Социальное служение [ править править код ] Древней основой социального служения монастыря является исполнение заповеди Христа Бога о милосердии (Мф. 5:7). При Псково-Печерском монастыре работает Дом милосердия для престарелых тружеников обители. Социальная служба при монастыре ежедневно выдает до 100 обедов нуждающимся. Рассматриваются и выполняются более 300 социальных прошений ежегодно. На дому социальными работниками монастыря обслуживаются несколько престарелых человек. Духовно-просветительское служение [ править править код ] Чудесная помощь от святых икон Божией Матери и живое утешительное с рассуждением о добре и зле слово старцев издревле привлекает паломников в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Паломники узнают в обители о Христе Распятом и Воскресшем ради нашего спасения и становятся более внимательными к своей духовной жизни. Упомянутое выше - основа духовно-просветительского служения Псково-Печерской обители. Затем, начиная с Преподобномученика Корнилия в XVI веке в монастыре создана библиотека, монастырскими миссионерами вне монастыря строились храмы для местных жителей по берегам Псковского и Чудского озер. В настоящее время духовно-просветительские традиции продолжаются: строятся храмы, старцы беседуют с паломниками, проводятся духовно-просветительские Православные Корнилиевские чтения, через Интернет дается духовно-просветительская информация, издаются книги… Молебен перед чудотворным образом Божией Матери «Умиление» Псково-Печерским в День города Печоры на Соборной площади. 11 августа 2012 года Скиты и подворья Псково-Печерского монастыря [ править править код ] С древних времен скиты Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря были духовно-просветительскими центрами вокруг обители. В настоящее время Псково-Печерский монастырь имеет Приозерный (1998 г.), Мальской (2000 г.) и Иверский (2009 г.) скиты. Во всех скитах монастыря совершается в определенные дни Богослужение, что является духовной основой для местного населения. В Мальском скиту ведутся многолетние археологические раскопки и реставрационные работы.

http://azbyka.ru/palomnik/Фотопаломничес...

Один христолюбивый мирянин хотел сделать для церкви Деисус и две местных иконы. Он поручил двум инокам печерским договориться о сем деле с Алимпием. Иноки несколько раз брали деньги с него, но удерживали их у себя, не говоря Алимпию, и наконец объявили, что Алимпий не хочет писать икон. Заказывавший пошел жаловаться к игумену. Алимпий говорил, что он и не слыхал о сем поручении. Послали за досками, на которых должны быть написаны иконы. Они явились написанными чудным образом. Благодать божественная вскоре прославила сии иконы. Случился пожар, сгорела и церковь , где были сии иконы, но они обретены совершенно невредимыми. Князь Владимир Мономах был свидетелем сего чуда. Одну икону, изображающую пресв. Богородицу, он взял и перенес в Ростов, где она прославилась чудесами и доселе пребывает в ростовском Успенском соборе, известная под именем Владимирской. Празднование Псковопечерской иконе Богородицы Псковопечерская икона Успения Богородицы явлена в 1473 году, исцелением слепой жены, и пребывает в Псковопечерском монастыре, основанном при заштатном городе Печерах, в 56 верстах от Пскова. От явления иконы над древнею пещерою и город и монастырь и икона получили свое имя. Явленная икона прославилась многими чудесами, в память коих установлен праздник 15-го августа. В 1521 году, псковскими купцами Василием и Феодором пожертвована в Печерский монастырь новая икона Успения Богородицы-умиление, прославившаяся с 1524 года чудотворениями. Но обе иконы прославились особливо во время нашествия на Псков и на Печерский монастырь Стефана Батория, короля польского, в 1581 году. В 27 день августа этого года, по сказанию псковской летописи, некоему благочестивому мужу Дорофею было явление и откровение от Матери Божией о будущем нападении на город со стороны угла крепости при Покровском монастыре. Почему Печерского монастыря игумен Тихон, еще до осады вызванный в город с чудотворными печерскою и умиления Богородицы иконами Печерского монастыря, начал, по повелению царя и епископа, совершать крестные хождения с сими иконами на помянутое место.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

