Покровский храм с. Качкаровки Херсонской обл., архитектор А.И. Бернардацци (1907-1919). Во время наступления Красной Армии в 1944 г. служил для немецких войск укрепленным пунктом и был обстрелян советской артиллерией. Фото из приходского архива, ок. 1944. ЖМП 5 май 2020 /  22 июня 2020 г. 14:00 Молись, но за победу немецкого воинства УКРАИНСКАЯ АВТОНОМНАЯ ЦЕРКОВЬ, УКРАИНСКАЯ АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ОККУПАЦИОННЫЕ ВЛАСТИ: ПРАВОСЛАВИЕ В ГОДЫ ВОЙНЫ НА ХЕРСОНСКОЙ ЗЕМЛЕ Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич). В соответствии с предписаниями Гитлера и его заместителя по партии Бормана администрация Рейхскомиссариата «Украина», подразделения РСХА (тайная полиция), полиция порядка и жандармерия жестко регулировали деятельность религиозных организаций, в частности в административных вопросах и вопросах иерархического строя Церкви, недопущения католического миссионерства и крещения евреев, открытия храмов, семинарий, богословских курсов. Как отмечает херсонский исследователь Ирина Синкевич на основе изучения немецких архивных материалов, изданных в 1990-х годах во Львове, политика «нового порядка» предполагала поддержку религиозных движений, враждебных большевизму, контроль за деятельностью религиозных организаций всех конфессий, максимальное использованией конфессий немецкой администрацией, дробление религиозного движения, препятствование влиянию РПЦ на население и искоренение русского языка из церковного употребления 1 .

http://e-vestnik.ru/history/voyna_na_her...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Книга митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора «Современный украинский вопрос и его разрешение согласно божественным и священным канонам». Выводы Ниже приводится перевод на русский язык выводов, к которым приходит митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор (Кипрская Православная Церковь) в своем труде, посвященном украинскому церковному вопросу . Подводя изложенные до сего момента церковные, богословские, канонические и исторические сведения по украинскому вопросу, в качестве вывода отметим следующее: 1. Отмена действия патриаршей грамоты 1686 года и присвоение Вселенским Константинопольским Патриархатом права юрисдикции над церковной территорией Украины является актом односторонним, самовольным и антиканоническим и, следовательно, не имеющим силы. Церковное сознание как Вселенского Патриархата, так и Русской Церкви, а равно и всеправославное вселенское сознание (т.е. все Поместные автокефальные Православные Церкви) без колебаний и сомнений соглашалось с тем, что последние 332 года подряд (1686-2018) Православная Церковь Украины находилась в церковной юрисдикции Православного Московского Патриархата и составляла его каноническую территорию. Этот опыт всех Православных Церквей постоянно, без каких-либо возражений или оговорок свидетельствовался за всеправославными сослужениями и во время совещаний, в течение мирных визитов, на международных конференциях и во многих других случаях. 2. Предоставление раскольническим группировкам Украины лжеавтокефалии без предварительного уведомления и согласия прочих автокефальных Православных Церквей и даже самой Церкви Матери, каковой в данном случае выступает Русская Церковь, является деянием полностью противоречащим многовековому каноническому преданию и устойчивой церковной практике, и потому с точки зрения священных канонов оно не может быть оправдано.

