Больше никаких переписей Павловский не проводил. В том же 1917 г. в России произошли всем известные события, консульство в Салониках прекратило свое существование, и русские святогорцы оказались в совершенно иной политической ситуации. История многотысячного русского Афона закончилась. Н.И. Феннелл (Великобритания, Лондон). Русский Ильинский скит Из трех главных русских обителей на Афоне Ильинский скит занимает третье место по величине и количеству братии. В начале XX в. в Андреевском скиту подвизалось братии в два раза больше, чем в Ильинском, а в Свято-Пантелеимоновом монастыре – в три раза больше. Ильинский скит не играл центральной роли в бурной истории русского афонского монашества в период со второй половины XIX в. до 1917 г. – дело имяславцев, например, почти совсем не коснулось скита 438 . Даже в географическом смысле Ильинский скит существует как бы особняком. Андреевский скит находится близ афонской столицы Карей, в центре полуострова, величественные корпуса Русика (Свято-Пантелеимонова монастыря) расположены на оживленном северо-западном побережье, недалеко от Дафны, главного афонского порта. Сравнительно скромное местоположение Ильинского скита в пустынной Капсале менее заметно 439 . Братства Андреевского скита и Русика по традиции были в основном великорусскими, а ильинцы – почти все малороссийского происхождения 440 . Однако именно в Ильинском скиту во второй половине XVIII в. начало возрождаться русское монашество. Ко времени основания скита преподобным Паисием Величковским в 1757 г. в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре проживали только греки. Русские, переселившиеся в Пантелеимонов монастырь в первой половине ХЕХ в. и положившие основание постоянному русскому братству в нем, пришли именно из Ильинского скита. А Андреевский скит начал свое существование только в 1849 г. Начальный период существования Ильинского скита (1757–1821) был временем весьма благополучным. За короткое пребывание скитоначальником (1757–1762) преподобный Паисий Величковский успел не только выстроить скит, но и основать свою знаменитую школу перевода святоотеческих книг на славянский язык, а также переписывания книг и рукописей. Его почитал весь Афон. Священный Ки-нот (административный орган афонской монашеской общины) с извинением предложил платить за него харач (подать), который взимали турецкие власти с каждой афонской обители. В омологии (хартии) от 1798 г. господствующий монастырь Пантократор определил Ильинскому скиту «большие права и льготы» в знак признательности к «блаженнейшему общеначальнику, всепочтеннейшему Отцу и Старцу господину Паисию», от которого вместе с его преемниками монастырь получал «немалую пользу и помощь» 441 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основание его. Этот скит основан в 1754 году блаженным старцем, Архимандритом Нямецкого монастыря, Паисием Величковским . О. Паисий, родом из Полтавы, начатки иноческой жизни полагал в Любечском монастыре. Потом в 1746 году, он прибыл на св. гору Афонскую и поселился в каливе Капарис, принадлежащей монастырю Пантакратору. Когда здесь умножилось общество иноков, Паисий выпросил у монастыря Пантократор старую, разрушающуюся и никем не занятую келлию св. Пр. Илии и, приняв благословение от Святейшего Патриарха Серафима, жившего в Пантократоре на покое, начал строить скит во имя Пророка Илии. Когда работы были кончены и Паисий с братией переселились в новый скит, здесь он устроил общежитие, и написал для своего скита устав, сообразуясь с чиноположениями св. горы. Здесь, упражняясь в телесных трудах, Паисий занимался переводом на славянский язык книг: Добротолюбие и Исаака Сирина . В скором времени скит процветал: слава о святой жизни его иноков, особенно самого настоятеля О. Паисия, быстро распространилась по всей св. горе и вне её. Отовсюду стали стекаться иноки в новый скит, так что братии возросло до 100 человек. Вынужденный обстоятельствами, Паисий с 64-мя иноками удалился из своего скита в Валахию, где управлял