416 Явившись в С.-Петербург 29 дек. 1804 г., Евгений прожил там до 9 марта 1805 г. «Важнейшее мое занятие в Петербурге, сообщал он тому же Македонцу от 31 марта, было планы о реформе и новых штатах всех духовных училищ. Проэкт мой читан (в марте же) Государю и отменно уважен. 417 Теперь он в Синоде...» 418 В копиях перешел, затем, проэкт: к м. московскому Платону, к ректору моск. дух. академии Моисею (Платонову), к преосвященным – Феофилакту (Русанову) , еп. калужскому, тульскому Амвросию (Протасову), курскому Феоктисту (Мочульскому) и др. 419 , а в конце концев – к «Комитету о усовершении духовных училищ», организованному 29 ноября 1807 г. и открывшему свои заседания 3 декабря. Комитета этот первее всего и обязывался рассмотреть и окончательно обсудить Евгениевский «План, при указе обер-прокурором св. Синода предложенный». 420 По обсуждении, он многое из него принял, но более того отверг, как видно из сравнения проэкта преосв. Евгения с «Докладом и начертанием» комитета, составленным знаменитым Сперанским и в 1809 г. опубликованным в печати. 421 Что именно принял, что отверг и каков был самый проэкт, о том говорит здесь не место, тем более, что относительно этого предмета написана нами особая статья 422 . Обратим лишь внимание читателя на неназванную часть проэкта, именно на часть историческую, в сокращении вошедшую и в комитетский «Доклад» (стр. 2–8), a полностию вошедшую в нашу статью. 423 Желая найти для себя точку отправления и показать, кому следует, необходимость такой, а не иной духовно-учебной реформы, преосвящ. автор должен был непременно оглянуться на пройденный нашими школами вековой путь. С этою целию он и составил историческую записку или историческое обозрение, разделенное им на 4 отдела: «1) Показание польз, происходящих от духовных училищ; 2) обозрение учреждений по учебной части; 3) обозрение учреждений по экономической части; и 4) показание недостатков духовных училищ как по экономической, так и по учебной части.» Записка эта вызвала со стороны современников вполне справедливый и заслуженные похвалы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Несомненен исторический факт, что с момента Крещения Руси в 988 году при великом Киевском равноапостольном князе Владимире первой книгой, оказавшей мощное влияние на формирование русской национальной культуры, стало Евангелие. Крещение Руси при равноапостольном князе Владимире имело судьбоносное значение в становлении Российского государства: дотоле разобщенные по этническим, социальным и религиозным признакам восточнославянские племена, объединенные единством Божественной благодати, преображающей человеческие способности, в духовно-нравственном процессе церковной жизни богоподобно преобразовались в единый народ, христианскую нацию, носителя и свидетеля святого Православия. За прошедшие столетия православные духовно-нравственные идеалы вошли во все сферы культуры России, озарив сиянием нетленной красоты богоподобия и всю сокровищницу мировой культуры, так что слово русский в сознании народов мира справедливо, вслед за Федором Достоевским, отождествляется со словом православный». Министр образования Тульской области Д.В. Бычков огласил приветственное слово губернатора региона В.С. Груздева: «В истории нашей страны Русской Православной Церкви принадлежит особая роль как в становлении государственности, так и культуры, морали и духовности. Наше общество постепенно возвращается к христианским нравственным нормам, ценностям Православия. Именно в деятельном возвращении к этим нормам лежит основа истинного и прочного возрождения России, какой бы сферы это ни касалось: политики, культуры, экономики или образования. Общая благородная задача государства и Церкви – помочь людям стать чище и добрее, любить свой народ и Отечество, быть ему преданными. Нет необходимости доказывать, что любой народ, любая нация могут развиваться только тогда, когда сохраняют свою национальную культурную идентичность, когда находятся в постоянном взаимодействии с другими народами и нациями, обмениваясь с ними культурными ценностями, не теряя собственной культуры, помнят и чтят историю своей страны, традиции. В истории можно найти примеры, как исчезали целые народы и государства после того, как теряли свой язык, культуру, утрачивали веру. Если же все это будет сохраняться, то, несмотря на сложности, любой народ поднимется с колен и обретет в себе уверенность в новом качестве, займет достойное место среди других народов», – говорится в послании.

