699 Еще будучи инспектором, исполняя должность ректора по случаю отъезда в отпуск, во время пасхальных каникул 1897 г. бывшего ректора о. архим. Лаврентия, он встречал архиепископа Йорского Вильяма Маклагана, приветствуя его при этом от Академии речью на английском языке (Бог. Вестн. 1897 5). 702 Эта статья между прочим и свидетельствует о преосвящ. Арсении как хорошем знатоке церковного пения. 703 На эти миссионерские съезды, происходившие в Москве 1887 и 1891 гг. он был командирован епархиальным начальством. 706 Между прочим, и в одной из статен своих, именно: «Была ли в Бельцах резиденция первого Молдавского митрополита» (Кишин Еп. В. 1893 г. 21) А.Г. делает «историческую поправку» к такому ученом сочинению, как труд проф. Е.Е. Голубинского : «Краткий очерк истории православных церквей – Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской» Москва, 1871. Примечание составители настоящей статьи. 707 Труды Киев. Дух. Академии за 1894 г кн. 10 (октябрь), приложение (извлечение из протоколов), стр. 103–105. В выпущенных нами словах отзыва почтенного профессора излагается подробно то, в чем «видимы достоинства» рассматриваемого им сочинения со стороны разработки темы и выполнения задачи. Надобно заметить, что диссертация А.Г. сверх того, удостоена опять Макариевской премии от Киевской Духовной Академии. 708 А.Г. Стадницкий издал и письма Филарета, митрополита Московского, к архиепископу Димитрию за 1827–1830 годы, дотоле не изданные (Кишинев. Епарх. Ведом. 1895 г. 23), чем также пополнил издание писем знаменитого святителя Московского. 709 О том, как ценилась педагогическая и административная деятельность, а равно и личные качества преосвященного Арсения в бытность его на службе в Кишиневе и Новгороде, можно видеть ясно из тех проводов, какие там ему делали и которые описаны в Кишиневских и Новгородских Епарх. Ведомостях за начальные месяцы 1896 и 1897 годов. 716 Архимандрита Никандра (Покровского), впоследствии архиепископа Тульского († 1893 г. июня 27). 719 Николаю Григорьевичу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в XIX веке» 254 . Только ведь не всё же безоблачно было в этой культуре, так что и сам о.Георгий, со ссылкою на А.Григорьева, признаёт роль «кряжевого семинариста» в распространении нигилизма 255 , от которого ведь никуда же не денешься при размышлениях и о культуре, и о русском богословии даже. Неполезно поэтому впадать в крайности как огульной идеализации, так и безоглядного опорочивания духовного образования и воспитания,— важно не упускать из внимания дурных проявлений их: ради извлечения должного урока, ибо хвост иных проблем тянется из времён Помяловского до наших дней. Не случайно обучавшийся уже гораздо после митрополит Вениамин (Федченков), в целом очень по-доброму вспоминавший свои школьные годы, признал порочность рационализма духовного образования, преобладавшего и на рубеже веков: «В сущности, мы были больше католическими семинаристами, фомистами (Фома Аквинский), чем православными, духовно-мистически воспитанными в живом опыте школярами... Это была великая ошибка всего духа нашей школы: рационализм — не в смысле философском, а практически учебном. Нас воспитывали в идолопоклонстве уму,— чем страдало и всё наше интеллигентное общество XIX в., особенно же с 60-х годов. И этот яд разлагал веру, унижал её, как якобы тёмную область «чувства», а не разума. И постепенно рационализм переходил у иных в прямое неверие, безбожие» 256 . Он признаёт и иное: «Старые школы не умели воспитывать нас» 257 . Вот вновь— противоречие между верою и разумом, разрешавшееся торжеством рационализма. Инерция этого сказывается и в более позднее время. Митрополит Евлогий (Георгиевский) в своих воспоминаниях о семинарских годах (а учился он в Тульской семинарии в 1882-1888 гг.) признаёт: «К вере и церкви семинаристы (за некоторыми исключениями) относились, в общем, довольно равнодушно, а иногда и вызывающе небрежно. К обедне, ко всенощной ходили, но в задних рядах, в углу, иногда читали романы; нередко своим юным атеизмом бравировали. Не пойти на исповедь или к причастию, обманно получить записку, что говел,— такие случаи бывали. Один семинарист предпочёл пролежать в пыли и грязи под партой всю обедню, лишь бы не пойти

