Благовернаго князя Владимира Ярославича Новгородскаго, чудотворца (1052). Преподобных Елладия и Онисима Печерских, в Ближних пещерах (XII–XIII). Преподобных Аммона странника (XIII) и Пиора (XIII) затворника, Печерских, в Дальних пещерах. Мучеников Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона (III). Священномученика Петра Капетолийскаго (III–IV). Мучениц Домнины и дщерей ея Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки) (305–306). Преподобнаго Аммона (ок. 350). Преподобнаго Павла Препростаго (IV). Мученика Давикта (Адавкта) и дщери его Каллисфении (IV). Святителя Стефана Щиляновича (1515) (серб.). 5. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России, чудотворцев. Преподобных Дамиана пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085), прозорливых, Печерских, в Ближних пещерах. Преподобныя Харитины, княгини Литовския, в Новгороде подвизавшейся (1281). Священномученика Дионисия, епископа Александрийскаго (264–265). Мученицы Харитины (304). Мученицы Мамелхвы Персидския (ок. 344). Преподобнаго Григория Хандзойскаго (961) (груз.). 6. Святаго славнаго апостола Фомы (I). 7. Святых мучеников Сергия и Вакха (290–303). Преподобнаго Сергия Послушливаго, Печерскаго, в Ближних пещерах (ок. XIII). Преподобнаго Сергия Нуромскаго (Вологодскаго) (1412). Преподобнаго Мартиниана Белоезерскаго (обретение мощей, 1514). Мучеников Иулиана пресвитера и Кесария диакона (I). Мученицы Пелагии Тарсийския (290). Мученика Полихрония пресвитера (IV). Иконы Божия Матери Псково-Печерския, именуемыя «Умиление» (1524). 8. Преподобныя матере нашея Пелагии (457). Преподобнаго Досифея Верхнеостровскаго, Псковскаго (1482). Преподобнаго Трифона, архимандрита Вятскаго (1612). Преподобныя Таисии (I). Святыя Пелагии девицы (303). 9.Святаго апостола Иакова Алфеева (I). Преподобных Андроника и жены его Афанасии (V). Праведнаго Авраама праотца и племянника его Лота (2000 г. до Р. X.). Мучеников Еввентия (Иувентина) и Максима (361–363). Мученицы Поплин исповедницы, диаконисы Антиохийския (IV). Преподобнаго Петра Галатийскаго (IX). Праведнаго Стефана Сербскаго (1427).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1521 г. монастырю пожертвовали икону Успения Божией Матери псковские торговые люди Василий и Феодор, писанную живописцем Алексеем Малым. В 1571 г. по повелению Иоанна Грозного икона была украшена драгоценным окладом за счет казенных средств. Названная «Печерской», икона прославилась многочисленными чудотворениями, не раз спасая обитель от многочисленных вражеских нашествий и помогая людям в благодатных исцелениях, особенно от глазных болезней. Другой прославленной Печерской иконой стал список с Владимирского образа Пресвятой Богородицы, именуемый «Умиление». И этот образ явил бесчисленные чудеса и исцеления. Икона была принесена в монастырь в игуменство преподобного Корнилия, при котором Псково-Печерская обитель достигла своего настоящего расцвета. Будущий игумен родился в Пскове и отрочество провел в Мирожском монастыре. Будучи 28 лет, он принял игуменство в Печерах в 1529 г. и скоро своей строгой жизнью и подвижничеством поднял обитель на высокий духовный уровень. Преподобный Корнилий просвящал святым крещением племена эстов, для которых возвел несколько храмов на юге Эстляндии. В монастыре велась «Третья Псковская летопись», и им самим была написана «Повесть о начале Печерского монастыря» и одна из летописей. При нем активно заработали многие мастерские: иконописная, плотницкая, керамическая, была собрана богатая по тем временам библиотека. По повелению Иоанна Грозного вокруг монастыря, занимавшего стратегически важное положение, начинается сооружение мощной крепостной стены, общая длина которой составила 726 м при толщине 2 м. В 1541 г. в обители возводится редкая для псковской архитектуры 2этажная Благовещенская церковь, а для стрельцов, несших службу в монастыре, – надвратная Никольская церковь. Преподобный Корнилий отличался мудростью и образованностью, всегда отстаивал Божию правду. Бывший соратник грозного царя Андрей Курбский, не раз бывавший в обители и переписывавшийся с игуменом, так отзывался о нем: «Корнилий – муж святой и во преподобии мног и славен, ибо от мудрости своей во мнишеских трудах провозсиял».