День освящения храма был избран — 29 июня, день ангела графа Петра Христиановича Витгенштейна. Освящение храма совершено в назначенный день Архиепископом Псковским Мефодием вторым, именно 29 июня 1827 года. Сооружение обелиска, назначенное в новом храме, по плану Высочайше утвержденному, отменено, согласно с желанием графа Витгенштейна. Вместо обелиска сделаны и поставлены в храме две медные доски, посеребренные через огонь и местами позолоченные, с надписанием имен, доставленных к Печерскому архимандриту в ведомости, как из дела видно, при отношении инспекторского Департамента Главного штаба Его Императорского Величества от 30 августа 1825 года. Общий счет всей суммы, издержанной на постройку Михайло-Архангельской церкви вместе с украшением чудотворной иконы Успения Божией Матери, простирается до 100000 рублей ассигнациями. Новоустроенный храм Псково-Печерского монастыря служит величественным памятником чудесного избавления Пскова от нашествия врагов в 1812 г. В память того же события и современно ему установлен и Высочайше утвержден крестный ход из Печерского монастыря в Псков, с 3-го по 15-е октября ежегодно. Михайловский собор, массивный, выполненный в классическом стиле, - крупнейшее здание в Псково-Печерском монастыре. Он стоит на высоком месте, в отличие от других построек обители, находящихся в " долу между гор " , поэтому из всех монастырских куполов только позолоченный купол, увенчанный большим крестом, можно заметить издали на подъездах к монастырю. У правого клироса под пышной сенью хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы " Умиление " (1524 года), одна из главных святынь Псково-Печерского монастыря. У левого клироса находится чтимая икона Божией Матери " Одигитрия " , что означает " Путеводительница " . В Михайловском соборе хранится великая святыня - десница, то есть правая рука святой мученицы Татианы, почитаемой во всем христианском мире и особенно - в России, где имя Татиана очень распространено. Многие паломницы, чьей Небесной покровительницей является святая мученица Татиана, специально приезжают в Псково-Печерскую обитель, чтобы приложиться к мощам своей святой, от которых происходит множество чудес.

http://sobory.ru/article/?object=01984

Древнейший из них — Успенский собор — ископан в горе, лишь северная, обращенная к монастырю стена сделана из камня. Здесь, в центральной части храма помещается главная святыня обители — древняя чудотворная икона Успения Богоматери (1521 г.). Иконостас (3-я четверть XVII в.) украшен резьбой; царские врата выполнены в виде ствола, обвитого виноградной лозой. Верхняя часть иконостаса — как бы ветви и листья, между которыми вместо цветов или плодов вставлены небольшие овальные иконы Божией Матери, апостолов и пророков. Возле глухой южной стены храма устроена глубокая ниша, в которой помещается рака с мощами преподобномученика Корнилия. В 1759 г. над соборной Успенской церковью, на месте монастырской «судебной палаты», был освящен  храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В дни престольного праздника Успения Божией Матери, когда небольшие храмы не могут вместить множества паломников, торжественное богослужение совершается под открытым небом, и тогда фасад Успенского и Покровского храмов служит иконостасом, площадь перед собором — амвоном, склоны холмов и крепостная стена — стенами храма, а куполом его становится небо. Также особым народным почитанием пользуются и другие древние чудотворные образы Божией Матери: «Умиление» (список с Владимирской иконы Богоматери) и «Одигитрия» (принесена из Смоленска), находящаяся в монастыре с XVII в. Казанская икона Божией Матери, резной образ святителя Николая («Никола Можайский») XVI в. из Никольского храма и многие другие иконы. Купола Успенского храма устроены по типу глав Киево-Печерской лавры (в стиле «украинского барокко»). Их пять — темно-синих с золотыми звездами. Купола расположены в одну линию на скате крыши, как бы спускаясь вниз, навстречу молящимся. Над входом в Успенский собор — большая Киево-Печерская икона Божией Матери с предстоящими Ей преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими, в их честь освящен придел собора, построенный в 1523 году и перестроенный в середине XVIII в. К востоку от Успенского собора стоит редкий для псковской архитектуры двухэтажный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Он был воздвигнут в 1541 г. при игумене Корнилии. К храму примыкает большая трапезная палата. В 1870 году в ней устроили алтарь, и она была освящена как храм в честь Сретения Господня.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1249479...

