8) Корнелий Столповицкий-Любецкий . Родился в слонимском уезде от родителей латинского обряда; по окончании учения в Риме, был проповедником в Вильне, учителем новициев в Бытенском монастыре, ректором во Владимире, протоархимандритом, старшим Березвецким, архимандритом Дерманского и Дубенского монастырей и игуменом святокрижским (св. Креста); с 1729 г. епископ. Скончался 20 января 1730 г. в Ятвисском римско-католическом монастыре, Гродненской губернии. 9) Феофил Голебский , из пинских епископов, с 1730 г. За два года до вступления его на эту кафедру, дом епископский сгорел до основания. Приходских церквей в городе считалось 11. Семинария заведена еще митрополитом Кишкой на 12 воспитанников. Оеофил умер 12 сентября 1756 года. 10) Филипп (Фелициан) Володкевич , из холмских епископов с 1756 г.; в 1762 г. назначен митрополитом, в 1773 г., по причине умственной неспособности, устранен был от управления. При нем коадъютором, с званием брестского епископа, с 1769 по 1778 г. был Антонин Млодовский , преемствовавший ему на владимирской кафедре. Луцкая епархия Луцкая епархия была православной до начала XVIII века. Но после Кирилла Шумлянского завладели ей униаты и уже не возвращали православным. – Епископы ее именовались луцкими и острожскими. 1) После устранения православного епископа Шумлянского, в 1713 г. управление луцкой епархией поручено Иосифу , графу Выговскому , посвященному в епископы, с титулом Мстиславского. Выговский родился в 1660 г. в Замостье, от родителей православного исповедания, Константина и Раины Выговских, и воспитан был в православии, но потом принял унию и вступил в базилианский орден в Супрасле; обучался в школах до философского класса; богословского образования не получил и духовных должностей не занимал, но propter commoditatem ecclesiae посвящен был в пресвитеры и потом в епископы. Именуясь мстиславским, он в 1713 г. давал присягу: имений до епископии луцкой и острожской належачих не имам даровати, а ни продавати. 1169 В 1720 г. Выговский присутствовал на Замойском соборе. Скончался в 1730 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

