Нигде нет столько святынь на Афоне, как в Ватопеде. Вдоль иконостаса – рядами мощи. Потрясла глава св. Иоанна Златоустого. Поскольку там электричества нет, батюшка, который нас сопровождал, посветил фонариком. Но что я испытал, этого просто не передать! Запомнилась огромная мраморная ёмкость для елея. С ней связана одна история. Однажды елей в ней стал подходить к концу, так что братии перестали давать его в пищу, экономно расходуя лишь на лампады. Но явилась Божия Матерь, повелев не экономить на братии. Не послушались. И снова явилась Богородица, пообещав восполнить убыль. И снова Её не послушались. А как-то зашли, а елея столько, что через край льётся на пол. При нас его тоже было изрядно. Ещё там делают ладан, и запах стоял просто восхитительный. Вообще на Афоне всё пахнет как-то особенно, да и всё здесь другое – радует глаза, руки, обоняние. Всё свидетельствует о близости рая. Скит Андрея Первозванного Из Ватопеда мы отправились в скит святого Андрея Первозванного. Он находится в нескольких сотнях метров от Кареи и был русским до 1971 года, когда умер последний его насельник, родом из России. После этого скит отошёл Ватопеду, поскольку именно Ватопед владел некогда этой землёй. Скит-то скит, но и монастырей таких немного на свете. Там в своё время было три тысячи русских насельников, так что нетрудно представить его размеры. Я насчитал там четыре действующих храма, некоторые всё ещё закрыты. На земле перед собором Андрея Первозванного стоят несколько больших колоколов, изготовленных в Вятке – это дар св. царя Николая. Они целые, но у всех почему-то разрушено крепёжное ухо – дефект при изготовлении. И они не звучат. Стоят в память о прошлом. Но Русью там по-прежнему пахнет. Скит Андрея Первозванного стоит особняком, здесь принимают охотней, чем где-либо. Много молодых. Кроме греков, это румыны, болгары, сербы, молдаване, словаки, русские, украинцы, видел я среди братии даже православных казахов. Не скажу, что совсем легко среди них оказаться, – нужно быть достойным такой чести и много молиться. Но попасть всё-таки можно.

