ЖМП 7 июль 2022 /  4 июля 2022 г. 15:00 В единстве с Русской Православной Церковью Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий . Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы.  PDF-bepcuя. Первый архипастырский визит в Уганду В мае этого года состоялся первый архипастырский визит Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида в Республику Уганда. В поездке принял участие секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей иеромонах Стефан (Игумнов). Девятнадцатого мая митрополит Леонид встретился с Президентом Уганды Йовери Кагута Мусевени. Далее состоялись встречи митрополита Леонида:  с главой одной из влиятельных фракций Парламента Уганды, представители которой заявили о своей поддержке Патриаршему экзархату Африки Русской Православной Церкви и готовности к сотрудничеству;  с Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Республике Уганда Владленом Станиславовичем Семиволосом;  с руководством Межрелигиозного совета Уганды.

http://e-vestnik.ru/world/patriarshiy_ek...

Закрыть itemscope itemtype="" > «В Украинской Православной Церкви готовился антиуставный " переворот " » Митрополит Ионафан о попытках митрополита Александра (Драбинко) представить покойного предстоятеля УПЦ МП как сторонника автокефалии 23.11.2016 1029 Время на чтение 3 минуты Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан рассказал, как группа представителей Украинс кой Православной Церкви Московского Патриархата пыталась совершить внутрицерковный переворот с целью провозглашения ее независимости от Московского Патриархата. Как пишет он в статье, опубликованной на сайте УПЦ МП, при ныне покойном митрополите Киевском и всея Украины Владимире в последние годы его жизни и стараниями его секретаря митрополита Александра (Драбинко) собралась команда молодых священников Канонической Церкви, у которых «второй, если не основной, " профессией " стала популяризация идеи автокефалии в массах через подведомственные им церковные или светские религиоведческие СМИ - идеи, замешанной на бульоне из софиологической средневековой идеологеме т.н. киевоцентризма и, как ни странно, бюрократической практики, заимствованной из осуждённого в УПЦ т.н. " политического православия " , - с начётническим разделением иерархов УПЦ на " наших " и на " чужих " ». «На контролируемых про-автокефальной идеологической командой околоцерковных порталах стали мусироваться идеи об " отсталости " старой " советской " генерации епископов УПЦ, якобы не способных в новых исторических условиях к примирению с " отделившимися братьями " , - пишет владыка. - Явной или скрытой критике, а порой и шельмованию, подвергались носители иных взглядов на " совершенствование " канонического статуса УПЦ. Наблюдатели не исключали, что исподволь, кто-то решил подготовить церковное общество к будущей решительной чистке кадрового состава епископата УПЦ и к замене на руководящих постах в УПЦ вместо " пророссийских " старых кадров епископата представителями " перспективного " молодого поколения иерархов, готовых вступить в " диалог " с раскольниками из УПЦ-КП, УАПЦ и с иными украинскими религиозными группами».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/11/23/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Все православные несут ответственность за содействие примирению» Предстоятель Албанской Церкви архиепископ Анастасий призвал как можно скорее провести Всеправославный Собор 25.11.2019 1574 Время на чтение 3 минуты 20 ноября Предстоятель Албанской Православной Церкви архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий направил Константинопольскому Патриархату и всем Автокефальным Церквам Послание с призывом преодолеть церковную поляризацию. 