoslavie.ru/156239.html

В отношениях с дуксами Алеманнии и правителями Баварии из рода Агилольфингов Пипин II не достиг серьезных успехов. В пограничных районах участились нападения племен васконов (басков), саксов и фризов. Занимавшие земли в дельте Рейна фризы захватили пограничную крепость в Ультраекте (ныне Утрехт, Нидерланды). Со 2-й пол. VII в. среди язычников-фризов проповедовали христианство англосакс. миссионеры. Самым известным из них был св. Виллиброрд, к-рый прибыл на земли фризов ок. 690 г. и действовал при поддержке Пипина II. Майордом начал военные действия против фризов и нанес поражение их правителю Радбоду, вернув под власть франков Ультраект и старую рим. границу по р. Рейн. В то же время Пипин II попытался установить с Радбодом союзнические отношения: дочь правителя фризов вышла замуж за сына франк. майордома, Гримоальда. В Ультраекте была основана епископская кафедра, к-рую занял св. Виллиброрд. По настоянию Пипина II он отправился для рукоположения в Рим. Папа Сергий I (687-701) даровал Виллиброрду титул архиепископа фризов. В более поздней каролингской историографии, представленной, напр., Старшими Мецскими анналами (Annales Mettenses priores/Ed. B. de Simson//MGH. Script. Rer. Germ. T. 10. P. 1-98), Пипин II прославлен как мудрый и благочестивый правитель. Майордом отличался справедливостью, защищал христ. Церковь. В офиц. каролингской историографии приход к власти К. объяснялся тем, что слабые короли из династии Меровингов оказались неспособны управлять гос-вом, реальная власть сосредоточилась в руках Пипина II. Однако есть основания полагать, что на рубеже VII и VIII вв. Меровинги вовсе не были политическими марионетками, которые действовали по указанию майордома. Король управлял гос-вом, делал земельные пожалования, устанавливал внешнеполитические связи. Должностные лица приносили клятву на верность королю, и только он считался законным правителем франков. Пипин Короткий. Миниатюра из Анонимной императорской хроники. Ок. 1112–1114 гг. (Cantabr. Corp. Chris. MS 373.