http://pravoslavie.ru/43820.html

Гертоп, ныне Хыртоп р-на Флорешть, известен с кон. XVIII в., упразднен в 1812), Городищенский Благовещенский (мужской, в с. Городище, ныне Хородиште р-на Рышкань, известен с кон. XVIII в. как скит, преобразован в мон-рь в 1815, упразднен в 1845), Мановский скит (женский, в с. Манна, ныне Мана р-на Орхей, известен с кон. XVIII в., упразднен в 1811), Фынтына-Доамнейский Константино-Еленинский (женский, в урочище Фынтына-Доамней близ с. Кэлинешть р-на Фэлешть, известен с кон. XVIII в., упразднен в 1815), Попоуцкий вмц. Варвары (женский, в с. Попоуцы, ныне Пэпэуць р-на Резина, известен с кон. XVIII в., упразднен в 1816), Кокорозеновский (Кукурузенский) Благовещенский скит Ватопедского мон-ря (мужской, ныне с. Кукурузень р-на Орхей, основан в XVIII в., упразднен в 1806), Речинский Архангельский скит (мужской, ныне с. Реча р-на Рышкань, основан в XVIII в., упразднен в 1804), Галицкий (Непоротовский) Георгиевский скит (мужской, совр. хутор Галица близ с. Непоротова Сокирянского р-на Черновицкой обл., Украина, основан в кон. XVIII в. на месте пещерного Непоротовского мон-ря, упразднен в 1809), Фуратовский Параскевинский скит Новонямецкого мон-ря (мужской, совр. с. Фуратовка Саратского р-на Одесской обл., Украина, основан в 1911, упразднен в 1944). Ист.: Православие в Молдавии: Власть, Церковь, верующие, 1940-1991: Собр. док-тов: В 4 т./Отв. ред., сост., предисл.: В. И. Пасат. М., 2009-2012. Лит.: Грифцов М. Историко-стат. очерк Кишинёвского архиерейского дома//Кишинёвские ЕВ. 1882. 14. С. 749-760; 17. с. 948-983; Арсений (Стадницкий), митр. Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812 гг.) и митр. Кишинёвский (1813-1821 гг.). Кишинёв, 1894 (на рус. яз.), 2004 (на молдав. яз.); Гурий (Гросу), иером. Главнейшие моменты в истории молдавского книгопечатания в Бессарабии//Кишинёвские ЕВ. 1907. 2. С. 57-62; 3. С. 107-111; 4. С. 140-147; 5. С. 173-178; Лотоцкий П. А. История Кишинёвской ДС. Кишинёв, 1913. Вып. 1; Пархомович И. Духовно-учебные заведения Кишинёвской епархии.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Корнилий Выговский. Гравюра. 1861 г. Корнилий Выговский. Гравюра. 1861 г. В 1737 г. от поморцев отделился инок Филипп (Васильев) , вместе с учениками покинувший Выг и основавший скит на р. Умба. Там в 1742 г. Филипп и 70 его последователей совершили самосожжение. Оставшиеся в живых ученики Филиппа положили начало филипповскому согласию. Не позднее сер. XVIII в. филипповцы заселили Топозерский муж. скит на Святом о-ве Топозера (недалеко от совр. пос. Кестеньга Лоухского р-на, известен с 1711-1714, принадлежал поморцам), на др. острове был основан жен. Говин скит. (Из Топозерского скита происходит созданное в кон. XVIII - нач. XIX в. старообрядческое сочинение о путешествии в Беловодье - «Путник» Марка Топозерского.) В подчинении у Топозерского скита состояли филипповские скиты на Ковдозере и Вожмозере в Северной К. и на островах Белого м. Вел. Луда, Полтам-Карга, Кильяки и др. С сер. XVIII в. упоминаются подчинявшиеся Топозерскому скиту Нюхчинские муж. и жен. скиты (существовали до кон. XIX в. близ совр. с. Нюхча Беломорского р-на), Иваньковская пуст. (близ совр. с. Гридина Кемского р-на). С кон. XVIII в. известен основанный филипповцами и примкнувший впосл. к федосеевцам Пертозерский женский скит (в 15 км от совр. с. Сумский Посад Беломорского р-на), который достиг расцвета в 1-й пол. XIX в. (упразднен в 1850, в 80-х гг. XX в. снова был заселен старообрядцами, постройки разрушены в 1958). В Каргополье была известна беспоповская Поремская пуст. (упразднена в 1837). В фин. местности Иломантси (ныне обл. Похйойс-Карьяла в Финляндии) старообрядцы из России создали 2 скита (по-видимому, федосеевские): Пахкаламби (Пайкхаламби) (1798) и Мегре (Мегра) (нач. XIX в.). Оба скита оказывали большое влияние на старообрядцев Олонецкой губ., из скитов приезжали наставники, поступали богослужебные книги и утварь (скит Пахкаламби был закрыт в 1870, скит Мегре - в 1922). Снижение эсхатологической напряженности к нач. XIX в. проявилось не только в уменьшении численности «гарей», но и в формировании устойчивых старообрядческих центров.

