В Закарпатье, входившем в состав Венгерского королевства, воссоединение православных было достигнуто в результате Ужгородской унии (1646) и Мукачевской унии (1664). После этого православная Мукачевская епархия была подчинена юрисдикции католического епископа Эгера (Венгрия). В соответствии с Марамурешской унией (1713) высшую юрисдикцию Папского престола признали также православные, жившие в Сев. Трансильвании (обл. Марамуреш, в совр. Румынии). Мукачевская епархия, получившая самостоятельность в 1771 г., стала основой Русинской греко-католической Церкви . В условиях притеснений, которым кальвинист. власти Трансильвании подвергали правосл. население, Афанасий (Ангел), митр. Дьюлафехервара (ныне Алба-Юлия, Румыния) (1698-1713), заключил унию с Папским престолом (1698, 1700), утвержденную имп. Леопольдом I. Первоначально румын. греко-католики находились в юрисдикции католич. архиепископа Эстергома, но в папском декрете «Indulgendum esse» (6 июля 1716) была признана самостоятельность греко-католической епархии Дьюлафехервара, которая стала основой Румынской греко-католической Церкви (Румынской Церкви, объединенной с Римом). Расширение миссионерской деятельности В XVI-XVII вв. проповедь христ. учения в Азии, Африке и Америке была связана с колониальной и торговой экспансией европ. гос-в, прежде всего Испании и Португалии. До создания в 1622 г. папской Конгрегации пропаганды веры руководство миссионерской деятельностью осуществляли церковные власти колониальных держав и религиозные конгрегации, гл. обр. иезуиты. В соответствии с Тордесильясским (1494) и Сарагосским (1529) договорами мир был разделен на сферы влияния Испании и Португалии. Проповедь христианства здесь была напрямую связана с колонизацией: миссионеры пользовались поддержкой европ. поселенцев и колониальных властей, а от местных жителей ожидали принятия не только христ. веры, но и европ. образа жизни. В испан. колониях сразу же была создана церковная орг-ция по европ. образцу (приходы, епископские и архиепископские кафедры); первоначально эта система возникла в регионах с большим числом испан. колонистов (Куба, Панама, Центр. Мексика), а затем - на территориях с преобладающим индейским населением. Колониальная империя Португалии была основана на торговых связях, португ. колонии в Африке (Ангола, Мозамбик), Индии (Гоа, Диу и др.) и Китае (Макао) были небольшими и служили в основном центрами торговли. Возможности принуждения в них были ограниченны, распространение христианства осуществлялось путем проповеди и нередко - частичной адаптации католич. учения к местным культурам. В португ. владениях власти оказывали особое покровительство иезуитам, к-рые стремились монополизировать право на проповедь христианства. В Латинской Америке

http://pravenc.ru/text/2057152.html

103 Из сего замечательно, что хотя Архимандрия была там уставлена ещё в 1649 году, но паки прекратилась, а в сие время возобновлена. 107 Сия отмена прежде жалованных Кириллобелоезерским Архимандритам отличий основана на определении Московскаго собора, бывшего при Патриархе Иоакиме в 1675 году. См. Истор. Росс. Иерархии Часть I, стр. 340 и 341. Но в следующем же 1706 году сей же Митрополит Стефан разрешил Архимандриту служить с преимуществами по грамоте Царя Алексия Михайловича. Смотри подпись его под грамотой I. 110 Так написано в летописи Новоезерского монастыря. Но по летописи Корнилиева Комельского монастыря значится, что Преподобный Корнилий начал созидать монастырь свой только в 7005/1497 году (см. Корнилиев Комельский монастырь. Следовательно, разность здесь 16 летами. И может быть Преподобный Кирилл был пострижен 30 лет. 112 Напечатанный рисунок сего надгробия можно видеть в книге Путешествия в Молдавию, Евлахию и Сербию Д. Б. К. изд. в Москве в 1810 году, стр. 161. 