182 Ревизия Аполлинария не только не исправила зла, но еще более ожесточила Нафанаила и псковскую консисторию. Синодский указ как бы намеренно не исполняли. Псковское епархиальное начальство ничего не предпринимало для пресечения тех злоупотреблений, о которых было доведено до сведения синода, и не стыдилось даже делать явный подлог. Так, напр., благочинный Пятницкий, который долженствовал быть удален от должности по синодальному указу, псковским епархиальным начальством был уволен по его прошению, в то самое время, когда уже получен был синодский указ об его удалении; в консисторию на место Пятницкого назначили соборного священника Иоанна Васильева, изобличенного по ревизии архимандрита Аполлинария в беспорядках по церковному хозяйству. Церковное воровство продолжалось по-прежнему. Так, Лебедев доносил, что «протоиерей Кудрявцев под предлогом обветшания и изменения многих церковных вещей, выпросив позволение переменить описи, украл много серебра, каменьев и жемчугу и даже самых икон. Жемчуг протоиерей Кудрявцев показал проданным за 10 руб. серебром, тогда как того невозможно было продать и за 800 руб. серебром. Иконы Кудрявцев показал отданными в псковскую единоверческую церковь , но туда ни одна икона не поступала». 183 Кроме того, Лебедев никак не соглашался допустить кого-либо из членов псковской консистории произвести учет мещанину Латкину, «потому что все занимающие судейские стулья в псковской консистории суть те лица, которые, ясно видев виновность Латкина, его оправдали, а Лебедева обвинили; начет на Латкина, им оглашенный, оставили не приведенным в ясность и намеренно своевременного учета не произвели». 184 Синод поражен был тою наглостью, с которою псковское епархиальное начальство обращалось с его указом, а потому он перестал церемониться с Нафанаилом: назначен был новый ревизор для нового исследования справедливости жалоб Лебедева, «доказывающего очевидными фактами разные неправильные действия членов псковской консистории, а также для дознания справедливости возражений преосвященного псковского против произведенного архимандритом Аполлинарием следствия, требующих, впрочем, точнейшего и ближайшего удостоверения в справедливости оных».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ночь с 23 на 24 сентября 1905 года на монастырь группой неизвестных было совершено разбойное нападение, в результате которого погиб послушник Димирий Лихолетов. В 1909 году по распоряжению епархиального начальства ректором Александровской Семинарии архимандритом Иерофеем была проведена ревизия по всем частям монастырской жизни. О результатах ревизии владыка Агапит (Вишневский) писал следующее: " Ревизия открыла много важных упущений, злоупотреблений и беззаконий, допущенных иеросхимнонахом Герасимом и его приближенными. Монастырь существует шесть лет, но почти вся его братия, пришедшая с Афона с иеросхимонахом Герасимом, не приуказана духовной властью, не утверждена в сущих санах и званиях. Это произошло по вине отца Герасима, так как не входило в его честолюбивые планы. Дело в том, что отец Герасим, состоя настоятелем Второ-Афонского монастыря, одновременно состоит настоятелем двух монастырей на Афоне. Он имел неограниченную власть над братией всех этих монастырей, которая проявлялась, например, в том, что он из Второ-Афонского монастыря не угодивших ему или провинившихся ссылал на старый Афон, а угодных и нужных вызывал с него. (…) Власть его основывалась не на его нравственном авторитете, а всецело на страхе пред его личным усмотрением, ничем не ограниченным. И стоило ему только выехать на старый Афон, как сейчас поднялись нестроения, разногласия и ссоры между братией. Организовалось несколько партий, цель которых была освободиться от капризного всевластия отца Герасима (…) Большинство братии мелочно самолюбивы и власти не покорны. Результатом ревизии монастыря было отстранение от настоятельства отца Герасима и введение строгих порядков в обители " . Далее епископ Агапит указывает, что в период внутренних неурядиц в монастыре братия бродили по Пятигорску в пьяном виде. После иеросхимонаха Герасима должность настоятеля временно замещал иеросхимонах Варсонофий. При нем внутренняя жизнь монастыря, по мнению правящего Владикавказского епископа, " стала заметно улучшаться - тунеядцы, прочие из монашествующей братии лица, видя в лице отца Варсонофия строгого исполнителя монастырских законов и порядков, поспешили оставить монастырь, хотя и уступили свои позиции не без борьбы, дошедшей в последнее время до покушения на убийство названного отца Варсонофия; но благодаря Богу последний отделался лишь незначительными поранениями, а преступники преданы судебным властям " . 24 октября 1910 года определением Святейшего Синода настоятелем монастыря назначается викарий Владикавказской епархии епископ Пятигорский Арсений (Смоленец).

