Вишиванюк А. В. Об отношениях между Украинской Автономной Православной Церковью и «Украинской автокефальной православной церковью " в годы немецкой оккупации — Библиотека — Церковно-Научный Центр " Православная Энциклопедия " Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Подписка на новости в формате RSS Подписка на рассылку сайта Купить Православную Энциклопедию Учебные пособия 12+ —Новости—   —Патриарх—   —Статьи—   —Видео—   —Фото—   —Энциклопедия—   —Библиотека—   Материалы для публикации в журнале Вестник церковной истории Вишиванюк А. В. Об отношениях между Украинской Автономной Православной Церковью и «Украинской автокефальной православной церковью " в годы немецкой оккупации Великая Отечественная война радикально изменила обстоятельства существования церковных структур на всей территории Украины, в том числе в западных областях. Оценивая религиозную политику Третьего рейха на Украине в целом, следует отметить, что вначале германские оккупационные власти, стремившиеся заручиться поддержкой местного населения, предприняли ряд мер, которые должны были восприниматься украинским народом как обретение такой степени религиозной свободы, которой здесь не было ни при советской власти, ни при польском правлении. Сходным образом немцы на первых порах оказали поддержку и украинскому националистическому движению. После 2 лет советского режима на Западной Украине приход немецкой армии часть населения восприняла не только как освобождение от большевистского гнета, но и как шанс для создания независимого Украинского государства, который националисты попытались использовать, вступив в сотрудничество с германскими властями. Иллюзии националистов на создание государственности в сложившихся условиях оказались столь сильны, что 30 июня 1941 г. во Львове без уведомления немецких властей был провозглашен «Акт о возобновлении Украинской державы» и объявлено о формировании украинского правительства. Вскоре оккупационные власти эти акты дезавуировали, однако они имели широкий резонанс среди населения Западной Украины и послужили толчком к активизации украинского национального движения. На Волыни и за ее пределами стихийно стали формироваться украинские национальные и церковные рады, в которых все чаще стал подниматься вопрос о необходимости создания «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ).

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

20 октября 2021 г. 19:30 Митрополит Луганский и Алчевский Митрофан (Юрчук) 19.11.1962–18.06.2021 18 июня скоропостижно отошел ко Господу на 59-м году жизни постоянный член Синода Украинской Православной Церкви, председатель Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви митрополит Луганский и Алчевский Митрофан. PDF-bepcuя. Митрополит Митрофан (в миру — Михаил Иванович Юрчук) родился 19 ноября 1962 года в г. Белогорье Хмельницкой области Украины в ­семье рабочих.  В 1981–1983 годах служил в рядах Советской армии. В 1984–1987 годах учился в Одесской духовной семинарии, после окончания которой в 1987 году поступил в Московскую духовную академию. В 1988 году в рамках обмена студентами между Русской и Польской Православными Церквями был направлен в Христианскую богословскую академию в Варшаве, которую окончил в 1993 году с ученой степенью магистра богословия. Во время обучения в Варшаве исполнял обязанности воспитателя и преподавателя Варшавской духовной семинарии. Двадцать первого августа 1990 года в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество, 1 сентября рукоположен в сан иеродиакона, 16 сентября — в сан иеромонаха. В 1994 году принят в число преподавателей Киевских духовных школ и в число братии Киево-Печерской лавры. В Киевских духовных школах занимал должность инспектора, затем проректора. В 1994 году возведен в сан игумена, в 1995 году — в сан архимандрита. Тридцатого июля 2000 года хиротонисан во епископа Переяслав-­Хмельницкого, викария Киевской митрополии, назначен управляющим делами Украинской Православной Церкви. Девятого июля 2003 года возведен в сан архиепископа. Решением Синода Украинской Православной Церкви (УПЦ) от 22 ноября 2006 года назначен председателем Синодальной комиссии по диалогу с Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). Тридцать первого мая 2007 года освобожден от должности викария Киевской митрополии и назначен управляющим Белоцерковской епархией. Решением Синода Украинской Православной Церкви от 9 сентября 2009 года (журнал 45) возглавил возобновленную Синодальную комиссию Украинской Православной Церкви по диалогу с УАПЦ и рабочую группу по подготовке диалога с представителями Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП).