монастырями: Драгомирном, Секулом и наконец Нямецем. После О. Паисия Величковского , своего основателя, скит св. Пророка Илии постепенно все упадал и наконец, не более десяти лет тому, он представлял горькую картину совершенного упадка. Теперешний настоятель, также О. Паисий, выходец Молдавский, возстановил эту обитель и привел её в цветущее состояние. Здания. Русский скит св. Пророка Илии во всех частях своего внешнего расположения и устройства выказывает строгий характер Афонских киновий. Все здания этого скита, как нельзя лучше, приспособлены к общежительной жизни. В нем три церкви, из коих главная – во имя св. Пр. Илии, а одна – в честь и память св. Митрофана Воронежского . Со всех сторон скит обнесен братскими келлиями.. В церквах особенных украшений нет, кроме частиц св. мощей, из которых замечательна часть мощей св. Ап. Андрея Первозванного (часть левой стопы).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Храм, называемый Кириакон, т. е. Господский или Воскресный, посвящен памяти св. Праведной Анны, Матери Пречистой Девы-Богородицы. В храме хранится безценное сокровище, часть стопы св. Праведной Анны. В храме же находится и гробница бывшего Митрополита Тырновского Иосифа, ученнейшего мужа своего времени. По обе стороны храма разсеяны по горам и ущельям каливы уединенные и кельи, с малыми при них церквями. Скит почитается единственным и первостепенным на Афоне в аскетическом отношении. Иноки – строгой подвижнической жизни. В этот скит удалялись и удаляются на безмолвие знаменитые пастыри; многие отшельники выходили из него настоятелями в разные обители. Скит Кавсокаливы Скит, называемый Кавсокаливы, находится на южной оконечности св. горы и расположен, также как и свято-Аннинский скит, на высоком и крутом берегу моря, по лесистому ущелью. От скита св. Анны он отстоит на час ходу, к востоку. Скит возник в XIII веке по Р. Х. Название «Кавсокаливы» он получил от основателя своего, знаменитого подвижника XIII века, преподобного Максима Кавсокалива, а преподобный Максим прозван Кавсокаливом, т. е. сжигателем калив, оттого, что он переходя с места на место, сжигал за собой свои каливы, чтобы не привязываться ни к чему земному. После преподобного Максима в его скиту жил преподобный Нифонт, подвизавшийся в пещере. Но скит процветал в начале минувшего века при преподобном Акакие, с которым беседовал наш Барский в первое свое путешествие в 1726 году. Келлий в Кавсокаливах считается до 35, а подвижников до 80 человек. Кириакон или соборная церковь посвящена во имя св. Троицы; при ней устроен придел в память трех преподобных: Максима, Нифонта и Акакия, которые почитаются ктиторами скита. В аскетическом отношении скит поставляется наравне с свято- Аннинским. В нем оставлен инокам преподобным Максимом завет – как можно более отрешаться от земных предметов. Этот завет так ограничивает подвижников Кавсокаливских в отношении житейских попечений, что даже не позволяется никому иметь здесь ни сети, ни каика (лодки) для рыболовства. 2. Каракалл

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Козельск (Оптино). Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Иоанно-Предтеченский скит, основанный в 1821 году Филаретом, архиепископом Калужским, впоследствии митрополитом Киевским. Сюда им вызваны были из глубины Смоленских лесов знаменитые отшельники того времени Моисей, Антоний и другие ученики Паисия Величковского. Здесь хранится чудотворная Казанская икона Божией Матери. В этом же ските находится белый каменный домик, в котором жил старец Амвросий более 50 лет; в нем все хранится в том самом виде, как было при жизни старца. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Центром Оптиной пустыни, ее сердцем, принесшим ей широкую духовную славу, был скит Иоанна Предтечи. Это было место пребывания святых оптинских старцев. Это к ним шли паломники за духовной поддержкой, мудрым советом, молитвенной благодатью. Строительство скита в Оптиной пустыни было одобрено митрополитом Филаретом, который благословил его. По прибытию в Оптину пустынь отец Моисей с братией взялись за расчистку местности. Пришлось рубить и выкорчевывать вековые деревья, все делалось в ручную. Скит решили построить поблизости от обители - не более полукилометра. Сначала построили дом для насельников, затем скитскую церковь и кельи. Были посажены плодовые деревья, кедровые орехи, которые превратились в стройные деревья и дали плоды через 25 лет. Также было посажено множество ягодных кустарников. Было выкопано 2 пруда. 1840 год можно считать началом серьезного укрепления старчества. В 1918 году скит был закрыт, но не разрушался. Здесь поочередно был то музей, то дом отдыха, то жилье. Заново его открыли и отремонтировали в 1990 году. За оградой находятся 2 храма, колокольня, 11 жилых и хозяйственных помещений. В настоящее время скит для мирян недоступен. Посетить его можно только по двум престольным праздникам – в июле и сентябре. Оптинский скит св. Иоанна Предтечи Господня находится на восточной стороне обители, в глубине монастырского леса. От монастыря ведет к нему небольшая, усыпанная песком тропинка, извиваясь на расстоянии 170 сажен, под природным навесом вечно зеленеющих сосен и елей; она приводит прямо к благолепным скитским св. вратам; еще издали виднеется позлащенный крест устроенной над ними колокольни. – Здесь благоговейное внимание посетителя невольно останавливается на святых изображениях, которыми украшены св. врата извне и извнутри. – И точно, эти изображения, как плод благочестивой мысли блаженного Старца иеросхимонаха Макария, стоют того, чтоб подолее заняться ими:

http://sobory.ru/article/?object=05225

Третьим настоятелем Андреевского скита был иеромонах Феоклит (с 1887 г.), а четвертым архимандрит Иосиф (с 1892 года), который управляет скитом и в настоящее время, при содействии старцев. Ныне в скиту живет до 500 монахов. Скит по внешнему своему виду похож на богатый и благоустроенный монастырь и производит на посетителя прекрасное впечатление своими массивными зданиями, величественным собором, царящими повсюду строгим порядком и дисциплиной. Скит имеет подворья в Константинополе, Одессе, Ростове-на-Дону и Петербурге. Он занимается также просветительно-издательской деятельностью, которая разнообразна и почтенна по своим результатам. Скит Ильинский находится на земле греческого Пантократорского монастыря. Он устроен в 1757 году знаменитым подвижником Паисием Величковским , который собрал здесь до 30 иноков и ввел общежительный устав. По удалении Паисия в Молдавию, скит пришел в упадок. Особенно тяжелое время скит переживал в начале XIX века, вследствие своей бедности и тревожных внешних обстоятельств. В 1835 году в скит прибыл иеромонах Аникита, в мире князь Шихматов-Ширинский, и много содействовал упорядочению в нем дел. Между прочим, на средства, им представленные, в скиту был построен храм во имя святителя Митрофания Воронежского . Почтенны заслуги и игумена Паисия (с 1841 г.), которого Пантократорский монастырь нашел возможным возвести (1868 г.) в сан архимандрита «за то, что он, управляя скитом уже двадцать восемь лет, не только оставался в полном согласии с начальствующей обителью Пантократорской, но и в течение этого времени скит свой вновь воздвиг, распространил и украсил, доходы его увеличил и вообще нравственно и материально его возвысил». Следующие настоятели скита, по мере сил и возможности, шли по стопам своего предшественника в деле устройства обители. Ныне дикеем состоит архимандрит Максим, человек сравнительно молодой, но опытный в духовной жизни. Братство скита простирается до 300 человек, преимущественно уроженцев нашей Малороссии, поэтому и скит Ильинский именуется малороссийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Скит во имя св. Иоанна Предтечи близ Козельска. Гравюра. 40-50-е гг. XIX в. (Архив Оптиной пуст.) Идея открытия И. П. с. принадлежала еп. Филарету, к-рый посещал Оптину пуст., стремился духовно укрепить обитель и «доставить желающим средство к безмолвнейшему житию». 