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

В 60-70-х гг. XX в. в монастырской иконописной мастерской под рук. и при участии наместника мон-ря архим. Алипия (Воронова) , а затем его учениками были созданы многочисленные иконы с образом К. Возможно, иконография преподобного и творческие варианты композиций возникли под влиянием произведений мон. Иулиании (Соколовой) , которая разрабатывала тему рус. святых в годы пребывания о. Алипия в ТСЛ. В группе Псковских чудотворцев К. изображен на ее иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239). Сохранились карандашные эскизы мон. Иулиании кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. к этой работе, включающие и образ К. с непокрытой головой (Иконописец мон. Иулиания. М., 2012. С. 93). Извод часто повторяется совр. иконописцами, в т. ч. псковскими (образ из собора арх. Михаила Псково-Печерского мон-ря, написанный по благословению архим. Тихона (Секретарёва)). Единоличная аналойная икона К. 60-80-х гг. XX в. находится в монастырском соборе арх. Михаила. В сложных по содержанию многофигурных композициях этого времени образ К. узнаваем благодаря сложившемуся иконографическому типу: святой в схиме держит посох в руке. Т. о. К. изображен в рост вполоборота вправо на левой створке большого складня с образом Псково-Печерской Божией Матери «Умиление» в среднике (на правой створке - прп. Сергий Радонежский), находящегося на юж. стене Успенского собора (возможно, работа архим. Алипия). Среди Псково-Печерских подвижников К. написан на монастырских иконах, где в нижнем регистре использована иконография образа кон. XIX в. из пещерной галереи. Преподобные предстоят иконе Успения Пресв. Богородицы на фоне пейзажа с Успенской ц. и крепостными башнями мон-ря в их совр. виде. К., 1-й от центра в правой части, изображен вполоборота влево, правой рукой благословляет, в левой - четки и игуменский посох. У святого окладистая, слегка суженная книзу седая борода до середины груди. На подобной иконе из Успенского храма, названной «Собор святых Псково-Печерского монастыря», К. изображен на том же месте. Как и др. подвижники, он обращен к образу Покрова Пресв. Богородицы во славе, окруженной ангельскими силами и небесными покровителями престолов обители; композицию венчает образ Св. Троицы (ветхозаветной).

http://pravenc.ru/text/2458689.html

В Благовещенском монастыре в Нежине Черниговской губ. (ныне Черниговской обл.) (празд. 9 окт.). По преданию, ее написал Рафаил (Заборовский), митр. Киевский и Галицкий, в бытность епископом Псковским и Нарвским (1725-1731; сведений о том, что митрополит писал иконы не сохр.). Икона в XIX в. находилась в Благовещенском храме над царскими вратами и ее опускали к верующим по образцу чудотворной Киево-Печерской иконы «Успение Пресв. Богородицы»; в кон. XIX в. она лежала на аналое пред царскими вратами, по субботам перед ней читали Акафист. Ни в одном из ранних описаний монастыря этот образ не упоминается (ИРИ. Т. 3. С. 361-377; Чернов И. Краткая история построения Нежинского Благовещенского мон-ря, называемого Богородичным Назаретом. М., 1815. С. 1-85); нет сведений и в кратких описаниях обители ( Зверинский. Т. 2. 637. С. 67-68; Денисов. С. 910), хотя в них и говорится о знаменательных иконах, в т. ч. об «Успении Пресв. Богородицы», писанном в Риме в 1435 (1400) г. Первое известие об иконе встречается в описании мон-ря 1843 г., где среди проч. украшенных ризами икон в Благовещенском соборе (восстановлен после пожара в 1805) сказано о «замечательном образе Богоматери Корсунском, написанном Киевским митр. Рафаилом Заборовским» ( Кулжинский. 1843). В совр. публикациях о мон-ре дополнений к информации кон. XIX-XX в. нет. На воспроизведении иконы нач. XX в. представлен извод К. и. типа «Умиление», близкий к изводу Касперовской иконы Божией Матери (см.: [Василий (Богоявленский), еп.] Картины церковной жизни Черниговской епархии из IX-bekoboй ее истории. К., 1911. Ил. на с. 130). Лит.: [Кулжинский И. Г.] Нежинский Благовещенский мон-рь, называемый Назарет Пресв. Богородицы. М., 1843. С. 21-22; Филарет (Гумилевский), архиеп. Нежинский муж. мон-рь//Черниговские ЕИзв. 1861. 7. С. 361; Белоусович Л. Нежинский Благовещенский 2-кл. мон-рь, называемый «Назарет» Пресв. Богородицы//Там же. 1867. 22. С. 830; Сребницкий И. Нежин//Гимназия высших наук и лицей кн. Безбородко. СПб., 18812. С. 24.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