http://e-vestnik.ru/db/mitropolit_lugans...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Автокефальная секта в УПЦ МП потерпела поражение 22.02.2012 2167 Время на чтение 12 минут Решением Священного Синода УПЦ МП архиепископ Александр (Драбинко) был отстранен со всех постов. Он долго шел к этому, пропагандируя в церковных СМИ идеи реабилитации Мазепы, «толерантность» к содомитам, пестуя политических «православных» оранжевой веры. Его попытки бороться с Синодом с помощью антицерковных СМИ только усугубили негативную реакцию архиереев. Нынешний Февраль стал для УПЦ МП месяцем попытки совершения либеральной «революции» в Церкви, которую пыталась совершить автокефальная группировка. Группировка совершенно маргинальная по численности, но, к несчастью, отнюдь не маргинальная по своим организационным, финансовым, и информационным ресурсам. После Синода УПЦ МП 26 января, который совершенно законно, в условиях полной недееспособности Блаженнейшего Митрополита Владимира, принял ряд кадровых решений по постепенному отстранению от власти наиболее одиозных представителей национал-либеральной политической идеологии, со стороны автокефалов начались попытки дезавуировать его решения. В Москве почти никто не понимает значения происходящего, и почти никто не пытается повлиять на ситуацию в Киеве. К сожалению, вследствие распада нашей Родины не только массово расплодившиеся из-за западной пропаганды украинские националисты, но и некоторые жители Великороссии стали иногда страдать местечковым мышлением. Если насчет первых это неудивительно, то насчет вторых - совсем уж печально и нелепо. Уже многие москвичи вполне довольны границами, а некоторые даже хотят отделить еще от России и Кавказ... Вместо поддержки интеграции братских государств ищут сиюминутных выгод... Ты не хочешь интересоваться Украиной? Так Украина заинтересуется тобой! И это будет как раз нерусская ее часть, сравнительно маленькая, но очень активная и пользующаяся поддержкой агрессивных западноевропейских режимов и США. Сколько общаюсь с москвичами, - почти никто, кроме самых грамотных, не понимает значения украинских церковных дел. Они не понимают, что из-за давнего попустительства либеральных кругов Патриархии уже давно на МОСКОВСКИЕ церковные и нецерковные дела и политику очень сильно влияет кучка выходцев с Украины с мазепинско-бандеровскими взглядами.

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/23/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Об автокефалии, принятии из раскола и новой экклесиологии Константинопольского Патриархата Беседа с епископом Сильвестром (Стойчевым) 22.12.2020 801 Время на чтение 21 минут Источник: Православная жизнь Портал «Православная Жизнь» предлагает вниманию читателей интервью ректора Киевской духовной академии и семинарии епископа Белогородского Сильвестра. В нем владыка ответил на многие вопросы, которые волнуют сегодня верующих Украинс кой Православной Церкви. Также он поделился своим видением ситуации, которая сложилась в мировом Православии в результате вмешательства Константинопольского Патриарха в церковную жизнь Украины. «Константинопольский Патриарх оставил за собой немало рычагов влияния на внутреннюю жизнь ПЦУ» – Владыко, недавно в Киевской духовной академии прошла конференция, посвященная 30-летию дарования Грамоты Алексия II о независимости и самостоятельности Украинской Православной Церкви. Изложите суть Вашего доклада. – Да, недавно состоялась конференция, приуроченная 30-летию дарования Патриархом Алексием II благословенной Грамоты о самостоятельности Украинской Православной Церкви. Этот юбилей послужил поводом для осмысления многих вопросов, касающихся церковной ситуации в Украине. В докладе я попытался показать: УПЦ хотя и не обладает статусом автокефалии, тем не менее вполне самостоятельна в своем внутреннем управлении и независима в принятии решений. Например, важным признаком автокефальной Церкви является самостоятельное избрание и рукоположение ею своих архиереев. В Украинской Православной Церкви именно так и обстоит дело: у нас полностью самостоятельное избрание и рукоположение епископов. Предстоятель УПЦ избирается без стороннего участия, и Патриарх Московский только лишь благословляет (а не утверждает) его избрание. При этом ПЦУ хотя и именуется автокефальной, однако Константинопольский патриарх оставил за собой немало рычагов влияния на внутреннюю жизнь ПЦУ. Вполне очевидно, что для Константинополя вопрос украинской автокефалии – это лишь разменная карта в гораздо более масштабной игре по формированию новой экклесиологии, согласно которой Патриарх Константинополя имеет особый статус, права и полномочия в мировом Православии.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/22/ob_avt...