http://mospat.ru/ru/news/51472/

Председатель общественного совета отметил опыт Москвы, «которая поставила в библиотеки практически всех московских школ одну тысячу восемьсот экземпляров энциклопедии», а также других регионов России — Санкт-Петербурга, Тульской, Мурманской областей, Пермского края. Председатель Государственной Думы полагает, что этот опыт говорит о востребованности «Православной энциклопедии». В.В. Володин подчеркнул, что необходимо многое сделать для популяризации «Православной энциклопедии»: «Речь идет о сохранении культурного наследия, духовных традиций нашей страны». Спикер Думы также поддержал предложение Святейшего Патриарха по презентации энциклопедии в российских регионах, о епархиях и митрополиях на территории которых написаны статьи. В.В. Володин отметил, что члены Общественного Совета также могли бы принять участие в презентациях энциклопедии в регионах. Глава нижней палаты Федерального Собрания также напомнил о важности подготовки на основе «Православной энциклопедии» англоязычного пятитомного энциклопедического словаря для распространения за рубежом. «Мы видим, с одной стороны, большой интерес к нашей истории и культуре, с другой стороны, наши иностранные коллеги зачастую находятся под воздействием информации, искажающей историческую правду», — добавил В.В. Володин. Председатель Государственной Думы РФ отметил, что энциклопедия может стать эффективным средством противодействия фальсификации истории, «поэтому проект англоязычной версии необходимо поддержать и создать его как можно быстрее». «Правильно было бы, чтобы в его реализации принимало участие государство, в том числе через поддержку распространения энциклопедического словаря за рубежом», — заключил спикер Думы. О работе Попечительского Совета по изданию «Православной энциклопедии» в 2018 году рассказал мэр Москвы С.С. Собянин. По его словам, Правительство Москвы в прошлом году продолжило комплектацию городских и школьных библиотек новыми томами энциклопедии. «Всего было закуплено более 9 тысяч экземпляров издания», — отметил мэр столицы. Кроме того, город в прошлом году продолжил помогать телепрограмме «Православная энциклопедия», которая выходит на телеканале ТВЦ. «В 2018 было создано 50 передач, и в этом году мы активно продолжим эту работу», — пообещал С.С. Собянин.

http://patriarchia.ru/db/text/5396585.ht...

Мы СВИДЕТЕЛИ и УЧАСТНИКИ... 72. Ответ на 69, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии: Доколе будете печатать душевнобольного " влдмр " ? Он же несет на христианском сайте не просто глупости, но явное анти-христианство! Полагаю, что Вы просто не разобрались. Думаю, что к нашей Победе в Третьей Отечественной Войне 1992-2022 гг, то есть не позже 28 июля Вы смягчите свое отношение к тому что я написал. Очень интересно. Мне был сон о том, что нечто произойдёт 26 июля... К примеру такой? Стоите Вы на огромном, белом поле. Хотя ни моря, ни корабля не видно, Вы понимаете, что это порт. Стоите взводами по 40 человек на вытянутую руку. Стоите в мирской одежде и понимаете, что в Вашем взводе священник (программист, воин, водопроводчик...) только Вы, и вдруг , видите Патриарха во всем облачении, он идет и благословляет Народ некой древней святыней, Вы всматриваетесь и видите какие-то начертания. Он подходит к Вам обнимает Вас и говорит: Как я устал и на долю секунды повисает на вашей шее, КАК БЫ! потеряв сознание. И через секунду идет дальше благословлять Народ. А у Вас просыпается вопрос- ЧТО это было в руках Патриарха? Вы просыпаетесь- вопрос помните. Засыпаете, видите другой сон. Просыпаетесь, забываете второй сон и Вас мучает вопрос- что это было... Да. Сны сейчас удивительные показывают... Обижает Вас к примеру митрополит, благочинный...( бургомистр, а вокруг оккупационные войска), а Вы простой житель города( подпольщик,партизан). В один прекрасный день выясняется, что оккупационные войска ушли. А Бургомистр - остался. Сдается мне, что Бургомистру и всей его компании- несдобровать!))) Если Ваш Святой за него не заступится. 71. Ответ на 66, Русский Сталинист, священнику Васькину!: Доколе будете печатать душевнобольного " влдмр " ? Он же несет на христианском сайте не просто глупости, но явное анти-христианство! Тут всех печатают, даже откровенных бандеровцев и укропов. Что уж говорить о безобидном чудаке " влдмр " . Товарищи привыкли рассуждать в рамках 10-20 лет. Исторический шаг 1500-2000 лет им неведом))) И никогда не слышали проповедей м. Алексия Тульского и Белевского, в которой он выразил Национальную Идею Русского Народа давным давно, еще в прошлом тысячелетии наверное, и которую Путин ВОПЛОЩАЕТ с Божьей помощью :

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/16/po...

