Эта торжественная минута встречи была ознаменована новым поразительным чудом: из очей Богоматери по иконе обильно струились слезы, свидетелями чего были все там присутствовавшие. Народ, пораженный трепетом при виде этого чуда, в умилении и со слезами повергся ниц и взывал: — Господи, помилуй! Пресвятая Владычице Богородице, не остави нас, но помози нам грешным и недостойным рабам Твоим! Помози и спаси нас! Торжественное шествие остановилось, и священники, несшие икону, совершили благодарственное молебствие. Чудотворная икона была внесена в сам город и поставлена в соборной церкви Живоначальной Троицы, где она находится и до настоящего времени. В память торжества принесения иконы во Псков была построена в 1470 г. Знаменская церковь в Старо-Знаменском Девичьем монастыре. Ежегодно, в день Преполовения, Черская икона Богоматери, называемая по месту своего нового нахождения и Псковской, выносится из Троицкого собора на реку Великую и затем обносится вокруг города. Празднование этой иконе в память ее чудесного прославления совершается 16 июля. Особенностью Чирской иконы является то, что она имеет изображения с двух сторон: на лицевой стороне ее изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на руках, а на задней — евангелист Лука и преподобный Феодосий Печерский. Икона «Тучная Гора» Сведения об этой иконе помещены под 24 числом месяца марта. 17 июля Икона Одигитрия Святогорская В 1563 году, в царствование Ивана Васильевича Грозного, в пригороде Псковской области Ворониче, жил пятнадцатилетний пастух Тимофей, которого все считали юродивым. Однажды он пас свое стадо недалеко от речки Луговицы и вдруг в воздушном пространстве увидел икону Богоматери «Умиление», которая находилась в Вороничской приходской церкви св. Георгия. Это видение Тимофея повторилось вторично в другом месте, на Синичьей горе, причем он в этот раз слышал также голос, предвещавший, что через шесть лет на этой горе воссияет благодать Божия. Тимофей никому не сказал о своем чудесном видении. Запомнив слышанный им голос, Тимофей через шесть лет после своего видения, в 1659 году, снова пришел на Синичью гору и нашел здесь икону Богоматери Одигитрии, стоявшую на суке сосны. Он не стал пока снимать оттуда явившуюся ему икону и только устроил себе возле этого места небольшой шалаш, выкопал пещеру и провел там сорок дней в непрерывном посте и молитве. По прошествии этого времени он удостоился услышать исходивший от иконы Богоматери голос, который повелевал ему идти в пригород Воронич и объявить там, чтобы духовенство и народ в пятницу, следующую за неделей Всех Святых, пришли на Синичью гору с иконой «Умиления». Тимофей в точности исполнил повеление Богоматери. В назначенный день вороничское духовенство с крестным ходом и множество народа отправились на Синичью гору. Еще в пути, когда крестный ход достиг реки Луговицы, где пастуху Тимофею было первое видение, начали совершаться исцеления болящих.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