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

123 За неуважение и недоверие к себе учащиеся платили подобным же отношением к начальству и преподавателям, которым давали обидные клички «Филька», «Ванька», «Николка» 124 . Невмешательство учащих в жизнь учащихся и отсутствие живой связи между первыми и последними создавали в семинариях атмосферу «свободы», которая, будучи понята по-бурсацки, означала не что иное, как духовную беспризорность студентов 125 . Отсутствие подлинного внутреннего духовного воспитания компенсировалось жестким контролем за внешним поведением учащихся. Однако этот контроль не мог предотвратить такие классические пороки духовной школы, как курение и особенно пьянство. Попойки, к сожалению, были явлением довольно распространенным, – пишет Владыка Евлогий. – ...Пили по разному поводу: празднование именин, счастливые события, добрые вести, просто какая-нибудь удача... были достаточным основанием, чтобы выпить. Старшие семинаристы устраивали попойку даже по случаю посвящения в стихарь (это называлось «омыть стихарь»). Вино губило многих. Сколько опустилось, спилось, потеряв из-за пагубной этой страсти охоту и способность учиться! 126 Порочными считает митрополит Евлогий те методы, при помощи которых преподавались науки и поддерживалась дисциплина в Тульской семинарии. Спасти студента могла только самостоятельная работа, которой он занимался не благодаря, а вопреки атмосфере, царившей в духовной школе. Многие выпускники семинарии с горечью вспоминали годы учения: Из казенной учебы ничего возвышающего душу семинаристы не выносили. От учителей дружеской помощи ожидать было нечего. Юноши нравственно покрепче, поустойчивей, шли ощупью, цепляясь за что попало... Отсутствие стеснений при благоприятных душевных данных развивало инициативу, закаляло, вырабатывало ту внутреннюю стойкость, которую не достичь ни муштрой, ни дисциплиной, но для многих свобода оборачивалась пагубой. При таких условиях ни для кого семинария «alma mater» быть не могла. Кто кончал, – отрясал ее прах. Грустно вспомнить, что один мой товарищ...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