Но он, говорит, как-то внимания даже не обращал. «Меня вроде бы уважали, все это не вызывало у меня никаких опасений и страхов». А говорились там опасные вещи, Евгений Александрович был очень прямой человек. — Как он вел себя с прихожанами? — Молился, крестился, ставил свечу, со всеми уважительно разговаривал. Люди-то знают его, подходят кучкой, все хотят поблагодарить за его позицию, за жизнь, за стихи. И он сразу переходил на поэзию, читал стихи, иногда они сами начинали читать — его это радовало, забавляло. Он очень любил общаться с простыми людьми. У него брали автографы, и он с такой любовью, с таким уважением со всеми говорил. Я стоял рядом, наблюдал, и казалось, что к нему подходили как к какому-то старцу за благословением. Так интересно было смотреть на эту любовь… Я услышал от подходивших просьбы связаться с кем-то в Министерстве культуры, за кого-то похлопотать. Он обещал: «Вы напишите, дайте телефон, фамилию, я попытаюсь позвонить, связаться через газету. Может быть, я смогу что-то сделать». Он старался в каждом принять участие, хотя в последние годы ему уже было не так просто общаться. — Чем современны стихи Евтушенко сегодня, на ваш взгляд? — Как-то я говорил об этом с нашим владыкой Алексием (Кутеповым), митрополитом Тульским и Ефремовским. Он оказался большим почитателем Евтушенко! Рассказал, как в студенчестве пропускал занятия и бегал с друзьями в Политехнический музей слушать его выступления. И потом начал читать стихи…  Он сказал, что вся его поэзия имеет духовно-нравственное значение, что у него нет не духовно-нравственных стихов.  Читая Евтушенко, мы проживаем XX век. Люди не всегда захотят читать духовную литературу, жития, чтобы оттуда почерпнуть урок. А стихи Евгения Александровича — одновременно и светские, и духовные, в них вся палитра человеческой жизни, все мироощущение любого человека. Каждый узнает в них свои чувства, свою боль. Фото: iverskiyhram.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/poluchaetsya-zhizn-nas...

– Здесь, в Туле, так же, как и в Алма-Ате, вы являетесь ректором семинарии. Семинарии старейшей, основание которой относится к концу XVIII века. Сами вы учились в знаменитой Московской духовной семинарии. Стараетесь ли вы какие-то традиции МДАиС перенести сюда? – Знаете, на мою долю выпала счастливая возможность продолжать и развивать то, что было. А было то, что полагал в основание митрополит Серапион, владыка Кирилл (Наконечный, ныне архиепископ Ярославский и Ростовский). Хотя в 1801 году Тульская семинария была открыта как самостоятельная, но исторически она вышла из Коломенской епархии, а следовательно, здесь всегда присутствовали и традиции, и дух МДАиС, в XX веке продолженный Святейшим Патриархом Алексием Ι, Святейшим Пименом и всей профессорско-преподавательской корпорацией, с ними единодушной, единодуховной. Поэтому мне ничего нового делать не приходится. Просто жить, исходя из той ситуации, которая реально складывается на сегодняшний день. А сегодня нужно помочь нашим юношам не потерять в потоке восприятия теоретического знания вкуса к практике. Духовная школа в дореволюционной градации образовательных учреждений предоставляла не гуманитарное, не классическое, а реальное образование, т.е. полученную теорию ты должен был тут же проверить на практике – в молитве, в послушании, в выражении себя. Это мы называем церковным духом, свойственным сергиевской школе: жизнь братии, студенчества, молитва, послушание – все шло вместе, в гармоничном взаимосочетании и взаимопроникновении. И так образование не выхолащивалось в процесс познания и накопления новых знаний, что само по себе может привести к церковному уродству. Но с практикой обретало подлинную церковность. – Недавно мы записывали воспоминания о приснопамятном архимандрите Авеле (Македонове; + 2006) , в схиме схиархимандрите Серафиме, и духовные чада рассказывали, как батюшка говорил: «Ты входишь в храм – входишь в Царствие Небесное». А как редко «на практике» мы это чувствуем, входя в храм! – Конечно, это дар благодати. Ее нужно привлечь, принять, уместить и удержать, а то можно, как таракан в молоке, утонуть. Здесь со стороны каждого должно быть соответствующее отношение. Когда ты себя готовишь, то понимаешь, куда идешь и для чего. Не просто, чтобы, проходя по делам, зайти и поставить свечку, подать записочку – это одно. Другое дело, когда есть на земле чувственное место, которое может быть пережито тобою как Царствие Божие. Вон там, на несколько приступочек поднимись – и ты оказался в Царствии Божием. Это от тебя должно быть. И только тогда возможно Божественную молнию привлечь, принять, уместить и удержать. А так она просто сверкнет, ослепит – ну, и человек побежал дальше. Ничего не принял, не вместил, а уж о том, чтобы удержать, и речи быть не может.