5 .  Сей Монастырь при Санкт-Петербурге при реке Неве, Черной речке и Глухом малом озерке. 6 .  Прошлого 1778-го года августа 30-го дня в высочайшее присутствие Ее Императорского Величества и Их Императорских Высочеств в оном Монастыре заложена соборная церковь во имя Святой Троицы. 7 .  Архимандрия в сей обители учреждена в прошлом 1713-м году по именному Государя Императора Петра Великого указу. Наместник иеромонах Амвросий. Максим Чулков 4163 . VII. Изображение келейного жития монахов Александро-Невского Монастыря. Понеже о духовном житии монашеском многая святых отец учения и уставы обретаются, того ради всяк, пекийся о своем спасении, тамо да прочитает. А зде о келейном благообразном житии краткое наставление предлагается. 1 . О чистоте келий. Сколько монахов в единой келье живут, должно между собою уставить поденную череду и иметь для того роспись по обычаю, которого за которым последует череда, чтоб помешательства не было. И ежели имеют определенного от настоятеля келейника, управляет чередный келейником; а ежели в которой келье келейника нет, там должен сам чередный управлять по нижеписанному. Пред литургией должен сказать братии, чтоб всяк свою постелю, убрав, положил на определенное место, чтоб логовища не знать было. Потом затопить в печи и смотреть, чтоб дыма в келье не было. Пол выместь, а на всякой месяц мыть келейниками от других келей. Окончины вытирать платом, на то определенным, который хотя и не был бы гораздо был, однако не грязен и не маслен, того ради часто оный помывать. А в год дважды из нутри и от вне вымывать окончины с солью, а именно: к празднику Пасхи и храма, обще всеми келейниками. Стены от паутины, стол, скамьи и стулья от пыли повседневно очищать. Лохань и рукомойник, из котораго братия умывается, и прочее, что до чистоты келейной надлежит, содержать во всегдашней чистоте и не гноить помой в лохане, как у гнусных обыкновенно. Послужение молодшей братии старшим не запрещается, но и похвально есть, точию чтоб было не под долгом. 2 . О одежде. Чередный должен сказывать нерадивым, чтоб имели одеяние монашеское во всегдашней чистоте и не бросали б оного в непристойных местах, как-то: на стол, на скамьи, на стулье, на кровати: но полагали б на устроенных на то местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕРЕЯСЛАВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Киевской епархии, названо по г. Переяславу (с 1943 Переяслав-Хмельницкий Киевской обл., Украина). Инициаторами создания П. в. были гетман И. С. Мазепа и Киевский митр. Варлаам (Ясинский) , поводом для учреждения Переяславской кафедры послужило отсутствие викарного епископа в подчинении Киевской митрополии. В 1698 г. митр. Варлаам получил разрешение иметь викария, 1 окт. 1700 г. митрополит в соборе Св. Софии в Киеве возглавил хиротонию во епископа Переяславского Захарии (Корниловича) , настоятеля киевского Златоверхого во имя архангела Михаила монастыря. 4 марта 1702 г. царь Петр I Алексеевич дал еп. Захарии жалованную грамоту на епископство. Захария возглавлял Переяславскую кафедру до своей смерти 28 авг. 1715 г., являлся коадъютором (помощником) Киевского митрополита. П. в. было полусамостоятельным, т. к. его территория не входила в Киевскую епархию. Первоначально П. в. включало территорию Переяславского полка на левом берегу Днепра и владения Трахтемировского (Трехтемировского) Троицкого (см. Святой Троицы монастырь в с. Трахтемиров) и каневского Успенского мон-рей, а также запустевший Ирдынско-Виноградский Успенский мон-рь на правом берегу Днепра. Еп. Захария, оставаясь настоятелем киевского Златоверхого мон-ря, являлся игуменом Каневского и Трахтемировского мон-рей. В 1704 г. в урочище Монастырище близ г. Богуслава был возобновлен Рождество-Богородичный мужской мон-рь, также в юрисдикции Переяславского епископа (в 1740 переведен к Николаевской ц. в Богуславе, в 1750 перешел в унию). В 1726 г. правобережные мон-ри были переданы под непосредственное управление Киевского митрополита. 1 июня 1700 г. в переяславском Вознесенском мон-ре (см. Переяслав-Хмельницкий в честь Вознесения Господня мужской монастырь ) был освящен построенный на средства гетмана Мазепы Вознесенский собор (строительство начато в 1695), ставший кафедрой Переяславских епископов. В Вознесенском мон-ре до 1785 г. находилась резиденция Переяславских архиереев, Вознесенский собор являлся их усыпальницей. В 1701 г. Мазепа подтвердил Вознесенскому мон-рю права на все ранее приобретенные земли и подарил ему новые владения, а в качестве вклада передал в собор Пересопницкое Евангелие . При мон-ре существовала иконописная школа. По инициативе еп. Захарии в 1711-1713 гг. при деревянной ц. арх. Михаила в Переяславе (построена не позднее 1701 на месте каменного собора 1089/90) был основан мон-рь (см. Переяслав-Хмельницкий во имя архангела Михаила мужской монастырь ). В 1713 г. в монастырский Михаило-Архангельский храм были перенесены мощи прмч. Макария (Токаревского) , которые после закрытия обители в 1786 г. переданы в переяславский Вознесенский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2580016.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВОНИКИТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Новоникитская икона Божией Матери. Гравюра Г. П. Тепчегорского из сб. «Солнце Пресветлое». 1713–1714 гг. (НБ МГУ. 293) Новоникитская икона Божией Матери. Гравюра Г. П. Тепчегорского из сб. «Солнце Пресветлое». 1713–1714 гг. (НБ МГУ. 293) чудотворная (празд. 15 сент.). Сказание Наиболее ранее упоминание иконы с таким названием встречается в рукописном сборнике «Солнце Пресветлое» нач. XVIII в. (МГУ НБ. 293. Л. 140 об.- 141). Там же содержится и краткое сказание о ней, источник к-рого, согласно ссылке составителя, находится в сочинении игум. Антония (Радивиловского) «Огородок Марии Богородицы: Розмаитыми цветами словес на праздники Господския, Богородичны и прочих святых» (К., 1676), однако подобного текста в этом сочинении нет. В действительности сказание восходит к эпизоду из греч. апокрифического Жития вмч. Никиты, а именно о видении им во сне креста. Согласно разным редакциям Жития, в видении святому было явлено знамение креста, или Христос с крестом в руке, или ангел, держащий крест с изображением Христа и Божией Матери ( Истрин В. М. Апокрифическое мучение Никиты. Од., 1898. С. 9, 76, 83). Объяснение сна вмч. Никита услышал от христианки по имени Иулиания, к-рая сказала святому обратить взор на собственный, носимый им на груди нательный крест с изображением Божией Матери (по мнению В. М. Истрина, в тексте подразумевался крест-энколпион с таким изображением). Составитель «Солнца Пресветлого», учитывая жанр сочинения, в к-ром собраны предания о чудотворных иконах Божией Матери, заменил в тексте сказания крест на образ Богоматери с Младенцем, держащим крест; отмеченный в сказании день празднования Н. и. совпадает с памятью вмч. Никиты. Иконография Две наиболее ранние известные иконы Божией Матери иконографического типа, за к-рым в нач. XVIII в. закрепилось название «Новоникитская», были выполнены в 1678 г. Первая икона была написана Симоном Ушаковым совместно с учеником Михаилом Милютиным для местного ряда иконостаса дворцовой ц.