24 ноября Послание опубликовала Албанская Церковь. Архиепископ Анастасий призывает как можно скорее провести Всеправославный Собор для преодоления раскола, вызванного предоставлением томоса об «автокефалии» Украине , сообщает РИА Новости. «Церковные события прошедшего года создали новую реальность с очевидным вовлечением геополитических интересов и выгод. Эту новую ситуацию нельзя игнорировать прямо или косвенно. Предоставление автокефалии православной церкви Украины не принесло желаемого православного единства и мира, как это было со всеми предыдущими случаями предоставления автокефалии», - говорится в Послании. «Центральная фигура в украинской проблеме, самопровозглашенный " патриарх " Филарет, в конечном итоге отказался от " томоса " , раскритиковав как его содержание, так и его цель. Разногласия распространились на другие регионы и на православный мир в целом», - пишет архиепископ Анастасий. По его словам, после решения Московского Патриархата многие миллионы православных по всему миру прекратили евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом, Александрийским Патриархатом и Элладской Церковью. Вопрос о законности рукоположений, совершенных самопровозглашенным «патриархом» Филаретом, когда он был отлучен от Церкви и подвергнут анафеме, продолжает разделять, отметил архиепископ Анастасий. «Болезненные последствия этого хирургического вмешательства слишком хорошо известны не только среди православных кругов, но и во всем христианском мире», - говорится в письме. Иерарх отметил, что тревожное молчание преобладает в большинстве Православных Церквей, раскол наносит серьезный удар по Православию, и время только углубляет церковный раскол.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/25/vs...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кому война, а кому мать родна В ходе беспорядков в Белоруссии предпринимается попытка продвинуть «белорусскую автокефалию» 14.08.2020 1845 Время на чтение 4 минуты Беспорядками, возникшими в Белоруссии после президентских выборов, решили воспользоваться украинс кие раскольники. Главарь т.н. ПЦУ Сергей Думенко заявил, что Белорусский экзархат Русской Православной Церкви имеет право на томос. Об этом раскольник написал на своей странице в Facebook. «...В эти дни особенно страдает белорусский народ – наши соседи, с которыми с княжеских времен мы имели много веков совместной церковной и государственной истории, составляя до 1686 единую Киевскую митрополию. Ее неканоническая аннексия Москво й имела и продолжает иметь трагические последствия для православия во всей Восточной Европе. По воле верующего народа и по благословению нашей общей матери-церкви, Вселенского патриархата, украинская церковь утвердилась среди автокефальных церквей-сестер. Православная церковь Беларуси имеет те же основания и право просить матерь-церковь о Томосе, когда на то будет ее желание», – подбрасывает раскольник Думенко мыслишку своим единомышленникам в Белоруссии. Еще один раскольник из ПЦУ Георгий Коваленко, который когда-то был пресс-секретарём предстоятеля Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и пользовался доверием некоторых православных в России, вообще считает, что «Православная Церковь Беларуси – уже реальность, хоть еще и неосознанная и неорганизованная». Слова некогда влиятельного функционера УПЦ МП (в разные годы помимо должности пресс-секретаря Коваленко занимал должности главного редактора официального сайта УПЦ МП, председателя Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ МП) передаёт Союз православных журналистов. Бывший протоиерей написал это, как теперь водится, на своей странице в Facebook. Весьма кстати публицист Назар Головко в опубликованной на сайте Союза православных журналистов статье «Минский " майдан " и автокефалия " Белорусской Церкви " » напомнил, что Коваленко «был в числе тех, кто принимал самое непосредственное участие в создании украинского " богословия майдана " . Согласно этому " богословию " Христос невидимо присутствовал на протестах и все, что происходило на Майдане, происходило по Божией воле». Журналист отмечает, что беспорядки в Белоруссии тоже привели к появлению «прослойки " майданных богословов " ».