" Праздничный " колокол отлит в мае 1690 г. в самом монастыре. Сведения о его весе в надписи отсутствуют, но, судя по размерам, он - самый тяжелый на звоннице. Для размещения этого колокола ширина второго пролета звонницы оказалась недостаточной, из-за чего мастерам пришлось растесать ее столбы. Колокол изготовлен псковским мастером Федором Клементьевым и является единственным сохранившимся и, быть может, лучшим образцом его работы. Четкость линий и легкость формы колокола сочетаются с изящным декором в виде двух орнаментальных поясов и двух строк рельефной надписи, выполненной строгим уставом с элементами вязи. В его верхней части изображен голгофский крест, справа и слева от которого вылиты иконы " Спас Нерукотворный " и " Умиление " . " Полиелейный " колокол 21 мая 1558 г. - повелением игумена Печерского монастыря Корнилия - изготовили псковские литейные мастера Кузьма Васильев и Логин Семенов. Это второй по величине колокол на Большой звоннице. Хотя вес " Полиелейного " в надписи не указан, по данным псковской летописи он составляет около 161 пуда. Колокол украшен двумя лентами особого, так называемого " звериного " орнамента, который представляет собой завитки, образованные жгутиками и вьющимися растениями, с включенными в них фигурками различных зверей и птиц (львов, барсов, оленей, двухглавых орлов, грифов и др.). " Часовой " ( " Вседневный " ) колокол отлит 14 февраля 1765 г., в Москве, на заводе Дмитрия Пирогова; вес его 111 пудов (1818,2 кг). Одновременно с ним изготовили еще один средний колокол, входящий в группу " Переборов " . Эта небольшая коллекция памятников московского литья уникальна. Декор и в особенности надпись на " Часовом " колоколе значительно отличаются по стилю оформления от двух других больших колоколов. Помимо обычных указаний места предназначения колокола, веса и времени его изготовления, на нем содержатся тексты тропаря и кондака на Успение Богородицы. Верхний пролет звонницы, где сейчас находится " Часовой " колокол, выстроен в XVII в. или не позднее конца XVII в. Судя по конструкции, размерам и местоположению, строительство велось для какого-то конкретного и не слишком большого колокола (а может быть для нескольких колоколов). Скорее всего, в новом пролете предполагалось поместить сигнальный колокол (может быть, старый " Часовой " - " большой боевой " , как описывают его документы XVII в., или какой-то благовестник). После 1765 г. его сменил нынешний " Вседневный " колокол, изготовленный Дмитрием Пироговым, взявший на себя и функцию часового. Все три больших колокола подвешены на вращающихся осях. В них звонят, раскачивая с помощью специальных шестов, называемых очепами. Этот древнерусский способ звона XVI-XVII вв. сохранился сейчас только в Печерском монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=01980

