17 октября 2019 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято заявление о ситуации, сложившейся в Элладской Православной Церкви после проведения внеочередного Архиерейского Собора 12 октября 2019 года по украинскому церковному вопросу. В заявлении отмечено было, что, поскольку «возглавляемая митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием самоуправляемая Украинская Православная Церковь, объединяющая 95 архиереев, более 12 тысяч приходов, более 250 монастырей и десятки миллионов верующих, пребывает в каноническом единстве с Русской Православной Церковью и ни к кому не обращалась за автокефалией, очевидно, что речь идет о признании раскольнических сообществ в этой стране». А также, что «необходимость спешного и одностороннего признания неканонического раскольнического сообщества Блаженнейший Архиепископ Иероним основывает на ряде ошибочных и ложных аргументов, неоднократно опровергнутых не только иерархами, учеными и богословами Русской Православной Церкви, но также многими видными архипастырями, пастырями и богословами Элладской Православной Церкви». Участники заседания Священного Синода терпеливо (в -дцатый раз) перечисляют эти аргументы и опровержения, но мы этого уже делать не будем – сколько ж можно-то. В заявлении Священного Синода отмечено также, что «Положение Элладской Церкви, существенно ограниченной в своем автокефальном устройстве, осложняется двойной юрисдикцией значительной части ее епископата, канонически зависящей от Константинополя: этим иерархам, например, рассылались циркуляры из Константинопольской Патриархии с требованием немедленно признать новосозданную псевдо-церковную структуру. Тем, кто нашел в себе смелость открыто обличать заблуждения Константинопольского Патриарха и вступать в дискуссию с ним, угрожали, к ним требовали применить дисциплинарные меры, их обвиняли в предательстве и недостатке патриотизма». Это уж не говоря о кампании в светской прессе, когда публикуются статьи с фотографиями (в стиле «их разыскивает полиция») архиереев, не поддерживающих Константинополь – вот посмотрите, это и есть «агенты России». Поскольку практически половина епископата Элладской Церкви – архиереи «северных территорий» поминают за богослужением Константинопольского патриарха и позиционируют себя как епископат Константинопольского Патриархата, положение остальных, ну, очень непростое.

http://radonezh.ru/2019/10/23/ob-interes...

     В интервью журналу «Босс» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион рассказал о том, что стоит за намерением Константинопольского Патриархата установить «автокефалию» на Украине, о геополитических последствиях этого «проекта» и о позиции Русской Православной Церкви. — Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, об Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, который Вы возглавляете. Что входит в его функции? Каковы принципы взаимодействия с Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, возглавляемым Владимиром Легойдой? — Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата — старейший синодальный отдел Русской Православной Церкви, он был создан в 1946 году для взаимодействия с соотечественниками, проживающими за рубежом, налаживания диалога с Католической Церковью и протестантскими деноминациями. В настоящее время Отдел внешних церковных связей имеет очень широкую повестку — это и контакты с Поместными Православными Церквами, и межхристианский диалог, и межрелигиозный диалог, и работа с соотечественниками. Мы также взаимодействуем с другими синодальными отделами Русской Православной Церкви, включая Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, который Вы упомянули. При этом сферы деятельности двух отделов практически не пересекаются, хотя, конечно, существует очень много вопросов, которые нам приходится решать сообща. — Сейчас обществом очень остро воспринимается тема предоставления автокефалии Украинской православной церкви так называемого Киевского патриархата, у всех на устах модные теперь слова «томос», «автокефалия», которых раньше в «мирском» языке не наблюдалось. А что это вообще такое и почему всех так волнует? — Автокефалия — греческое слово, которое буквально означает «самовозглавление». Православная Церковь состоит из автокефальных, то есть самостоятельных, Поместных Церквей, которые находятся между собой в молитвенном и евхаристическом общении. Над Поместной Православной Церковью нет какой-либо иной власти, кроме власти самого Бога, власти Господа Иисуса Христа.