http://mospat.ru/ru/news/45258/

Рим нам – не отец, но и Москва – не мать РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26683.html 01 марта 2006 Александр Щипков Рим нам – не отец, но и Москва – не мать Опубликовано: НГ-Религии (приложение к Независимой газете), 25 октября 2000 г.  Боже, послухай благання: Нищить недоля наш край. В сила народу, Боже, нам подай Александр Конинский " Молитва за Украину " Украина имеет все необходимые независимому государству внешние признаки: президента, армию и флот, таможню, национальные деньги, гимн, флаг и олимпийскую сборную. Не хватает на Украине лишь национальной церкви, которая в глазах остального крещеного мира символизировала бы монолит нации, и это, пожалуй, существенное ее отличие от " старшего брата " , который подобный символ имеет в лице Русской православной церкви Московского патриархата. Где два украинца, там три гетмана Известно, что за исключением России, где новая государственность строилась руками космополитичных демократов, все союзные республики трансформировались в независимые государства, эксплуатируя крайние националистические идеи. Украина не была исключением. Освободительная борьба объединила украинских националистов, которые, передав власть Леониду Кравчуку, потребовали восстановления исторической справедливости – реставрации " довоенной " религиозной традиции. Однако необратимые религиозные изменения, формировавшиеся под давлением исторических обстоятельств, не позволили буквально восстановить прошлое. В течение трех лет с 91-го по 94-ый шло интенсивное перераспределение религиозных зон влияния. Приходы Украинской православной церкви (УПЦ), находящейся в каноническом подчинении Московскому патриархату, были поделены между украинскими националистами, польскими националистами, и западно-украинскими националистами (галичанами). Первые создали две церквиУкраинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ) и Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), вторые – римо-католические приходы, третьи – Украинскую греко-католическую церковь (УГКЦ).

http://religare.ru/2_26683_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Ситуация усложняется Интервью сербскому еженедельнику ПЕЧАТ 24.12.2019 816 Время на чтение 17 минут ких церковных раскольников и в одностороннем порядке даровавшего автокефалию этой украинской раскольнической религиозной общине, незаконно вторгнувшись в пределы общепризнанной церковной юрисдикции Русской Православной Церкви на Украине. Таким образом, Патриарх Варфоломей инициировал церковный раскол. Под сильным политическим давлением Афин, Брюсселя и Вашингтона, которые всячески поддерживают Варфоломея, украинских раскольников заставили признать также и Александрийского православного Патриарха Феодора II и Афинского Архиепископа Иеронима II. Греческие и американские власти, стараясь «насолить» Москве , пытаются добиться признания украинских раскольников и со стороны глав других Православных Церквей. Ситуация в православном мире все более осложняется. «Печат»: Чем мотивированы неканонические действия первоиерарха Константинополя укрепить пошатнувшийся исторический авторитет первой по чести православной кафедры или причины глубже и последствия идут дальше? Валерий Аркадьевич Алексеев: Причин несколько. Исторически Константинопольский Патриархат, сам по себе, как Автокефальная Поместная Православная Церковь не большой. В самой Турции, где находится юрисдикция Константинопольского Патриархата, насчитывается не более 3-5 тысяч православных верующих, принадлежащих к этому греческому Патриархату, бывшему когда-то могущественным в Византийской империи, но с падением в 15 веке Византии утратившего свою былую силу. Силы теперь мало, но амбиций слишком много. Этот греческий Патриархат со времен Византии имеющий исторически лишь первенство чести, претендует на главную роль во всем мировом православии. По православным канонам, все 15 имеющихся в мире Автокефальных Православных Церквей, имеют равные права, они самостоятельно управляются, и никто со стороны не должен вмешиваться в их внутреннюю жизнь. Однако в Константинопольском патриархате, который проводит исключительно греческое церковные интересы по всему миру, считают, что Константинопольский Патриархат, имеющий мощную политическую поддержку в Вашингтоне и в Афинах, имеет почему-то какое-то право вмешиваться во внутреннюю жизнь каждой Автокефальной Православной Церкви и решать все их проблемы в соответствии в греческими интересами, согласованными с властными элитами в Афинах и Вашингтоне.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/24/situac...