М.» в Толгском м. Яросл. г. Именно к этому типу «Умиления» относится чудотворная икона Псковского Печерского монастыря. К сожалению, икона эта, потемневшая от времени, как и другие, не поддается фотографическим снимкам, и все опыты оказались в данном случае неудачными. Икона эта находится сзади правого клироса, в монастырском соборе. По композиции замечательно близка к Владимирской Б. М. и отчасти по типу, представляющему тот же особенно длинный и тонкий нос, но овал лица Б. М. несравненно шире. Образцом разнообразия в переводах может служить сравнение замечательной иконы «Умиления» в Русском Музее С.-Петербурга приписываемой (обычно) Андрею Рублеву и перевода, приписанного в старину тому же Рублеву (рис. 127 и 128). В описи Московского Успенского собора, составленной в начале XVII века, как было уже нами сказано, насчитываем 13 образов Богоматери «Умиления», особенное представление которой заключалось, очевидно только в умиленном настроении Матери и Сына. Мать не смотрит на молебщика, но на Сына, обнимающего ее обеими руками, или даже прильнувшего к ней своими устами. Иногда Младенец сидит на левой руке, иногда на правой, как во Владимирской иконе, которая может почитаться руководящей в этом ряду. Так, нельзя не обратить внимания на малый размер этой последней иконы: если иконы Одигитрии были чаще всего «местными» образами, то эта икона по своему характеру, прежде всего, есть молебная, домовая икона, и отсюда объясняется ее сердечное настроение. Замечательно, что, несмотря на понятные отклонения, иконы «Умиления» и вообще отличаются меньшими размерами и, для придания им должного величия в церкви, должны быть помещаемы в особых киотах, поставляемы на подножиях («иконостасах») или устраиваемы в монументальных нишах и пр. На таблице 112, рис. 199 в «Материалах» издана икона Б. М. Умиления замечательного письма, хотя слабая по рисунку. Б. М. изображена здесь в красно-коричневом мафории с зеленым подбоем и в зеленом же чепце; Младенец в красно-коричневом хитоне, покрытом мельчайшей, золотою штриховкою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

1 июня 1587 г. псковский воевода боярин Никита Романович Трубецкой сделал запрос печерскому игум. Мелетию о чудесах от иконы «Успение». В ответ было составлено сказание о чудесах от икон «Успение» и «Умиление», в начале к-рого сообщается о чудесном покровительстве Богородицы осажденному Баторием городу и об установлении крестного хода; далее приводятся чудеса от этих икон. 1-е чудо - исцеление во время крестного хода 28 мая 1587 г. «вдовы Марии», ослепшей в 1584 г. Чудеса (большинство - исцеления от слепоты) совершаются в основном по молитвам либо «Пречистой Богородице» (без названия икон), либо в дни праздников, а также на литургии и «на молебном пении». Сказания о чудесах от икон, так же как и о Псково-Печерском мон-ре, повествующие о заступничестве Богородицы, основаны на сказаниях о древней чудотворной В. и. В них сообщается об иконе, носимой с крестным ходом, о создании ее «некиим любезным Богу иконописцем, священноиноком Арсением Хитрошем», указываются ее размер и местонахождение: ««локотница большая», в ту же меру, что «Владимирская» на Москве, стоит в алтаре за престолом; обложена серебром» (Летопись Псково-Печерского мон-ря/Сост. Ю. Г. Малков. М., 1993. С. 46, 159). В описи 1586 г. значится только одна чудотворная икона - «Успение, в чудесах». Богородичных В. и. в этой описи названо 2: 1-я - «локотница обложена басмы серебряны, венцы с камышки хрустали», с приложенными к ней 9 крестами и «воротными» иконами; 2-я - образ в богатом серебряном окладе, на к-ром «по сторонам и внизу праздники Господские и Святых», с «прикладом» из 15 панагий и 3 крестов, с пеленой - вклад Игнатия Блудова (с окладом), с приложенной монастырской «кузнью». Первая икона может быть отождествлена с чудотворным образом «Умиление Владимирская». В описи 1652 г. обе иконы названы «Умиление». 1-я - образ «чудотворный местный», в киоте, в богатом серебряном окладе с «прикладом» и лицевой пеленой - «данье» царицы Евдокии Лукьяновны Стрешневой. 2-я - «Умиление в житии и с Господскими праздниками», в богатом окладе. В XIX в. чудотворная икона «Умиление», в украшенном камнями и жемчугом окладе, зимой стояла в иконостасе ц. Успения Богородицы, летом - в храме арх. Михаила.

