В скитах существовало и небольшое общее монастырское хозяйство, что также является признаком общежительности. Описи имущества Нило-Сорской пустыни XVII-XVIII вв. перечисляют из хозяйственных построек конюшню, «сарай кирпищной», холодник, «мелницу со всею мелничною снастью», сушило дров, амбар и житницу в Кирилловом монастыре (для хранения «хлебного запаса», который с середины XVII в. Нилов скит по государевой грамоте стал получать в Кирилловом монастыре) (ФИРИ. Кол. 115 , ед. хр. 681, л. 19 – 19 об.). Интересно, что мельница была традиционной, а первоначально – даже единственной принадлежностью скитского хозяйства. Многие Афонские скиты (там, где позволяли природные условия) имели мельницы. Описывая большой Свято-Аннинский скит, В.Григорович-Барский сообщает, что скитники «имут же и мельницу, идеже мелют жито, аще случится от приплывающих странных кораблей купити оное» 135 . При малом Свято-Аннинском, Кавсокаливском скитах тоже находились «большие водоемы с общей мельницей» 136 . По общей скитской традиции и преподобный Нил Сорский , основывая свой скит, первым делом поставил на реке мельницу «на потребу братии». Но сам характер общего скитского хозяйства все-таки отличался от киновиального. Хозяйство скита предназначалось только для хранения «скитского запаса» и в помощь «рукоделию» скитников (так, в афонских скитах устраивались шерстобитни, столярные мастерские, где скитники работали для своего «дневного пропитания») 137 , а также в помощь личному хозяйству инока (монах мог смолоть свой хлеб, который либо покупал на свои деньги, либо получал от монастыря, на общей скитской мельнице). Отсутствие общей трапезы, что придает скиту некоторое сходство с особножительным укладом, позволяло не иметь и не вести обширного монастырского хозяйства, не работать на общих послушаниях, как в киновиях. Таким образом, скит можно охарактеризовать как самостоятельную форму монастырской жизни, которая занимает промежуточное положение между киновией и особным житием. Хотя Нило-Сорский скит в организации своей хозяйственной жизни повторял общие принципы скитского уклада, он имел и свои особенности. Такой особенностью было ружное (государственное) обеспечение, которое скит получал с 1515 г. и до начала XVIII в. (последняя грамота о выдаче руженных денег пожалована в скит царями Петром Алексеевичем и Иваном Алексеевичем в 1683 г. (РГАДА.Ф. 1441, оп. 2, ед. хр. 493, л. 13). Это, несомненно, отличало Сорский скит от египетских и палестинских скитов, для которых пожертвования не являлись главным источником пропитания иноков. Так, в скиту преподобного Макария Великого принимались приношения, но они уходили на содержание больниц, устроенных при церкви для престарелых и больных монахов. Когда поступало большое пожертвование, для братии устраивались общие трапезы. Но в основном иноки кормились от трудов своего рукоделия 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Мстихино. Тихонова пустынь. Сергиевский скит. Княжеский скит /// Объект не принадлежит Православной Церкви Скит. Не действует.   Год основания:1906. Адрес: город Калуга, поселок Мстихино, улица Хвойная, территория между домами 4 и 5. Координаты: 54.565898, 36.093457 Проезд:На личном автотранспорте из Калуги в сторону Медыни до поселка Мстихино. Сразу за поселком первый поворот налево по указателю " Строитель " . Далее едем прямо до пионерского лагеря " Спутник " , объезжаем его с правой стороны ( " Спутник " остается слева, справа - лес), метров 100-200 и по левой стороне видим остатки скита. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Сергиев скит Калужского отдела Императорского Православного Палестинского Общества в память в Бозе почившего Великого Князя Сергея Александровича Одно название скита отдает чем-то далеким и завораживающим. Представляются монахи в черных одеяниях медленно передвигающихся в глубине лесной чащи, перебирая четки. В. Даль так поясняет значение слова «скит» — «общая обитель отшельников, братское, уединенное сожительство в глуши, с отдельными кельями». В Калужском уезде выявлено две мужские обители: Сергиевская и Сретенская. Сергиев скит в понятии людей старшего поколения и в среде калужских