Приграничное положение обители оставалось опасным. В середине XVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого Ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь постепенно становится не только местом духовным и просветительским центром, но и мощной крепостью. В 1581 году стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу. Разгневанный король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенского храма, куда тотчас устремился неприятельский отряд. Тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню — древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены. Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: «Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех: одни говорят, что место заколдовано, другие — что место свято, но, во всяком случае, подвиги монахов достойны удивления». Чудотворные иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление» были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за пять месяцев осады неприятель более тридцати раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял. В память о чудесном избавлении благодарные печеряне каждый год в 7-ю неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой «Умиление» в Псков. В 1998 г. традиция крестного хода была возобновлена (теперь крестный ход следует с иконой внутри обители — из Успенского в Михайловский храм и обратно).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1249479...

Особенности путешествия Два раза в день из Пскова до деревни Большая Толба ходит автобус. Оттуда до островов добираются водным путем (на лодке или катере), по предварительной договоренности с отцом Сергием по электронной почте: denmikbox@mail.ru . Подробнее... Святыни Псковской области [ править править код ] ПСКОВ. Кафедральный Троицкий собор: мощи благ. кн. Довмонт-Тимофей и Всеволод-Гавриил Псковские, прмч. Иоасаф Снетогорский, блаж. Николай Саллос (части мощей в общей раке), оригиналы «Чирской» («Псковской») и «Псково-Покровской» икон Божией Матери, икона муч. Пантелеимона Целителя. Александро-Невский храм: «Сурдегская» икона Божией Матери. Д. ОЗЕРА, Гдовского района. Покровский храм: мощи преп. Иларион Гдовский (XV в.). С. ЕЛИЗАРОВО, Псковского района. Спасо-Елеазаров женский монастырь: икона «Спас Елеазаровский», «Феодоровская» икона Божией Матери. Д. ОСТРОВ ЗАЛИТ (о. Залит (Талабск) на Псковском озере). Кладбище: чтимая могила прот. Николая Гурьянова. Д. ОСТРОВ ИМ. БЕЛОВА (о. им. Белова (Верхний) на Псковском озере). Петропавловский храм: мощи преп. Досифей Верхнеостровский (XV в.). КРЫПЕЦКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Псковский район; к востоку от д. Тупицы): мощи преп. Савва (XV в.) и Корнилий (XIX в.) Крыпецкие. П. ИЗБОРСК, Печорского района. Храм Рождества Богородицы: мощи преп. Серапион Изборский (XVI в.) (мощи под алтарем). Никольский храм: «Корсунская» икона Божией Матери. Д. МАЛЫ, Печорского района. Рождественский храм: мощи преп. Онуфрий Мальский (XVI в.) (мощи под алтарем), блаж. Матфей (не канонизирован; чтимая могила около храма). ПЕЧОРЫ. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь: мощи преп. Марк, Иона, Васса (XV в.), Корнилий (XVI в.), Лазарь (XIX в.) и Симеон (ХХ в.) Псково-Печерские, мц. Татиана (десница), иконы Божией Матери «Успение Пресвятой Богородицы – Псково-Печерская» и «Умиление-Псково-Печерская» (в алтаре), в пещерах – чтимые могилы митр. Вениамина (Федченкова) , архим. Алипия (Воронова) и Иоанна (Крестьянкина) , схииг. Саввы (Остапенко), иеросхимон. Михаила (Питкевича) и др. старцев.

http://azbyka.ru/palomnik/Псковская_обла...

