Л. Д. 218–219, т. 1. Деятельное участие в распространении воззваний принимал и архиепископ Никандр [Феноменов], пославший один экземпляр в Киев митрополиту Михаилу [Ермакову] и в Астрахань епископу Павлу; он же переслал это воззвание и митрополиту Петроградскому Вениамину [Казанскому]. Распространяемое таким образом воззвание от 15(28) февраля стало известно по всем епархиям Республики и вызвало в ряде губерний при проведении в жизнь декрета об изъятии церковных ценностей массовые волнения и беспорядки, приобретавшие контрреволюционный характер, сопровождавшиеся погромными лозунгами, влекшие за собой кровавые эксцессы. Цель, таким образом, была достигнута. Л. Д. 34, 35, 48, 63, 84, 136, 151, 168, 231, 283, т. 5. Патриарх Тихон не мог не знать, однако, и того, что своим воззванием он провоцирует не только жертвы со стороны несознательных мирян или исполняющих служебный долг красноармейцев, но что он провоцировал также и кару на головы подчинённых ему священников. И тем не менее на все это он пошёл. О результатах явствует из приложенных к делу документов-протоколов судебных заседаний и приговоров ряда Трибуналов по делам о сопротивлении изъятию ценностей, оказывавшемся священниками и мирянами, покорными воззванию Тихона. В находящихся в производстве Губернских Трибуналов Республики делах имеется ряд документов, свидетельствующих о значительном количестве случаев, указанных выше. Часть этих документов приобщена к настоящему делу, а именно: из производства Новгородского Трибунала за 155; Верховного Трибунала о беспорядках в Шуе за 62; Ростовского Областного Трибунала за 3692; Верховного Трибунала о смоленских церковниках; Новгородского Ревтрибунала о беспорядках в Ст. Руссе; Петроградского за 1287; Иваново-Вознесенского за 298; Московского за 690 и 279. Л. Д. 314, 315, 317, 318, 320, 322, 324, 325, 328, 330, 333, 334, 337, 338, 340, 342, 344, 345, 347, 348, 349,359, т. 5. Приговорами Трибуналов: Тульского, Витебского, Московского, Череповецкого, Новгородского, Чувашской области, Рыбинского, Донского, Костромского, Астраханского, Гомельского, Ярославского и Екатеринбургского установлена прямая связь между воззванием 15(28) февраля и беспорядками, вызванными оглашением на местах этого воззвания.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Он упоминает о том, что из Чернигова (где владыка первоначально был викарием) в Тулу он привез вслед за собой целую свиту. С.Л. Фирсов видит проблему Питирима в том, что «в своей личной жизни и служебной деятельности епископ руководствовался советами преимущественно этого окружения, разобщавшего владыку и его… паству» (С. 35). Слова относились к тульскому периоду преосвященного Питирима, однако процитированные замечания чуть ниже позволяют С.Л. Фирсову «перекинуть мостик» к более важному историческому значению влияния окружения. Ведь, аргументирует исследователь, когда владыка стал политической фигурой, проблема окружения вышла «за пределы церковной ограды» и стала всеобщей (см. на С. 36). Не случайно поэтому в книге рассматривается и фигура И.З. Осипенко, приближенного к преосвященному Питириму человека (см. со С. 55 и особенно с С. 58 – 59), с некоторого времени – его личного секретаря [iv] . В последней главе С.Л. Фирсов рассказывает весьма интересные подробности о послереволюционной судьбе И.З. Осипенко. Кроме того, автор книги останавливается (ибо не мог не остановиться) на контактах владыки и Г.Е. Распутина (С. 62 и затем далее почти по всей книге), с которым «имя владыки Питирима оказалось навсегда связано» (С. 63). Для Распутина Питирим «был хорош… одним: не враг и почтителен» (С. 91). Исследователь в своей книге обращает пристальное внимание на известные нам из источников факты личного общения Распутина и владыки (см. С. 107 и др.), а также на регулярность общения Осипенко и Распутина (С. 109) [v] . В заключении С.Л. Фирсов убеждает читателя в неправильности простой смены знаков в отношении исторического персонажа (в его случае – митрополита Питирима), настаивая на внимании к источнику и отвергая попытки мифологизировать факты вокруг предреволюционных событий, предпринимавшиеся некоторыми авторами. Такая установка, надеемся, позволит еще более объективно раскрыть события предреволюционной истории Русской Церкви, в том числе связанные с биографией столичного архипастыря.