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/14/ko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Обыграют ли Фанар и Ватикан Москву и Белград? Патриарх Варфоломей пытается перетянуть Сербскую Церковь на свою сторону, пообещав не вмешиваться в разрешение македонского раскола 17.10.2018 2116 Время на чтение 5 минут Патриарх Варфоломей считает , что решение проблемы церковного раскола в Македонии - это компетенция Сербской Православной Церкви, сообщает « Интерфакс-Религия » со ссылкой на греческое агентство церковных новостей «Ромфеа». Со ссылкой на македонские СМИ оно информирует, что в Константинополе ответили на письмо из непризнанной Македонской церкви, в котором содержится просьба наделить ее статусом автокефальной. Между тем, как пишут СМИ, патриарх Варфоломей заявил, что «данный регион не входит в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, но находится под юрисдикцией Сербской Православной Церкви». Как видим, патриарх Варфоломей совершил совершенно недвусмысленный жест, который можно истолковать в числе прочего и в качестве попытки «перетянуть на свою сторону патриарха Иринея». Помня, что Сербский Патриарх является одним из самых последовательных сторонников Московской Патриархии в споре с Константинополем по украинскому вопросу, мы обратились к нашим постоянным собеседникам в виртуальном «Балканском клубе» с просьбой высказаться по существу вопроса. В беседе принимали участие: председатель «Русского Собрания в Сербии» Ранко Гойкович , сербский профессор Зоран Чворович , помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров , председатель Наблюдательного Совета ООД «Россия Православная» Михаил Михайлович Иванов . Ранко Гойкович: Это заявление патриарха-отступника Варфоломея представляет собою чисто иезуитский трюк. Ясно, что речь идёт о попытке, во-первых, вбить клин между СПЦ и РПЦ; а во-вторых, спровоцировать раскол в СПЦ: поскольку в Сербской Церкви есть епископы, настроенные проконстантинопольски. Павел Тихомиров: О ком идёт речь? Ранко Гойкович: Я уже писал о епископе Григорие, бывшем Герцеговинском, который на злосчастном соборе на Крите выступил с речью, в которой возвеличивал римокатоликов и протестантов и, при этом, критиковал православных за упорство в неприятии экуменизма.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/17/ob...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Теперь и в рай, видимо, без латвийского гражданства не попасть» По мнению экспертов, спешное решение Сейма Латвии призвано подготовить Латвийскую Православную Церковь (Московского Патриархата) к украинскому варианту 08.06.2019 663 Время на чтение 3 минуты В четверг, 6 июня, Сейм Латвии в окончательном чтении в срочном порядке одобрил поправки к закону о Латвийской самоуправляемой Православной Церкви (Московского Патриархата), согласно которым, ее предстоятель, иерархи и кандидаты на эти должности должны быть гражданами Латвии, передает РИА Новости. Кроме того, они должны постоянно проживать в Латвии не менее десяти последних лет. «Введение критериев гражданства и постоянного места жительства для должностных лиц таких религиозных организаций, руководство которых находится за пределами Латвии, позволит укрепить автономию этих организаций и даст возможность избежать потенциального влияния из-за рубежа», - заявил в своей речи председатель комиссии Сейма по правам человека и общественным делам Латвии Артус Кайминьш. Ранее заявлялось , что в ходе подготовки законопроекта якобы были проведены консультации с представителями Латвийской самоуправляемой Православной Церкви (Московского Патриархата) и министерства иностранных дел Латвии. Однако это заявление опроверг не названный в публикации издания «Аргументы недели» протоиерей, клирик Латвийской самоуправляемой Православной Церкви (Московского Патриархата): «Я не знаю, с кем парламент консультировался, но многие священнослужители об этом не знают. Поправки приняты, разговоры идут, а кто-то с кем-то консультировался… Странно. В чем суть? Внести раскол среди верующий и устроить то, что сейчас происходит на Украинеавтокефальную церковь. Могу сказать, что за все придется отвечать. И перед Богом, и перед людьми. И даже в этой жизни. Бедные, бедные латыши. Бедная Латвия. Даже не хочу думать о последствиях. Я молюсь за этих людей. Какое право они имели влезать в дела православной церкви. Тогда бы ввели поправки к " Свидетелем Иеговы " , саентологам (секты запрещены на территории РФ. – РНЛ ). Нет, там поправок нет. Почему? Деятельность этих сект пришло из-за океана. Была дана команда и вот результат. Поверьте, с православной верой так поступать нельзя. Поверьте, эти люди убедятся в этом. Теперь и в рай, видимо, без латвийского гражданства не попасть. Несчастные люди. Бог им судья».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/08/te...

