На заседании Священного Синода 19 сентября 1960 г. митрополит Гурий был назначен управляющим Ленинградской епархией (с поручением управления Олонецкой епархией) и постоянным членом Священного Синода. Правящий архиерей делал всё возможное, чтобы сохранить храмы Ленинградской епархии (их было 55) от закрытия, а духовенство от увольнения. В частности, отстоял пять храмов, в которых на протяжении 1960 г. не было священников и богослужений, а ленинградский уполномоченный не предоставлял возможности назначить в эти приходы настоятелей. В связи с передачей государству Свято-Духовского корпуса митрополит Гурий совершил перезахоронение тел усопших ленинградских митрополитов Григория (Чукова) и Елевферия (Воронцова). Митрополит Ленинградский и Ладожский Гурий в алтаре Свято-Троицкого собора. Ленинград. 1960 г. В июле 1961 г. уполномоченный Г. С. Жаринов попытался провести тотальную «чистку» духовенства Ленинградской епархии, сократив его почти на 40% путём увольнения наиболее бескомпромиссных. Но из намеченного списка, в который вошли 60 священнослужителей, ему удалось уволить с помощью церковных советов только 29 человек, с которыми «новые хозяева» не заключили трудовые договоры. Митрополит Гурий отказался участвовать в таком беззаконии: он не издал ни одного указа об увольнении, известив в июле 1961 г. управляющего делами Московской Патриархии архиепископа Тульского Пимена (Извекова).  Митрополит Гурий участвовал в Архиерейском Соборе 18 июля 1961 г. в Троице-Сергиевой лавре, выступил по вопросу об увеличении числа постоянных членов Священного Синода. В ноябре 1961 г. правящий архиерей посетил Олонецкую епархию с проведением торжественных богослужений. Будучи уже в преклонном возрасте и страдая от болезней, митрополит Гурий тяготился родным для него Ленинградом и постоянными приёмами иностранных делегаций. Когда с упокоением архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) освободилась Симферопольская кафедра, митрополит Гурий попросился перевести его в Крым.  Определением Священного Синода от 14 ноября 1961 г. преосвященный Гурий был назначен митрополитом Симферопольским и Крымским с временным поручением управления Днепропетровской и Запорожской епархией. Последние годы жизни и служения митрополита Гурия прошли в Крыму. Местный уполномоченный Совета по делам РПЦ при поддержке партийных и советских органов любыми способами старался закрыть максимальное количество храмов, чтобы в итоге ликвидировать Крымскую епархию. Митрополит Гурий противодействовал мероприятиям органов власти, не соглашаясь поддерживать такую позицию государства по отношению к Церкви. Но силы были неравными — местные власти, действуя в большинстве случаев незаконными методами, в период управления митрополитом Гурием закрыли в Крымской епархии 11 храмов из 25 действующих.

http://bogoslov.ru/article/6172391

   Это был человек большого ума, трудолюбия, такта, неизменного спокойствия и ровности духа, умения ладить с людьми и с собратиями-архиереями, и сподчиненными клириками, и с правительственными чиновниками. Его правилом было: «Нечего не ищи, и ни отчего не отказывайся». Мудрый, осторожный, тонкий церковный деятель, он был также замечательным духовным писателем, знатоком Священного Писания, автором нескольких эгзегетических сочинений. После блаженнойкончины митрополита Филарета преосвященный Исидор взял на себя главную заботу о переводе Библии на русский язык. Широкий размах имела и егоблаготворительная деятельность. Он был главным попечителем Императорского человеколюбивого общества. Скончался митрополит Исидор в глубокой старости, в1892 году.    Московскую кафедру с 1882 по 1891 годы занимал митрополит Иоанникий (Руднев) (1826—1900). Как и митрополит Исидор, он был сыномдиакона из Тульской епархии. Получив образование в Киевской Духовной Академии, он принял постриг от руки известного Печерского подвижника иеросхимонахаПарфения и до самой кончины оставался иноком высокой жизни, молитвенником и строгим постником.    