С 1948 г. иером. Дионисий служил в 2 приходах, но в 1957 г. окончательно оставил гаагский приход. Для первых служб в роттердамском приходе он арендовал помещение в балетной школе. В 1957 г. появилась возможность совершать богослужения в небольшом храме, посвященном свт. Николаю Чудотворцу и устроенном на жилом корабле под названием «Северное сияние», к-рый позже перевезли в Харлем, где Дионисий также проводил службы. В авг. 1958 г. в Утрехт на богословскую конференцию приехал митр. Крутицкий и Коломенский, председатель ОВЦС МП Николай (Ярушевич) . Иером. Дионисий обратился к нему с просьбой о финансовой помощи для приобретения жилого дома в Роттердаме, чтобы устроить в нем храм и жилье для священника. Помощь была предоставлена, и в том же году был куплен дом 16 на ул. Персейнстрат. 26 янв. 1959 г. храм освящен в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (в тяжелые военные годы иером. Дионисий дал обет, что назовет 1-й основанный после войны храм в честь этой иконы). В 1966 г. Дионисий был хиротонисан во епископа Роттердамского патриархом Алексием I в Троице-Сергиевой лавре. Принявшие Православие нидерландцы Иаков (Аккерсдайк) и Адриан (Корпорал), стремившиеся к поиску особого «нидерландского Православия» и использовавшие зап. обряды, сблизились с архиеп. Брюссельским и Западноевропейским РПЦЗ свт. Иоанном (Максимовичем) , к-рый был сторонником создания национальных правосл. Церквей, где богослужения совершались бы на местных языках. В 1954 г. он рукоположил Иакова в иеромонахи и назначил его настоятелем прихода св. Иоанна Предтечи в Гааге, при котором в том же году был основан монастырь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. Приход и монастырь находились в юрисдикции РПЦЗ, религиозная жизнь в них была организована в соответствии с идеями «нидерландского Православия» (с момента основания и до сих пор службы проводят только на нидерландском языке, используют григорианский календарь, в т. ч. при исчислении даты Пасхи). В мон-ре было организовано издательство, где начали печатать богослужебные книги на нидерланд. языке, которые к 1953 г. были переведены Адрианом (Корпоралом). Его работа под рук. архиеп. Иоанна (Максимовича) заложила основы большинства ныне существующих переводов богослужебных и духовных текстов на нидерланд. языке. После назначения архиеп. Иоанна (Максимовича) в США Архиерейский Синод РПЦЗ поставил в 1965 г. епископом Гаагским и Нидерландским Иакова (Аккерсдайка).

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Благодаря успешным военным действиям против нехристианских народов - арабов, саксов и фризов - К. М. приобрел известность как защитник христ. веры. Майордом оказывал покровительство тем церковным иерархам, чью деятельность он считал полезной с т. зр. интересов Франкского королевства, прежде всего св. Виллиброрду и св. Бонифацию. Св. Виллиброрд, проповедовавший среди фризов, основал монастырь Эхтернах и восстановил епископскую кафедру в Ультраекте (ныне Утрехт, Нидерланды). В 734 г. восстание дукса Бубона послужило предлогом для вторжения франков, к-рые разграбили Фризию и уничтожили языческие святилища. Св. Бонифаций в 719 г. отправился в Рим и получил от папы Григория II указания проповедовать христианство германцам и информировать понтифика о положении в гос-ве франков. Бонифаций действовал преимущественно в Тюрингии и Гессене, пограничных областях, к-рые отделяли Австразию от земель, населенных саксами. Вскоре после возвращения из Рима под защитой франков св. Бонифаций основал мон-ри в Амёнебурге и во Фрицларе. Во время 2-го посещения Рима Бонифаций был рукоположен во епископа, после чего К. М. по просьбе папы принял его под особое покровительство и велел всем духовным и светским должностным лицам оказывать ему поддержку (Die Briefe des heiligen Bonifatius und Lullus. 1916. N 22). Мн. церковные иерархи, в т. ч. ставленники майордома, не разделяли намерения св. Бонифация провести церковную реформу и укрепить дисциплину франк. духовенства, но миссионер получал существенную поддержку и помощь из англосакс. Англии. Папа Григорий II даровал св. Бонифацию архиепископский паллий, что означало не только одобрение Папским престолом деятельности святого, но и подчеркивало его первенство среди франк. церковных иерархов (Ibid. N 28). Однако в письме к Уинчестерскому еп. Даниилу св. Бонифаций признавался, что без поддержки К. М. оказался бы совершенно беспомощным (Ibid. N 63). Майордом покровительствовал св. Пирмину , к-рый в 724 г. основал на Боденском озере мон-рь Авгия (см. Райхенау ), но впосл. был изгнан алеманнским дуксом Лантфридом, считавшим его сторонником франков. Из Алеманнии Пирмин удалился в Эльзас, где представители знатного рода Этихонидов передали ему монастырь Мурбах, а впосл. при поддержке Сигебальда, еп. Меттиса (ныне Мец) (716-741), сторонника К. М., он восстановил неск. мон-рей в Лотарингии.

