Троицкое. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Недалеко от сельца Ордынцы находился древний Троицкий погост с деревянным храмом во имя Святой Живоначальной Троицы. После Смуты погост превратился в пустошь, церковь разорили. В начале XVII в. эти земли принадлежали дворянам Шишкиным. В 1630-1640 гг. стараниями вотчинника 3.Г. Шишкина в Ордынцах построена деревянная Троицкая церковь, село стало называться Тройное. В 1678 г. храм обновили, устроив там Никольский придел. В 1713 г. по челобитной стольника Ю. Ф. Шишкина построена существующая каменная Троицкая церковь с Ильинским приделом. С 1867 по 1878 гг. церковь с целью ее расширения, значительно перестраивалась: был пристроен придел в честь Печерской иконы Божией Матери, переделан алтарь, отреставрирован иконостас, живописцем Д. А. Култыгиным расписаны стены масляной живописью. В 1930-е гг. храм закрыли, со временем здание разрушалось и приходило в запустение. В 1990 г. церковь возвращена верующим. Идут восстановительные работы. Кирпичная церковь Живоначальной Троицы с северным приделом Илии Пророка была построена в 1712-1713 гг. по челобитной стольника Ю.Ф. Шишкина вместо деревянной. Храм типа " восьмерик на четверике " выстроен в традициях московского барокко. В 1867-1878 гг. был произведен ремонт трапезной части; устроен второй, южный придел Печерской иконы Божией Матери. В 1930-х гг. храм был закрыт, к 1980-м гг. пришел в аварийное состояние, утрачена колокольня и полуразрушена трапезная. В 1990 г. церковь была возвращена верующим и ныне возрождается. Церковь Святой Троицы в усадьбе " Троицкое-Ордынцы " по адресу: Чеховский район, с.Троицкое, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Кирилл Аминов, 17 мая 2015 г. Троицкий храм села Троицкое Чеховского района Московской области — православный храм Чеховского благочиния Московской городской епархии, имеющий давнюю историю. Храму в 2012 году исполняется 300 лет. В XVI веке на месте храма Святой Троицы села Троицкого Чеховского района стоял деревянный храм во имя Святой и Животворящей Троицы на территории древнего Троицкого погоста в Замытьи у Углешны.

http://sobory.ru/article/?object=04917

Всего 16 человек. Все они прибыли 22-го августа 1720-го года 953 . Иеродиакон Мелетий, в мире Матвей Бородавка, из купечества города Красного Кута, начавший монашескую жизнь в 1712-м году, 18-и лет, в Слободском Змиевском Монастыре. Монах Иоасаф, в мире Иосиф, из Киевлян, шляхтич, принял монашество в Выдубицком Михайловском Монастыре в 1719-м году, 21-го гола, «во Львове при Латинских Школах был студентом» 954 . Иеродиакон Климент, в мире Константин, из купечества Малороссийского города Березнова, поступил, имея от роду 17 лет, в 1713-м году, в Черниговский Доминицкий Монастырь, откуда перешел затем в Киев 955 . Иеродиакон Зосима, в мире Зиновий Гребенка, казацкой сын из города Гадяча, поступил в Полтавский Монастырь в 1714-м году, имея от роду 18 лет 956 . Иеродиакон Варнава, в мире Леонтий Лисяевский, Стародубский казацкий сын, монастырскую жизнь начал в Малороссийском Новгородском Монастыре в 1715-м году, 21-го года 957 . Монах Гавриил, в мире Григорий Грущенков, Малороссийского города Чернухи казацкий сын, начал монастырскую жизнь в Рабцове Монастыре в 1717-м году, 25-и лет 958 . В 1719-м году был прислан из Кабинета Царского Величества под начал иеродиакон Иоасаф (Морков), постригшийся из школьников на Афонской Горе. В 1720-м году таким же порядком поступил в Монастырь иеромонах Сергий (Прозоровский), также постригшийся на Афоне из школьников 959 . В 1720-м году приехал в Александро-Невский Монастырь из Белгорода иеродиакон Ефрем, доставивший пожитки, которые по указу взяты по смерти митрополита Белоградского Иллариона в Невский Монастырь. И тут ему «по приказу господина Феодосия архимандрита чрез иеродиакона Пафнутия сказан Великого Государя указ, что быть ему в братстве в приписном к Невскому Иверском Монастыре, а в Белград никуда не возвращаться». Иеродиакону Ефрему разрешен был только трехмесячный отпуск, с 1-го декабря 1720-го года, для забрания своего «келейного скарба» 960 . В 1720-м году в Петербурга был вызван по обвинению в укрывательстве «неприличных противу персоны Его Величества» со стороны некоторых казаков выражений Воронежский архимандрит, судия, Исаия (Волошин, или, как он называется в других случаях, Волошенин и Волох).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Рудне-Никитское. Храмовый комплекс погоста Рудня. Деревянный храмовый комплекс. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Между 1713 и 1782. Адрес: Россия, Московская область, Орехово-Зуевский р-н, с. Рудне-Никитское Координаты: 55.545733, 39.137065 Проезд:До ст. Авсюнино (Казанское направление ж/д) или до той же станции автобусом " Москва–Шатура " (отправление от автовокзала " Выхино " ), далее на юг по лесной тропе 2 км. На авто: поворот с Шатурского шоссе (Р-106) на Рудню. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Погост Рудня (ныне село Рудне-Никитское) находится на правом берегу реки Вольной (левый приток р. Нерской) в 30 км к югу от райцентра и 98 км на восток от Москвы в лесной, малонаселённой местности Мещёрской низменности. Первое упоминание о погосте в Раменце, у речки Рудни в дворцовой Гуслицкой волости относится к 1628 году, но погост существовал и ранее. На погосте издавна существовала деревянная церковь Рождества Богородицы. Ныне существующий храмовый комплекс, т.н. " тройник " , состоящий из двух деревянных церквей и отдельно стоящей колокольни - единственно сохранившийся на территории Московской области, сложился в XVIII в. Летняя однопрестольная церковь Рождества Богородицы построена на месте предшествующего одноимённого храма в начале XVIII в. Освящена в 1713 году. Одновременно с храмом, к западу от церкви по её оси была построена трёхъярусная шатровая колокольня. Зимняя однопрестольная церковь Рождества Христова построена на месте предшествующего Никольского храма в 1781 году. В XIX в. оба храма были перестроены и в значительной степени утратили свой первоначальный облик. Так, галерея летнего храма была обшита тёсом, при этом её западная часть была разобрана и храм был объединён с колокольней обширным помещением притвора. Зимний храм был расширен пристройкой боковых прирубов. Надеюсь, придёт время, и отреставрированный подмосковный " тройник " вновь будет радовать своей первоначальной красотой. Во вт. пол. XIX в. погост был обнесён кирпичной оградой с воротами, калитками и декоративными угловыми башенками, взамен предшествующей деревянной ограды.