В 1709 году накануне Полтавской битвы Петр молился со своим войском перед Казанской иконой, и им была одержана победа. В 1812 году этот же образ осенял русских воинов, отражавших нашествие французов. И именно 22 октября русские войска нанесли противнику первое крупное поражение. Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах (не исключая и последнюю Великую Отечественную войну) русские войска неизменно брали с собой иконы Божией Матери Казанской, Смоленской, Донской. И всегда страна наша ощущала помощь Заступницы Усердной рода христианского. Три раза в году совершается празднование Владимирской иконе в благодарность за избавление Ее помощью нашего Отечества от врага. Церковь вспоминает эти события 21 мая, 23 июня и 26 августа. А псковская земля особенно отмечает еще и день 7 октября, когда чудотворный образ Псково-Печерский " Умиление " , находящийся в нашей святой обители, оградил Псков и Псковскую землю от посягательства иноверцев. Икона эта неоднократно спасала и Псков и обитель нашу от различных врагов, искони желающих завладеть русской землей. Смоленская икона Божией Матери (она же " Одигитрия " или " Путеводительница " ) была привезена в XII веке в город Смоленск. Тогда совершилось возвращение Российской державе города, 110 лет пребывавшего под властью литовских князей. В XIII веке Феодоровская икона спасла город Кострому от нашествия татар. Князь Василий велел нести сей образ во главе своего войска. Яркие лучи, исходящие от святой иконы, ослепляли врагов, и нашествие было разгромлено. Прославилась она и во время стихийных бедствий, моровых язв, чумы и холеры, распространявшихся в народе. И особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери " Державная " . Это произошло в год отречения от престола последнего русского Императора. Явилась икона 2 марта одной крестьянке в селе Коломенском под Москвой. На иконе в руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И сказала Она, что отныне Сама будет охранять Россию. И теперь в России царство не от мира сего. Теперь вместо Царя руководит страной Матерь Божия. И мы с вами ощущаем на себе Ее Державный Покров и заботу о русском народе. Матерь Божия всегда защищала и миловала Русь, наказывала и вновь возвращала свою любовь людям, прошедшим ради грехов своих сквозь страдания, покаянием и страданием очистившим свои сердца.

http://zavet.ru/kalendar/bm/pokr-001.htm

Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах (не исключая и последнюю — Великую Отечественную войну) русские войс­ка неизменно брали с собой иконы Божией Ма­тери — Казанскую, Смоленскую, Донскую. И всегда страна наша ощущала помощь Заступ­ницы Усердной рода христианского. Три раза в году совершается празднование Владимирской иконе в благодарность за избав­ление ее помощью нашего Отечества от вра­га. Церковь вспоминает эти события 21 мая, 23 июня и 26 августа. А псковская земля особенно отмечает еще и день 7 октября, когда чудотворный Псково-Печерский образ «Умиление», находящийся в на­шей святой обители, оградил Псков и псковс­кую землю от посягательства иноверцев. Икона эта неоднократно спасала и Псков, и обитель нашу от различных врагов, желающих завладеть искони Русской землей. Смоленская икона Божией Матери («Одигитрия», или «Путеводительница») была при­везена в XII веке в Смоленск. Тогда соверши­лось возвращение Российской державе города, сто десять лет пребывавшего под властью ли­товских князей. В XIII веке Феодоровская икона спасла Ко­строму от нашествия татар. Князь Василий ве­лел нести сей образ во главе своего войска. Яр­кие лучи, исходящие от святой иконы, ослепили врагов, и нашествие было разгромлено. Про­славилась она и во время стихийных бедствий, моровых язв, чумы и холеры, распространявших­ся в народе. Неисчислимые чудодеяния происходили по всей стране нашей от списков с чудотворных икон Божией Матери — Феодоровской, Боголюбской и Смоленской, приносимых в места, охва­ченные поветрием страшных болезней. И особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери «Державная». Это про­изошло в год отречения от престола последнего русского императора, 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой. В руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И ска­зала Она, что отныне Сама будет охранять Рос­сию. И теперь в России царство не от мира сего, теперь вместо царя правит страной Матерь Бо-жия. И мы с вами ощущаем на себе Ее держав­ный Покров и заботу о русском народе.

http://pravoslavie.ru/put/031013145534.h...