http://pravoslavie.ru/4814.html

Вопрос о пересмотре брачного законодательства особенно сильно выдвинулся, как известно, в связи с признанием необходимости произвести важные преобразования в русском церковном управлении. Этим вопросом немало занималось Предсоборное Присутствие и вопрос этот до сих пор считается очередным. Поэтому всякие исследования в этом направлении, с той или другой стороны освещающие вопрос о браке, имеют —283— теперь не только академическое, но и практическое значение. Среди таких исследований сочинение священника Лебедева не затеряется без всякого следа и приобретает известное значение в деле столь необходимого исторического освещения вопроса. Сочинение это, по моему мнению, вполне, заслуживает степени кандидата. Нельзя не пожелать автору, чтобы он, при обнаруженном им уменье разбираться в историческом материале и хорошо освещать рассматриваемый вопрос, не ограничился только этой работой, но продолжал бы свои труды для столь нужных теперь исследований по разным выдвинутым современной жизнью церковно-общественным вопросам.“ б) Экстраординарного профессора священника В.Н. Страхова: „Свою задачу – „исследовать бракоразводную практику Св. Синода за 18–19 века“ – автор выполнил с отличными успехом. Предпослав своей работе „краткий исторический обзор бракоразводного права древних народов Востока и Запада“, автор далее рассматривает нормы бракоразводного права, определявшие практику Св. Синода в течение 18 и 19 вв., „в связи с церковным и гражданским Византийским законодательством, и древнерусской бракоразводною практикой“, причём очень удачно сопоставляет эти нормы с бракоразводным правом западноевропейских государств. Принятый автором метод освещения вопроса в широкой исторической перспективе обеспечивает основательное и правильное решение поставленной автором задачи. Такая вполне научная постановка работы о. Лебедева была возможна лишь при широком и добросовестном изучении им большой литературы вопроса. Автор использовал весь напечатанный материал по данному вопросу: изучил бракоразводные дела за 18 и 19 вв., хранящиеся в Архиве Св. Синода, рассмотрел часть протоколов Московской Духовной Дикастерии за 18 век, изучил напечатанные бракоразводные дела, хранящиеся в архивах Духовных Консисторий: Московской, Тульской, Курской и Харьковской, и протоколы Св. Синода, изданные в сочинениях Иоанна Смоленского. Кроме этого основного

