Все в нем было так мило, так задушевно просто и ласково, что мы с живым вниманием смотрели на него. Пароход просвистал уже в 3-й раз. Теперь наш путь лежал к Ильинскому скиту. С пением тропаря мы тихо выехали из красивой бухты. Дорогой обменивались впечатлениями, созерцали водяные виды, пели. Но вот и Ильинский скит. Колокольный звон приветствовал прибытие владыки, ответом которому было наше пение. Отправились в церковь . На пути зашли к колодезю выпить св. воды; потом мимо сада поднялись в скит. Скит маленький, но очень красивый. Со вне и снаружи особенно замечательна резная отделка, какою украшен весь скит. Весь иконостас сделан руками самих монахов. Отслужили молебен св. пророку Илии. Затем гуляли по аллее влево от скита. Сосновая аллея всех нас приводила в восхищение. Да, хорошо бы здесь пожить, подышать свежим сосновым воздухом, хорошо бы здесь вдали от расстраивающей нервы и притупляющей чувства житейской толкотни успокоиться немного, уравновеситься душевно, привести в порядок свой немногосложный духовный багаж... Ах, как бы хорошо было посылать сюда разных неврастеников, душевно-больных и всех истрепанных жизнью. Тихая обстановка мирного счастливого гигиенического уголка было бы лучшей для них санаторией. – Иоанно-Предтечевский скит был самым последним пунктом нашего путешествия. Это самый строгий подвижнический скит на Валааме. Сюда никогда не пускают женщин. Монахи не едят даже рыбы. Устроителем этого скита был известный уже нам настоятель о. Дамаскин. В Предтечевском скиту две церкви – летняя и зимняя. В зимней, так называемой пещерной, мраморный пол и подоконники, и очень хорошей работы живопись. В летней имеются очень древние иконы, при чем особенно замечательна икона Пр. Богородицы с написанным на ней акафистом. В скиту много схимников. После молебна в той и другой церкви владыка посетил некоторых из них. Особенно просил его об этом один старенький, но очень живой схимник. Несмотря на свою старость, он так и вертелся вокруг преосвященного, то забегая вперед, то смиренно выгибаясь, то бегая вокруг него. Его узкое лицо, от улыбки сделавшееся еще уже, так и передергивалось в какой-то нервной игре. Говорил он быстро, смело, не дожидаясь расспросов: как будто он молчал все время и вдруг ему разрешили поговорить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Говорят: в настоящее время монастыри со скитским устройством потеряли свое значение. Вера Христова одна, Святое Евангелие одно и дано на все времена. Люди, хотя и меняют свое настроение, свои взгляды, под влиянием развития, культуры и т.п., однако есть такие особенности в настроении людей, которые могут проявляться в отдельности у каждого человека во все времена, и для таковых нужен скит, также вечно и неизменно стоящий на твердом основании веры Христовой. Скит прежде всего нужен кающимся, которые свою жизнь провели во многих падениях. Многие умирают в грехах, но иных Господь призывает к покаянию и некоторым из таковых хотелось бы в изглаждение грехов понести личные подвиги и монастырские труды, что и дает им скит. Он нужен для слабых волею, на которых греховный мир неотразимо влияет. Хотелось бы спасаться, да мир не пускает. Нужно бежать от соблазнов в скит, а иначе свою душу погубишь. Скит, наконец, нужен тем, кто от природы имеет склонность к уединению и созерцательной жизни. Но не будет ли эгоизмом заботиться только о спасении своей души? Конечная цель всего человечества – спасение. Если скитским житием эта цель, по крайней мере некоторыми людьми, достигается, значит, и скит имеет свое право на существование. Помимо всего этого Господу Богу можно служить девством, чистою жизнью. Это как бы своего рода жертва Богу, дар Ему лично от себя и за все человечество. Хотя не многие люди к девственной жизни способны, но кто, имея этот дар, отдает его Господу Богу, пред теми мы преклоняемся, благоговеем и стараемся способствовать устроению их внешнего благополучия, свидетельствуя тем самым (не давая даже себе отчета), что жертва девственников нужна для всех нас, нужна для всего христианского мира. Некоторые считают для человека необходимым труд, и если они мало его видят в насельниках обителей, даже скитских, то готовы их обвинять в тунеядстве. Хотя молитва выше всякого труда и за молитвенный труд всегда тебя накормят и оденут, но ввиду спасительности труда и чтобы не быть никому в тягость, необходимо и в скитах столько