Игумен Петр (Котляревский) писал в реестре, что приобрел " пять запанок, больших, круглых, с разными камушками " , из которых на похищенное место к местному образу Владимирской Богоматери приложил в низанное ожерелье три запонки, четвертую положил в ризницу, пятую оставил у себя. " При образе Марии Египетской серьги серебряные с изумрудами и жемчужками; оставшегося от низания ожерелья вкладного крупного жемчугу 18 зерен, который дан вдовою княгинею Дарьей Голицыной. Оставшегося мелкого жемчуга, данного от госпожи Агриппины Потаповой Головиной, 57 зерен; три камня изумрудных, пять зерен (украшений) даны от вдовы Анны Михайловны Долгоруковой " . Указаны в реестре разные церковные ткани и богослужебное облачение (епитрахили, поручи, стихари, воздухи, ризы). Среди пожертвователей указаны " князь Александр Никитич Прозоровский, вдова Настасья Акиндиева " По документам 1740 года, монастырских вотчин, дворов в Сретенской обители не В книге " Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви " П. Строева указывается, что игумен Петр (Котляревский) был настоятелем Сретенского монастыря до 1742 Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. 1713-1913. СПб., 1913. С. 170-171. Там же. С. 288. Там же. С. 290. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 5: 1725 г. СПб., 1897. С. LXV. Приложение 6. Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. 1713-1913. С. 450. Там же. С. 458. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 14: 1734 г. СПб., 1910. С. 120. Дело N 100. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 18: 1738 г. СПб., 1915. С. 434-435. Дело N 304. Там же. Там же. С. 682. Дело N 475. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 19: 1739 г. СПб., 1913. С. 308. Дело N 185. Цата - драгоценная подвеска, которая вешается под ликом на иконе. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 19: 1739 г. С. 383-384. Дело N 257.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Сохранившийся в Государственном Архиве, среди бумаг Петра Великого, документа дает возможность точнее определить время начала работ. Именно, здесь указано, что, «по уговору с плотниками», начало работ было 14-го июня 100 . Вместе с постройкой рабочего городка необходимо было позаботиться и об устройстве сообщения с городом. К месту строения Монастыря из города было два пути: водою по Неве и сушею по берегу Невы 101 . Это сообщение было более чем вдвое длиннее линии прямого пути. Прямой, решительный, не терпевший медлительности и обходов характер архимандрита Феодосия и побудил его устроить прямой путь от Монастыря к городу, – нынешний Невский прошпект. В первой истории Петербурга, составленной Богдановым н дополненной Рубаном, изданной в 1779-м году, в главе о «преспективых улицах и дорогах», под 1-м, о начале Невского прошпекта сказано: «преспективая и главная на Адмиралтейской стороне, начинающаяся от самого Адмиралтейства и продолжающаяся до Александро-Невского Монастыря; сделана сия преспектива в 1713-м году» 102 . Первым известным доселе достоверным источником о Невском прошпекте является указ Царя Петра, данный 2-го октября 1718-го года, напечатанный в первом Полном Собрании Законов, в V-м томе, изданном в 1830-м году. Понеже для прошествия Царского Величества и его государевой высокой Фамилии, також и для богомольцев и бедных прохожих к Монастырю, и ради монастырской повседневной потребы по непроходимому на 600 сажен болоту проложена и управлена дорога, не занимая большой по берегу Невы реки дороги. А ныне всяких чинов люди проезжие, оставив оную большую по берегу дорогу, хотят ездить по вышеозначенной вновь сделанной дороге, которая монастырским трудом и немалым иждивением проложена и управлена. Того ради чрез сие указом Царского Величества запрещается, чтоб никому никаково чина по оной новопроложенной дороге не ездить, понеже от многих ездаков каналы засыпаются, и оная дорога много вредится, а буде кто похочет оною ехать, то надлежит на содержание оной дороги проезжим всякого чина людям платить, а именно: верховому на одной лошади 1 алтын, в телеге на одной лошади 5 копеек, в карете на двух лошадях гривну, на четырех лошадях 2 гривны, на шести лошадях 10 алтын. А с богомольцев, приходящих в Монастырь, и не имущих прихожих пеших ничего не брать» 103 . В этом документе ничего не сказано о начале сооружения дорога, но имеется категорическое утверждение, что дорога проложена монастырским трудом и иждивением.