http://pravenc.ru/text/154962.html

Умиление (третья), явилась юродивому Тимофею 1563г., Июня 17, в Псковской епархии, где и основан был в 1569г. Святогорский мужской монастырь; в церкви Любитовского погоста, Псковской епархии; в Полтаве, в Сретенской церкви; в Дивеевском женском монастыре, Нижегородской епархии, пред этой последней иконой на коленях скончался преподобный Серафим Саровский чудотворец (1833г.). Умиление, что на Чёрных горах (в Красногорском монастыре?). Умягчение злых сердец. Богоматерь стоит на облаке, с семью воткнутыми в сердце мечами. Иногда изображается с Христом (умершим) на коленях. Празднование в неделю Всех Святых. Усвятская, см. Цезарская. Услышательница, на Афоне, в Зографе, в алтаре; от неё был глас святому Косьме о пути ко спасению; празднование 22 Сентября. Успение, см. Владимирская-Ростовская, Гербовецкая, Далматская, Киево-Печерская, Овиновская, Псково-Печерская, Пюхтицкая, Седмигородная, Тупичевская, Яхромская. Успение, в Москве, в Успенском соборе две; в Аносиной Глебовской пустыни, Звенигородского уезда, Московской епархии; во Флорищевой пустыни, Владимирской, епархии в г., Шуе, 1567г.; в Михайловском погосте, Великолуцкого уезда, Псковской епархии. Устьнедумская, 1603г. 28 Июля, в Сольвычегодского уезда, Вологодской епархии. Устюженская-Смоленская, в Устюжине, Новгородской епархии. Устюжская (Благовещение), 1290г., Июль 8, источала миро; празднование 25 Марта; в 1567г. перенесена в Москву, в Успенский собор; список в Устюге, Вологодской епархии (Кормчий. 1896г., Утоление печали, семейная икона графа Самойлова, прославлена чудотворениями в его доме в Москве, в конце XVIII в., пожертвована им в Одрин монастырь, Орловской епархии, где находится и ныне. Утоли моя печали, 1640 годов; Январь 25; в Шклове, Могилёвской епархии; в Москве; в церкви Чудотворца Николая на Пупышах, в приделе её имени; в церкви святого Тихона Амафунского, у Арбатских ворот; в церкви Петра и Павла, в Ново-Басманной; в церкви великомученика Никиты в Толмачах; в церкви Успения на Полянке; в скиту святого Иоанна Предтечи при Молченской Софрониевой пустыни (Церковные Ведомости 1893, В руках Спасителя свиток с надписью: «суд праведен судите, и милости и щедроты творите кийждо искреннему своему». Слева тропарь Богородице: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея»... (Русский Паломник 1891, с 561; Кормчий 1896,

