Словенской иконы Божией Матери, сент. 23. Слово плоть бысть – иконы Божией Матери, 9 марта. Смоленской иконы Божией Матери, 12 окт. Сокольской иконы Божией Матери, 23 февр. Сосновской иконы Богоматери. Прилож. I, стр. 7. Софии освящение, 4 нояб. София-Соломонида , великая княгиня, 16 дек. Софроний , затворник печерский, 28 авг. Софроний мучен., 28 мая. Сохомской Богородичн. Прилож. I, стр. 7. Спасительницы утопающих иконы Богоматери. Прилож. I, стр. 7. Спиридон , патр. сербский, 20 авг. Споручницы грешных – иконы Богоматери. Прил. I, стр. 7. Старорусской иконы Божией Матери, 4 мая. Стефан , краль сербский, 24 сент, и 30 окт. Стефан грузин, 4 нояб. Стефан дечанский, краль сербс., 11 нояб. Стефан Бранкович, серб., 10 дек. Стефан Щилянович, 4 окт. Стефан , казанский мученик, 24 мар. Стефан , комельский преп., 12 июня. Стефан хирский, груз., 7 мая. Страстной иконы Божией Матери, 13 авг. Сухий , мученик грузинский, 15 апр. Тамара , царица грузинская, † 1201. Память в неделю мироносиц. Т амбовской иконы Божией Матери, 16 апр. Тарасий , преподобный глушицкий, 12 окт. Таричан грузин, 18 мая. Т еребинской иконы Божией Матери, 14 мая. Тимофей , игумен. печерский, 23 авг. Тимофей святогорский, псковский юродивый. Тит , печерский воин, 28 авг. Тихон , медынский преподобный, 16 июня. Трифон вятский, 8 окт. Трифон печенгский, 15 дек. Троеручицы иконы Божией Матери, 28 июня и 12 июля. Умиления иконы Божией Матери, 19 мар. и прилож. 1. стр. 7. Умягчение злых сердец иконы Богоматерн. Прилож. 1. стран. 7. Урош , царь сербский, 2 дек. Феликс корельский, 18 апр. Филарет печерский, 21 сент. Филермской иконы Божией Матери, 12 окт. Филипп преподобный ирапский, 14 нояб. Филипп рабангский, 15 нояб. Филипп устюжский, 17 авг. Харитина преподобная, 5 окт. Харитон преподобный сянжемский, 11 апр. Харитон кудинский, близ Торопца. Хитон Господень, 1 окт. Хлебной иконы Богоматери. Прилож. I. стр. 7 Холмской иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7. Христофор пр. коряжеский, 25 июля. Христ албанец мученик, 28 нояб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В этот год Бог дал обильный урожай хлеба и всех плодов земных. Но цены на хлеб держались еще чрезвычайно высокие и голод не прекращался. Поэтому в следующем 1603 году граждане Псковские просили Епископа Геннадия, чтобы он повелел Игумену Печерскому и братии принести из монастыря чудотворныя иконы во Псков ранее срока, положенного ежегодно по уставу, а когда настанет определённое для сего уставом время, тогда прийти с иконами вторично. 22 Марта Епископ послал повеление Игумену Печерскому, после предварительного и строгого поста всей братии, принести во Псков иконы Божией Матери Умиления и Одигитрии и чудотворный образ Святителя Николая – Великорецкий на третьей неделе великого поста, в четверток, на вечерню. Когда крестный ход с этими иконами приближался ко Пскову, Епископ и весь собор, как и прежде, со святыми иконами, в сопровождении всего города, вышли на встречу за Великую реку, к монастырю св. Иоанна Предтечи. Принесенные из Печерского монастыря иконы были поставлены в соборном Троицком храме, и оставались там от четвертка до воскресного дня. В воскресенье с этими иконами совершен был собором крестный ход вокруг всего города. Молились о прекращении голода, о ниспослании теплоты солнечной и благотворного воздуха на умножение плодов земных. В седьмую неделю по Пасхе в этом же году снова совершен по уложению крестный ход из Печерского монастыря во Псков, – совершен с прежнею торжественностию и опять встреча и сопровождение было до погоста Камно и при таком многочисленном стечении народа из окрестных городов и селений, что, по свидетельству «повести», не видно было конца людей взад и вперёд. Многократные нападения Шведов, Поляков, Литовцев и Немцев на Псково-Печерский монастырь Не прошло