http://pravenc.ru/text/Каролингов .html

Святитель Бонифаций не мог не принять во внимание эти претензии Хильдегара и вступил с ним в полемику. Отстаивая свои права на Утрехтскую кафедру, архиепископ писал ему, что сам папа Сергий рукоположил Виллиброрда в сан епископа и даровал ему впоследствии сан архиепископа, определив в качестве его местопребывания Утрехт. И чтобы разрешить возникший спор, Бонифаций написал в Рим к папе Стефану письмо, где подробно изложил все обстоятельства этого дела. В этом письме, которое, кстати, является последним документом из дошедшей до нас переписки святителя Бонифация, он извещал папу о мерах, принятых им в связи с необоснованными претензиями Кельнского епископа, и просил Стефана о поддержке. Как папа отреагировал на это послание, остается неизвестным. Очевидно, он не имел ничего против намерений своего легата защитить Утрехтскую епископию от притязаний со стороны епископа Хильдегара. Но действительное решение вопроса зависело, конечно, не от папы, а от всемогущего франкского короля. Поэтому в начале 753 года престарелый архиепископ отправился к полновластному хозяину империи Пипину. «Начался последний акт его (Бонифация. – Иг. Е.) жизненной драмы, который, судя по всему, проходил под знаком резкой дисгармонии, – замечает Шифер, описывая этот нелегкий период жизни святителя. – Если принять во внимание, какие беспрецедентные события одновременно совершались в этот исторический момент: торжественное посещение Стефаном II франкского короля, знаменитое соглашение в Понтионе и Къерзи 187 , то это могло бы быть вершиной всей деятельности святителя. Но тот, кто всю свою жизнь посвятил служению римской идее универсальной Церкви, кто, собственно, и подготовил заключение союза между Франкской Церковью и папством, кто совершал паломничества в Рим, посещая пап Григория II и Григория III, – уже не встречался с папой Стефаном, полностью оставался в тени во время исторической встречи Стефана и Пипина, и даже подробная Liber Pontificalis – официальная история папства – ни разу о нем не упоминает» 188 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1715 г. арм. церковь в Амстердаме была переведена в др. здание (находится там и в наст. время), арм. община получила разрешение от католикоса иметь своего священника. В нач. XVIII в. в Амстердаме насчитывалось ок. 500 армян, занимавшихся преимущественно коммерческой деятельностью. Часть арм. семей вела торговлю со странами Ближ. Востока на собственных кораблях. Во 2-й пол. XVIII-XIX в. в связи с утратой Северными Н. экономического влияния армяне стали покидать страну. В 50-х гг. XIX в. арм. церковь в Амстердаме была закрыта и продана (в 1875-1985 в этом здании располагалась католич. школа). В кон. XIX - нач. XX в. в Бельгию и Н. стали мигрировать армяне, бежавшие из Турции. Во время первой мировой войны армяне из оккупированной Бельгии переселялись в Н. из страха насильственной высылки в Турцию (многие из них оставались тур. подданными). Впосл. большинство вернулось в Бельгию, арм. община в Н. практически прекратила существование. В 50-х гг. XX в. в Н. переселилась небольшая группа армян из бывш. нидерланд. Индонезии. В 80-х гг. XX в. в Н. устремилась новая волна арм. мигрантов из Ирана, Турции и Ливана. В 1985 г. им удалось вновь приобрести историческое здание арм. церкви в Амстердаме. В 1989 г. в Алмело арм. община выкупила здание школы, которое было преобразовано в церковь, официально открытую в 1993 г. (1-я служба прошла в 1992). Ввиду роста числа прихожан в 2003 г. здесь было построено новое здание церкви. В 2012 г. католич. ц. Вознесения Господня в Маастрихте была передана арм. общине и освящена во имя св. Иоанна Предтечи (Сурб-Карапет). В 2017 г. начался процесс образования отдельной арм. епархии с кафедрой в Амстердаме. Католич. собор вмц. Екатерины в Утрехте. 1456 г. Римско-католическая Церковь представлена в европ. части Королевства Н. архиеп-ством Утрехт, к-рому подчинены 6 еп-ств: Бреда, Гронинген-Леуварден, Харлем-Амстердам, Рурмонд, Роттердам, Хертогенбос. Действуют военный ординариат и Конференция католических епископов Нидерландов. В европ. части Королевства Н. насчитывается 3,9 млн католиков (2015). В карибской части (Бонайре, Синт-Эстатиус, Саба, Аруба, Кюрасао, Синт-Мартен) католики объединены в еп-ство Виллемстад, находящееся в подчинении архиеп-ства Порт-оф-Спейн (в Республике Тринидад и Тобаго). По данным на 2014 г. в еп-стве Виллемстад было ок. 221,6 тыс. католиков. Епископ Виллемстада участвует в работе Конференции католических епископов Антильских о-вов.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