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Отношения к наместнику были теперь мягче, чем ранее. Архимандрит Петр пишет иеромонаху Вениамину письмо в дружеском тоне: «за вашими святыми молитвами, слава Богу, прибыл я в Москву благополучно и в лучшем здравии, как от вас поехал, и, кому надлежало, визиты отдал счастливо, сегодня был у Императорского Величества за Москвой во Всесвятском», и подписывается: «ваш брат Петр архимандрит» 2170 . Уставщиком в 1725-м голу был иеромонах Спиридон 2171 . В 1727-м году, 19-го января, он произведен, был во архимандрита Златоустовского Монастыря в Москве, а на его место уставщиком назначен служивший во флоте иеромонах Моисей Николаевский 2172 . В октябре 1727-го года Святейший Синод предписал архимандриту Петру с братией выбрать из братства Александро-Невского Монастыря кандидата для определения во архимандрита в Брянский Петро-Павловский Монастырь. Архимандрит Петр написал на синодальном указе резолюцию; «объявить в Святейший Синод, что предлагается от нас Невоский уставщик, иеромонах Моисей, которого при доношении послать в Синод к смотру, а на его место уставщика выбрать на соборе и предложить в доклад немедленно» 2173 . Иеромонах Моисей числится в списках Брянского Монастыря до декабря 1747-го года 2174 . Вследствие резолюции архимандрита Петра 28-го ноября 1727-го года, «наместник, иеромонах Вениамин с присутствующей соборной братией согласно выбрали на место бывшего уставщика, иеромонаха Моисея, что ныне посвящен во архимандрита, Александро-Невского Монастыря иеромонаха Виктора Ростовского, понеже он человек доброжительной и оное послушание отправлять может». Архимандрит Петр написал на протоколе избрания: «быть по вышеписанному мнению» 2175 . Иеромонах Виктор был сын служителя Суздальского Архиерейского Дома, в мире Василий, родился в 1672-м году, был дьячком в Суздале, в 1700-м году был посвящен во диакона в Ярославль, монашество принял в 1713-м году, оставив в Ярославле сына – диакона. Со времени прибытия своего в Невский Монастырь в 1720-м году он 6 кампаний провел во флоте. В 1741-м году он был отпущен на обещание в Спасский Ярославский Монастырь, в котором принял пострижение 2176 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

41 Два крохотных обрывка от этих листов ныне принадлежат Императ. Публичной Библиотеке, CCLXXV. См. отчет библиотеки за 1883 г. стр. 122. Ред. 44 Содержание его изложено в моем печатном Путешествии по Египту. стран. 103–109. – За этим в рукописи еп. Порфирия следуют выписки, о которых речь он начинает так: «Здесь же из многого я полагаю только 1. отзывы Паисия о личности Никона, 2. причины низложения сего патриарха и 3. соборные прения епископ о том, чья власть выше, архиерейская или царская, – прения бывшие после низложения Никона. Самые же выписки, как неимеющие прямого отношения к дневникам, исключаются тем более, что они помещаются к в другом труде еп. Порфирия. См. выше, стр. 21. примеч. 1. Ред. 47 Старокаирская крепость по-арабски называется Кассер-ель-Шемаа, т.е. крепость света. Ибо в ней, по мнению ученых и особенно Иакова Галия, был п γрей, πυρετον. Histor. patriarh. Alexandr. Jacobitarum. Parisiis. 1713. 48 Historia Patriarch. Alexandr. Jacobitar. Parisiis. 1713, p.189: Habiut Abdel-Aziz scribam, seu ab epistolis, Athanasium quembam Jacobitan. qui licentis sibi ab eo facta el casser-el-schema, sen Arce candelae intra Cahirman duas ecclesias constrrucsit, alteram nomine S. Georgii, alteram dictam Abu Kir. Tunc Alexandrinum patriarham Eutychium, cui praedecessorum suorum successio ignota esse vix potuit (т. е. Был у Абдель Азиса Писец или письмоводитель, некто Афанасий яковит, который, по данному им (Абдель Азизом) ему позволению, построил в Касселе-ел-шеме или в Крепости света в самом Каире две церкви, одну во имя Св. Георгия, а другу. названную Абу Кир. Наверное, тогда никого не было на александрийском патриаршем престоле, так как ничье имя не читается у александрийского патриарха Евтихия, которому едва ли могла быть неизвестна преемственность его предшественников. Ред. 50 Тяжба синаитов с александрийским патриархом об устройстве церкви в Джуванийском подворье их продолжается с конца шестнадцатого века почти до 1860–1861 года, в который я уже застал у них совершение божественной литургии в этом подворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В 1929 г. храм закрыли и снесли. Посреди Якиманки, на углу Первого Хвостова переулка, красовалась церковь Петра и Павла в Хвостове. Так называлось село, принадлежавшее тысяцкому Алексею Хвосту, убитому боярами. Село помянул в завещании