http://sobory.ru/article/?object=21206

Но постепенно положение создавалось такое, что Петербург с архимандритом Феодосием совершенно ускользал из ведения Новгородского митрополита, хотя и числился в его епархии. В 1715-м году митрополит Ион назначал еще полковых священников в под петербургские места: в Нейшлот, на Котлин 156 . Но в том же году он писал местоблюстителю патриаршего престола, митрополиту Рязанскому Стефану (Яворскому) : «град святого Петра не моей Новгородской, но святейшего патриарха епархии» 157 . И в дальнейшем обращения духовных лиц о назначении к местам идут уже, действительно, на имя митрополита 158 . Став Александро-Невским архимандритом, архимандрит Феодосий не вышел, разумеется, из иерархического подчинения Новгородскому митрополиту, хотя в административном отношении и действовал, как было уже указано, вполне самостоятельно. Для характеристики собственно иерархических отношении между архимандритом Феодосием и митрополитом Ионом служит следующая благословенная грамота митрополита на освящение церкви в районе ведомства архимандрита Феодосия: «Благословение великого господина, преосвященного Иова, митрополита Великого Нова-Града и Великих Лук, сыну и сослужителю нашего смирения, Троицкого Александрова Монастыря Невского архимандриту Феодосию. Сего марта 1-го дня в писании к нам, за подписанием вице-губернатора С.-Петербургского Иакова Никитича Римского-Корсакова, написано: по именному Царского Величества указу в Дудорове мызе построена церковь во имя святой великомученицы Екатерины и к освящению ныне в готовности, и дабы нам к освящению новые церкви отправить снятый антиминс со благословением. И как к тебе сия наша, преосвященного митрополита, грамота прибудет, и ты б, сыну, выше явленную церковь святой великомученицы Екатерины освятил соборне по чину святые Христовы восточной Церкве. А к тому освящению святый антиминс дан от нас присланному из тое Дудоровы мызы для того священнику». Марта 1-го 1713-го года 159 . Для характеристики административной самостоятельности архимандрита Феодосия может служить следующий его указ:

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Всемилостивейший государь! прошу вашего величества, вели государь мне в том сельце Комлеве построить церковь во имя Знамения Пресв. Богородицы и с пределом, а оброчную землю вели государь приписать с прежним оброком». На прошении преосвящ. Стефаном митрополитом Рязанским и Муромским написано: «дать указ» – и отмечено, что указ «дан» 1713 года 18 декабря Богдан Челищов в Патр. Казенный Приказ доставил к своему прошению «память» (уведомление) Поместного приказа о поступке им к новопостроенной Знаменской церкви земли из вотчины своей сельца Комлева 10 чети в поле, а в дву потомуж, сена 10 копен. А по справке, сделанной Патриар. Казен. Приказом с приходными оброчными книгами пустовых церковных земель за 1713 год, оказалось, что «с церковной земли мученика Георгия на посаде, где был монастырь, сожженный литовскими людьми, с пустошей: Жирово, Головино и Коноплино, оброку 29 алтын 5 денег, казенных пошлин 8 алтын. На основании этой справки была расписана и положена дань с церков. земель, – всего 3 р. 4 ал. 3 деньги». По означенному делу последовала резолюция казначея иеромонаха Антония Яковлева: «с вышеписанный церкви данные деньги имать, как к той церкви поп посвящен будет, или как челобитье о освящении церкви будет, а вышеписанные церковные земли приписать к пределу Георгия Страстотерпца и под статьями очистить, а на 1714 год с вышеписанных земель оброчные деньги с челобитчика принять и в приход записать». 122 В 1715 году в Патр. Казенном Приказе было сделано другое распоряжение: церковного Георгиевского монастыря пустоши: Жирово, Головино и Коноплино, приписанные в 1714 году к Георгиевскому пределу новопостроенной церкви Знамения Пресв. Богородицы, что в селе Комлеве, по указу св. патр. «велено отписать и отдать на оброк охочим людем, а вместо тех пустошей к тому Георгиевскому пределу велено приписать Георгиевскую землю, которая была на оброке на господине генерал-майоре Иване Михайловиче Головине, потому что с сей земли дань имется больше прежних пустошей. Дани положено 1 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОВ (Иоанн Иоаннович, в схиме Иисус; 1635, Москва - 6.03.1720, Голгофо-Распятский скит на о-ве Анзерском Соловецкого архипелага), прп. (пам. 6 марта, 29 