Закрыть Удар, откуда не ждали… В Польшу едет Константинопольский патриарх Варфоломей. Неужели и ППЦ признает украинских раскольников? 23.03.2022 4049 Время на чтение 4 минуты Фото: orthodox.pl Вчера Архиерейский Собор Польской Православной Церкви постановил обратиться к властям Российской Федерации с призывом остановить военные действия на Украине , сообщает « Союз православных журналистов » со ссылкой на официальный сайт Польской Православной Церкви. Польские архиереи убеждены, что «в результате вторжения российских войск в Украину наступило тяжелое время братоубийственных схваток, которое продолжается и по сей день». «В результате нарушена нормальная жизнь граждан, убито много невинных людей, прогрессирует деградация церковной и общественной жизни. Разрушаются материальные блага: храмы, памятники, объекты критической инфраструктуры и жилые дома», – говорится в постановлении Собора. Они сравнили события на Украине с тем, как Каин убил своего брата Авеля, и отметили, что не могут понять причины, по которым воюют друг с другом два братских православных и славянских народа. Поэтому призывали власти России остановить войну. «Как в Ветхом Завете, так и сегодня Бог взывает ко всем участникам военных действий: " Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли " (Быт. 4:10). Священный Архиерейский Собор Польской Автокефальной Православной Церкви, руководствуясь этой библейской истиной, призывает власти Российской Федерации во главе с президентом прекратить боевые действия в Украине, видя их злыми и непонятными», – говорится в постановлении Собора архиереев Польской Церкви. Читая такое миротворческое по виду заявление польских православных архиереев, не перестаёшь удивляться лукавству: вроде бы это обращение является призывом к миру, но почему-то оно обращено только к Владимиру Путину , а не к Владимиру Зеленскому одновременно. Фактически, «миротворческое» обращение, таким образом, превращается в обвинение России в агрессии. Получается, польские архиереи не понимают причин, которые привели к этому конфликту. Ну возможно они в Польше не замечали, как идеология укронацизма подчиняла себе Украину. Хотя это особенно странно в отношении поляков, что они не видят опасности в героизации приспешников фашистов – Бандеры и Шухевича. Ведь страшную «Волынскую резню» делали именно героизируемые ныне на Украине «херои» ОУН-ОПА (запрещена в РФ), и, казалось бы, именно поляков это должно особенно беспокоить. Но, видимо, мы, русские, чего-то не понимаем в психологии европейцев...

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/23/ud...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИЕВСКОЕ СОВЕЩАНИЕ 1922 ГОДА собрание архиереев, клириков и мирян правосл. епархий Украины, состоявшееся в Киеве 2-4 сент. 1922 г. Официально называлось «Заседание членов Киевского православного церковного Собора». Дало рекомендации по важнейшим вопросам церковных реформ, решения по к-рым были приняты на заседании Синода епископов Украины 5 сент. того же года. В нач. 20-х гг. ХХ в. церковная жизнь Украины оказалась осложнена последствиями «самосвятского» (см. в ст. Липковский В. ) и обновленческого (см. Обновленчество ) расколов. Обозначился ряд проблем, для решения к-рых был необходим созыв представительного собрания духовенства и мирян Украины. Так, после образования в окт. 1921 г. «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ) с самосвятской «иерархией» во главе с бывш. прот. В. Липковским особенно остро встал вопрос о языке богослужения и проповеди (часть укр. прихожан выступала за переход на укр. язык, чем пользовались сторонники УАПЦ), а также проблема будущего канонического статуса правосл. Церкви на Украине. Ранее, 25-28 февр. 1921 г., Синод епископов Украины признал возможным допустить, где того пожелают прихожане, совершение богослужения по церковнослав. книгам с укр. произношением и чтением Евангелия в переводе на укр. язык, а также проповедь на укр. языке. 6 июня того же года Синод уточнил, что для перехода на укр. язык богослужения необходимо пожелание 2/3 прихожан. Патриарх свт. Тихон признал эти решения согласными с духом правосл. Церкви. Однако патриарх отметил, что окончательное решение по этим вопросам должен принять Всеукраинский церковный Собор ([Обращение Патриарха Московского и всея России Тихона к чадам Православной Церкви на Украине от 23(10).07.1921]//Перший Всеукраïнський Правосл. Церк. Собор УАПЦ 14-30 жовтня 1921 р.: Док-ти i мат-ли. К.; Льbib, 1999. С. 503). На предстоящем Всеукраинском Соборе также предполагалось провести обсуждение вопроса о путях преодоления «самосвятского» раскола.