http://pravoslavie.ru/118226.html

     – Кризис, в котором находится православный мир, очень глубок, и, к сожалению, способен обернуться трагедией глубокого и продолжительного раскола. Однако изменения в глобальном церковном порядке не являются непоправимыми. Церковь не знает необратимых процессов и окончательных перемен. Всё можно уврачевать и преодолеть любовью и милостью Божией, если среди нас находятся люди доброй воли, готовые к покаянию. Церковный порядок в сущности своей неизменен, а проблемы возникают, когда мы, люди, не исключая и тех, кто занимает в Церкви самые ответственные позиции, этот порядок нарушаем по каким бы то ни было причинам, ради достижения каких бы то ни было целей. Это сказал Патриарх Ириней для юбилейного номера «Новостей», имея в виду огромную угрозу, которая нависала над православием в связи с решением Константинопольского Патриархата о признании автокефалии Украинской Церкви. Пока все верующие находятся в ожидании, какой ответный шаг предпримет Москва, пребывая в оправданном страхе, что поступок Варфоломея мог бы даже разжечь пламя войны, спрашиваем первого по чести в Сербской Православной Церкви иерарха, прежде всего о том, что он передал Вселенскому Патриарху и митрополиту Илариону, с которыми по отдельности встречался на протяжении весьма краткого времени. И не носило ли это характера некой примирительной миссии? – У меня не было какой-то специальной примирительной миссии, но от имени Сербской Православной Церкви я сделал всё, что мог, дабы избежать наихудшего сценария. Прежде всего, наш Собор обратился к его Святейшеству Патриарху Константинопольскому с призывом не проявлять поспешности, но идти по пути диалога и всеправославного консенсуса, затем наш Священный Синод направил ему в том же духе повторное обращение, а потом и я сам лично изложил нашу позицию, встретившись с Вселенским Патриархом в Салониках. Конечно, предварительно беседовал я и с Его Святейшеством Патриархом Московским, а позицию нашей Церкви мы сообщили также и всем Поместным автокефальным Церквам. Эта позиция заключается в том, что необходимо полностью и непреложно соблюдать многовековой церковный порядок и священные каноны, чего, по мнению подавляющего большинства епископов и богословов Сербской Православной Церкви, к сожалению, сейчас не делает наша Мать-Церковь в Константинополе.

http://pravoslavie.ru/116690.html

Важно, чтобы Церковь всегда шла впереди Интервью с В.С. Анисимовым, главой пресс-службы Украинской Православной Церкви, заслуженным журналистом Украины В.С. Анисимов, глава пресс-службы Украинской Православной Церкви, заслуженный журналист Украины — Василий Семенович, вкратце расскажите, что из себя представляет пресс-служба Украинской Православной Церкви. Здесь в России не всем понятно, что это такое. — В 2001 году по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира мы создали церковную многопрофильную информационно-аналитическую структуру, куда пришли работать профессиональные журналисты, не на общественной, а постоянной основе. 2000-2001 года были очень тяжелыми для Украинской Православной Церкви: власть организовывала визит Папы Римского, а противников визита травили со всех сторон: и в государственных, и в негосударственных СМИ. Получилось так, что произнести хоть что-то в ответ было и негде, и некому. Церкви не давали этого сделать, чтобы не сорвать судьбоносный папский визит. Мы оказались в такой же информационной блокаде, как и десять лет назад в 1992-93 годах, когда боевики громили наши храмы, разгоняли общины, сжигали книги, Блаженнейший Митрополит давал по десять интервью в день, но ничего не появлялось ни в телеэфире, ни на страницах газет. Ситуация повторилась. И это не миф. Я сам обращался к знакомым редакторам нескольких крупных изданий, мне отвечали: «Старик, давай материалы на любые темы, только не об этом!» Потому что общий пропагандистский настрой заключался в том, что визит — это прорыв в Европу, а заскорузлые православные тянут назад, в московщину, азиатчину, но самим православным не давали возможности разъяснить свою позицию. Хотя она была цивилизованной, обоснованной со всех точек зрения.  Автокефальный и филаретовские расколы, которые позиционировали себя как националистические структуры — а исторический украинский национализм всегда был антикатолическим и антиуниатским — неожиданно поддержали визит, заявили о своем участии в торжествах по приему понтифика и влились в общий хор третирования Украинской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/4658.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Архиепископ Иероним в тупике по украинскому вопросу Патриарх Варфоломей в изоляции. Опасность этнофилетизма 15.05.2019 798 Время на чтение 17 минут Архиепископ Иероним II, предстоятель Элладской православной церкви Впервые Константинопольская Церковь оказалась изолированной от других автокефальных Церквей - по причине своих антиканонических и антисоборных действий по предоставлению автокефалии раскольникам Украины. Таким образом, она сама поставила под сомнение свою признанную координирующую роль в качестве фактора единства и привела к полному провалу свою доселе проверенную и эффективную церковную политику. Все началось с неполного, урезанного представительства тела Церкви на псевдособоре в Колимбари на Крите. В предыдущих наших статьях мы отмечали возникающую неизбежную опасность для грекоговорящего руководства многих Поместных Церквей (Александрийской, Иерусалимской, Кипрской, Элладской, Албанской) поддаться искушению и последовать этнофилетистским критериям, поддержав греческую первопрестольную Церковь. На деле это будет означать впадение в ересь этнофилетизма, которая была осуждена поместным Синодом Константинополя в 1872 году из-за возникших тогда болгарских этнофилетистских требований. Ересь этнофилетизма была осуждена самим Синодом Константинополя - в 1872 году К сожалению, такие критерии доминируют среди значительной части грекоязычного духовенства, богословов и специалистов по каноническому праву, которые ставят патриотизм и этническое происхождение выше наднациональной интеграции всех православных в едином теле Церкви Христовой, «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» . Итак, ясно как Божий день антиканоническое вмешательство Константинопольской Церкви на территорию юрисдикции Русской Церкви, к которой на протяжении более чем трех столетий с 1686 года принадлежит Украинская Церковь при всеобщем и неоспоримом признании всех Поместных Церквей и даже самого Вселенского Патриархата (как демонстрируют в историческом и святоканоническом аспекте научные исследования) . Несмотря на это сегодня имеет место спланированная попытка исследователей представить иную картину в пользу якобы существующей юрисдикции Вселенского Патриархата на территории Украины и, что еще хуже, юрисдикции, которая якобы позволяет ему самостоятельно предоставлять автокефалию без согласия всего тела Церкви, выраженного соборным и всеправославным образом.

