Насколько быстро росло число монашествующих в монастыре, видно хотя бы из того, что еще к 31 марта 1719 года, т. е. год назад, их было только 32 человека 810 . Быстро росло и монастырское хозяйство, присоединялись новые вотчины, строились здания, производилась осушка болотистой местности. После освящения первой церкви во имя Благовещения, 25 марта 1713 года, были выстроены кельи–мазанки для братии, устроены кирпичные заводы для предположенного «каменного строения» в монастыре, в 1717 году начато «каменное строение» 811 . В 1720 году проведены у монастыря два канала для осушки мельницы 812 . В ноябре 1720 года государь пожаловал монастырю отписной двор протопопа Каква Игнатьева в Белом Городе в Москве, на Никитской улице, на романове дворе, с каменным и деревянным строением 813 . Для управления монастырскими делами Феодосий требовал все новых и новых подьячих в свой монастырь из разных монастырей, преимущественно из Троице–Сергиева 814 . В 1719 году в монастыре было уже семьдесят пять служителей 815 . Семнадцать человек из братии было «на высылке» по хозяйственным делам монастыря 816 . Феодосий стал и сам уже живать в монастыре 817 , имел возможность устраивать в нем роскошные «банкеты», как было в день памяти Александра Невского, когда в монастыре пировало 188 человек 818 , хотя постоянным местом его жительства оставалось также и подворье 819 . Рядом с этим шло и внутреннее развитие монастыря. В 1713 году дан был указ об устроении в монастыре шпиталя 820 . Монастырь получал все большую самостоятельность. В 1720 году сделано распоряжение, чтобы в вотчины монастырские не был определяем никто из причта без согласия настоятеля, г. е. Феодосия 821 . IX В 1716 году Феодосий с царским семейством ездил за границу. Он выехал в самом начале года, 8 февраля писал письма в Петербург из Риги, 24 февраля из Гданска 822 . Выехал он, по–видимому, налегке, не приготовившись, как следует. У него не хватило взятых с собою денег, уже в Гданске он вынужден был занять у кабинет–секретаря Макарова сто червонных и торопил свой монастырь выслать ему необходимую сумму 823 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Такой певчий, который, путем долгого изучения и естественно способности своего голоса, достигал возможности исполнить с одинаковым удобством все три строки и умел еще петь четвертую, известную под именем демества, назывался демественником. Демественник поэтому почитался выше путника, вершника и нижника: Государев певчий дьяк Евдоким Евстратов, прослужив в хоре 14 лет, был в 1673 г. путником третьей станицы и в следующем году, пожалован был в демественники той же станицы. В последней четверти XVII в., когда пение по партесам значительно усилилось в хоре и почти вполне заменило собой старый вид строчного пения, в хоре Государевых певчих дьяков встречаются названия тех же голосов, какие и доселе известны во всяком порядочно устроенном церковном хоре, т. е. бас, альт, тенор, дискант. Эти голоса первоначально набрались в Киеве и других южных и юго-западных нынешних губерниях, а потому, по преимуществу, из епархии Новгородского Митрополита. Из этой епархии отпущено было в царский хор в 1710 г., теноровщиков и альтистов, семь человек, и в 1713 г. разных голосов, тоже семь человек. Частые требования голосов из одной Новгородской епархии не всегда, впрочем, удовлетворялись вполне. Новгородский Митрополит Иов в 1713 г. писал к уставщику Степану Ивановичу Беляеву: «нынешнего года, по указу царского Величества, велено нам выслать из певчих и из подъяков тенористов четырех, басистов двух, альтистов двух, дискантистов двух человек: и толикого многого числа выслать им невозможно, понеже из них иные в диаконы и в иереи посвящены, а иные померли, и другие, после бывшего во Пскове морового поветрия, посланы на умерших места к тамошнему архиерею, а иные из средней и из меньшей станиц подъяки, пользы ради святой Христовой церкви, упражняются всегда в эллино-греческой школе уже седьмое лето в научении грамматического и риторического художества; обаче и из того числа, из певчих и подъяков, избрав с нуждой точию послах семь человек, и отписку велел подать в Санкт-Петербургской канцелярии, а им певчим и подъякам, с сим письмом явиться вашей господской милости» 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Очевидно, в жизни тогдашнего православного прихода, насколько она нуждалась в усвоении новых