А с 1716 г. сбирать те деньги лантратам, и сколько тех денег в Монастырском Приказе на сей год собрано и чего не добрано будет и за чем та доимка, о том прислать из Монастырского Приказа к предбудущему 716 году ведение и именные росписи. И Великий Государь Царь и Великий Князь Петр Алексеевич, всея великия и малыя и белыя России Самодержец указал по прежнему своему Великого Государя указу о посылке послушных указов в переписном деле и в присылке ведения и именных росписей к 716 году свой Великого Государя указ учинить в Монастырском Приказе тебе, боярину Князю Петру Ивановичу с товарищи. 44. Указ Монаст. Приказа от 7 февр. 1717, о надлежащем отправление государствен. сборов в вотчинах его ведомства. Из кн. Мон. Пр. 1713, 95. Лета 1717 февр. в      7 д. А буде они тех денег сбирать и высылать в скорых числах не будут, а из губернской канцелярии и из оных приказов тех денег будут требовать на Монастырском Приказе, и за те архиерейских домов приказным людям, а в вотчинах приказчикам и ведомцам быть в жестоком наказании, и взят будет штраф, а на архимандритах, и игуменах, и игуменьях взят будет штраф и сосланы будут в дальние монастыри в подначальство, а стряпчие будут биты на правеже без всякого милосердия и пощады. А сверх указных сборов ни на какие расходы со крестьян ничего сбирать не велеть. А в присутствующие патриаршии дворцовый и казенный приказы с сего указа послать копии. Подлинный Великого Государя указ за закрепою комиссара Луки Владыкина, дьяка Артемья Корницкого. 45. Указ Монаст. Приказа от 7 мар. 1717, о взимании приводной пошлины в Монаст. и подведомых ему приказах. Из кн. Пр. 1713 г. 95. 1717 г. марта в 7 д. по указу Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича боярин князь Петр Иванович Прозоровский приказал всяких чинов с людей и с крестьян, которые по челобитью и по всяким делам приведены будут в Монастырской Приказ и при свободе из Приказу с тех людей писать со всякого человека против других судных и прочих приказов приводных денег по четыре алтына по две деньги с приводца, и те приводные деньги записывать в приходную книгу, и под делами старым и молодым подьячим подписывать, в котором месяце и числе с кого такие деньги взяты будут именно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

1713 г. Однако, несмотря на тяготы, в мон-ре происходили положительные изменения. В нач. XVIII в. на средства К-польского Патриарха Иеремии III († 1735) была построена новая больница, на содержание к-рой делались пожертвования митрополитами Неофитом Артским и Навпактским (1744), Констанцием Критским, Иосифом Тырновским и еп. Нилом Метронским (ранее 1772). В 1713 г. на средства прокафигум. В. Л. Иосифа был построен параклис Богородицы Кукузелиссы, расписанный албан. мастером Давидом Селинидзиотисом из Авлона (1715, притвор) и мон. Дамаскином из Янины (наос, 1719) ( Σμυρνκης. Σ. 383). В 1725 г. проигум. Тимофей построил поварню близ братской трапезной. В 1769 г. отремонтировано юж. крыло мон-ря, а в 1772 г.- 400 братских келлий. В 1744 г. Патриарх К-польский Паисий II подтвердил старинные привилегии В. Л. (Ανκδοτον σιγλλιον. Σ. 33-35). Валашский господарь Николай Маврокордат (1716, 1719-1730) и его сын Константин выплачивали В. Л. 6 тыс. аспр ежегодно. Молдав. господарь Григоре Гика в 1747 г. назначил ежегодную сумму в 8800 аспр, к-рую продолжал выплачивать Константин Раковицэ (1749-1751, 1753-1757), а впосл. Александр Скарлат Гика увеличил ее на 3200 аспр. В 1773 г. во владение В. Л. был передан скит Берзунци-Бакэу в Молдавии, приносящий 4 тыс. пиастров ежегодного дохода ( Σμυρνκης. Σ. 383, 390). В сер. XVIII в. иером. Макарий Тригонис из В. Л. составил «Проскинитарий Лавры», а вскоре после этого лаврский мон. Евфимий из Трапезунда написал «Проскинитарий Лавры» в стихах и Житие прп. Афанасия Афонского. Проигум. В. Л. Кирилл Пелопоннесский († 1806), писатель и гимнограф, составил хронику в стихах, освещающую события церковной истории с 1453 по 1794 г. В 1759 г. в В. Л. архим. Космой из Эпидавра была устроена типография и напечатана первая греч. книга на территории Османской империи - Сокращенная Псалтирь (Εκλογ το Ψαλτηρου) прп. Неофита Кавсокаливита. Впосл. из-за вмешательства турок типография прекратила свою деятельность, и след. книга, подготовленная к изданию - «Проскинитарий Лавры» иером.