http://pravenc.ru/text/1681031.html

Собранием Афона. Главный монастырь определяет общее число иноков скита и даёт всякий раз особое разрешение на принятие в скит нового брата, признаёт и утверждает вновь избранного дикея, разрешает тому или иному иноку посвящение в иерархический сан и взимает со скита определённую годовую подать. Взамен того скит пользуется покровительством главного монастыря, который разрешает ему рубить в его лесах дрова, пользоваться полями и т. п. В киновиальных скитах жизнь иноков отличается аскетической строгостью. Из скитов, существующих в настоящее время на Афоне, известны: святой Анны, принадлежащий лавре св. Афанасия и имеющий ныне до 150 иноков, Кавсокаливский, принадлежащий той же лавре, скит Новый, принадлежащий монастырю св. Павла и имеющий до 100 монахов, преимущественно греков, Лаккос, расположенный на земле того же монастыря, населённый молдаванскими иноками (до 70), св. Предтечи, принадлежащий монастырю Иверскому, Пантелеимоновский, в пределах монастыря Кутлумушского, Димитриевский, расположенный на земле монастыря Ватопедского, Богородицы, находящийся на земле Русского Пантелеимонова монастыря и населённый болгарскими монахами, Благовещенский, принадлежащий монастырю Ксенофонтовскому, скиты Ильинский, Свято-Андреевский и Новая Фиваида. Последние три скита имеют важное значение в истории русского монашества на Афоне. Из них скит Ильинский, расположенный на земле монастыря Пантократорского, был основан блаженными иеросхимонахом Паисием Величковским , который родился в 1722 году в Полтаве, в семье священника, в юношеском возрасте прибыл на Афон и здесь поселился в каливе Кипарис, близ Пантократорского монастыря. На 22 году Паисий был облечён в иноческую мантию. К нему в келью стали стекаться для подвигов молдаване и русские. Тогда Паисий выпросил у Пантократорского монастыря ветхую и пустую келью св. пророка Илии и основал здесь скит для 30 иноков. Устроив его, Паисий отправился в Молдавию, где и скончался в 1794 году. В 1763 г. Ильинский скит опустел, но не надолго: в 1775 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Скит св. великомученика Димитрия. (Он находится в ведении и пределах Ватопеда). Главный собор здесь во имя св. великомученика Димитрия Солунскаго. В скиту сем части мощей: часть от правой руки св. Марии; часть от правой же руки св. Анастасии Узорешительницы: перст св. Харалампия; небольшая часть пяти мучеников, Евстратия и проч.; часть мощей св. Марка Ефесскаго и миро св. Димитрия Солунскаго. Отсюда до скита Богородицы полчаса ходу. Скит Богородицы (общежительный, он находится в ведении и пределах Руссика). Этот скит начало свое теряет в глубокой древности и замечателен исключительно пред прочими скитами тем, что здесь первоначально при в. князе Ярославе основалась общество Русское, получив самостоятельность и права наравне с иноками других славянских племен. А иные говорят, что по указу греческаго императора Алексея Комнина в 1080 году этот скит или вернее по тогдашнему его положению обитель, повелено было только отдать в собственность Русских. И тогда, равно как и ныне, скит Богородицы имел придаточное название Ксилургу, т. е. Древоделя. Век XI был на св. горе для Русских особенно благоприятен, так что в первой половине XII века наши пустынные предки уже не вмещались в тесных пределах Ксилургу, вследствие чего, по просьбе тогдашняго русскаго игумена Лаврентия, святогорцы уступили русским Солунский монастырь св. Пантелеимона (нагорный Руссик); это было в 1169 году. Между тем их обитель Богородицы Ксилургу осталась за ними же, но в виде уже скита, как и ныне. При такой археологической для нас важности, скит Богородицы Ксилургу, как и другие, имеет частицы св. мощей: Преподобномучен. Евфимия, Игнатия и Акакия, св. Иоанна Милостиваго, св. Евангелиста Матфея, св. Иоанна Златоустаго; св. Пантелеимона; св. Варвары; св. Иоанна Кущника; св. Макрины; св. Игнатия Богоносца; св. Георгия; св. Иакова Персянина и небольшия частицы св. Древа. Собор здесь в честь Успения Пресвятыя Богородицы; по своей глубокой древности и по своему особенному типу он очень замечателен. Другой малый храм во имя препод. Иоанна Рыльскаго; строится еще храм во имя славянских просветителей — св. Кирилла и Мефодия.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1450