краеведов олицетворялось со станцией Калуга II. Казалось, все разрушили до основания и не найти следов былой обители. Но память людская помнит, архив хранит немое молчание до поры до времени. Жительница деревни Мстихино Марфа Михайловна Чебуранова, крепкая на вид старушка, помнит скитские постройки, где не раз бывала девчонкой со своей родительницей. Как смогла, рассказала, показать эти места наотрез отказалась. Господь ей судья. Лесная дорога прямой лентой асфальта ведет к пионерскому, или, как принято сейчас называть, оздоровительному лагерю «Спутник», что в двух километрах от деревни Мстихино и в трех километрах от станции Калуга II, на территории которого сто лет назад возник скит во имя Сергия Радонежского в честь великого князя Сергея Александровича, московского генерал-губернатора, злодейски убиенного в результате террористического акта в феврале 1905 г. Местный старожил — сторож комплекса Зоя Ивановна Князева — помнит, как сносили последнюю скитскую постройку «Морозовский» — дом-гостиницу, где они проживали. В непосредственной близости построили им домик, а ветхую постройку в 1977 г. снесли. Ничто не напоминает о келиях, церкви, инвалидном доме. Уцелела водонапорная башня, которая «видела» взлет, процветание и разорение места Божия, места уединения иноков и увечных больных в глуши лесной, где дышалось легко и свободно. На месте Сергиевского храма ныне разбита площадка для отдыха, установлены качели, стол, две статуи, изображающие пионеров 1950-х годов. По еле заметным признакам можно определить границу церковного здания размером 20 на 14 шагов. Зоя Ивановна вспоминает, что после реквизиции имущества скитские постройки приняли отдыхающих моряков. Официально скит переименовали в санаторий имени Фрунзе.

http://sobory.ru/article/?object=18339

Варзарештский Димитриевский скит в Кишиневском уезде. Этот заштатный общежительный скит расположен на косогоре, при потоке Синешты, и находится у селения Варзарешты, в 3 в. от почт. ст. Ниспорены или в 20 в. от ст. Быковца Ю.-З. ж. д. и в 62 в. от Кишинева. Он один из древнйших скитов в Бессарабии, так как уже в грамоте молдавского воеводы Александра Доброго от 1420 г. он упоминается под именем разоренного татарами «Кишнов Варзарева монастыря» и первоначально был мужеским монастырем. Возобновлен он был в 1770 г. проин-протопопом Константином Макаренко и отцом его свящ. Власием (в иночестве Валаамом), а переименован в женский скит в 1815 г. В нем два храма: теплый – в честь Рождества Пресвятой Богородицы (построен в 1868 г.) и холодный – во имя вмч. Димитрия Селянского (с 1863 г.). В 1840 г. из Рудянского скита принесена сюда и находится здесь местночтимая Варзарештская икона Богоматери. При ските церковноприходская школа с 1872 г. Управляет им игуменья. Рудянский скит при Варзарештском ските. Находится Рудянский скит в Кишиневском уезде. Он по ветхости зданий и недостатку средств в 1846 г. приписан к Варзарештскому скиту. Кошелевский Успенский скит в Сорокском уезде. Скит этот находится при р. Черной, в 7 в. от Добрушского монастыря и в 40 в. от у. г. Сорок. Основан он жительницей с. Котюжан Марией Токаносовой (в иночестве Митродорой) в 1790 г. Каменный храм этого заштатного общежительного скита освящен в честь Успения Богоматери и построен в 1841 г. старанием духовника архиерейского дома архимандрита Никандра и сестрой его схимонахиней Ириной, бывшей начальницей скита. Управляет игуменья. Речульский Рождество-Богородичный скит в Оргеевском уезде. Речульский скит расположен в долине, идущей к ю.-з. от р. Икела, при селении Речуле, в 6 в. от ст. Ю.-З. ж. д. «Калараш» и в 26 в. от у. г. Оргеева. Основан был для иноков в 1797 г. священниками села Пашкан Андреем и Иоанном Рошка, но въ 1811 г. сюда были переведены инокини из упраздненного Мановского скита, близ Курковского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Андреевский скит       Скит Святого Андрея   Скит Святого Андрея - общежительный скит, относится к монастырю Ватопед и находится на территории этого монастыря. Скит возник из уединенной кельи во имя преподобного Антония Великого, устроенной в XVII веке на землях Ватопедского монастыря. Основателем ее был святейший патриарх вселенский Афанасий Патегарий, прибывший на Афон на покой. Сто лет спустя место скита приобрел другой вселенский патриарх Серафим, построивший для себя там келлию в три этажа и с двумя церквями: Покрова Пресвятой Богородицы и Андрея Первозванного. Келлия Серафима была настолько красива, что ее называли «Серай», т.