и двадцати лет после разорения Псково-Печерского монастыря Шведами в 1592 году, как начались для него новые бедствия, новые и, в продолжение многих лет, постоянные нападения врагов на эту страдалицу – обитель. С 1611 года Шведы, Поляки и Литовцы попеременно, одни за другими, осаждали Псково-Печерский монастырь, привлекаемые сюда жаждою добычи, так как этот монастырь славился богатствами, – а главное – значением монастыря, как пограничной крепости, овладевши которою, они могли с успехом завоевать и окрестные земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Лествица. Марта 27. О любви и хранении сердца. Апр. 16. Авг. 27. Магомет Турецкий Султан. Авг. 24. Мануил Царь. Июня 2. Мария Всеволожна Вел. Княгиня. Марта 19. Марк старец Печерский. Повесть. Авг. 31. Сент. 3. Мартирий авва. Марта 30. Матой авва. Авг. 28. Мелхиседек Царь. Мая 21. О Молитве, -поучение аввы Пимена. Авг. 27. Молитва муч. Анастасы и Параскевы Пятницы. Окт. 29. Молитва к Препод. Серию. Сент. 25. Монашеское житие. См. иноческое. Монастырь, что на Киржаче. Сент. 25. Москва. Повести о ней. Нояб. 23. Февр. 29. Август. 2. Мучеников 42-х – слово похвальное. Март. 6. Мытарства; см. Василия Нового. Март. 27. Навечерие Рожд. Христова. Дек. 23. Настоятель. Каков должен быть настоятель братии. Септ. 30. Нектарий Архиеп. Константиноградский. Февр. 17. Нестора Препод. летописца сказание о Печерском монастырь. Мая 3. Никиты Мидийск. слово надгробное. Апреля 3. Николай Немчин (Латвиянин); против него слово Максима Грека . Июня 30. Нила Синайского слово к инокам. Авг. 19. 27. Нила черноризца к Хараклию (Харкилию) пресвитеру послание. Авг. 19. Обновление храма Воскресения Христова во Иерусалиме. Сент. 13. Образ нерукотворенный Спасов. Повести о нем. Октября 18. Августа 16. См. Иконы. Олимпиада диаконисса. Послание к ней И. Златоуста из Кукуз. Генваря 27. Олимпий иконописец. Авг. 17. Мая 3. Отроки три. Дек. 17. Отроки семь Ефесские. Авг. 4. Окт. 22. Отцы Ефесские, бывшие на Соборе против Нестория. Поля 16. Палладия Преп. слово о втором пришествии Христовом , о страшном суде и о умилении души. Март. 31. Патерик Печерский. Мая 3. Патрикий церковный ключарь. Июн. 2. Петр Архиеп. Александрийский. Ноябр. 25. Петр мытарь. Повесть. Сентября 22. Печерской Богоматери песни. Августа 31. Печер. Киевск. монаст. Мая 3. Печерский Псковский монаст. Авг. 31. Июл. 11. Пилат Понтийский, послание его к Тиверию Кесарю о распятии Иисуса Христа. Марта 31. Пимен авва. Авг. 27. Пинуфий авва. Июн. 11. Плотская брань, – поучение аввы Пимена. Авг. 27. Повесть о приходе Богородицы в Афонскую гору. Окт. 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

В настоящее время архимандрит Тихон (Секретарев), наместник монастыря с 1995 года, продолжает благочестивую традицию своих предшественников по сохранению монастырского устава и благоустройству и украшению обители. Окончено строительство братского каменного корпуса у башни Нижних решеток с баней и прачечной, завершены работы по покрытию медью крепостных стен, ведется строительство хозяйственного комплекса, отреставрированы купола храмов, росписи на фасаде Успенского храма, проведена реставрация в Михайловском храме. Бережно сохраняются в обители ее многовековые традиции. По благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во всероссийские святцы внесены местночтимые преподобные отцы Марк, Иона, преподобная мать Васса. С 1994 г. в 4-ю неделю по Пятидесятнице в монастыре празднуется память преподобных отцов Псково-Печерских; в 1998 г. восстановлено празднование в честь чудотворной иконы Божией Матери «Умиление», совершаемое в 7-ю неделю по Пасхе. Впервые за много лет (с начала ХХ века) в июле 2000 года чудотворная икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская была принесена в Псков на освящение часовни в честь святой равноапостольной