Спасо-Преображенский собор (строительные работы завершены в 1916 г., не был освящен из-за революционных событий).  В 1991 г. собор передали возрожденному монастырю. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 г. В соборе еще четыре придела: Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, Всех святых, иконы Божией Матери «Тихвинской» и Новомучеников Российских. Казанский собор (1773-1779). После закрытия монастыря в нем долгое время был склад. Передан монастырю в 1992 г. Освящение главного престола состоялось 31 июля 2004 г. В храме действуют приделы св. Стефана, свт. Николая, прп. и блж. Жен Дивеевских, свщмч. Серафима (Чичагова) и новомучениц Дивеевских. Благовещенский собор (2012-2022). Освящен Святейшим Патриархом Кириллом. Церкви Рождества Христова (освящена в 1829 г.) и Рождества Богородицы (освящена в 1830 г.). Их повторное освящение состоялось в 1992 и 1993 гг. соответственно. Рождественские церкви нередко называют приделами, однако это были отдельные от Казанской церкви храмы. Домовая церковь равноап. Марии Магдалины в восточной части игуменского корпуса (построена в 1902 г.). Освящена повторно в 2006 г. Трапезный храм блгв. кн. Александра Невского (построен в 1895 г.). Повторное освящение состоялось в 2000 г. Скиты Обитель насчитывает более двух десятков скитов. Из них: Покровский скит в с. Канерга, Кутузовский скит в с. Кутузовка, Никольский скит в с. Автодеево, Серафимо-Понетаевский скит, Свято-Троицкий Белбажский монастырь в Ковернинском р-не, скит в честь Всемилостивого Спаса в с. Нуча,  Меляевский скит в с. Меляево, Знаменский в с. Хрипуново и др. Святыни Мощи преподобного Серафима Саровского; чудотворная икона Божией Матери «Умиление»; канавка Царицы Небесной; вещи преподобного Серафима Саровского; мощи преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены; мощи блаженных жен Дивеевских Пелагии, Параскевы и Марии; мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой). Святые источники Казанский (самый древний); целителя Пантелеимона; Александры Дивеевской; Иверский; прп. Серафима Саровского (наиболее чтимый, расположен у пос. Цыгановка)

http://patriarchia.ru/db/text/4710754.ht...

Обитель прп. Серафима Саровского учреждена в 2011 г. при епархиальном управлении как братство иноков, несущих служение в кафедральном Спасо-Преображенском соборе. Спасо-Преображенский собор (09100, г. Белая Церковь, ул. Гагарина, 10) возвышается на восточной стороне главной площади – Соборной (примечательно, что 2 из сходящихся здесь городских магистралей названы в честь князей эпохи расцвета Киевской Руси: с северо-востока на площадь выходит ул. Ярослава Мудрого, с юго-востока – просп. Князя Владимира). Адрес: 09100, Украина, Киевская область, г. Белая Церковь, ул. Гагарина, 19 Телефоны: (04563) 9–15–49 В честь святителя Михаила мужское подворье Пантелеимоновского Афонского монастыря [ править править код ] Адрес: Печерский р-н., г. Киев, ул. Шелковичная, 39/1 Телефон: +38(044)255-15-58 Мужской скит в честь преподобного Силуана Афонского [ править править код ] Является каноническим подразделением (скит) обители: В честь свт. Михаила Пантелеимоновского на Афоне монастыря подворье (г. Киев) Адрес: Житомирская обл., Малинский р-н., с. Загребля, ул. Набережная, 21 Телефоны: +38(067) 403-36-55 ; +38(068) 521-60-25 . Мужской скит в честь мученика Александра Римского [ править править код ] Является каноническим подразделением (скит) обители: Кирилловский монастырь (г. Киев) Адрес: Киевская обл., Барышевский р-н., с. Малая Тарасовка Георгиевский мужской скит [ править править код ] Является каноническим подразделением (скит) обители: Вознесенский монастырь (г. Переяслав-Хмельницкий, Киевская обл.) Адрес: Житомирская обл., Брусиловский р-н., с. Лазаревка Женские [ править править код ] Свято-Покровский Киевский женский монастырь [ править править код ] Свято-Покровский монастырь Покровский женский монастырь был основан Великой Княгиней Александрой Петровной Романовой (в иночестве — Анастасия), супругой Великого Князя Николая Николаевича, третьего сына Императора Николая I. 24 января 1889 года состоялось освящение места постройки будущей обители, возникновение которой было предсказано прп. Феофилом Киевским ещё в 30-х годах XIX века; и уже в июле Великая Княгиня перешла сюда на жительство с первыми сестрами из Липок. Она принимала деятельное участие в созидании и налаживании жизни в обители, вложив в это все свои средства.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастыри_Киев...