7) Сенной покос, принадлежавший к пустоши Воробьевой, около реки Пивжы. Рыбные ловли и мельницы 1) Ловли: 1 называемая Верхоустинская; 2 Коломенка и Красногородская, 3 исад большого Тросна, 4 исад Любницы и Ветлицы, 5 исад больших Дубиц, 6 исад Березье и Тереб, 7 озерко Мальское, 8 Молочково и Гниловец. 2) Мельница на реке Бдехе, называемая братской. Под сей мельницей земли удобной 1236 сажен. Как огородами, так равно землей и покосом монастырь пользуется сам через собственное обрабатывание оных частью монастырскими служителями, а частью наемными. VII. О замечательнейших святынях, украшающих сию обитель 1) Так называемая, по описям и летописи, Старая Святая Чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, писанная в 1521 году псковским живописцем Алексеем малым и принесенная в оную обитель псковскими купцами Василием и Федором, при игумене Дорофее в том же 1521 году, находится доныне в Соборной Успенской церкви при среднем столбе. Она чудотворениями начала прославляться с 1524 года, и при игумене Савве по повелению государя царя Иоанна Васильевича, воеводой его князем Юрием Токмаковым обложена из царской казны золотом, а ковчег устроен серебряный. 2) Икона Умиления Божией Матери Владимирская, писанная неким иеромонахом Арсением Хитрошем под серебряной и позлащаенной чеканной работы ризой, украшенной жемчугом и драгоценными камнями в 1585 году при царе Феодоре Иоанновиче, в память освобождения обители от Баториевой осады, во время коей оная выставляема была на стене против вооруженных врагов. 3) Икона Одигитрии Божией Матери под серебряной позлащенной чеканной работы ризой, украшенной жемчугом и камнями. 4) Икона Казанская Божией Матери под золотой ризой, украшенная камнями и жемчугом. Сия риза строена в Москве под надзором князя Иоанна Андреевича Голицына, а подаяние дьяка Никиты Вельяминова. 5) Икона Святого Николая Мирликийского Чудотворца под серебряной позлащенной чеканной работы ризой, украшенной жемчугом и каменьем. Сия икона в летописи Печерского маонастыря названа тако: Начальный Николин образ Чудотворный Великорецкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Благодатно идти с четками по монастырскому саду, читая Богородичное правило: «Богородице Дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших!», прославляя Небесную Игуменью, которая хранит обитель Свою от всякого зла… Красота монастырской природы и архитектурного ансамбля храмов и стен возносит ум, сердце и душу человеческую к красоте духовной, к духовному совершенству, ко Христу Спасителю… Монастырские цветы, сад и деревья Красота цветов, плодовых деревьев в монастыре напоминают братии и паломникам о высшей духовной красоте и совершенстве… Первыми после таяния снега в монастыре на клумбах появляются подснежники, затем тюльпаны и нарциссы. И так все лето! Заканчивают цвести одни цветы, их сменяют другие. К празднику Святой Троицы начинают распускаться розы, которые до осенних холодов сохраняют свою привлекательность и красоту. А зимой территорию монастыря украшают ели, кедры, сосны и туя. В монастырском саду на Святой горе растут яблони, некоторым из них уже около 100 лет. Вишни, сливы, смородина черная и красная, шиповник и еще несколько декоративных растений создают неповторимый вид… Особое место здесь занимают дубы. Дубы очень «притягивают» молнии, и поэтому они со следами ударов молний на своих могучих стволах… Святой дуб имеет внутри выгоревшее от молний дупло. Во время грозы не рекомендуется стоять под дубами. Иногда монастырский сад называют «райским садом», а гору – «Святая гора», потому что внутри нее находятся Богом зданные пещеры. Весной и летом действительно Святая гора напоминает рай на земле.… Небесная награда В связи с 535-летием обители ведутся работы по устройству часовни в честь иконы Божией Матери «Умиление Псково-Печерское»… С 17 августа 2008 года я вступаю в четырнадцатый год исполнения своего послушания Наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря под мудрым руководством Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита…

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

В село Лавры Печорского района в третий день после праздника Святой Троицы совершается крестный ход из Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Крестный ход со святым Крестом и чудотворными иконами Божией Матери освящает участников и окружающую природу, объединяет людей, совершает чудеса спасения от стихийных бедствий… Михайловский собор [ править править код ] Михайловский собор построен в благодарность Божией Матери за спасение Пскова и обители от нашествия Наполеона. Архитектор Алоизий Иванович Руска. Строители: архимандрит Венедикт и генерал-фельдмаршал Петр Христианович Витгенштейн. В Михайловском соборе находятся: чудотворные иконы Божией Матери «Умиление» и «Одигитрия»; Знамя Псковского ополчения и мемориальные доски с именами погибших в 1812 году воинов. В память 200-летия победы над французскими завоевателями для Михайловского собора написаны новые иконы: святого великомученика Георгия Победоносца - написана на Святой Горе Афон - и Собор Псковских князей - иконописец Псково-Печерского монастыря монах Андрей (Кожевников). В храме находится также десница святой мученицы Татианы, переданная в Собор старцем архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). В Михайловском соборе совершаются самые торжественные Богослужения Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь – Чудо России [ править править код ] Божия Матерь прославила с древности Псково-Печерскую обитель Своей чудесной помощью страждущим людям. Исцеление глазных болезней происходило после молитвы с верой во всесильную помощь перед чудотворной иконой «Успение Пресвятой Богородицы»… В настоящее время чудесная помощь Божией Матери продолжается по молитве с верою к Ней обращающихся… Например, после молитвы к Пречистой Деве Богородице перед Ея образом «Всецарица» некоторые онкологические больные получают исцеление. Многие в тяжелых жизненных обстоятельствах молятся перед чудотворным образом Богородицы, именуемым «Троеручица», и умиротворенные после молитвы возвращаются домой…

http://azbyka.ru/palomnik/Фотопаломничес...