http://pravenc.ru/text/Великую ...

Пасхи, потом возвратился в Египет, и исправив пребывающих в Каире отцов, уехал в св. монастырь. В ноябре месяце 1708 года по рукоположении я прибыл в св. монастырь, и тотчас начал возобновлять метох св. сорока мучеников. Когда уже исправлялась одна часть его; произошло разгласие с Арабами, которые по обыкновению. .... Виноват был Абу-Сидер. Сына его отправили в Египет и посадили было в тюрьму, но выпустили. Спустя 25 дней он умер от оспы. Отец его потребовал за него кровавой пени, и грозил убить какого-нибудь монаха. Мы убоялись и оставили метох, не кончив поправок в нем. Когда же монахи и работники ушли в монастырь; с Божиею помощию мы разломали старые келлии у придела Архангелов и у ворот, и с оснований построили новые трехъэтажные келлии, так же разобрали плоскую крышу на приделе св. Стефана, угрожавшую падением, и поставили новую. В том же году св. трапеза в приделе Купины облицована перламутом, и устроены оконницы с стеклами в верхней части большой церкви. Работал Иеромонах Кесарии.» 1709 год. Воззвание Синайского архиепископа Афанасия 7217 (1709) года месяца ноября ко всем православным христианам о милостыне, за сбором которой был послан архимандрит Авимелех. 1713 год. Копия с грамоты Николая Александра Воеводы Угровлахийского 1713 года. – Сей Воевода, по просьбе Синаитов, благоволил жаловать обители их 100 Асланиа ежегодно. 1714 год. В 20 день марта месяца 1714 года из Дамаска прибыл в Син. монастырь мастер для починки мраморного пола в большой церкви, и в том же году кончил эту работу, при архиепископе Афанасии, Дикее Анании, экономе Нафанаиле, и ризничем Игнатии. 1716 год. Воззвание Александрийского патриарха Самуила к христианам в Триполе Варварийском, чтобы они подавали милостыню Синайскому Иеромонаху Игнатию. 1720 год. В девятый день (вторник) августа месяца 1720 года преставился Синайский архиепископ Афанасий. 1721 год. В 22 день октября рукоположен в архиепископа Синайской горы Иоанникий Митиленец. 1721 год. Грамота иерусалимского патриарха Хрисанфа Хрисанф Божиею милостию патриарх и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Вот как было дело. 23 июня 1711 года вдова дьяка Ушакова ехала по Сретенке в карете с дочерью; около кареты шла девка. Около церкви Введения вдруг подступило несколько человек, остановили карету и схватили девку. Девка ухватилась за карету. Барыня в карете ухватилась за девку, не пуская ее. Но девку оторвали и увели. Один человек остался и начал ругать барыню воровкой и плутовкой, а дочь ее щенком и выблядком. Были свидетели, возвращавшиеся из Сретенского монастыря после обедни и крестного хода. Отсюда иск Ушаковой о девке и бесчестье. Ругатель был, как видно, Лукьянов. 22 января 1711 г. она начала иски; а 30 января Лукянов начал, со своей стороны, объясняя, что девка от него бежала и покрала и что он поймал ее в поличном – своем платье, снесенном ею, и привел на Потешный двор и просил ее допросить и разыскать. Приговор был постановлен 12 ноября 1713 года к обвинению ответчика. Об отказе его от очной ставки сказано: «если б он, Алексей, был подлинно Петербургской губернии и ему было, Алексею, и в первом допросе, в котором он сказал, что девку Феклу поступился ему истцу, быть не надлежало». Об окладе истицына мужа давал сказку «домовых ее дел подьячий» Цвылев. В 1714 году обвиненный ответчик, бывший оброчный крестьянин, оказался «в попах церкви Введения, что в Семеновском», и потому память о взыскании (правеже) с него бесчестья была послана в Патриарший духовный приказ дьякам. В 1715 г. повторено. 