IX.Uдeoлoruя раскола В.И. Петрушко. Автокефалисткие расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997 Основой идеологии автокефалистского раскола сегодня, как и в 1920-е годы, когда процветала Липкивщина, и 1940-е, когда возник раскол Поликарпа (Сикорского), по-прежнему остается украинский национализм. Идея «самостийной поместной церкви» для раскольников увязана в единый комплекс национал-сепаратистской программы. Не соображения блага Православной Церкви и ее более успешной деятельности на Украине заставляют раскольников настойчиво добиваться создания автокефальной церкви противоканоническими способами, а стремление привнести националистическую идеологию в церковную ограду. Как следствие этого полная бездуховность, которая царит в автокефалистских кругах, подмена Евагельского духа Православной Церкви политическими лозунгами сепаратистского характера. В представлении большинства украинских политиков-экстремистов, которые являются главными вдохновителями раскола, самостоятельная Поместная Церковь это некий необходимый атрибут независимой государственности, ее идеологическая база. Поэтому, понимая, сколь огромное влияние способно Украинское Православие оказать на умы граждан Украины, националисты не могут оставить без внимания сферу церковной жизни. Естественно, что создание суррогата Православия в лице автокефалистских раскольничьих псевдопатриархатов, а особенно с учетом такого субъективного фактора, как личная аморальность и коррумпированность многих лидеров раскола, привело к ужасающим последствиям. Сохранив кое-как православную обрядность, раскольники напрочь выхолостили в своем сообществе всякое проявление православной духовности. Политики и агитаторы заменили в рядах автокефалистского «духовенства» подлинных пастырей. Приоритетом для них является национальная идея, в жертву которой раскольники готовы принести все, в том числе и православное вероучение. Любые соображения духовного порядка отступают на второй план, когда речь идет о главном для раскольников национальной идее. В этом плане показательна встреча, имевшая место 20 февраля 1995 года в киевской «духовной академии» УПЦ КП: по приглашению лжепатриарха Володимира Романюка ее посетила Слава Стецько, председатель Организации украинских националистов (ОУН) и Конгресса украинских националистов (КУН), вдова одного из лидеров Бандеровщины в 1940-е годы. Стецько в своем «докладе» рассказала об «органическом единстве идеологии украинского национализма и украинской церкви», отметив, что этому соответствует и лозунг ОУНовцев: « Бог и Украина превыше всего» Характерно, что даже германский фашизм, чей девиз «Германия превыше всего» бандеровцы взяли за образец, был более искренен и не прикрывал свою человеконенавистническую идеологию именем Божиим.

http://sedmitza.ru/lib/text/440082/

     Необязательно быть пророком, чтобы предугадать события на Украине в связи с созданием Единой православной украинской церкви, которое анонсировал президент соседней страны Петр Порошенко. Людям, далеким от Церкви, не очень понятно, почему кто-то выступает против этого государственного проекта. Казалось бы, любое объединение лучше каких-либо разъединений. Для того чтобы разобраться в этой политической провокации, надо знать историю, светское и церковное право, православное учение о Церкви, статистику религиозных предпочтений в украинском народе, кто такой Вселенский патриарх Варфоломей и какое он имеет отношение к Украине. Что такое автокефалия и Томос, почему в названии Украинской православной церкви есть словосочетание «Московский патриархат» и при чем здесь Москва. Кто такие раскольники (Киевский патриархат и Украинская автокефальная православная церковь) и как они образовались на Украине в ХХ веке. Почему Филарет, возглавляющий Киевский патриархат, не вылезает из Америки, зачем мусульманин Мустафа Джемилев, председатель Меджлиса крымско-татарского народа в 1991–2013 годах (организация, запрещенная как террористическая в Российской Федерации), поехал к турецкому президенту Реджепу Эрдогану с просьбой способствовать в получении от Константинопольского патриарха документа для создания новой православной церкви на Украине. Чтобы расплести этот клубок вопросов, от каждого из нас требуются знания и вдумчивое рассудительное отношение к событиям. Все знают, что самые болезненные и спорные проблемы в истории человечества — это проблемы языка и религии, которые связаны с самоидентификацией народного сознания. Если хочешь сотворить смуту в какой-либо нации, сделай так, чтобы нарушить устоявшийся баланс языковых и религиозных предпочтений. Ни один из политиков, желающий блага для своего народа, не будет затрагивать эти вопросы. И наоборот — если хочешь, чтобы часть народа тебя возненавидела, заставь народ изменить свой язык и поменять Церковь, которую он выбрал для своей веры. Именно последнее и происходит сейчас на Украине.