Дмитрий Донской. Стрельцы на месте деревянной возвели каменную церковь. В середине XIX века архитектор Петр Буренин возвел для храма Петра и Павла колокольню и трапезную с приделами. Где все это? В толще стен дома на Якиманке, 31. Храм здесь не сломали, уничтожили другим советским способом. Снесли шатровую колокольню и купол, над обезглавленными стенами церкви надстроили два этажа, внутри и снаружи все переделали. Первое упоминание о храме датируется 1631 г. Обширная трапезная с бывшими ещё при первом каменном храме приделами Алексия, человека Божия, и Николая Чудотворца и шатровая колокольня выстроены в 1851-1852 гг. в псевдорусском стиле. Третий придел во имя Кирика и Иулитты (1713 г.). Обновление главной церкви было также в 1859 г. В 1924 г. храм был передан " обновленцам " , а затем попал к баптистам для молитвенных собраний. Но уже в мае 1929 г. Центральные государственные реставрационные мастерские санкционировали снос стрелецкой церкви. Однако, трижды перестроенная в советские годы церковь Петра и Павла не была снесена полностью. В конце 1920-х гг. храм переделали под жилье, надстроив до четырех этажей. В 1960-е гг. его фрагменты были включены в здание бывшего торгпредства ГДР по указанному адресу и на его восточном фасаде даже видны остатки храмовых апсид. http://dangralas.ru/rozanovy/blog/7 38 лет в храме служил диаконом иерей Петр Павлович Розанов (12.12.1838 - 11.06.1905) при настоятеле храма - Иоане Федоровиче Мансветове, на 39 году служения Петр Павлович Розанов сделался священником на диаконовской вакансии. Петра и Павла, апостолов, на Якиманке церковь (уничтожена). Церковь была сооружены стрельцами в 1649–1651 гг. В 1713 г. обветшавший храм начали перестраивать, и этот процесс растянулся на два с лишним десятилетия вследствие запрета Петром I каменного строительства в Москве.

http://sobory.ru/article/?object=21190

Леса в районе Петербурга, как заповедные, рубить было строго воспрещено. В 1718-м году поймали ямщика, рубившего дрова в заповедном лесу близ монастырского скотного двора за Черной речкой 645 . В январе 1720-го года архимандрит Феодосий подтвердил приказ о воспрещении рубки леса на монастырской земле вверх по Неве до гранного столба и по Черной речке до монастырского скотного двора. Для охраны леса наняты были 2 караульщика. 8-го марта издан был и общий указ о воспрещении рубки леса по Неве до реки Славянки на расстоянии 7-и верст от берега, а выше Славянки – на расстоянии 1.000-и сажен. Владельцы обязывались следить за сохранностью леса и подчищать его на 2½ аршина от земли 646 . Камень дикий доставляли с подряда, по 8-ми рублей с сажени 647 . В 1713-м году дикого камня разрешено было собрать 50 сажен по Неве от Шлиссельбурга 648 . Камень белый доставляли из Старицких каменоломен Старицкого Успенского Монастыря. Каменоломни находились при городе Старице, у реки Волги. Первоначально пытались устроить подряд, но затем стали заготовлять хозяйственным способом 649 . Присылаемые из Невского Монастыря рещики резали камень по архитекторским моделям, а подрядчики на судах отправляли к месту назначения 650 . 68 рабочих в 3 месяца вытесали 1.023 плиты в аршин длины, ¾ ширины и 5–6 вершков толщины и 709 в аршин длины и ширины. На 900-х подводах камень перевезли за 150 верст к Вышневолоцкой Алексеевской пристани и на специально для перевозки купленных 8-и судах доставили в Петербурга Операция обошлась в 1.800 рублей; более чем втрое дороже, чем просили подрядчики 651 . С подряда платили по 8-и рублей сажень 652 . В 1717-м году камень в привозе из Тверских вотчин обходился в 2 алтына пуд, в 1720-м году уже в 3 алтына 653 . В мае 1716-го года Рубцов писал архимандриту Феодосию, что плиту начали возить. За лето доставлено было 45 сажен и 20 не доставлено. По подряду 1715-го года плита была по 12 рублей 10 алтын сажень. Плиту ломали по реке Тосне осенним временем по 8 1 / 4 рублей за сажень. В 1723-м году чрез публикации вызывали поставщиков на 1724-й год 150 сажен Тосенской плиты, по 8-и рублей. В 1722-м году для соборной церкви доставляли плиту с речки Шельдихи (Щельдихи), где был ее запас в 50 сажен, приобретенный у частного лица. Иногда плита, доставленная по подряду, оказывалась мелкою 654 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1715-м году, а может быть и ранее, построены были: особое здание братской трапезы и столярня: в середине мая 1716-го года они уже являются пунктами, определяющими место других строений в Монастыре 132 . В Подмонастырской слободе в 1716-м году упоминаются постройки келейника и столяров 133 . С постройкой церкви, в Монастырь стали приезжать из города богомольцы. 