117 Заведение в Колмове монастыре инвалидной больницы и воспитательного дома для сирот и зазорных младенцев начато Преосвященным Иовом с 1706 года. Кроме сего он с того же времени открыл ещё в городе две больницы, одну близ Софийского собора под оградой, а другую на торговой стороне у проезжих ворот, и кроме оных странноприимную гостиницу за Софийской оградой над Волховом. Государю Императору ПЕТРУ Великому столько благоугодны были все сии заведения, что Он в пособие Преосвященному на содержание богаделен в 1712 и 1713 годах указал определить половину доходов с монастырских вотчин, за Онегой в Олонецком уезде находившихся, а также вотчины бывшей Троицкой Галилейской пустыни и другие. Государыня Императрица, Великие Княжны и многие Бояре часто также присылали Преосвященному денежные на сие подаяния. Новгородский Ландрихтер Римский Корсаков в 1710 году препоручил Преосвященному выстроить при Знаменском соборе на его иждивение особую больницу каменную, и снабдил её содержанием. Здание сие под именем Знаменской богадельни и доныне там существует. В 1713 году Преосвященный во всех сих заведениях содержал нищих, инвалидов, странных, сирот и зазорных младенцев более 170 человек из разного звания. В 1715 году построена была им же ещё другая гостиница для приходящих в Новгород рабочих людей, для коих по указу Государеву при оной пристроены были бани ; поварни и избы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В то время, по случаю войны с германцами, визирь с султанами жили в Адрианополе. Поэтому здесь же по необходимости жил и патриарх с состоявшими при нем архиереями. Однажды визирь пригласил патриарха к себе, расспрашивал о некоторых делах (может быть политических) и потребовал от него увеличения церковной подати. Раздосадованный отказом патриарха, он прогнал его, потрясая своей чалмоносною головою. Приближенные к патриарху лица, узнав об этом, убеждали его прибегнуть к придворным и, при содействии их, умилостивить визиря. Но блаженный Кирилл не захотел так сделать, благородно предпочитая этому освобождение от многотрудного предстоятельства; а поэтому немного спустя он был низложен с престола, пробыв богоугодно патриархом полтора года. Место его занял 1713 г. Киприан, во 2-й раз. Но через 4 месяца он был низложен потому, что мужественно противостоял увеличению ежегодной подати, которого турецкое правительство потребовало и от него. Преемником его был 1713 г. 210) Косма , родом халкидонянин, человек деятельный и умный, но беспокойный и тщеславный. Он был сначала архиепископом синайским, потом клавдианопольским; затем он хищнически взошел на престол Александрии еще при жизни ее патриарха. Преследуемый клиром и народом Александрии, он пришел в Константинополь и жил в доме некоего Иоанна, богатые родственники которого, в особенности зять Манолак, имели большую силу при дворе. Этот Манолак был глава цеха скорняков. У турок часто имели большой вес скорняки и другие промышленники, и особенно менялы. В награду за свои услуги они выпрашивали себе у придворных содействия по делам, иногда и не совсем справедливым. Так и Манолак просил визиря утвердить Косму патриархом, предлагая за это увеличение подати, на которое не согласились низложенные патриархи Киприан и Кирилл. Визирь приказал, а раболепствовавшие пред ним архиереи, бывшие в Константинополе, повиновались и в сане патриарха был утвержден недостойный Косма. Пробыв 2 года на патриаршестве, которым распоряжались во время его управления Манолак и его друзья, он справедливо был низложен архиереями и, отказавшись от патриаршества, опять удалился на Синайскую гору.