церковных порядков, местная просфорница представляла своего рода единицу, по подобию того, как единицу же представлял и каждый приходской священник. Уже самое ближайшее время показало, что собор вспомнил о просфорницах вполне предусмотрительно 17 . § II Документа объясняет цель постройки монастыря вполне верно и констатирует один из случаев неуклонной миссионерской тактики Питирима. Подтверждение этого мы находим у иеромонаха Гурия, одного из ближайших сотрудников Питирима в миссионерской деятельности, который оставил после себя и описание последней. Гурий подробно рассказывает о постройке Питиримом нескольких женских монастырей в соседстве с керженскими раскольническими скитами и починками и всякий раз неизменно добавляет, что это было сделано с целью миссионерского воздействия монастыря на окрестное раскольническое население. Так, в 1707 году был основан Троицкий Белбашский женский монастырь. «По реке Белбашу церковь Пресвятой Троицы вновь построил и монастырь оградил и в нем монахинь, обратившихся из раскола, жить определил, ради других обращения». В 1713 году с той же целью мужской Спасораевский монастырь был переименован в женский. «Для близости к керженским келейным жителям, для обращения, в 1713 году, в Балахонском уезде, при реке Кезе Спасораевский монастырь возобновил и из того Троицкого Белбашского монастыря пять-на-десять монахинь в нем жить посади». Наконец около 1722 года был начать постройкой вышеупомянутый Рождественский женский монастырь. «В дворцовых лесах керженских и дрюковских церковь вновь Рождества Богородицы построил и монастырь оградил; в нем монахинь обратившихся из раскола жить для других обращения определил, к которому земли и леса и штат ружнаго жалованья по указу определен». Примечательно, что из четырех построенных Питиримом с миссионерской целью монастырей только один был мужской, именно Успенский в Юрьевецком уезде, а три – женские. Особенно обращает на себя внимание судьба Спасораевскаго монастыря: миссионерские интересы потребовали сделать этот мужской монастырь женским и по этой причине жившие здесь монахи были переведены в названный Успенский монастырь. При этом, как в данном случае, так и в двух других, для населенья женских монастырей Питирим воспользовался не другим кем, как именно обратившимися из раскола монахинями 19 . Все

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

2397 До нас дошел целый ряд записей о выборе игумена и годичных старост братства, начиная с 1655 года вплоть до 1713 года. Из этих записей усматривается, что дворянское и мещанское сословие входили по-прежнему в состав братства, которое продолжало жить полною жизнью, принимая в число членов новых лиц. 2398 Из лиц дворянского сословия, входивших в состав братства во второй половине XVII века, отметим: князя Вацлава Святополк Четвертинского, Дмитрия Жабокрицкого, —155— Георгия Пузыну, Фому Гуляницкого, Федора Ушака-Куликовского и др.; из братского каталога усматривается, что еще в начале XVIII века в братство вписывались новые лица, так напр. в 1701 году вписался Иван Ходаковский, а в 1715 году Василий Коссович. В составе братства встречаются также и женщины как напр. Мария Гулевич, Анна Заводская, Марина Мазепина. 2399 Из последней записи от 1713 года узнаем, что братским игуменом в то время был Иов Кондзелевич, а старшими братчиками и смотрителями были: Самуил Выговский, Иван Гулевич, Даниил Куликовский, мечник Брацлавский, и Иаков Гуляницкий, чашник Полоцкий, которым братство поручало «вникнуть во все порядки и приходы церковные, вписать их в реестр и принять отчет во всех доходах от игумена и во всём устроить надлежащий порядок». 2400 Из крупных пожертвований в пользу братства во второй половине XVII века отметим дары нижеследующих лиц: Анастасия Древинская (жена знаменитого Лаврентия Древинского), устроившая в склепе под братскою церковью фамильную усыпальницу, завещала Луцкому братству 3.000 злотых, а внук её Дмитрий Жабокрицкий вместо этого дара выдал от себя братству другую запись на 4.000 злотых; в 1675 году Богдан Братковский, скарбник Брацлавский, бывший братским старостой, пожертвовал братству 100 злот., а Анна Ольшанская-Гулевич пожертвовала два больших серебряных подсвечника в братскую церковь . 2401 Уступая понемногу насилиям католиков и униатов, завоевавших к началу XVIII века всю Галичину, Луцкое братство доживало свои последние годы. В 1695 году Дмитрий Жабокрицкий, человек умный и образованный, бывший издавна в составе Луцкого братства, был избран Луцким епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