17-го сентября 1713-го года запротоколен приезд в Монастырь «по обещанию из города» капитана Рыкунова. Запротоколение этого случая вызвано было тем, что приезд Рыкунова осложнился происшествием: Рыкунов заметил среди рабочих в Монастыре своего беглого крестьянина и пытался его отнять 134 . Первым членом братства Александро-Невского Монастыря был его настоятель, «архимандрит новосозидаемого при Санкт-питербурхе Монастыря» 135 Феодосий. Он был назначен настоятелем в Монастырь, когда в Монастырь не было еще живой души. Когда Монастырь несколько обстроился, его стали населять монашествующими. Собственного, местного притока монашествующих не было, и он населялся вызванными из других Монастырей. Предположено было сосредоточить в Александро-Невском Монастыре лучшие монашеские силы всей России. По спискам, составленным архимандритом Феодосием, царским и сенатским указами вызывались монашествующие из Монастырей почти всех епархий. Первым из монашествующих в Монастыре, не считая архимандрита Феодосия, по спискам, сохранившимся в лаврском Архиве, показан «префект, иеромонах Гавриил» из Спасского Монастыря, что в Москве за Иконным рядом, с 1714-го года 136 . В 1720-м году он был посвящен во архимандрита в Костромской Ипатский Монастырь и затем вошел в состав учрежденного в 1721-м году Святейшего Синода. В Синоде он имел звание советника и был Школ и Типографий протектором. В 1722-м году он был переведен в Троицкий Сергиев Монастырь, в 1726-м году посвящен во епископа в Рязань, и скончался 27-го апреля 1731-го года 137 . В 1714-м году просил о пострижении в Монастыре «Черкашенин» из города Лебедина, служилый казак Сидор Тимофеев, в 1711-м году взятый в Турецкий поход и после похода оставшийся на заработках в Петербурге. Но, по недостаточности документов, он не был пострижен и впоследствии был в Монастыре ключником 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

История храма. Нынешняя соборная церковь есть первый каменный храм обители, построенный, как надобно полагать, в начале прошедшего столетия, при Игуменьи Патрикии, по крайней мере по древним актам о каменном церковном строение упоминается в первый раз в 1712 году, а надпись на церковной утвари, что она пожертвована, в 1713 году, для «Соборного храма», приводит к заключению, что храм сей освящен именно в 1713 году. В монастырской описи 1764 года храм сей описан так: «в оном монастыре церковь каменного здания, одна настоящая во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, да в приделах: в первом Тихвинской Пресвятой Богородицы, во втором Федора Стратилата. » После 1764 года придел Св. Федора Стратилата был, неизвестно по какому случаю, переименован во имя Св. Николая Чудотворца, но и этот придел в самом конце прошедшего столетия, по ветхости, был упразднен вовсе, с благословения Преосвященного Афанасия Епископа Коломенского и Тульского. Ныне на этом месте находится придел во имя Св. Андрея, Христа ради юродивого чудотворца, устроенный в 1830 году, иждивением Белевского купца Андрея Михайлова Фролова. Нынешний Николаевский придел устроен в холодном притворе, против Тихвинского придела, с западной стороны его, в 1845 году усердием вдовы поручицы Веры Андреяновны Сомовой. Вид храма внешний и внутренний. Соборный монастырский храм построен к востоку на косогоре и потому на высоком фундаменте в подвальном этаже находится довольно обширный склеп, в который вход с востока под стеною алтарного полукружия; в этом склепе, по преданию, погребена благочестивая храмоздательница Игуменья Патрикия. Квадрат храма в два света ; над дверью окна, внизу с каждой боковой стороны по одной двери (с крыльцами или рундуками, под навесами на столбах) и по одному окну; а вверху по два окна с каждой стороны с разрезными сандриками и над ними под полуциркульным сводом, коим оканчивается карниз, еще по одному круглому окошечку. Над квадратом храма высокий осьмигранный фонарь или трибун, украшенный по углам двойными пилястрами и освященный 8-ю окнами (одно восточное закладено); верхний карниз украшен зубчиками; на фонаре купол тоже восьмигранный, над куполом каменный небольшой фонарь с 8-ю узкими окнами; над ним тоже небольшой, граненный купол, с которым соединяется узкою, каменною шейкою грушевидная глава, украшенная четвероконечным железным крестом с яблоком у подножия. Оба купола и глава обиты листовым железом и покрашены зеленою краской. Алтарное полукружие трехэтажное, освещается тремя небольшими окнами.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

