В его время учебно-воспитательной работой Академии руководили следующие лица: 1887−1888 учебный год. Вольнослушатель. Ректор: Христофор [Смирнов], епископ Волоколамский; из экстраординарных профессоров Киевской Духовной Академии; магистр богословия; впоследствии епископ Уфимский и Мензелинский: будучи уже на покое, пережил революцию и скончался после 1917 г. Инспектор: архимандрит Борис [Плотников]. Магистр богословия; выдающийся ученый; впоследствии – Председатель Училищного Совета при Святейшем Правительствующем Синоде; епископ Ямбургский; скончался от туберкулеза в 1901 г. Ему преемствовал архимандрит Антоний [Каржавин]; магистр богословия; знаток древних и новых языков, впоследствии архиепископ Тверской и Кашинский; скончался в 1914 г. 1888−1889 учебный год. Студент I-ro курса. Ректор: Христофор [Смирнов], епископ Волоколамский. Инспектор: архимандрит Антоний [Каржавин]. 1889−1890 учебный год. Студент II-ro курса. Ректор: Христофор [Смирнов], епископ Волоколамский. Инспектор: архимандрит Антоний [Каржавин], затем ему преемствует архимандрит Петр [Другов], впоследствии епископ Смоленский и Дорогобужский; скончался после 1917 года. 1890−1891 учебный год. Студент III-ro курса. Ректор: Христофор [Смирнов], епископ Волоколамский, затем ему преемствует архимандрит Антоний [Храповицкий]; доктор богословия, впоследствии «знаменитый» иерарх, митрополит Киевский и Галицкий; скончался в Сербии в эмиграции, в 1936 г. Инспектор: архимандрит Петр [Другое]. 1891–1892 учебный год. Студент IV-ro курса. Ректор: архимандрит Антоний [Храповицкий]. Инспектор: архимандрит Петр [Другое], затем ему преемствует архимандрит Григорий [Борисоглебский]. В 1892–1896 гг., окончивший Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, П. Ф. Полянский состоял на службе в ней же, в должности помощника инспектора. Это свое служебное поприще он проходил под начальством и руководством следующих лиц: 1892–1895 гг., при ректорстве архимандрита Антония [Храповицкого]. 1895–1896 гг., при ректорстве архимандрита Лаврентия [Некрасова]; магистра богословия; впоследствии епископ Тульский и Белевский; скончался в 1908 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

С нетерпением буду ожидать от Вас дальнейших известий. Но если уже суждено будет мне быть в Харькове, то я просил бы Вас, почтенный Иван Григорьевич, сколько можете, сообщить мне сведения об обстоятельствах тамошней службы, как благоприятных, так и неблагоприятных. У меня в Харькове решительно нет никого знакомых. Вы называете в письме своем «высоко стоящею» Семинарию Волынскую: вероятно, надобно разуметь Каменец-Подольскую. – Не можете ли, однако ж, поразведать, на чем основано невыгодное мнение о Преосвященном Курском? В следующем письме не забудьте, пожалуйста, сообщить мне сведение о ходе дела по духовно-судебной реформе. Оно очень интересует меня». Напечатанное 27-го Октября в 124 Церковно-Общественного Вестника неосновательное известие об оставлении меня будто бы на Полоцкой епархии подало повод Динабургскому Благочинному священнику Щербову написать мне 7-го Ноября письмо такого содержания: «Весть об оставлении Вашего Преосвященства нашим Владыкою и святителем чрезвычайно радостно и утешительно подействовала на души и сердца православного населения г. Динабурга и духовенства Динабургского благочиния, глубоко благоговеющих и искренно-свято любящих Вас – бесконечно дорогого и незабвенного нашего Архипастыря и Отца. Слава и благодарение Господу беспредельно нас облагодеявшему; невыразимо благодарим и Августейшего Монарха нашего, оставившего нам беспредельно дорогого Отца! Да хранит же Всеблагий Господь нашего незабвенного святителя и истинного Отца на много лет в добром здравии и совершенном благополучии, о чем я и моя паства будем усердно молиться до могилы и благословлять Ваше святительское имя». 7-го ч. писал мне из Петербурга И. Г. Слиборский: «Как я предсказывал, так и будет. Всеподданейший доклад о перемещении Вас в Харьков уже подписан Членами. Преосвященные Тульский 1235 и Курский просили оставить их на прежних местах. Причины, по которой поднять вопрос о перемещении Преосвященного Сергия, до сих пор я узнать не мог. Судя по опасению за Семинарию, виноват, не Волынскую, а Каменец-Подольскую, можно догадываться о слабости его действий. О переводе Вашего Преосвященства первый голос подал Высокопреосвященный Митрополит 1236 . Член 1237 возразил, что паства будет сожалеть об Вас и Вы неохотно оставите паству; Граф сказал, что ему известно Ваше желание переместиться; Митрополит добавил, что для Харькова, города чисто православного, многолюдного и университетского нужен Архипастырь опытный и дельный, что кафедра богатая и спокойная, как можно судить по количеству дел, поступающих в Синод; после этого предложение было единогласно принято. О Каменец-Подольске рассуждения кажется еще не было, в Астрахань предполагается Ректор Петербургской Семинарии о. Хрисанф 1238 .