Закрыть itemscope itemtype="" > Филарет хоронит украинскую «автокефалию» Денисенко обвинил своего подельника Думенко в нарушении договоренностей и заявил о намерении сохранить т. н. «Киевский патриархат» 15.05.2019 810 Время на чтение 5 минут Филарет Денисенко, «почетный патриарх» новой «ПЦУ» заявил, что ее руководитель Епифаний нарушил договоренности, достигнутые в рамках объединительного собора 15 декабря, поэтому возникло двоевластие, но такое положение можно исправить, сообщает «Интерфакс-Религия». «Для того, чтобы исправить положение, а его можно исправить, нужно выполнять те договоренности, которые были достигнуты перед собором в присутствии президента П.А.Порошенко и с архиереями. Это значит, что предстоятель несет ответственность за внешнее представительство УПЦ, а патриарх отвечает за внутреннюю церковную жизнь в Украине , но в сотрудничестве с предстоятелем. Предстоятель ничего не делает внутри церкви без согласия патриарха. Патриарх председательствует на заседаниях Священного Синода и на соборах УПЦ ради сохранения единства, ее роста и утверждения», - сказано в обращении Филарета, опубликованном пресс-центром ликвидированного т. н. «Киевского патриархата». По словам Денисенко, перед объединительным собором была достигнута договоренность, что «предстоятелем» будет Епифаний, кандидатуру которого выдвинул сам Денисенко, но руководство «ПЦУ» продолжит «патриарх». «Предстоятель» будет представлять «ПЦУ» в православном мире, «потому что УПЦ получает статус митрополии», а также он будет помогать «патриарху» в управлении «ПЦУ», но ее руководство остается за «патриархом». «Эта договоренность нарушена и не выполняется на деле. Поэтому в церкви возникло разделение», - подчеркнул Денисенко. Кроме того, перед проведением собора 15 декабря ему ставили и другие условия. В частности, Филарет должен был не выдвигать свою кандидатуру на пост «предстоятеля», так как новая «церковь» была бы признана автокефальной только в статусе митрополии, а не патриархата. «Второе условие со стороны Вселенского патриарха - подписи архиереев о прекращении действия Киевского патриархата. Вместо этого патриарху Филарету предлагалось выдвинуть любого архиерея на пост предстоятеля», - сказано в обращении.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/05/15/fi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВСЕУКРАИНСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОБОР 1918 г. (ВПЦС), созван для решения вопросов церковной жизни, ставших актуальными в связи с изменением гос. устройства России и Украины. В июне 1917 г. на Всероссийском съезде духовенства и мирян в Москве группа укр. делегатов заявила, что в условиях автономии Украины, провозглашенной Секретариатом (правительством) Центральной рады, дела церковные должны решаться на ВПЦС. Ряд епархиальных и благочинных съездов духовенства Малороссии высказался за проведение Собора с целью обсуждения насущных проблем церковной жизни на Украине. 17 июня Киевская епархиальная рада назначила проведение ВПЦС на 30 июля - 5 авг. Т. н. Епархиальная рада, избранная в апр. 1917 г. на Киевском епархиальном съезде, 30 июня объявила о создании комиссии для созыва ВПЦС во главе с вик. Киевской епархии, Уманским еп. Димитрием (Вербицким) . Комиссия обратилась в Святейший Синод за разрешением на созыв Собора, а 9 июля выпустила соответствующее обращение к духовенству и мирянам. Киевский и Галицкий митр. сщмч. Владимир (Богоявленский) высказал резко негативное отношение к идее проведения Всеукраинского Собора, полагая, что он может быть использован националистически настроенными силами для захвата высшей церковной власти и достижения автокефалии Украинской Церкви. Митр. Платон (Рождественский) от имени Синода объявил членам комиссии о нецелесообразности созыва Всеукраинского Собора ввиду ожидавшегося в авг. 1917 г. открытия Всероссийского Собора в Москве, на к-ром можно было обсудить и проблемы церковной жизни Украины. Обер-прокурор Синода А. В. Карташёв подтвердил запрет на проведение Всеукраинского Собора. После объявления решения Синода еп. Димитрий вышел из состава комиссии, деятельность к-рой приобрела характер, оппозиционный по отношению к священноначалию. Радикально настроенные укр. церковные деятели, не будучи избраны в число делегатов Поместного Собора РПЦ, активизировали деятельность по созыву самостоятельного Собора. По свидетельству Василия Липкивского (впосл. главы Украинской автокефальной правосл. церкви), члены комиссии обратились к участникам Собора в Москве с просьбой о созыве Всеукраинского Собора, но вновь не получили положительного ответа.