«Святая соборная апостольская Церковь в молитвенное нам время, во дни и в нощи благовестивши и звонными колоколы глашает: и звучным их гласом людей от сна возбуждает, и благую весть возвещает, и в храм святый ходити привлачает. На словословие же Божие стояти собирает: и церковным пением Бога хвалити понуждает. Богодухновенными же книгами, аки великогласными небесными трубами, всех нас к себе призывает: и в молитвенных пес– нех бодрствовати укрепляет… Благоразумно же и искусно о себе извествует, и человеко– любную благодать Христову ясно хвалует, и непрестанными мольбами гласы своя ко Творцу и Владычице она возсылает: и яко чадолюбивая мати неотступно дети своя сохраняет…» (7, с. 98 – 99) Год за годом, в молитвах и послушаниях неспешно протекало пустынное житие инока Макария в Свято-Троицком скиту. И порядку этому, казалось, не грозили никакие перемены. Однако Господь судил иначе. В июне 1712 года преподобный Иов отправился проведать иеродиакона Паисия, жившего отшельником в центре острова у крутой горы. Вернулся старец весьма взволнованным и поведал своему ученику Макарию о бывшем ему чудесном явлении Пресвятой Богородицы. Преподобный сказал, что по велению Божией Матери надо строить новый скит на горе, называемой Голгофой, и Макарий должен в том ему помочь. Выслушал инок своего старца и с радостью согласился. Осенью началась подготовка к переселению – трудники рубили келью для нового скита. Отец Макарий руководил этой работой. Зимой 1713 года срубленную келью перевезли к основанию Голгофы. Преподобный Иов и монах Макарий, прощаясь с братией Свято-Троицкого скита, устроили торжественную трапезу для иноков, а затем переселились на Голгофу. Здесь в декабре 1713 года отец Макарий–Летописец и завершил свой последний труд – «Жития соловецких чудотворцев». В 1714 году неутомимый и ревностный ученик и сподвижник преподобного Иова Макарий был пострижен им в великий ангельский чин, то есть в высшую монашескую степень – великую схиму. Схимник Макарий-Летописец к тому времени уже сам возрос в меру опытного старца. Вскоре он мирно отошел ко Господу, прожив в иночестве двадцать лет и был похоронен здесь же, на анзерской горе Голгофа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Значительно расширенное этими пристройками здание собора получило форму продолговатого креста. В тоже время на колокольне собора, по повелению государя, были утверждены, взятые из Москвы, с Сухаревой башни, «ординарные» часы с курантами, игравшие, сами собой, чрез каждую четверть часа, и повешен, для благовеста, большой шведский колокол, взятый в числе трофеев при осаде Абова в 1713 г., и внутри собор, по усердию государя, часто его посещавшего и питавшего к нему особое усердие, начал украшаться и обогащаться разного утварью. К числу этих вещей, поступивших в собор при Петре I, принадлежат: а) большое медное паникадило, шведской работы, взятое в Абове в 1713 г. и повышенное, по воле государя, в Троицком соборе; б) собственноручные работы Петра I, принесенные им в дар собору, как-то: костяное паникадило о 7 рожках, к образу ап. Петра, и круглый образок ап. Андрея первозванного, выточенный из слоновой кости; в) различные ценные предметы церковной утвари, взятые из московских придворных храмов, и сохранившиеся до настоящего времени. В 1720 г., в одном из боковых приделов был поставлен, и в 1721 г. освящен другой престол, во имя препод. Харитона исповедника, весьма замечательный в историческом отношении. Собственно это не был новый храм, а пристроенная к собору готовая походная церковь во имя преп. Харитона исповедника, устроенная Петром Великим в память победы над шведским генералом Левенгауптом, которую одержал сам государь в день памяти преподобного, 28 сентября 1708 г., при деревне Лесной. Во все время великой северной войны, с 1709–20 г., церковь эта находилась с государем в походах, и теперь, во всегдашнюю память о первой значительной победе, она, по воле государя, была поставлена в троицком соборе. Но и после поставления в соборе, церковь эта, по крайней мере в первое время, сохраняла значение особого, как-бы военного храма, потому что к ней определялись особые от соборного причта священники. Так, в 1722 г., был определен сюда выборгского пехотного полка священник Андрей Михайлов (арх. консистор., дело под 227); в 1723 г. был определен другой священник к «церкви Харитония».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010