Широкой волной устремилось юношество в двери университетов и духовная школа опустела. Пошли, конечно, лучшие, надеявшиеся на свои способности, а духовные академии подбирали остатки. В университетах духовные воспитанники по своей трудоспособности заняли лучшие места и вышли добросовестными деятелями на разных поприщах служения обществу, но церковь Христова лишилась их деятельности на ниве Божией в священном сане. В состав низшего отделения киевской дух. академии правление выслало из херсонской семинарии одного воспитанника – Ивана Прозорова 219 . Кроме того, в ноябре месяце отправлены в Киев для поступления в академию два воспитанника-иностранца из среднего отделения херсонской семинарии – Иван Пичета и Николай Билич 220 . В обозреваемом учебном году немало тревог и забот доставило правлению семинарии елисаветградское училище. Между ректором сего училища М. Скворцовым и учителем И. Загорским возникли остро враждебные отношения, следствием которых были доносы со стороны того и другого правлению семинарии и владыке Димитрию. Назначена была ревизия в лице инспектора семинарии архим. Вениамина. Кроме того, диакон Симон Русаневич подал в св. синод прошение, в котором обвинял администрацию училища во взяточничестве. Следователем по этому делу назначен был эконом семинарии свящ. А. Тихомиров. Ревизия и следствие дали массу материала, которая представляет собой огромный том. Будущий историк елисаветградского училища найдет здесь для своей цели много интересных страниц 221 . Упомянем еще о переменах в личном составе преподавателей семинарии. Как замечено было выше, инспектор семинарии архим. Вениамин назначен был временно управляющим Бизюковым монастырем. Отсутствие инспектора вызвало затруднения в преподавании его предметов. В виду этого правление семинарии делает представление владыке о приглашении временно преподавать богословские предметы священника Николая Неводчикова. Архиепископ 9-го января 1864 г. написал на представлении такую резолюцию: «Прошу о. Николая Неводчикова принять на себя на время преподавание предметов о. инспектора» 222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Присутствующий при нашем разговоре отец Всеволод Шпиллер и живо на всё реагировавший, обратился ко мне с вопросом: – «А Вы читали записку архиепископа Вениамина Иркутского?» – «Конечно нет, – ответил я, – откуда же я мог достать, она заграницей неизвестна». – «Да, Вы попросите её в Предсоборной Комиссии, они Вам обязаны дать, ведь это официальный документ». – «Что Вы! – сказал я, – бесполезно спрашивать, всё равно не дадут. Постараюсь достать её другим путём». Далее отец Всеволод сказал, что всех архиереев, подавших записи, против постановлений 1961 г. вызывали в Москву в Предсоборную Комиссию и строго внушали им не выступать на Соборе против этих постановлений, « потому что они вытекают из советского законодательства о культах и оспаривание их будет поэтому рассматриваться, как антисоветский акт ». Точно тоже самое внушали архиереям и в Совете по Делам Религии. » Кто будет противиться постановлениям о приходам, сломает себе ногу», – сказал Макарцев, по словам о.Всеволода Шпиллера. Особенно строго говорили с архиепископом Павлом, так как кроме возражений против постановлений 1961 года он «собирал материал против митрополита Пимена», а именно его указ о недопущении к причастию верующих в районах затронутых холерой. А так как архиеп. Павел, твёрдо стоял на своём и заявлял о намерении выступить на Соборе, его предупредили « Смотрите, Вы и на Собор не попадёте! Против Вас поступили обвинения в безнравственном поведении, одновременно по церковной и по гражданской линии..., а для расследования нами послан в Вашу епархию Михаил Казанский. Если ревизия подтвердит обвинения, Вы будете уволены и на Соборе Вас не будет». По словам о. Всеволода, в результате подобных разговоров, архиепископ Павел, уехал из Москвы в Новосибирск разбитым и нравственно и физически (он очень болезненный). Сейчас «ревизия» и проверки происходившие в отсутствие(!) Владыки Павла закончились, но результаты её неизвестны. Я спросил о. Всеволода относительно архиепископа Ермогена (бывшего Калужского). Он ответил мне, что архиепископ Ермоген, конечно против постановлений 1951 года и выбора Патриарха открытым голосованием и что он тоже писал в Предсоборную Комиссию. Более того, он дважды бывал в Москве, был принят митр. Пименом, долго с ним беседовал, Пимен его даже пригласил обедать, казалось, что между ними наладились добрые отношения. Но потом почему то всё разладилось и сейчас архиепископ Ермоген перестал бывать в Патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