иеромонах Зиновий, в мире Захарий, из мещан города Батурина, 26-и лет, оба приняли монашество в Богоявленском Монастыре, первый в 1713-м, второй в 1716-м году. Иеромонах Зиновий был отмечен «творец пения». Герасим головщик, бас, пострижение принял в Черниговском Троицком Монастыре «при архимандрите Варлааме (Васильевиче) и по отлучении от того Монастыря жил в разных Монастырях», пока но был взят в Александро-Невский 273 . Вслед за притоком в Невский Монастырь монашествующих из других Монастырей начался и отлив их из Невского Монастыря. В 1716-м голу, кроме одного умершего, выбыло 6 монашествующих: иеромонахи – Иоаким из Патриаршего Дома и Павел из Донского Монастыря – посвящены, как было уже сказано ранее, во епископы 274 . Трое – иеромонахи Феофан (Котельницкий) и Феофан (Степанский) и иеродиакон Пахомий (Дмитрович) – посланы в 1716-м году дли служения в Курляндию, к герцогине Анне Иоанновне, и один – иеродиакон Ириней – отбыл в Киев. В 1717-м году отпущены в свои Монастыри: иеромонах Павел (Никитин), игумен, Епифаний (Яковлевич) и иеродиакон Иерофей 275 . В октябре 1716-го года монашествующих в Монастыре было только 12 276 . В приписном Иверском Монастыре монашествующих было 68 человек в разных службах, в том числе, 7 иеромонахов и 6 иеродиаконов, не считая тех, которые были в приписных к Иверскому Боровическом Духовом Монастыре и в Мшинской Пустыни 277 . Из прибывших из Киева монашествующих бывший Печерский наместник, Игумен Варлаам (Голенковский) был определен наместником Александро-Невского Монастыря. Он поступил в монашество из протопопов соборной церкви архистратига Михаила в Воронеже, был Киево-Печорским наместником, потом игуменом-настоятелем Киево-Михайловского Монастыря 278 . Переход в Александро-Невские наместники для него, конечно, с должностной точки зрения, являлся понижением. Поэтому он как неохотно вступил в эту должность, так неохотно ее исправлял, и, наконец, оставил, перейдя в другой Монастырь. Обыкновенно историки Лавры и Петербурга и считают игумена Варлаама (Голенковского) первым наместником Александро-Невского Монастыря 279 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Наместник, иеромонах Илларион, в мире Иван Марков, до 1708-го года служил в Смоленском Приказе Духовных Дел старым подьячим, родился в 1678-м году, принял монашество в Смоленском Троицком Монастыре в 1709-м году 1536 . Характерным для обрисовки отношений архимандрита-настоятеля к наместнику и вообще внутреннему монастырскому управлению является следующее письмо: «Честнейший господин наместник, отец Илларион и почтенный господин судья Стефан Филиппович. Зело удивительно есть, что ваша честность, не взирая на должность подчиненных, которые своих командиров о содержании порученного им и о всяких случайных причинах в присутствие их словесно, а в отсутствие письменно найчасте репортуют, которым репортованием и вы весьма одолжени, ни жадной репортиции от времени его архиерейского, преосвященного нашего архиепископа, из Александро-Невского Монастыря в Москву нынешнего отсутствия о состоянии того Монастыря и о содержании порученного вам правления, о чем почасту надлежало было уведомлять, по присылывали к его архиерейству и поныне, неведомо для чего, и не точно о состоянии оного, но и о нечаянно учинившихся причинах, а именно о убеге иеромонахов Герасима баса, Петра Котляревского и ключника Сидора Тимофеева, о которых его преосвященство от других давно уже уведомлен, никакова известия до его преосвященства и по се число не переслали, в чем весьма являетеся безответны, а безответство чему подлежит, о том вам самим дознавательно есть. И о таком неуведомлении его архиерейство зело сумневается, но ведения не имеет, что такому неизвестию причина есть, а понеже иного к дознаванию но находится, разве сего, что небрежение, отягченному и невозбужденному ему подобное, имеет знатно с вами коммуникаций, которая и отправлению уведомления препятствовать может, в чем вам надлежит опастися и оное без всякого продолжения исправить, о чем пишу к вам его преосвященства указом. Секретарь Герасим Семенов. Из Москвы, января 27-го дня 1722-го года» 1537 . Первым уставщиком упоминается иеромонах Иона, в качества свидетеля одного происшествия в общей братской кельи в Монастыре в сентябре 1713-го года 1538 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Паисия Нудельская 1854 перев. из Московского Алексеевского, а 1861 ... в Московский Вознесенский. Вера Головина 1861 перев. из Московского Никитского; в мар. 1867 уволена на покой. Евпраксия Мосолова 1867 поставлена из сестёр того же монастыря. 