http://pravoslavie.ru/116126.html

Закрыть itemscope itemtype="" > И Вы, Судия Вселенной? Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II признал т. н. «ПЦУ» 08.11.2019 2662 Время на чтение 3 минуты Сегодня Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II во время Литургии в храме Святых Архангелов в районе Эз-Захир в столице Египта помянул имя Думенко в диптихе Предстоятелей Поместных Православных Церквей. По окончании Литургии Патриарх Феодор II разъяснил присутствующим в храме о своем решении, в связи с чем митрополитом Гвинейским Георгием было официально зачитано решение Александрийского Патриархата о признании автокефалии «ПЦУ», сообщает Orthodoxia.info . На странице «ПЦУ» в Фейсбуке говорится следующее: «С радостью сообщаем хорошую новость: блаженнейший папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II в пятницу, 8 ноября, во время божественной литургии в храме Архангелов в столице Египта впервые помянул имя блаженнейшего митрополита Киевского и всей Украины Епифания как предстоятеля автокефальной Православной церкви Украины». В сети появилось видео Литургии , где Патриарх Феодор в числе других Предстоятелей зачитывает имя Сергея Думенко, называющего себя «митрополитом Епифанием» (после 45-й минуты). Стоит уточнить полный статус Патриарха Феодора: Его Блаженство Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной. После подобного поступка так и хочется воскликнуть в сердцах: И Вы, Судия Вселенной? Напомним , что 27 сентября 2018 года, во время последнего визита на Украину и совместного Богослужения с Предстоятелем и иерархами УПЦ МП, Патриарх Феодор заявил, что именно УПЦ МП является единственной канонической Церковью на Украине. Предстоятель Александрийской Православной Церкви призвал верующих УПЦ МП «оставаться верными Православной вере, оставаться в канонической Церкви». Александрийский Патриарх подчеркнул, что Предстоятель канонической Украинской Православной Церкви — Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. «Глава канонической Церкви в Украине — это наш Блаженнейший Митрополит Онуфрий, благословенный человек от Бога и настоящий монах», — отметил Владыка.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/08/i_...

Закрыть itemscope itemtype="" > О значении для Украины цивилизационного выбора князя Владимира 30.07.2015 633 Время на чтение 6 минут 28 июля в Кремле состоялся торжественный прием по случаю тысячелетия кончины св. кн. Владимира. Президент Путин поздравил представителей Русской Православной Церкви и иных Поместных Церквей с Днем крещения Руси. В своей речи он отметил, что выбор князя Владимира был « прозорливым и предельно ответственным и послужил истоком становления России как уникальной страны-цивилизации... Русь окрепла, возросла могуществом и авторитетом в глазах близких и дальних соседей, на равных вела разговор с народами и Запада, и Востока.... Эти духовные истоки и сегодня питают братские славянские народы России, Украины и Белоруссии ». В это же время, на Украине, в Киеве, президент Порошенко высказывался на тему цивилизационного выбора князя: « Владимир более тысячи лет назад сделал не только религиозный, а цивилизационный, действительно европейский выбор... Болгария и Грузия, Греция и Кипр, Румыния и Сербия имеют независимую автокефальную церковь. Чем Украина отличается? Почему мы должны быть исключением из правила? ». Таким образом, виден разительный контраст в оценках двух президентов. Владимир Путин считает, что принятие православия послужило становлению России, Украины, Белоруссии как единой самостоятельной, самобытной цивилизации, а украинский лидер твердит о европейской сущности крещения. Для Порошенко очень важно обосновать и «европейский выбор» князя Владимира и автокефалию Украинской церкви. Что означает для Украины «европейский выбор», украинцам уже понятно, они сполна это почувствовали сначала украинского майдана и до сего дня, когда люди остаются без элементарных средств к существованию, а государство распадается по частям. Сейчас важно отметить, объяснить, что будет означать для Украины и православных украинцев автокефалия Украинской церкви. Раскольники и официальные лица страны рисуют благостную картину для будущей независимой украинской церкви: самая многочисленная по количеству прихожан, самая крупная по числу приходов и т.д. Не случайно и то, что Порошенко приводит в пример другие национальные Поместные Православные Церкви.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Закрыть itemscope itemtype="" > ПЦ Петра Порошенко Олег Мономах о том, к чему приведут потуги украинской власти по созданию «единой поместной автокефальной церкви» 20.04.2018 783 Время на чтение 7 минут Петр Порошенко как профессиональный интриган и враг Церкви на Светлой седмице затеял очередную атаку на каноническое Православие. Хроника событий такова. 9 апреля, на второй день Пасхи, Порошенко побывал в Стамбуле, где помимо прочего встретился и с Варфоломеем. Идея, не исключено, возникла ситуационно: встретился с Эрдоганом, встречусь и с Варфоломеем, «чтоб второй раз не вставать». Сайт Порошенко осветил событие скупо, но комично: «Патриарх Варфоломей I поблагодарил Петра Порошенко за его миротворчество, в частности, за призыв к миру во время его Пасхального обращения. Президент Украины также отметил важность внедрения Единой Поместной Православной Церкви в Украине, к чему стремится украинский народ». Какой народ? Известно - раскольники и самосвяты. Их мечта легализоваться, обойтись без покаяния за духовные преступления. Администрация президента надавила на рычаги и к 17 апреля соответствующие документы, поощряющие Порошенко обратиться к Варфоломею, были подписаны «всеми без исключения» «епископами» УПЦ КП и УАПЦ. 18 апреля Порошенко попытался надавить на Предстоятеля канонической УПЦ (МП) Блаженнейшего митрополита Онуфрия. Результат оказался плачевным. Сайт Администрации Порошенко скупо обронил: «Президент Украины и Предстоятель Украинской Православной Церкви (МП) обменялись мнениями по активизации межконфессионального диалога в Украине» . 19 апреля «партия войны» Верховной рады в едином порыве поддержала обращение Порошенко к Вселенскому Патриарху Варфоломею о предоставлении Томоса «об автокефалии Православной церкви на Украине». Депутаты от Оппозиционного блока и группы «Возрождение» голосовали «против» или не голосовали вообще. «За» - вся «майданная элита»: Блок Петра Порошенко, Нарфронт Турчинова-Авакова-Яценюка, Радикалы Ляшко, Самопомощь Коломойского и Ко, они дали 268 голосов.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/20/pc...