В 1869 г. назначена была ревизия в Петербургской д. Академии. Ревизорами были Епископ Ладожский Павел 1506 и священник магистр Михайловский. Последний ревизор был очень неприятен Ректору Академии, Протоиерею Янышеву. 1507 Ревизия обнаружила очень много недостатков по всем частям Академического Управления. Выборное начало между духовенством, особенно в отношении к Благочинным и Членам Консистории, не вполне одобряется. Распоряжение Преосвященного Владимирского Антония 1508 о назначении главных в уезде благочинных не одобрено Синодом. Епархиальные отчеты, большею частью, не удовлетворительны. Из них весьма немногие, и только в выдержках, докладываются Св. Синоду. Извлечения из отчетов епархиальных для составления общего Отчета по православному духовному ведомству, обыкновенно делаются Директором Канцелярии Обер-Прокурора. Им же составляются и все важнейшие бумаги от имени Обер-Прокурора. Для переписки бумаг, идущих к Государю, имеется при Канцелярии особый писец, называемый Царским. Николай Александрович не утаил от меня и того, как Сербинович 1509 , брат игумении Полоцкого Спасского монастыря, интриговал против меня по поводу удаления мною от монастыря вдового священника Слупского. 1510 Наконец. Николай Александрович сообщил мне сведения о своем вступлении в должность Попечителя Виленского Учебного Округа и о своих первых впечатлениях и распоряжениях на этой должности. В делах по учебному Округу он нашел большую запутанность. И неудивительно, потому что его предшественники были аристократами, которые, если бы и хотели заниматься школами, не —305— 1870 г. могли по недостатку потребных для сего знаний и терпения. Мало оказалось способных и благонадежных помощников. Гимназии, особенно Ковенская, найдены им в крайне неудовлетворительном состоянии. Некоторые духовные Семинарии, по его мнению, стоят выше Гимназии. На первый же раз пришлось ему удалить от законоучительства двух Ксендзов из-за так называемых Евангеличек; и по этому поводу он имел и горячее объяснение с Генерал-Губернатором Потаповым, покровителем Поляков. Тем не менее, однако ж он скоро сошелся с г. Потаповым, который так его полюбил, что называл его – перлом духовного ведомства, вторым Графом Сперанским!…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Его поступок вызвал всеобщее восхищение, и все удивлялись его умным суждениям и «необыкновенной живости» . Имея открытый и доброжелательный характер, отрок Георгий любил играть со сверстниками-сельчанами. Благодаря этому он хорошо знал жизнь простого народа. Без сомнения, любовь к живому народному языку, которой исполнены все сочинения святителя, зародилась в нем еще в детстве, во время игр со сверстниками и в результате наблюдений за жизнью людей разных сословий. Но самое главное, что еще до обучения в духовных школах — в годы, проведенные в родительском доме, через постоянное непосредственное участие в церковной жизни, ежедневную домашнюю и церковную молитву, регулярные паломничества, на примерах благочестивой жизни взрослых и рассказов о житиях святых формировались духовно-нравственные основы жизни будущего святителя: церковность и религиозность. 1 верста равна 1,0668 км. Чернава [Электронный ресурс]/Статья на сайте Администрации сельского поселения Чернавский сельсовет. – Режим доступа: Крутиков Николай. Из воспоминаний о преосвященном Феофане//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1963. Л. 2—2 об. Наиболее ранним документальным свидетельством является первая перепись (ревизия) священно- и церковнослужителей 1720 года (Первая ревизская сказка священно- и церковнослужителей села Богоявленское Фошня тож Малоархангельской округи. 1720 г.//РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Ед. хр. 1728 (1722—1727 гг.). Л. 590—590об.). Лукьянова А.Е. Родственное окружение Святителя Феофана, Затворника Вышенского//Доклад на VI Феофановских чтениях. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svtheofan.ru/item/1544-ae-lukyyanova.html Досифей (Ильин, 1751 1827), с 25 марта 1798 года по 4 июня 1817 года епископ Орловский и Севский. Шестая ревизия Елецкого уезда 1811 г.//ГАОрО. Ф. 760. Оп. 1. Ед. хр. 131 (1811 г.). Л. 651—652. Крутиков Иван Александрович. Святитель Феофан Затворник и подвижник Вышенской пустыни//Душеполезное чтение. 1897. Ч. 1. С. 45. Корольков И. Преосвященный Феофан, бывший епископ Владимирский и Суздальский//Труды КДА.