http://pravenc.ru/text/2716436.html

Во 2-й пол. XVII в. насельникам З. м. выдавались годовая руга и «молебенные» деньги: строителю - 2 р. 8 алтын, ржи и овса по 2 четв. «с осминою без четверика»; старцам - по 9 алтын, ржи и овса по четверти «без четверика»; диакону - 1 р. 24 алтына, ржи и овса по 2 четв. На просвиры З. м. получал 2 четв. ржи «без полуосмины». До 1713 г. руга поступала из приказа Большого дворца. С 1713 по 1723 г., несмотря на неоднократные челобитные архимандрита и указы царя Петра I, хлебное и денежное жалованье из Московской губ. канцелярии не выдавалось. Мон-рь существовал за счет оплаты треб во Владимирской ц. и продажи привесов (золотых монет и ювелирных изделий) к Владимирской иконе Божией Матери. В З. м. также поступала плата с дворов, построенных тяглецами на монастырской земле (впервые известны по Росписному списку г. Москвы 1638 г.; см.: Тр. Московского отдела Имп. Русского военно-ист. об-ва. М., 1911. Т. 1. С. 17). Казна З. м. пополнялась и за счет денежных пожертвований и вкладов. Так, в 1728 г. адмирал Ф. М. Апраксин пожертвовал на содержание академии 100 р. и подал Синоду прошение о целесообразности перевода в З. м. семинарии из Перервинского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря . С 1728 г. до нач. XX в. в пользу З. м. поступали доходы от арендаторов лавок, находившихся в монастырских зданиях на Никольской ул. 17 июля 1742 г. по распоряжению имп. Елизаветы Петровны братии было выдано единовременное жалованье 500 р. После учреждения штатов 1764 г. во 2-й пол. XVIII-XIX в. характер материального обеспечения изменился. Кроме традиц. неокладных доходов, поступавших из Владимирской ц., арендной платы и пожертвований мон-рю выдавалась штатная сумма из Коллегии экономии, к-рая в 1765 г. составляла 1311 р. 90 к. в год. С того же времени у З. м. появляются земельные владения в Московском у.: при с. Кузьминки (Влахернское) участок, в составе к-рого земли 872 саж., под прудом и рекой - 613 саж., мельница на р. Голедянке «о трех поставах»; луг (8 дес.) при дер. Шелепихе (РГАДА. Ф. 1189. Оп. 2. 492. Л. 1-2).