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для обеспечения поставки рабочих у каждой группы был проводник, обязанный сдать своих рабочих и хлеб на их содержание в Петербурге 790 . На первых порах, пока дело наладилось, с высылкой рабочих происходили большие затруднения. «За великим расстоянием погоста от погоста, в высылке плотников чинится остановка», – писал в 1713-м году один из вотчинных управителей 791 . Бывали и такого рода обстоятельства: на перекличке и трех смотрах в 1717-м году рабочие были налицо, но затем «в дороге собою переменились детьми и братьями своими малыми» и прибыли в Петербург негодные. Вотчинный управитель, капитан Маслов терял голову: «и мне от них, воров, тошна голова стала; как они навольничались в прежние годы, и с той воли разорились все вотчины без остатку было, так и ныне хотят чинить» 792 . Не прекращающееся требование к Невскому Монастырю все новых и новых рабочих сил чрезвычайно ослабляло местные учреждения, и, естественно, с их стороны были попытки тем или иным способом задержать этот чрезвычайный отлив. Работники в Монастырь высылаемы были, разумеется, неохотно. Наместник Иверского Монастыря, иеромонах Варлаам отписал архимандриту Феодосию в 1715-м году, что затребованный в Невский Монастырь колесник не может быть выслан «за скорбью его». Архимандрит Феодосий ответил: «ведомо нам учинилось, что колесник при вышеупомянутой вашей отписке был здоров, а не неможен, и про немощь его к нам отписывал ложно и его не прислал, знатно не радея о стройке новосозидаемого Монастыря; и за ваше нерадение и преслушание, за ложную отписку и явное воровство указали мы, архимандрит. взять на тебе штраф – денег 50 рублей твоих колейных, и те деньги прислать немедленно с колесником, и впредь чинить по нашим указам радетельно» 793 . Огромный спрос на рабочих делал иногда затруднительною их поставку на определенные сроки. Для Монастыря дело подчас облегчалось тем, что в Петербурге был наплыв всякого рода рабочих для государственных работ и можно было иногда пользоваться рабочими, освобождавшимися от дела. Когда рабочие были уволены от работ в Стрелиной мызе, архимандрит Феодосий хлопочет пред светлейшим князем о переводе их к монастырским работам 794 , и Меншиков дал разрешение взять 100 плотников 795 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

По городам и уездам С.-Петербургской области ко времени рождения Св. Синода существовали храмы – по Петербургскому уезду: в Царском селе (Сарице) Екатерининская с 1713 г., Успенская – 1716 г. и Благовещенская – 1717 г.; в с. Суйде – Воскресенская, вместо Никольского монастыря, на остр. Котлине (в Кронштадте) – Троицкая, Богоявленская и не ранее 1721 г. Андреевский собор; церкви были в Стрельне, перенесенная из Екатерингофа после того, как ней, по преданию, в 1707 г. Петр обвенчался с Екатериной I-oй, в Красном селе, в Ропшинской мызе у графа Г. И. Головкина, Дятлинской мызе князя А. Д. Меньшикова, в Ораниенбауме, на Мартышкине мызе Петергофских заводов П. И. Бутурлина, в Петергофе – Благовещенская, построенная переселенными мастеровыми; Преображенская на новых невских кирпичных заводах 1713 г., в с. Ижоре, при р. Ижоре, вотчины Меньшикова – во имя Александра Невского – с 1711 г. В Ямбурге – соборная Михаило-Архангельская, в Кейской мызе – дворцовой вотчине – Петропавловская, в Опольском погосте, вотчине Меньшикова, Воздвиженская, Клопецкой мызе, вотч. графа К. А. Мусина-Пушкина, Покровская, в Ястребинском погосте, вотч. И. К. Мусина-Пушкина, Никольская, в Выславской мызе, вотчине И. И. Стрешнева, Казанская. В Копорье – соборная Преображенская и приходская Успенская – вотчины Меньшикова; в погостах: Усольском – Михаило-Архангельская, Родчанском – Георгиевская, Покровском – Покровская, Котельном – Никольская, Сопкинском – Никольская, Ильешском, вотчине Феофана Прокоповича – Никольская, в Стрямлевской мызе, чине окольничего А. А. Юшкова – Никольская, в с. Рождествене, вотч. царицы Прасковьи Феодоровны, Рождество-Богородицкая, в Горском погосте – вотч. боярина П. И. Бутурлина, Никольская, в с.