http://pravenc.ru/text/1681079.html

Вероятно, в конце 752-го или в начале 753 года Бонифаций получил известия о том, что разгорелась борьба за наследование Утрехтской кафедры. Достаточно неожиданно для себя он должен был опять озаботиться положением дел во Фризской Церкви. На закате своих дней Бонифаций снова вернулся на поле миссионерской деятельности, на котором более сорока лет назад делал первые шаги как миссионер: «В Божественном Совете было решено, что он и рабы Божии, ходившие с ним, должны были идти во Фрисландию, в страну, которую он некогда оставил своим телом, но не сердцем, так что он там же, где и встал на путь проповедника веры и положил начало своему воздаянию, теперь должен был, расставаясь с миром сим, получить воздаяние с лихвой» 185 . Такими словами описывает Виллибальд этот поворот, произошедший в судьбе святителя уже на исходе его жизни. Впрочем, из письма к папе, датированном 751 годом, мы узнаем, что Бонифаций желал бы провести остаток дней в кругу своих учеников в Фульдском монастыре, продолжая руководить оттуда – насколько позволили бы силы – миссией среди саксов. И все же обстоятельства заставили его отправиться во Фрисландию. «Не по собственной воле и не ради того, чтобы освободиться от прежних трудов, пошел он во фризскую миссию – положение дел во Фрисландии, доселе находившейся в поле его зрения лишь отчасти, требовало теперь его незамедлительного вмешательства» 186 . Христианизация этого края, расположенного на окраине средневековой Европы, еще, по сути дела, только началась, и ее дальнейшее развитие было напрямую связано с укреплением церковной организации в этой области. Поэтому многое зависело от того, кто займет овдовевшую Утрехтскую кафедру, тем более что, как говорилось выше, из-за этого вопроса неожиданно разгорелся довольно сильный спор. Дело в том, что в этот момент епископ Кельнский Хильдегар стал заявлять свои права на эту епископию. Он обосновывал свою позицию тем, что еще меровингский король Дагоберт, скончавшийся в 639 году, подчинил Утрехт, в то время небольшую крепость с церковью, Кельнскому епископу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В июне 1451 г. Н. К. был уже на территории Тюрингии и Саксонии, где основными остановками стали Эрфурт, Галле, Магдебург, Хальберштадт и Хильдесхайм. В июле он достиг Ганновера, откуда отправился в поездку по городам, располагающимся на территории совр. Нидерландов, посетив Зволле, Кампен, Утрехт, Амстердам, Лейден и Маастрихт. К концу окт. 1451 г. он вернулся в Германию, задержался на 2 недели в Трире и посетил родной город. Следующими пунктами назначения стали Майнц и Кёльн. В янв. 1452 г. Н. К. вновь отправился в Нидерланды в связи с запланированным посольством в Англию, где по особому поручению папы Римского Николая V он должен был в статусе папского легата выступить в качестве посредника между франц. и англ. королями и попытаться положить конец Столетней войне (1337-1453). В кон. янв. 1452 г. Н. К. встретился в Брюсселе с одним из инициаторов этого посольства, Филиппом III Добрым (1396-1467), герцогом Бургундии. Англ. кор. Генрих VI (1422-1461, 1470-1471) и его ближайшие советники были заняты внутриполитическими проблемами и не пожелали принимать папского легата, поэтому поездка Н. К. в Англию не состоялась. Позднее в 1455 г., уже при папе Римском Каллисте III (1455-1458), Н. К. был повторно назначен легатом в Англию, однако и на этот раз англ. король заявил о нежелании вести переговоры, и посольство было отменено (см.: Meuthen. 2010. P. 100-101). В марте 1452 г. Н. К. вернулся на территорию Германии; проехав через Кёльн, Франкфурт и Мюнхен, в апр. 1452 г. Н. К. прибыл в собственное еп-ство Бриксен. На этом основная часть его посольской поездки была завершена, однако в течение следующего года он совершил еще неск. визитов в разные города Австрии и Германии. Одной из задач, изначально поставленных перед Н. К. как папским легатом, было ведение переговоров с упорными гуситами о возвращении в католич. Церковь. По политическим причинам эти переговоры так и остались в стадии предварительных индвидуальных консультаций, не преведших к к.-л. результату. Церковная и богословская позиция, с к-рой в этот период выступал Н.