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/15/arhie...

Закрыть itemscope itemtype="" > Возможна ли украинизация православной церкви Белоруссии Националистическое разложение украинского православия начиналось с малого 06.05.2022 649 Время на чтение 5 минут украини зация православной церкви Белоруссии " width=""/> Источник: ФСК Фото: belros.tv В Минске 3 мая возле кафедрального Свято-Духова собора открыли памятник митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету. С 1989 по 2013 год Филарет был патриаршим экзархом всея Беларуси, и именно при нем происходило становление Белорусской православной церкви как особой административной структуры в составе РПЦ. Деятельность митрополита Филарета предопределила многие особенности развития белорусского православия в период независимости. Во многом благодаря позиции предстоятеля белорусским православным удалось избежать острых конфликтов и расколов, терзающих соседнюю Украину. Между тем предпосылок для конфликтов на религиозной почве в Белоруссии не меньше. Православные епархии на территории Белоруссии были объединены в экзархат в 1989 году, т.е. еще до распада СССР . В этот период происходило интенсивное возрождение религиозной жизни, однако в Белоруссии, как и на Украине, этот процесс наложился на так называемое «национальное возрождение», что создавало почву для острых конфликтов и расколов. Белорусский национализм, всплеск которого пришелся на рубеж 1980-90-х гг., имел своё религиозное измерение. Как и их украинские собратья, белорусские националисты были одержимы идеей создания белорусской национальной церкви. Естественно, основной жертвой этих устремлений становилась православная церковь, административный и духовный центр которой находился в Москве . В глазах белорусских и украинских националистов такое положение вещей всегда выглядело как «духовное порабощение», от которого необходимо избавиться. На Украине это привело к церковному расколу с самого начала независимости. В противовес канонической Украинской православной церкви был образован так называемый «киевский патриархат» Филарета Денисенко. Активизировалась еще одна раскольническая структура – Украинская автокефальная православная церковь. В 2018 г. была провозглашена так называемая Православная церковь Украины, признанная Константинопольским патриархатом и рядом других православных церквей. Наконец, в западных областях Украины возродилась грекокатолическая церковь, также претендующая на статус «национальной».