http://sobory.ru/article/?object=05784

Преосвященный Елпидифор, епископ подольский и брацлавский, посещая в настоящее лето сельские церкви, возил с собой родного брата своего, молодого парня, Гаврилу, поручив ему поверять при ревизии наличные суммы каждой церкви. Гаврила этот, по обсчете суммы, взимал без исключения с каждой церкви по 12 рублей серебром, и на спросы приходских священников и церковных старост, на что и для кого забирает эти деньги, не обинуясь отвечал, что забирает их по приказанию преосвященного на его же надобности. В одном приходе священник решился спросить самого преосвященного, следует-ли этот взяток (sic) писать по церковным реестрам расходом, и получил от него такой ответ: «Пиши, если хочешь, но упреждаю тебя, что нигде места не сыщешь». В других местах случалось так, что под ревизию в наличности не было более в церкви 3 или 4 рублей; в таких случаях тот же Гаврила, с протодиаконом и другими членами архиерейской свиты, сильно настаивали, чтобы они заступно за церковь давали своих по 12 рублей, и буде не имеют своих, то заняли-бы у кого-нибудь, а в последствии времени, по мере накопления церковной суммы, удовлетворяли бы из ней кредитора, и, стращая священника отрешением от места, заставляли их удовлетворять своим требованиям. Подобные примеры были в селениях Могилевского уезда Поповцах, Гальчинцах и Комаринцах, чего я был очевидным свидетелем. В последнем из них священник, не могши ни у кого занять денег, по выезде уже архиерея, достал у кого-то 12 рублей и, во избежание тяжкой беды, послал их в догонку за ним в г. Бар. Не имея в деле сем никакого интереса, я единственно из чистой ревности к святыне всепокорнейше доношу о сем вашему сиятельству и осмеливаюсь уверить, что если еще другая подобная последует архиерейская ревизия в подольской епархии, то сельские церкви, и без того довольно нищенские, крайне разорятся. Если настоящее донесение мое не будет удостоено вероятия, то не благоугодно-ли будет вашему сиятельству, для удостоверения в том, командировать кого из добросовестных канцелярии своей инкогнито по тем селам, в которых учинена ревизия, для спросу о том церковных старость и приходских священников, так, впрочем, чтобы о командировке этой и приезде командированного не могла знать подольская консистория, преисполненная иезуитами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 С датой рождения протоиерея Николая, указанной в именной статье в «Православной энциклопедии», – 11 мая 1852 г. (Православная энциклопедия. Т. VIII. М., 2004. С. 524) – согласиться трудно, ибо сам о. Николай указывает в публикуемых письмах, что родился в 1855 г. (ОР РНБ. Ф. 253. Оп. 1. Ед. хр. 387. Л. 48), а в его послужном списке, состав- ленном в 1910 г., указан возраст протоиерея Николая – 55 лет (РГИА. Ф. 796. Оп. 441. Д. 53. Л. 52 об.). 2 Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии (далее: ПЗС КазДА) за 1881 год. Казань, 1882. С. 358. 3 Тема диссертации pro venia legendi «О косвенной речи (oratio obliqua) в первых двух книгах ‘‘Истории’’ Тита Ливия»; лекций: «О Тите Ливии» и «Разбор 1-й оды Горация к Меценату». 13 Высочайше утвержденный 2 апреля 1910 г. Устав православных духовных академий. § 89–90//Полное собрание законов Российской империи. Третье собрание (далее: ПСЗ III). Т. XXX. Отд. 1. СПб., 1913. 33274. С. 420. 20 26 ноября 1905 г. Святейшим Синодом были установлены «главные основания» академической жизни в новых условиях; 25 января 1906 г. был изъяснен порядок применения этих правил к академической жизни; 21 февраля 1906 г. Учебный комитет при Святейшем Синоде представил результат согласования «главных оснований» с Уставом духовных академий 1884 г. (РГИА. Ф. 796. Оп. 186 (отд. 1, ст. 2). Д. 486. Л. 1–1 об.). 