http://pravenc.ru/text/1684579.html

После оккупации значительной части Польши германскими войсками глава Польской православной церкви митр. Дионисий (Валединский) оказался в тяжелом положении. У него и до войны была сильная оппозиция, с одной стороны, русских, недовольных его колонизаторской политикой, а с другой – украинцев, считавших, что он им недостаточно помогает. Теперь эти противники обрушились с двух сторон и апеллировали к германским властям. Кроме того, Владыка Дионисий и так находился под арестом гестапо. В конце концов, он был вынужден отказаться от церковного управления и в конце ноября 1939 г., передать его архиеп. Серафиму (в пределах досягаемости митрополита в то время не было ни одного другого православного епископа). Трудно судить о степени добровольности публикуемого письма Владыки. По крайней мере, в вопросе отказа митр. Дионисия от церковного управления без давления гестапо, вероятно, не обошлось. С согласия синода РПЦЗ архиеп. Серафим временно переехал в Варшаву и оказался в эпицентре упорной борьбы различных германских ведомств. Чиновникам РКМ представлялось, что включение Варшавско-Холмской епархии в замышляемую ими Православную Церковь Германии сочетается с присоединением к рейху Генерал-губернаторства. С точки зрения министерства дальнейшее расширение Германской епархии, уже объединявшей и православных в Австрии, Судетах и Чехии, было закономерным и в полной мере отвечало интересам рейха. РКМ противостояли первоначально МИД и Внешнеполитическая служба НСДАП (к которым через 3–4 месяца присоединилось и правительство генерал-губернатора). Эти ведомства рассчитывали привлечь симпатии украинского населения к Германии, позволив создать национальную церковную организацию. Украинцы казались важным орудием против поляков, а в будущем и против русских. В свете указанных обстоятельств РКМ (а под его воздействием и архиеп. Серафиму) пришлось пойти на серьезные уступки, но в результате временно склонить на свою сторону чиновников правительства генерал-губернатора и СД. В начале 1940 г. силы противоборствующих сторон стали примерно равны, и они в конце концов пошли на своеобразное компромиссное соглашение. В феврале состоялась официальная передача руководства Православной Церковью в Генерал-губернаторстве архиеп. Серафиму при условии сохранения ее автокефалии. 30 85 . Письмо митрополита Варшавского Дионисия (Валедийского) архиеп. Серафиму (Ляде) с просьбой принять в свое ведение приходы бывшей автокефальной православной церкви в Польше

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 лет назад, 27–28 мая 1992 года, в Харькове, в епархиальном управлении на территории Покровского монастыря, состоялся Архиерейский Собор епископов Украинской Православной Церкви, положивший начало новой истории православной веры украинского народа, сохранившего каноническое единство с Русской Православной Церковью и мировым Православием. На Соборе была дана оценка антицерковной деятельности бывшего предстоятеля УПЦ митрополита Филарета (Денисенко), который за клятвопреступление и ряд других антицерковных деяний решением Собора был низложен с должности и запрещен в священнослужении. Новым предстоятелем Украинской Православной Церкви был избран митрополит Ростовский и Новочеркасский, Патриарший экзарх Западной Европы Владимир (Сабодан; † 5.07.2014). Открывалась непростая, но благодатная страница в новейшей истории украинского Православия. Предыстория Автору этих строк довелось начинать работать в церковной журналистике еще до раскола, на Пушкинской, 36, где находился Экзархат митрополита Киевского и Галицкого Филарета. Молодой викарий, наместник открывшейся в 1988 году Киево-Печерской Лавры, епископ Переяслав-Хмельницкий Ионафан (Елецких), ныне – митрополит Тульчинский и Брацславский, был инициатором создания первой на Украине православной газеты – официального органа Украинского Экзархата РПЦ, затем – УПЦ. Как ответственному редактору, мне было поручено подобрать штат и выпускать новую газету «Украинский православный вестник» на двух языках – русском и украинском. После собеседования Филарет предоставил в здании Митрополии помещение для редакции и пожелал видеть новое издание в киосках «Союзпечати». Поэтому наблюдать весь процесс грядущего раскола и борьбу Церкви за его преодоление пришлось «изнутри». А события развивались так. Выступление митрополита Владимира (Сабодана) на соборе УПЦ 26 июня 1992 года в Киево-Печерской лавре В 1989 году в УССР была реанимирована раскольническая Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), сбежавшее руководство которой восседало за океаном после победы над фашизмом в 1945 году.

http://pravoslavie.ru/103919.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010