http://pravenc.ru/text/182479.html

Соликамск. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Введенская церковь (зимняя) строилась в 1687-1702 гг. одновременно с Преображенской церковью и входит в ансамбль женского Преображенского монастыря. Престол церкви освящен в память Введения во храм Пресвятой Богородицы. После переведения монастыря в Уфу в 1765 г. церковь стала приходской. С 1933 по 1991 г. храм был закрыт. В настоящее время это приписная церковь Преображенского прихода. Одноглавая церковь сохранила деревянную главу, крытую лемехом. К основному храму примыкают алтарная апсида и трапезная без притвора. Церковь восстановлена по проекту реставраторов Ф. Тольцинера и Т. Кацко. Памятник истории и архитектуры федерального значения. С сайта www.ioann.i-perm.ru/city.php и www.perm1.ru/ По-своему нарядна небольшая церковь Введения (реставрирована в 1953 г. архитекторами Г.Л. Клацко и Ф.М. Тольцинером), стоящая рядом с Преображенской. Точная дата постройки этой церкви неизвестна. Одни авторы указывают, что возводилась она той же Евдокией Щепоткиной по грамоте 1683 года, в промежутке между 1684 и 1710 годами и освящена в 1713 году. Другие говорят о выдаче грамоты на ее создание в 1702 году, считая 1713 год временем ее постройки. Наконец, третьи относят церковь к 1687–1702 годам. Согласно условиям грамоты 1683 года на создание Введенской церкви, мастера должны были «все то церковное здание строити по пригожеству», возвести его – «по заводу и чертежу подмастерью». Так и сложили Введенскую церковь безвестные зодчие. Руководствуясь знаменитой формулой «как мера и красота скажут», нашедшей слбственное выражение в тексте грамоты, они, хотя и были связаны заданными размерами, строили церковь по своему усмотрению. Кубовидная, немного приземистая, под четырехскатной крышей, с небольшой трапезной, трехчастной апсидой и одной крытой лемехом тонкошеей луковичной главкой, над которой возвышается красивый ажурный крест работы местных кузнецов, она отличается простотой и скромностью внешнего облика. Своеобразный контраст составляет эта церковь по отношению к рядом стоящему чуть в стороне Преображенскому храму.

http://sobory.ru/article/?object=02984

Дионисий IV (в 4-й раз) 2 месяца. Иаков (в 3-й раз) 1686–1690. Каллиник II 1690–1691. Неофит IV 3 месяца. Каллиник II (вторично) 1691–1693. Дионисий IV (в 5-й раз) 1693–1694. Каллиник II (в 3-й раз) 1694–1702. Гавриил III 1702–1707. Неофит V избран, но не утвержден. Киприан 1708–1710. Афанасий V 1710–1711. Кирилл IV 1711–1713. Киприан (втор.) 4 месяца. Косма III 1713–1715. Иеремия III 1715–1726. Каллиник III, умерший от радости по избрании. Паисий II 1726–1732. Иеремия III (втор.) 1732–1733. Серафим I 1733–1734. Неофит VI 1734–1740. Паисий II (во 2-й раз) 1740–1742. Неофит VI (во 2-й раз) 1742–1744. Паисий II (в 3-й раз) 1744–1748. Кирилл V 1748–1751. Паисий II (в 4-й раз) 1751–1752. Кирилл V (во 2-й раз) 1752–1757. Каллиник IV 1757. Серафим II 1757–1760. Иоанникий III 1760–1764. Самуил I 1764–1768. Мелетий II 1768–1769. Феодосий II 1769–1773. Самуил I (втор.) 1773–1774. Софроний II 1774–1780. Гавриил IV 1780–1784. Прокопий 1784–1789. Неофит VII 1789–1794. Герасим III 1794–1797. Григорий V 1797–1799. Неофит VII (втор.) 1799–1801. Каллиник V 1801–1806. Григорий V (втор.) 1806–1808. Каллиник V (втор.) 1808–1809. Иеремия IV 1809–1813. Кирилл VI 1813–1818. Григорий V (третично) 1819–1821. Евгений 1821–1822. Анфим III 1822–1824 Хрисанф 1824–1826. Агафангел 1826–1830 Констанций I 1830–1834 Констанций II 1834–1835 Григорий VI 1835–1840. Анфим IV 1840–1841. Анфим V 1841–1845. Мелетий III 7 месяцев. Герман IV † 1845. Анфим VI 1845–1848. Анфим VI (втор.) 1848–1852. Герман IV (вторично) 1852–1853. Анфим VI (третично) 1853–1855. Кирилл VII 1855–1860. Иоаким II 1860–1863. Софроний II 1863–1866. Григорий VI (вторично) 1867–1871. Анфим VI (в 4-й раз) 1871–1873. Иоаким II (втор.) 1873–1887. Иоаким III 1878–1884. Иоаким IV 1884–1886. Дионисий V 1886–1891. Неофит VIII 1891–1894. Анфим VII 1894–1897. Константин V 1897–1901. Иоаким III (вторично) 1901. В. Александрийские патриархи Св. Марк 62 . Аниан 62–84. Абилий 84–98. Кердон 98–107. Прям или Ефрем 107–119. Иуст 119–130. Евмений 130–143.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