http://bogoslov.ru/article/2461193

—63— её изменил, что их магистерские сочинения по отношению к кандидатским в значительной части представляют совершенно новое. Те отделы, которые по свойству тем их кандидатских сочинений должны были перейти в магистерские, являются в магистерских диссертациях профессора Глаголева и доцента Спасского существенно переработанными. 8) По § 16 вышеозначенного Положения о премиях покойного Митрополита Московского Макария постановления Совета академии о присуждении премий представляются на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили : 1) Премии за лучшие магистерские сочинения из процентов с капитала покойного Митрополита Московского Макария в 276 р. и 262 р. назначить: первую – экстраординарному профессору МДА Сергею Глаголеву, вторую – доценту академии Анатолию Спасскому. 2) Постановление сие представить на Архипастырское благоусмотрение и утверждение Его Высокопреосвященства. XII. По случаю приближающегося окончания учебного года рассуждали о вызове воспитанников духовных семинарий в состав нового (LVI) академического курса и о назначении предметов поверочного испытания. Справка : 1) § 109 устава духовных академий. 2) По определению Святейшего Синода от 4 мая – 3 июня 1887 года для каждого курса академии положено по 30 казённых вакансий. 3) § 81 лит. а. п. 1 устава духовных академий. Определили : 1) В состав нового академического курса вызвать на казённый счёт из семинарии: Вифанской, Вологодской, Московской, Рязанской, Тульской и Ярославской – по 2 воспитанника из каждой; из Владимирской, Воронежской, Калужской, Костромской, Нижегородской, Новгородской, Орловской и Харьковской – по 1 воспитаннику из каждой, всего 20 воспитанников, а остальные 10 вакансий предоставить волонтёрам. 2) Предназначение сие предоставить установленным порядком на благоусмотрение Святейшего Синода. 3) Об имеющем быть приёме в академию для желающих поступить в оную напечатать объявление в «Церковных Ведомостях», издаваемых при —64— Святейшем Синоде. 4) Устные испытания произвести в начале будущего учебного года по догматическому богословию, общей и русской церковной истории, латинскому языку и одному из новых языков, по выбору экзаменующихся; для письменных упражнений дать три темы: по Священному Писанию Нового Завета, основному богословию и психологии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В академической библиотеке находятся теперь некоторые его книги по естествознанию (наприм., Даленбурга, у которого он может быть и принял взгляд, по которому неорганические тела, как великие вроде звёзд и планет, так и малые вроде микроскопических кристаллов, живут своей особой жизнью). Гражданскую и церковную историю вместе с науками математическими он в 20-х годах преподавал графу М.В. Толстому . А по своему характеру он мог преподавать только то, что хорошо знал сам. В 30-х годах при ревизии тульской семинарии он отметил недостатки в преподавании русской гражданской истории (её преподавали там по всемирной истории немца Шрекка, в которой она излагается на 7 страницах разгонистого шрифта) 2693 . Обращаться к историческим справкам ему приходилось много по делам цензуры. Он знал еврейский язык (тоже преподавал его Толстому), переводил святоотеческие творения с греческого (он любил творения св. Григория Нисского и перевод некоторых из них посылал через своего друга Бартенева князю А.