Спасском, вотч. генер. И. И. Бутурлина – Преображенская. В Шлиссельбурге – соборная Богородицкая, в Назиенском кожевенном заводе – Покровская с 1711 г., в Путиловских горах, заселенных переселенцами из разных городов – Тихвинская, в с. Рождествене – Рождество-Богородицкая, в с. Успенском – Успенская, при Тосненских каменоломнях – Никольская, в Тосненском Яму, населенном ямскими охотниками из разных мест – Казанская с 1715 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Впрочем, от сего дела церкви еще не расстроились; их немедленно поддержал указанный всеобщим Спасителем Богом епископ тамошней епархии Феодот, – муж самыми делами оправдавший и славное имя свое и епископство. По искусству врачевания телесного он занимал первое место, а во врачевании души, в человеколюбии и искренности, сострадании и попечении о тех, которые требовали его помощи 453 , (не имел между людьми себе равного; много занимался он и предметами Божественными). Годы. 1713. 454 Игнатий скончался 5 Января 7221 (1713) года. Так гласит арабская надпись у царских дверей в приделе кафедр(ального) собора, посвященном памяти Св. Моисея Мурина. Никифор митрополит. При нем в 1727 году хури Моисей переплел пергаменное Евангелие, приписываемое Феодосию Киновиарху, как это приписано тут же. Иоаким рукоположен был в Лаодикию 17 Сентября 1799 года. Так записано в упомянутом пергаменном Евангелии. по словам Артемия. Артемий с 1834 года архиепископ. Я видел его в Лаодикии 2 Июля 1849 года. Он-то и наименовал мне предместников своих от Гавриила до Игнатия в восход(ящей) линии. Народонаселение в Сирии 457 . В Триполи 13 000 мусульман; 4 500 православных; 500 маронитов. В округе Данние: мусульман 4 000; маронитов 2 000; православных 1 500. В округе Аккар: в кантоне Каита: мусульман 5 000; православных 4 500; маронитов 4 000; ансариев 500; в кантоне Джуми: мусульман 7 000; православных 2 500; маронитов 3 000; ансариев 1 000; в кантоне Даррейб: мусульман 4 000; маронитов 8 000; православных 2 000; ансариев 1 000. В округе Сафитта: мусульман 500; маронитов 2 000; православных 2 000; ансариев 65 000. В округе Тортосском: мусульман 2 000; маронитов 900; православных 400. В округе Кара живут одни мусульмане; их 8 000. В малом округе Кадмус: языдов 7 000, мусульман 2 000. В малом округе Курра: православных 1 200; мусульман 300. Около Аданы туркоманов 14 племен – 13 550 палаток. Около Тарса туркоманов 7 племен – 6 270 палаток. А всех туркоманов, считая по 4 в палатке, 79 280. В Арзеруме В Токате » Трапезунде » Амазии » Караисаре » Джессире » Диарбекире » Буваде » Моссуле » Инартаде » Дамасске 100 000 » Искелепе » Алеппо » Юсвате » Тарсе » Ангоре » Адане » Карамане » Мегехуре » Нидже » Сивасе » Ерегли » Сансуме » Конии » Синопе » Кастамуни » Смирне 170 000 Извлечение из Revue Contemporaine 1856.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Писася на Холмогорах, в дому Всемилостивого Спаса и в наше Архиерейском, лета Господня 1713 Июля в 15 день». У подлинной грамоты печать вислая, красного воску, со Святительскою благословляющею рукой. В 1714 году, препод. Иисус, сдав строительство Анзерского Троицкого скита, переселился уже навсегда жить на помянутой горе Голгофе и именовался Анзерского Голгофораспятского скита строителем. К сооружению испорченных двух каменных церквей встретились многие непредвиденные затруднения и препятствия, а потому Преподобный лично исходатайствовал дозволение у Преосвященного Варнавы построить и освятить одну деревянную церковь с трапезой, во имя усекновения