В 1861 году его хиротонисали в епископа Выборгского. Перед переводом в Москву он исполнял должность экзарха Грузии. Митрополит Иоанникий особеннопрославился своей широкой благотворительной деятельностью. Сам изведовавший в юности нужду и лишения, он был для бедных щедрым «милостивцем». Известен онтакже и как, замечательный церковный администратор, энергичный, деятельный, инициативный. Пребывая на кафедре в Саратове, он основал тампротивораскольничье братство Святого Креста. В Нижнем Новгороде святитель основал такое же братство, открыл детский приют и ремесленную школу. В Грузии онучредил воскресные публичные собеседования о вере, открыл женское епархиальное училище. Все свое жалование за четыре с половиной года служения экзархом онпожертвовал на нужды духовного образования.    Введенный в состав Синода, митрополит Иоанникий был там твердым и непреклонным защитником независимости Церкви от давления светской власти. Когда в 1888году в Синоде обсуждался вопрос о поминовении усопших инославных и первоприсутствующий митрополит Исидор готов был поддержать мнение Победоносцева,клонившееся к снисхождению в этом вопросе, митрополит Иоанникий самым решительным образом высказался против отпевания инославных. Мнение Московскогомитрополита поддерживало большинство членов и присутствующих в Синоде. Рассмотрение вопроса о поминовении инославных было отложено на неопределенный срок.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Главный редактор православного СМИ должен ставить перед собой по-хорошему амбициозную задачу — сделать собственное СМИ по-настоящему массовым и выйти на широкую аудиторию. Работать на тех, кто уже в церковной ограде, также очень важно — мы нуждаемся в профессиональной внутрицерковной коммуникации. Кстати, отсутствие профессионализма в среде церковной коммуникации и порождает некоторые проблемы, некую вялость и неспособность нашей журналистики реагировать на проблемы и вызовы, которые сегодня обращаются к Церкви. Поэтому одна из задач церковной журналистики и представителей пресс-служб на всех уровнях заключается в том, чтобы участвовать в формировании общего информационного пространства, обеспечивая высокий уровень внутрицерковной коммуникации и координации действий. Но нужно помнить также, что сегодня в слове нуждаются все наши соотечественники, в какой бы стране они ни жили, — люди светские, маловоцерковленные, сомневающиеся и вообще неверующие. Когда мы произносим свое слово публично, мы всегда должны понимать, что нас слышат и люди вовсе не церковные, и это слово не должно формировать искаженное, неправильное представление о нашей вере, о нашей надежде, о нашем уповании и о нашей миссии. Сегодня в этом зале присутствуют представители пресс-служб новых епархий — тех, которые были созданы Синодом нашей Церкви в 2011-2012 гг. Сегодня большинство архиереев исходит из того, что информационная работа, деятельность епархиальной пресс-службы — это не дополнение к основным послушаниям, но предпосылка успеха церковной миссии в регионе. Если кто-то думает иначе, то последствия таких ошибочных суждений становятся незамедлительно известны, так как приносят негативные результаты. В связи с этим хочу с удовлетворением отметить, что ряд новообразованных епархий принял активное участие в конкурсе епархиальных пресс-служб, итоги которого будут сегодня подведены. Не знаю, какое решение приняло жюри, но я хотел бы просто отметить замечательный факт участия в этом конкурсе целого ряда вновь образованных епархий. Я хотел бы поименно назвать эти епархии: это Белёвская епархия Тульской митрополии, это Балашовская и Покровская епархии Саратовской митрополии, это Валуйская епархия Белгородской митрополии, Волгодонская епархия Ростовской митрополии, Каинская епархия Новосибирской митрополии и Канская епархия Красноярской митрополии. Представителей этих пресс-служб я хотел бы сердечно поблагодарить за участие в конкурсе и за ту работу, которую вы так активно начали, несмотря на то, что сами епархии были созданы сравнительно недавно.

http://patriarchia.ru/db/text/2560589.ht...

