Июня 11 Государь запретил Новгороду и Пскову бить монету и штемпели взял в Москву; также отменил в торгах талеры, серебряные четверти и медные деньги Перемирие с Польшею на три года. Хиротонисан во Пскове Архиепископ Арсений, в 1683 году сошедший на покой Поляки ворвались во Псковскую и Новгородскую Область и разграбили Никандров Монастырь, Братию побили, а Игумена увели в плен. С 20 января продолжено перемирие с Польшею на 15 лет с половиною в деревне Андрусовой на реке Городне, между Смоленском и Мстиславом. При сем " Россия уступила Польше требования свои на Польскую часть Лифляндии. Июня 21 издан новый и полный Таможенный Устав, по коему и Псков воспользовался преимуществами наравне с другими Городами; а для сбора пошлин и осмотра привозимых товаров велено по очереди выбирать Голов и Целовальников из Гостей и лучших торговцев. Архиепископ Арсений построил для себя небольшую каменную палату с двумя покоями; и с двумя сенями близ Собора на взъезде, существующую и доныне с пристройками. В Любятовском Монастыре обложена окладом Чудотворная Икона Умиления Богородицы. Россия готовилась к разрыву с Швециею и уже войска собраны были за Печерами, но переговорами в Нейгаузене, все прекращено. Для Лифляндской торговли учреждены Таможни под Печерским Монастырем и на Желатском острове. Перепись дворам и людям во Пскове, и во всем Государстве, и сбор с каждого двора, кроме Духовных, по рублю. Указом декабря 28 повелено с Новгородцев и Псковичей, равно как и с иноземцов, по торговому Уставу брать таможенные пошлины ефимками за привоз иностранных товаров. Февраля с 18 начался во Пскове бунт и междоусобие и продолжались пять месяцев с половиною, а прекращены уже чудом от Иконы Пресвятой Богородицы в Церкви Преподобного Серегия Радонежского. Уставлены таможенные клейменные орлами хлебные меры, а старые оставлены. Учреждена Митрополия во Пскове и переведен из Архиепископов Суждальских Митрополитом во Псков Маркелл, который в 1691 году переведен в Казань. Митрополит Маркелл основал новый Троицкий Собор каменный весь из тесанной плиты и строил оный иждивением казенным, собственным и сборным шесть лет. Но своды и верхняя часть оного обрушились.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Король не ожидал, чтобы город имел столь сильную и далеко достигающую артиллерию. В самом деле, по свидетельству Гейдевштеина, были там такие пушки, которые семидесяти- и восьмидесяти-фунтовыми ядрами заряжались и пробивали три ряда коробов, насыпанных землей. К вечеру король уклонился еще далее от города и расположил шатры свои по Порховской дороге на высотах в пяти верстах около Николаевского Любятова монастыря. Граждане все сие видели со стен и в молчании только направляли пушки свои на его лагерь; а когда довольно уже смерклось, то открыли беспрестанную и сильную пальбу, от которой в ту же ночь снял он свои шатры и, удалившись опять к реке Черех, стал за буграми и горами на речке Промежице близ Спасского монастыря. После того переменил он все расположение своей осады и, чтобы не разделять далеко сил своих, решился сделать приступ с одной юго-восточной линии городских стен. Таким образом, назначил он угол между Покровской и Свинусской башнями одной части венгерцев под начальством вождя их Гавриила Бекеша, а другую часть их под начальством племянника своего Валтазара переправил через Великую реку на левый берег. Против Свинусской башни велел стать полякам и загородиться коробами, насыпанными землей; от Порховской дороги к Петровским воротам стать литовцам, а в остальном промежутке немцам. В сие самое время прибыл к королю от турецкого султана для переговоров о татарских на Украине перебежчиках посланник, которому король показал вес свои войска и распоряжения и получил от него похвалу. По отпуске его начаты немедленно подступы. Венгерцы первые подошли к стенам между Покровской и Свинусской башнями, но вылазкой граждан были прогнаны. Августа 27, по сказанию псковской летописи о сей осаде, некоему благочестивому мужу, именем Дорофей было явление и откровение от Божией Матери о будущем нападении на град со стороны угла крепости при Покровском монастыре 1 . Почему Печерского монастыря игумен Тихон, еще до осады по повелению архиепископскому пришедший в город с Чудотворными Успения и Умиления Богородицы иконами Печерекого монастыря, начал с духовенством и гражданами совершать ежедневные Крестные хождения с теми иконами в помянутое место, а воеводы и бояре поставили в той части стены три креста заветные.