http://bogoslov.ru/article/5033762

Был епископом в Ревеле, архиепископом в Рязани, в Твери и в Казани. На С.-Петербургскую кафедру возведен 1 октября 1856 г. Умер 17 июня 1860 г 165 …наступающей ревизии…«Ревизия (от позднелат. revisio – пересмотр), в России XVUUU-XUX вв. – перепись податного населения. Замена подворного обложения в первой четверти XVIII в. подушной податью потребовала персонального учета податных сословий (крестьян, мещан, купцов). Подобный учет получил название ревизия, то есть проверка, и проводился периодически по назначению Правительства. Единицей учета мужского населения стала «ревизская душа», которая в ходе ревизии вносилась в именные списки – ревизские сказки. Ревизии учитывали также и большую часть неподатного населения – духовенство, отставных солдат и других. Всей территории Российской Империи ревизии не охватывали, не проводились в Польше, Финляндии и Закавказье 166 за поздравительное письмо Ваше и за благие желания Ваши мне, недостойному. – 27 октября ст. стиля 1857 г. архимандрит Игнатий был возведен в сан Епископа Кавказского и Черноморского 167 о посещении Святой обители Валаамской Государем с Государынею… – В день преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, 28 июня 1858 г., Государь Император Александр Николаевич с Августейшим семейством, возвращаясь из поездки по северным губерниям, прибыли на Валаам. В восемь часов утра пароходы «Александрия» и «Стрельна» вошли в монастырскую бухту и остановились у пристани. На берегу Их Императорские Величества встречали не менее 6000 человек. Среди них Финляндский генерал-губернатор ?. Ф. Берг, благочинный монастырей архимандрит Игнатий (Малышев) , казначей обители иеромонах Виктор. На экипажах процессия отправилась к часовне Знамения Пресвятой Богородицы, которая установлена недалеко от Святых Врат, на монастырской горе, где Высочайшие особы были встречены игуменом Дамаскином, священнослужителями и прочей монастырской братией. В верхнем храме Преображения Господня была отслужена Божественная Литургия, в нижней церкви Сергия и Германа – молебен Преподобным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Таких только церковников старалась оставлять при церквах без возвращения в прежнее состояние и ревизия. При таком решении вопроса о правах церковников необходимо должна была происходить путаница во многих частных случаях практического его приложения, когда следовало определить, кого именно оставлять из церковников при церкви и кого писать в ревизию; указ 1722 г., на который ссылалось законодательство имп. Елизаветы, говорил о свободе от оклада только тех церковников, которые были детьми священнослужителей, делал таким образом привилегированным только потомство этих священнослужителей, а с тех пор много прошло времени и много случилось перемен в составе церковных причтов. Очень неудивительно, что и теперь еще находились люди, которые предлагали решить вопрос о свободе духовенства от податей в смысле первых указов о ревизии Петра Великого, ограничив эту свободу классом одних священнослужителей. Один из птенцов Петра, остававшийся неизменно верным идеям его реформы, В. Н. Татищев в своих заметках по поводу второй ревизии предлагал такой проект: «о излишних церковниках рассуждать трудно, кого в окладе положить и кого выключить, но по примерам всех европейских государств, кроме папежства, везде все в окладе,... но чтобы они тем обучаться в училищах не ослабевали, то предписать им страх, ежели церковничьи дети при ревизии выше 15 лет явятся латинского языка достаточно не обучены, оных брать в службу, а негодных отдавать в тех селах и приходах в крестьянство. Сие, мню, закону Божию не противно, видя, что Христос апостолом дань государю платить повелел и за Себя платил, не отрицаясь. Но чтобы они с платежом и обучением непраздны были, мню: 1) излишними недостаток у церквей наполнять, 2) в селах и погостах детей читать и писать обучать и отчинников принудить, чтобы конечно от 100 не меньше 4-х обучали и владельцев или управителей к построению покоя при церкви и содержанию принудить, 3) за обучение церковникам определить за каждого младенца, коего читать и писать выучить, по рублю, а букварь да доску, на чем писать, и десть бумаги должен дать отдающий в научение; сим безубыточным порядком можно надеяться, что у нас не токмо писать умеющих, но и ученых везде будет довольно» 638 . Мысль Татищева не пошла в ход. Новая ревизия предоставила наследственную свободу от податей всему действительно служащему духовенству, в том числе и церковникам, которых нашла нужным оставить при церквах.