32 Алексеевский, девичий, в Москве, до исх. XVI столетия существовал на месте нынешнего Зачатиевского монастыря; тогда переведён в Белый город на Пречистенку, а в 1838 г. в Красное село. По платам второклассный. [III, 90; IV, 140.] Игуменьи Иулиания , сестра св. митрополита Алексия, основательница, 1393 (Истор. Карамз., V, прим. 254); покоится в Зачатиевском (нынешнем) мнтре. Феогния Огневых , 1600. Евпраксия , 1622–24. София Трусова , 1640 и 41. Елена Викентьева , 1646, 52, дек. 20; † 1654, в море. Марфа Дерябина , в мар. 1655–57. Сусанна Зиновьева , в апр. 1662–90, † в дек. Марфа , 1699–1713. Олимпиада , 1713–15. См. Новодевичий мнтрь. Александра Кафтырева , 1718–22. Таисия Исакова , 1722–24; † ... Измарагда Толстых определена 12 дек. 1724; † 1784 ... Пелагрия Тулубьева определена 2 июля 1734; в 1740 уволена на покой. Феофания Пашкова , с 1740; † 1752 ... Ольга Дубенская , 1752–67. Вера Скрыпицына , 1767–76; † … Маргарита Бражникова , 1777–95; † в авг-те … Анфия Козловская , из казначей, с 1795, 10 февр. 1813 уволена на покой; жива в 1819. Афанасия Черкесова определена 15 мар. 1813, а 31 мая 1828 перев. в Московский Вознесенский. Евфрасия 31 мая 1820 перев. из Московского Никитского, а 1822 – в Казанский Богородицкий. Назарета Шванвичева 22 сент. 1822 перев. из Казанского Богородицкого монастыря; 9 июля 1830 уволена на покой. Клавдия 9 июля 1830 перев. из Зачатейского, а в мар. 1845 – в Новодевич. Паисия Нудельская в мар. 1845 перев. из Страстного, а 1854 – в Новодевич. Илария в 1854 перев. из Владычня; † 17 дек. 1870. Антония Тродлина 4 февр. 1871 перев. из Страстного монастыря. 33 Рождественский (Рождества Богородицы), на Трубе, в Москве, девичий, основан прежде 1389 г. (Истор. Карамз., V, прим. 254 [Собр. гос. гр., I, 190, кол. 2.] По штатам второклассный. [V, 689; VI, 1042.] Игуменьи

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1623 г. сусальнику Павлу Григорьеву дан был на сусальное золото золотой угорский и то сусальное золото 100 листов было отдано на золочение Якову Дмитриеву на оклад басемной к образу Николы Чудотворца, что стоит у церкви Спаса на дворце, что дан ему оклад серебреной сделать в 130 г. июня в 25-й день 31 и 4-го августа того же 1625 г. – Ивану Томофееву дано было на крест благословенный серебреный чеканный на позолоту 8 золотых угорских, что дан ему крест делать к «Спасу на дворец» ноября 12-го 32 . О реставрации в храме сохранились лишь сведения от 1688 г., когда иконописец Георгий Зиновьев с товарищем починивал в соборе иконы местные, деисусы, северную и южную дверь 33 . С отъездом двора в С.-Петербург, когда не стало прежних богомольцев в соборе, царских поваров, ключников и приспешников, храм Спаса на Бору вошел в состав дворцовых церквей и в документах стал называться «что у великаго государя вверху» 34 . К этому времени в храме было уже много ветхостей, нуждавшихся в основательном возобновлении. Первая реставрация в Спасском соборе в 18 веке коснулась его внутренности, когда в 1708 году были произведены в нем живописные работы 35 . Осматривавший храм в 1713 г. дворцовый архитектор Григорий Устинов с подмастерьями каменных дел донес, «что Спасскаго собора Преображения Господня, что во дворце» с приделы довелось с лица стены и под кровлею у тех стен верх вычинить и покрыть все, что есть лещедьми. Во главе и в сводах подмаска во многих местах от мокроты отвалилась, в алтаре у двух столпов отсела до свода толщиною по четверти аршина, требовалось в сводах подмаску подмазать вновь, а у столпов, что отсело, отесать и подмазать. В трапезе собора свод был весьма ветх, почему нужно было пробрать худыя места и сделать вновь, и подмазать. По расчету архитектора требовалось на ремонт храма 520 р. 20 алтын 36 . Но, хотя Сенат 1 апреля 1713 года, обсудив донесение Устинова, и приказал все ветхое строение починить, а что нельзя починить сделать вновь и требуемую сумму выдать из приказа большого дворца 37 , тем не менее, при осмотре сего же храма в 1722 г., в нем было найдено много важных ветхостей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Старый город занимает скалистый полуостров, окруженный по периметру мощными укреплениями (XII-XVII вв., длина 1940 м, высота до 25 м). Большая часть городской застройки относится ко времени после разрушительного землетрясения 1667 г., во многом обусловившего стилистическое единство архитектуры Д., выдержанной в формах барокко. Кафедральный собор в честь Вознесения Марии. Архитекторы П. Андреотти и Т. Наполи. 