п. Ещё любопытнее и важнее донесения митрополиту о благосостоянии академии. Эти донесения были для отца Сергия важною школой той мудрой осторожности и всесторонней осмотрительности, к какой и вообще митрополит Филарет приучал питомцев своей замечательной школы. Между тем как обыкновенно на этих донесениях и у других более или менее опытных инспекторов, и у самого о. Сергия в последующие годы его служения в должности инспектора чаще всего встречается помета рукою митрополита Филарета: «В Академическое Правление», по началу служения каждого из инспекторов находим и особые замечания владыки на этих донесениях. Так было и с донесениями о. Сергия в 1848 году, который к тому же был холерным, как известно, годом. На донесении исправляющего должность инспектора бакалавра иеромонаха Сергия от 23 апреля, в коем говорилось между прочим то, что студенты Андрей Холуйский и Павел Щеглов не явились после пасхи в академию по неизвестной причине, митрополит Филарет написал от 25 апреля: «О Холуйском и Щеглове надобно знать последующее» 63 . Когда затем о. инспектор от 30 апреля донёс митрополиту, что Холуйский и Щеглов возвратились, а Василий Цораев, также не явившийся после пасхи, ещё нет и неизвестно почему, митрополит Филарет, удовлетворившись сведениями о первых двух, от 3 мая написал на донесении: «Ожидается последствие о Цораеве». И когда в донесении от 7 мая инспектор сообщил, что Цораев «6-го числа сего месяца прибыл в академию, объясняя, что по причине постигшей его в доме родственников болезни он не мог явиться в оную к положенному сроку», то митрополит Филарет от 9 мая написал на донесении этом: «Объяснение Цораева бездоказательно. Академическому начальству обратить особое внимание на его поведение» 64 . Далее, между тем как на июньском и июльском донесениях инспектора митрополит помечал просто «В Академическое Правление», на донесении от 17 августа опять встречается особая помета. Именно в этом донесении между прочим значилось, что «назначенный для поступления в академию из Тульской семинарии воспитанник Иван Богданов 65 умер 14 числа в академической больнице от холеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Подписано соглашение о сотрудничестве Тульской митрополии с Общественной палатой Тульской области и филиалом фонда «Защитники Отечества» 16 января 2024 г. 13:01 15 января 2024 года в городе Алексине Тульской области в здании управления Белевской епархии состоялось подписание соглашений о сотрудничестве епархий, входящих в состав Тульской митрополии , с Общественной палатой Тульской области и Тульским филиалом государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества». Свои подписи под соглашением о сотрудничестве в целях содействия обеспечению прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, на свободу совести и свободу вероисповедания поставили председатель Общественной палатой Тульской области Алексей Эрк митрополит Тульский и Ефремовский Алексий и епископ Белевский и Алексинский Серафим . Окормление заключенных, которым особо нужна духовная поддержка, на сегодняшний день является одним из важных направлений деятельности духовенства Тульской митрополии. Теперь эту работу решено закрепить документально и развить, добавив новые направления взаимодействия священнослужителей и членов общественного наблюдательного совета при Федеральной службе исполнения наказаний, включив представителей епархий в его состав на обязательной основе. Подписанное соглашение создает правовые основы для участия православных священнослужителей в деятельности, направленной на осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, а также в реализации программ по ресоциализации и социальной адаптации лиц, освобождающихся из мест принудительного содержания. Председатель Общественной палатой Тульской области Алексей Эрк подчеркнул: «Мы решили объединить наши усилия, учитывая заинтересованность обеих сторон в результате. Поэтому трудно переоценить подписанное сегодня соглашение» Далее представители Тульской митрополии подписали соглашение о сотрудничестве с Тульским филиалом государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества». Свои подписи под документом поставили руководитель филиала фонда «Защитники Отечества» Анна Домченко, митрополит Алексий и епископ Серафим.