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Он не догадывался, что иногда можно одобрить рукопись, не читая, он не догадывался и о многом ином, что отлично знали его современники и чего, к несчастью, не перестали знать их потомки. Вот, к этой то наивной недогадливости и снисходил строгий начальник Академии м. Филарет говоривший: „пока Голубинский преподает философию в Академии: – я не опасаюсь”. М. Филарет, зная Голубинского, знал, что о. протоиерей, дав обещание в ближайшем времени представить отчет о ревизии, мог отправиться домой с твердой решимостью немедленно сесть за писание отчета, но дома его могли встретить какие-либо лица, ну хотя бы девицы Савичевы. Бедные, бесприютные, осиротевшие девушки, лишившиеся отца, не имеющие средств, просят иротоиерея о помощи. Забыв о всех ревизиях, комиссиях и вообще бумажных делах, протоиерей спешит делом помощи: дает, что может дать, сам, просит других, пишет ходатайственные письма. Девицы устроиваются с гораздо большими удобствами и комфортом, чем сам Ф. А-ч, а отчет о ревизии тульской семинарии лежит, и протоиерей не может привести никакого оправданья своей медлительности. М. Филарет ценил Голубинского, он рекомендовал Академии обращаться к его мнению, 38 к нему направлял инославных и иноверных иностранцев, интересовавшихся православием , напр., Пальмера. 39 Голубинский высоко ценил мудрость митрополита, он записывал его слова, вопросы и решения недоумений на экзаменах, он ценил каждое слово его, как святыню. Думаем, что дух знаменитого митрополита был родственен духу скромного профессора. Мы говорили, какой была настроенность Ф. А-ча, во что он верил, какие книги он любил, и мы имеем основания утверждать, что в некоторых из тех книг, в чтении которых находил услаждение Ф. А-ч, находил услаждение и м. Филарет (напр. в книге Эккартсгаузена „о положительном начале жизни и отрицательном начале смерти”. В течение сорока лет Ф. А-ч жил постоянно в обществе студентов: 4 года сам в качестве студента и 36 лет, как профессор. Как товарищ, он был услужлив и добр. Каков он был, как ирофессор? Как он относился к своим слушателям? Следуя завету Христа, он был им слугой, слугой ревностным, любящим и самоотверженным, но зная, что, как наставнику он обязан отдать отчет о душах их, он был далек от того, чтобы равнодушно и безразлично относиться к таким их действиям и поступкам, в которых сказывается уклонение от требований долга и закона и которые сами в себе еще не заключая чего-либо особо преступного, при повторении превращаются в трудноисправимые наклонности и навыки.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Медленность движения вызывалась, с одной стороны состоянием здоровья преосвященного, недозволявшим ему утомительных переездов, а с другой – желанием воспользоваться случаем для свидания с известными ему преосвященными. Более продолжительная остановка была, конечно, в Киеве, что вызывалось особенным душевным настроением преосвященного. Он чувствовал на сей раз особую потребность в усердной молитве пред дорогими для него киевскими святынями о ниспослании ему немощному небесной помощи для продолжения служения в новой, неведомой стране. Кроме того, ему желательно было помолиться над свежею еще могилою своего благодетеля – митрополита Арсения; он даже нарочито остался здесь несколько дней, чтобы в сороковой день (6-го июня) по кончине митрополита отслужить заупокойную литургию. В Житомир Димитрий прибыл поздно ночью 10-го июня. Еще из Ярославля он писал эконому житомирского архиерейского дома, поручая ему передать городскому духовенству первое его архипастырское благословение и выражая желание вступить на новую кафедру, как вступал некогда на кафедру тульскую. – На этот раз желание его не исполнилось: неблагоприятная погода утра 11-го числа воспрепятствовала устроить крестный ход. Но Владыка не отложил своего намерения служить литургию в первый день своего пребывания на новой епархии. К 10 часам утра он прибыл к кафедральному собору, где его встретило собравшееся городское духовенство с преосвященным викарием во главе. В приветственной речи, обращенной к новому архипастырю, преосв. Иустин выразил ему радость паствы и надежду на добрые взаимные отношения. «Твои прекраснейшие качества, на опыте изведанные уже многими паствами и везде стяжавшие любовь к Тебе, – Твоя отеческая доброта, Твоя пастырская мудрость, Твое слово, благодатью растворенное и умиротворяющее, давно были ведомы и новой Твоей пастве. Поэтому, сретая Тебя, радуемся и благодарим Бога.... Дал бы только Бог , чтобы и Ты в новой пастве обрел такие качества, который могли бы достойно привязать к ней Твою отеческую и архипастырскую любовь» 453 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