http://ruskline.ru/opp/2022/05/06/vozmoz...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Константинополь действует по-ястребиному агрессивно» За предоставление автокефалии «единой украинской церкви» Патриарха Варфоломея следует подвергнуть всеправославному суду 11.05.2018 2427 Время на чтение 4 минуты Недавнее решение Синода Константинопольского Патриархата вынести инициативу украинских властей о создании «единой поместной церкви» на рассмотрение других Церквей православного мира взбудоражило верующих и в России, и на Украине. Заведующий Лабораторией исследований церковных институций Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Павел Ермилов в интервью РИА Новости рассказал, какова сегодня процедура предоставления автокефалии, и поделился своей версией дальнейшего развития ситуации. «Как таковая процедура предоставления автокефалии в канонах не прописана, - пояснил отец Павел. - Но в любом случае определяющее значение в деле признания автокефального статуса какой-либо церковной области имеет решение кириархальной Церкви, то есть той Церкви, в состав которой входит данная область. Не так давно Православные Церкви попытались выработать общепризнанную модель, способную объединить разные подходы к процедуре дарования автокефалии, но этот процесс не доведен до окончательного завершения, хотя Русская Церковь настойчиво призывала завершить процесс согласования до созыва Всеправославного собора. А потому отдельные Церкви пытаются воспользоваться ситуацией отсутствия общих договоренностей, что не может восприниматься иначе, как проявление неуважения к прочим заинтересованным сторонам». «Заявление Константинопольского Синода, к большому сожалению, политизировано и само по себе порождает массу возражений, начиная с утверждения о том, что крещение от греков в Днепре принял " украинский народ " , - отметил он. - Если Константинополь хочет говорить на таком языке, именуя всех вокруг, включая самого себя, несуществующими на карте названиями (у них в IX веке вместо Руси " Украина " , а в XXI – вместо Стамбула архаичный " Константинополь " ), то это говорит лишь о том, что на Фанаре живут в каком-то выдуманном антиисторическом мире».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/11/ko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Общающийся с раскольниками сам раскольник Священный Синод констатировал невозможность евхаристического общения с Архиепископом Кипрским Хризостомом 21.11.2020 1410 Вчера на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви были рассмотрены последствия поминовения Предстоятелем Кипрской Православной Церкви раскольнической структуры, действующей на Украине (журнал 77), сообщает Патриархия.ru. 24 октября 2020 года за Литургией в монастыре Пресвятой Богородицы Хрисороятиссы (близ г. Пафос) Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II помянул в числе Предстоятелей автокефальных Православных Церквей главу раскольнической группы на Украине. Позднее Архиепископ Хризостом признал, что свое решение с членами Священного Синода Кипрской Церкви он не обсуждал, и о предстоящем поминовении они не знали. Митрополиты Лимассольский Афанасий, Киккский Никифор, Тамасосский Исаия и епископ Амафунтский Николай в совместном заявлении осудили деяние Архиепископа за «грубое нарушение соборного, коллективного и демократического устройства нашей Православной Церкви и способа функционирования Кипрской Православной Церкви на основании этой системы», призвали его «немедленно отменить свое антиканоническое и не имеющее силы деяние». В Заявлении подчеркивается, что предоставление Константинопольским Патриархатом «автокефалии» украинским раскольникам «является действием самочинным, антиканоническим и антицерковным, поскольку Украинская Православная Церковь относится к юрисдикции Московского Патриархата». Митрополит Морфосский Неофит на архипастырской встрече с верующими в Морфосской митрополии заявил, что «каноническим епископом города Киева был, есть и, надеюсь, будет митрополит Онуфрий», отметив, что «даже если большинство епископов поддержат Архиепископа, это не сделает Епифания каноническим архиереем». Участники заседания Синода Русской Православной Церкви выразили глубокое сожаление в связи с произошедшим антиканоническим поминовением в диптихах Православных Предстоятелей руководителя одной из украинских раскольнических групп, что свидетельствует о вступлении Архиепископа Хризостома в общение с раскольниками.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/21/ob...

