Отец Иоаким принимает решение поселиться в суровом и уединенном скиту Кавсокаливия, на южной оконечности Святой Горы. Скит этот располагается на труднодоступных и обрывистых склонах, которые амфитеатром спускаются к бурным водам северной части Эгейского моря. Свое название, означающее «сожженные хижины», скит получил от великого подвижника и тайнозрителя XIV века преподобного Максима Кавсокаливита, который постоянно менял место пребывания и после каждого перемещения сжигал свое старое соломенное жилище. Большую часть своей подвижнической жизни преподобный провел в пещере Кавсокаливии. Вокруг него собралось множество монахов, учеников и почитателей, которых привлекали уединение и девственность этих мест. Позже, в XV веке, здесь подвизался святой Нифонт. А в XVIII веке – святой Акакий, который долгие годы жил в пещере преподобного Максима и с помощью молитвы извел источник, превративший безводный скит в плодоносный сад. Образы этих святых определили решение отца Иоакима, человека, привыкшего к американскому комфорту, остаться в суровой Кавсокаливии. Здесь он узнал многих истинных монахов, в которых узрел воплощенным «всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств», о котором читал у преподобного Иоанна Лествичника . Это знакомство окрылило его. Отец Иоаким старался в точности подражать образу жизни этих подвижников, надеясь, что это войдет в его привычки. Ныне живущие отцы, общавшиеся с отцом Иоакимом в те дни, не забывают его простоты и смирения. Он, как маленький ребенок, прибегал к ним за советом. Во время Божественной литургии отец Иоаким регулярно уклонялся от чести быть предстоятелем, которую ему уступали. Говорят, что во время многочасовых бдений он был непоколебим, как столп. Там же он познакомился с отцом Григорием – монахом из монастыря Констамонит, который жил отшельником в Кавсокаливии. Это был человек сильной воли, обладавший знанием монашеской жизни и необходимыми для нее личными качествами, приобретенными на военной службе. В миру отец Григорий был офицером, и это помогло ему добиться твердости характера и строгости в исполнении своих правил. В послушание к этому суровому и непреклонному монаху и поступил отец Иоаким. Примеру отца Иоакима последовали двое его верных учеников, сопровождавших его из Америки, – будущие монахи Стефан и Паисий. Однако калива отца Григория была слишком мала для четверых, так что следовало искать другое жилье. Поэтому монахи перебрались в более крупный скит – святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, где условия жизни были несколько благоприятнее. Скит святой праведной Анны

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1855 г. здесь была устроена небольшая часовня во имя св. Иоанна Предтечи, а в 1858 г. эту часовню заменила церковь . Церковь эта перевезена из Ладоги, из Васильевского погоста, где ее построили удалившиеся туда во время нашествия шведов 22 Валаамские монахи. Церковь небольшая, одноглавая, с возвышенною граненою колокольней. Внутренность её проста и вместе с тем изящна: сосновый резной иконостас и стены не окрашены. Иконы древние. На колокольне старый колокол времён Бориса Годунова, тоже привезенный из Новой Ладоги. Храм освящён 20 июня 1858 г. Вблизи храма домик и высеченный в скале колодезь. Храм, домик и колодезь обнесены деревянною оградою. В средине ограды разведён фруктовый сад. На острове есть еще четыре пустыньки, и есть еще теплый храм во имя Трёх Вселенских Святителей. Он устроен в каменном фундаменте Предтеченской церкви и может быть назван пещерным. Иконы пещерного храма хорошей работы, а пол и подоконники мраморные. Освящён 30-го января 1860 г. На западной стороне острова, у крутого обрыва, возвышается большой гранитный крест. По южному склону от ограды храма спускается дорога к пристани. В скиту соблюдается строгий устав постничества. Вкушать рыбного и молочного здесь не дозволяется, не дозволяется также и пить чай. Скит для женщин совсем недоступен. 