21 11 марта 1908 г. Высочайшим указом по предложению обер-прокурора П. П. Извольского была назначена ревизия всех четырех духовных академий. Ревизорами были назначены архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) (в КДА) и архиепископ Херсонский Димитрий (Ковальницкий) (в три других академии); в сентябре 1908 г. им в помощь был определен архиепископ Псковский Арсений (Стадницкий) , которому была поручена ревизия КазДА. Отчеты ревизоров обсуждались в Синоде в начале 1909 г.; окончательный доклад «О мероприятиях к благоустройству духовных академий, на основании отчетов по ревизии оных» был выработан и принят на заседании Синода 15 июня 1909 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Если ревизующему будет удаваться обо всём вышепрописанном узнать, поправить и посоветовать, то это будет настоящая ревизия, и как следует. Ревизия же поверхностная оказывает один вред, давая заключения ошибочные, и благочинный терпится, которого бы давно следовало уволить. При желании, по всем пунктам возможно дать ответы. Должно всё записаться ревизующим на месте, подписаться им и причтом и представлено преосвященному. Тогда, при надлежащей ревизии, будет возможность знать не по бумагам, не по кляузникам о деятельности и бездеятельности причтов, о состоянии духовном паствы каждого прихода епархии, а лицом к лицу. Тогда могут быть приняты меры по всей епархии для нравственного возвышения духовенства и паствы. Состояние прихода и причта будет известно. Когда будет проситься в этот приход другой пастырь, у которого не будет качеств, потребных для плодотворной деятельности в этом приходе, он и не будет назначен, а назначится такой, который будет соответствовать. Таковой наперёд будет знать, что за приход, в который он назначается, не по количеству пахотной и сенокосной земли, не по жалованью и доходам, а по духовному состоянию прихожан: их порокам и добродетелям. Приехав в такой приход, он будет действовать не так, как Бог ему на душу положит, а как требует самое положение духовное прихода. Мало того, он будет продолжать дело предшественника доброго добрым путём, а не так, чтобы делать по-своему и разрушать или наоборот делать, чем было у того. И что сделает этот пастырь (не внешнего, а духовного через богослужение, проповедь и пр.), то будет и должно быть известно, так чтобы следующий пастырь опять-таки продолжал дело и развивал нравственно паству. Тогда-то, Богу содействующу, поднимется на высоту дело пастырства. 93 Хотя название соборной Церкви применяется к обозначению её вселенности, но тем не менее собор (σνοδος) применялся к обозначению молитвенного собрания всех верующих (см. Апост. Постан. Кн. 5, гл. 26), а отсюда и к собраниям всякого другого характера – судебного и законодательного. Так всё это и обозначает Тертуллиан в своей «Апологии» термином «собрание».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По канонической норме, Поместный собор, в качестве органа высшей правительственно-церковной власти, должен составляться или дважды в году, или однажды. Но по вниманию к различным затруднениям, а главное – к необычности его для нас, русских православных христиан, было бы весьма желательно, чтобы он составлялся хотя бы один раз в три года. Каким бы благодатным явлением для нашей Церкви выступил этот редкий и светлый праздник обновления. III. «Ревизионная» деятельность собора и ее основные начала Кроме законодательной и судебной власти соборы имеют еще весьма важную функцию – ревизионную. Правда Св. Синод весьма нередко производит и официальные и «негласные» ревизии наших епархиальных управлений: правда, что ревизионная функция и по духовному регламенту выставляется едва ли не самою главною «должностью» или обязанностью членов «Правительского Коллегиума». Но эти ревизии производятся в строгом секрете и служат весьма нередко к унижению наших иерархов, потому что предпринимаются не иначе, как по дошедшим до