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Митрополит Тверской и Кашинский Алексий (Коноплев). Фото: Сенцов Александр/Фотохроника ТАСС      День Победы будущий архипастырь встретил в звании старшины, а при увольнении в запас удостоился грамоты с благодарственной записью Маршала Советского Союза Л. А. Говорова. И уже вскоре после демобилизации будущий владыка вернулся к церковному служению: в 1948-м был рукоположен в сан диакона, в 1951-м – священника, а в 1956-м стал епископом, прослужив в архипастырском сане 32 года. Один из самых ярких и авторитетных архиереев Русской Церкви, митрополит Алексий до самых последних своих дней оставался на удивление простым в личном общении человеком, о чем свидетельствуют воспоминания одного из его духовных чад – протоиерея Валерия Ильина: Очень даровитый человек, труженик. Никогда на месте не сидел: ноты писал, в столярке строгал, золотом вышивал, облачения и подрясники себе шил, иконы писал и реставрировал. Поспеет рябина — говорит: «Надо вина сделать», и я рвал ягоды, выжимал сок. Он настойки делал — на хрене и на шишках. Помидоры в теплице выращивал. В огороде копался с больной ногой: она у него черная, раненая. Я говорю: «Не надо», он отнекивается: мол, я потихоньку». Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (1924-2001 гг) Один из самых ярких архиереев в новейшей церковной истории, владыка Николай нередко вызывал противоречивые отношения в церковной среде. Очень строгий и бескомпромиссный, особенно в вопросах веры, митрополит Николай почти четверть века управлял одной из крупнейших епархий Русской Православной Церкви. Число открытых приходов за годы его служения увеличилось почти в 10 раз, не считая монастырей, в том числе знаменитой Дивеевской обители. И в то же время его политическая позиция (митрополит Николай был убежденным советским патриотом, крайне критично относился к Русской Зарубежной Церкви и последнему Государю) не принималась многими православными людьми. Войну будущий архипастырь встретил старшеклассником. Сразу после школьного выпускного юный Коля Кутепов поступил в Тульское пулемётное училище, откуда был направлен на один из самых страшных участков фронта – под Сталинград. В октябре – декабре 1942-го в составе 38-й гвардейской стрелковой дивизии будущий владыка воевал на Сталинградском фронте. Был контужен, получил тяжелое ранение и сильное обморожение ног. Ему были частично ампутированы обе ступни, после чего владыка Николай всю оставшуюся жизнь страдал от этих ранений.

http://pravoslavie.ru/113911.html

6. Освященный Собор принимает новую редакцию Положения о наградах Русской Православной Церкви. В связи с этим следует считать редакцию этого документа, принятую Архиерейским Собором 2008 года, утратившей силу. Также утрачивает силу Положение о богослужебно-иерархических наградах, принятое Архиерейским Собором 2011 года. Изменения в церковном управлении, умножение числа епархий и приходов 7. Освященный Собор одобряет образование митрополий и значительное увеличение числа епископов и епархий, а там, где последнее невозможно — создание территориальных викариатств. Увеличение численности епархий и приближение епископов к пастве позволяет активизировать исполнение решений Архиерейского Собора 2011 года об умножении числа приходов, а также о развитии катехизической, религиозно-образовательной, миссионерской, молодежной и социально-благотворительной деятельности на благочинническом и приходском уровнях. Члены Архиерейского Собора обращают внимание глав митрополий на важность поддержки недавно образованных епархий, входящих в состав митрополий. 8. Собор утверждает решения Священного Синода об образовании следующих митрополий: Архангельской, Башкортостанской, Белгородской, Волгоградской, Вятской, Донской, Екатеринбургской, Ивановской, Иркутской, Красноярской, Кузбасской, Курской, Мордовской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Приамурской, Приморской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Ставропольской, Тамбовской, Татарстанской, Тверской, Тульской, Челябинской, Чувашской, Ярославской. Собор также утверждает решения Священного Синода и Синода Украинской Православной Церкви об учреждении следующих епархий: Алатырской, Альметьевской, Амурской, Ардатовской, Арсеньевской, Балашовской, Балтской, Барышской, Бежецкой, Белевской, Бишкекской, Боровичской, Братской, Бузулукской, Валуйской, Владикавказской, Вознесенской, Волгодонской, Выксунской, Георгиевской, Городецкой, Губкинской, Душанбинской, Енисейской, Железногорской, Изюмской, Исилькульской, Искитимской, Каинской, Калачевской, Калачинской, Канашской, Каменской, Канской, Карасукской, Касимовской, Кинельской, Кинешемской, Кокшетауской, Котласской, Краснослободской, Кузнецкой, Кызыльской, Лысковской, Магнитогорской, Мариинской, Махачкалинской, Мелекесской, Мичуринской, Могилёв-Подольской, Нарвской, Нарьян-Марской, Находкинской, Нефтекамской, Нижнетагильской, Новокузнецкой, Орской, Отрадненской, Петропавловской, Покровской, Пятигорской, Ржевской, Ровеньковской, Рыбинской, Салаватской, Салехардской, Саянской, Сердобской, Скопинской, Тарской, Троицкой, Уваровской, Уржумской, Урюпинской, Усть-Каменогорской, Феодосийской, Ханты-Мансийской, Чистопольской, Шахтинской, Шуйской, Щигровской, Яранской.