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Кроме часов богослужения и часов выполнения келейного правила его келья была открыта для братии, для мирян и паломников, которые получали от отца Симеона духовную помощь, ответы на вопросы духовной жизни. Он утешал печальных, многих наставлял на путь спасения, читал молебное пение над стужаемыми от духов нечистых, давал на благословение просфоры, образочки Божией Матери «Умиление Псково-Печерская», вид Псково-Печерского монастыря... Как духовник отец Симеон ежедневно прилежал поминовению на проскомидии духовных чад и всех просивших его святых молитв. Деньги он сдавал на ремонт монастырских храмов. Нет возможности описать и перечислить множество тех добрых дел отца Симеона, которые он, по-евангельски, творил втайне. Их знают те посетители, которые с верою посещали келью отца Симеона и пользовались его духовным руководством... После войны монастырь вынужден был ликвидировать последствия военных разрушений (на монастырь было сброшено 10 фугасных бомб). Архиепископ Псковский и Порховский Григорий, впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский, по освобождении города Печоры от немцев в 1944 году посетил и обозрел состояние монастыря и рапортовал Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I, что в Псково-Печерском монастыре все требует исправлений. Сразу по прохождении фронта в Псково-Печерском монастыре испытывались большие нужды и трудности. При сохранении монастырского уклада жизни, при большой нужде в средствах и продуктах питания (была карточная система), при необходимости как можно скорее произвести многие ремонтные и реставрационные работы и восстановить сельское хозяйство приходилось работать очень много. Не представлялось в то время возможности вести какие-либо описания монастырской жизни и жизни отдельных насельников монастыря, не могли и думать о каких-либо летописях, описаниях, фотографиях. В связи с этими трудностями и Наместник монастыря ни в коем случае не допустил бы этого. А теперь, когда возникла необходимость описать жизнь Псково-Печерского монастыря после войны и жизнь отдельных его насельников, не так-то легко все это описать. Многое утратилось из памяти, и почти все свидетели тех лет отошли в жизнь вечную. Да и при тех трудных обстоятельствах не хватало времени регулярно и часто посещать старца отца Симеона и запечатлевать его жизнь, а потому трудно теперь в настоящее время составить его жизнеописание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нередко старец поддерживал и ободрял своих духовных чад письменно, посылая им ответы на вопросы духовного и даже житейского порядка или желая просто укрепить их в трудных обстоятельствах. ...Жила неподалеку от Печор, в деревне Малы, всеми здесь уважаемая одна из духовных дочерей старца Симеона матушка Анна, вдова местного священника о. Василия Роговского. В прежние времена немало пришлось пострадать их семье от безбожной власти – побывали они и в сибирской ссылке. Но и в те годы старец всегда помнил о них и стремился по-христиански поддержать, хотя бы словами утешения и надежды. Свидетельство тому – с любовью хранившаяся матушкой Анной открытка, посланная старцем их семейству в красноярскую ссылку. Вот ее текст: «Дорогим Василию, Анне и Марии сердечный привет с пожеланием доброго здоровья и всего хорошего. “Смирение, терпение и труд все перетрут», – говорит русская пословица. Вера в Бога, надежда на Бога – всё исправят, и Господь поможет». Так и произошло, как предвидел отец Симеон. Страдальцы эти, несмотря на все их скорби и беды, вернулись в конце концов в родные места. Более того, Василий вскоре стал священником! Подготовил же его к рукоположению – по благословению тогдашнего псковского Владыки Иоанна (Разумова) – известный в свое время местный протоиерей Валентин Мордасов . Не только о. Симеон, но и Владыка Иоанн смогли увидеть в Василии будущего доброго пастыря, и скорей всего именно печерский старец, давно и хорошо его знавший, дал ему (за год до своей кончины) благословение на столь ответственный поступок... Отец Валентин занимался с Василием перед его рукоположением около четырех месяцев. Перед началом занятий отец Валентин писал Владыке: «Милостивый Архипастырь, любвеобильный отец! Сегодня я имел личную беседу с Василием Роговским, из которой узнал о его желании идти по пути пастырства, в чем Вы, дорогой Владыка, решили помочь ему в сем великом деле, и, конечно, если Господь поможет это осуществить положительно, то велика Ваша мзда не небесех. Я тоже, услышав Ваше чуткое отношение к Василию, исполнился умиления и радости к Вам и со своей стороны не только с охотою, но и с радостью дал свое согласие выучить всему тому, что необходимо для знания священника, с тем чтобы в нашей епархии был занят пустой приход...