по случаю 60–летия Архиепископа Макариоса произошел обмен телеграммами между Святейшим Патриархом Пименом, митрополитом Ленинградским и Новгородским Никоди–мом, митрополитом Тульским и Белевским Ювеналием, с одной стороны, и Архиепископом Макариосом, с другой. Подобный обмен телеграммами был и к Дню независимости Кипра — в октябре 1973 г. Осенью того же 1973 г. на Кипре находился заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата епископ Зарайский (ныне архиепископ Виленскии и Литовский) Хризостом в составе делегации Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами и Общества дружбы «СССР — Кипр». Епископ Хризостом нанес визит в Архиепископию, где епископу Саламинскому Варнаве передал послание Святейшего Патриарха Пимена, адресованное Архиепископу Макариосу (Архиепископ в то время находился в Эфиопии). В июле 1974 г. в связи с военным мятежом на Кипре Святейший Патриарх Пимен в специальном заявлении решительно осудил творящееся насилие «над волей кипрского народа», выразил согласие с позицией законного президента страны Архиепископа Макариоса, заявил «о своей солидарности со справедливой борьбой патриотов с путчистами», обратился с призывом ко всем главам Церквей, «к руководителям всемирных и региональных организаций, ко всем христианам» — «возвысить голос протеста против бесчинств, творимых на Кипре греческими офицерами, и усилить поддержку борьбы киприотов за восстановление прав своего законного правительства и мира на своей земле». «Мы, — говорится в заявлении, — глубоко сожалеем о неблаговидной роли, какую играют в этих событиях те церковные круги, которые некоторое время назад заняли раскольническую позицию против своего законного Первосвятителя, а ныне санкционируют и усиливают беспорядки»   . Последовало также заявление и президента Христианской Мирной Конференции митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима   . В сентябре 1974 г. в ответ на телеграмму митрополита Пафского Хризостома, призывавшего протестовать «против варварских и кощунственных актов на Кипре турецких захватчиков», Святейший Патриарх Пимен осудил «вмешательство извне» и сообщил митрополиту, что копия его телеграммы направлена во Всемирный Совет Церквей на имя генерального секретаря доктора Филиппа Поттера   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Arhiva Un sfânt loca la cheie în schimbul a trei milioane 11 ianuarie 2021 18:09 Провинциальная деревня или небольшое село. Вокруг инициативной группы сплачивается община, которая со временем регистрируется в качестве прихода. Правящий архиерей назначает настоятеля, и даже местная власть не прочь выделить землю под возведение храма из муниципального фонда. И вот тут возникает проблема: где взять источник финансирования, если богатого спонсора нет? Статья опубликована в  «Журнале Московской Патриархии» ( 10, 2020 , pdf-bepcuя ). В подобной непростой ситуации общины действуют по-разному. Бесплатно берут чертежи повторного применения из столичной Программы строительства православных храмов и тем самым экономят хотя бы на проектной документации (правда, самая скромная новостройка там рассчитана на три сотни прихожан, так что ее приходится адаптировать и уменьшать — и все равно строительство растягивается на долгие годы). Заказывают проект храма-«малютки» под конкретный земельный участок профессиональному зодчему, а строят потом не под ключ, а хозспособом (и процесс тоже затягивается). Методично обходят все районные предприятия и организации с надеждой собрать средства хотя бы на нулевой цикл, а стройплощадка тем временем наглухо зарастает бурьяном... В Мелекесской епархии ( Симбирская митрополия ) несколько лет назад с подобной проблемой столкнулись сразу по нескольким адресам. «Поскольку встала задача параллельно строить несколько храмов, мы решили разработать типовой проект в бюджетном исполнении, — вспоминает клирик епархии иеромонах Максим (Однорал). — Связались с московскими архитекторами, поставили задачу. Когда они закончили работу, мы сразу же увидели: результат более чем востребован. Так само собой это начинание сформировалось в программу по развитию приходской жизни " Сельский храм " — поначалу епархиальную». Вскоре проектом заинтересовались остальные епархии Симбирской митрополии, а затем и другие регионы. Сейчас в Тверской , Ростовской , Биробиджанской и Барышской епархиях построено по две церкви, в Алтайской митрополии общестроительные работы завершены на полутора десятках объектов. Еще один проект реализован в селе Дьяконово Тульской области. Огромную популярность «Сельский храм» снискал в Украинской Православной Церкви : в Крыму возведено свыше двух десятков храмов, есть заявки от приходов на территории Украины. Причем текущую статистику тут проследить довольно трудно: минувшим летом, несмотря на известные затруднения из-за санитарных ограничений, работы удалось начать еще на 15-20 приходах.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5749366...