Св. Синода сведениям о каких-либо злоупотреблениях, или нестроениях вообще. Не такова канонически-генеральная ревизия, производимая Поместным Собором. Ее задача – обновление церковной жизни во всех ее сторонах, т. е. устранение всего устарелого, обветшавшего в ее устройстве и учреждениях, что не может быть поставлено в вину отдельным лицам, но что само по себе тормозит нормальную церковную жизнь. Без долговременного приложения этой власти церковная жизнь и церковное устройство могут прийти в застой, может тут и там накопиться много элементов износившихся, не подходящих к современным потребностям и своим продолжающимся вялым существованием тормозящих живое нравственное влияние Церкви, как силы «светящей» и «освящающей» современное, а не отошедшее уже в вечность человечество. Посему канонически соборная ревизия рассматривалась и должна быть рассматриваема, как явление желательное, как праздник Церкви. Какие вопросы и запросы церковной жизни должен будет поставить и решить ближайший Поместный Собор Русской Церкви, если только он, по милости Божией, состоится, на какие стороны церковной жизни и церковного устройства он должен будет обратить свое внимание, применить свою ревизионную и законодательную власть – указание на это не входит в нашу задачу; это – дело самой предержащей власти, церковной и государственной, вообще тех, кому действительные потребности церковной жизни известны лучше нас.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-vozr...

«Я не боялся вводить и культивировать среди воспитанников этот элемент „светскости“ (хотя консервативно настроенные люди и могли упрекнуть меня в этом) потому что другое – противоположное религиозно-церковное влияние я насаждал серьезно. И должен сказать беспристрастно, что воспитанники относились к церкви, к богослужению вообще хорошо, серьезно; например, при окончании курса многие воспитанники особенно благодарили меня за „ церковь “... В поведении воспитанников вообще, конечно, бывали шероховатости; приходилось постоянно обращать на это их внимание, беседовать с ними поодиночке и со всеми вместе. Но в общем я должен отметить добропорядочность их поведения и доброе настроение» 183 . В прогулках после уроков воспитанники не были стеснены, свободно ходили, куда угодно. Зимой для них устраивались каток и горка, летом поездки в лес и т. д. В январе 1915 года в семинарию на ревизию приехал член-ревизор Учебного комитета при Св. Синоде П. Ф. Полянский. Ревизия продолжалась с 8 по 21 января. О. Николай не был знаком с ревизором и в день приезда пришел к нему в гостиницу, где тот остановился, представился и, по своему обыкновению, сразу же описал ему все, что сделано в семинарии, что есть хорошего и плохого, что еще не успели сделать. Вечером ревизор впервые посетил семинарию. Шла всенощная, и после службы тут же в церкви он обратился к воспитанникам с речью, в которой высказал хорошее впечатление от богослужения и воспитанников и, коснувшись личности ректора, отозвался о нем с похвалой. Затем ревизору предоставили возможность самому знакомиться со всем строем семинарии, как он желает, а все занялись своими обычными делами. Воспитанники удивлялись, что ректор ведет себя так, как будто ревизора и нет. Никакого ухаживания, никакого подобострастия, каждый продолжал трудиться на своем месте. В конце ревизии был устроен обед, на котором присутствовал епископ и губернатор. Одновременно проводилась и ревизия Епархиального женского училища, где о. Николай был председателем совета. К Епархиальному училищу он имел отношение уже около 10 лет, с 1906 года. Сначала епархиальный съезд духовенства избрал его членом от духовенства в Совет училища на два трехлетия, а затем он был назначен председателем Совета училища. На этом посту пришлось много работать для установления порядка и нормального хода как учебно-воспитательного, так и хозяйственного дела. В училище уклад жизни оставался патриархальным. Его лишь недавно преобразовали из трехклассного (в каждом классе курс продолжался в течение двух лет) с приемом через год, ради экономии средств, в шестиклассное с ежегодным приемом воспитанниц. Постоянных преподавателей не было. Предметы делились между преподавателями семинарии и Духовного училища, что являлось для них небольшим подспорьем в скудном быту. Часто один и тот же предмет в разных классах вели разные педагоги.