http://pravenc.ru/text/155554.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Андрей Мельков: Украинский народ сегодня разделен в церковном вопросе, и такое разделение даже сильнее политических пристрастий 06.06.2018 887 Время на чтение 8 минут Что стоит за очередными попытками украинс ких властей добиться от Вселенского Патриарха канонической автокефалии? Как «слепые вожди» мешают преодолению раскола? Что такое католикофобия? Всегда ли автокефалия инициировались политической волей государства? Об этом и многом другом - в интервью с Президентом Института современных гуманитарных исследований, главным редактором Международного электронного научного журнала «Studia Humanitatis», доктором теологических наук, церковным историком Андреем Мельковым. Андрей Сергеевич, что может стоять за заявлениями Президента Украины о начале создания автокефальной Православной Церкви, если предположить, что это не просто предвыборный PR? Это прямое следствие сегодняшней международной обстановки, конфликта России с Западом. Активизация решения украинского церковного вопроса может быть связана с прямыми указаниями из США и для Банковой, и для Фанара - инициировать атаки против Москвы на церковном направлении, поскольку Церковь сегодня (впрочем, как и всегда) очень активно вовлечена в политические процессы. Это - попытка надавить на Кремль с неожиданного направления, это удар по идеологии «русского мира», где место Киева как «матери городов русских» является едва ли ни ключевым. Основная задача здесь заключается в подрыве авторитета РПЦ в мировом Православии и внутри России, где Церковь выступает главным союзником действующей власти. Ослабление РПЦ неизбежно приведет к изменению политической конфигурации в России с выгодными для Запада последствиями. Таким образом, разыгрывая церковную карту, играя на исторических противоречиях Вселенского Патриархата с РПЦ, решается не столько проблема украинского Православия, сколько более глобальные задачи по ослаблению и дискредитации России. При этом проблемы и страдания верующих в этой игре менее всего волнуют главных игроков.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyun/6/andre...

Закрыть itemscope itemtype="" > В РПЦ прокомментировали идею " праздновать Рождество, как вся Европа " 31.12.2015 841 Время на чтение 3 минуты Фото: depositphotos.com Петиция " Праздновать Рождество Христово 25 и 26 декабря, как вся Европа " появилась на сайте президента Украины Петра Порошенко. 25 декабря предлагается сделать выходным, чтобы католики и протестантам, живущие в стране, могли отмечать праздник с христианами из других стран мира. Седьмое января для православных инициаторы петиции пока не трогают. Однако недавно секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Александр Турчинов высказал сомнение в том, что этот праздник нужен стране, стремящейся в Европу: " Может, уже пришло время и Украине перейти на празднование Рождества 25 декабря вместе с большинством цивилизованных стран? " Вмешиваться в церковные дела украинским властям не привыкать. Раскольническая Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) - два десятилетия хотят добиться признания, опираясь на поддержку киевских политиков. Президент Виктор Ющенко наградил лидера раскольников Филарета (Михаила Денисенко) знаком отличия " Крест Ивана Мазепы " . Нынешний глава государства в день празднования памяти святого князя Владимира вновь заявил, что на Украине необходимо создать Поместную православную церковь, объединяющую все православные и отдельную от Москвы . И в этом должен помочь Константинопольский патриархат. Обряды обрядами, но, похоже, политики в очередной раз пытаются расколоть свой народ на почве веры. Ситуацию " РГ " прокомментировал руководитель Секретариата по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Игорь Якимчук.- Отец Игорь, все же для кого актуально предложение перенести рождественский выходной на 25 декабря? Отец Игорь (Якимчук): Эта петиция, хотя и является общественной инициативой, но отражает точку зрения людей нецерковных, хотя речь идет о церковном празднике. Что же касается членов церкви, то нам не известны факты, которые бы свидетельствовали о том, что на Украине есть группы верующих, которые бы выступали за изменение церковного календаря. Даже среди украинских греко-католиков. При том, что сама католическая церковь использует григорианский календарь. Мы уважаем любую общественную инициативу, но я уверен, что поддержки церковного народа именно эта не получит.