мая, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Анзерский, Соловецкий, основатель Анзерского Голгофо-Распятского скита. Источники Сведения об И. содержатся в 2 Житиях святого, составленных в XIX в. Старшее сочинение датируется 1828-1835 гг.: текст заканчивается изложением событий 1828 г., в 1835 г. рукопись, содержащую Житие И., архим. Досифей (Немчинов) вложил в Соловецкий в честь преображения Господня мон-рь. Памятник известен в 3 списках XIX в., к-рые принадлежат к одной редакции, но представляют 2 варианта текста. Второй вариант отличается детализированностью, содержит больше фактов и подробностей из жизни И., известных по материалам соловецкого архива. При составлении Жития агиограф использовал следующие документы: при рассказе о поселении И. на Соловках - грамоту холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова) 1701 г., грамоту Холмогорского архиеп. Варнавы (Волатковского) от 15 июля 1713 г., донесение соловецкого архим. Фирса (Шарапова) о приеме в мон-рь свящ. Иоанна Иоанновича; при сообщении о строительстве церквей в скиту были использованы грамоты архиеп. Варнавы, посланные в Соловецкий монастырь, 15 июля 1713 г., 18 сент. 1714 г., 15 мая 1715 г., письмо царевны Марии Алексеевны архим. Фирсу от 15 марта 1715 г., указ Синода 1827 г. о строительстве каменного храма на горе Голгофе. Агиографу были известны обстоятельства описания скитского имущества в 1723 г., он сообщает о приписке Голгофо-распятского скита к Анзерскому Елеазарову во имя Святой Троицы скиту. Автор Жития неоднократно ссылается на вкладные записи на вещах и книгах, принадлежавших Голгофо-Распятской обители. Более позднее Житие было создано на основе предыдущего сочинения архим. Порфирием (Карабиневичем-Пашутой), возглавлявшим Соловецкий мон-рь в 1861-1865 гг.

http://pravenc.ru/text/578146.html

Произошедший в Астрахани сильный пожар обратил в пепел большую часть Белого города, гостиный двор, повредил в кремле собор и монастырь. В Спасском монастыре также многие строения были повреждены огнём, а многие и совсем уничтожены. Приходилось восстанавливать заново почти все монастырские здания. Средств на это не хватало, и Спасский монастырь стал просить о разрешении ему пользоваться взятыми в казну в 1704 году рыболовными водами бывшего Вознесенского монастыря. 1 мая 1713 года Вознесенские воды были отданы в аренду Спасскому монастырю с оплатой оброка в казну. Благодаря этому обитель немного поправила своё тяжёлое положение. В 1713-1714 годах при архимандрите Льве к северу от западных святых врат был выстроен новый каменный двухэтажный настоятельский корпус, а в 1716 году наконец-то был освящён нижний соборный храм – в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1731 году новым настоятелем обители становится архимандрит Мефодий, с именем которого связывают материальное и духовное возрождение обители. Спасский монастырь до сих пор не мог оправиться от последствий пожара 1709 года: большая часть зданий ещё лежала в развалинах и даже ограду, полностью уничтоженную огнём, не было возможности восстановить. Архимандрит Мефодий сразу же начал сооружать новую каменную ограду в обители с четырьмя каменными башнями по углам. Его стараниями в южной части обители в 1736-1738 годах были построены: двухэтажный каменный дом для паломников, в котором позже были устроены братские келии и две палатки; семь кладовых палаток и ещё один каменный двухэтажный корпус с братскими келиями, кухней и трапезой. В северной части обители, вдоль её ограды, в 1742-1743 годах были выстроены многие каменные хозяйственные службы: конюшня, каретник, ледник и кладовые-палатки. В западной и восточной частях монастырской ограды тоже было выстроено несколько хозяйственных помещений. Не менее важной была и храмоздательная деятельность архимандрита Мефодия. В 1732 году по его челобитью Астраханский епископ Иларион благословил устроить в Спасском монастыре над святыми вратами тёплую каменную церковь в честь Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Строительство было закончено к 1756 году, и храм освящён 26 октября. В 1757 году в верхней части юго-восточной башни была устроена церковь в честь Всех Святых. В 1742 году 11 июня был снова освящён придел нижнего соборного храма – в честь Трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Соборный храм засиял во всём своём великолепии, радуя и внешней красотой, и внутренним убранством насельников обители и всех астраханцев.