15 дек. 1820 г. еп. Филарет через мон. Моисея обратился с письмом к отшельникам, жившим в Рославльских лесах в Смоленской губ. под рук. иеросхим. Афанасия (Степанова) . От своего имени и от имени настоятеля игум. Даниила (Александрова) епископ пригласил их переселиться в Оптину пуст. и основать скит в любом месте принадлежавшего ей леса, обещал выстроить для них кельи и освободить от монастырских послушаний. Рославльские монахи на общем совете решили принять приглашение. 1 апр. 1821 г. иеросхим. Афанасий написал еп. Филарету письмо, в котором просил, чтобы скит имел отдельное от мон-ря содержание, причем избыток средств следовало отдавать монастырю, а недостаток, «сколько можно понести терпением»; чтобы миряне не могли посещать скит, а монастырская братия приходила только в субботу и воскресенье; чтобы статус скита был «формальным и всегдашним». В ответном письме от 24 апр. того же года еп. Филарет сообщил, что поручил игум. Даниилу (Александрову) отвести для скита место и позволил благотворителю Д. В. Брюзгину строить кельи. 6 июня рославльские монахи Моисей, его брат прп. Антоний (Путилов) , Савватий и послушник Иван Дранкин приехали в Оптину пуст. и были размещены на монастырской пасеке. Иеросхим. Афанасий решил остаться на прежнем месте до окончания устройства скита (он так и не перешел в Оптину пуст.). Для скита избрали место близ малой монастырской пасеки, где в нач. XIX в. жил в келье схим. Иоанникий. Скит был отделен от монастыря густым сосновым бором. Мон. Моисей вместе с игум. Даниилом составил план строительства в скиту, к-рый 17 июня 1821 г. был утвержден еп. Филаретом. Первые средства на строительство выделили благотворители Брюзгин и Ф. Т. Третьяков. В том же году братия скита и наемные рабочие приступили к рубке леса и корчеванию пней. В качестве временного жилища они выстроили на юго-вост. стороне скита общую келью, затем обнесли скит дощатой оградой и приступили к возведению ц. в честь Собора св. Иоанна Предтечи. Посвящение церкви святому, почитаемому как 1-й пустынножитель, дало название и скиту. Игум. Даниил напутствовал монахов: «Да будет на сем месте благословение пустыни Иордановой и всех там безмолвствовавших!» (Летопись скита. 2008. Т. 1. С. 16). 18 авг. из мон-ря в скит был совершен крестный ход, состоялась закладка храма, под престол к-рого была положена частица мощей св. Иоанна Предтечи. 5 февр. 1822 г. церковь была освящена игум. Даниилом.

http://pravenc.ru/text/577926.html

Третьим настоятелем Андреевского скита был иеромонах Феоклит (с 1887 года), а четвертым – архимандрит Иосиф (с 1892 года), который управляет скитом и в настоящее время при содействии старцев. Ныне в скиту живет до 500 монахов. Скит по внешнему своему виду похож на богатый и благоустроенный монастырь и производит на посетителя прекрасное впечатление своими массивными зданиями, величественным собором, царящими повсюду строгим порядком и дисциплиной. Скит имеет подворья в Константинополе, Одессе, Ростове-на-Дону и Петербурге. Он занимается также просветительно-издательской деятельностью, которая разнообразна и почтенна по своим результатам. Скит Ильинский находится на земле греческого Пантократорского монастыря. Он устроен в 1757 году знаменитым подвижником Паисием Величковским , который собрал здесь до 30 иноков и ввел общежительный устав. По удалении Паисия в Молдавию скит пришел в упадок. Особенно тяжелое время скит переживал в начале XIX века, вследствие своей бедности и тревожных внешних обстоятельств. В 1835 году в скит прибыл иеромонах Аникита, в мире князь Шахматов-Ширинский, и много содействовал упорядочению в нем дел. Между прочим, на средства, им предоставленные, в скиту был построен храм во имя святителя Митрофана Воронежского . Почтенны заслуги и игумена Паисия (с 1841 г.), которого Пантократорский монастырь нашел возможным возвести (1868 г.) в сан архимандрита «за то, что он, управляя скитом уже двадцать восемь лет, не только оставался в полном согласии с начальствующей обителью Пантократорской, но и в течение этого времени скит свой вновь воздвиг, распространил и украсил, доходы его увеличил и вообще нравственно и материально его возвысил». Следующие настоятели скита, по мере сил и возможности, шли по стопам своего предшественника в деле устройства обители. Ныне дикеем состоит архимандрит Максим, человек сравнительно молодой, но опытный в духовной жизни. Братство скита простирается до 300 человек, преимущественно уроженцев нашей Малороссии, поэтому и скит Ильинский именуется малороссийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