5. Скит св. пророка Илии. Остров, на котором находится скит, назывался прежде Лембос. Остров этот небольшой 23 и отстоит от монастыря, на восток, в расстоянии 10-ти вёрст. Выстроен скит в 1867 г. Церковь во имя св. пророка Илии построена на южной стороне острова, на половине горы (остров представляет гору, покрытую вековым лесом). Она деревянная с колокольнею, небольшая, но прекрасно отделанная. Иконостас внутри храма резной. Вблизи высеченный в каменной скале, колодезь, и вокруг него фруктовый сад. Летом посетителей возят в этот скит на монастырском пароходе, в неделю раз, по воскресеньям. Братии здесь живёт 7 человек. К югу от острова св. Илии, через пролив в 200 саж., расположен остров Баионный.На нём деревянная часовая во имя св. пр. Елисея. Пролив служит превосходною гаванью для плавающих по озеру судов. 6. Скит Коневской чудотворной иконы Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

– От кого же ты слышал про это? – спросили мы Феоклита, когда он кончил свой рассказ. – От кого? Да спросите кого вам угодно в Ставрониките: это еще так свежо, так недавно было, что любой подтвердит там слова мои. Афонский Ильинский скит – все до одного малороссияне и игумен молдаванин К полдню мы дошли до Афонского Русского Пророко-Ильинского скита. Несмотря на то что для нас был завтрак у отца Павла, нас не отпустили отсюда без обеда. Пророко-Ильинский скит стоит уединенно и далеко от моря на северо-восточном склоне Святой Горы, на одном из возвышенных пустынных холмов. Только на восток он имеет виды, а со всех прочих сторон окружен соседственным высотами. На запад от него, на скате Афонского хребта, в лесу одиноко красуется русский же скит Богородицы Ксилургу, принадлежащий Русику и занимаемый исключительно болгарами. Пророко-Ильинский скит ныне только начинает поправляться; впрочем, сжат и тесен. С одной стороны, замечателен он тем, что здесь занимался переводом с еллинского на славянский язык книг Добротолюбия и Исаака Сирина молдавский впоследствии арихмандрит Паисий, а потом его келлию занимал и отец Аникита, бывший русский князь С. А. Шихматов-Ширинский. Здешний скит что-то среднее между общежитием и штатными монастырями; братия до одного – малороссияне . До нынешнего настоятеля был у них чистый русский, против которого до такой степени предубедились малороссияне ради его личности собственно русской, что отказали ему в настоятельстве и заставили удалиться со всеми, кто только был из великороссиян. Что же Господь устроил?.. Он им поставил в игумена не малороссиянина и не чисто русского, а молдаванина и таким образом поставил их в необходимость повиновения его старческой воле. Афонский Ильинский скит – описание Нынешний их настоятель, отец Паисий, человек благородных качеств, прекрасного характера и доброй рассудительности. Сколько раз ни случалось мне бывать здесь, всегда кто-нибудь из братии иронически замечал, что мы в Русике под влиянием греков и остаемся в их полной зависимости, тогда как из-за нас только они могут поддерживать существование монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pisma-...