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Николая; а глубоким рвом и валом окопана сия ограда уже по повелению Государя Петра I в 170З году. Царь Иван Васильевич при Игумене Савве снабдил сию Обитель многими отчинами, Иконами, утварями, ризами и другими дарами; а чудотворную Икону Успения Божия Матери обложил золотом, и устроил сребрянный кивот; а также много благодетельствовал Обители сей и сын его Царь Феодор Иоаннович, во время коего сия Обитель имела уже до 100 Монахов и до З00 служителей. В правление сего же Государя написана и другая Икона Божия Матери Успения, или Одигитрии Владимирския, доныне святопочитаемая. Монастырь сей, как пограничный к Лифляндии, служил и Крепостию для защищения Псковской границы. Он снабжен был многочисленной артиллерией и по описи 1682 года там оставалось еще ручных и стенных огнестрельных 428, кроме холодных, оружий, сайдаков, налучников, багров, крюков и прочего, пороху слишком 196 пудов, ядер 2265, пуль, свинцовой дроби и проч. также много. Он выдержал от Лифляндцев и Литовцев много осад и разорений, а Польский Король Стефан Баторий в 1581 году и взять оного не мог, заступлением Божия Матери. В воспоминание сего-то избавления Печерские Монахи обещались тогда ходить ежегодно во Псков с Иконою Умиления Богородицы в неделю седьмую по Пасхе; а Геннадий Епископ Псковский утвердил в 1601 году и устав сего хождения с расписанием всего порядка Церковных служб. Кроме сего ежегодного приношения во Псков Печерских Икон, бывали иногда и временные при несчастных обстоятельствах города Пскова. В 1812 году при нашествии Галлов и с ними 20 языков на Россию, Иконы сии также по желанию и усердию Псковских граждан приносимы были во Псков к 6 октября, а 7 числа с ними, по освящении воды на Великой реке учинено хождение около стен городскихъ; и с тех пор по прошению Псковских же граждан, а по Указу Государя Императора Александра I. учрежден второй ежегодный крестный во Псков ход с Печерскими Иконами к тому же времени и с теми же обрядами; а день сей, так как и дни памяти преставления и обретения Мощей Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Но вернемся, однако, к автобиографическим запискам отца Симеона. «Жил он [архимандрит Мефодий] в настоятельском доме – наверху. Пробыв у него в келейниках 7 лет, я, кроме келейного послушания, нес еще общее послушание монастырское, как и вся братия. В это время строили за монастырскими Святыми воротами гостиницу для приходящих и приезжающих богомольцев. Некоторые из братии работали здесь с пяти часов утра и до позднего вечера, до ужина. И так продолжалось пять лет, и в продолжение этого времени мне мало приходилось спать на постели; я большей частью засыпал сидя за столом за книгой, и, бывало, проспишь так до утра, когда надо уже идти на работу. Летом после работы молодые послушники и монахи, бывало, собирались отдыхать на свежем воздухе, на Святой горе в саду, и всегда меня приглашали с собой, но я всегда отговаривался и уклонялся от их бесед – ввиду того, что наместник дал послушание сделать то или другое, так как я имел специальность столяра-краснодеревца. Я имел свой столярный верстак и инструмент, а также и токарный станок по дереву, мог вытачивать разные вещи в свободное время. Вот таким образом и оправдывался от собеседования с братией. Со времен преподобного Корнилия и в наше время был установлен крестный ход с чудотворными иконами в Псков, Изборск, Порхов, Остров, Качаново, Палкино и другие места – [в] Латвии и Эстонии – в память победы над Баторием и другими народами. В память чудесного заступления образа Успения Божией Матери и образа Умиления Божией Матери крестные ходы назначались по указанию и расписанию. На это по распоряжению правящих иерархов Псковской епархии назначались местным [монастырским] наместником иеромонахи, иеродиаконы и послушники на совершение молебнов, а также певцы, охраняющие святые иконы монахи, и руководящие крестным ходом. Иногда и сам отец наместник сопровождал крестный ход, служил в приходах Божественную Литургию, куда и меня брал, так как я был уже иеродиаконом. Он любил меня за голос – громкий тенор. Ночевали в деревнях у прихожан; ели, что было приготовлено. И скажет, бывало, наместник: «Не гнушайся – что подают, то и кушай, ибо Господь сказал ученикам, чтобы они ели то, что им подадут – где они находились в доме; на это Он дал им благословение».