Из проспекта «Храм святаго великомученика Георгия Победоносца Погоста Камно». Погост Камно церковь Святого Великомученика и Победоносца Георгия По местному преданию, недалеко от Камно находились владения княгини Ольги. Путешествуя по святым местам, здесь любил молиться преподобный Никандр Псковский. В древности здесь нередко были столкновения псковичей с ливонцами. В 1238 году здесь псковичи «избиша Литву на Камне». В 1407 году здесь произошло трагическое «Каменское побоище» псковичей с ливонцами, когда почти все псковские воины погибли. В 1420 году из Камно в Псков была перенесена чудотворная икона Пресвятой Богородицы по случаю бывшего от нее знамения. В 1601-1602 годах владыка, воевода, псковичи встречали здесь Печерские иконы Божией Матери «Умиление» и «Одигитрия». Церковь построена в XY веке. В документах начала XIX века отмечалось, что кровля и глава церкви очень ветхие. В 1879 году церковь расширена внутри за счет уничтожения четырех колонн, вместо каменного был сделан деревянный купол. Церковь построена из плиты; колокольня каменная, в связи с церковью, построена в 1844 году. На ней было пять колоколов. Большой колокол весил 52 п. 26 ф., средний - 12 п. 11 ф., малый - 6 п. 1 ф., два небольших подзвонка не имели обозначения веса. На большом колоколе было изображение Святого великомученика Георгия с шестью ангелами и надпись: «Лета 1873 колокол сей устроен усердием прихожан и старанием церковноприходского попечительства в церковь Святого Великомученика Георгия на Камне, лит на заводе почетного гражданина Андрея Самгина». На среднем колоколе было изображение Божией Матери с надписью: «Мастер Самгин в Москве», на других колоколах обозначено имя мастера. Престолов в церкви два, главный - во имя Святого великомученика и Победоносца Георгия, придельный - во имя Преподобного Никандра пустынножителя Псковского чудотворца. К Георгиевской церкви была приписана Казанская домовая церковь села Булаево. Вокруг церкви находится кладбище, на нем сохранилась часовня-усыпальница Святого Николая чудотворца. Возле церкви сохранились могилы владельца имения Камно поэта и переводчика Александра Николаевича Яхонтова (28 июня 1820 - 12 октября 1890) и его жены Анны Николаевны Яхонтовой (Ильман). По семейному преданию Яхонтовых, в имении Камно бывал Александр Сергеевич Пушкин.

http://sobory.ru/article/?object=00275

Издавна существовали в России храмы и целые монастыри в честь Покрова Богоматери. Так, по преданию, благоверный великий князь Андрей Боголюбский в городе Боголюбове, близ Владимира, построил храм Покрова. В Новгороде в XII веке существовал Зверинский монастырь в честь Покрова Богоматери. Вот некоторые из чтимых икон Покрова в России: В Москве: в Покровском соборе Василия Блаженного; в церкви Воскресения, что в Барашах, и в церкви Покрова в Красном селе. В Харькове, в Христорождественской церкви, за рекой Лопанью, прославившаяся помощью жителям во время холеры. В Минской губернии: в городе Новогрудке, в Николаевском соборе, и в селе Жукове. В Ярославской губернии, в трех верстах от Углича, на другом берегу Волги, в Покровском Паисиевом монастыре. В Вологодской губернии, в Дионисиево-Глушицком монастыре, написанная самим основателем обители преп. Дионисием Глушицким, жившим в начале XV века. В Покровском Добром монастыре, близ г. Лихвина Калужской епархии также есть чтимый образ Покрова Богоматери. Ежегодно в конце августа икону торжественно приносят в г. Лихвин, где она остается около месяца и посещает дома жителей, а к празднику своему возвращается обратно в монастырь. Самая же известная из икон этого имени есть икона Псково-Покровская, празднование которой совершается 1 октября. Псково-Покровская икона Поводом к празднованию этой иконе Богоматери послужила осада Пскова в 1581 году. 26 августа этого года город обступили полчища польского короля Стефана Батория. Псковский владыка незадолго до этого отправил посольство в Печерский монастырь к игумену этой обители Тихону, прося последнего прийти в Псков с чудотворными иконами Богоматери Успения и «Умиления». Святитель, видя смятение псковичей, возложил все упование на заступление Небесной Владычицы, и его благочестивые чаяния оправдались. Наступило 27 августа. Оставалось несколько дней до решительного приступа Батория к Пскову. В это время в сенях своей кельи сидел один благочестивый старец Дорофей, занимавшийся кузнечным ремеслом. Невеселые думы обступили убеленного сединами старца. Горько сетовал он о несчастьях родного города. Но вот перед скорбящим Дорофеем предстало дивное видение. В лучах необыкновенного света он узрел Богоматерь. Владычица шествовала по воздуху, поддерживаемая за обе руки преподобными Антонием Печерским и игуменом Печерской же обители близ Пскова Корнилием. Удивленный Дорофей увидел затем, как Небесная Владычица, миновав городскую стену, вошла вместе с преподобными в Покровскую церковь. Затем по выходе из храма Она остановилась на городской стене и спросила:

http://sedmitza.ru/lib/text/440308/

Икос 5 Видеша ближнии и дальнии, како Твой образ святый " Умиление " точит исцеления всем немоществующим, прибегоша к Тебе в скорбех и болезнех, и никто же от Тебе тощь и неутешен отъиде, и бысть во отраду Твой образ святый. Сего ради вернии благодарне зовут: Радуйся, немощей наших отгнание; Радуйся, смертоносных язв исцеление. Радуйся, в бедах скорая Утешительнице; Радуйся, бесов Прогонительнице. Радуйся, града Печер украшение; Радуйся, обители Печерския стено и ограждение. Радуйся, иноков Небесная Игумение; Радуйся, о добродетельном житии промыслительно пекущаяся. Радуйся, в напастех стено нерушимая; Радуйся, отчаянных грешников пристань. Радуйся, недоумевающих разуме; Радуйся, Всеблагая Вла-дычице, умиление и спасение наше. Кондак 6 Проповедницы быта чудес от святыя иконы Твоея, Владычице, како слепии прозирают, болящии исцеления получают, вернии людие во множестве во обитель стекахуся, чающе получити милости Твоя, Всеблагая Царице небесе, лики своя со иноческими гласы совокупляху и в веселии зваху: Аллилуиа. Икос 6 Возсиявши благодать Божественная чрез икону Твою чудотворную, Владычице, верою и любовию Тя Матерь Божию исповедующим, в нейже приемлюще и душевных недуг врачевание и к Царствию Небесному приобщение, смиренно возгласиша Ти сице: Радуйся, не тела токмо, но и души Спасительнице; Радуйся, слезы чад Своих отирающая. Радуйся, силу любве нам являющая; Радуйся, безприютных вечный чертоже. Радуйся, бездны греховныя бане; Радуйся, чаше, омывающая совесть. Радуйся, веры лучезарное сокровище; Радуйся, надежды на спасение каменю. Радуйся, адаманте Христовой любве; Радуйся, скорбящим Подательнице вечнаго радования. Радуйся, покрове чистоты и девства; Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше. Кондак 7 Хотяше оставити мир сей растленный, на святей горе боголюбезнии старцы преподобнии Марк и Иона подвизавшеся, и обитель Святыя и Пречистыя Девы создаша, преподобный же игумен Корнилий образ Владычицы ту водвори, да вернии надежную Помощницу имут и взывают согласно: Аллилуиа.