княгини Ольги. Монастырь осуществляет катехизаторскую и издательскую деятельность. Еженедельно печорские школьники собираются на занятия воскресной школы и иконописного класса; многие из них поют в детско-юношеском хоре. В Майском микрорайоне города Печоры совершаются богослужения в новопостроенном храме в честь Рождества Христова и святителя Тихона, Патриарха Московского. При храме также работает воскресная школа, создан детский хор. На берегу Псковского озера монастырь открыл Приозерный скит; построен монастырский скит и на берегу Мальского озера. Духовной и просветительской деятельностью монастыря руководит митрополит Псковский и Великолукский Евсевий , священноархимандрит Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, с духовным собором старцев. Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815).

http://patriarchia.ru/db/text/1249477.ht...

В обители бывает много крестных ходов. Вокруг монастыря крестные ходы совершаются: в понедельник и среду Пасхальной недели, 24 июня, 15 августа, 2 февраля и 25 марта. В Вербное воскресенье крестный ход бывает к Предтеченской часовне за версту от монастыря. В Псков крестный ход направляется дважды: в седьмую неделю по Пасхе и с 3 по 29 октября. В Духов день – в Залесье, в начале сентября – в погост Паниковичи, 9 мая – в погост Тайлово, 20 июля – в Печерский пригород, 28 декабря – в Александровский посад и на острова Псковского озера: Верхний и Таланец. В заштатном городе Печерах, в трех верстах от монастыря, находится станция Псково-Рижской жел. дор. В Пскове находится подворье Печерского монастыря с архиерейским домом; при нем храм в честь Божией Матери Одигитрии. Святогорский Успенский монастырь в Опочецком уезде. Успенский Святогорский монастырь находится в 38 верстах от уездного г. Опочки, на высокой Святой горе, которая раньше, до основания монастыря, называлась Синичьей. Обитель основана в 1569 году псковским наместником князем Юрием Токмаковым по повелению царя Иоанна Грозного. Поводом к основанию послужили дивные знамения от икон Божией Матери «Умиление» и «Одигитрия», явившихся юродивому пастуху Тимофею. В настоящее время в обители два храма: соборный Успенский с двумя приделами и во имя Св. Николая Чудотворца. Чудотворных икон в монастыре три: икона «Одигитрия», «Умиление» и Федоровская. В ризнице хранится очень много старинных напрестольных Евангелий. священных облачений и сосудов. В библиотеке находятся старопечатные, книги, исторические и богослужебные XVII–XVIII веков. Внутри монастыря, на восточной стороне алтаря Успенского собора, находится могила знаменитого поэта А. С. Пушкина под белым мраморным памятником. Рядом с его могилой находятся также могилы его отца, матери, деда Ганнибала и других его родственников. Возле монастыря находятся три часовни: во имя мчц. Анастасии Римлянки за Анастасиевскими воротами, во имя Одигитрии на реке Луговке, где находится камень, на котором молился пастух Тимофей, когда ему явилась икона Божией Матери; третья часовня у святых ворот.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Горнего Иерусалима гражданин явися, ангелом свеселишся, мироточивого Николы звание восприим» ... (тропарь сему святому). На той же гробнице сказано: „преставися святый праведный Николай, Псковский Чудотворец, в лето 7084 (1576) Февраля 28 числа“. Во Пскове есть такое о нем предание: когда Иоанн Васильевич ехал в этот город для наказания жителей его (1570 г.), в то время юродивый Николай дал совет гражданам Псковским, чтобы все они вышли за город, поставивши столы по обе стороны дороги и таким образом встретили Государя. Псковитяне, извещенные о строгости, с какою Государь поступал в Новгороде, послушались этого совета и все, большие и малые, вышедши на встречу Государю, повергались пред ним на землю. Государь, тронутый, по-видимому, таким