Н. Голицыну, бывшему обер-прокурору и министру народного просвещения), слушал преподавание и сам преподавал философию по латыни (исправлял слог в латинской диссертации гр. Толстого на степень доктора медицины), настолько свободно владел французским, что мог ценить достоинства стиля (так, в одном письме к Бартеневу он говорит, что слог Мартеня несравненно изящнее стиля Баадера) и совершенно свободно говорил и ещё более свободно писал по-немецки (под его редакцией студенты перевели на немецкий язык катехизис митрополита Филарета). У него имелась масса выписок из самых различных авторов на различных языках. Основательное общее образование есть единственный прочный фундамент, на котором философ может —454— построять здание своей системы Воззрения немногих русских философов утверждались на таком прочном фундаменте, как у Ф. А-ча. Какие философские взгляды и убеждения он выработал? Глубоко-православный и широко-образованный, он в жизни должен был столкнуться с рационализмом и мистицизмом, как в школе и своём кабинете имел дело с Кантом и Гегелем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили 1) Полную премию, в 500 руб., Митрополита Московского Макария назначить доценту Николаю Заозерскому , а половинную, в 250 руб., – экстраординарному профессору Николаю Каптереву ; доценту Александру Жданову назначить большую премию покойного Епископа Курского Михаила в размере 247 руб. 80 коп., а меньшую премию в 221 руб. отложить до —47— следующего года. 2) Две премии покойного митрополита Макария, по 300 руб. каждая, назначить доцентам: Алексею Введенскому за сочинение: „Вера в Бога, ее происхождение и основания. Положительное решение вопроса в связи с историко-критическим изучением его в текущем столетии“. Москва, 1891 г. и Александру Голубцову за сочинение: „Прения о вере, вызванные делом Королевича Вальдемара и Царевны Ирины Михайловны“. Москва, 1891 г. 3) Мнение сие, на основании §§ 3 и 16 утвержденных Св. Синодом положений о премиях, благопочтительнейше представить на Архипастырское благоусмотрение и утверждение Его Высокопреосвященства. Б) О вызове воспитанников духовных семинарий в состав нового (LI) академического курса и о назначении предметов поверочного испытания. Справка: 1) § 109 устава духовных академий: „Совет Академии пред началом академического года, по расчислении, сколько из каждой семинарий предполагается нужным вызвать лучших воспитанников в состав нового академического курса, представляет, в определенном по § 81 порядке, Святейшему Синоду о вызове таковых в Академию и вместе с сим объявляет об имеющем быть приеме в Академию для желающих поступить в оную“. 2) По определению Святейшего Синода от 4 мая – 3 июня 1887 года для каждого курса Академии положено по 30 казенных вакансий. 3) По § 81 лит. а п. І устава духовных академий, назначение предметов поверочного испытания при приеме в студенты Академии относится к делам Совета Академии, окончательно решаемым самим Советом. Определили: В состав нового академического курса вызвать на казенный счет, из семинарий Московской, Владимирской, Костромской, Рязанской и Ярославской по 2 воспитанника из каждой; из Вифанской, Нижегородской, Вологодской, Пензенской, Тамбовской, Тульской, Орловской, Калужской, Смоленской и Холмской по I воспитаннику из каждой, – всего 20 воспитанников, а остальные 10 вакансий предоставить волонтерам. 2) Предназначение сие представить установленным порядком на благоусмотрение Святейшего Синода. 3) Об имеющем быть приеме в Академию для желающих поступить в оную напечатать объявления в „Московских ведомостях“ и „Церковных Ведомостях“, издаваемых при Св. Синоде. 4) Устные испытания произвести в начале будущего учебного года по догматиче-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как близко к своему сердцу принимал Ф. А-ч судьбу и благополучие студентов показывает следующий случай. В 1826 г., когда в Москве происходили коронационные торжества, в Академии окончен был учебный год и был выпущен пятый курс воспитанников. В числе их был некто Михаил Лаговский, которому была присуждена степень кандидата. Вследствии того, что окончание курса и проводы товарищей сопровождались дружеским угощением, Лаговский явился ко всенощной (дело было накануне 29 августа) в Успенский Собор, в который за неимением собственной церкви собирались тогда студенты, нетрезвым и стал пет безобразно. Инспектор иеромон. Евлампий приказал ему