Кроме соборного благовещенского храма, в Ватопеде есть и другие, а именно: 1) Успения Пресвятой Богородицы; 2) Рождества Богородицы; 3) Преображения Господня: 4) св. Иоанна Предтечи; 5) св. Димитрия Солунского; 6) Святителя Николая; 7) преподобного Онуфрия Великого; 8) св. Апостолов ; 9) св. Архангелов; 10) св. Иоанна Златоуста ; 11) св. трех Святителей; 12) св. бессребреников Космы и Дамиана; 13) св. великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата; 14) св. равноапостольных Константина и Елены; 15) св. великомуч. и Победоносца Георгия; 16) в честь пояса Пресвятой Богородицы. Основателем Ватопеда, по преданию, полагают св. равноапостольного царя Константина, и основание это относят к первой половине 4 века. Ватопед разрушен был богоотступником Иулианом; а в конце 4 века, воздвиг его из развалин Греческий император Феодосий, в благодарность Богу за спасение от потопления сына его, царевича Аркадия. Скит святого великомученика Димитрия Солунского (находящийся в ведении и пределах Ватопеда) От Ватопеда до сего скита полчаса ходу, а до скита Богородицы один час. В этом скиту части св. мощей: часть от правой руки св. Марии; часть от правой же руки св. Анастасии Узорешительницы; перст св. Харалампия; небольшая часть пяти мучеников, Евстратия и проч.; часть мощей св. Марка Ефесского и миро св. Димитрия Солунского. Главный собор во имя св. великомученика Димитрия. Начало скита иноки относят к первым векам христианства, именно к 3 веку. Основной камень скита будто бы положен св. великомучеником Димитрием Солунским, в честь Пресвятой Богородицы. А когда св. ктитор пролил за Христа кровь свою, будучи градоначальником Солуня, то благоговейные иноки нарекли свой скит святым именем его. Скит Богородицы (общежительный, находящийся в ведении и пределах Руссика) До Руссика более трёх часов ходу, до скита св. пророка Илии – полчаса ходу, до Кареи – полтора часа. Этот скит начало свое теряет в глубокой древности и замечателен исключительно пред прочими скитами темь, что здесь первоначально, при великом князе Ярославе, основалось общество Русское, получив самостоятельность и права, наравне с иноками других Славянских племен. А иные говорить, что по указу Греческого императора Алексея Комнина в 1080 году, этот скит, или вернее, – по тогдашнему его положению, – обитель, повелено было только отдать в собственность Русским. И тогда, равно как и ныне, скит Богородицы имел япридачоное название Ксилургу, т. е. Древодела.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Гефсиманском скиту был принят Саровский устав. На его территории действовало три церкви: главный двухэтажный храм с верхней церковью во имя Успения Божией Матери и нижней – Гефсиманского моления Спасителя, церковь во имя прпп. Сергия и Никона Радонежских и прав. Филарета Милостивого и церковь во имя Воскресения Христова. Среди святынь скита были икона Иорданской Божией Матери, привезенная с Афона и принадлежавшая св. Иоанну Дамаскину , ковчег с частью ризы Господней и с мощами угодников Божиих. Боголюбская киновия располагалась на берегу пруда, на западе от пещер, с двухэтажной церковью в честь Боголюбской иконы Божией Матери в верхнем этаже и во имя свв. Матроны и Капитолины в нижнем (освящены в 1861 г и 1859 г. соответственно). После закрытия Лавры (1919 г.) часть монахов перешла в Гефсиманский скит, где они как сельскохозяйственная артель просуществовали до 1928 г. В настоящее время все храмы, колокольня и другие здания скита разрушены до основания, сохранилась только кирпичная ограда с башенками по углам. Черниговский скит Черниговский скит – первоначально пещерное отделение Гефсиманского скита, основателем которого был известный юродивый Филиппушка (Ф.А. Хорев), в схиме – Филипп. Близ его пещеры в северной части Гефсиманского скита за прудом было вырыто еще несколько пещер, соединенных подземным ходом. Черниговский скит жил по своему уставу, но подчинялся настоятелю Гефсимании. В 1886–1893 гг. церковь при пещерах разобрали, а на ее месте выстроили новый двухэтажный храм (архитектор – Н.В. Султанов): верхний в честь Черниговской иконы Божией Матери, а нижний – Архангела Михаила и Бесплотных Сил. На рубеже XIX–XX вв. Черниговский скит являлся центром старчества и подвижничества. После закрытия Лавры (1919 г.) часть братии перешла в Черниговский скит, который был закрыт в 1921 г. В дальнейшем в нем размещалась тюрьма, интернат для слепых, интернат для инвалидов Великой Отечественной войны. Возрожден в 1990 г. Тамбовская губерния Троицкий Козловский монастырь Троицкий Козловский мужской монастырь, расположенный рядом с г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