http://sobory.ru/article/?object=41500

Рукопись Яворского в ГИМе не датирована. Это, безусловно, список, так как переписчик уже обладает обоими трудами. Можно предположить, что сама рукопись относится к периоду середины – второй пол. XVIII в. Но к какому времени относится сама работа? Вопрос этот важен для выяснения очередности написания «Ига Господня» Яворского, одноименной работы Лопатинского и Яворского же «Камня веры». Выяснение датировки может значительно изменить традиционную историческую картину. Датировка написания «Распри» Прокоповича известна – это 1712 г. Ответные на критику «Ига Господня» работы Прокоповича «Краткое православное христианское учение о благодатном через человека грешного чрез Иисуса Христа оправдании», «Православное Християнское учение о хуле на Духа Святаго», «Особенное рассуждение о грехе смертном и простительном» 12 датированы 1714–1716 гг. Следовательно, можно датировать «Иго» Яворского периодом 1712–1714 гг.? Однако известно, что «Камень веры» Яворского к 1713 г. уже завершен, а Яворский в своей рукописи ссылается на «Камень» как на труд уже законченный и, как можно предположить, уже известный узкому кругу читателей. Это обстоятельство сужает время написания «Ига» до одного года или даже нескольких месяцев между 1712–1713 гг. Это первый, моментальный отклик Яворского на работу киевского ректора. Работа Лопатинского, несомненно, более позднего происхождения, хотя мы и не можем с уверенностью утверждать, с какой именно работой был ознакомлен Феофан Прокопович и кому из двоих оппонентов он отвечал в 1716 г. Можно только предположить, что все-таки Лопатинскому. Рукопись Яворского, вероятно, была чрезвычайно редкой и, возможно, предназначалась для Лопатинского же, как некоторое указание для написания более обширного трактата. Видимо, переписчик знал или догадывался об этом обстоятельстве, поэтому и поместил в своем собрании работу Яворского перед трудом Лопатинского, хотя и под одним переплетом. Прежде чем приступить к подробному описанию и рассмотрению работы, следует отметить, что в ряде случаев пафос произведения направлен не столько на самого Феофана Прокоповича , который часто совершенно не высказывал приписываемых ему (если считать произведение Яворского не частью богословского обсуждения, а чисто полемическим и узко направленным против Прокоповича произведением) взглядов, сколько на крайние протестантские и древнееретические воззрения, а также на те возможные последствия, к которым может привести Прокоповича выбранная им точка зрения. Не следует также забывать особенности риторических и полемических приемов, которыми пользовались в XVIII в. все полемисты, т. е. приписывание противнику гипертрофированных недостатков, многократные параллели с ересиархами, осужденными Вселенскими соборами, и т. п., иначе придется предположить, что Яворский критикует работу, которой не читал, или что Феофан Прокопович был крайним протестантом.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

И та помета велено записать в книгу. И с тое пометы игумении, с сестрами, за подипсанием руки ево, коменданта лант-рихтера Якова Никитича дан указ того ж числа» 424 . Мы уже упоминали выше, что новообразовавшейся женской пустынью было испрошено когда-то пособие от казны: «на свечи, на ладан и на вино церковное и им (пустынницам) на пропитание по 16 рублев, по 5 алт., по 4 деньги на год, из таможенных и кабацких доходов», – сумма, по тогдашнему времени, сравнительно, значительная, каковая и выдавалась по 1712 г.; в следующий же год, вероятно, по проискам каргопольских подьячих, она не была выдана ни описываемой, ни трем другим, уже мужским пустыням Каргопольского уезда, и бойкая женщина – игуменья – к стыду чернецов – мужчин, – от четырех обителей, в том числе и от своей, разом начала ходатайствовать пред начальством о продлении выдачи им пособия... и ходатайство ее увенчалось успехом, выразившимся в указе, от 27 марта 1713 г., который и приводим: «Лета 1713, марта в 27 день, по указу