1712 г. Провинциальный (Коломенский) фискал Блудов ищет приданого по рядной записи жены своей от вдовы Коротневой, по второму мужу Михляевой, (жены дьяка); ищет в Земском приказе в январе, а в феврале просит производить дело в Сенате или в канцелярии Фискальных дел, основываясь на указе 1712 г., по коему фискалы во всех их делах ведомы в Сенате. По этой просьбе велено доставить в Сенат, и указ послан к Московскому губернатору. Дело прислано из Губернской канцелярии. Посему допрос ответчику и улика истцова производились в канцелярии Сената 10 марта 1713 г. К делу истец положил рядную; а ответчик ссылался на духовную умершего Коротнева, вследствие чего велено потребовать с нее копию из приказа Земских дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Андрея Владимировича. Просидев в Переяславле всего полдня, В. М. был вытеснен оттуда Юрием и вынужден вернуться в Новгород, где его приняли неохотно и не сразу. Блгв. кн. Всеволод (Гавриил). Святцы на ноябрь. Гравюра. Худож. Г. Тепчегорский. 1713 г. Блгв. кн. Всеволод (Гавриил). Святцы на ноябрь. Гравюра. Худож. Г. Тепчегорский. 1713 г. В дальнейшем политика В. М. была обусловлена сложным положением Мстиславичей в целом, после того как в Переяславле не смог удержаться также младший брат В. М. Изяслав Мстиславич, утративший вслед за тем и Туров, а киевский кн. Ярополк Владимирович уступил Переяславль Юрию Долгорукому в обмен на Ростов и Суздаль. В результате В. М. вместе с братьями Изяславом, Святополком и сидевшим в Смоленске Ростиславом Мстиславичем вступил в союз против своих дядей с черниговскими Давидовичами и Ольговичами и организовал в 1134 - нач. 1135 г. 2 похода новгородского войска на Суздаль с целью посажения там Изяслава. 1-й поход не был доведен до конца из-за отсутствия единства среди новгородцев, 2-й поход, предпринятый вопреки уговорам прибывшего в Новгород Киевского митр. Михаила, 26 янв. 1135 г. окончился поражением В. М. на Ждане горе (близ Переяславля Залесского). Той же зимой 1134/35 г. Изяслав получил от Ярополка Волынь, и мир В. М. с Киевом был восстановлен. После этого В. М. предпринял попытки посредничать в примирении Киева и Чернигова - именно с ними связаны поездки в Киев в 1135 г. новгородского посадника Мирослава Гюрятинича и зимой 1135/36 г., по всей вероятности, свт. Нифонта , еп. Новгородского. Через 3,5 месяца после возвращения еп. Нифонта в Новгород совместное вече новгородцев, псковичей и ладожан 28 мая 1136 г. лишило В. М. новгородского стола и заключило его с семьей под стражу до 15 июля, когда стало окончательно ясно, что в город прибыл призванный новгородцами новый князь из черниговского дома - Святослав (Николай) Ольгович . Блгв. кн. Всеволод (Гавриил). Покров. XVI в. (ПИАМ) Блгв. кн. Всеволод (Гавриил). Покров. XVI в. (ПИАМ) Причины изгнания В.