е. «Дворец». В тридцатые годы XIX века русские иноки Виссарион и Варсанофий выкупили у Ватопедского монастыря эту землю. Торжественное открытие обновленного скита состоялось 22 октября 1849 года. С этого времени в истории Свято-Андреевского скита начинается лучшее время: он отстраивается и расширяется, сюда прибывают все новые и новые русские монахи. За внушительные размеры и красоту греки до сих пор называют скит дворцом. Главный храм в честь Апостола Андрея до последнего времени был самым большим храмовым зданием на Балканах. Его длинна 60 метров, ширина 29 метров, общая площадь 2100 квадратных метра. Храм построен из гранита, имеет 150 окон. В храме резной по дереву позолоченный иконостас. Около иконостаса находится рака с мощами 70 святых, среди которых глава апостола Андрея. Колокольня монастыря высотой 37 метров, на ней находилось 25 колоколов, самый большой из них весил 5 тон. Храм выполнен в византийском и готическом стиле. Был воздвигнут в 1881-1900 гг с щедрой помощью камергера царского двора А.Н. Муравьева и великого русского князя Алексея Александровича, и является детищем петербургского архитектора М.А. Щурупова. До Революции в скиту насчитывалось до 800 монахов, находилась типография, аптека и кузница, которые обслуживали не только монахов обители, но и всю Святую Гору. Все изменилось после 1917 года. Приток русских монахов прекратился, поддерживать скит материально оказалось некому, здания постепенно разрушались. В 1958 году страшный пожар уничтожил все западное крыло скита, в котором размещалась уникальная библиотека: сгорело двадцать тысяч книг и рукописей, уникальный архив скита. В 1972 году умер последний монах русской общины - отец Сампсон, и на двадцать лет скит опустел.

http://isihazm.ru/1/?id=309&c_pid=1

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Скит Святая Анна - скит Малая Анна Скит Святая Анна - скит Малая Анна         Скит Святой Анны приписан Великой Лавре, находится в труднодоступной местности между Новым Скитом и Карулей, где по широкому склону афонского хребта до самого моря спускаются террасами многочисленные каливы и келлии, утопающие в зелени оливковых, лимонных и апельсиновых рощ. Здесь возделывают злаковые культуры с крепкими темными зернами, которые на Святой Горе называют «слезы Панагии». Используются они для изготовления четок. Скит этот почитается первостепенным на Афоне в аскетическом отношении.   Монашеская жизнь в этих местах началась с XII-XIII века. Первый устав братства был утвержден вселенским патриархом Дионисием III в 1689 году. До XVII века скит назывался «Вулевтир», затем взял название Святой Анны от одноименного собора, основанного для хранения в нем нетленной стопы Св. Анны, перенесенной монахами из Азии в 1686 году.   Соборный храм находится на высоте 300 метров, в то время как самая высокая калива находится на высоте 450 метров над уровнем моря.   Предание   По молитве преподобного Геронтия высоко в горах появился святой источник. После того, как монахи стали использовать воду для стирки одежды и поливки сада, преподобному было видение, в котором Богородица указала, что вода в источнике была дана им для других целей. Источник иссяк, но по молитвам преподобного пробился вновь, дальше и выше прежнего, чтобы монахи научились пользоваться малым, как им велела Богородица. Этот новый источник считается святым и в нем всегда ровно столько воды, сколько нужно общине.   В настоящее время при ските состоит 51 калива, в 35 из которых поддерживается монашеская жизнь (кроме того, 7 калив принадлежит Малой Святой Анне), подвизаются 88 монахов.     Святыни В Соборном храме находятся мощи следующих святых: часть ноги Св. Анны; частицы мощей мучеников Игнатия, Евфимия и Акакия; Св. бессребреников Косьмы и Дамиана; мученика Харлампия; великомученика Димитрия и часть главы мученика Нектария.