В богоспасаемом же граде Пскове государевы бояре и воеводы, и все воины и псковичи, и весь христианский освященный собор, церковного кормила правители, слышали, во-первых, что уже приближаются к граду Пскову; во-вторых, что хочет король поглотить их живыми, как лев свирепый. Благочестиво посоветовавшись, государевы бояре и воеводы с печерским игуменом Тихоном и с протопопом Лукою и со всем священным собором обходят вокруг всего града Пскова с честными крестами и святыми чудотворными иконами и со святыми чудотворными мощами благоверного великого князя Гавриила-Всеволода, псковского чудотворца, и с другими многими святынями, умиленно и по чину совершая молебны к Богу. За ними шествовал псковский народ – мужи и жены с малыми младенцами, с плачем и рыданием молясь об избавлении града Пскова. И все вместе, как любящие братья, священнический чин и воинский, и все мужчины и женщины, от мала и до велика, непрестанно с мудрой смиренностью и братской любовью в сердцах своих Бога молили и в смиренной мудрости находили утешение. Не мнили о себе высоко, не возносились горделиво в сердцах своих, не хвастались надеждами своими, но только все вместе и сердцем и устами повторяли: «Надежда наша и упование, Живоначальная и Неразделимая Троица; стена наша, и защита, и покров, Пренепорочная Богородица; помощники наши и молебщики за нас Богу, все святые избранники Божии, первый среди них – воевода, великий начальник ликов ангельских, архангел Михаил со всеми святыми небесными силами». С такими словами и богомудрыми мыслями в богоспасаемом граде Пскове готовились к осаде. Благодать Божия и упование на всесильную помощь Бога зародили в сердцах всех стремление к подвигу; лед отчаяния и безнадежности не коснулся ни единого в Пскове, огонь же благодати Христовой зажег сердца всех жаждой подвига, вера в благородное дело – умереть за веру христианскую – сделала тела их тверже алмаза. И так по благодати Христовой каждый, согласно своему положению, неустанно и без всяких сомнений готовился к подвигу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах (не исключая и последнюю — Великую Отечественную войну) русские войска неизменно брали с собой иконы Божией Матери — Казанскую, Смоленскую, Донскую. И всегда страна наша ощущала помощь Заступницы Усердной рода христианского. Три раза в году совершается празднование Владимирской иконе в благодарность за избавление ее помощью нашего Отечества от врага. Церковь вспоминает эти события 21 мая, 23 июня и 26 августа. А псковская земля особенно отмечает еще и день 7 октября, когда чудотворный Псково–Печерский образ «Умиление», находящийся в нашей святой обители, оградил Псков и псковскую землю от посягательства иноверцев. Икона эта неоднократно спасала и Псков, и обитель нашу от различных врагов, желающих завладеть искони Русской землей. Смоленская икона Божией Матери («Одигитрия» или Путеводительница) была привезена в XII веке в Смоленск. Тогда совершилось возвращение Российской державе города, сто десять лет пребывавшего под властью литовских князей. В XIII веке Феодоровская икона спасла Кострому от нашествия татар. Князь Василий велел нести сей образ во главе своего войска. Яркие лучи, исходящие от святой иконы, ослепили врагов, и нашествие было разгромлено. Прославилась она и во время стихийных бедствий, моровых язв, чумы и холеры, распространявшихся в народе. Неисчислимые чудодеяния происходили по всей стране нашей от списков с чудотворных икон Божией Матери — Феодоровской, Боголюбской и Смоленской, приносимых в места, охваченные поветрием страшных болезней. И особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери «Державная». Это произошло в год отречения от престола последнего русского императора, 2 марта 1917 года, в селе Коломенском под Москвой. В руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И сказала Она, что отныне Сама будет охранять Россию. И теперь в России царство не от мира сего, теперь вместо царя правит страной Матерь Божия. И мы с вами ощущаем на себе Ее державный Покров и заботу о русском народе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Доводилось слышать рассказы, что иностранцы, особенно англичане, проживающие на этом острове для пользования его хорошим климатом, оказывают крайнюю, не всегда почтительную любознательность к мощам святителя и что даже от этого на нетленном лике является выражение какой-то скорби. Из мощей, в России почивающих, особенно жизненны во Владимире мощи юного князя Глеба, сына святого благоверного князя Андрея Боголюбского. Он умер за несколько дней до мученической кончины своего отца, и мощи его пролежали в земле до обретения много веков. Все тело князя сохранилось как у живого, рука свободно гнется. Передают о такой же жизненности мощей святителя Феодосия Угличского. Присутствовавший при переоблачении его покойный праведный епископ Черниговский Антоний передавал мне, что, когда при переоблачении нажали на грудь, это нажатие, как у живого человека, отдалось в ногах. Наиболее чтимыми мощами в России являются мощи великих русских иноков Антония и Феодосия Киево-Печерских с великой ратью их сподвижников и последователей в Ближних и Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, преподобного Сергия Радонежского в созданной им Троице-Сергиевской лавре под Москвой, святителей Московских в Успенском соборе, святителей и князей Новгородских в древней Новгородской Софии, князя Гавриила-Всеволода в псковском Троицком соборе, преподобного Тихона Калужского в Тихоновой калужской пустыни, также и мощи новых чудотворцев Русской земли, открытые в течение последнего века, — Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Феодосия Черниговского, Серафима Саровского, Иоасафа Белгородского. Мир верующих жадно ищет доказательств своей веры в бессмертие и с особым умилением и усердием подходит к ракам людей, восторжествовавших над смертью и лежащих в этих раках, как к громким проповедникам бессмертия и вечности. Сколько дум, сколько чувств навевают на вас узкие, низкие, глубоко ушедшие в землю пещеры Киево-Печерской лавры с небольшими углублениями, в которых помещены в простых раках нетленные мощи здесь в тяжелом подвиге трудившихся и здесь упокоившихся праведников.