О. Парфений вернулся в скит в 1830 г., где застал 8 возвратившихся монахов из прежней братии. Скит пришлось восстанавливать практически заново, даже дорогу в него нашли не сразу. «Черноморцы более уже не поступали в скит, а определялись в оный только русские, из разных мест России приходившие на Афон, или малороссияне, большей частью турецкие подданные с берегов Дуная, так называемые запорожцы, или запорожские казаки». 562 К сожалению, восстанавливая скит, иноки не смогли сразу восстановить паисиевские традиции иноческого братства, что привело в дальнейшем к нестроениям в жизни обители. В апреле 1835 г. в Ильинский скит прибыл иеромонах Аникита (в миру князь Ширинский-Шихматов) (1783–1837), чье появление, как оказалось в дальнейшем, сыграло важную роль в судьбе всего русского Афона. До монашеского пострига будущий отец Аникита (в миру – Сергей Александрович Ширинский- Шихматов) принадлежал к блестящей аристократии. В юности он служил во флоте, но уже в 1809 г. мы видим его действительным членом Императорской академии наук, а в 1811 г. – членом общества «Беседа любителей русского слова», духовным писателем, близким по своим убеждениям к А. С. Шишкову, как и последний стремившимся к очищению русского языка от иностранных влияний. Об успешности его литературных трудов можно судить уже потому, что в 1812 г. император Александр I пожаловал ему пожизненную пенсию «за вклад в развитие российской словесности». И вот, в расцвете сил и апогее мирского успеха князь Сергей уходит в новгородский Юрьев монастырь, духовник которого, знаменитый аскет и проповедник архимандрит Фотий (Спасский) , оказал на него большое влияние. В 1830 г. он принимает постриг с именем Аникита, ведет подвижническую жизнь, подражая своему наставнику, а в 1834 г. отправляется в путешествие к святыням Ближнего Востока – на Афон и в Иерусалим. По прибытии на Афон о. Аникита остановился в греческом монастыре Ксиропотам, откуда перешел в Ильинский скит, где ему предоставили настоятельскую келью – келью основателя скита старца Паисия (Величковского) . О пребывании на Афоне о. Аникиты так рассказывает инок Парфений (Агеев) : «Когда он служил Литургию, то все старались узнавать, где он будет служить, и туда сходилось множество монахов, не только русских и болгар, но и множество греков. Всякому было желательно посмотреть на его служение: ибо служил он Литургию более трех часов, со слезами и с неизреченным восторгом и самоуглублением, так что во всех возбуждал умиление и даже слезы. Часто служил в греческих монастырях, по-гречески, ибо знал хорошо греческий язык». 563

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы с монахом Андреевского скита Анеимом заехали в скит, не подозревая подобных отношений в среде братства. Моему спутнику кто-то сказал в Иверском монастыре, что в молдавском Предтеченском скиту прежде были внутренние смуты, но в последнее время они прекратились и все, будто бы, успокоились, притом настолько, что скитская порта, бывшая прежде запертой, теперь открыта. Вот почему мы и прибыли в скит, который, как единственный среди нерусских скитов общежительный и славящийся высокой аскетической жизнью своих иноков, я лично очень желал видеть. Когда мы поздним вечером, около 11.30 часов по афонскому времени, приехали из Лавры в скит, то порта, действительно, оказалась открытой. Мы спокойно вошли в скит, зашли в храм, где совершался параклис, и потом нас пригласили на архондарик. Нас приняли, в общем, очень радушно, хотя из господствующей партии под разными предлогами никто не показался. Приходившие же из числа большинства братии горько жаловалась на своё весьма тяжёлое положение в скиту, говорили, что им положительно опасно оставаться здесь, что многие уже, убоявшись, разошлись по разным келлиям. Я, со своей стороны, сколько мог старался успокоить и одобрить смущённых, убеждая их подождать общего успокоения и возобновления нормальных сношений с их родиной. К сожалению, заговорить о желательности и пользе солидарного выступления