http://isihazm.ru/?id=519

Упраздненные: Бударинский Иоанновско-Предтеченский скит (муж., близ Бударинского форпоста (ныне пос. Бударино Западно-Казахстанской обл.), основан в 1752 старообрядцами-беглопоповцами, в 1859 стал единоверческим, в 1879 упразднен); Чаганский Свято-Сергиевский скит (муж., при умете Соболевский близ с. Чаган (ныне Шаган Западно-Казахстанской обл.), основан в 1793 старообрядцами-беглопоповцами, в 1858 преобразован в Уральскую единоверческую муж. пуст., в 1866 упразднен, братия переведена в новообразованный уральский Никольский скит); Бородинский Покровский скит (муж., в пос. Бородин Уральской обл. (ныне с. Чапаев Западно-Казахстанской обл.), основан в кон. XVIII в. старообрядцами, в 1858 стал единоверческим, упразднен в 60-х гг. XIX в.); Уральский Успенский скит (муж., основан в кон. XVIII в. старообрядцами-беглопоповцами, в 1842 преобразован в единоверческий, упразднен в 60-х гг. XIX в.); Садовский Ильинский скит (жен., основан не позднее 1831 старообрядцами в пос. Садовский близ Уральска, являлся крупнейшим старообрядческим жен. скитом на Юж. Урале, в 1859 преобразован в единоверческий скит, впосл. упразднен); Уральский Никольский единоверческий мон-рь (муж., на о-ве Сутягин на р. Деркул, близ совр. с. Выселки Западно-Казахстанской обл., основан в 1866 как скит вслед. перенесения на р. Деркул Чаганского Сергиевского единоверческого скита, в 1879 преобразован в самостоятельный мон-рь, упразднен в 20-х гг. XX в.); кустанайский Иверский мон-рь (жен., в г. Костанай, основан в 1894 как община, с 1908 мон-рь, упразднен в 20-х гг. XX в.); Казинский Михаило-Архангельский мон-рь (жен., на Кабаньем оз., близ ст-цы Пресногорьковская (ныне с. Пресновка Северо-Казахстанской обл.), основан в 1901 как община, в 1908 преобразованная в мон-рь, уничтожен в 1921), Кара-Обский Никольский мон-рь (муж., в с. Кара-Оба совр. Костанайской обл., основан в 1905, упразднен в 20-х гг. XX в.); петропавловский Всехсвятский монастырь (жен., в Петропавловске, основан в 1908, упразднен в 1918); Серафима Саровского, прп., скит (жен., в местности Медео у подножия г. Мохнатка, в окрестностях Алматы, существовал в 1913-1921).

http://pravenc.ru/text/1319866.html

Омелино (Цилемский скит), урочище. Неизвестная часовня. /// Объект утрачен Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:приблизительно 1700 - 1800. Год утраты:приблизительно 1937 Адрес: Россия, Республика Коми, Усть-Цилемский район, урочище Омелино (Цилемский скит) Координаты: 65.517465, 49.399542 Проезд:проезд достаточно трудный и может осуществляться из ближайших к урочищу Омелино населенных пунтов: деревни Мыла, поселка Нонбург, села Койнас. Ближе всего урочище Борковская (бывшая станция Печорского тракта). Проезд либо на машинах максимальной проходимости, либо на лодке по реке Цильма от Борковской Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Цилемский скит (второе название — деревня Омелино), один из самых скрытых и труднодоступных старообрядческих скитов на Севере. Возник этот центр «древлего благочестия» предположительно в середине XVIII века, а расцвет его приходится на вторую половину XVIII — начало XIX века. Насельники скита занимались хлебопашеством и скотоводством. Здесь имелась достаточно обширная библиотека, были свои переписчики, была небольшая школа, в которой обучались дети мезенских староверов. «О грамотности жителей Цилемского скита говорит тот факт, что в библиотеке скитской часовни и во всех семьях были старинные рукописные и старопечатные книги, а также сохранившаяся переписка с именитым Выговским монастырем». Епархиальные власти обнаружили Цилемский скит только в 1831 году. Более десяти лет шла официальная переписка по поводу судьбы скита и его жителей. Наконец в 1846 году скит разделил участь других духовных центров староверия того времени — был разорён, иконы и утварь переданы в Усть-Цилемскую церковь, часовня разрушена, а сам Цилемский скит был в 1854 году переименован в выселок под тем же именем. Усть-Цильма и Великопоженский скит, http://cyberpedia.su/18xfac2.html В середине XVIII в. на притоке Печоры Цильме был основан мезенцами Омелинский скит.