В скиту два храма: один из них расположен на вершине горы, а другой, древний, устроен в скале и расширен в 1765 г. Суручанский Георгиевский скит в Кишиневском узде. Этот заштатный общежительный скит выходится в 12 в. от губерн. г. Кишинева, при селе Суручанах. С трех сторон его окружают покрыты лесом горы, с четвертой же стороны он открыт. Здесь прежде было поместье Питаря Суручана. Он именно и основал в 1785 г. скит по убеждению явившегося к ному черногорского иеромонаха Иосифа, который сделался первым настоятелем скита. В настоящее время здесь два каменных храма: Георгиевский (1828 г.) и Николаевский. С 1884 г. скит имеет школу с приютом на 10 сирот. Управление игуменское. Фрумошский Успенский монастырь в Огиевском уезде. Монастырь этот расположен на возвышенности близ реки Икела, среди живописной местности («фрумос» означает – красивый), в 12 в. от ст. Ю.-З. ж. д. «Калараш» и в 40 в. от уездного города Оргеева. Основан этот заштатный общежительный монастырь в 1807 г. резешами (землевладельцами) с. Бравич (в 4 в.) Ефремом (впоследствии схимонахом Евфимием) и Иордакием Юрками и Григорашем и Антиохом Сапотянами. В обители два каменных храма – летний и зимний. Первый Успенский построен в 1851 г. на месте прежнего деревянного, а второй Троицкий – в 1861 г. Во главе стоит игумен. Цыганештский Успенский скит в Оргеевском уезде. Этот заштатный общежительный скит находится близ с. Цыганешт, в 1 в. от р. Икела и в 24 в. от уездного города Оргеева. Вероятно, основан боярином Лукой Деукой, построившим здесь в 1741 г. деревянный храм для христиан, укрывавшихся в окрестностях от татарских набегов. На месте этой деревянной церкви в 1846 г. был построен каменный Успенский храм. Других храмов скит не имеет. Управляется игуменом. Шабский или Жабский Вознесенский монастырь в Сорокском уезде. Обитель эта расположена на скалистой возвышенности, в 200 саж. от р. Днестра, почти на границе Подольской губернии, при р. Шабке, в 4 в. от м. Каменки и в 35 в. от уездного г. Сорок. Основание этого монастыря относится к половине XVII в., когда из монастыря Делени, находящегося недалеко от р. Олха, в господстве Валахии, удалился иеромонах Иезекиль, который и стал потом основателем Шабского скального монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Скит и после смерти его основателя продолжал оставаться небольшим, монахов в нем было немного. В 1515 г. в скиту жили священник, дьякон и двенадцать старцев. Как и при Ниле Сорском , все имущество, пища и одежда их были общими. Слава и авторитет старца Нила, довольно высокие при жизни, после его смерти еще более возросли. Московские князья взяли скит под свою защиту и на свое материальное обеспечение. Через белозерских и вологодских приказчиков из государевых запасов монахи скита получали рожь, овес, пшеницу, горох, соль и другие припасы, которых было достаточно и для живущих в скиту, и для приходящих сюда богомольцев. Вклады, кружечные и свечные деньги являлись незначительными статьями дохода. Во все времена Нилов скит не был ни богатым, ни многолюдным. Вторым его храмом стала такая же небольшая, как и первая, деревянная церковь Ефрема Сирина с трапезной. Царь Иван Грозный, посетивший скит в 1569 г., хотел поставить в нем каменную церковь , но преподобный Нил, явившись к нему в «сонном видении», запретил это делать, поэтому долгое время скит оставался полностью деревянным. По отписным книгам первой половины XVII в. в нем имелись, кроме двух церквей, двенадцать келий, колокольня с четырьмя колоколами, часовенка над гробом основателя, сторожка, житница, амбар, ледник, конюшня да старая мельница. В 1641 г. Нилов скит по указу царя Михаила Федоровича приписали к Кирилло-Белозерскому монастырю, что позволило несколько оживить ремонтные и строительные работы. Были возведены новая колокольница и небольшая холодная церковь во имя Третьего обретения Честной Главы Иоанна Предтечи над захоронением основателя скита. 