молдаванских иноков с русскими при таких обстоятельствах не представлялось решительно никакой возможности. На другой день, после раннего богослужения, поклонившись святыням и внимательно осмотрев соборный храм, в здании которого бывшим на Афоне землетрясением произведены сильные повреждения, мы отправились далее, сопровождаемые искренними благожеланиями и благодарностью за посещение со стороны представителей сочувствующего России большинства. Искренне жаль, если столь благоустроенный, особенно внутренне, скит погибнет, благодаря указанным смутам. О скитах Карейском и так называемом Чёрном Вире, которые обыкновенно упоминаются в исторических трудах, описаниях Афона и даже в статистических отчётах, мы не говорим, потому что 1) Карейский скит, существовавший в древности, ещё в XVI веке превратился в особый городок афонский с древним храмом в честь Успения Божией Матери, и 2) от Чёрного Вира, находящегося в пределах владения Зографского монастыря, построенного в 1747 году на средства русской императрицы Елизаветы Петровны для малороссийских монахов Афона, с храмом в честь Рождества пресвятой Богородицы, остались сейчас одни только развалины, охраняемые двумя монахами Зографского монастыря, являющимися только сторожами их. Мне передавали, что теперешние зографские монахи-болгары намеренно уничтожают всякие следы существования в их владениях русского скита. Будто бы только в самое последнее время уничтожены колонны и другие части здания храма, на котором русские надписи. Я очень усиленно добивался того, чтобы посмотреть Чёрный Вир, но в троекратное посещение Зографа меня под разными предлогами не допустили до этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пожары 1927 и 1968 гг. нанесли непоправимый ущерб русскому монастырю, но в нем оставалась горстка русских старцев. В связи со случившимися пожарами в Пантелеимоновском монастыре и в Андреевском скиту (см. ниже) Московская Патриархия послала 13 ноября 1962 года через посольство СССР в Греции два денежных перевода по 75 тысяч греческих драхм на восстановление пострадавших помещений. Кроме того в Пантелеимоновский монастырь был направлен грузовой автомобиль. 40 В 1966 году впервые после длительного перерыва в Россикон прибыло первое пополнение в количестве 6 монахов, которое остановило тяжелые испытания братства обители. Впредь до развала Советского Союза в обитель приезжали небольшими группами иноки, которые сохранили этот оплот русского монашества. сегодня численность монахов в Пантелеимоновском монастыре составляет около 70 человек, а обитель, возрождаясь вновь, стала приобретать характерные черты, присущие великолепию русских монастырей. 41 Скит св. пророка Илии Во время своего пребывания на Афоне о. Антонин посетил Ильинский скит. «Веселый звон встретил нас при входе в мирный приют соотчичей наших, основавшийся хотя не в давнее время, но уже украшающийся двумя именами святых мужей, в нем подвизавшихся: отцов Паисия и Аникиты», 42 – вспоминал русский богомолец. Ильинский скит был основан в 1757 году уроженцем Полтавы старцем Паисием Величковским , известным своей высокой духовной жизнью и своими переводами святоотеческих писаний с греческого на славянский язык. Устроив скит, о. Паисий занялся переводом на славянский язык «Добротолюбия» и сочинений Исаака Сирина и собрал до 100 человек братии. Но против духовного вождя восстали недовольные его управлением, и в 1763 году он удалился с 64 человеками (т. е. с 2/3 всего числа монашествующих) в Нямцу, в Молдо-Валахию, и основал там Новую лавру; здесь же осталось большинство малороссиян. 43 Старец Паисий умер в 1794 году в Молдо-Валахии в звании архимандрита Нямецкого монастыря. Ильинский скит находится в зависимости от монастыря Пантократора. 44 Одним из настоятелей Ильинского скита был о. Парфений. Старец Парфений, управлявший Ильинским скитом с 1820 г., во время восстания греков (1821 г.), с главными святынями скита удалился в Россию и здесь пребывал в Лебяжевском Николаевском монастыре в Черноморье. В 1830 году, после заключения мира России с Турцией, о. Парфений оставил Россию и в сопровождении нескольких монахов прибыл назад на Афон и восстановил из развалин Ильинский скит. О. Парфений умер в скиту в 1837 году от моровой язвы. 45