947 Генлада-северный рукав реки Вантсум, отделявшей прежде остров Танет от побережья. Это название сохранилось в имени ручья Янтлет-Крик. 948 Кент в то время был захвачен королем Уэссекса Ине. Свефхард или Себби был уэссекским элдорменом Кента в 690-692 гг.; сын Эгберта Виктред претендовал на трон, но окончательно занял его только в 694 г. 949 Годвин (судя по имени, англосакс) был архиепископом Лугдуна (Лиона) в 693- 713 гг. Митрополитом он зовется потому, что к тому времени Лион сделался церковной столицей Южной Франции вместо Арля. 950 Товий (Tobias) был епископом Рочестера в 693-726 гг. Он приехал из Рима вместе с Теодором и Адрианом. 951 По мнению К. Джексона (Language and History in Early Britain. Edinburgh, 1953), так звучало на вульгарной латыни слово germani. 952 Фризы жили в Нидерландах, ругины или ругии-на побережье Балтики (их имя сохранилось в названии острова Рюген). Гуннов многие средневековые историки считали германцами, так как в состав их орды вошли многие германские племена. Старые саксы населяли Саксонию, даны-нынешние острова Дании, боруктуары или бруктеры-Рейнскую область. 953 Бойсил был другом и наставником Кутберта. Его имя сохранилось в имени шотландской деревушки Сент-Босуэллс и, возможно, дворянского рода Босуэллов. 954 Cella означает по-латыни «келья», columba-»roлyбь». Имя Колум Килле (Колумгилл) произошло от ирландских слов с тем же значением. 955 «Теплохладный» (mepidus)-uзbecmhoe выражение апостола Иоанна (Откр 3:16), означающее безразличие и инертность в делах веры. 956 Ин. 1:12. 957 Он упоминается также Алкуином в «Житии Виллиброрда», но больше о нем ничего не известно. 958 Радбод (у Беды Rathbed) был королем фризов ок. 680-719 гг. Все годы его правления прошли в войнах с франками, стремившимися захватить Фризию. Его едва не обратил в христианство св. Вульфрамн, но когда Радбод узнал, что его предки-язычники будут гореть в аду, он отказался от крещения, чтобы не разлучаться с ними (см. «Житие Вульфрамна», MGH, SRM, р. 668). 959 Виллиброрд или Виллиброд (у Беды Uilbrord) был апостолом фризов и их первым епископом в 695-739 гг. Его резиденцией был Утрехт, но умер он в основанном им монастыре Эхтернах близ Трира.

http://sedmitza.ru/lib/text/440928/

4 . Первый французский протестантский перевод Библии был сделан Пьером Робертом Оливетаном, родственником Кальвина, и был напечатан в Серрьере, близ Невшателя, в Швейцарии, в 1535 r., in-f. Ветхий Завет был переведен по латинскому переводу Сант-Пагнино, сделанному с еврейского, а Новый Завет по латинским переводам Еразма и французскому переводу Ле-Февра. Работа Оливетана была вполне пересмотрена Феодором Безе в 1551 г., Корнелием Бертраном и другими женевскими пасторами в 1588 г.; Диодати, Женева, 1644 г., Десмартом, Амстердам, 1669 г., Мартнном (Новый Завет), Утрехт, 1696, Ветхий и Новый Завет, 2 ia-f., 1707; Роком, Базель, 1744; Остервальдом, Невшатель, 1744 г. Этот последний пересмотр сделался как бы официальной Библией французских протестантов. Библейское французское общество опубликовало в 1861 г. издание его, пересмотренное Макензи. 5 . Существует известное число других протестантских переводов: перевод Севастиана Шастиллона (Castalio), сделанный по оригинальным текстам, но нуждающийся в точности, как и в исправлении, 2 in-f., Базель, 1555; перевод Ле-Клерка, 2 in-4°, Амстердам, 1703, зараженный арминианскими ошибками; перевод Ле-Сена, социнианский, 2 in-f., Амстердам, 1741; перевод Бособра и Анфана, 2 in-4°, Амстердам, 1718. Бособр был французский протестант, который, после отмены Нантского эдикта, сделался пастором в Берлине. 6 . В 1566 году появился, в Париже, перевод Рене-Бенуа, доктора Сорбонского. Он был осужден, в 1575 году, папою Григорием XIII за его протестантские тенденции. Луврские богословы опубликовали его в исправленном издании. 7 . В XVII веке появились в свет многие католические переводы Нового Завета: перевод К. Девилля, 1613; Иакова Корбена, адвоката парижского, 1643; Михаила де-Мароля, аббата Виллелуйского, 1649; Дионисия Амелота, 3 in-8°, 1666–1670. Этот последний был часто печатаем. Он очень буквален, но мало изящен. 8 . Самый знаменитый из французских переводов Библии есть перевод Исаака Людовика Майстра, называемого Саси (Sacy). 529 Он был начат Антонием Ле-Майстром, его братом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Почитание А. установилось в Риме уже к IV в. и вскоре распространилось во всей Зап. Церкви. Ее память 21 янв. присутствует в древнейших календарях - римском Бухерианском (354) и Карфагенском (V или VI в.); мартиролог Иеронима указывает также празднование «восьмого дня» (явление А. родителям на 8-й день после смерти). При этом о времени мученичества А. точных известий нет, а его обстоятельства излагаются по-разному уже в самых ранних источниках. Существует также память некой мц. Анны (5 июля), к-рая отождествляется с А. Усыпальница А. на Номентанской дороге составляет центр комплекса христ. погребений знаменитой катакомбы ее имени; сохранилась часть надгробной плиты с надписью: «AGNE-SANC-/TISSIMA». По сообщению Никифора Каллиста Ксанфопула , мощи А. хранились в К-поле в ц. св. Лаврентия в Пульхерианах. Во времена имп. Константина Великого над могилой была возведена ц. св. А., где находится мозаичное изображение святой, относящееся к VI в.; по преданию, церковь была построена на могиле А. в честь исцеления дочери Константина Констанции. Существует и более древнее (IV в.) скульптурное изображение А. в мраморе. При папе Гонории I († 638) эта церковь была перестроена. В Риме существует др. церковь, освященная во имя А., построенная на предполагаемом месте тюрьмы, в к-рую была заключена мученица. В этой церкви ежегодно в день памяти А. папа благословляет ягнят, из шерсти к-рых делается паллиум (омофор), вручаемый папой вновь поставляемым архиепископам. Часть мощей А. была перевезена в Утрехт (Нидерланды), где первое их обретение, бывшее ок. 964 г., праздновалось 3 марта (второе перенесение - 1421). В Париже перенесение мощей А. в храм св. Евстахия празднуется в 4-е воскресенье по Пасхе. А. является покровительницей молодых девушек, а также садовников; ее житие, вошедшее в популярный средневек. сб. «Золотая легенда», известно на всех европ. языках и в духовных стихах. Накануне дня памяти А. в народе практикуются гадания, в частности в Англии девушки в этот день пытаются узнать о своих буд. супругах.