http://patriarchia.ru/db/text/2777929.ht...

Первая, судя по географическому положению г. Галича, должна была занимать земли, лежавшие к юго-востоку по верховьям р. Днестра, территорию второй составляли земли к северо-западу по бассейну р. Сана. Из несколько поздней (1526 г.) и неполной окружной грамоты киевского митрополита Иосифа галицко-русскому духовенству по случаю назначения наместником Галицкой митрополии архимандрита Исаакия видно, что в состав Галицкой епархии входили поветы – Галицкий, Львовский, Каменецкий, Межибужский, Коломыйский, Жидачевский и некоторые другие 47 . По разделении митрополий Галицкая и Перемышльская епархии вошли в состав территории Киевской митрополии и, будучи объединены вместе с последней под властью литовско-польского короля Казимира, расширили общую территорию собственно литовских епархий. В обозначенных границах в состав образовавшегося в XIV и пол. XV вв. вел. Польско-Литовского княжества и зап.-рус. епархий из русских земель вошли: Волыно-Галицкая, Киевская, Переяславская, Полоцкая, Смоленская, Чернигово-Северская с городами одоевских, новосильских, белевских и других князей. Проще, в состав тогдашнего Польско-Литовского княжества вошли все нынешние русские земли по бассейну Днепра, к северу от правого и левого притоков его рр. Ворсклы и Роси, а также места по бассейну верховьев Оки, составляющие части нынешних Калужской, Тульской и Орловской губерний 48 . Дальше этого территория Литовского княжества не распространялась. Она оставалась почти неизменной до конца XV века, когда начало проходить время расцвета Литвы, когда Литва была вынуждена возвратить Москве некоторые свои примыслы, а пограничные с Москвой князья, служившие Литве, лишенные своих вотчин и гонимые за веру, стали переходить служить к московскому государю 49 . Все, что лежало к северо-востоку от литовской границы, принадлежало северо-восточной Руси и составляло территорию Московской митрополии с включением области сарайского епископа, жившего в орде. В татарии затеривались юго-восточные границы Московской митрополии в момент отделения её от Киевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Теперь вот что мне расскажите, как знаете: почему, и что значило бы это, на викариатство Московское возводится не о. Леонид, которого все желали бы, а о. Порфирий 348 , чуждый Москве, и мало кому ведомый? Мне даже прискорбно было слышать о такой новости, и не поверил бы, но нельзя было не поверить, когда говорил Киевский митрополит 349 , почивавший у меня на 23-е число. Еще и то, как смотрят в Москве на тревогу внизу Успенского собора, для устроения печей. Жаль и мне издали. О самом холоде Успенского собора воспоминаю с любовь. Поручаю себя молитвам вашим, вспомогательным в делах моего служения, искренно любящий вас и много уважающий, Алексий епископ Тульский». В ответ на это писал я от 1-го ноября: «Прежде, чем буду ответствовать на предложенные мне вашим преосвященством вопросы, долгом считаю принести вам, преосвящ. владыко, мою сыновнюю, глубокую благодарность за ваше милостивое внимание и сочувствие к моим археологическо-библиографическим трудам. Приступаю к ответам на вопросы вашего преосвященства. Вы изволите спрашивать, почему на викариатство Московское возводится не о. Леонид, а о. Порфирий? – Вот что я знаю и слышал из уст самого о. Леонида. В августе или сентябре текущего года, когда был здесь в Москве граф А.