60 В 1669 г., через 10 лет после освящения церкви, в ней над гробом Нила Сорского была устроена деревянная золоченая рака, где по сторонам в четырех кругах вырезали тропарь, кондак, икос преподобному Нилу и летопись, в каком году преставился преподобный. Первая икона с изображением Нила Сорского появилась в монастыре в 1686 г. при строителе Дионисии Москвитине. Незадолго до написания иконы, в 1682 г., при том же строителе был составлен канон преподобному Нилу Сорскому . Создание храма и раки над гробом, почти одновременное появление иконы и канона – все это подтверждает состоявшуюся канонизацию преподобного Нила Сорского и позволяет ее датировать 60–80 гг. XVII в. Нилов скит был известен и почитаем на Руси в XVI – XVII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Долгое время Манявский скит находился в руинах. Первые реставрационные работы здесь начались в 1970-1980 гг., когда скит стал историко-архитектурным заповедником. А восстановление именно монастыря началась после обретения Украиной независимости. В 1998 г. скит был возвращен монахам Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. От того времени полустертая мраморная надгробная доска первых игуменов монастыря со старославянскими письменами замироточила… Монахи считают такое явление свидетельством наличия в этом месте благодати Божией. Манява - большое село в Богородчанском районе, расположенное на берегах речки Манявки, известно благодаря одной из наиболее прославленных христианских обителей Украины - Манявскому скиту. Скит расположен возле села в лесу над речкой. Следует немного подняться вверх по крутой дороге, как из лесной гущи вдруг появляются крепостные башни и церковные купола монастыря. Официальной датой основания монастыря (скита) считают 1611 год. В тот год здесь была срублена первая келья, а на следующий год здесь уже была возведена деревянная церковь. Основал сию обитель выходец из Афона монах Иов Княгинецкий из Тисменицы. Вместе с известным писателем-полемистом, родом из Судовой Вишни, Иваном Вышенским, он в своё время находился на греческом Афоне, поэтому основанный им скит называли " Руським Афоном " . Впрочем, предание свидетельствует, что Иов не первый пришёл в Манявский скит. В народе живёт память о двух монахах Киево-Печёрской лавры, которые в начале XIII столетия, спасаясь от татарского нашествия, пришли в это урочище с далёких днепровских берегов. Окончательно монахи утвердились в своём выборе, когда им явилась Матерь Божья - на камне, который с того времени называется " Блаженным " . Такое же явление произошло через 400 лет, после прихода на это благословенное место Иова Княгинецкого. Ныне к этому камню осуществляются постоянные паломнические поездки, к святыне и днём и ночью приходят и приезжают паломники, которые захотели побывать в этом святом уголке Украины. Воде, вытекающей тоненькой струйкой из-под камня, приписывают целебные свойства, ею лечат физические недуги, а также избавляются от злых духов и тёмных сил. Особый расцвет монастыря связан с предоставлением Манявскому скиту в 1620 году Константинопольским патриархом права ставропигии, т. е. самоуправления и независимости от местной церковной иерархии. Скиту в это время подчинялось более пятисот православных монастырей в Речи Посполитой, Молдавском княжестве и Румынии. Он имел статус трибунала при выборе львовских православных епископов и в издании церковных книг.

http://sobory.ru/article/?object=18208

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010