http://pravoslavie.ru/2261.html

Защитники мужественно устремились в пролом и крепко отражали врагов; даже женщины вмешивались в сражение, иные приносили жаждущим воинам воды, другие подавали оружие, многие сами бросали на врагов камни и со стен лили на них горячую воду. В это время защитники поставили большое псковское орудие у церкви Похвалы Богородицы и употребили его на поражение неприятеля. Сражение с обеих сторон было жаркое, долговременное и упорное. К ночи 8 сентября враги были вытеснены из пролома и в беспорядке прогнаны в поле, где на бегу поражаемы были народом и многие взяты в плен. Воеводы сказали ратникам и народу: «Миновал для нас первый день трудов, мужества, плача и веселия! Совершим, как мы начали!.. Исполним клятвенный обет, не изменим Церкви и царю ни робостию, ни малодушным отчаянием». Воины и народ отвечали со слезами умиления: «Мы готовы умереть за веру Христову! Как начали, так и совершим с Богом без всякой хитрости!» И тут же все обещались построить близ Покровской церкви новую – в честь Рождества Богородицы. Осада продолжалась, но продолжались и крестные ходы ежедневно на стены города с чудотворною Печерского иконою Богородицы. Наконец Баторий отступил от стен Пскова, но, желая чем-нибудь ободрить рать свою и потешить корыстолюбивых наёмников, вознамерился взять Печерский монастырь. Там было, кроме иноков, до 200 или 300 воинов. Осада началась 5 ноября, и скоро сделан был пролом в стене; но монахи вынесли на пролом чудотворную икону Успения Богородицы, и нападение было отбито. Вскоре опять был приступ, но и он отбит чудесною помощью Заступницы Небесной. С того времени многочисленная рать неприятельская сражалась более всего с холодом. Царь Иоанн Васильевич обложил чудотворную икону Псково-Печерскую золотом и устроил для неё серебряный киот. Псково-печерские монахи в воспоминание избавления своего от Батория дали обещание ежегодно ходить в Псков с иконою в седьмую неделю по Пасхе. Кроме этого ежегодного приношения чудотворной иконы из монастыря в Псков, бывали иногда и временные пришествия её при народных бедствиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Игумен Успенской обители преподобный Паисий, согласно с завещанием князя Георгия, около 1449 года ездил в Москву с копией Овиновской иконы Богоматери для того, чтобы просить великого князя о покровительстве своей обители. Паисий был торжественно встречен князем, митрополитом и народом, вышедшими крестным ходом, и без особых затруднений получил нужную для монастыря грамоту. За привоз копии Овиновской иконы Успения Богоматери Паисию было оказано даже особое уважение: он был провожден из Москвы до самой обители двумя архимандритами. Впоследствии его возвели в сан архимандрита Успенской обители, а после его смерти монастырь стал именоваться, наряду с прежним названием, еще и Паисиевской обителью. В ней, как было уже упомянуто, и находится до настоящего времени чудотворная Овиновская икона Богородицы. Икона Успения Псково-Печерская К западу от Пскова, в 56 верстах по Лифляндской дороге, на границе Лифляндии, расположен небольшой город Печеры с монастырем, также называемым Печерским. Как город, так и монастырь получили свое наименование от находящейся в горе древней пещеры, которая неизвестно когда и кем выкопана. Эта пещера случайно была открыта в XV веке одним крестьянином, рубившим дрова на горе. Через некоторое время после этого пришел туда священник, по имени Иоанн, и выкопал в горе церковь. С благословения Новгородского архиепископа Феофила эта церковь была освящена во имя Успения Божией Матери. После того, как церковь была освящена, от храмовой иконы Успения Богородицы получила исцеление одна женщина. Икона эта с тех пор стала известна под именем Успения Псково-Печерской. Первое чудесное исцеление от Псково-Печерского образа произошло в 1473 году. Священник Иоанн вскоре принял монашество с именем Ионы и положил основание обители. Она в начале состояла всего только из двух или трех старцев-подвижников. Около 1521 года два псковских купца, Василий и Феодор, написали и принесли в Печерскую обитель другую икону Богоматери «Умиление», прославившуюся в 1524 году чудесами исцелений. Свидетелями этих чудес, как говорит летописец, были весь город Псков и Великий Новгород.