трудиться, столько употреблять времени каждому на физический труд, сколько нужно для добывания насущного куска хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Случились минувшей зимой и весной и другие события на Афоне, которые в другое время прошли бы незамеченными, ибо они были совершенно случайны и вовсе незначительны; но в эту эпоху племенной борьбы они в глазах раздраженного мирского эллинизма приняли неестественные размеры. Во-первых, надо сказать два слова о русском св. Андреевском ските. Андреевский скит, как мы сказали во втором письме, построен на земле греческого монастыря Ватопеда и зависит от него. Он возник на месте большой кельи, в которой покоился патриарх Афанасий Лубский (мощи его в Лубнах в России). Стараниями игумена Феодорита и помощников его, иеромонахов Паисия и Дорофея, этот скит скоро разросся и по объему своему, и по количеству населения превосходит, правда, многие греческие привилегированные монастыри. Один из посетителей Афона выразился про Андреевский скит так: «Здесь иноки живут в нестрогой киновии». Это до известной степени правда. Общежитие Андреевское менее строго не столько по уставу, сколько по обычаю, чем общежитие Пантелеймоновской греко-русской обители; но эта разница служит на пользу людям набожным или желающим постричься на Святой Горе. Те, что сразу не в силах вынести суровый устав Руссика и некоторых греческих киновий, поступают в Андреевский скит. Тот же, кто ищет более трудной жизни, найдет и ее на Афоне. Нынешний вселенский патриарх Анфим занимал патриарший престол в то время, когда Серайская келья стала скитом; он, так сказать, открывал этот скит и всегда сохранял к нему особое расположение. Он не раз во времена удаления своего от патриаршего престола говаривал, как слышно, что непременно сделает что-нибудь для сераевцев, когда будет опять патриархом. Прошедшей зимой он вспомнил свое обещание. Он прислал игумену Феодориту крест, архимандричью мантию и грамоту, в которой объявлял Андреевский скит ставропигиальным или патриаршим скитом. Отец Феодорит назван был в этой грамоте не дикеем, как обыкновенно на Афоне называют настоятелей зависимых скитов, а игуменом (титул, присвоенный здесь лишь начальникам двадцати независимых монастырей).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Башня Нижних решёток , как и Башня верхних решёток, стоит на дне оврага. Тут ручей шире и глубже. Башня четырехъярусная, каждый из трёх нижних содержит по 4 бойницы а наверху их 7. Они помогали контролировать почти все направления любых атак. С третьего яруса был выход на крепостную стену. Для усиления защиты ворот на стене установили бойницы с киотом, изображающим Спаса. Посмотреть интерактивный путеводитель по монастырю Скиты [ править править код ] Приозерный скит был открыт в 1998 году на берегу Псковского озера. Онуфриев скит . В 2000 году для обустройства скита Псково-Печерскому монастырю был отдан бывший Мальской монастырь. Его история началась в середине XV века, когда здесь зародилась Онуфриева пустынь. Постепенно одинокий скит разросся до Мальского Спасо-Рождественского монастыря. В 1764 году монастырь упразднили, а при Спасо-Рождественском храме открыли приход. Несмотря на запустение, мальские места всегда оставались местом паломничества. Иверский скит . В 2008 году территория церкви Иверской иконы Божьей Матери отошла во владение Псково-Печерского монастыря, где и был учрежден скит. Иверский скит расположен на другом берегу Мальского озера, прямо напротив Мальского монастыря . В скитах совершаются Литургии и Богослужения, в которых принимает участие местное население. Подворья [ править править код ] Деятельность монастыря [ править править код ] Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] При игумене Корнилии располагалась церковная сокровищница в подклете Благовещенского трапезного храма. Современное здание датируется в пределах XVI-XVIII ст. (какая-то ризница в пожаре 1687/88 г. сгорела). Трехэтажное строение, завершаемое синим куполом с золотыми звездами, расположено напротив Большой звонницы. На ярусах есть склад, библиотека и сама ризница с золотыми и серебряными крестами, драгоценными окладами и ризами, плащаницами, облачениями, церковной утварью из золота и серебра и пр., вывезенное фашистами в ВОВ и частично возвращенные в 1973 г. (при помощи правительства ФРГ). Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Псково-Печерск...