замолчать, он не послушался. По окончании службы инспектор сделал ему выговор, Лаговский ответил на выговор дерзостью. Инспектор запер его в карцер и немедленно послал донесение митрополиту о происшедшем. Митрополит Филарет приказал выпустить виновного со званием студента и с дурным аттестатом. Ф. А-ч нарочно поехал в Москву ходатайствовать о смягчении наказания виновному – а тогда путешествия эти далеко не были так удобны, как теперь. Ходатайство Ф. А-ча осталось безуспешным, митрополит не смягчил своего гнева, он опасался, что слух о происшедшем мог дойти до двора, находившегося тогда в Москве. 46 Без сомнения, и сам Ф. А-ч заранее предчувствовал, что ходатайство его имеет мало шансов на успех, что и сам он подвергается опасности получить выговор за свое ходатайство, и, однако, движимый любовью к насчастному, хотя и виновному студенту, решил предстать с ходатайством за него пред строгим и разгневанным владыкой. Было бы однако ошибочным думать, что Ф. А-ч, ходатайствовавши за виновных студентов, не болел душой, когда эти студенты совершали непозволительные поступки. Он составлял для себя характеристики студентов, в которых отмечал как способности ума, так и качества их сердца и с горечью в собственном сердце иногда должен был отмечать темные движения в юношеских душах. Никогда он не позволял себе иронии ни над кем вообще, ни над студентами в особенности. Затрагиват самолюбие людей вообще дурно, но затрагивать юное самолюбие особенно опасно. Без сомнения, Ф. А-ч иногда смущался грубостью духовных воспитанников, которая так не соответствовала его благородной и нежной натуре. В отчете по ревизии тульской и рязанской семиварий он между прочим писал: „многие из учеников в наружных телодвижениях и обращении показывают незнание правил благоприличия и вежливости. Хорошо бы было, если бы еще в училище учителя внушали им сии правила; причем они могут иметь пособием сокращенное изложение оных, помещенное в грамматике Бантыш-Каменского”. 47 Может быть нечто подобное он мог бы сказать и о некоторых воспитанниках академии, но он не говорил этого, не называл имен. Не обличая, он наставлял их своим примером он учил их мудрости, смиреннию и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

А-ч искренно описал митрополиту, как и в чем было дело. Митрополит Филарет, высоко ценивший и глубоко понимавший Голубинскаго, ответил ему сердечным письмом, в котором благодарил за искренность. 9 Пытались Ф. А-ча отнять у академии. Попечитель Московского учебного округа граф Строганов предлагал Ф. А-чу кафедру ординарного профосора по философии в Московском университете, обер-прокурор св. Синода С.Д.Нечаев тоже предлагал ему какое-то завидное место. Но скромный философ скромно и, однако, решительно отказывался от этих предложений. «Тягостно для меня, писал он обер-прокурору Нечаеву, не оправдать ожиданий вашего превосходительства, но... я не могу принять на себя обязанности, которую ваша благодетельная рука мне указывает». 10 В дальнейших строках Ф. А. говорит, что он вполне доволен своим положешем и что он чувствует себя обязанным послужить еще академии. Ф. А-ч покидал академию только по приказаниям своего же начальства, В 1823 г. он ездил ревизировать рязанскую и тульскую семинарию, в 1888 г. резизировал семинарии калужскую и тульскую. Но это была уже его последняя отдаленная командировка. После этого он был назначаем только ревизором вифанской семинарии (в 1834 и 40 годах). В начале 1841 г. Ф. А-ча поразил жестокий удар: 27 января скончалась его супруга, на его руках осталось четверо детей: старшая дочь Мария (менее 13 лет) и сыновья: Сергей, Дмитрий и Петр. Муж веры и знания, но не муж житейских забот – что он был должен делать с этими малютками? Как и они, он был осиротелым и беспомощным. Скорбь его была глубока, и едва-ли последующае обстоятельства жизни могли ее смягчить. Люди, знавошие его, понимали его состояние, жалели его и старались не тревожить его в его скорби. Митрополит Филарет писал в феврале к наместнику Антонию: «О, протоиерея Федора жаль... Господь да подкрепит его и да устроит о нем полезное». 