По официальному соглашению тульские священники будут принимать участие в оказании помощи детям-сиротам 13 марта, 2012. Новостная служба На подписании соглашения митрополит Тульский и Ефремовский Алексий, в частности, отметил, что следует серьезно готовить всех к тому, как правильно строить семейные отношения 13 марта. ПРАВМИР. Тульская митрополия и уполномоченный при губернаторе Тульской области по правам ребенка подписали соглашение о сотрудничестве, сообщает Интерфакс-Религия . По новому договору священники будут принимать участие в оказании помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и оказавшимся в трудной жизненной ситуации. На подписании соглашения митрополит Тульский и Ефремовский Алексий, в частности, отметил, что следует серьезно готовить всех к тому, как правильно строить семейные отношения. «Чтобы люди, особенно молодые, не просто ставили на себе жизненный эксперимент под названием «женитьба», а приходили к понятию «таинство брака» осознанно, подготовленными, осознающими, что основная цель брака — воплощение христианской любви, реализуемой в трепетном и жертвенном отношении друг к другу. Воспитание в этом плане можно начинать даже со старших классов в школе», — сказал владыка. Он также предложил создать при загсах специальные лектории, где молодожены могли бы поговорить со светскими специалистами и с представителями духовенства. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/po-oficialnomu-soglash...

В 1813 году, Яков Сергеевич поступил в Тульскую духовную семинарию в класс словесности. Тяжела была и здесь его жизнь; из дома он не мог получать никакой помощи, так что нужда давала себя чувствовать даже в самом необходимом; но, с переходом в философский класс, Якову Сергеевичу удалось получить уроки, которыми он и содержал себя, а в классе богословия он был выбран ректором семинарии к себе в келейники. В 1821 году, по окончании семинарии, Яков Сергеевич, как отличный студент, предназначался правлением семинарии на должность «лектора словесности» при семинарии, но полученное предписание С.-Петербургского академического правления с требованием шести воспитанников Тульской духовной семинарии в академию, в состав VI академического курса, изменило предположение его. В числе других, посылаемых в академию, был выбран и Яков Сергеевич. Устроив старшего своего брата пономарем в родное село и тем облегчив, хотя немного, положение матери, Яков Сергеевич, с полученным от матери «на всю свою будущность» полтинником, отправился с товарищами в далекий и долгий путь, – в Петербург. Думал ли тогда молодой студент, вступая в столицу, что промысл Божий поставит его Первосвятителем этого града! 2 Ректором академии был Архимандрит Григорий (Постников) , впоследствии Митрополит Новгородский и С.-Петербургский, на место которого, через 39 лет, Яков Сергеевич и был назначен. Во все пребывание свое в академии Яков Сергеевич, зачисленный вскоре в число казеннокоштных студентов, обнаруживал выдающиеся дарования, отличался блестящими успехами в науках и примерным поведением, так что, при переходе из низшего отделения академии в высшее, он был сделан «старшим». Посвящая себя исключительно труду и внимательно относясь к делу, Яков Сергеевич не переставал терпеть такую нужду, что даже не имел возможности пить чай; это заметил один из студентов. Вишневский, впоследствии Гедеон, Архиепископ Полтавский, который, до окончания курса академии, «каждодневно стал приглашать Якова Сергеевича к своему чаю».