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Много сделал Бонифаций для укрепления духовной жизни в монастырях, особенно в аббатстве Фульда, учреждённом в 744 г. под покровительством Бонифация его учеником святым Штурмием. Бонифаций ежегодно приезжал в Фульду, чтобы преподать наставление монахам, живущим по бенедиктинскому уставу, и провести несколько дней в молитве и богомыслии. По его просьбе папа Захария грамотой от 751 г. защитил аббатство от посягательств епископов Вюрцбурга или Майнца, подчинив его непосредственно Римскому престолу. Получив благословение папы и согласие Пипина Короткого, Бонифаций летом 753 г. оставил Майнцское епископство своему ученику епископу Луллу и возглавил фризскую миссию. Он с успехом проповедовал на восточном берегу реки Зейдер (современное название — Зее), пока не подвергся нападению разбойников, полагавших, что миссионеры имеют при себе сокровища. 5 июня 754 г. близ местечка Доккум на реке Борн святитель Бонифаций был убит вместе со своими спутниками (по разным версиям их было от 37 до 52). Он призывал своих учеников не сопротивляться язычникам и со смирением принять мученический венец. Новообращённые христиане вскоре нашли тела мучеников. Тело Бонифация было перенесено сначала в Утрехт, затем благодаря святителю Луллу в Майнц, а ещё позже, согласно желанию, которое Святитель неоднократно выражал на протяжении своей жизни, в аббатство Фульда. Гробница святого Бонифация очень скоро стала местом поклонения. Святителя Бонифация почитали не только как мученика; в XI в. известный средневековый писатель Рабан Мавр писал, что Германия может гордиться им так же, как Рим — апостолом Петром, а Эфес — апостолом Иоанном. В 1160 г. Бонифаций впервые был назван “апостолом Германии”. 11 июня 1874 г. папа Римский Пий IX распространил почитание святого на всю Католическую Церковь. С 1867 г. при гробнице Бонифация в городе Фульда проходят ежегодные конференции немецких епископов. В Германии своим покровителем Бонифация почитают портные, пивовары, и резчики. Святой неразделённой Церкви Несомненно, святитель Бонифаций был ключевой фигурой своей эпохи. Его многогранная личность объединяла в себе миссионерскую ревность англосакса, подвижнический дух монаха, административный талант епископа и мудрость церковно-политического деятеля, который должен был совершать своё служение в далеко не простых условиях того времени.

http://pravmir.ru/svyatoy-bonifatsiy-apo...

Останки мученика по Цаудерскому озеру привезли в Утрехт. Епископ Лулл, узнав о кончине своего духовного отца и покровителя, сразу же отправил туда посольство, чтобы доставить тело святителя в Майнц. Траурный поезд отправился из Утрехта вверх по Рейну и 4 июля 754 года, на тридцатый день после кончины архиепископа Бонифация, прибыл в Майнц. Настоятель Фульдского монастыря аббат Штурмий присоединился на пути к этой процессии. С драгоценными останками не хотели расставаться ни в Утрехте, ни в Майнце, но воля святителя, многократно и ясно выраженная им перед своей смертью , однозначно говорила о том, что он хотел быть погребенным только в Фульде. Поэтому через несколько дней останки святителя Бонифация торжественно перенесли в основанный им Фульдский монастырь и погребли в заложенной им за несколько лет перед кончиной церкви Спасителя на том месте, которое сам он указал. Перенесение мощей архиепископа Бонифация сопровождалось многочисленными чудесами. Эти и многие другие чудотворения, совершавшиеся впоследствии у мощей священномученика, подробно записывались и хранились в Фульдской обители. Посмертное почитание Почитание Бонифация как святого мученика началось сразу после его кончины. Центром этого почитания стал в первую очередь Фульдский монастырь. Так, Эйгиль 193 , автор жития аббата Штурмия, пишет, что при перенесении тела священномученика из Майнца в Фульду монахи непрестанно благодарили Бога, что сподобились иметь у себя такого покровителя, как святой мученик Бонифаций. День его кончины был внесен в церковный календарь, его память отмечалась совершением особой праздничной мессы, составленной придворным богословом Карла Великого Алкуином. Около 791 года зодчий Ратгар, впоследствии ставший также настоятелем Фульды, начал строительство нового монастырского храма. Он соорудил двухапсидный храм, отличавшийся по тем временам огромными размерами – 98 метров в длину и 33 метра в ширину и являлся на тот момент самым большим храмом в восточной части Франкской империи. Такие размеры были обусловлены значительным увеличением как братии, так и паломников. Современники сразу назвали новый храм Ecclesia Bonifatii – церковью Бонифация.