О чем я объявил и Св. Синоду. Довольно с меня хлопот и в Александров день 93 , а повторение таких хлопот чрез пять дней было бы для моего хилого здоровья тяжело. Конечно, вынужден буду принять своих, и кто приедет из сторонних, но это можно сделать без обычного юбилейного шума и театральной обстановке, которая мне всегда не нравилась». И к сему владыка добавляет: «Кой-какие затеи уже начались, без моего ведома, и потому не могли быть предотвращены. Напр. Совет Императорского Человеколюбивого Общества, представил Государю об улучшениях в учебных его заведениях и о приращении сумм в 15 лет моего главного попечительства более двух миллионов, испрашивал разрешения поднести мне адрес, учредить в разных местах стипендии моего имени, и поставить портреты в подведомственных учреждениях. На это последовало Высочайшее соизволение. Вот и депутация, от которой уклониться невозможно. Мне нравится наивное поздравление одного мужичка, которого я не видывал и не знаю, и который написал самое простое письмо с поздравлением, и приложил 5 рублей, прося употребить на масло в лампаду пред иконой преп. Исидора Пелусиота . Вот это по русски!» 94 . Несмотря на скромное уклонение самого владыки Исидора от юбилейного торжества, это торжество состоялось при неожиданно блестящей обстановке, при самых разнообразных и теплых приветствиях от Св. Синода и разных учреждений и лиц, в числе которых было несколько и приехавших, по чувству любви и почтения к первенствующему иерарху русской церкви, рукоположителю многих епископов, из провинций архипастырей (между прочим и высокопреосвященный архиепископ Тульский Никандр). Верхом же торжества был милостивейший Высочайший рескрипт при пожаловании драгоценного, украшенного бриллиантами, посоха 95 . Но еще торжественные, как сам собою понятно, был 50-летний юбилей служения высокопреосвященного Исидора в епископском сане, состоявшийся 11 ноября 1884 года. За все истекающее столетие до такого юбилея удостоились дожить лишь два иерарха русской церкви: митрополит Московский Филарет (5августа 1817 – 5 августа 1867 г.) и бывший архиепископ Ярославский Евгений (14 июля 1818 – 14 июля 1868 г.); но из них последний не мог торжественно праздновать своего юбилея, как с 1857 года живший на покое от дел епархиальных, так что таким образом юбилей владыки Исидора мог идти в сравнение только с юбилеем святителя Московского Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Замечательны взаимоотношения митрополита Филарета и Ф. А-ча Голубинскаго. Строго дисциплинированный, могучий ум московского святителя так руководил движениями его сердца, что близоругие люди, полагающие, что любовь должна выражаться в распущенной снисходительности к поступкам, готовы называть его бессердечным. Повидимому, при строгости митрополита Филарета, прежде всего к самому себе, а потом и к другим, можно бы было ожидать, что медлительность Ф. А-ча в исполнении обязанностей – обычное нарушение им сроков при исполнении срочных работ, должны бы были вызывать негодование святителя. Но вот, что было на самом деле. В 1832 г. протоиерей Голубинский производил ревизию калужской и тульской семииарии. Отчет о ревизии он представил в 1836 г. при таком отношении: „выпиской из журнала академического правления объявлено мне было, чтобы я представил отчет о ревизии калужской и тульской семинарий с объяснением причин моей медлительности. Представляя благопочтеннейше отчет, я должен признаться, что не могу ничего сказать в извнение своей медленности”. М. Филарет по получении отчета и объяснений написал ректору Академии архимандр. Филарету: „возвращаю вам, Отец Ректор, отчет о ревизии. Для поспешности я предложил бы дело прямо комиссии духовных училищ, но не хочу быть орудием, чтобы выставить признающегося в медленности, потому что признающегося хочется покрыть. Между тем непонятно, зачем так долго дремал протоиерей, на искушение себе и другим. Объясняйтесь о медленности, или нет, как хотите, только скорее пошлите отчет. 37 Это „признающегося хочется покрыть“ знаменательно в письмк м. Филарета. М. Филарет хорошо знал высокий ум, глубокую честность и великое трудолюбие Ф. А-ча, но множество деел давили последнего, как египетские пирамиды. Его торопили по делал цензуры, к нему обращались с просьбами, ходатайствами, письмами, являлись разные посетители, у него было много занятий в академии, всякое дело он делал добросовестно. По своей глубоко честной натуре он не догадывался, что не в комедии только, но и в действительности можно руководиться правилом „подписано и с плеч долой”, что, напр., если возникают какие-нибудь опасения относительно того, пропустить ли рукопись в печать или нет, то вместо того, чтобы тщательно указывать автору, что нужно исправить и вести с ним утомительную переписку, достаточно не пропустить рукописи и перейти к другим делам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

М. Исидор Никольский , который был родом из тульской еп. и потому принимавший близко к сердцу дела, касавшиеся его родины Кроме того, преосв. Алексий принадлежал к числу тех лиц, которые поддерживали в м. Филарете убеждение, что м. Исидор, бывший викарий московского Владыки, относится к сему последнему не с должным уважением и преданностию. В бумагах м. Филарета находится между прочим одно собственноручное письмо епископа кавказского Игнатия Брянчанинова , писанное им 12 ноября 1858 г. к еп. Алексию тульскому и очевидно этим последним пересланное м. Филарету, где сообщается следующее: «преосв. митрополит Киевский (м. Исидор), в проезд свой чрез кавказскую епархию (на пути из Грузии в Киев), окритиковал все мои действия, даже коснулся поведения моего. В половине октября я перешел в домик мой, небольшой, но весьма удобный: он в характере Гефсиманских келий московского митрополита. И этому старцу досталось от Исидора! но присутствовавшие не соблазнились на Филарета: им показались странными жесткие нарекания облагодетельствованного на благодетеля. В этом отношении точно также действовал Исидор в Петербурге, когда посетил сию столицу при перемещении своем из московских викариев на кафедру полоцкую»... Впрочем, и из письма м. Филарета к А. Н. Муравьеву в марте 1847 г. видно, что между м. Филаретом и м. Исидором не всегда были ровные отношения: «вот чего не доставало мне, писал м. Ф.,–чтобы преосвященный Исидор и Андрей Николаевич представили меня защитником не православного учения и вооружились против меня письмом, рассуждением и книгою Пусть будет так, если то угодно Богу. Ближние мои отдалече мене сташа, да обратят мя боящийся Тебе, и ведущия свидения Твоя и Письма м. Ф. к Мурав., К. 1869, стр. 230)». Дело шло тогда о мнениях м. Ф. по вопросу о времени приложения Святых Даров и такой взгляд митрополита на смысл действий своих противников произвел, по словам Муравьева (см. «Христ. Чт.» 1899 г. янв., стр. 82, 83, 86), очень сильное впечатление на преосв. Исидора. Муравьев писал даже: «прошу Вас убедительно написать ему, не теряя ни одной минуты, миролюбивое письмо, потому что он даже говорил мне, что мысль о Вашем неудовольствии смущает его, даже во время богослужения».