П. Толстой, высокопр. митрополит имел с ним рассуждение о том, кому быть преемником преосв. Евгения, в случае его перемещения на какую-либо епархию. Первым кандидатом на это место имелся в виду, разумеется, о. ректор Леонид. Но так как он, в последнее время, весьма часто жаловался всем и каждому на свое болезненное состояние: то владыка выразил недоумение, как ему будет служить с больным викарием. При этом рассуждении, вероятно, коснулась речь и об о. архимандрите Порфирии, которого прошедшею весною, якобы по рекомендации нашего владыки, вызывали в Петербург с тем, чтобы послать его в Константинопольскую миссию, но, по незнанию французского языка, возвратили назад. 350 Теперь, когда Св. Синод рассудил на Симбирскую вакансию переместить преосв. Евгения, без предварительного, впрочем, сношения с высокопр. митрополитом, г. Синодальный обер-прокурор, без сомнения, на основании выраженного владыкою в беседе с ним недоумения на счет о. Леонида, предложил Св. Синоду, без предварительного также сношения со владыкою, представить на Московское викариатство первым кандидатом о. архим. Порфирия, хотя, как слышно, высокопреосв. митрополит, получивши неожиданно указ о перемещении в Симбирск преосв. Евгения, на другой же день поспешил сделать представление относительно преемника сему последнему, и в этом представлении на первом месте изволил поставить, о. Леонида, а на втором о. Порфирия: но было уже поздно: доклад Синода быль уже утвержден Государем.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

4) Приложить требуемые законом сведения о профессоре Корсунском и доценте Мышцыне для представления их в Инспекторский Отдел Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. III. Сданное Его Высокопреосвященством с надписью: «1898 г. Мая 7. В Совет Московской Духовной Академии» отношение на имя Его Высокопреосвященства г. Обер-Прокурора Святейшего Синода от 3 мая за 2726: «Государь Император, по засвидетельствованию моему об отлично-усердной и полезной службе сверхштатного преподавателя в звании ординарного профессора Московской Духовной Академии, магистра богословия, Димитрия Голубинского, Всемилостивейше соизволил к 6 мая текущего года – дню рождения Его Императорского Величества – пожаловать его чином действительного Статского Советника. – Долгом поставляю сообщить о сем Вашему Высокопреосвященству, вследствие ходатайства по сему предмету, изложенного в отношении покойного Высокопреосвященного Митрополита Сергия от 16 декабря 1896 года за 712». Определили: Принять к сведению. —165— IV. а) Сданное Его Высокопреосвященством с надписью: 1898 г. Апр. 15. В Совет Московской Духовной Академии для дальнейшего направления дела. – Деньги, при сем прилагаемые (два билета Государственной 4% ренты на 6 тысяч рублей), записать на приход и о получении уведомить жертвователя» – прошение на имя Его Высокопреосвященства проживающего в г. Москве потомственного почетного гражданина, кандидата коммерции, Ивана Андреевича Колесникова: «В благодарную память незабвенного в Бозе почившего Иерарха Высокопреосвященнейшего Митрополита Московского Сергия, я имею намерение учредить в Московской Духовной Академии, с которой тесно связано имя почившего, стипендию на следующих условиях: 1) чтобы стипендии было присвоено имя Митрополита Московского Сергия; 2) чтобы студент, воспитывающийся на этой стипендии, прибавлял к своей фамилии еще «Сергиев» и сохранял это прибавление и по выходе из Академии; 3) чтобы кандидат на эту стипендию избирался Советом Академии из лучших и способнейших студентов, причем преимущество должно быть отдаваемо питомцам Тульской семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010