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О чудесах Преп. Александра Свирского и о преставлении его, л. 1373. Обретение мощей Преп. Александра Свирского , л. 1434 об. Нач. «В лето 7149-е, Апреля в 15-й день, в четверток цветныя недели.» В 31-й день. Слово похв. Пресвятой Богородице, на положение честного Ея пояса, л. 1435–1446 об. Нач. «Обычай убо человеческому естеству.» Сентября в 3-й день житие св. праведного и блаженного Иоанна милостивого и Христа ради уродивого Ростовского, л. 1447–1452. Нач. «В лета 7079, во дни благочестивого Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея России.» О чудесах Преп. и Христа ради юродивого Иоанна Ростовского, л. 1449. Песни поемыя Печерской Божией Матери, л. 1453. Сказание о монастыри Пресв. Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марш честного и славного Ея Успения Печерской, в долу меж горах, л. 1455–1464 об. Нач. «От града Пскова к западу, отстоящ 40 поприщ.» Повесть о Печерском монастырь, иже в Псковской земле и о Марце Печеном, первом старце, – в ней же явлено вкратце и о чудесех от иконы Пречистый Богородицы честного и славного Ея Успения, и о избавлении града Пскова и обители Печерския от пленения в нашествие безбожного короля Литовского Стефана, л. 1465–1542. Нач. «По воскресении Господа нашего Иисуса Христа, по вознесении Его на небеса и по сшествии от Бога Отца Св. Духа на святые Апостолы.» О приходе короля ко Пскову, л. 1483. О прихождении Литовских людей к Печерскому монастырю и о победе на них, л. 1491 об. О преложении мощей начальных старцев Печерских, л. 1509. О хождении позавсту осадных людей в Печерском монастыре во Псков, ко святей и живоначальней Троице в неделю 7-ю по Пасхе, л. 1510. Нач. «По приказу священно – епископа Геннадия Псковского и Изборского, в лето 7109-е, июня в 4-й день пишет Пречистыя Богородицы Печерского монастыря игумен 1оакимъ.» Второе уложение во время глада, л. 1521. О чудесех Пречистыя Богородицы от иконы честного Ея Успения, иже во Псковской области, Печерском® монастыре, и от иконы Умиления, зовомо Владимирския (44 чуда), л. 1526.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Обе Псково-Печерские иконы особенно прославились во время нашествия на Псков Стефана Батория, короля польского, в 1581 году. При приближении его к городу архиепископ вызвал из Печерского монастыря игумена Тихона с чудотворными иконами Успения Богоматери и Умиление. За несколько дней до приступа, назначенного Баторием на угол крепости при Покровском монастыре, один благочестивый старец Дорофей, кузнец, сидел в сенях своей кельи и плакал о бедствии города; вдруг увидел он необыкновенный свет в виде столпа, который, возвышаясь до неба, над Печерской обителью, шёл к Пскову через реку Великую по левую сторону Мирожского монастыря. В этом свете узрел он Пресвятую Богородицу, поддерживаемую по левую руку преподобным Антонием, начальником киевских пещер, а по правую – Корнилием, игуменом Успенской Печерской обители. Пресвятая Богородица, пройдя по воздуху чрез городскую стену, вошла в церковь Покровскую. Потом вышла из церкви и, ставши вместе с преподобными, вопросила: «Где мирожский строитель Нифонт, епископ Новгородский?» Святой епископ немедленно предстал пред Нею и с великою скорбью сказал: «Госпоже Пресвятая Владычице! В моем монастыре сего лета не бяше Литургии». На сие Богоматерь рекла: «Сыну Моему и Богу тако изволившу». Потом воззвала: «Где избранные Божии, лежащие в церкви Святой Троицы?» И тотчас предстали пред Нею благоверные князья: Василий Киевский, Гавриил и Тимофей, Псковские, позади же них стали Николай Псковский и св. Евфросин с Саввою, и все с благоговением поклонились Ей. Пресвятая Богородица, взирая с гневом на город, сказала: «О люди беззаконные! Вы прогневали Сына и Бога Моего и осквернили град сей грехами своими. И вот пришла на вас туга и беда велия, и вы Сына Моего Господа Бога и Меня не познали». В это время пали пред Нею преподобные Корнилий и Евфросин с Саввою и блаженный Николай и со слезами молились: «Госпоже Владычице, Богородице! Есть грех на людях и беззаконие, но не прогневайся на них до зела! Помолися Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей согрешивших!» Все благоверные князья тоже припали к ногам Её и со слезами молили Её о пощаде города. Тогда Пресвятая Богородица призвала к Себе старца Дорофея, удостоившегося видения, и он в то же мгновение увидел себя у ног Богоматери. Она сказала ему: «Иди немедленно к воеводам, к Печерскому игумену и в собор Святой Троицы и возвести им, чтобы прилежно и непрестанно молили Бога и принесли бы старый Печерский образ и хоругвь на стену города, на то место, где Я теперь стою, и чтобы поставили здесь одну пушку, а другую внизу и стреляли бы из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры. Объяви людям, чтоб они плакали о грехах своих и молили бы Милостивого Бога о помиловании, а Я буду молиться Сыну и Богу Моему о прощении ваших грехов».