Имя епископа Белгородского и Грайворонского Панкратия (Гладкова) ныне почти забыто. Но это был архиерей, память о котором должна навсегда сохраниться в истории Русской Православной Церкви и в Истории Великой Отечественной войны. О нем известно немногое, но и известного достаточно, чтобы обратить внимание на этого незаурядного человека, на его трагическую судьбу. Схиарх.Лаврентий и еп.Панкратий Гладков с духовенством Чернигова 1942 г. Имя епископа Белгородского и Грайворонского Панкратия (Гладкова) ныне почти забыто. Но это был архиерей, память о котором должна навсегда сохраниться в истории Русской Православной Церкви и в Истории Великой Отечественной войны. О нем известно немногое, но и известного достаточно, чтобы обратить внимание на этого незаурядного человека, на его трагическую судьбу. Место и время рождения епископа Панкратия (в миру Василий Васильевич Гладков) пока неизвестны. Достоверно, что он окончил Московскую Духовную Академию в 1918 году кандидатом богословия и еще до окончания Академии принял монашеский постриг. В сане иеромонаха он был определен на приход и стал настоятелем храма иконы Божией Матери «Знамение» в селе Перово под Москвой. Об обстоятельствах его жизни и служения в 1920 — 1930-х гг. не известно ничего. Имя епископа Панкратия (Гладкова) как будто внезапно появляется на «переднем крае» истории. В мае 1941 года в сане архимандрита Панкратий (Гладков) прибыл из Москвы на Украину. Он был назначен Московской Патриархией наместником Почаевской Свято-Успенской Лавры. Проще всего увидеть в нем некоего наемника советской власти, выполнявшего роль пресловутой «руки Москвы» в церковных делах недавно присоединенной к СССР Западной Украины. Но последующая судьба не дает места подобным вульгарным трактовкам деятельности архимандрита Панкратия. Вскоре началась война, немецкая армия сравнительно быстро оккупировала Украину. Судьба Православной Церкви на Украине, недавно организованной в Экзархат, но оказавшейся оторванной от Москвы, зависила от позиции занятой украинскими епископами. У них была возможность отойти в юрисдикцию Зарубежной Церкви, в которой были сильны тогда негативные тенденции. Многие «зарубежники» предполагали, что немецкая армия «освободят Россию от большевиков», но в ходе войны подобная «позиция» претерпевала обоснованные изменения. Второй путь — соблазн провозглашения автокефальной украинской церкви, но это был путь раскола, и им пошли немногие, поддержанные оккупантами и националистами. Украинский православный епископат избрал третий, строго канонический путь. Этот путь был самым трудным, сулил только испытания.

http://pravmir.ru/o-episkope-pankratii-g...