http://sobory.ru/article/?object=53429

С самого дня погребения, усердствующие во множестве начали отправлять на могиле его паннихиды; так что чрез несколько времени, усердием учеников блаженного старца, над гробницею поставлена часовня и на надгробной доске изображен лик Преподобного. По смерти блаженного старца все дела о дальнейшем устроении Голгофо-Распятского скита приняли другой ход. Анзерский строитель объявил, будто покойный приказывал духовному отцу при кончине своей, чтобы оставленныя им деньги, равно и заготовленные материалы, отдать в Анзерский скит на сооружение придельной теплой церкви во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. Хотя деньги и были употреблены по желанию строителя, но выстроенный придельный храм вскоре сгорел со всею ризницею и имуществом. Ученики старца, не видя себе ни откуда защиты, в 1721 году вынуждены были выйти из скита в Соловецкий монастырь и Анзерский скит. На Голгофе остались только два любителя безмолвия – иноки Геннадий и Сергий. От этих последних обитателей скита начальством Соловецкого монастыря отобрано скитское и церковное имущество и передано в Анзерский скит. Наконец, указом Святейшаго Синода, от 23-го июля 1723 года (за 496), Голгофо-Распятский скит, как малолюдный, соединен с Анзерским Троицким скитом. Но гора «Голгофа» – священное место, прославленное явлением Пресвятой Богородицы, не осталось пустым. Иноки, любители пустынной жизни, один по другом, а иногда по два, по три и более, не переставали обитать в упадшем на время ските. В 1764 году, при учреждении духовных штатов, Голгофо-Распятский скит приписан к Соловецкому монастырю, и с этого времени Соловецкие настоятели взяли скит в свое попечение. В 1768 году, по указу Святейшаго Синода, были возвращены в Распятский скит все вывезенныя из него и хранившияся в Архангельске, в архиерейском доме, драгоценные вещи, большею частию дары царственных особ прежнего времени, Евангелие, потиры, кадила, облачения и проч. До 1826 года в Голгофо-Распятском ските жили Соловецкие иноки, искавшие особенной строгости жизни, безмолвия и отшельничества. Деревянный храм, построенный Иисусом, пришел в совершенную ветхость. Но в 1826 году скит приведен в благоустройство тщанием настоятеля Соловецкого монастыря, архимандрита Досифея. С разрешения Святейшаго Синода, в Голгофском ските выстроена и освящена 13-го сентября 1830 года новая каменная церковь Распятия Господа Иисуса Христа и при ней теплый придел Успения Пресвятой Богородицы. В этом приделе, на левой стороне, находится гробница блаженного старца, иеросхимонаха Иисуса. Деревянная церковь , выстроенная им, перенесена под гору, на то место, где было первое явление Пресвятой Богородицы блаженному старцу, т. е. на место кельи пустынножителя, иеродиакона Паисия. С этого времени постоянно назначается в ските Иеромонах из Соловецкого братства, опытный в иноческой жизни, в качестве строителя, и десять или более под его ведение иноков; последние посылаются всегда из особенно расположенных к воздержной и безмолвной жизни, по собственному желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так еще в 1849 году, как только скит, можно сказать, народился, его посетили Великие Князья Константин Николаевич и Михаил Николаевич. В сентябре 1851 года скит удостоился посещения Государыни Цесаревны (впоследствии Государыни Императрицы) Марии Александровны с Августейшими Детьми и другими Особами Царской Фамилии. В память этого своего посещения и в знак особенного благоволения Государыня Цесаревна изволила пожертвовать в скит Евангелие, печатанное на пергамине золотыми литерами, обделанное, приспособительно к правилу скита, по которому в нем не полагается иметь даже при богослужении ничего драгоценного, в переплет из орехового дерева с резными клеймами и со следующей собственноручной надписью на первом листе его: „Ее Императорское Высочество, Государыня Цесаревна Мария. 