там была возведена Покровская часовня, превращенная затем во Введенскую ц. Примерно в это же время иером. Пахомий и инок Филарет основали 3-й крупнейший скит Иргиза - Пахомиев. Процветанию и превращению иргизских скитов в большие мон-ри в немалой степени способствовал переселенец с Ветки мон. Сергий (Юршев) , в 1780 г. получивший от властей офиц. разрешение на совершение богослужений на Иргизе. На средства вольского миллионера Злобина в муж. скитах были сооружены большие церкви, после чего скиты получили названия мон-рей: Авраамиев скит стал Нижне-Воскресенским мон-рем после строительства здесь в 1786 г. храма Воскресения Христова (с древней складной походной церковью); в 1783 г. в Исаакиевом скиту построили Успенский храм, и скит этот превратился в Верхне-Успенский мон-рь, а после постройки здесь в 1804 г. Преображенского собора этот мон-рь стал называться Верхне-Спасо-Преображенским; в Пахомиевом скиту в 1790 г. была сооружена Никольская ц., и скит стал называться Средне-Никольским мон-рем. По ветковской и керженской традиции возле муж. скитов и мон-рей появлялись жен.: близ Исаакиева скита - Маргаритин скит (впосл. Покровский жен. мон-рь), близ Пахомиева - Анфисин скит (впосл. Средне-Успенский жен. мон-рь). Общежительные уставы для мон-рей составил Сергий (Юршев), ставший настоятелем Верхне-Успенского мон-ря. В царствования Павла I и Александра I иргизские мон-ри достигли вершины своего процветания. В 1797 г. был издан указ, освобождавший иргизских иноков от рекрутской повинности, в 1799 г. имп. Павел пожертвовал 12 тыс. р. на восстановление сгоревших церквей в иргизских скитах. Число монашествующих на Иргизе по отдельным мон-рям колебалось от 100 до 700 чел., а общее их число составляло в 1828 г. 3 тыс. иноков, не считая послушников. В храмах самого Иргиза неустанно «исправляли» в «староверие» все новых беглых попов, к-рые свободно проживали по всей России. Соборы 1784 и 1805 гг., проходившие на Иргизе, со ссылкой на рекомендации еп. Павла Коломенского подтвердили порядок приема иереев из Православия 2-м чином.

http://pravenc.ru/text/77768.html

Старообрядчество Со времени церковного раскола Костромской край являлся одним из центров старообрядчества; с костромскими землями связаны имена старообрядческих учителей протопопа Аввакума Петрова , боярыни Ф. П. Морозовой , протопопа Даниила и др. Последователи «старой веры» жили в Костромском, Нерехтском, Макарьевском уездах (совр. К. о.), а также в Варнавинском, Кинешемском, Юрьевецком уездах (в наст. время территория Ивановской и Нижегородской областей). В Костромской губ. существовали старообрядческие монастыри и скиты, основанные преимущественно в XVIII в. В Варнавинском у. беглопоповцы основали 4 скита: Красноярский мужской в 8 верстах от с. Семёнова, Шитовский женский в 5 верстах от с. Карпова, Макридинский в 4 верстах от дер. Березники и Ляпинский в 3 верстах от дер. Спиридоново (ныне Ивановская обл.). В Макарьевском у. действовали Высоковский Новоуспенский поповский скит, в 1804 г. присоединенный к единоверию , и Понуровский скит. В кон. XVIII в. здесь имелся Шляпинский жен. скит поморцев , тогда же был основан Буренинский скит Спасова согласия , в 80-х гг. XVIII в. положено начало Петровскому поповскому скиту. В кон. XVIII в. был основан Каменский скит Спасова согласия. В нач. XIX в. близ дер. Татарка существовал Татарский женский скит, имевший 2 храма. В 40-х гг. XIX в. правительство ликвидировало все старообрядческие скиты в Костромской губ. По официальным сведениям, в 1-й пол. XIX в. в крае насчитывалось 123 староверческих прихода. Наиболее ранние известия о беглопоповских приходах относятся к 1800-м гг. В 1805 г. в с. Жарки с разрешения правительства была открыта часовня, в приходе к-рой находилась ставшая позднее широко известной дер. Стрельниково. Известны были местные центры старообрядчества, с. Молвитино Буйского у. и располагавшиеся близ него Лучкинские скиты, закрытые в 1848 г. Большинство их последователей приняли Белокриницкую иерархию . Активность местных федосеевцев наиболее тесно связана с судиславским 2-й гильдии купцом Н. А. Папулиным , владельцем богатых моленных, основателем богадельни по типу богаделенного дома московского Преображенского кладбища . В 1846 г. богадельня была закрыта, имущество моленных конфисковано. Иконы, 41 печатная книга и 35 рукописных поступили в костромской Ипатиевский во имя Св. Троицы мон-рь. В 1847 г. С. Г. Строганов (см. в ст. Строгановы ) настоял на передаче ему икон, как некогда принадлежавших его предкам; с 1922 г. это собрание находится в Гос. Русском музее. Федосеевские общины Плёса, сел Середа, Писцово, Киселёво (в наст. время на территории Ивановской и Нижегородской областей) были связаны с такими крупными деятелями федосеевского согласия, как И. А. Ковылин , Г. К. Горбунов . Спасово согласие было широко распространено в Макарьевском у. Одна из общин, зарегистрированная в 1913 г., находилась в дер. Марково, она объединяла жителей Боярской и Ловыгинской волостей, др. центром спасовцев была Ковернинская вол. (в наст. время в Нижегородской обл.).