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Ефремом (Потёмкиным) в 1662 г.; скит находился «от Нижнего верст з двести и болши за Волгою рекою в болших лесах меж болот, а те… леса пошли к Ветлуге, тех лесов будет верст с триста и болши, сел и деревень нет: все леса» (цит. по: Юхименко. Новое о старце Ефреме Потёмкине. 2010. С. 23). Старец был известен в округе своим неприятием богослужебных нововведений и учением о пришествии антихриста в лице патриарха Никона . Взгляды Ефрема получили широкое распространение среди населения, и в скит к нему «хаживали... на лыжах бортники и из далных... деревень крестьяня» (Там же. С. 34). В марте 1666 г. Ефрем был арестован в ходе экспедиции полковника А. Н. Лопухина «в суздальских, вязниковских, муромских, нижегородских, костромских и вологодских пределах» с целью поимки «церковных мятежников», скит был сожжен. Ефрема доставили в Москву на Большой Московский Собор 1666-1667 гг. , он повинился, составил «покаянное письмо», к-рое должен был зачитывать публично в тех местах, где он проповедовал свое учение,- в Н. Новгороде, Балахне, на Макарьевской ярмарке. После этого старец был отправлен в Новоспасский московский в честь Преображения Господня мон-рь . Шарпанский скит. Могила Февронии. Фотография М. П. Дмитриева Нач. XX в. (РГБ) Шарпанский скит. Могила Февронии. Фотография М. П. Дмитриева Нач. XX в. (РГБ) Особенностью К. было преобладание старообрядцев-поповцев (см. в ст. Беглопоповцы ). В 60-х гг. XVII в. здесь появился беглый священник из Шуи Дионисий, у которого был большой запас мира и Св. Даров, освященных при патриархе Иосифе . Это обстоятельство весьма способствовало росту авторитета К., в скит Смольяны к Дионисию приходило множество последователей «старой веры». Дионисий ввел на К. прием в «сущем чине» священников послениконовского поставления. Преемником Дионисия стал иером. Феодосий (Ворыпин) , рукоположенный патриархом Иосифом. Феодосий появился на К. ок. 1694 г. и пользовался большим авторитетом: он «в нуждах крещения, исповедания и постригания наставляше» жителей скитов.

http://pravenc.ru/text/1684225.html

Известный русский живописец, пейзажист Иван Иванович Шишкин провел на Валааме пять сезонов и написал огромное количество этюдов и картин с видами Валаама. Наиболее известное произведение — этюд «Сосна на Валааме» (1858), удостоенный серебряной медали Академии художеств. Дерево, изображенное на картине, и сейчас стоит на берегу озера Сисяярви. Ему выписана специальная «охранная грамота», к нему водят туристов. Какой скит есть на Валааме? Желтый Красный Черный На Скитском острове Валаамского архипелага расположен скит Всех святых, который называют еще «Белый скит». Это самый первый и самый большой скит Валаама. В 1789–1796 годах тут были построены каменный храм и шесть келейных корпусов для братии. В Белом скиту действуют особенно строгие правила: для женщин-паломниц вход сюда практически воспрещен, посетить территорию скита можно только в день Всех святых во время крестного хода. На Скитском острове Валаамского архипелага расположен скит Всех святых, который называют еще «Белый скит». Это самый первый и самый большой скит Валаама. В 1789–1796 годах тут были построены каменный храм и шесть келейных корпусов для братии. В Белом скиту действуют особенно строгие правила: для женщин-паломниц вход сюда практически воспрещен, посетить территорию скита можно только в день Всех святых во время крестного хода. На Скитском острове Валаамского архипелага расположен скит Всех святых, который называют еще «Белый скит». Это самый первый и самый большой скит Валаама. В 1789–1796 годах тут были построены каменный храм и шесть келейных корпусов для братии. В Белом скиту действуют особенно строгие правила: для женщин-паломниц вход сюда практически воспрещен, посетить территорию скита можно только в день Всех святых во время крестного хода. На Скитском острове Валаамского архипелага расположен скит Всех святых, который называют еще «Белый скит». Это самый первый и самый большой скит Валаама. В 1789–1796 годах тут были построены каменный храм и шесть келейных корпусов для братии. В Белом скиту действуют особенно строгие правила: для женщин-паломниц вход сюда практически воспрещен, посетить территорию скита можно только в день Всех святых во время крестного хода.

http://sever.foma.ru/ds_quiz/raskrojte-t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010