Но сильная стрельба со стен расстраивала их. Для закрытия себя они потом начали обходить далее лесами, около города тогда еще бывшими, но ядра проникали и сквозь леса и, ломая оные, застилали им проход и многих побивали. Король не ожидал, чтобы город имел столь сильную и далеко достающую артиллерию. В самом деле, по свидетельству Гейденштейна, были там такие пушки, которые семидесяти и восьмидесяти фунтовыми ядрами заряжались и пробивали три ряда корбов насыпанных землей. K вечеру Король уклонился еще далее от города и расположил шатры свои по Порховской дороге на высотах в пяти верстах около Николаевского Любятова Монастыря. Граждане все сие видели со стен и в молчании только направляли пушки свои на его лагерь, а когда довольно уже смеркалось, то открыли беспрестанную и сильную пальбу, от которой в ту же ночь снял он свои шатры и, удаляясь опять к реке Черех, стал за буграми и горами на речке Промежице близ Спасского Монастыря. После того переменил он все расположение своей осады и, чтобы не разделять далеко сил своих, решился сделать приступ с одной юго-восточной линии градских стен. Таким образом назначил он угол между Покровской и Свинусской башнями одной части Венгерцев под начальством вождя их Гавриила Бекеша, а другую часть их под начальством племянника своего Валтазара переправил через Великую реку на левый берег. Против Свинусской башни велел стать Полякам и загородиться коробами насыпанными землей; от Порховской дороги к Петровским воротам стать Литовцам, а в остальном промежутке Немцам. В сие самое время прибыл к Королю от Турецкого Султана для переговоров о Татарских на Украине перебежчиках посланник, которому Король показал все свои войска и распоряжения и получил от него похвалу. По отпуске его начаты немедленно подступы. Венгерцы первые подошли к стенам между Покровской и Свинусской башней, но вылазкой граждан были прогнаны. Августа 27, по сказанию Псковской Летописи о сей осаде, некоему благочестивому мужу, именем Дорофей, было явление и откровение от Божия Матери о будущем нападении на град со стороны угла Крепости при Покровском Монастыре 25 , Почему Печерского Монастыря Игумен Тихон, еще до осады по повелению Архиепископскому пришедший в город с Чудотворными Успения и Умиления Богородицы Иконами Печерского Монастыря, начал с Духовенством и гражданами совершать ежедневные Крестные хождения с теми Иконами в помянутое место, а Воеводы и Бояре поставили в той части стены три Креста заветные.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

По народному преданию, после основания обители царь Иван Грозный пожаловал ей 15-пудовый колокол «Горюн». Надпись на нем гласит, что лит этот колокол «в лето 7059 8 сентября на Рождество Пресвятой Богородицы», т. е. в сентябре 1550 г. Не исключено, что колокол был подарен монастырю уже после смерти Ивана Грозного. В конце XIX в. он еще находился в Святогорском монастыре . Спустя некоторое время из Успенского монастыря начались регулярные крестные ходы через Остров в Псков, а позднее – в Опочку, Красный и Велье. В рукописной «Повести о явлениях чудотворных икон на Синичьей горе, иже ныне зовема Святая гора, в Святогорском монастыре», составленной во второй половине XVII в., говорится о том, что с 1647 г. изменилось время прибытия икон в Псков и был уточнен обратный маршрут. Исследователи, в том числе игумен Иоанн, считают, что первый крестный ход в Псков состоялся в 1592 г., когда на Псковщине был сильный мор . Первый известный игумен этого монастыря Иосиф упоминается в писцовой книге 1585–1587 гг. Митрополит же Евгений (Болховитинов) первым настоятелем монастыря назвал Зосиму (Завалишина), который в 1598 г. присутствовал на Земском соборе в Москве и в числе других священников подписал Утвержденную грамоту об избрании на царство Бориса Годунова . Однако в тексте подписанной на Соборе утвержденной грамоты имеются сведения только о псковском епископе Геннадии и игумене Псково-Печерского монастыря Иоакиме: «Вместо Печерского игумена изо Пскова Иакима Геннадья, епископа Псковского» . После строителя Зосимы игумен Иоанн указал следующего настоятеля – игумена Феоктиста, имя которого значится на пожертвованном им монастырю толковом Евангелии: «Книга, глаголемая Толковия, два евангелиста Матфе Марко игумена Феоктиста а подписаль своею рукою со… Феофилъ» . Затем, со ссылкой на монастырскую летопись, исследователь назвал игумена Вениамина. При нем, по преданию, в 1632 г. сама собой зажглась свеча «пред чудотворною иконою Умиления Пресвятой Богородицы» . В другом месте своей книги игумен Иоанн указал это чудотворение со свечой при игумене Вениамине 1 сентября 1652 г. Действительно, судя по сохранившимся спискам Повести, чудо произошло позже, и вряд ли игумен Вениамин находился в монастыре в 1632 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/10015260/