В 1970 г. началась консервация Манявского скита. Реставрационные работы проведены т 1972— 1980 гг. (архит. Л. М. Дмитрович). Отреставрированы и восстановлены оборонная, въездная, Высокая башни, трапезная, стены и их гонтовое покрытие, деревянные и каменные кельи. Во всех сооружениях памятника уделено большое внимание реставрации декоративных элементов. Проведены работы по консервации фресок (художники П. С. Лининскии, М. И. Вовк, А. Ф. Ерко). Исторически сложившийся ансамбль, расположенный в окружении гор, с 1981 г. является филиалом Ивано-Франковского областного краеведческого музея. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 219, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год На окраине села Манява Богородчанского района Ивано-Франковской области возвышаются стены и башни знаменитого православного Крестовоздвиженского мужского монастыря, известного как Манявский Скит. Ни один памятник прошлых веков не окутан таким количеством легенд и преданий, как Скит. Одна из легенд рассказывает, что Скит основан еще где-то в XIII в. монахами Киево-Печерского монастыря, которые шли вверх по карпатских реках, в поисках святой воды, и якобы нашли ее возле большого камня. Он и поныне называется Блаженным, а вода, вытекающая из-под него, - считается святой и целебной. Иван Франко, очевидно, знал эту легенду, потому что его Захар Беркут с одноименной повести в молодые годы учился лечению у скитских монахов. Исторические источники свидетельствуют, что Скит основан в 1606 г. Это был сложный период в истории Западной Украины. После Брестского собора (1596 г.) здесь шла ожесточенная борьба между сторонниками унии и православия. Важную роль в этой борьбе играли монастыри. Основание Скита связано с именем Ивана Княгинецкого (после пострига - Иова), современника и сподвижника известного украинского писателя полемиста Ивана Вышенского. О авторитете Скита свидетельствует тот факт, что в 1628 г. Киевский Собор предоставил ему звание прота - то есть председательствующего. Со временем к его протии принадлежало 556 монастырей. Выступал Скит и своеобразным духовным трибуналом, и цензором церковной литературы. Так, по его решению было сожжено книгу Кирилла Транквилиона Ставровецкого " Зерцало Богословия " .