великаго государя царя и великого князя Петра Алексеевича, всея великия, и малыя, и белыя России самодержца, в Каргополь коменданту Петру Васильевичу Коробьину. Сего марта в 21 число били челом великому государю, Каргопольскаго уезду, новодевича монастыря, пустыни Иоанна Волосатаго, игумения Иулияния, и вместо иных монастырей з братиею: давано де им в церкви на свечи, на ладон, и на вино церковное, и на пропитание, великаго государя жалованья из таможенных доходов по вся годы и выдано по сей 713 год; а на сей год оного жалованья в Каргополе, без указу великаго государя из Адмиралитейской канцелярии им не выдают; и великий государь пожаловал бы их, велел им свое, государево, жалованье, на свечи, на ладон, и на вино церковное, и на пропитание им на сей 713 год выдать и впредь давать по вся годы в Каргополе, из таможенных и кабацких доходов безволокитно. И по его великаго государя указу, адмирал генерал и губернатор тайный советник и ковалер граф Федор Матвеевич Апраксин, с товарищи, приказал вышеписанных монастырей челобитчиком великого государя жалованье на свечи, на ладан, и на вино церковное и им на пропитание на сей 713 год по окладам их выдать и впредь по вся годы давать в Каргополе из таможенных и кабацких доходов: Наглимозерской пустыни строителю з братиею по пяти рублев, Спасова монастыря – Вастьяновы Строкины пустыни игумену з братиею по полтора (?) рубля, Богоявленскаго Челмогорскаго монастыря строителю з братиею по три рубля по десяти алтын, пустыни Иоанна Волосатого игуменье с сестрами по шеснадцати рублев по пяти алтын по четыре деньги на год.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гостунская, или Густынская чудотворная икона святителя Николая, находящаяся в церкви села Гостуни Калужской епархии Лихвинского уезда 1508 . По иным сказаниям, Гостунская икона в 1506 году великим князем Василием Иоанновичем перенесена в Москву и находилась в московском Гостунском соборе, a при разобрании этого собора в 1816 году перенесена в придел колокольни Иоанна Великого 1509 , т. е. Лествичника. Колпинский образ святителя Николая, находящийся в селе Колпине, в 25 верстах от Санкт-Петербурга. Сказание о явлении сего образа следующее. «1713 года месяца декабря в 23-й день, на реке Ижоре на пильной мельнице явился образ святаго Николая Чудотворца сицевым образом. 1713 года в ноябре и декабре месяцах бывшие работные люди при той пильной мельнице в работе лежали чревною болезнию и опухолью ножною, т. е. цинготною, и многие работные люди умирали. А того же декабря 22 дня в нощи явися образ великаго святителя и чудотворца Николая в больнице работному человеку Каргопольскаго уезда, именем Иакову, который лежал таковою ж болезнию близ смерти, и велел сей образ в больнице снять, понеже оный образ лежал тамо никому неведом и не обретом и весьма обветшавший, a по осмотру того работника Иакова, оный святый образ снят и поновлен. От того времени оная болезнь перестала, и быша здравы по явлении святителя и чудотворца Николая, иже и доднесь видим есть» 1510 . Богослужение и народное уважение к св. Николаю При богослужении во дни, посвященные святителю Николаю, паримии произносятся общие святителям, какие и в день св. Иоанна Златоуста , 13 ноября; утреннее Евангелие и чтение Апостольское 1511 те же, что в день трех святителей Вселенских; Евангелие литургийное то же, что и в 1-й день января в честь св. Василия Великого . Прав. Церковь в честь святителя Николая имеет акафист. Прав. русский народ издревле чтит св. Николая Мирликийского как особенного избранника Божия, помощника и чудотворца. Великое благоговение прав. христиан к св. Николаю Чудотворцу выразилось во многих обстоятельствах жизни общественной и частной. Древле предки наши произносили имя его в клятвах и договорах, во свидетельство своей верности 1512 . Александр, князь Иверский, в грамоте к Иоанну III Васильевичу в 1492 году, между прочим, называет себя ревностным обетником Николая 1513 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010