Значительное влияние на религиозную ситуацию и церковную борьбу на Украине оказывала политика германских оккупационных властей, которая в этом регионе была особенно неоднозначной и противоречивой. Уже 7 мая 194) г. рейхслейтер А. Розенберг написал инструкцию для будущего рейхскомиссара Украины, в которой ощущалось негативное отношение к Русской Православной Церкви и стремление ограничить сферу жизнедеятельности христианских конфессий в целом. Однако в первые месяцы войны за проведение религиозной политики в регионе отвечало командование группы армий «Юг» во главе с генералом Рунштелтом. В составе его штаба решением церковных вопросов занимался известный теолог профессор Ганс Кох. Таким образом, прежде чем ведение церковно-политических дел перешло к РМО, существовал короткий промежуточный период, заложивший основы будущего развития религиозной ситуации. Но даже в это относительно благоприятное для церковной жизни время возможности распространения не были одинаковы для всех православных течений. Военная администрация и лично Г. Кох явно поддерживали автокефалистов. В ноябре 1941 г. Украину посетил руководитель группы религиозной политики РМО К. Розенфельдер, который беседовал в Киеве с Кохом. Как видно из частично публикуемого доклада Розенфельдера от 1 декабря 1941 г., взгляды и авторитет профессора оказали на представителя министерства некоторое воздействие. В то же время в докладе уже видны опасения по поводу националистических тенденций в автокефальной церкви, а также ощущается присущее ведомству Розенберга враждебное отношение к христианству в целом и к православию в частности. Осенью 1941 г. на большей части Украины вместо военной была введена гражданская администрация. При этом Северная Буковина, Бессарабия и Одесская область перешли к Румынии, Галицию присоединили к Генерал-губернаторству, а на оставшейся правобережной части УССР приказом Гитлера от 20 августа 1941 г. был образован рейхскомиссариат «Украина» (РКУ). 1 сентября его руководителем Гитлер назначил гаулейтера Восточной Пруссии Эриха Коха. Первую общую политическую инструкцию рейхе комиссар получил, вступив в свою должность 19 ноября 1941 г. Еще более антирусская направленность и стремление поддержать всякую форму церковного раскола видны в проекте январского 1942 г. указа Розенберга Коху. Органы полиции безопасности на Украине в первые месяцы войны также пытались играть главную роль в разрешении религиозного вопроса. 2 февраля 1942 г. командующий полиции безопасности и СД РКУ издал очень жесткий указ о линии церковной полиции, враждебный и по отношению к автокефалистам. Это привело к острому конфликту с РМО, занимавшим относительно Украинской автокефальной церкви совсем другую позицию. Из инструкции начальника центрального отдела разработки восточных вопросов рейхслейтера А. Розенберга будущему рейхскомиссару Украины