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Саранске Успенской церкви без разрешения св. синода и о пострижении Михаила Кутырева из военных чинов в малый монашеский чин без соизволения на то высшего начальства; в-третьих, что до начатия сих дел епископ Амвросий не делал Ошанину ни выговоров, ни замечаний, и в консистории никаких бумаг относительно неисправностей его, Ошанина, и образа жизни его нет, а сие и доказывает, что взводимые на Ошанина обвинения суть следствия личных неудовольствий к нему епархиального архиерея и членов консистории; в-четвертых, что, сверх вышепоказанных обвинений секретаря Ошанина, ревизовавшие дела пензенской консистории не представили никаких других дел до него относящихся (?), и наконец, в-пятых, что Ошанин сам и давно уже настоятельно просит об увольнении его от должности секретаря пензенской консистории по болезненному его состоянию, почему святейший синод, основываясь на сем, определяет: по вышеизложенным обстоятельствам не признавая Ошанина виновным в каких-либо влекущих за собою ответственность делах по пензенской консистории, просьбу его об увольнении от настоящей должности представить предварительному рассмотрению г. обер-прокурора св. синода и дело считать поконченным». 240 VIII. Ревизия пермского епархиального управления Борьба между Аркадием, архиепископом пермским, и секретарем пермской консистории Архаровым – лицами уже нам знакомыми – послужила поводом к ревизии местного епархиального управления. Начало их взаимной ненависти восходит ко времени назначения Архарова секретарем пермской консистории, и можно сказать, что эти два лица, еще не видавши друг друга, стали питать самую полную и искреннюю ненависть одно к другому. Архаров, отличавшийся постоянным нерасположением ко всем архиереям вообще и бывший в открытой вражде с теми из них, с которыми приходилось ему служить, в особенности терпеть не мог Аркадия, которого считал самым деспотическим и двоедушным из архиереев, самым пристрастным и несправедливым правителем, наконец самым беззаконным непотистом. Сверх того, Архаров был убежден, что его перевели из Костромы в Пермь за то, что он не поладил с костромским епископом Виталием, а потому его прежняя вражда к архиереям еще более усилилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19 . Епархиальные духовные учебные заведения финансируются из общеепархиальных средств, а также из добровольных пожертвований. 20 . Распорядителем финансов духовного учебного заведения является ректор. 21 . Священный Синод Украинской Православной Церкви имеет право финансовой ревизии общецерковных и епархиальных средств. Для осуществления такой ревизии им создается специальная Ревизионная комиссия. 22 . Финансовая ревизия ставропигиальных монастырей осуществляется ревизионной комиссией, которую назначает Митрополит Киевский и всея Украины. 23 . Финансовая ревизия епархиальных учреждений, приходов и монастырей проводится по указанию епархиального архиерея Ревизионной комиссией, состав которой определяется Епархиальным советом. 24 . Приходские ревизионные комиссии действуют в соответствии с пп. 55–57 раздела VIII.E настоящего Устава. 25 . Управление церковным имуществом осуществляется материально ответственными лицами согласно действующему законодательству. 26 . Имущество, находящееся в церковном пользовании, может быть застраховано. XIII. О пенсионном обеспечении 1 . Украинская Православная Церковь может осуществлять пенсионное обеспечение в соответствии с «Положением о церковных пенсиях». 2 . Священнослужители и церковнослужители могут получать в установленном порядке государственную пенсию. 3 . Украинская Православная Церковь пользуется государственным фондом социального страхования и государственным и негосударственными пенсионными фондами, а также может иметь собственный пенсионный фонд и фонд социального страхования. XIV. О печатях, штампах и бланках 1 . Митрополит Киевский и всея Украины и епархиальные архиереи имеют угловой штамп, бланк с символикой и круглую печать с именем и титулом. 2 . Священный Синод Украинской Православной Церкви имеет угловой штамп, бланк с символикой и круглую печать с надписью «Украинская Православная Церковь – Священный Синод». 3 . Угловой штамп, бланк с символикой и круглую печать имеют: Киевская Митрополия Украинской Православной Церкви, синодальные учреждения, управление епархий, приходы, монастыри, духовные учебные заведения, миссии, братства, сестричества, благотворительные и т.п. XV. Об изменениях в уставе об управлении Украинской Православной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/usta...