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Обе Псково-Печерские иконы особенно прославились во время нашествия на Псков Стефана Батория, короля польского в 1581 году. При приближении его к городу архиепископ вызвал из Печерского монастыря игумена Тихона с чудотворными иконами Успения Богоматери и Умиления. За несколько дней до приступа, назначенного Баторием, один благочестивый старец Дорофей сидел в сенях своей кельи и плакал о бедствии города; вдруг увидел он необыкновенный свет в виде столпа, который возвышался до неба над Печерской обителью. В этом столпе он увидел Пресвятую Богородицу и перед ней слезно молящихся угодников земли псковской – преподобных Корнилия, Евфросина, Саввы и Николая о пощаде города. Тогда Пресвятая Богородица призвала к Себе старца Дорофея, удостоившегося видения, и повелела ему немедленно идти и к воеводам, и к игумену Печерскому, и в собор Святой Троицы, чтобы они прилежно и непрестанно молили Бога о помиловании и принесли бы старый образ и хоругви на стену города. «А Я буду молиться Сыну и Богу Моему о прощении ваших грехов», – заключила Она. Воеводы, бояре и духовенство поставили в той части стены, над которой было видение, три креста. Четыре дня не видно было никакого движения у неприятеля, но с 1 сентября стали заметны приготовления к приступу. 6 сентября весь народ с плачем и рыданием сопровождал крестный ход, не ожидая помощи и защиты ни откуда, кроме Бога. На другой день Стефан Баторий с самого рассвета начал штурм, открыл сильную пушечную пальбу и в жестокой битве поначалу овладел двумя башнями. Страх овладел сердцами защитников; была вынесена икона Божией Матери к пролому в стене, и сразу же начался перед ней молебен под звуки сражения и грохот пушечных выстрелов. Защитники, воодушевленные присутствием святыни, мужественно устремились в пролом. Завязалась жаркая схватка, в которой участвовали даже женщины. К ночи 8 сентября враги были вытеснены из пролома и в беспорядке прогнаны в поле, где многие взяты были в плен. Они потерпели поражение и у стен Печерской обители, на которою напали при отступлении.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Обычно весь «приклад» привешивался к образу раздельно, по одному предмету, но иногда ввиду слишком большого их числа кресты, иконки и панагии нанизывались вместе на серебряные «чепочки с прониски», «медяные пруты» или «шелковый гойтан» 1274 . Отметим, что большую часть этих сокровищ составляли кресты литые («волячные», «вольячные», «вельянские кузни») – около восьмисот крестиков: «малых, середних, болших, белых и золотых». Однако сохранились литые крестики в единичном числе, несколько изделий XVII–XVIII веков в 1970-х годах было передано в музей из ГИМ. У чудотворного образа Богоматери Владимирской, помимо богатого приклада из крестов «синолойных, аспидных, раковинных, серебреных тощих, хрустальных» числятся «девять крестов серебреных волячных с жемчюжки и с королки. семдесят пят крестов серебреных волячных золоченых и белых. …двести шездесят восмь крестов серебреных волячных»; у чудотворного образа Успения Богоматери с житием – «сто девяносто осмь крестов серебряных волячных»; у «старого» чудотворного Успения «двадцат шесть... да сверх переписных книг сыскалось дватцат...»; у образа «Умиление» в приделе Антония и Феодосия Печерских – «двадцать два креста... середних и невеликих»; у чудотворной выносной Одигитрии – «двадцать три креста волячных; у образа преподобных Михаила Малеина да Олексея человека Божия... тритцать крестов волячных золоченых и белых... да десят... да сорок адин крест серебряных волячных золоченых и незолоченых» 1275 . Мы не располагаем сведениями, насколько широко в Пскове была развита узкая специализация в ювелирном деле (как это известно о Новгородском). Например, в письменных источниках нам пока не встречалось упоминания о мастерах- " крестечниках». Кажется, серебряники широкого профиля были для Пскова явлением более типичным. Они же, видимо, работали и в литейных мастерских, их существование на посаде ли, в монастырях подтверждают два сохранившихся напрестольных креста 1603 и 1667 годов из Снетогорского монастыря (Псковский музей), детали которых вылиты по одной форме.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010