http://pravenc.ru/text/155468.html

Москва. Церковь Петра и Павла на Якиманке. Петропавловская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Петра и Павла - храм стрелецкой слободы полка Ивана Полтева - была, возможно, самым эффектным из храмов Большой Якиманки. Церковь, отстроенная в камне в XVII столетии, впоследствии перестраивалась в период с 1713 по 1740 годы, а также в 1851 и в 1859, позже обновлялась в 1889 году. Несмотря на все позднейшие изменения, храм Петра и Павла на Большой Якиманке представлял собой любопытный архитектурный комплекс, позволявший представить себе историю московского приходского храма в его временном развитиии в разные эпохи. Увы, говорить об этом приходится в прошедшем времени. Бывшая церковь стояла на месте нынешнего дома В 1924 году храм был передан " обновленцам " , а затем попал к баптистам для молитвенных собраний. Но уже в мае 1929 года Центральные государственные реставрационные мастерские санкционировали снос стрелецкой церкви. Однако, трижды перестроенная в советские годы церковь Петра и Павла не была снесена полностью. В конце 1920-х годов храм переделали под жилье, надстроив до четырех этажей. В 1960-е годы его фрагменты были включены в здание бывшего торгпредства ГДР по указанному адресу и на его восточном фасаде даже видны остатки храмовых апсид. Настоятель Петропавловского храма о. Сергий Махаев после 1917 года был дважды арестован: первый раз - за преподавание Закона Божьего детям, вторично - за противодействие передаче своей церкви " обновленцам " . Впоследствии, в 1937 г., о.Сергий был вновь арестован и расстрелян. Из книги Константина Михайлова " Взорванная память. Уничтоженные памятники русской воинской славы " . - М.: Яуза, Эксмо, 2007. Впервые Петропавловская церковь известна каменной в 1649-1651 гг. Строительство новой было начато в 1713 г., но работы были остановлены указом Петра I, храм достроили лишь к 1740 г. Здесь была устроена большая трапезная с бывшими приделами Алексия, человека Божия, и Николая Чудотворца, третий придел - во имя Кирика и Иулитты. В 1851-1852 гг. построена в псевдорусском стиле шатровая колокольня. В конце 1850-х гг. церковь была немного изменена и перестроена. В 1924 г. церковь передали обновленцам, а после ее использовали баптисты.

http://sobory.ru/article/?object=21190

Один из них, Исаия Дякович, епископ Темешварский, был избран в архиепископа и митрополита, но уже не в патриарха, и утвержден 24-го мая 1708 года; местопребывание он имел в Крушедоле. Вскоре по своем избрании он отправился в Вену хлопотать о помощи для основания сербских народных школ и народной типографии, но среди этих хлопот умер там; подобно своему предшественнику, он был похоронен в Крушедоле. До избрания архиепископа управляли церковью Стефан Печанин, митрополит Сремский (выходец из турецких областей), и Христофор, епископ Сегединский; наконец, 26-го мая 1710 года был избран в митрополиты епископ Пакрачский Софроний Подгоричанин и управлял не более года; умер в Карловце 7-го января 1711 года. Только в мае 1713 года был созван новый собор в Карловце, на котором избран в митрополиты Будинский епископ Викентий Попович. По его просьбе, император Карл VI подтвердил вновь (2-го августа 1713 года) привилегии сербов; но так как некоторые из духовных, а равно и из мирян католиков, ни во что вменяя те привилегии, все-таки утесняли православных, нарушали права их, стесняли духовенство в исполнении своих обязанностей, запрещали строить церкви, заключали в тюрьмы священников и монахов, требовали десятин и исполнения квартирной повинности и т.