161. Geistliche Concerten und Harmonien, durch Ambrosium Protium. Leipzig, 1641. Incompl In octavo 162. Nouvelle methode pour apprendre la langue latine. A Paris, 1681 163. Grammatica graeca Alexandri Helladii. 1712 164. Grammaire latine, par Messieurs de Port-Royal. 1598 165. Grammaire franςoise, par le Bustier. A Brux., 1711 166. Grammaire franςoise et allemande de Pepliers. 1722 167. Grammatica latina in usum gentis Slavonico Rossianae 168. Grammatica graeco-latina Constantini Laskaris. 1544 169. Obuari grammatica. Brunsbergae, 1711. 2 exempl. 170. Chytraei de ratione discendi et ordine studiorum. 1570 171. Le tableau de l’ortographe frangoise, par Canel. 1570 172. Nouvelle methode pour apprendre en peu de terns à lire, à ecrire et parler franςois. A Varsovie, 1699 173. Posselii syntaxis latino-graeca, et Francisci Vergarae libellus de syllabarum quantitate apud Graecos contractus. Amstel., 1636. Epistolarum Salomonis Pantheri lib. II. Aldorphii. 1593 174. Grammatica latino-germanica. Incompl. 2 exempl. 175. Locscheri Litterator Celta. Lips., 1726 176. Curieuse Hoff- und Staats-Schreiben, von Germano Sincero. Francofurti ad Manum, 1707 177. Melange curieux des meileurs pieces de St. Euremont. A Amst., 1706. Deux vol 178. Oeuvres de St. Euremont, tom. IV et V. 2 vol. 179. Eloge funebre de Louis. A la Haye, 1716. 2 exempt (Остермана 48) 180. Oeuvres de M. de Fontenelle. Tom. I, II. 1714 181. Apologie du caractere des Anglois et de Francois. 1726. (Остермана 43) 182. Orationes quaedam Isocratis, Aeschini et Demosthenis et plures ex Thucididis concionibus. Graece. 1688 183. Schurzfleischii epistolae. Vittemberg, 1700 184. Contes et nouvelles en vers de M. de la Fontaine. A Amst. 1685. 2 Tom. en 1 vol. avec estampes. 185. Hadriani Relandi dissertationum miscellanearum pars prima. 1713. (Kepa 93) 186. Pieces echapees du feu. A Plaisance, 1717. (Остермана 36) 187. L’Aminte du Tasse, pastorale traduite de l’italien 188. Oraisons funebres de Daufins de France et de la Daufine. A Amst. 1713