http://pravenc.ru/text/63334.html

Соответствие новых композиций правосл. пониманию образа, святоотеческому учению и визант. иконографической традиции подтвердил митр. Макарий. Его ответ и анализ новых иконографических тем, в т. ч. композиции «Е. С.», лежат в русле традиции рус. богословия иконопочитания, начало к-рому положил «Просветитель» прп. Иосифа Волоцкого. Действительно, раннехрист. и ранневизант. иконография знает многочисленные изображения креста, увенчанного победной хризмой (рельеф т. н. Страстного саркофага, IV в., Музеи Ватикана), Христа в доспехах рим. воина, попирающего льва и змия (мозаики оратория Архиепископской капеллы, Равенна, кон. V - нач. VI в.; рельеф Баптистерия православных, Равенна, между 494 и 519). На миниатюрах Утрехтской Псалтири (б-ка ун-та, Утрехт - Ms. 32, 809 г.) над сценой «Распятие» имеется изображение Христа Победителя смерти в шлеме и в доспехах, напоминающее образ на «Четырехчастной» иконе. В средневек. европ. искусстве в основу изображения Христа воина легли образы, взятые большей частью из Апокалипсиса. Христа изображали на коне с луком, со стрелами и с мечом, выходящим из Его уст (миниатюры из Толкования на Апокалипсис Беата Лиебанского, XII в., б-ка собора в Эль-Бурго-де-Осма, Испания). Тема воинства Христова стала особенно актуальной и получила развитие в период крестовых походов. Сочинение Эразма Роттердамского о воинствующей Церкви, оказавшее влияние на западноевроп. иконографию Христа воина, отчасти перекликается с рус. темами войны и Церкви, характерными для эпохи митр. Макария и царя Иоанна IV Грозного. Однако западноевроп. иконография не была воспринята рус. искусством, как и понимание подвига воина Христова в идеологии крестовых походов, где он воспринимался как победа над неверными. Изображение же смерти, популярное в западноевроп. искусстве в качестве самостоятельной темы («Пляска смерти» - Dance macabre) и как иллюстрация Апокалипсиса, было без изменений перенесено на «Четырехчастную» икону. Аналогичные композиции во множестве известны по гравированным листам, получившим распространение в русской иконописной среде в сер. XVI в.

http://pravenc.ru/text/189555.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010