Там же хранятся еще «синодики и кормовая книга, заведенные со времени Корнилия 249 » и тоже эксплоатированные нашим ученым архипастырем (стр. 52 и др.). Он, кроме того, ссылается на описи монастырского имущества (стр. 17, 27 и пр.), на монастырские грамоты, «из коих 10 сохраняются до ныне подлинниками, с государственными печатями, в монастырском архиве» (стр. 31), 250 на надписи и :.на «одну рукопись» Троице-Сергиевой лавры, передающую факт посещения Печерского монастыря д. Иваном Грозным. О псковской летописи, оффициальных монастырских записях касательно вкладчиков, о которых речь есть и в синодиках, посетителей и пр., о штатах 1764 г. и о личном знакомстве м. Евгения с монастырем, как источииках, мы уже не упоминаем и на будущее время упоминать не будем. Но любопытно, что Евгений работал по части описания псковского Печерского монастыря (должно быть для Истории росс. иерархии) еще в Новгороде: в библиотеке тамошнего Софийского собора он нашел (за 693) список, кажется, названной уже нами «Повести и сделал из нее краткое извлечение, которое можно найти в рукописном сб. Киево-Софийской соборной библиотеки 187 на л. 112 об. и после которого преосвященный заметил: «прочее о Печерском монастыре см. в месяцеслове». Едвали не хранится в библиотеке же Киево-Софийского собора и копия с самой «Повести», – там, по крайней мере, за 548 есть такая рукопись: «Повесть о Печерском монастыре, иже во псковской земли...; о первом старце печерском и о игуменах, в ней же явлено вкратце и о чудесех от иконы Пресв. Богородицы честного и славного ее успения и умиления; и о избавлены града Пскова и обители Печерские от пленения в нашествие безбожного короля польского Стефана Абатора» (л. 33–65 об., in fol.). За 598 киево-софийской библиотеки находится и еще «Повесть преславная, сказуема о пришествии Пресв. Владычицы нашея Богородицы и Присно-Девы Марии Печерские», об ее «чудесах во время нашествия на Псков короля Стефана Батория и каким образом защитились» (л. 5–31 об., in fol; есть поправки руки самого м.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Явленная икона прославилась многими чудесами, в память которых установлен праздник 15 августа. В 1521 году псковскими купцами Василием и Феодором пожертвована в Печерский монастырь новая икона Успения Богородицы – Умиление, прославившаяся с 1528 года чудесами. Но обе иконы прославились особенно во время нашествия на Псков и на Печерский монастырь Стефана Батория, короля польского, в 1581 году. 27 августа этого года одному благочестивому мужу Дорофею было явление Божией Матери, отрывшей ему об имеющем быть нападении на город со стороны угла крепости при Псковском монастыре. Поэтому игумен Печерского монастыря, Тихон, еще до осады вызванный в город с чудотворными иконами Печорскою и Умиления Богородицы, начал, по повелению царя и епископа, совершать крестные хождения с этими иконами на упомянутое место. 6 сентября игумен Тихон и протоиерей Лука по утру созвали благовестом горожан в собор, откуда совершили крестный ход к Покровскому углу с чудотворною Печерскою иконою Богородицы, с мощами св. благоверного князя Псковского Гавриила и с древнею Печерскою хоругвию. Народ сопровождал их с плачем, не ожидая себе ни откуда более помощи кроме Бога. 7 и 8 сентября происходили усиленные и непрерывные приступы Батория к стенам Пскова. Наконец до народа, собравшегося в соборе на молитву, дошла горестная весть о проломе в стенах и о занятии врагами стен Пскова. Страх овладел сердцами всех... Когда все устремились на защиту пролома в стене и храбро отражали нападения неприятеля, защитникам города пришло на мысль отвезти большое псковское орудие к церкви Похвалы Богородицы, чтобы поражать им отсюда врагов. Это удачное распоряжение поколебало ряды осаждавших и заставило их отступить. Но король, увидев бегство своих воинов, немедленно выслал на помощь им свежие, лучшие войска свои с решительным приказанием не отступать от стен до окончательного взятия города. Возобновилась упорная битва, и защитники города начали опять ослабевать от сильного напора неприятелей. Тогда воеводы послали в собор к духовенству сказать, чтобы из собора были принесены мощи св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