зрелищем, вышел из повозки и пошел пешком, но на лице его заметен был большой гнев. Блаженный Николай, сев на палку, по обыкновению детей, подъехал к Государю, повторяя слова: «Иванушко, Иванушко! покушай хлеба и соли, а не христианской крови». Государь, вслушавшись в слова юродивого, приказал поймать его, но юродивый, в тоже мгновение, стал невидим. Государь, пораженный этим чудом, оставил свой гнев на Псковитян и скоро возвратился в Москву. Это предание подтверждается следующими словами из кондака блаженному Николаю, написанного на той же гробнице: Чудотворче явился Николае, царску державу и смысла свирепство на милость обратив (Повесть о Печер. мон. стр. 105 и 106). 29 Т. е. образ Успения, ибо другой образ Божией Матери Умиления, также принесенный из Печерского монастыря во Псков, был сравнительно более новый. 31 Из сего видно, что Чудотворная икона Божией Матери Умиления в это время находилась не в Печерах, как некоторые полагают, а в Троицком соборе, во Пскове, где происходили беспрерывные молебствия (Ист. Княж. Псков. 1831 г. часть 1 стр. 207). 32 В прежнее время тракт Рижский, от Пскова, шел на самые Печеры чрез Тайлово и Нейгаузен или Новгород Ливонский. 33 В дневнике похода Стефана Батория при осаде Пскова, писанном на Польском языке – под 27 Октября 1581 года – пишется: «Пришло известие, что купцов и возы некоторых панов Литовских, – что были отправлены ими с серебром, золотом и другими вещами в Лифляндию, – Русские захватили и очень много покорыстовались: так как там было разного добра на несколько десятков тысяч».

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Иноки несколько раз брали деньги с него, но удерживали их у себя, не говоря Алипию, и наконец объявили, что Алипий не хочет писать икон. Заказывавший пошел жаловаться игумену. Алипий говорил, что он и не слыхал о сем поручении. Послали за досками, на которых должны быть написаны иконы. Они явились написанными чудным образом. Благодать Божественная вскоре прославила сии иконы. Случился пожар, сгорела и церковь , где были сии иконы, но чудные иконы обретены совершенно невредимыми. Князь Владимир Мономах был свидетелем сего чуда. Одну икону, изображающую Пресв. Богородицу, он взял и перенес в Ростов, где она прославилась чудесами, и доселе пребывает в Ростовском Успенском соборе, известная под именем Владимирской 656 . Дни Псково-Печерской иконы Богородицы 15 (28) августа и 7 (20) октября Псково-Печерская икона «Успение» Богородицы явлена в 1473 году исцелением слепой жены и пребывает в Псково-Печерском монастыре, основанном при заштатном городе Печерах в 56 верстах от Пскова. От явления иконы над древней пещерою и город, и монастырь, и икона получили свое имя. Явленная икона прославилась многими чудесами, в память коих установлен праздник 15 августа. В 1521 году псковскими купцами Василием и Феодором пожертвована в Печерский монастырь новая икона Успения Богородицы – «Умиление», прославившаяся с 1524 года чудотворениями. Но обе иконы прославились особливо во время нашествия на Псков и на Печерский монастырь Стефана Батория, короля Польского, в 1581 году. В 27-й день августа этого года, по сказанию Псковской летописи, некоему благочестивому мужу Дорофею было явление и откровение от Матери Божией о будущем нападении на город со стороны угла крепости при Покровском монастыре 657 . Почему Печерского монастыря игумен Тихон, еще до осады вызванный в город с чудотворными иконами Борородицы Печерской и «Умиление» Печерского монастыря, начал по повелению царя и епископа совершать крестные хождения с сими иконами на помянутое место. В соборном храме Пскова совершали ежедневно моления о прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Чудо милости Божией – совершилось! Все – самые старцы, дети и жёны – бестрепетно устремились на помощь одушевившимся ратникам, – все – и воины, и не воины, под наитием всеоживляющего духа веры и братства, – соединёнными усилиями смело ополчились на врагов и дружным натиском на все занятые ими места, не смотря на все трудности, сбили их со стен, выгнали из пролома и заставили силою и оторопевших, и сопротивляющихся – бежать в поле, поражая их в самых окопах, или забирая в плен сдающихся. Неприятели отовсюду были прогнаны. Пятимесячная осада ими Пскова кончилась для них посрамлением, а для Пскова самым светлым торжеством исповедуемой им веры в Бога, которая даровала ему спасение, ознаменованное, столь многими утешительными для него явлениями Божия к нему благоволения. Так, во время осады Пскова, когда, на пробитом в стене месте, стояла Печерского монастыря Икона Умиления Божией Матери, – неприятельское ядро, пущенное из-за Великой реки, с Преображенской Мирожской колокольни тихо упало пред нею, как повинное, – по замечанию летописца, и не повредило никого из стоявших при ней. Все, видевшие это чудо, прославили тогда Бога и Пречистую Богородицу. Иные видели какого-то важного военачальника, который днём и ночью ездил на коне, кругом по городской стене, распоряжаясь, по-видимому, укреплением города и вооружая людей. Но никто не знал его. Некоторые из неприятелей видели какую-то жену, окруженную необыкновенным светом, которая то ходила, подобно стражу, по стене города, то сидела у пробитого места (где стояла Икона Умиления Божией Матери). «Сколько раз стреляли мы в неё, говорили они, но не могли никак попасть». Кто усумнится в том, что эта Светоносная жена была Пречистая Богородица, охранявшая город свой и защищавшая своих рабов от угнетавшей их напасти. Осада Печерского монастыря и победа над врагами. В то время, как Баторий стоял под стенами Пскова, воины его, отправляясь добывать себе пищи и корму для коней, разъезжали по разным селениям во всей Псковской области, и особенно в Ливонской земле. Ездили до самого Юрьева (Дерпта), по лесам, по болотам и по островам на Великом Псковском озере, разыскивая везде разбежавшихся жителей, и отводя в плен пойманных. Всё имение этих жителей коровы, лошади – всё становилось добычею алчных врагов, как скоро ими было найдено. Тогда некоторые поселяне, скрывавшиеся в укреплённых местах, с помощию Божиею, в надежде на заступление Пресвятыя Владычицы, выходили из осадных (укреплённых) городов, как то: от Изборска, из Печерского монастыря, из Гдова, из Юрьева Ливонского, из Новгородка (Нейгаузен) и ловили рассеянных по сёлам и лесам Литовских фуражиров; иных брали в плен, других побивали и отнимали у них всю добычу. Между этими частными битвами русских поселян с неприятельскими отрядами особенно замечательны два случая, обратившие на себя внимание самого Батория.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

58 В Борках находился Институт биологии внутренних вод АН СССР, занимавшийся проблемами народнохозяйственного использования водохранилищ. Его организатором и первым директором, работавшим здесь с 1952 по 1972 гг. был Иван Дмитриевич Папанин (1894–1986) – советский полярный исследователь, Дважды Герой Советского Союза, доктор географических наук, контр-адмирал. В 1986 г. Институту было присвоено имя И.Д. Папанина. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. 62 Расположен в 25 км к северу от Пскова, близ Псковского озера. Основан прп. Евфросином, Псковским чудотворцем († 1481) в начале 15 в. В 16 в. здесь подвизался старец Филофей, которому принадлежит идея Москвы – Третьего Рима, России как хранительницы истинного православия. С 1908 по 1915 гг. в обители подвизался старец схиархим. Гавриил (Зырянов) . В настоящее время древнейший монастырь на Псковской земле возрождается. 