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Научный лекторий «Крапивенский 4» 24.03.2022 17:55:49 МОСКВА 16 марта 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Фанар vs Русская Православная Церковь в конце XVIII века» выступил председатель Синодальной исторической комиссии Белорусского экзархата, заведующий кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной семинарии, кандидат богословия протоиерей Александр Романчук. Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы. Предваряя выступление, докладчик отметил, что тема взаимоотношений между Русской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом не перестает быть актуальной. «На фоне напряженности, которая в последнее время возникла во Вселенском Православии в связи с легализацией Константинопольским Патриархом Варфоломеем украинских раскольников и созданием т.н. ПЦУ, можно столкнуться с мнением, что якобы экклесиология, на основании которой Фанар обладает правом вмешиваться в жизнь автокефальных Православных Церквей, сложилась только в ХХ веке. Однако экклесиология Фанара сложилась вовсе не в ХХ столетии: хорошо известны претензии Константинопольской Патриархии на особые властные полномочия во Вселенском Православии, связанные с церковно-государственным симбиозом, сложившимся в Османской империи после 1453 года, а также представлением константинопольской иерархии о продолжении своей власти на всех территориях, входивших прежде в состав империи ромеев. Пользуясь поддержкой турецкого правительства, Фанар в течение нескольких столетий вмешивался в дела Поместных Церквей, оказавшихся в пределах Высокой Порты, последовательно подчиняя их своей власти. Вместе с тем, уже в конце XVIII столетия он попытался вмешиваться в дела Русской Православной Церкви, которая не входила в состав Османской империи», — считает церковный историк. Протоиерей Александр Романчук напомнил о том, что в ноябре 1790 года власти Речи Посполитой широко распространили среди населения белорусских и украинских земель листовку, содержащую пастырское послание Константинопольского Патриарха Неофита VII.

http://radonezh.ru/2022/03/24/nauchnyy-l...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протопресвитер Феодор Зисис: «Украина - каноническая территория Русской Церкви» 16.10.2018 673 Время на чтение 10 минут Киево-Печерская лавра Киев стоял у истоков Русской Церкви и до сих пор составляет ее часть В эпицентре церковных процессов, противоречий, противостояний, а также геополитических претензий уже давно находится вопрос об автокефальном статусе Украинской Церкви, которая не только принадлежит к церковной юрисдикции Русской Православной Церкви на протяжении веков, но и является началом церковной истории русского народа, купелью, породившей Русскую Церковь в день крещения русского князя Владимира и русского народа в Киеве в 988 году. Празднования 1000-летия русского христианства в 1988 году, которые прошли по инициативе Русской Церкви с эпицентром торжеств в Киеве, были признаны всей полнотой Церкви и всем научным сообществом. Это стало доказательством всеобщего признания того, что Украина является частью русского Православия. Разве тогда Константинополь заявил о своих претензиях на церковную юрисдикцию над Киевом? В подобном случае разве не логично было бы требовать, чтобы Патриарх Московский и другие Предстоятели Поместных Церквей получали у Константинополя разрешение на посещение праздничных торжеств в Киеве? Любая церковная энциклопедия, равно как и Диптихи Поместных Церквей, свидетельствуют, что Украина является канонической территорией Русской Церкви. Разве кем-то признано и где-то записано, что Украина принадлежит Вселенскому Патриархату? В календаре Вселенского Патриархата за 1998 год, который я без труда отыскал в своей библиотеке, во втором томе («Церковное управление») в разделе «Другие Поместные Церкви» первой указана Русская Церковь, а среди ее митрополитов первое место принадлежит предшественнику нынешнего каноничного Митрополита Киевского Онуфрия - Владимиру, «Митрополиту Киевскому и всея Украины, постоянному члену Священного Синода» Русской Церкви. К Русской Церкви относятся и все остальные митрополиты, архиепископы и епископы епархий и городов Украины, духовные школы Киева и Одессы, знаменитые Печерская и Почаевская Лавры, множество других учреждений и святынь. Такая же ситуация наблюдается и в Диптихах Элладской Церкви 2018 года: все украинские епархии отнесены к юрисдикции Русской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/16/p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010