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЫМ (Крымский федеральный окр.), расположен на Крымском п-ове, включает субъекты РФ: Республику К. (РК) и город федерального значения Севастополь, к-рые были образованы 21 марта 2014 г. Территория - ок. 27 тыс. кв. км. Адм. центр - Симферополь. Население - ок. 2,3 млн чел. (1 янв. 2015). Национальный состав: русские - 65,3%, украинцы - 15,1, крымские татары - 10,2, татары - 2, представители др. национальностей (белорусы, армяне, азербайджанцы, узбеки и др.) - 7,4%. Религиозные организации На нач. 2015 г. на территории РК насчитывалось 1409 и в Севастополе 136 зарегистрированных религиозных организаций, из них 603 общины Украинской Православной Церкви (УПЦ) (535 в РК и 68 в Севастополе), 45 общин Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) (44 в РК и 1 в Севастополе), 11 общин Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) (10 в РК и 1 в Севастополе), 4 старообрядческие общины белокриницкого согласия (3 в РК и 1 в Севастополе), 5 общин Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) (4 в РК и 1 в Севастополе), 6 общин Русской истинно православной церкви (см. в ст. Истинно православные христиане ) (все в РК), 14 общин Римско-католической Церкви (13 в РК и 1 в Севастополе), 12 общин Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ) (9 в РК и 3 в Севастополе), более 360 протестант. орг-ций (ок. 320 в РК и 43 в Севастополе), 418 мусульм. общин (410 в РК и 8 в Севастополе), 3 общины буддистов (1 в РК и 2 в Севастополе), 15 иудейских общин (13 в РК и 2 в Севастополе), 9 караимских общин (все в РК), 8 общин Армянской Апостольской Церкви (7 в РК и 1 в Севастополе), 4 неоязыческие общины (3 в РК и 1 в Севастополе), 4 общины кришнаитов (3 в РК и 1 в Севастополе), 24 независимые религ. орг-ции (22 в РК и 2 в Севастополе). В 2014 г. регистрация религ. общин в К. не проводилась, т. к. начался процесс реформирования местных органов власти и регистрация религ. общин перешла из ведения департамента религий и национальностей Мин-ва культуры К. в ведение Мин-ва юстиции К. Следует также учесть, что по законодательству Украины, действовавшему с 23 апр. 1991 г., разрешалось создавать местные общины без юридической регистрации (только при уведомлении о своей деятельности); этим правом пользовались сотни общин, преимущественно мусульманских. История К. до 1783 г.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Сортировать по Исключить новости Автокефалия на Украине: как быть, если межцерковного права не существует 10 тезисов о ситуации вокруг провозглашения украинской автокефалии 17 сентября, 2018 10 тезисов о ситуации вокруг провозглашения украинской автокефалии В ситуации отсутствия межцерковного права бессмысленно апеллировать к договорам 300-летней давности, а апелляция к канонам в ситуации отсутствия правовой системы является ни чем иным, как обоснованием произвола — что помогло бы разрешить проблему единства и суверенности автокефальных церквей, размышляет секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви Андрей Шишков. До сих пор я воздерживался от того, чтобы комментировать ситуацию вокруг украинской автокефалии, потому что события развивались так стремительно, что порождали только эмоции и нежелание разбираться по существу. Однако пришло время разобраться. Поскольку я написал уже немало статей на эту тему, а моя диссертация «Вопрос о верховной власти в Церкви в современном православном богословии» почти закончена, у меня сложилось некоторое понимание того, что происходит и какие шаги необходимо предпринять для выхода из кризиса. Я бы хотел обозначить здесь несколько тезисов. 1. Вопрос провозглашения автокефалии не регулируется каноническим правом Православной Церкви. В канонах лишь однажды напрямую поднимается вопрос об автокефалии в связи с Кипрской Церковью. Однако, этот случай не задаёт критериев для определения того, что такое автокефалия и какова процедура ее провозглашения. В Православной Церкви также нет устоявшегося обычая провозглашения автокефалии, который мог бы стать источником для правового решения вопроса. В каждом конкретном случае автокефалия провозглашалась по-своему. В большинстве из них это деяние сопровождалось разрывом общения между новой автокефальной церковью и кириархальной церковью (как правило, на многие десятилетия). Вряд ли можно считать такой «обычай» подходящим для создания правовой основы. 2. В современной Православной Церкви отсутствует институт права на уровне отношений между автокефальными церквами (аналог международного права). Будем по аналогии называть его межцерковным правом, хотя это и несколько режет слух. Существует лишь обычай, признающий существование автокефальных церквей, принадлежность которых к Православной Церкви определяется через категорию евхаристического общения.

http://pravmir.ru/avtokefaliya-na-ukrain...

Сортировать по Исключить новости Украинский церковный кризис: разрыв евхаристического общения — что дальше О решении Синода Русской Православной Церкви и его последствиях 15 октября, 2018 О решении Синода Русской Православной Церкви и его последствиях Новый этап кризиса вокруг украинской автокефалии. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение прекратить евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. В Заявлении, в частности,  сказано : «Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими «епископами» и «клириками», посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, — все это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и, к великой нашей скорби, делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами». «Отныне и впредь до отказа Константинопольского Патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в ее храмах», — указывается в документе. Константинопольский Патриархат высказался о намерении в одностороннем порядке предоставить автокефалию Православной Церкви в Украине и назначил своих экзархов. После  этого Священный Синод Русской Православной Церкви выразил  решительный протест  против данных действий Константинопольского Патриархата и принял решение о  приостановлении сослужения  с иерархами Константинопольского Патриархата. Аналогичное решение  принял  и Синод УПЦ. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  призвал  глав Церквей к общеправославному обсуждению ситуации на Украине. Односторонние  и антиканонические действия Константинополя осудили практически все главы Поместных Церквей. 11 октября Синод КП  принял  решение снять анафему с глав двух неканонических церквей на Украине — Филарета из «Киевского Патриархата» и Макария из Украинской Автокефальной Церкви, а также объявил о желании вернуть Киевскую митрополию под юрисдикцию Вселенского патриархата, отменив «юридическое обязательство синодального письма 1686 года, которое предоставило право Московскому Патриарху назначить митрополита Киевского». Разрыв евхаристического общения  – это довольно часто встречающийся способ высказать другу другу протест