п., то митрополит от имени всего народа, еще просил императора о защите. Тогда начиналась война с Турцией, и в виду этой войны, Карл VI в 1715 году вновь подтвердил вольности сербского народа. Война была чрезвычайно счастлива для австрийцев, благодаря военным талантам принца Евгения Савойского и одушевленному мужеству сербов; у турок были отняты все остававшиеся еще за ними земли в Банате и Среме; мало того, за Дунаем в августе 1717 года сдался Цесарцам Белград, а вслед за тем занята верхняя часть Сербии по реке Мораве и часть Валахии. По миру Пассаровицкому (1718 года) за Австрией остались сербские земли 72 ), и соединение австрийских сербов с задунайскими возбудило в них большие надежды. Белградский митрополит Моисей Петрович, еще при жизни Викентия, за несколько лет до смерти (в октябре 1725 года) потерявшего способность говорить, объявлен был митрополитом всех сербов по обе стороны Дуная 73 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петр 1, начав построение Петербурга, указом 6 июня 1719 года, повелел: «реки – Славянку, Мью, по обе стороны на 10 верст вверх, а в ширину по 300 саж., а у Ижоры – край, который, сверх Невы, Тосну вверх на 15 верст, а в ширину – по версте на обе стороны, оставить для строения мельниц Государевых, а никому тех берегов, до Его великого Государя указа, в дачу не давать». Посему находящаяся в 11 верстах от впадения Ижоры в Неву пильная мельница, построенная, как полагают, еще шведами на правом берегу Ижоры, поступила в казенное ведомство. Начальником мельницы был комиссар Вындомский, как это видно из церковных документов и из 4 статьи указа Екатерины 1, на имя Сарского приказчика, от 6 ноября 1716 года. Место, где стояла мельница, было низкое и болотистое, от чего среди рабочих развивались болезни. Из надписи на чудотворной иконе Святителя Николая, явившейся в 1713 г., декабря 23, рабочему человеку Каргопольского уезда Иакову, видно, что, как Иаков, так и другие рабочие страдали от цинги, прекратившейся с явлением иконы. Посему, с дозволения Царя, устроена была, тем же Вындомским, другая мельница, в 6 верстах от устья Невы и в 5 – от прежней мельницы, там, где теперь заводы и село Колпино с церковию. Полагать можно, что эта мельница была устроена вскоре после явления иконы Николая Чудотворца. Ибо в записке, хранящейся при церкви, сказано: «1713 года, месяца декабря, в 23 день, при реки Ижоре, на пильной мельнице, явися образ Святителя Николая Чудотворца, 1722 года, в декабре месяце; по указу Святейшего Синода, и по просьбе надзирателей Феоктиста Вындомского и прапорщика Симеона Хрущева, с товарищами, построена на заводах старых и новых пильных мельницах полотняная церковь во имя Святого Николая Чудотворца». «1723 года, июня 6, по указу Святейшего Синода, велено Сарской мызы священнику Федору Федотову освятить, и освящена». «1735 г., июня 19, по указу Святейшего Синода, а по просьбе адмиралтейской коллегии, велено священнику Павлу Иоаннову, с причетниками, и комиссару Феоктисту Вындомскому, с приходскими людьми, вместо полотняной, построить деревянную ( церковь ), во имя Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В 1712 году Великий Государь, Царь и великий князь Петр Алексеевич указал по именному своему Великого Государя указу на реке Неве, на устье речки Черной построить Монастырь во имя святого Александра Невского и к тому Монастырю приписать Иверский Монастырь со всеми вотчинами и доходами, также и других Монастырей вотчины, почему в 1712, 1713 и 1714 году именными Его ж Императорского Величества указами и пожаловано было на строение и содержание оного Монастыря Троицкой Сергиевой Лавры и Иверского и прочих Монастырей и Пустынь 8.105 дворов, в них по генералитецкой мужеского полу переписка 39.271 душа, которые во владении за Невским Монастырем и имелись по 1730 год, а в том 730 году августа 17 дня, по Ее Императорского Величества указу велено оные приписные вотчины отдать по-прежнему в Троицкий Сергиев и Иверский