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

600 О наперсных крестах Павел только напоминает здесь сказанное им выше, по поводу упоминаемых Софронием хлопот Арсения о награждении его наперсным крестом (ст. 8); о митре говорит очень кратко; а о саккосе, что это есть одежда не одних патриархов, делает довольно пространную справку. 601 Два последние из указанных здесь преступлений Софрония относились еще к тому времени, когда он не был, епископом, а торговал беглыми попами, и следовательно составляли решительное препятствие к самому поставлению его в епископы. Упоминаемый здесь Тульский беглый поп Павел быль духовником Степана Трифонова, и от него-то требовалось свидетельство, что сей последний уголовных преступлений не совершал, по крайней мере на исповеди в них не сознавался. В настоящем месте „Изложения“ сначала говорилось об этом и яснее; но Павел, очевидно, поопасался, – нашел слишком позорным для иерархии открыто говорить о преступлениях человека, которого сам же рекомендовал в епископы, поэтому и зачеркнул то, что говорилось более ясно. Вот зачеркнутые слова: „Другое же важные на вас, г. еп. Софроний, обвинительные доносы, лишающие вас сана, которые якобы вы при поставлении своем в сан епископа утаили, не могут от подозрения очиститься, ни нашими какими-либо исследованиями, ни вашими собственными отзывами, как только вы можете от прежних своих духовников, как от рогожских священников (если оставшийся есть ваш духовник), а наипаче от последнего вашего духовника, тульского священника Павла, получить свидетельство в том, что вы от святотатства и убивства неповинны“. Итак Павлу приходилось считаться с подозрением, и весьма основательным, не поставлен ли по его указанию в епископы святотатец и убийца! 602 Оба документа, черновые, собственноручно писанные Павлом, с многочисленными поправками, в Белокриницком архиве. 603 Вписано сверху. Ясно, что местом суда назначалась сама митрополия, куда прежде Софроний нашел возможным прибыть для получения архиерейства; но Павел, из предосторожности, не упоминает об ней в документе, имеющем остаться в руках Софрония.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Чрезвычайный комендант Чугунов издал распоряжение, которым под угрозой расстрела запрещалось «растеривание» трупов по дороге к кладбищу. Почти каждое утро вставшие астраханцы находили на улицах полураздетых, залитых кровью застреленных рабочих. И от трупа к трупу, при свете утра живые разыскивали своих мертвецов. 13 и 14 марта расстреливали по-прежнему только одних рабочих. Но потом власти, должно быть, спохватились. Ведь нельзя было даже свалить вину за расстрелы на восставшую «буржуазию». И власти решили, что «лучше поздно, чем никогда». Чтобы хоть чем-нибудь замаскировать наготу расправы с астраханскими рабочими, решили взять первых попавших под руку «буржуев» и расправиться с ними по очень простой схеме: брать каждого домовладельца, рыбопромышленника, владельца мелкой торговли и расстреливать... К 15 марта едва ли было можно найти хоть один дом, где бы не оплакивали отца, брата, мужа. В некоторых домах исчезло по несколько человек. Точную цифру расстрелянных можно было бы восстановить опросом жителей Астрахани. Сначала называли цифру две тысячи. Потом три... Потом власти стали публиковать сотнями списки расстрелянных «буржуев». К началу апреля называли четыре тысячи жертв. А репрессии все не стихали. Власть решила, очевидно, отомстить рабочим Астрахани за все забастовки – и за тульские, и за брянские, и за петроградские, которые волной прокатились в марте 1919 г. Только к концу апреля расстрелы начали стихать. Жуткую картину представляла собой Астрахань в то время. На улицах – полное безлюдье. В домах потоки слёз. Заборы, витрины и окна правительственных учреждений были заклеены приказами, приказами и приказами... 490 Но владыке Михаилу в его проповедях нельзя было даже заикаться об этой трагедии. Считалось, что он об этом не знает. «Брали» тех, кто не мог не знать. Так, в 1929 г. был арестован епископ Астраханский Филипп (Ставицкий), член Собора 1917–1918 гг. Однако владыка Михаил проявлял себя как талантливый проповедник-апологет, что в те годы раздражало разных «Григориев Семёновичей». Вот слова владыки на вопрос о том, что является главным в работе пастыря:

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

а) от 22 сентября сего года за 5052: «По утверждённым Г. Исправляющим должность Синодального Обер-Прокурора докладам Учебного Комитета при Святейшем Синоде, определены учителями в духовные училища кандидаты Московской Духовной Академии: Василий Данский в Соликамское по латин- —344— скому языку, Константин Богданов, состоявший доселе надзирателям в Тульском духовном училище, в Сарапульское и Фёдор Богоявленский, состоявший секретарём при Митрополите Московском, в Саратовское, оба по русскому языку, первые двое с 15; а последний с 17 текущего сентября». б) от 30 сентября сего года за 5183: «По утверждённому Г. Исправляющим должность Синодального Обер-Прокурора 23 текущего сентября докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, определён на духовно-учебную службу кандидат Московской Духовной Академии Алексей Волков учителем по русскому языку в старшие классы Порховского духовного училища». в) от 6 октября сего года за 5306: «По утверждённому Г. и. д. Синодального Обер-Прокурора 1-го текущего октября докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, определён на духовно-учебную службу кандидат Московской Духовной Академии Алексей Виноградов учителем по русскому языку в три последние класса Оршанского духовного училища». К сему Канцелярия присовокупляет, что об ассигновании поименованным кандидатам следуемых им, по положению, денег сообщено Хозяйственному Управлению при Святейшем Синоде. Справка: По распоряжению о. Ректора Академии всем означенным лицам сообщено о состоявшемся относительно их распоряжении высшего начальства. Определили: Принять к сведению. IX. Предложение и. д. Инспектора Академии, ординарного профессора А.П. Лебедева : «По случаю имеющего исполниться 30 ноября сего года пятидесятилетнего юбилея Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Ионафана, Архиепископа Ярославского и Ростовского, имею честь предложить Совету Академии почтить Высокопреосвященнейшего Ионафана избранием в почётные члены академии». Справка: 1) По § 9 устава духовных академий «академия имеет право избирать в звание своих почётных членов на основании устава». 2) По § 81 лит. в. п. 3 того же устава «избрание в звание почётных членов академии лиц, известных покровительством духовному просвещению, или прославившихся своими заслугами Церкви и учёными трудами» значится в числе дел Совета академии, предоставляемых через Епархиального Преосвященного на утверждение Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010