3-го сентября 1851 года .“ В сентябре 1855, в июне 1861 и в сентябре 1865 годов изволили посещать скит Государь Император Александр Николаевич с Государыней Императрицей Марией Александровной и некоторыми из Своих Августейших Детей. В 1880, 1881 и 1882 годах скит также был посещаем Особами Царствующего Дома. 22-го мая 1883 года, Их Величества Государь Император Александр Александрович и Государыня Императрица Мария Феодоровна, после принятия в Москве священного коронования, прибыв в лавру преподобного Сергия для молитвенного поклонения, изволили с этой же целью посетить и Гефсиманский скит, a также и Пещеры – для поклонения чудотворной Черниговской иконе Божией Матери, – вместе со своими Августейшими Детьми – Наследником Цесаревичем (ныне Государем Императором) Николаем Александровичем и Великим Князем Георгием Александровичем. Им сопутствовали все Великие Князья и Великие Княгини, многие родственные Им Царственные Особы иностранных держав и состоявшие при них высшие сановники. Ныне благополучно царствующие Государь Император Николай Александрович и Государыня Императрица Александра Феодоровна, приняв 14 мая 1896 года священное коронование, также изволили прибыть 22 мая в Лавру для поклонения и принесения молитвы великому заступнику за Русскую землю и молитвеннику за православных Русских Царей, преподобному и Богоносному отцу нашему Сергию, Радонежскому чудотворцу, a затем – посетить и Гефсиманский скит, вместе с Августейшей Родительницей Своей, Государыней Императрицей Марией Феодоровной, и также – в сопутствии всех Великих Князей и Великих Княгинь, многих иностранных царственных Особ и высших сановников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ватопед – монастырь штатный. Многочисленное братство его состоит большей частью из Греков. Скит св. великомученика Димитрия (Солунского) Скит св. Великомученика Димитрия находится к югу от монастыря Ватопеда в разстоянии от него на полчаса ходу, и лежит на склоне горы, в самом уединенном и безмолвном месте. Название свое скит получил от храма, посвященного св. Великомученику Димитрию. Этот храм, по преданию, построил сам св. Великомученик в честь Пресвятой Богородицы. Когда же он пролил кровь свою за Христа и св. мощи его прославились нетлением и чудесами, Солунские родственники его поддерживали его храм на св. горе, и из благоговения к нему переименовали храм и посвятили его самому Великомученику. Вокруг храма разсеяны над глубоким оврагом, среди роскошной растительности Афона, келлии отшельников с малыми при них церквами. Скит св. Великомученика Димитрия – один из замечательных на Афонской горе, и замечателен именно тем, что устройство его, сообразно с основными правилами такого рода пустынножительства, самое древнее. Русский скит св. Андрея Первозванного и св. Антония Великого, называемый Серай Местоположение скита. Русский скит Серай состоящий в зависимости от Ватопедского монастыря, находится на восточном склоне св. горы Афонской, в разстоянии от Кареи не более четверти часа, а от моря – одного часа. Он расположен на самом лучшем и удобном месте близ самой, так сказать столицы Афона ( Кареи), среди роскошной растительности природы и самого благорастворенного воздуха. Название его. Слово «Серай» на турецком языке значит красивый дворец. Так названа первоначально келья, послужившая основанием скиту, и самый скит, потому, что стоит на открытом, самом прекрасном и веселом местоположении, с которого открывается живописная окрестность и даль с самыми поэтическими видами, волнами зелени, соседственными высотами и неподвижной, зеркальной равниной эгейских вод. Скит св. Ап. Андрея Первозванного и св. Антония великого преобразовался и возник из бывшей Серайской кельи. Осноавание этому скиту положено двумя вселенскими Патриархами.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010