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Соловецкий монастырь перестал функционировать в качестве религиозного сооружения с появлением на Соловках Советской власти и лагеря особого назначения (в 1920 году), однако с 25 октября 1990 года возобновил свою деятельность. Монастырь как тюрьма Первым заключённым на Соловках (чьё заключение было официально задокументировано) был игумен Артемий, выступавший против церковной знати и церковного землевладения. Игумен был осужден Церковным сбором в 1553 году и сослан в Соловецкий монастырь с предписанием «пребывать ему внутри монастыря с великой крепостью, в келье молчательной». В одной из башен Соловецкого монастыря были организованы специальные тюремные кельи. Это были маленькие и тёмные помещения с небольшими отверстиями вместо двери, через которые заключённые проникали внутрь. В XIX в. местные жители рассказывали о суровом режиме в этой тюрьме — заключенных морили дымом, замуровывали, пытали. Монастырская тюрьма постоянно расширялась. В 1798 году под тюрьму было приспособлено выстроенное ранее здание, а в 1842 году для заключённых построили специальное трёхэтажное здание и особые казармы для тюремной охраны. В новой тюрьме в полуподземном нижнем этаже были небольшие чуланы, без лавок и окон, куда помещали особо важных преступников. В 1835 году была проведена жандармская ревизия Соловецкой тюрьмы, ревизия признала, что заключённые Соловецкой тюрьмы несли наказания, значительно превышавшие их вину. В результате проверки несколько из заключённых были освобождены, а некоторые были переведены в обычные монастырские кельи. После ревизии был издан указ, который был призван запретить сажать в монастырские тюрьмы без особого разрешения императора. Последние заключённые Соловецкой монастырской тюрьмы были выведены в 1883 году, но караульные солдаты содержались при ней до 1886 года.         Соловецкий лагерь особого назначения Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) — крупнейший исправительно-трудовой лагерь 1920-х годов. Он находился на территории Соловецких островов. Соловецкий лагерь был организован 2 ноября 1923 года постановлением СНК от 13 октября 1923 на основе Пертоминского лагеря принудительных работ. Лагерю было передано в пользование все имущество Соловецкого монастыря. СЛОН был закрыт 16 ноября 1931 года, вновь организован 1 января 1932 года и окончательно закрыт 4 декабря 1933 года. Заключённые, аппарат и имущество Соловецкого лагеря были переданы Беломоро-Балтийскому исправительно-трудовому лагерю

http://isihazm.ru/1/?id=587

M. Тареева я застал в академии [Московской], но мы не были знакомы с ним даже по-студенчески, хотя бы шапочно, а после виделись раз или два при совершенно незначащих встречах. Трудов его не изучал специально и более знаком лишь с некоторыми, ранними. При таких данных судить о нем не берусь. Мне думается, что много верных материалов и замечаний для оценки этой личности находится в ответной книжке С. М. Зарина об аскетизме (оттиск из «Хр[истианского] чтения» за 1909 г.) на грубейшую критику его диссертации М. М. Тареевы м. Несомненно лишь одно, что это человек величайшего, даже неестественного самомнения о себе до того, что заявляет ревизору академическому категорически, что он единственный богослов в России... Здесь последний