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Более 20-ти лет Утрехт не имел архиепископа. Чтобы положить этому конец, капитул избрал своего кандидата; папа отказался его утвердить, и капитул обошелся без утверждения папы. Нового архиепископа вместо папы утвердил в 1724 г. епископ Вавилонский. С тех пор существует особая Утрехтская церковь . Теперь ее архиепископа выбирают епископы Гарлемский и Девентерский. Церковь , считая себя католической, признает примат папы (который, тем не менее систематически отказывает утверждать любого новоизбранного архиепископа), даже осуждает янсенизм, но упорно отказывается принять буллу «Unigenitus». В 1872 г. Утрехтская церковь объединилась со старо-католиками . Другое религиозное направление, возникшее в 17в., под названием квиетизма (от латинского слова покой), имело для папства меньше значения, нежели янсенизм. Но оно заслуживает внимания как протест против безжизненного богословского формализма и обрядовой внешности, к которым сводилась вся религиозная жизнь Римской церкви. Квиетизм ведет свое начало от испанского священника Михаила Молиноса, придерживавшегося мистического образа мыслей и благочестивой жизни. В своих проповедях и особом сочинении «Духовный наставник», изданном им в 1675 г., он развивал такое учение: высшее христианское совершенство состоит в сладостном божественном спокойствии, ничем земным не возмущаемом. Это спокойствие достигается путем внутренней молитвы и непосредственного созерцания Бога. Душа, погруженная в созерцание Божества, предается Ему всецело, – начинает любить Его чистой любовью, т.е. свободной от всякой корысти, не помышляя ни о наградах, ни о наказаниях. Предаваясь, таким образом, Богу, она теряет даже свою личность и как бы поглощается Божеством, так что не имеет собственной воли, а действует, руководимая волей Божественной. Такое состояние души и есть сладостное божественное спокойствие, к которому должны стремиться христиане. Все земное и внешнее, какими являются по этому учению, и различные церковные учреждения и храмы, общепринятые богослужения и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Признавая распространение реформационных движений (прежде всего в Заволжье) и необходимость борьбы с ними, он писал: «И началось было сие дело [борьба с ересью.- В. К.] исперва добре, но в конец злыи проиде, сего ради, иже восторгающе плевелы исторгали с ними и чистую пшеницу» (РИБ. Т. 31. Ч. 1. Стб. 335). Ок. 1554-1555 гг. А. бежал из Соловецкого мон-ря в Литву. В соч. «Четыре книги о славянской Реформации» (Утрехт, 1652) протестант. историограф Андрей Венгерский (Адриан Регенвольский) сообщает интересные, хотя и не всегда точные сведения о появлении А., Феодосия Косого и инока Фомы в Великом княжестве Литовском и о начале их деятельности в Витебске: они «подвергли проклятию идолопоклонство», выбрасывали иконы «как из частных домов, так и из храмов и призывали народ в проповедях и в посланиях к поклонению единому Богу посредством Иисуса Христа, с помощью Святого Духа» ( W gierski A. Libri quattuor Slavoniae reformatae. Warsz., 1973. P. 262-263). Хотя еще Башкин приписывал А. «многия богохулныя вины о иконном поклонении», однако иконоборчество не характерно для А. в отличие от Феодосия Косого. В многоконфессиональной и многонациональной Литовской Руси А. выступал с последовательной критикой реформационных учений, защищал иконопочитание и др. правосл. обряды. По сообщению Андрея Венгерского, проповедь рус. беглецов вызвала резкий отпор со стороны местного духовенства и народа. Рус. иммигранты были вынуждены уйти из Витебска «в глубь Литвы, где глас Евангелия звучал несколько свободнее». А. отправился в Слуцк, где в 1542-1579 гг. княжил ревнитель Православия и просвещения Юрий II Олелькович. С этого времени начался новый период творчества А., когда главной задачей публициста стала борьба за Православие, терпевшее притеснения от католиков и протестантов. Стремясь укрепить в вере православных через объяснение догматов, А. написал неск. посланий, в частности, скарбному (казначею) Великого княжества Литовского И. С. Зарецкому, кн. Чарторыйскому и «Послание ко князю». А. вступал в открытые диспуты и полемическую переписку с представителями др.