Преподобний Никодим Святогорець його думки про повноваження Константинопольського 2 2021 р. 13:11 30 марта 2021 года ректор Киевских духовных школ епископ Белогородский Сильвестр выступил с докладом «Преподобный Никодим Святогорец и его мысли о судебных полномочиях Константинопольского Патриарха» на открытии ежегодной студенческой конференции «Студенческая наука в духовной школе», организованной КДАиС. Рубеж XX-XXI вв. стал временем заметного обострения споров по поводу православной экклезиологии. Нужно откровенно признать, что сегодня между Поместными Православными Церквами нет единства в понимании ряда аспектов учения о Церкви. Высказываются принципиально разные взгляды на природу и объем первенства во Вселенской Церкви, на механизм создания новых автокефальных и автономных Церквей, на канонический статус православной диаспоры. К тому же все эти вопросы не остаются только предметом абстрактных теоретических споров. Они порождают серьезные проблемы во взаимоотношениях между Поместными Церквами. Поэтому сегодня особенно важно вести взвешенную и ответственную дискуссию по вопросам православного учения о Церкви. Фундаментом для такой дискуссии должно служить святоотеческое наследие. Проблема апелляций и «украинский церковный вопрос» Одним из таких проблемных вопросов межправославных отношений является вопрос о праве Константинопольского Патриарха принимать апелляции от епископов, священников и диаконов, которые находятся в юрисдикции других Поместных Церквей и не согласны с вынесенными против них решениями церковных судов. Сегодня официальная точка зрения Константинопольского Патриархата сводится к тому, что Вселенский Патриарх (и только он) имеет право принимать апелляции осужденных клириков всех Поместных Православных Церквей, пересматривать принятые в других Поместных Церквах судебные приговоры и выносить безапелляционные решения по этим делам. Опираясь на такое понимание своих прав, Константинопольский Патриарх Варфоломей принял апелляцию бывшего Киевского митрополита Филарета (Денисенко), отлученного от Церкви Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1997 г.. В результате 11 октября 2018 Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о снятии анафемы с бывшего митрополита Филарета и о восстановлении его в епископском сане. Тогда же Константинопольский Синод принял в общение всех членов УПЦ КП и УАПЦ. Были отменены все судебные решения, принятые Русской Православной Церковью в отношении клириков, которые уклонились в раскол. Без каких-либо консультаций с Русской Православной Церковью было объявлено, что все «упомянутые выше лица канонически восстановлены в своем епископском и священническом сане» .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5793993...

Феофил Иванович (5.08.1865, с. Васильевка Хорольского у. Полтавской губ.- 23.01.1944, Харьков), лидер лубенского раскола - одного из направлений в укр. автокефалистском движении. Род. в семье священника. 15 авг. 1880 г. окончил Лубенское ДУ, в 1886 г. Полтавскую ДС, служил учителем в родном селе. В 1887 г. Полтавским и Переяславским еп. Иларионом (Юшеновым) рукоположен во священника к Никольской церкви мест. Маячка Кобелякского у. Проявил себя деятельным пастырем: при Б. были выстроены дома для причта, открыты 2 церковноприходские школы, читальня, культурная чайная, просветительское братство. С 1900 г. 2-й священник Всехсвятской кладбищенской ц. в Полтаве, одновременно преподавал Закон Божий в Полтавском епархиальном и Кобыжченском земском начальном уч-щах. В мае 1908 г. избран в совет Макариевского епархиального братства, в мае следующего года награжден орденом св. Анны 3-й степени. За годы служения в Полтаве стал известен как украинофил. На Полтавском епархиальном съезде (3-6 мая 1917) по докладу Б. была принята резолюция, представлявшая собой программу переустройства Церкви на Украине на национальных началах, к-рая предполагала введение укр. языка в богослужение, возрождение в богослужебной практике специфически укр. чинопоследований и обычаев, строительство храмов в национальном стиле, украинизацию духовных школ, запрет на поставление великороссов на укр. кафедры и т. д. Съезд также постановил войти в сношение с др. епархиями на предмет созыва Всеукраинского церковного собора и выработки совместной программы украинизации Церкви. На съезде Б. был избран делегатом на Всеукраинский церковный собор в Киеве (1918), а также председателем постоянного совета при Полтавском епископе (впосл. епархиальное управление), заменившего консисторию в ходе послереволюционных преобразований. Вместе с тем, испытав на себе значительное влияние Полтавского архиеп. Парфения (Левицкого) , Б. призывал к проведению украинизации в соответствии с канонами правосл. Церкви. Архиеп. Парфений и Б. резко отрицательно отнеслись к Киевскому собору 1921 г., положившему начало Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и ее неканонической иерархии самосвятов-липковцев (последователей В. Липковского ).