http://sobory.ru/article/?object=18208

Вероятно, тогда же был основан и монастырь. Что-то более определённое сказать по этому поводу трудно, поскольку упоминается в летописях он впервые в 1386 году. В 1528 году в монастыре возвели деревянную Троицкую церковь с трапезной. Она не простояла и ста лет: в начале XVII века обитель разграбили, а позже сожгли шведы. К 1617 году положение было таково: " Храм в монастыре Рождества Богородицы разорён. Келий и ограды нет. В монастыре старец один Максим. Церковного имущества у него крест благословящий и пять книг " . В 1634 году разорённый монастырь приписали к Юрьевой обители. В 1764 году Перынский монастырь упразднили, а все его постройки, кроме церкви, обращённой в приходскую, перевезли в Юрьеву обитель. Скит, устроенный здесь в 1827 году по прошению архимандрита Фотия, жил по уставу древних монастырей. Женщины допускались на его территорию лишь раз в году - в день празднования Рождества Богородицы. Первым начальником скита стал иеромонах Аникита (Ширинский-Шихматов). На рубеже 1830-1840-х годов скит привели в порядок и расширили. В нём построили братский корпус и особые корпуса для начальника скита и юрьевского архимандрита. Устроили также звонницу " на двух каменных столбах с шестью небольшими колоколами " . Появилась ограда. После революции Перынский скит конечно же закрыли. Как использовался он в 1920-е годы - неизвестно. В 1930-е годы на его территории расположилась рыболовецкая артель. Звонницу и ограду разобрали при этом на кирпич, из которого построили хранилище для льда. Рыбный промысел возобновился в Перыни по окончании Великой Отечественной войны, а в 1960-е годы рыбаков сменили туристы - в бывшем скиту организовали турбазу. Сюда проложили дамбу, поставили домики для отдыхающих, а окрестности " благоустроили " - сделали танцплощадку и поставили статую Перуна. Вот такой соцреализм. Сейчас на Перынском полуострове вновь звучит молитва. Приезжают, впрочем, сюда не только паломники, но и туристы (женщин теперь в скит пускают круглогодично, а не только в день престольного праздника). Главный туристический и паломнический объект скита - конечно, церковь Рождества Богородицы, включённая в 1992 году в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Она считается самым маленьким каменным храмом домонгольской постройки. Реставрированный в первоначальном виде (убрана паперть, восстановлено позакомарное покрытие), храм производит удивительно светлое впечатление. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Комментарии и обсуждение Здесь в 995 г. первый новгородский епископ Иоаким на месте прежде стоявшего идола Перуна воздвиг церковь Рождества Богородицы. Упраздненный было в 1764 г., скит был вновь восстановлен и отдан Юрьеву монастырю. Справочник-путеводитель: Монастыри русской православной церкви, 2001 г. На 20 июля 2015 г. монастырь мужской.  22 июля 2015. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00172

В 1839 году, после окончания очередной русско-турецкой войны и восстановления связи с Россией, в Русике вновь появились русские иноки, которым тогдашние его хозяева – греки – выделили для проживания корпус, а для богослужений – отдельную церковь . Уживание двух братств оказалось очень трудным, свидетельством чему явился так называемый «Греко-русский процесс», сотрясавший монастырь в 1874–1875 годах. Процесс этот закончился в 1875 году избранием русского игумена схиархимандрита Макария (Сушкина), и этот момент можно считать датой окончательного перехода монастыря к русским. Отныне Русик вновь соответствовал своему названию. Это событие было с радостью встречено всеми русскими афонитами – не только насельниками Русика, но и множеством рассеянных по Святой Горе русских пустынников и отшельников. Немало наших соотечественников было и среди сиромах – странствующих монахов, не имевших собственной кельи и скитающихся от монастыря к монастырю в поисках подаяния. К тому времени число русских сиромах, которых постоянно кормил Свято-Пантелеимонов монастырь, достигло тысячи человек. Всем этим пустынникам и странникам, вытесненных со своих мест монахами-греками и не имеющих где главу приклонить, архимандрит Макарий разрешил обосноваться