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В этом году осенний праздник святого благоверного великого князя Александра Невского празднуется особенно торжественно, поскольку Санкт-Петербург отмечает 300-летие со дня основания Александро-Невской лавры. Собственно, указ о ее основании вышел в июле 1710 года, когда царь Петр Ι, осмотрев место близ Черной речки, повелел основать здесь монастырь в память о победе в 1240 году войска святого князя Александра Невского над шведами. Первым архимандритом монастыря стал 20 февраля 1712 года администратор духовных дел столицы Феодосий (Яновский). Царь повелел ему, «дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь». Строилась обитель на средства тогда весьма состоятельного Валдайского Иверского Святоезерского монастыря, а также весьма значительных имений Александро-Невской обители. Уже в 1712 году появилась братия монастыря. Почему же мы празднуем 300-летие лавры в 2013 году? Официальная дата основания обители – день освящения первой деревянной Благовещенской церкви – 25 марта 1713 года (разобрана в августе 1787 г.). Очень скоро, однако, по проекту Доменико Трезини была выстроена каменная Благовещенская церковь (1717–1721). В ее нижнем этаже обустроили церковь благоверного великого князя Александра Невского, куда и были перенесены святые мощи. По «Генеральному плану строения» архитектора Трезини в 1717 году началось строительство из кирпича всего комплекса монастыря. И к 1727 году обитель имела четыре храма, колокольню с пятью колоколами, пять каменных корпусов, деревянные кельи, сад. Одной из основных целей создания Александро-Невского монастыря, по замыслу Петра I, была подготовка кандидатов в архиереи, поэтому штат обители формировался из наиболее образованных пострижеников других обителей, вызывавшихся в Петербург по царским указам. В 1713 году архимандрит Феодосий испрашивал у Петра «благоволение, дабы, кроме здешнего монастыря, монахов в архиереи и в знатные архимандриты не производить», на которое царь ответил указом, утвердившим это положение. В дальнейшем большинство архиереев дореволюционного периода вышли из Александро-Невской лавры, которая стала одним из крупнейших центров духовного просвещения.

http://pravoslavie.ru/64036.html

Были также свои Архиереи в РЯЗАНИ в начале XIII века, но сряду ли, не известно. А с половины того же века, по требованию тамошних князей, учреждена постоянная Епархия и доныне продолжаются Архиереи, с начала именовавшиеся Рязанскими и Муромскими, потом, до 1799 года, Рязанскими и Шатскими; а с того времени Рязанскими и Зарайскими. Сперва были Епископы, потом, с 1589 года, Архиепископы, после с 1669 года Митрополиты, наконец, с 1723 года разные. Около XIII же века жили Епископы в Польском ПЕРЕМЫШЛЕ, из России туда посылаемые, но они в последствие времени предались к Униатам. При начале того же XIII века в ПЕРЕСЛАВЛЕ ЗАЛЕССКОМ (иначе по-древнему на Озере, для отличия от Переяславля Русского, называвшемся) были Епископы, но свои ли – сомнительно, а разве были только временные, из других Епархий приезжавшие. В 1744 году по указу Государыни Императрицы Елисаветы Петровны действительно учреждена была сия Епархия: но в 1788 году упразднена. Архиерей первый был Архиепископ, а по нём Епископы и именовались Переславскими и Дмитровскими. Начало КРУТИЦКОЙ Епархии наверно отнести можно к половине XIII же века, т. е. к временам Великого Князя Александра Ярославича Невского, которая с того времени по 1788 год непрерывно продолжалась, а в оном году упразднена. В ней были сперва Епископы, потом с 1589 года Митрополиты, а напоследок с 1711 года разные. Сперва жили они в Татарском городе Сарае близ Царицына и именовались Сарайскими, потом, около конца XIII века, Сарскими, Подонскими и Крутицкими, и начали жить на Крутицах в Москве. Наконец, с 1764 года титуловались Козельскими и Можайскими. В 1799 году вместо оной учреждена Калужская, и положена первой в третьем классе. Архиереям велено именоваться Калужскими и Боровскими (смотри ниже). Около половины того же XIII века Великий Князь Владимирский Ярослав Ярославич, бывший тогда ещё Тверским, основал ТВЕРСКУЮ Епархию, которая до наших времён никогда в порядке не прерывалась. Сперва в ней были Епископы, потом с 1589 Архиепископы, наконец, с 1713 года, разные; а именовались сперва Тверскими, потом, с 1589 года, Тверскими и Старицкими, а ныне, с 1713 года, Тверскими и Кашинскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010