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

К 1833 году в общине было уже свыше 40 человек. Это было неофициальное объединение, но его члены совместно молились и вместе работали. Создали хор, и Маргарита сама давала уроки пения молодым женщинам. Из Москвы был выписан музыкант для обучения их всем тонкостям православных песнопений. Ежегодно 26 августа служилась Божественная литургия в память погибших в Бородинской битве. В 1833-м году Синод начал процедуру официального признания женской обители в Бородино. Было тщательно изучено финансовое положение общины, и Маргарите пришлось сделать вклад в пользу общины. Она дала своим тульским крестьянам вольную, но они должны были платить ей оброк, который пошел в казну общины; продала половину своего имения в Ярославской губернии за 20 тысяч рублей. Генеральскую пенсию также отдала в казну общины. После официального признания общины 4 марта 1833 года она получила статус Спасского Богоугодного Общежительного заведения. Сестры общины не принимали пострига, но соблюдали обет безбрачия и вели монашеский образ жизни; по очереди непрерывно читали Псалтирь. Митрополит Филарет составил «Правила» для этого заведения, в котором определена была «особая обязанность пребывающих в сем общежитии – приносить молитвы за Православных вождей и воинов, которые в сих местах за Веру, Государя и Отечество на брани живот свой положили в лето 1812-е». Игуменья Мария в 1849—1852 годах, дагерротип Тучкова, оставаясь мирянкой, выполняла обязанности настоятельницы Спасской общины. В одно из её посещений Троице-Сергиевской лавры Митрополит Филарет предложил ей постричься в монахини. Она согласилась и 4 июня 1836 года была пострижена в рясофор с именем Мелания. В 1837-м году в честь 25-летней годовщины Бородинской битвы на поле сражения была проведена памятная церемония, в которой принял участие Император Николай I. Для инокини Мелании это празднование оказалось слишком тяжелым, и она слегла. Царь навестил больную и по ее просьбе даровал прощение ее брату Михаилу. 26 августа 1839 года на Бородинском поле был открыт памятник павшим воинам. Император Николай I сказал инокине Мелании: «Мы поставили памятник чугунный, а вы предупредили нас, поставив бессмертный христианский памятник».

http://pravoslavie.ru/154581.html

Определили: Премию покойного Митрополита Макария в 500 руб. назначить ординарному профессору Евгению Голубинскому , двойную премию покойного Епископа Курского Михаила в размере 422 руб., – экстраординарному профессору Григорию Воскре- —68— сенскому, а премию покойного Митрополита Макария в 300 руб. назначить и. д. Инспектора Академии Иеромонаху Григорию. Мнение сие, на основании §§ 3 и 16, утвержденных Святейшим Синодом положений о премиях, благопочтительнейше представить на благоусмотрение Его Преосвященства. XX. Б) О вызове воспитанников духовных семинарий в состав нового (LII) академического курса и о назначении предметов поверочного испытания. Справка: 1) § 109 устава Духовных Академий: «Совет Академии пред началом академического курса, по расчислении, сколько из каждой семинарии предполагается нужным вызвать лучших воспитанников в состав нового академического курса, представляет, в определенном по § 81 порядке, Святейшему Синоду о вызове таковых в Академию и вместе с сим объявляет об имеющем быть приеме в Академию для желающих поступить в оную». 2) По определению Святейшего Синода от 4 мая – 3 июня 1887 года для каждого курса Академии положено по 30 казенных вакансий. 3) По § 81 лит. а п. 1 устава Духовных Академий назначение предметов поверочного испытания при приеме в студенты Академии относится к делам Совета Академии, окончательно решаемых самим Советом. Определили: В состав нового академического курса вызвать на казенный счет из семинарии: Московской, Владимирской, Костромской, Рязанской и Ярославской по 2 воспитанника из каждой; из Вифанской, Нижегородской, Вологодской, Пензенской, Тамбовской, Тульской, Орловской, Калужской, Смоленской и Холмской по 1 воспитаннику из каждой, – всего 20 воспитанников, а остальные 10 вакансий предоставить волонтерам. 2) Предназначение сие представить установленным порядком на благоусмотрение Святейшего Синода. 3) Об имеющем быть приеме в Академию для желающих поступить в оную напечатать объявления в «Московских Ведомостях» и «Церковных Ведомостях», издаваемых при Святейшем Синоде. 4) Устные испытания произвести в начале будущего учебного года по Священному Писанию Нового Завета, Церковной истории общей (до падения Константинополя) и русской, латинскому языку и одному из новых языков по выбору экзаменующихся; для письменных упражнений назначить два сочинения по богословским предметам и одно философско-литературного характера.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010