63 Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь расположен в 43 км от Пскова, годом основания считается 1473. Монастырь всегда был духовным центром псковской земли. Здесь подвизались известные старцы: схиархим. Пимен (Гавриленко), архим. Афиноген (Агапов), иеросхимонах Сампсон (Сиверс) и др. Традиция старчества не прерывается и поныне. 64 Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь основан в 1569 г. на Святой горе (прежде Синичьей) псковским наместником кн. Юрием Токмаковым на месте чудесных явлений икон Божией Матери «Одигитрия» и «Умиление» и в связи с чудесами, бывшими от этих икон. В обители есть и третья чудотворная икона Божией Матери, «Феодоровская». Внутри монастыря кладбище, где погребен А.С. Пушкин, его мать, отец, дед и бабушка. 67 По свидетельству прихожан из Верхне-Никульского отец Павел, пока не потерял зрение, во время Великого поста дважды, на третьей и на пятой неделе, ездил исповедаться и причащаться в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. У отца Павла было Евангелие, написанное монахами из Лавры специально для него большими буквами. 69 16 (29) августа – Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

То было в 1581 году, при державе благоверного царя и великого князя Иоанна Васильевича Грозного и при польском короле Стефане Батории (по летописи – Абатуре), который в августе того года вторгся в пределы Псковские и победоносно дошел до Пскова, рассчитывая и им овладеть без труда. Непобедимый до сих пор Баторий внушал всем страх. В великом смятении находились и Псковичи, уже не раз испытывавшие на себе тяжесть вражеских нападений. Отдаленность Пскова от Москвы еще более усугубляла тяжесть его положения и вероятность нападения со всеми тяжкими последствиями для жителей. Псковичи, принимая меры для отражения сильного врага, все упование свое возложили на заступление Владычицы, иконы которой «Успение» и «Умиление» были к этому времени принесены из Псково-Печерского монастыря. Пред ними они горячо молились, прося о заступничестве. В это время одному из благочестивых старцев монастыря, бывшего на сем месте и именовавшегося Покровским в углу, Дорофею, было дивное видение. Вечером, сидя в своей келье и плача о предстоящих ужасах для града, он в лучах необыкновенного света узрел Богоматерь. Владычица шествовала по воздуху, поддерживаемая за обе руки преподобными Антонием Печерским и игуменом Псково-Печерской обители Корнилием, незадолго пред тем восприявшим мученический венец от Грозного царя. Вот Она – Светоносная – приблизилась к этой обители, вошла с теми святыми в этот храм, посвященный Ее имени – Покрову Ее над православным христианством, и затем вышла с ними и стала на самой стене градской. По могущественному зову Ее, предстали пред Нею: равноапостольный князь Владимир и Псковские святые – благоверные князья Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей, блаженный Николай Христа ради юродивый, святой Нифонт Мирожский и преподобные – Евфросин Спасо-Елеазаровский и Савва Крыпецкий. Все они с великим благоговением преклонились пред Богородицею, а Она во гневе, зря на град, сказала: «О, люди беззаконные! Вы прогневали Сына Моего, Господа и Бога, и осквернили град сей скверными делами. И вот теперь пришла на вас туга и беда великая за то, что вы Сына Моего и Меня не познали». Молитвы святых, окружавших Ее, умилостивили Ее, и Она изрекла обещание пощады нашему граду. Обозначив места, подлежащие особенной защите от нападений, Пресвятая Богоматерь указала на молитву, как на самое могущественное средство к избавлению от грозящей гибели и на покаянное исправление греховной жизни. По Ее же указанию, на то место, где Она стояла, должны быть принесены Печерский образ «Умиления» из собора Святыя Троицы и хоругви. «А людие бы кланяшеся, о гресех своих моляще Милостивого Бога; буду же и Аз молитися Сыну Своему и Богу за ваше согрешение», – сказала Она в утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010