на земле, принадлежащей Русскому монастырю. Так в местности, называемой Крумица, рядом с границей Хиландарского монастыря возник скит Новая Фиваида. Новый скит начал быстро заселяться, и уже через десять лет после основания дикая прежде местность представляла собой монашеский город, в котором жило до четырехсот иноков, числившихся в братии Свято-Пантелеимонова монастыря. К сожалению, расцвет этот был бурным, но недолгим, и скит в целом разделил печальную историю основавшего его монастыря. Сначала Первая мировая война, а затем революция в России подорвали благосостояние русского иночества на Афоне. Курс греческого государства на эллинизацию Афона, взятый в 1920-е годы, поставил непреодолимую преграду для пополнения афонского монашества выходцами из России. Хиреть и увядать стала жизнь Русика, прежде бившая ключом, и скит Новая Фиваида опустел. Монахи, перебравшиеся в монастырь, вывезли оттуда все, что смогли, оставив одни стены. Долгое время скит стоял мертвым, постепенно превращаясь в руины. Заброшенные корпуса с пустыми глазницами окон, обвалившиеся купола храмов удручающе действовали на паломников, посещавших Святую Гору, представляя собой словно бы символ находящейся в советском пленении Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В монастыре четыре каменных храма: соборный, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, над святыми вратами обители, в честь Иверской иконы Богоматери, теплая Успенская церковь и больничный храм в честь Воздвижения Креста Господня. В соборной церкви находится главная святыня пустыни – явленный Пустынно-Глинский образ Рождества Богородицы, обротанный в XVI веке. Здесь же помещаются две другие местночтимые иконы: чудотворная икона Нерукотворного Спаса, писанная в XVIII столетии, и замечательный древний образ Св. Николая Чудотворца. Ежегодно в обители совершаются крестные ходы: вокруг монастыря во дни Преполовения и 1 августа; 19 июля бывает крестный ход с чудотворной иконой Богоматери в город Глухов, где образ остается до 2 августа, а в этот день бывает крестный ход из города в пустынь. 9 сентября крестное шествие с тем же образом направляется в Ближний скит. В соборном монастырском храме погребен нетленно почивающий возобновитель Глинской пустыни игумен Филарет, прославившийся в С.-Петербурге в 1821 году, как ревнитель православия в известном деле библейского общества. При обители существуют дом трудолюбия, больница и при ней приют для увечных и слабых, гостиница и странноприимный дом для богомольцев. Близ города Путивля при монастырских Сеймских мельницах имеется подворье с домовым храмом во имя Архистратига Михаила и странноприимный дом для богомольцев. Управляет Глинской пустынью архимандрит. Проезд в обитель производится до платформы «Глинская пустынь» узкоколейного подъездного железнодорожного пути «Ворожба-Середина-Вуда» Московско-Киево-Воронежской жел. дороги. Платформа находится в 7 верстах от монастыря. Ближний скит при Глинской пустыни. Этот скит находится в 1/4 версты от Глинской Рождество-Богородичной пустыни. В скиту один каменный храм, посвященный Свв. Богоотцам Иоакиму и Анне. Близ южной стороны церкви находится могила известного Глинского подвижника и молитвенника Макария, преставившегося в 1864 году. Спасо-Илиодоровский скит при Глинской пустыни. Этот скит расположен среди леса, на берегу реки Обесты, в 3 верстах от Глинской пустыни. Основан он в память избавления Государя Императора Николая Александровича от опасности в Японии в 1891 году. Наименование свое он получил от схиархимандрита Илиодора, на месте пустынных подвигов которого и учрежден скит. Храмов два: во имя Нерукотворного Спаса и во имя Св. Крестителя и Предтечи Господня Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Анзерский, остров. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит. Скит. Действует.   Год основания:1714. Адрес: Россия, Архангельская область, Соловецкий административный район, Анзерский остров Координаты: 65.146949, 36.040221 Проезд:1. От пристани города Кемь теплоходом " Капитан Косяков " 2,5 часа до монастырской гавани. 2. От пристани города Северодвинска (о. Ягры) на корабле (бывший военный тральщик) 10 часов. 