http://pravenc.ru/text/2458875.html

Пожары 1927 и 1968 годов нанесли непоправимый ущерб русскому монастырю, но в нем оставалась горстка русских старцев. В связи со случившимися пожарами в Пантелеимоновском монастыре и в Андреевском скиту (см. ниже) Московская Патриархия послала 13 ноября 1962 года через посольство СССР в Греции два денежных перевода по 75 тысяч греческих драхм на восстановление пострадавших помещений. Кроме того в Пантелеимоновский монастырь был направлен грузовой автомобиль В 1966 году впервые после длительного перерыва в Россикон прибыло первое пополнение в количестве шести монахов, которое остановило тяжелые испытания братства обители. Впредь до развала Советского Союза в обитель приезжали небольшими группами иноки, которые сохранили этот оплот русского монашества. Сегодня численность монахов в Пантелеимоновском монастыре составляет около 70 человек, а обитель, возрождаясь вновь, стала приобретать характерные черты, присущие великолепию русских монастырей Скит св. пророка Илии Во время своего пребывания на Афоне о. Антонин посетил Ильинский скит. «Веселый звон встретил нас при входе в мирный приют соотчичей наших, основавшийся хотя не в давнее время, но уже украшающийся двумя именами святых мужей, в нем подвизавшихся: отцов Паисия и Аникиты» – вспоминал русский богомолец. Ильинский скит был основан в 1757 году уроженцем Полтавы старцем Паисием Величковским, известным своей высокой духовной жизнью и своими переводами святоотеческих писаний с греческого на славянский язык. Устроив скит, о. Паисий занялся переводом на славянский язык «Добротолюбия» и сочинений Исаака Сирина и собрал до 100 человек братии. Но против духовного вождя восстали недовольные его управлением, и в 1763 году он удалился с 64 человеками (т. е. с 2/3 всего числа монашествующих) в Нямцу, в Молдо-Валахию, и основал там Новую лавру; здесь же осталось большинство малороссиян Старец Паисий умер в 1794 году в Молдо-Валахии в звании архимандрита Нямецкого монастыря. Ильинский скит находится в зависимости от монастыря Пантократора Одним из настоятелей Ильинского скита был о. Парфений. Старец Парфений, управлявший Ильинским скитом с 1820 г., во время восстания греков (1821 г.), с главными святынями скита удалился в Россию и здесь пребывал в Лебяжевском Николаевском монастыре в Черноморье. В 1830 году, после заключения мира России с Турцией, о. Парфений оставил Россию и в сопровождении нескольких монахов прибыл назад на Афон и восстановил из развалин Ильинский скит. О. Парфений умер в скиту в 1837 году от моровой язвы

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=29&iid=2...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010