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

Сила сего выражения не простирается даже до другого года после ревизии и не делает никакого исключения в пользу медленности. Посему предлагаю: поступки ревизоров на основании 8 и 9 пунктов академического устава рассмотреть и постановя основательное определение представить. На ответственность о. ректора Академии (Поликарпа), который и прежде на основании 48 и 49 статей устава должен был побудить ревизоров, возлагается, чтобы по сему делу не произошло дальнейшей незаконной медленности». Когда сообщена была ревизорам эта резолюция, они подали в правление представление, в котором писали, что ректор Академии неоднократно напоминал им в свое время о скорейшем доставлении отчетов и что указанная ими причина медленности в доставлении отчетов не оправдывает их неисправности, в которой они признают себя виновными, и просят это их признание представить на милостивое благоусмотрение Его Высокопреосвященства. Представляя о сем митрополиту, правление ходатайствовало пред ним, чтоб по уважению к чистосердечным извинительным отзывам ревизоров, которых доброе чувство известно правлению, митрополит допущенную на первый раз неисправность протоиерея и священника благоволил отвратить на будущее время архипастырскими внушениями им, по смыслу 9 пункта академического устава, в надежде, что мера сия будет действительна и что они впредь не допустят подобных неисправностей. Приняв ходатайство правления, митрополит написал на представлении (3 сентября): «как последние объяснения бывших ревизоров могут служить обнадеживанием в том, что они с более строгою точностию обращаться будут в исполнении поручений (что и было целию настоящего дела): то дело сие почитать решенным» 42 . Между тем за протоиереем Голубинским оставалось не очищенным дело по ревизии Семинарий калужской и тульской, произведенной им еще в 1832 году. Когда в декабре 1835 года на место уволенного от службы ректора Поликарпа поступил новый ректор Филарет, оказалось нужным, после недавних тревог по ревизии вифанской Семинарии, поторопить делом по ревизии 1832 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Состоялось Общее собрание Научно-образовательной теологической ассоциации 4 декабря 2021 г. 14:18 2 декабря 2021 года в актовом зале Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) состоялось Общее собрание Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА). В нем приняли участие ректоры и официальные представители 67 вузов, входящих в ассоциацию. На заседании с докладом «О развитии теологической отрасли и деятельности НОТА в контексте новых задач» выступил председатель Отдела внешних церковных связей , ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия , президент НОТА митрополит Волоколамский Иларион . Прозвучали выступления ректора РАНХиГС В.А. Мау, ректора Саранской духовной семинарии митрополита Саранского и Мордовского Зиновия , ректора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Н.Ю. Анисимова, ректора Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского А.Н. Чумаченко, ректора Национального исследовательского университета «Московский энергетический институт» Н.Д. Рогалева, представителя МИА «Россия сегодня» Н.В. Тюриной. В число вузов-членов Ассоциации были приняты семь образовательных организаций: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет), Череповецкий государственный университет, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Саратовская, Екатеринодарская и Тульская духовные семинарии. Ректоры образовательных организаций получили сертификаты о вступлении в НОТА. Было подписано соглашение о сотрудничестве между Научно-образовательной теологической ассоциацией и Советом по протестантскому образованию. Документ подписали митрополит Волоколамский Иларион и председатель Совета по протестантскому образованию Б.Г. Протасевич. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5869440.ht...