http://pravenc.ru/text/76378.html

Из Амстердама дали знать о приближении русского посольства, и Петр поехал туда, прожив в Сардаме 8 дней. 16 августа Лефорт с товарищами торжественно въехал в Амстердам. Прием был великолепный; Петр участвовал в празднествах, которые давали посольству Генеральные Штаты, зная о присутствии самого царя. В Амстердаме знакомее всех других имен Петру было имя бургомистра Николая Витзена. Еще при царе Алексее Михайловиче Витзен был в России, проехал и до Каспийского моря, был известен как автор знаменитого сочинения «Татария восточная и южная», как издатель Избрандидесова путешествия в Китай. Витзен сохранял постоянную связь с Россиею; его издания были посвящены царям, он исполнял поручения русского правительства по заказу судов Голландии, находился в переписке с Лефортом. К Витзену обратился Петр с просьбою доставить ему возможность заняться кораблестроением в амстердамских верфях, и Витзен поместил его на верфи Ост-Индской компании, где нарочно для него заложен был фрегат. Получив об этом известие, Петр ночью поехал в Сардам, забрал там свои плотничьи инструменты и к утру возвратился в Амстердам, чтоб немедленно же приняться за работу; волонтеры, приехавшие с посольством, были также размещены по работам. Петр откликался, только когда ему кричали «плотник Петр сардамский!» или «мастер Петр!», но когда обращались к нему со словами «ваше величество!» или «милостивый государь!» – поворачивался спиною. Но не одним кораблестроением занимался Петр в Голландии: он ездил с Витзеном и Лефортом в Утрехт для свидания со знаменитым штатгалтером голландским и королем английским Вильгельмом Оранским. Витзен должен был водить его всюду, все показывать – китовый флот, госпитали, воспитательные дома, фабрики, мастерские; особенно понравилось ему в анатомическом кабинете профессора Рюйша; он познакомился с профессором, слушал его лекции, ходил с ним в госпиталь. В кабинете Рюйша он так увлекся, что поцеловал отлично приготовленный труп ребенка, который улыбался как живой. В Лейдене в анатомическом театре знаменитого Боергава, заметив отвращение своих русских спутников к трупам, заставил их зубами разрывать мускулы трупа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Это было 5 июня 754 года. (Майнцская традиция называет 755 год, но эта дата отвергается многими учеными последних нескольких десятилетий.) На рассвете на лагерь святителя, ожидавшего прихода новообращенных на праздник, напала орда вооруженных язычников соседнего племени фризов. Некоторые из спутников святителя попытались защитить его, но он не позволил этого и велел готовиться к мученической смерти, мужественно ободряя словами: «День, которого я так долго желал, наступил». Это была бойня, и вряд ли кто-нибудь выжил. Святой епископ Эобан принял мученический венец вместе со святым Бонифацием. Всего в ту Пятидесятницу 52 страдальца прославили себя. Смертельный удар настиг святителя, когда он поднял Евангелие над своей головой, «желая, чтобы его защитой от смерти была та Книга, которую он более всего любил в жизни». Меч рассек священную книгу, а затем и голову мученика, и безжизненное тело святого пало на землю. В библиотеке города Фульды и сейчас можно видеть древнее и частично поврежденное ирландское Евангелие. Все предания говорят о том, что этот экземпляр Евангелия принадлежал самому святому Бонифацию. Христиане подобрали останки святых мучеников и их пожитки – это были в основном рукописи. Тело святителя Бонифация перевезли в Утрехт, а затем в Майнц. Толпы скорбящих сопровождали процессию. Многие были недовольны тем, что честные останки святителя будут перенесены в Фульду, считая, что они должны покоиться в городе, где была его епископская кафедра. Однако они не посмели пойти против воли самого святого, желавшего упокоиться в Фульде. Мощи Бонифация вернулись домой – в монастырь его верного настоятеля Стурма. Славный мученик был погребен в святом месте, которое он сам выбрал на закате своих дней: в новой монастырской церкви в центральной Германии, куда он принес слово Божее. Его гробница сразу стала местом паломничества. Что касается Фризии, то после мученичества святителя весь народ искренне раскаялся в своих грехах и тем изменил свою жизнь. Нам повезло, что мы имеем житие святого Бонифация – оно написано священником Виллибальдом (не святым Виллибальдом, а другим современником Бонифация), расспрашивавшим о жизни мученика у людей, знавших его лично.

http://pravoslavie.ru/54317.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010