http://pravicon.com/info-1213

4 . Крест наперсный (табл. XIX, 4), филигранный, 0,14х0,10 м. В средине деревянный крестик с изображением распятия И. Христа. Крест украшен бирюзой, жемчугом, сапфиром. К ушку прикреплена цепочка из серебряных гнутых в кольцо пластинок. XVII века. 5–6. Повыше креста на нашем снимке находятся: костяной образок (0,05x0,06 м.), с резными изображениями трех святителей и архидиакона Стефана, XVI в. (табл. XIX, 5), еще выше панагиар моржовой кости (0,6x0,7 м), с резным изображением Св. Троицы ветхозаветной, с резною надписью вокруг: «благословен еси Христе Боже наш иже премудрый...» На наружной стороне панагиара – Распятие с предстоящими и 11 апостолов (табл. XIX, 6). 7 . Привеска к иконе иностранной работы с жемчугом и камнями: в нее вплетен рыцарь с мечем над головой (табл. XIX, 7). 8 . Серебряный мемориальный знак Ливонского похода (табл. XIX, 8), имеет вид двух ромбов с надписью: «приложил Государь (Иоанн Васильевич Грозный) своего Ливонскаго походу... Пресвятой Богородицы на завеличьи». Ср. подобную бляху в ризнице Псково– Печерского монастыря. Иконы 1–3) В жертвеннике Успенской Пароменской церкви на южной стене находятся три иконы (табл. XX, 1–3): Богоматери Умиления, Иоанна Предтечи и Ап. Павла (?): последние две вполне подходят по характеру своему к работам Симона Ушакова, именно первой эпохи его деятельности сравнительно более строгого иконописного направления. К сожалению, иконы эти сильно повреждены и нуждаются в реставрации. Прилагаемая здесь икона Умиления (8х12 верш.), уклоняясь немного от двух вышеуказанных икон по своим колерам, тем не менее по своему общему характеру близко подходит к ним: в ней мы видим гармоническое сочетание иконописной строгости и красоты, глубину чувства и силу экспрессии, отличающие работы лучших мастеров XVII века. Икона обложена старинною басмою. 4) Икона Преображения на юго-восточном столпе храма (табл. XXI, 1), представляющая три момента: а) самое Преображение И. X. на горе Фаворе в присутствии Моисея и Илии; б) шествие И. X. с тремя учениками на гору и в) возвращение с горы. Икона относится ко времени едва ли позднее второй половины XVI в.; она весьма архаична: в типах и фигурах, особенно в очертаниях гор мастер придерживается здесь старинных новгородских преданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Описание иконы Умиление Псковско-Печерская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Эта икона Богоматери известна с 1524 года. Находится она в Псково-Печерском монастыре, в 43 верстах от Пскова, и прославилась вместе с иконой Уснения в 1581 году, во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием. Празднество этому образу в день 7 октября установлено в память избавления Пскова от нашествия французов в 1812 году. С 1894 года, по разрешению Св. Синода, 2 сентября с этим образом совершается крестный ход из Печерского монастыря в Ригу и возвращается оттуда 30 сентября. Празднование иконе Богоматери «Умиление» совершается еще и в 7 неделю по Пасхе. Этот образ «Умиление» нужно отличать от других икон Богоматери, известных под тем же названием. Таких икон много, и празднества им совершаются в различные дни: 9 октября, 19 марта, 28 мая, 8 и 17 июня. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Умиление Псковско-Печерская Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Умиление " Псково-Печерская О Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо![...] Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Умиление Псковско-Печерская Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Умиление " Псково-Печерская Кондак 1 Избранней Заступнице рода христианского, покрывающей и спасающей люди правоверныя, иноком благоскорбящим Подательнице вечнаго радования, благодарственныя[...] Изображения иконы Умиление Псковско-Печерская Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Образ Пресвятой Богородицы Псково-Печерского монастыря Умиление Владимирская. The Image of Pskov-Caves Tenderness Most Holy Mother of God, Vladimir. 19th century. 71 x 52 cm. Файл 29469.jpg:   Размер: 600x797, 0.48 MPix, 219 Kb.

http://pravicon.com/icon-327

Сами же знакомились с обителью: – кровавая дорожка, по которой нес Иоанн Грозный убиенного преподобного Корнилия Псково-Печерского; – Богом зданные пещеры; – мощи святых угодников Псково-Печерских… Всех святынь не перечесть. Дни нашего пребывания в обители совпали с празднованием иконы Богородицы «Умиление» Псково-Печерской. Возглавлял праздник архиепископ Псковский Евсевий. На богослужении пели три хора – братский, смешанный и детский. Вместе с ним молились и приезжие владыки, и сонм отцов из братии монастыря. Сослужил владыке и дорогой нашему сердцу отец Иоанн. С трепетом наблюдали мы за ним. Для нас, по сути мальчиков, для которых два-три священника на службе – уже праздник, и слышавших церковное пение только от бабулек, это был просто шок. Богом зданные пещеры Также мы решили совершать ежедневные прогулки вокруг крепостных стен обители. Девушка Александра была инвалидом. Ей надо было принимать строго по графику лекарство. И вот идем мы, и тут она говорит: «Лекарство пора пить». Вода нужна, чтобы запить, а ее нигде нет. Ну хотя бы яблочко. Заесть. Сказала… и под ее ногами яблоко. Под наш смех она «заела» таблетки. Случайность? Но каждый раз в течение всего времени, что мы жили в монастыре, когда ей надо было пить таблетки, у нее под ногами находилось яблочко. Нам было уже не до смеха. Мы пытались найти вокруг яблони, хотя бы одно яблоко – тщетно. Только она и только «заесть» таблетки. Первой радостью стала весть от отца Иоанна: он благословил на священство моего друга, а меня – на поступление в семинарию. В подписанной ей книге старец назвал ее по имени, которое мы в своем письме не упоминали Старец также подарил книжку и будущей жене моего друга, чем поразил каждого из нас. Дело в том, что письмо к отцу Иоанну писали только я и Александр. Девушка не писала ничего. Но в подписанной ей книге старец назвал ее по имени, которое мы не упоминали. Более того, книга эта по смыслу отвечала на вопросы девушки. Батюшка же с Украины нас огорчил – наместник уехал в Москву к Святейшему.

http://pravoslavie.ru/159134.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010