главы Св. Крестителя Иоанна, на что и получил антиминс при нижеследующей грамоте: «Божией милостью Преосвященный Варнава архиепископ Холмогорский и нашей епархии Анзерского Распятского скита строителю иеромонаху Иисусу, да схимонаху Матфею. В нынешнем 1714 году Сентября в 18 день, нам Преосвященному Архиепископу били челом вы, строитель Иисус и схимонах Матфей, и подали челобитную за руками, а в челобитной вашей написано: в прошлом де 1713 году дана вам наша Архиерейская благословенная грамота, велено вам строить на горе Голгофе каменные церкви, во имя распятия Господня да Успения Пресв. Богородицы, и де церкви строить ныне у вас за припасами остановились, и в нынешнем году зачатия у вас тем церквям не будет, а вы де живете в службе без просвещения церковного, паче же без причастия святых безсмертных и пречистых Таин: и нам Преосвященному Архиепископу пожаловать бы вас, строителя и схимонаха, благословить и повелеть на вышеописанной горе Голгофе, поспешения ради, построить малую деревянную церковь с алтарем и с трапезою, во имя Св. Иоанна Предтечи, честною его главы усекновения и о том строении дать нашу Архиерейскую благословенную грамоту и антиминс выдать. И мы Божией милостию, Преосвященный Варнава Архиепископ Холмогорский и Важский, слушав того вашего строителева Иисусова и схимонаха Матфея челобитья, пожаловали, благословили и указали на то строение лес ронить, и всякие припасы готовить, и тем лесом и припасы строить новую деревянную церковь теплую с трапезою, во имя Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Визите 1819 года говорится, что монастырь сей, в пользу главной духовной семинарии при Виленском университете вносить должен был ежегодно 5 руб. 30 коп. серебром. Все здания сего монастыря были деревянные. Монастырская Успенсках церковь была вместе с приходскою. Число прихожан простиралось до 200 человек. При сем монастыре существовала, хотя не постоянно, богадельня на 2 или на б человек. При нем было училище, в котором учителями бывали сами монашествующие,иногда даже нанимаем был особый светский учитель. Архив сего монастыря, состоящий из ведомостей о монастытре за несколько лет, из копий фундушевых и вкладных записей, из копий тяжебных бумаг об имении Косагах, находится в архиве Минской духовной консистории. Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы расположен в деревне Казимирово Жлобинского района. Он был основан в 1713 г. речицким подкоморием Казимиром Юдицким на месте древнего православного храма. По преданию, подкоморий основал монастырь в честь чудотворной иконы Божией Матери, доставшейся ему от предков. Выписка из историко-статистического описания Минской епархии (Санкт-Петербург, 1864 г.): «Бывший Казимировский Успенский мужеский монастырь. Он находится в Бобруйском уезде, в местечке Казимирово, где ныне Успенская Казимировская церковь... Основан он в 1713 году Речицким подкоморием, Казимиром Юдицким, который построил и самое местечко, назвал его Казимировым. Побуждением к построению сего монастыря было чувство благоговения и благодарности упомянутого Юдицкого к чудотворной иконе Пресвятыя Девы Марии, доставшейся ему от предков и бывшей с ним на войне, в которой он одержал неожиданную победу. На содержание сего монастыря Казимир Юдицкий записал деревню Косаги, состоявшую из 26 дворов крестьян и заключавшую в себе до 100 ревизских душ обоего пола. Но имением сим монастырь владел только до 1794 года… За монастырем осталось только 5 моргов огородной земли. Лишившись населенного имения, монастырь содержался за счет денежных вкладов, записанных сему монастырю от Казимира и Антония Юдицких, от Варвары из Юдицких Тызенгауз и других его благотворителей. Содержалось в нем, в разные времена, от 2 до 8 монашествующих».