8 февр. 1903 года – епископ Тамбовский и Шацкий. В этом же году награждён панагией с драгоценными камнями. Здесь его административный талант, усугублённый постоянным трудом и опытом, развёртывается шире и шире. Тотчас по назначении на Тамбовскую кафедру ему выпадает на долю принять самое деятельное участие в приготовлениях, а затем и в самом торжестве прославления мощей преподобного Серафима Саровского . Знаменательные труды, подъятые по этому поводу, новым епископом, и явленная им здесь энергия, распорядительность, предусмотрительность сразу выдвинули его, как выдающегося духовного администратора, и стали общепризнанными. На Тамбовской кафедре он пробыл пять лет и успел за этот период времени многое сделать для Тамбовской епархии. Так, им восстановлено, в целях наилучшего управления епархией и наибольшего развития архипастырского влияния на паству, Козловское викариатство, перед тем вдовствовавшее в течение более тридцати лет. В целях более широкого развития и лучшей постановки миссионерского дела в епархии, местное Казанско-Богородичное братство преобразовано им на более широких и деятельных началах; по возможности всё духовенство привлечено к участию в делах миссии; оживилась церковная проповедь, возросло пастырское влияние, умножились церковные школы и христианское просвещение народа, развились и окрепли приходские попечительства. В самом городе Тамбове заботами Преосвященного Иннокентия перестроен епархиальный собор, устроено обширное, поместительное женское епархиальное училище, воздвигнуты здания свечного епархиального завода т. п. Трудясь для Тамбовской епархии, немало потрудился он за этот период времени и по делам общецерковным. Выдающиеся его административные способности и опытность по достоинству оценивались высшей духовной властью и неоднократно возлагались на него, в последнее время, различные важнейшие поручения. Дважды он вызывался в Святейший Синод для участия в его заседаниях, призван был также к деятельному участию в трудах Предсоборного присутствия. В 1907 году ему была поручена Святейшим Синодом ответственная ревизия дела Владикавказского епархиального управления, а в 1909 году такая же ревизия в Екатеринославской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

—3— в книге Стоглаве, и клятву, юже без рассуждения и неправедно положиша мы православной патриарси тую неправедную клятву того собора разрешаем и разрушаем, и той собор не в собор, и клятву не в клятву, но ни во что вменяем, якоже и не бысть: зане той Макарий митрополит и иже с ним мудрствования невежеством своим безразсудно, якоже восхотеша сами собою, не согласяся с греческими и древними харатейными словенскими книгами, ниже со вселенскими святейшими патриархи о том советовати и ниже свопросишася с ними“ 1976 . Давно уже не бывало у нас подобных генеральных канонических ревизий, именно с тех пор как у нас прекратились Поместные соборы. Правда Св. Синод весьма нередко производит и официальные и „негласные“ ревизии наших епархиальных управлений; правда, что ревизионная функция и по духовному регламенту выставляется едва ли не самой главной „должностью“ или обязанностью членов „Правительского Коллегиума“: „зде двое смотреть подобает по выше писанному предложению“ – говорит он, определяя круг дел Св. Синода – „аще все правильно и по закону христианскому деется и не деется ли что и где, закону оному противное“ 1977 . Но эти ревизии производятся в строгом секрете и служат весьма нередко к унижению наших иерархов, потому что предпринимаются не иначе, как по дошедшим до Св. Синода сведениям о каких-либо злоупотреблениях, или нестроениях вообще. Не такова канонически-генеральная ревизия, производимая Поместным Собором. Её задача – обновление церковной жизни во всех её сторонах, т. е. устранение всего устарелого, обветшавшего в её устройстве и учреждениях, что не может быть поставлено в вину отдельным лицам, но что само по себе тормозит нормальную церковную жизнь. Без долговременного приложения этой власти церковная жизнь и церковное устройство могут прийти в застой, может тут и там накопиться много элементов износившихся, не подходящих к современным потребностям и своим продолжающимся вялым существованием тормозящих жи- —4— вое нравственное влияние Церкви, как силы „светящей“ и „освящающей“ современное, а не отшедшее уже в вечность человечество. По сему канонически соборная ревизия рассматривалась и должна быть рассматриваема, как явление желательное, как праздник Церкви 1978 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010