11 Стурдза, печатавший свои письма под цензурой Ф. А-ча и перед этим три раза просивший его об ускорении дела, услышав о несчастьи постигшем Ф. А., писал (уже в конце апреля) к обер-прокурору Нечаеву: “слышу, что почтенный о.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Мефодию, единственно в чаянии возмездия от него небесного, да и при напечатании их ничего вещественного не желаю, ибо все права на сей мой труд всецело передал я Пешношской обители. Поэтому совершенно бескорыстно прошу Вас, милостивейший владыка, о добром содействии вашем в этом деле, чем окажите Вы мне истинное одолжение». После 17-го числа начались в покоях Высокопреосвященного митрополита Исидора заседания 1-го комитета, состоящего из трех членов Синода (в том числе был и я), управляющего канцелярией Св. Синода В. К. Саблера и Обер-Секретаря А. В. Гаврилова, для рассмотрения наградных списков священнослужителей по следующим епархиям: «Новгородской. С-Петербургской. Московской. Ведомству Московской Синодальной Конторы. Ведомству Министерства Народного Просвещения. Грузинскому Экзархату. Олонецкой. Тверской. Псковской. Рязанской. Тульской. Волынской. Владимирской. Таврической. Астраханской. Ярославской. Казанской. Иркутской. Камчатской. Симбирской. Полоцкой. Оренбургской. Минской. Костромской. Туркестанской. Могилевской. Якутской. Нижегородской. Саратовской. 1 марта послал я в Тверь преосвященному Антонину враз два письма: одно официальное, другое частное. В официальном письме, за 654 я изъяснил следующее: «Преосвященный Владыко, Возлюбленный о Господе Брат! Препровождая при сем к Вашему Преосвященству присланный мне при письме от 27-го минувшего февраля, за 395, Выокопреосвященнейшим Митрополитом Киевским Платоном Государственный Банковый 5% Билет 1860г., за 20078, на тысячу рублей, в пользу Тверского Братства Благоверного Князя Михаила, прошу Вас внести сей билет в Совет Братства, для употребления по назначению высокочтимого жертвователя. О получении же оного благоволите меня уведомить. С братской к Вам любовью пребываю. Савва А. Тверский. P. S. Посылаемую при сем книгу (Слова… преосвященного Дмитрия 451 , прошу с любовью принять от меня в дар». В частном письме к преосвященному я писал: «Препровождаю Вам вместе с сим для церковного братства щедрую жертву (5% билет на 1000 рублей) досточтимого старца – Киевского Владыки. Я уверен, что Совет Братства в точности исполнит мою резолюцию, написанную на письме ко мне Высокопреосвященнейшего Митрополита. Но если Совет рассудит письменно благодарить Его Высокопреосвященство (лично я поблагодарил уже его) за приношение, то надобно исполнить сие немедленно, пока Владыка здесь. 11-го сего марта он выезжает из Петербурга в Киев. Можно в случае нужды, вручить преосвященнейшему благодарственное письмо лично, когда он будет ехать мимо Твери и остановится на несколько минут на Тверской станции. А если это окажется почему-либо неудобным, по послать письмо прямо в Киев.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Відбулася координаційна нарада з питань молодіжного служіння в єпархіях Володимирської, Тульської та Рязанської митрополій 29 квітня 2015 р. 14:44 В рамках деятельности Координационного центра молодежной работы по Центральному федеральному округу Синодального отдела по делам молодежи в 2014 году в целях повышения эффективности межъепархиального взаимодействия и оптимизации системы молодежного служения округ был разделен на четыре секции по территориальному критерию: «Центр» (11 епархий), «Запад» (8 епархий), «Юг» (15 епархий), «Северо-Восток» (6 епархий). В 2015 году в каждой секции запланировано проведение «кустовых» секционных совещаний для определения круга общих проблем и