http://pravmir.ru/ukrainskiy-tserkovnyiy...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Фанариоты перехитрили украинских автокефалистов Синод Константинопольского патриархата так и не назначил дату проведения т.н. «объединительного собора» и не выдал укротомос, зато составил для «порошенковской церкви» некую конституционную хартию 30.11.2018 1219 Время на чтение 5 минут Священный Синод Константинопольского патриархата подготовил проект устава создаваемой им на Украине «церкви». В документе, поступившем в РИА Новости, не определена дата проведения «объединительного собора». «В рамках ранее принятого решения Вселенского патриархата предоставить автокефалию церкви Украины и в ожидании издания патриаршего и синодального томоса, Святейший и Священный Синод составил конституционную хартию церкви», - говорится в пресс-релизе секретариата Синода. Президент Украины Петр Порошенко, по обыкновению, выдал желаемое за действительное. В эфире телеканала «112 Украина » глава киевского режима объявил о принятии Синодом Константинопольского патриархата «исторических решений». «На Святом Священном Синоде Вселенского патриархата были приняты исторические решения о создании автокефальной Украинской православной церкви. Утвержден текст томоса о присвоении независимости Украинской церкви, а также принято решение о созыве объединенного православного собора», - заявил без всякого стыда Порошенко. Решение Синода Константинопольского патриархата свидетельствует о том, что Киев «водят за нос обещаниями». Такое мнение в беседе с корреспондентом ТАСС выразил председатель Синодального Информационно-просветительского отдела УПЦ МП архиепископ Нежинский и Прилукский Климент. «Это обозначает, что те государственные политики самого высокого уровня, которые постоянно обещают нам томос и автокефалию, просто обманывают нас, и на самом деле вся эта процедура с Константинопольским патриархатом о предоставлении томоса является одним " фейком " », - полагает владыка. По его мнению, если бы была реальная возможность предоставления автокефалии, то «не было бы никакой необходимости что-то задерживать, а если бы церковная жизнь это вынуждала, то решение было бы принято молниеносно». «Мы видим совершенно другую ситуацию - возникает полное понимание того, что Константинополь " водит за нос " различными обещаниями, поскольку, скорее всего, его заявления об украинской православной церкви являются чем-то мотивированным и далеко не только лишь духовными целями», - добавил архипастырь.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/30/fa...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «...Хочу умереть честным человеком». Закат карьеры чекиста - «религиоведа». Ч. 1 09.04.2019 763 Время на чтение 20 минут В публикациях о деятельности спецслужб в религиозной сфере Украины мы неоднократно рассказывали об одной из ключевых фигур в богоборческой деятельности 1920-начала 1930-х годов - оперативном сотруднике и руководителе антирелигиозного подразделения секретно-политического отдела ГПУ Украинской ССР Сергее Карине-Даниленко Увы, но способности этого неординарного человека использовались для насаждения известных церковных расколов, манипуляции автокефальным движеним, преследований духовенства. В 1927 году, за «успехи» в насаждении нестроений в Православии, свертывании автокефального движения, Коллегия ОГПУ СССР наградила чекиста именным «Маузером», а в 1932 г. помощник резидента советской разведки в Чехословакии Карин получил престижный знак Почетного чекиста. Сергей Тарасович по праву считался «живой легендой» органов госбезопасности Украины. «Имеет огромный опыт чекистской работы, лично провел весьма много сложных оперативных дел», писали кадровики МГБ УССР на излете его карьеры в 1947 году. Помощник по «украинской контрреволюции» Начальствующие еще в 1920-х высоко аттестовали работу Карина: «...Уполномоченный группы по духовенству... Из очень немногих работников-чекистов, специалистов по духовным делам, по-видимому, самый лучший. Провел очень тонкую и сложную работу по укреплению обновленчества на Украине. Незаменимые его качества - умение разговаривать с попами и способность к вербовке... Незаменимый специалист в порученной ему области. Горизонт в работе большой и глубокий» . В характеристике за 1929-1930 гг. отмечалось: «имеет большие заслуги по борьбе с церковной контрреволюцией на Судя по документам, именно С.Т.Карин-Даниленко выступал основным «концептуалистом» и непосредственным организатором масштабных оперативных мероприятий по роспуску («самоликвидации») Греко-католической церкви (ГКЦ) в 1945-1946 гг.

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/9/hoch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010