3. От аэропорта " Васьково " (Архангельск) 1 рейс в сутки (летом) на самолете Л-410. Далее на катере от пристани Соловецкого монастыря до острова Анзер. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Голгофо-Распятский скит был основан преподобным Иовом (в схиме Иисусом) Анзерским в 1713г. после видения ему Пресвятой Богородицы, которая велела подвижнику основать скит в честь Страстей Сына Ее. На склоне горы Голгофа можно найти березу, выросшую в форме креста, на месте страданий и смерти многих узников, пострадавших за веру в годы гонений. На протяжении веков у подножия высокой горы, расположенной примерно в четырех верстах от Свято-Троицкого скита, в центре острова, селились отшельники. В начале XVIII века здесь находилась келья иеродиакона Свято-Троицкого скита Паисия, куда он часто удалялся для богомыслия. Иногда его навещал строитель скита преподобный Иов, один из самых деятельных и образованных руководителей в его истории. В свое время он был духовником Петра I и членов царской семьи, но по доносу попал в опалу, в 1701 году был сослан в Соловецкий монастырь, где принял пострижение, в 1702 году перешел в скит на Анзер. В одно из таких посещений, в среду 18 июня 1712 года, совершилось чудесное событие. В келье Паисия преподобному Иову «в тонком сне» явилась Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром и сказала, что «сия гора нарекается Голгофою. На ней же имать быти великая церковь Распятия Господня на верху горы и скитом Распятским назовется». Вскоре преподобный Иов переселился на гору Голгофу с намерением построить здесь храм. Это удалось осуществить в 1715 году. С помощью соловецких монахов за одно лето была построена деревянная церковь в честь Распятия Господня. Царица Параскева Феодоровна от себя и дочерей пожертвовала для храма книги, облачения, церковную утварь.

http://sobory.ru/article/?object=03584

Согласно архивным документам, владения К. И. м. включали 6 имений-экономий, каждое из к-рых преобразовывалось в полноценное подворье с храмом. По благословению прп. Ионы на хуторе Васильчики на р. Сырец, завещанном кнг. Васильчиковой, был построен деревянный Знаменский храм и открыт жен. скит, в котором подвизались духовные чада старца. Впоследствии скит был преобразован в мужской. По проекту Е. Ф. Ермакова вместо деревянной церкви был возведен и в сент. 1913 г. освящен каменный Знаменский храм. В память о щедрой благотворительнице скит именовался Васильчиковой или Дальней дачей. В янв. 1930 г. скит был закрыт, а территория передана Ветеринарно-зоотехническому ин-ту. Знаменский храм, продолжавший действовать в статусе приходского, был закрыт в 1933 г., разрушен в 1936 г. В сер. 30-х гг. XX в. на месте скита и хутора были построены 2 правительственные дачи (в 2013 эта территория находится в черте Шевченковского р-на г. Киева). В вост. части парка, на месте хутора Васильчики, сохранились подземные погреба, ранее принадлежавшие скиту. Не позднее 1913 г. насельники К. И. м. устроили также скит «Ближняя дача» с храмом в честь иконы Божией Матери «Знамение», расположенный на Шулявке на Брест-Литовском шоссе. В нач. 30-х гг. XX в. передан военному ведомству, в 1941-1945 гг. разрушен. К 1867 г. кнг. Васильчикова пожертвовала К. И. м. участок (ок. 60 га леса, прудов и сенокоса) близ с. Гусинцы (Гусиное) Переяславского у. Полтавской губ. Ок. 1880 г. рядом с селом, у берегов Днепра, был учрежден муж. скит в честь Преображения Господня с больницей, маслобойней и паровой мельницей. Так обитель окончательно закрепила за собой землю между селами Гусинцы и Кальное, за к-рую до 1880 г. продолжался судебный процесс с казаками с. Старого Переяславского у. (ЦГИАК. Ф. 1072. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-144). Сначала богослужения для братии скита совершались в приходском Преображенском храме (1822) с. Гусинцы. В 1876 г. на средства скита был возведен Иоанно-Богословский храм в с. Кальном. Новый каменный скитский храм Преображения Господня (1913) был построен на средства Алексия Руденко, крестьянина-землевладельца Таврической губ., Преображенская ц. в Гусинцах вновь стала приходской.

http://pravenc.ru/text/1684567.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010