корень всей его литературно-богословской производительности, а потому в последней преобладает сознательное и преднамеренное оригинальничанье, да еще при неудержимом рвении говорить обо всем и непременно что-н[ибудь] новое, не по принятому... Я думаю, что с этим масштабом многое получит у него иные размеры» 2173 . Однако подобное личное отношение к некоторым коллегам никогда не мешало Глубоковскому при необходимости вступаться за «гонимых» профессоров. Это была единственная ревизия в СПбДА за годы службы в ней H. H. Глубоковского. Лично его ревизия не затронула. Архиепископ Димитрий дал о нем наилучший отзыв: «С признательностью и полным удовлетворением я слушал сказанные живой речью лекции профессора Н. Глубоковского по Новому Завету – о христологических посланиях ап. Павла к Ефесянам и Колоссянам, полная глубокого значения речь знатока высокого богословия св. Павла свободно и плавно текла целый час» 2174 . Архиепископ Димитрий относился к Глубоковскому с искренним уважением, о чем говорят его письма. Во время приездов владыки в Петербург они неоднократно встречались, в том числе в период ревизии. Предметом их бесед и переписки были не только вопросы духовной школы, но, в частности, деятельность «Союза русского народа», к которому архиепископ Димитрий относился крайне неприязненно, считая «союзников» опасными для Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В августе месяце 1941 года митрополитами была проведена совместная ревизия всех дел обновленческих учреждений и ВЦУ. Вот акт об этом: АКТ О состоянии архива бывшего Священного Синода и Первоиерарха Православных Церквей в СССР 1 . Все культурные постановления б. Свящ. Синода и Первоиерарха Православных Церквей в СССР в связках (погодно) хранятся в особом шкафу, находящемся в помещении арендуемого дома. Здесь же: текущая переписка, квитанции на заказные отправления, переписка финансового характера, анкеты на Первоиерарха и его Заместителя, дело Американской церкви, переписка (поздравления с праздником) с Каталикосом Грузии. 2 . Разная переписка, в связках приходо-расходные книги и документы бывш. Св. Синода и Первоиерарха хранятся в особой комнате (чулане) при доме и в сундуке, стоящем в этой комнате. Комната и сундук на замке. 3 . В несгораемом шкафу, в комнате Первоиерарха, хранятся: книжка 70041 сберкассы 48 г. Москвы, чековая книжка, договор на аренду дома, дело об упразднении коллегиальной системы управления в обновленческой церкви, приходо-расходная книга с 655 января 1938 г., квитанционная книжка. Примечание 1: Архив бывш. Священного Синода неоднократно перевозился с одного места на другое, а именно в ноябре 1929 г. с Троицкого подворья под храм Христа Спасителя, в июне 1931 г. в Петропавловский храм (Н. Басманная). В феврале 1934 г. в арендуемое помещение. Архив бывш. Священ. Синода находится в том состоянии, в каком он был перевезён из Петро-Павловской церкви. Примечание 2: Архивом Свящ. Синода и Первоиерарха Православных Церквей в СССР заведывали: секретари: до сентября 1935 г. профессор С. М. Зарин (умер). До марта 1937 г. Д. А. Адамов, до апреля 1938 г. Г. Ф. Сафран и до сентября 1939 г. В. М. Ратмиров. В настоящее время секретаря при Первоиерархе нет, и всё делопроизводство ведёт сам Первоиерарх. п/п ПЕРВОИЕРАРХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В СССР Митрополит ВИТАЛИЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПЕРВОИЕРАРХА Профессор митрополит Александр Введенский 1941 г. августа 6. Ревизия всех дел наводила на размышление о том, не ведется ли со стороны Александра Введенского подготовка к захвату власти и устранению от дел митрополита Виталия. Хотя некоторые считали, что проверка архива была вызвана возможной эвакуацией Москвы в связи с наступлением гитлеровских войск.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010