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Поддубецкая . Подкаменецкая . Подлеская 234 . Подольская (в Успенской церк. г. Житомира). Пожайская 2 июл. 1477. Покров Пресв. Богородицы 235 1 окт. 392–394. Положение ризы Пресвятые Богородицы 2 июл. 243, 1512. Положение пояса Пресвятые Богородицы 31 авг. 385. Полонская Смоленская 236 28 июл. Полыньковая 237 20 апр. Помощь в родах 238 26 дек. Попская 239 12 янв. Портаитисса . – См. Иверская. Похвала Богородицы или Дионисиатская 240 в субботу 5-й седм. Вел. поста. Почаевская 8 снт. 1434, 1435, 1548. Предвозвестительница Акафистная. – См. Зографская Акафистная. Предвозвестительница Живоприятная. – См. Живоприятная. Предвозвестительница Костамонитская 241 1 авг. Предста Царица . – См. «Царь царем». Прежде рождества и по рождестве Дева 17 окт. 1486. Призри на смирение 242 16 снт. Прилуцкая . Прусиотисса 243 22 авг. Пряжевская 244 29 июня. 1472. Псково-Печерская Умиление 7 окт. 1523. Псково-Покровская 245 1 окт. Псковская Смоленская 246 28 июл. Псковская Чирская или Черская 16 июл. 269. Пугинская . Пустынская или Патриаршая. – См. Патриаршая. Путивльская 2 мая. 1474. Радость ангелов . Радость скорбящих или Всех скорбящих Радость. – См. Всех скорбящих Радость. Раменская Грузинская 22 авг. 1452. Раковская 247 24 июн. Ратьковская или Руденская 12 окт. 1468, 1531. Ревуцкая 248 Решневская 249 24 июн. Ржавская 250 24 мая. Ржевская . – См. Оковецкая. Римская или Лиддская 251 12 мрт. Рожецкая . 1520. Рождество Богородицы 8 снт. 349–351, 1426. Ростовская Владимирская. – См. Владимирская Ростовская. Ругодивская . Руденская . – См. Ратьковская. Рышновская . Репицкая 252 12 июн. Рядитенская 253 6 июл. Рязанская . – См. Муромская. Савинацкая (в православном мон. Савинаце, в Далматии, в заливе Бокторском). Сайданайская или Садданэйская 254 . Свирская 255 . Свенская Печерская 3 мая. 1516. Святогорская Одигитрия. – См. Одигитрия. Святогорская Умиление 19 мрт. 1523. Свято-Ильинская 256 10 мрт. Себежская (в с. Липках, Смолен. еп.). Седмигородная Успение 15 авг. 1432. Седмиезерная Смоленская 13 окт. 1453.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Крестный ход к часовне Предтеченской, где находится источник, совершается в пятницу Св. Пасхи из Михаило-Архангельской церкви, с чудотворными иконами Умиления и Одигитрии Божией Матери и с другими. Самое время его совершения указывает на церковное основание, – память о Живоносном источнике Влахернском. Из двух крестных ходов во Пскове, один совершается на седьмой неделе по Пасхе. Этот ход окончательно установлен Преосвященным Геннадием, Епископом Псковским и Изборским, ещё в 1601 году, в память избавления Пскова в 1581 году, силою святыни Печерского монастыря, из которого были принесены во Псков две чудотворные иконы – Успения и Умиления Божией Матери и медная хоругвь, в то время, как Баторий осаждал этот город. Главною иконою в этом крестном ходе бывает чудотворная икона Умиления Божией Матери, называемая Владимирскою, которой празднование положено, по святцам церковным, 21 Мая. По пасхалии можно видеть, что в 1601 году, когда составлен чин крестохождения, Пасха была 7 Апреля, и 21 число Мая приходилось во вторник седьмой недели по Пасхе. Почему в чине и назначен для крестного хода около Пскова с Печерскою иконою, именуемою Владимирскою, не иной день, а именно вторник седьмой недели по Пасхе. В другие годы, конечно, не приходится это число Мая на вторник седьмой недели, но чин крестного хода, утвержденный Геннадием, не изменяется. Другой крестный ход в город Псков совершается, с 3 по 29 Октября. Он установлен в 1812 году, по случаю нашествия Французов на Россию, и навсегда Высочайше утверждён 29 Апреля 1813 года, в память избавления Псковской страны от нахождения врагов. Обратное шествие в монастырь сего крестного хода, с 1880 года, совершается через город Остров. Для этого хода поднимается чудотворная икона Успения Божией Матери, храмовая из Успенского собора, и предварительно переносится в Михаило-Архангельский собор, из которого совершается ход во Псков, вместе с другими чудотворными и не чудотворными иконами. Пред литургиею, до начала хода, отправляется настоятелем с братиею, в Архангельском храме, соборне большая панихида, на которой поминаются православные воины, положившие живот свой в сражениях с Галлами. Нельзя не умиляться духом, слыша такое поминовение в храме, созданном на пожертвования христолюбивых воинов, из благодарности к Заступнице живых и мертвых. Во Пскове с Печерскими иконами совершается крестный ход вокруг города 7 Октября, а в Острове 17 числа. В 1812 году жители Пскова 7 числа Октября почти с теми же самыми иконами совершали крестный ход, вокруг всего города и Русские воины, под начальством Графа Витгенштейна в это же самое время вытеснили врагов из Полоцка и тем спасли и Псков, и г. Остров.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010