7 марта Празднество Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея, именуемыя «Споручница грешных» (1843; 1848) Святых семи священномученик, в Херсоне епископствовавших: Василия, Ефрема, Евгения, Елпидия, Агафодора, Еферия и Капитона (IV) 9 марта Святых сорока мученик севастийских: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Флавия, Аетия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия († ок. 320) 10 марта Святаго мученика Кодрата и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия (другаго), Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида, Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и иных многих (†258) 11 марта Святителя Софрония, Патриарха Иерусалимскаго († ок. 644) Святителя Евфимия, архиепископа Новгородскаго († 1458) Святителя Софрония, епископа Вратчанскаго (†1813; Болг.) Святаго мученика Епимаха (пренесение мощей) (службу зри 31 октября) Преподобнаго Софрония, затворника Печерскаго, в Дальних пещерах почивающаго (XIII) 12 марта Святителя Григория Двоеслова, Папы Римскаго (†604) Преподобнаго Феофана Исповедника, Сигрианскаго (†818) Преподобнаго Симеона, Новаго Богослова (†1021) Преподобнаго Феоктиста, бывшего Драгутина, краля Сербскаго (XIV) 14 марта Празднество Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради иконы Ея, именуемыя «Феодоровская» (1613) Преподобнаго Венедикта Нурсийскаго (†543) Иконы Божия Матере Себежския, именуемыя «Умиление» (Псковская) (1634) 15 марта Святаго мученика Агапия и с ним седми святых мученик: Пуплия, Тимолая, Ромила, Александра, Александра (другаго), Дионисия, Дионисия (другаго) (†303) 19 марта Святых мученик Хрисанфа и Дарии и с ними Клавдия трибуна, Иларии, супруги его, Иасона и Мавра, сыновей их, Диодора пресвитера и Мариана диакона (†283)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

   Державный Покров Матери Божией покрыл весь род христианский на все времена. Православная Россия — удел Божией Матери. Она являлась Сама на Руси тем святым, чьи сердца не знали тени порока: преподобным Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому и другим. Их было много, всех теперь не перечислить. Она посещала многострадальную, но верную Богу Русь многочисленными Своими иконами, ими являя русским людям Свой Покров. Про Матерь Божию можно смело сказать, что Она — неисчерпаемый океан чудес, явленных на Руси.    Наиболее почитаемые у нас иконы — Владимирская и Казанская. Их значение в жизни русского народа огромно. Они сделались всенародной святыней и знамением Небесного Покрова над Русской Церковью и нашим Отечеством. Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов (†1857) назвал Казанскую икону «Русским Покровом» — Покровом Пресвятой Богородицы над Россией.    В смутное время 1612 года дружина Димитрия Пожарского несла список чудотворной Казанской иконы в своих рядах и изгнала из Москвы польских интервентов. В память этого события в 1649 году было установлено всероссийское празднование Казанской иконе, совершаемое 22 октября. В 1709 году, накануне Полтавской битвы, Петр молился со своим войском перед Казанской иконой, и была одержана победа. В 1812 году этот же образ осенял русских воинов, отражавших нашествие французов. И именно 22 октября русские войска нанесли противнику первое крупное поражение.    Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах (не исключая и последнюю — Великую Отечественную войну) русские войска неизменно брали с собой иконы Божией Матери — Казанскую, Смоленскую, Донскую. И всегда страна наша ощущала помощь Заступницы Усердной рода христианского.    Три раза в году совершается празднование Владимирской иконе в благодарность за избавление ее помощью нашего Отечества от врага. Церковь вспоминает эти события 21 мая, 23 июня и 26 августа.    А псковская земля особенно отмечает еще и день 7 октября, когда чудотворный Псково-Печерский образ «Умиление», находящийся в нашей святой обители, оградил Псков и псковскую землю от посягательства иноверцев. Икона эта неоднократно спасала и Псков, и обитель нашу от различных врагов, желающих завладеть искони Русской землей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3258...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010