1671 - 1689, 1713 гг. Кафедральный собор в честь Вознесения Марии. Архитекторы П. Андреотти и Т. Наполи. 1671 - 1689, 1713 гг. Старейшие произведения церковной архитектуры - доминиканский и францисканский мон-ри. Церковь доминиканского мон-ря, впервые упомянутого в XIII в. (начата в 1315, сакристия 1485, архит. П. Миличевич),- монументальное однонефное сооружение в сдержанных формах готики; 3-частная аркада с внутренней стороны зап. стены - образец венецианской ренессансной скульптуры. Готическо-ренессансный клуатр завершен в 50-х гг. XV в. местными мастерами И. Утишеновичем, Р. Грубачевичем по проекту флорентийца Мазо ди Бартоломео. Колокольня в романо-готическом стиле построена в 1390-1531 гг., а ее барочное завершение выполнено после 1667 г. В церкви находятся полотна Тициана, Дж. Вазари и местных живописцев XV-XVI вв. От первоначального комплекса францисканского мон-ря уцелел романо-готический клуатр (40-е гг. XV в.). Церковь (1317-1343) была перестроена после землетрясения 1667 г., сохранился лишь позднеготический юж. портал (1499, архитекторы Л. и П. Петровичи). Из ранних храмов выделяется ц. Спаса (1520-1528, архит. П. Андриич), формы к-рой являются переходными от готики к ренессансу, характерны для Далмации и выполнены в подражание венецианским. В городе выделяются такие светские здания, как готический Княжий двор (1435-1442, архит. Онофрио де ла Кава; ренессансный фасад, перестроенный Сальви ди Микеле после 1463, и клуатр, 1520, архит. П. Андриич) и т. н. Дивона, или дворец Спонца (здание бывш. таможни и монетного двора; 1516-1521, архит. П. Миличевич). После землетрясения 1667 г.

http://pravenc.ru/text/180532.html

В 1713 году в июле анзерский строитель схимонах Иисус с монахом Макарием отправились к Преосвященному Варнаве, архиепископу Холмогорскому и Важскому, подали челобитную и просили, чтобы благоволено было, ради душевной пользы, желающим безмолвного пребывания жить отдельно от Анзерского скита и чтобы на горе Голгофе построить две каменные церкви на самой вершине ее во имя распятия Господа нашего Иисуса Христа, а внизу под горою, где было явление Пресвятой Богородицы, – церковь во имя Ее Успения; горе же, по наречению Владычицы Богородицы, называться горою Голгофою, и скиту – Распятским, и чтоб ему быть в управлении Иисуса. По сему прошению Преосвященный Варнава все исполнил и снабдил строителя Иисуса нижеследующею грамотою: «Божиею милостию Преосвященный Варнава, Архиепископ Холмогорский и Важский, нашей епархии Анзерского скита строителю Иеромонаху Иисусу да монаху Макарию. В нынешнем 1713 году Июля в 15 день нам Преосвященному Архиепископу били челом вы, строитель и Макарий, и подали челобитную за руками, а в челобитной вашей написано: пребываете де вы на Анзерском острове в ските, ты Иисус строителем, а Макарий в брат стве, и имеете намерение ради душевные своей и других хотящих с вами пользы, быть от того Анзерского скита в отшельном безмолвном житии, а есть де на том Анзерском острове, отстояща от оного скита на восточную страну в пяти верстах, гора, на которой в начале вселился и поживе первосоздавый той Анзерский скит монах Елеазар. И нам Преосвященному Архиепископу пожаловать бы вас, строителя и Макария благословить и повелеть из оного Анзерского скита, ради уединения и безмолвного жития, отойти жить на ту вышеупомянутую гору и построить на ней церкви во имя распятого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а в исподи – Успения Пресвятыя Богородицы каменные, и зватися ради оной распятской церкви той горе Голгофе и скитом Распятским, и быть вам и хотящим с вами жительствовать особо, кроме того Анзерского скита, в свое управление, и пищу и одежду стяжать от своих трудов, и о строении оных церквей, и о готовности к тому строению всяких припасов, камени, кирпича и извести дать нашу Архиерейскую благословенную храмоставную грамоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010