http://sobory.ru/article/?object=08218

Смотрил Яков Обрашов. (Кн. 105, л. 256–258; кн. 64, л. 35 об.). 712-го ноября в 7 день недоросли казанцы дворянские дети Яков Васильев сын Толмачев, Иван Васильев сын Нарматцкой отосланы в школы ко учителю Густаву Вурму; а сказали: живут они на постоялом дворе в Басманной у Никиты Христова мученика у посацкого человека у Федора Андреева. Тогож числа синбирянин дворянской сын Степан Лвов сын Алакаев отослан в школу ко учителю Густаву Вурму; а сказал: стоит он за Мясницкими вороты у брегадира Афонасья Михайлова сына Дмитреева Мимонова. 712-го ноября в 19 день недоросль дьяка Ивана Шапкина сын ево Николай Шапкин отослан в школу для учения ко учителю Густаву Вурму. (Кн. 105, лл. 35 об. – 36). Кормовые деньги ученикам на ноябрь и на декабрь выданы следующим: по 10 денег на день: Тихону Ловзыну; по 8 денег: Матвею Ловзыну, Федору Бутковскому, Борису Алтуфьеву, Ивану Хорошилову, Сергею Лукьянову; по 6 денег: Якову Рубинову, Алексею Зензерову, Семену Павлову, Андрею Горлову, Галахтиону Чижеву, Семену Тарасову; по 4 деньги: Петру Копьеву; по 3 деньги: Андрею Абакумову. Далее: Матвей Томановский. Преж сего дачи ему не было, а ныне что великий государь укажет? Всего вышеписанным 14 человеком ученикам опричь Томановского в даче иметца быть 28 рублев 28 алтын 5 денег. Помета: 1712 г. декабря в 19 день. По указу великого государя выдать вышеписанным ученикам 14 человекам за 2 месяца жалованье по их окладам из школьных, а Томановскому в приказ полтину, да ему ж генваря с 1-го числа учинить корму по 3 деньги на день, буде станет радетельно учитца. (Кн. 105, л. 273–274. Кн. 64, л. 38 об.). г) в 1713 г. 1713-го февраля в 23 день бил челом великому государю Дорофей Никифоров сын Черников, чтоб ему быть в школе в учении швецкого языка; а сказался салдацкой сын, отец ево ныне за раны отставлен; от роду сказался 14 лет. К сей скаске Дорофей Черников сын руку приложил. А порукою по нем брат ево двоюродной роскосованного полку Ефима Андреевича Гулица прапорщик Иван Степанов сын Морозов ручал и руку приложил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В октябре 1715-го года уставщиком был иеромонах Павел 1539 , посвященный в январе 1716-го года во епископа, а в 1716-м году в апреле уставщиком назван уже иеромонах Боголеп 1540 , также вскоре посвященный в архиерея. После него в 1719-м году уставщиком был иеромонах Викентий (Ченцов) 1541 . В октябре 1719-го года написан был указ об отсылке его в братство Иверского Монастыря, но был задержан 1542 , и иеромонах Викентий отпущен был в свой Троице-Сергиев Монастырь 1543 . Его заменил в должности иеромонах Дионисий 1544 . Иеромонах Дионисий, по пострижении в монашество, до поступления в Невский Монастырь, был в монастырях Новоспасском, Суздальском Спасо-Евфимиевом, Владимрском Цареконстантинове и Чудове. 15-го февраля 1722-го года назначен архимандритом в Лужецкий Можайский Монастырь, где и настоятельствовал до 1737-го года, когда, за старостью, имея свыше 90-и лет от роду, отпросился на покой в Спасо-Евфимиев Монастырь 1545 . В1722-м году уставщиком был иеромонах Лука (Тимоновский). Он был сын священника Преображенской церкви Каменца Подольского, родился в «Польском городе» Немирове, в мире именовался Лаврентий Тимофеевич, 38-и лет в 1713-м году принял монашество в Московском Богоявленском за Ветошным рядом Монастыре, в Александро-Невский прибыл в 1717-м году, был уставщиком и годовщиком 1546 . В 1725-м году был иеромонах Спиридон 1547 . Первым ризничим по документам лаврского Архива упоминается в 1716-м году иеродиакон Варфоломей 1548 . В 1718-м году он умер 1549 . Его место занял «новопостриженный» иеромонах Макарий 1550 , бывший пред тем трапезным 1551 . Иеромонах Макарий, в мире Максим Феодоров, до пострижения в монашество был священником в Москве, при церкви Вознесения на Никицкой, потом с 1705-го года в Петербурге при Сампсоновской церкви, по принятии в 1716-м году монашества он, по тогдашнему обыкновению, проживал в Монастыре, не совершая священнослужения, и только в 1719-м году получил разрешение «иеромонашеская действовать» 1552 . Иеромонах Макарий недолго был ризничим, в 1719-м году, в летнюю кампанию, он уже служил во флоте 1553 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010