поиска путей их решения. Так, первое однодневное совещание прошло 31 марта в Костроме в Богоявленском Анастасьином женском монастыре с руководителями отделов по делам молодежи епархий секции «Северо-восток» Центрального федерального округа. Вторая встреча секции «Центр» прошла 28 апреля в Рязани, на территории Николо-Ямского храма. На этой встрече присутствовали руководители отделов по делам молодежи епархий Владимирской , Тульской и Рязанской митрополий. В начале совещания гостей приветствовал митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин и пожелал плодотворной работы. В ходе заседания участники обсудили наиболее важные проблемы молодежного служения, в частности были затронуты такие проблемы, как участие молодежных организаций в конкурсах на получение грантовых средств, развитие молодежного служения на приходах и в благочиниях, оптимизация межъепархиального взаимодействия через механизмы Координационного центра, методическое сопровождение молодежного служения «на местах». Также на совещании обсудили план работы Синодального отдела по делам молодежи на 2015 год. Участники встречи отметили высокую эффективность подобных совещаний и обратили внимание на то, что подобный формат позволяет на месте решать ряд конкретных проблем. Следующее совещание в рамках деятельности Координационного центра молодежной работы по ЦФО Синодальный отдел по делам молодежи проведет 14 мая в Воронеже, где соберутся руководители отделов по делам молодежи секции «Юг». Синодальный отдел по делам молодежи /Патриархия.ru Календарь ← 28 квітня 2024 р. 16 квітня 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4060445...

Отрадно, что сегодня предметы духовно-нравственной направленности изучаются во всех учреждениях нашего района. Более 80% третьеклассников на следующий учебный год при изучении курса " Основы религиозных культур и светской этики " выбрали обучающий модуль " Православная культура " . Православие было и будет нашим фундаментом и сводом правил нашего общества. Об том мы должны говорить нашим детям. Исторически на Руси учитель и священнослужитель всегда шли рядом, воплощая многовековой опыт воспитания детей на основе любви к родителям, семье, ближним и Богу. Совместно с Видновским благочинием мы проводим ряд ежегодных мероприятий, интерес к которым растет год от года. В этом году в XIX конкурсе декоративно-прикладного творчества " Пасхальная радость " приняли участие 658 человек, в XXVIII районном открытом конкурсе — 932 человека. Учителя, дети и родители принимают активное участие в Рождественских образовательных чтениях, праздновании Дня славянской письменности и культуры. По инициативе Видновского благочиния реализуется программа " Дорога к храму " . С 2015 года священнослужители общаются с учащимися в рамках проекта " После уроков " . Я желаю Вам взаимопонимания, потому что без этого дальнейшая работа невозможна». С докладом выступил Патриарший наместник Московской епархии: «Уважаемая Елена Александровна, уважаемый Валерий Николаевич! Братья архипастыри и пастыри! Дорогие братья и сестры! Мне сегодня сделали приятный сюрприз. Мне только что сказали, что на нашей конференции присутствуют представители системы образования Калужской, Тульской и Тверской областей. Я горячо и сердечно приветствую вас и говорю вам: " Добро пожаловать на нашу конференцию " . Особенно трогательно говорить о том, что около полувека назад я был митрополитом Тульским и Белевским, и тогда у нас не было таких конференций, не было всесторонних контактов между Московской епархией и Министерством образования Подмосковья, которые есть сейчас. Ваш приезд — это только первая ласточка. Я думаю, что впоследствии мы сможем и других привлечь, и наши конференции будут иметь все большее значение для достижения тех целей, которые стоят перед нами.

http://patriarchia.ru/db/text/5436490.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010