– Владыка, в лавре произошло и много удивительных встреч: со Святейшим Патриархом Пименом, владыкой Серапионом (Фадеевым; +1999). Расскажите, пожалуйста, о них. – Знаете, каждый человек – совершенно уникальное явление. Казалось бы, вы назвали только две личности – Святейшего Пимена и митрополита Серапиона, а это так невыразимо много и так сильно, настолько для меня потрясающе… Когда впервые, приехав богомольцем в лавру, я встретился со Святейшим, то более всего в нем меня потрясла благодать пастырства. Это особая благодать, воспринимаемая, как рентгеновские лучи. Она обнимала тебя, и ты стоял перед ее лицом, будто обнаженный, но без страха. Она обнажала в радость, даже выявляя те нехорошие стороны, которые тебе в самом себе не нравились; не возникало желания казаться лучше, чем ты есть на самом деле, ты знал, что будешь понят и обязательно согрет подлинной любовью. Эта любовь источалась из всего облика и взора Святейшего Патриарха. А что касается митрополита Серапиона, он был для меня, знаете, таким подарком, как друг, с которым беседуешь; а иной раз и беседовать не надо, просто смотришь, как он действует, мыслит, и понимаешь, что, наверное, ты в такой ситуации поступил бы так же. А это очень важно, особенно в юности, когда вопросов возникает много, приходится искать на них ответы, и не всегда хватает сил к кому-то подойти, спросить, посоветоваться. Видишь такого человека – и довольно. Правда, не всегда выпадает счастье встретить такого человека в жизни. – А то, что он был архиереем, не мешало вам подойти к нему, не страшно было? – Он был своеобразной личностью, очень характерный, но я его никогда не боялся, мы понимали друг друга с полуслова, с полувзгляда. И это тоже был дар Божий. – На сайте вашей епархии, Тульской и Белевской, есть замечательная статья о владыке Серапионе. Мне запомнились слова о том, что владыка не дожил всего полтора месяца до нового тысячелетия и словно ушел вместе со столетием. Кто они – пастыри ушедшего столетия? Что объединяло их и отличало от нынешних?

http://pravoslavie.ru/4814.html

Такие поздравительные произведения епархиальным преосвященным подносились наставниками и воспитанниками семинарий и в прошлом и в текущем столетии и весьма еще недавно этот обычай существовал в наших духовно-учебных заведениях. Платон без сомнения каждый год получал от своей семинарии подобного рода изящно-переплетенные «сборники». О сборнике 1807 года священник Ильинский сообщает в Тульских епархиальных ведомостях следующая сведения: «В селе М.. московского уезда, где я состоял учителем, у одного их членов причта попалась мне эта книга в длину и толщину полудести писчей бумаги, в роскошном с золотым обрезом переплете, наполненная рукописными сочинениями разных форм и украшенная красивыми виньетками. Так, например, вверху стихотворения под заглавием «Старость» изображен старец, обнимающий дитя пред всевидящим оком. В начале книги помещены речи на разных языках – небольшая, далее – сочинения разных форм логики, риторики и поэзий, подписанные их авторами; в конце же книги помещено стихотворение «Старость», подписанное учителем поэзия Василием Дроздовым... о том, как перешла эта книга в руки причетника, мы ничего не можем сказать. Но предполагать, что она попала в частные руки в недавнее время, когда библиотека вифанской семинарии была уже в руках ученых исследователей, нельзя; так как она в доме причетника давно 8 и об ней не знают ни собиратели сочинений митрополита Филарета, ни известные ученые московской академии, которые не оставили бы ее без внимания, если бы видели». Из приведенного описания видно, что сборник этот не копия, а тот подлинный парадный экземпляр, который троицко-сергиева семинария в 1807 г. 18 ноября поднесла митрополиту Платону, но из описания не видно, собственноручно ли авторы вписывали в книгу свои произведения (что относительно по крайней мере произведения В. Дроздова придало бы сборнику еще большую цену) или вносила их в сборник рука какого-нибудь тогдашнего каллиграфа. В виду малой и только местной распространенности наших епархиальных ведомостей журнал, издаваемый при с.-петербургской духовной академия, считает своей приятною обязанностию воспроизвести 9 на своих страницах одно из наиболее ранних произведений своего знаменитого ректора, не ручаясь однако за полную точность, так как по-видимому в стихотворении встречаются описки списывателя и опечатки типографские.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Predtec...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010