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

Икона (не сохр.) находилась в особом киоте. К ризе были прикреплены 2 креста-мощевика. Один, с частицами мощей прп. Сергия Радонежского, подаренный московской жительницей М. К. Прохоровой, находился рядом с изображением этого святого на иконе. Другой, с мощами киево-печерских чудотворцев и частицей Животворящего Креста, был подарен еп. Иларионом, этим крестом его благословил митр. Киевский Филофей. По субботам до литургии перед иконой в соборе читался акафист. Лит.: Уралов Н. 24-е окт. в Полтавском кафедр. Успенском соборе//Полтавские ЕВ. 1892. Ч. неофиц. 23. С. 903-911; Ляпидевский П. С. , прот. Чудесное исцеление от иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» Преосв. Иллариона, Еп. Полтавского и Переяславского//Кормчий. 1893. 8. С. 111-112; Храм Богоматери «Всех скорбящих Радости», что на Ордынке, в Москве. М., 19064. С. 20-21. В Пскове Икона находилась в ц. во имя прп. Варлаама Хутынского на Званице (перенесена туда из неизв. упраздненного храма). Написана до 1764 г. (год, указанный на ее 1-м серебряном окладе). До прославления была на хорах, позднее перенесена в особую часовню в сев. части церковного притвора, где была в любое время доступна для молящихся. 1-е известное чудо от иконы - исцеление псковского архиеп. Мефодия II (Пишнячевского; 1825-1837) от болезни глаз. В 1863 г. излечился немой от рождения приемыш купца А. П. Ивершина Михаил. Выписки из офиц. расследования этого исцеления хранились в церковном архиве. Икона (146,5 ´ 102,5 см; не сохр.) относилась к типу «Умиление и посещение в беде страждущим» (без Младенца, с царским жезлом в правой руке). Особенностью было изображение цветущей ветви в левой руке Богоматери. Икона неоднократно поновлялась, в последний раз учителем рисования А. С. Бириным при устройстве в 1885 г. нового оклада. За время бытования последовательно имела 3 серебряных оклада: 1764 г. с дополнениями 1819 г., 1850 г. работы мастера Федора Нюрнберха и 1885 г. мастера Петра Матвеева. В благодарность за исцеления была украшена множеством серебряных вотивных привесов, среди к-рых был дар архиеп. Мефодия - подвеска в виде глаза. Нижняя часть иконы ко 2-й пол. XIX в. оказалась опиленной, в связи с чем возникла легенда о священнике, допустившем подобную порчу, к-рый в наказание вскоре заболел и умер.

http://pravenc.ru/text/155562.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010