Закрыть Варфоломей и Зеленский выполняют общую задачу Цель их – раскол единства Православной Церкви Диогенис Валаванидис   11:41 27.07.2023 474 Время на чтение 4 минуты Фото: предоставлено автором Возможно ли, чтобы символ существования и преемственности русского православия стал ставропигией Вселенского патриархата, когда мы знаем, что ставропигия (от греческого σταυροπηγα) – это церковное учреждение, которое не зависит от местной епархиальной власти и подчиняется непосредственно патриарху или Святому архиерейскому синоду, в данном случае Синоду Русской православной церкви. Весть о том, что президент Украины Владимир Зеленский в начале июля встретился с Константинопольским патриархом Варфоломеем Первым на Фанаре в Стамбуле, потрясла весь православный мир и окончательно сорвала маски со всех действующих лиц, принимающих участие в процессе разрушения единства Православной Церкви. Как сообщают греческие информационные средства, «во время встречи рассматривался вопрос о присвоении Киево-Печерской лавре статуса ставропигии Вселенского Патриархата». Греческий сайт «Ромфеа» сообщает, что на встрече также шла речь «о других действиях, направленных на объединение украинского православия». Немного раньше веб-портал Союза православных журналистов сообщил, что, по словам Людмилы Филипович, члена Государственной комиссии по вопросам этнической политики при каноничской УПЦ, монахам Лавры предложены на выбор три возможности: переход в раскольническую ПЦУ, переход под непосредственное подчинение Константинопольскому патриархату, или отъезд в Российскую Федерацию. Однако, «Ромфеа» сообщает, что монахи и слышать не хотят ни о том, чтобы перейти из канонической УПЦ в раскольническую Православную церковь Украины (ПЦУ), ни о том, чтобы согласиться принять статус ставропигии Вселенского Патриархата, «что является самым большим препятствием, затрудняющим переговоры». Совершенно ясно, что это представляет собой прямой неприкрытый акт варварского и разбойного отчуждения святыни самой большой автокефальной Православной Церкви –Русской. Киево-Печерская лавра представляет собой символ идентичности и преемственности русского народа. Принято считать, что этот монастырь был основан в 1051 году русским монахом Антонием, родом из Любеча. В русском национальном самосознании она является своеобразным русским Иерусалимом, подобно тому, как сербские церкви и монастыри в Косово и Метохии воспринимаются сербским национальным этносом.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/27/va...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Волоколамский Иларион: Сегодня состоялось решение, которого требовали церковные каноны По завершении заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, которое прошло 15 октября 2018 года в Минске, состоялся брифинг для журналистов. О принятых решениях представителям СМИ рассказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион: «На сегодняшнем заседании было принято решение о полном разрыве евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом. Это вынужденное решение, но иного решения наш Священный Синод не мог принять, поскольку к этому вела вся логика последних действий Константинопольского Патриархата. Несколько дней назад на заседании Синода Константинопольского Патриархата было решено, что он восстанавливает в священном сане отлученного от Церкви лидера украинского раскола Филарета (Денисенко) и лидера еще одной раскольнической группировки. Принято решение «отменить» акт Константинопольского Патриархата от 1686 года о включении Киевской митрополии в состав Московского Патриархата, а также учредить ставропигию Константинопольского Патриархата на Украине. Все эти решения являются беззаконными и канонически ничтожными с точки зрения Русской Православной Церкви, которая их не принимает и не будет им следовать. Раскол остается расколом. Лидеры раскола остаются лидерами раскола, а Церковь, которая, признав раскольников, вступает с ними в общение, тем самым исключает себя из канонического поля Православной Церкви. Именно это является главной причиной, по которой мы вынуждены прервать общение с Константинопольским Патриархатом, полностью идентифицировавшим себя с расколом. Хотел бы сказать о том, что это не первый случай подобного рода в истории Православной Церкви. Был случай, например, когда Константинопольский Патриарх впал в ересь; эту ересь осудили на III Вселенском Соборе, а Патриарх Константинопольский Несторий был низложен. Был случай тысячу лет спустя, когда Константинопольский Патриарх подписал унию с Римом. Это деяние осудили главы других Поместных Православных Церквей. Оно было осуждено также в Русской Православной Церкви. Именно потому, что на тот момент в Константинополе не было канонического Патриарха, а был патриарх-униат, Русская Православная Церковь самостоятельно избрала своего митрополита; и с этого момента Русская Церковь начала свое бытие как Церковь автокефальная.

http://mospat.ru/ru/news/47055/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010