Монастыри, а вместо того толикое же число велено отдать в Невский Монастырь из Новгородских и Ингерманландских и из других деревень, который были за Меншиковым, кроме тех, которые взяты были ж от других Монастырей; почему в том 730 году октября 23 и ноября 6 чисел, Ее Императорское Величество указала, вместо взятых от Александро-Невского Монастыря к Троицкому Сергиеву Монастырю вотчин, отдать во Александро-Невский Монастырь, а именно: в Кексгольмском, в Новгородском и в Изборском уездах со всеми к ним принадлежностями, в которых имелось по прежней переписки 1.691 двор: в них мужского полу 8.333 души, а с преждеоставшими имелось от 730 по 733 год за Невским Монастырем всех мужеского полу 9 932 души, да в 733 году июня 11 дня по именному Ее Императорского Величества указу велено Старорусской вотчине быть по прежнему за Александро-Невским Монастырем в вечном владении, да к тому вприбавок пожаловано из дворцовых Ее Императорского Величества волостей того же Старорусского уезда Лоской погост, из Новгородских Медвецкая, Тесовская волости и Свинорецкий погост с селами и деревнями. А во оном Старорусском и Новгородском уездах состояло по прежней переписки мужеского полу 11.078 душ, всего с вышеписанными прежде оставшими и пожалованными в 730 году по той же переписки 21.010 душ, а по нынешней ревизии, кроме Сердоболи, 24.004 души, да в Сердоболи по-прежнему – 1.378, а всего 25.882 души поныне за Невским Монастырем имеется. И тако против прежнего ныне за Невским Монастырем не имеется 13.889 душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Смерть И. следует датировать до 27 января 1748 г., когда в описании церкви Спасского мон-ря в г. Дубно (ныне Ровненской обл.) отмечены уцелевшие по сей день на своем первоначальном месте в приходском ныне храме св. Георгия на предместье Сурмичи (приписанном в то время к Дубенскому Спасскому мон-рю) образы Спаса и Богородицы «покойного Иова руки». Сама запись с указанием на умершего мастера - исключительное явление в истории укр. искусства. Она не только свидетельствует о контактах И. с Дубенским Спасским мон-рем, но и подчеркивает его известность в монастырской среде Волыни. Можно предположить, что замечание о кончине иконописца сделано незадолго до составления описания. В лит-ре с момента повторного открытия произведений И. в нач. 60-х гг. XX в. и до недавнего времени он рассматривался как единственный художник Луцкого региона Волыни и ему приписывался достаточно разнородный по составу фонд памятников, являющихся наследием нескольких мастеров, работавших в Луцке и его окрестностях в кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. В честь И. в Волынской обл. в 1996 г. учреждена областная премия в сфере искусства. Арх.: ЦГИАЛ. Ф. 199. Оп. 1. Д. 19. Л. 3; ГА Тернопольской обл. Ф. 258. Оп. 1. Д. 1194. Л. 7; Помянник Луцкого Крестовоздвиженского братства//НБУВ. ИР. Ф. 30. Д. 50. Л. 1-2; Помянник Почаевского мон-ря//ЦГИАЛ. Ф. 201. Оп. 46. Д. 227. Л. 44 об.; Метрическая книга Загоровского Рождество-Богородичного мон-ря//ХНБ. 819506; Помянник Загоровского Рождество-Богородичного мон-ря//ХНБ. 819292. Л. 88 об. Ист.: Акт избрания Кирилла Шумлянского в сан епископа Луцкого и Острожского правосл. духовенством и дворянами Волынского воеводства, 16 июня 1710 г.//АрхЮЗР. 1867. Ч. 4. Т. 1. С. 358-362; Акт передачи имения Милостово во владение Луцкому братству по приговору Луцкого гор. суда, вслед. неуплаты братству помещицей С. Барановской суммы, завещанной ее сестрой, Анною Гулевичевою, 10 марта 1713 г.//АрхЮЗР. 1871. Ч. 1. Т. 4. С. 361-362; Запись о выборе игумена и старосты Луцкого Крестовоздвиженского братства, 15 сент. 1713 г.//ПВКДА. Т. 1. Отд. 1. С. 199.

http://pravenc.ru/text/578180.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010