http://pravenc.ru/text/153631.html

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXX — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. Том XXX 30 том продолжает, начатую в 29-м томе публикацию статей на букву «К». Открывает настоящее издание объемный материал, посвящённый Каменец-Подольской и Городокской епархии Украинской Православной Церкви. Завершает публикации тома не менее обширная статья «Каракал», которая посвящена  истории, архитектуре, святыням и культурным ценностям, хранящимся в этом древнем афонском монастыре. Следует отметить, что в новый том отличает наличие большого количества крупных статей, посвящённых разным аспектам церковной жизни, персоналиям, памятникам культурного наследия человечества и т.д.  По этой причине в 30-м томе достаточно сложно выделить какую-либо статью, которую можно было бы назвать «главной». В то же время в томе присутствует ряд объемных статей, которые обращают на себя повышенное внимание. Среди них, прежде всего, следует отметить материал, посвященный такой весьма актуальной, как для современности, так и для предшествующих веков, теме, как канонизация святых в Христианской Церкви. В статье «Канонизация» дается богословско-каноническое понимание того, что такое канонизация, рассматриваются её критерии.  Читателю дана возможность проследить историю канонизации святых в Восточной Церкви в целом и на примере автокефальных Поместных Православных Церквей в частности. Естественно не обойдена вниманием и Западная Церковь, как до «Великой схизмы» так и после, в том числе — после Реформации. Статья «Канон Библейский» представляется не менее актуальной, так как сегодня всё чаще приходится сталкиваться с этой проблемой как представителям кругов ученых библеистов, так и рядовым верующим. В первом случае проблема может быть связана, например, с обнаружением древних апокрифов, некогда отвергнутых Церковью, или откровенными современными подделками, претендующими на звания вероучительных и исторических авторитетов. В то же время на обыденном уровне все мы нередко становимся объектами разного рода сектантской пропаганды, которая зачастую также склонна к спекуляциям на тему библейского канона. В данной статье обстоятельно рассматривается как само понимание канона Священного Писания, так история его формирования в Церкви.

http://pravenc.ru/shop/1468960/

I. Краткий обзор начального этапа в истории автокефалистского раскола на Украине и предпосылки его возрождения на рубеже 1980-1990-х годов В.И. Петрушко. Автокефалисткие расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997 В истории Православной Церкви на Украине в новейшее время имели место несколько попыток создать здесь независимую от Московского Патриархата автокефальную церковь. Основой стремления к «самостийной украинской церкви» всякий раз были сепаратистские настроения определенной части населения Украины, как правило, немногочисленной и связанной происхождением с западно-украинским регионом. Этой цели так и не удалось достичь в 1919 году, в период режима т.н. «Директории» Симона Петлюры. Однако, создание первой по счету так называемой «Украинской Автокефальнной Православной Церкви» (УАПЦ) стало возможным в 1920-1921 годах благодаря стремлению большевиков изнутри разложить единую Русскую Православную Церковь. Именно с этой целью органами НКВД были инспирированы обновленческий раскол в России и автокефалистский на Украине. В связи с тем, что никто из архиереев Русской Церкви не поддержал раскольников, последние оказались перед лицом крушения всей автокефальной авантюры. Дабы избежать его, лидеры раскола пошли на открытое и беспрецедентное попрание канонов Православия: лже-митрополит Василий Липкивский и другие лже-епископы УАПЦ 1921 года (как принято называть раскольников первой генерации) были «рукоположены» не епископами, а священниками и мирянами. Отсюда и другое название раскольников-автокефалистов Липкивского «самосвяты». Эта псевдо-церковь, в деятельности которой прослеживались многие протестантско-обновленческие тенденции, просуществовала недолго: не оправдавшая надежд НКВД, она, как неэффективное средство борьбы с Православием, была принуждена к самоликвидации в 1930 году с.87; 181, с.101]. Однако, «самосвяты» успели создать свою «епархию» в Америке. Руководимая лже-епископом Иоанном Теодоровичем, она просуществовала вплоть до окончания II Мировой войны с.15-17; 177, с.20-22].

http://sedmitza.ru/lib/text/440058/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010