— Ваше Святейшество, Вы, конечно, знаете о планах по созданию независимого Косово. Не было ли у Вас какого-нибудь разговора с В.В.Путиным об оказании содействия силам, препятствующим отделению Косово от Сербии? Верите ли Вы, что албанские правоохранительные органы, под охраной которых должны будут находиться многие косовские святыни, смогут уберечь их от разорения и разрушения? — С Президентом России у меня разговора на эту тему не было. Я лично не верю, что албанцы сохранят святыни, потому что они уже в течение нескольких лет их разрушают. И идея создания «Великой Албании», которой движимы албанцы, желающие и Косово включить в состав Албании, едва ли будет способствовать защищенности сербского меньшинства и их реликвий. — Ваше Святейшество, у меня вопрос о Вашем предстоящем визите во Францию. Неоднократно высказывалось мнение, что встреча глав Русской Православной и Римско-католической Церквей может состояться только после разрешения проблем, связанных с деятельностью униатов на Украине, и на нейтральной территории. На Ваш взгляд, может ли Франция в октябре стать таким местом Вашей встречи с Римским Папой? — Встречи с главой Римско-католической церкви не планируется. Пребывание мое во Франции будет коротким. Я предполагаю выступить на Парламентской Ассамблее Европы и принять участие в приеме, который будет давать руководство ПАСЕ. Также в программу этой поездки входят посещение Парижа и служение в соборе Нотр-Дам де Пари перед Терновым Венцом Спасителя, совершение молебна на Трехсвятительском подворье Московской Патриархии, встреча с Президентом Франции и сразу после этого — отбытие на Родину. — Ваше Святейшество, сейчас наступило такое время, когда выпускается очень много духовной литературы, и, к сожалению, часто издаются книги, содержащие еретические учения. Существуют ли какие-нибудь планы у руководства Русской Православной Церкви по ограждению широкой читательской аудитории от ересей, то есть об учреждении чего-то вроде духовной цензуры на книги церковного содержания?

http://patriarchia.ru/db/text/223639.htm...

Что же касается Богословского Института, то он был основным средоточием духовных и культурных сил евлогианского экзархата, и юрисдикционные распри неизбежно отражались на его деятельности. В мемуарах владыки Евлогия читаем: «Немало нашему Богословскому Институту вредят карловцы, стараясь подорвать к нам доверие как среди русских, так и среди иностранцев» . Об отношениях с противоположным крылом пишет В.В.Зеньковский, другой руководитель Института: «Одно политическое направление... не допускается пребыванием в Институте, и при этом в равной мере для студентов и для профессоров. Речь идет о советской ориентации. По этому признаку не был принят в число студентов весною 1947 г. афонский иеросхимонах Софроний Сахаров... и должен был оставить преподавание в Институте осенью того же 1947 г. иером. Николай Еремин, после того как он занял пост настоятеля Трехсвятительского Подворья в Париже, юрисдикции патриарха Московского» . Еще ранее, вскоре после основания Института, по той же причине «советской ориентации», из Института были исключены члены Братства Св. Фотия, о котором мы говорили выше. Без сомнения, руководство Института искренне стремилось к тому, чтобы в Институте соблюдались принципы духовной свободы, и в обязательные нормы входила лишь верность Церкви и началам христианского благочестия. Но при всем том, в конце 30-х гг. оригинальная, свободолюбивая публицистика Г.П.Федотова вызвала в Институте открыто враждебную реакцию и до такой степени создала вокруг него атмосферу гонения, что, покидая Францию в начале ее оккупации, Федотов – один из основных профессоров Института, всегда любимый студентами, – «подав в отставку, хотя все будущее было еще не ясно, сказал: «Одно, слава Богу, с Богословским Институтом все кончено»» . И этот пример убедительно показывает, сколь трудно было держаться духовной широты в давящей атмосфере эмиграции. Немаловажное значение для путей русской Церкви имела активность Института в контактах с инославием. Уже в Отчете о деятельности Института за 1927–30 гг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Другой рассказ прекрасно характеризует покойного преосвященного, который отличался прямотою, откровенностью, характером твердым и настойчивым в осуществлении предпринятого решения, хотя бы оно касалось и чего-либо незначительного. «Когда я поселился в семействе моего тестя, рассказывал он, мне захотелось купить турецкий диван, а денег не было. Толкуюсь я о своем диване день-два, месяц, другой, третий. «Да на что тебе нужен он? – У нас его и поставить негде», заметила жена. «Да он мне нужен на то, чтобы выкинуть его из своей головы. Он сидит там и ни о чем ином мне думать не дает», ответил я. – «Ну, в таком случае покупай», сказала жена. И турецкий диван был куплен. Как ни богат был приход Казанской, у Калужских ворот, церкви, но он не мог давать достаточных средств О.А. Ключареву для содержания многолюдной семьи и воспитания сирот Владимирских. Нужно было добывать средства каким-либо иным образом, помимо прихода. Наиболее удобным источником для добывания таких средств были, конечно, уроки по закону Божию. О.А. Ключарев не был, впрочем, законоучителем ни в одном учебном заведении; но за то он имел очень много уроков в частных аристократических домах Москвы, так что редко какой день он возвращался домой раньше 10-ти или 11-ти часов вечера. Сначала он занял уроки своего тестя в домах Шереметевых, Самариных, Бутурлиных, Шиповых и др.; впоследствии же, когда он сам стал известен в Москве своею образованностью, гуманностью и уменьем преподавания, он стал занимать уроки в лучших домах москвичей во всех частях города. К сожалению, это множество частных уроков и обширный круг заведенного чрез них знакомства поглощали у него все время. Проповедничество, о котором он мечтал еще будучи преподавателем Вифанской семинарии, казалось, для него было невозможным. За недостатком времени О.А. Ключарев долго не писал ничего, кроме очередных проповедей, назначаемых раз в год для произнесения в Успенском соборе. Что же оставалось делать? Правда, пред его глазами в Москве было два примера проповедников, не писавших, а просто импровизировавших свои поучения народу и пользовавшихся в то время обширною популярностью: первый – протоиерей Трехсвятительской, у Красных ворот, церкви о.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

С принятием этих отдаленных стран под покровительство русской державы еще смелее стали повсюду рыскать суда предприимчивых русских людей, которые небольшими партиями отправлялись в разных направлениях, подробнее исследуя и открывая многие неизвестные дотоле острова 3 в цепи Алеутского и Курильского архипелага, вплоть до самого материка Америки. Одним из наиболее деятельных промышленников этого рода был рыльский гражданин Григорий Иванович Шелехов – замечательный русский человек, показавший в себе не только смелого промышленника, но и доблестного патриота и преданного сына церкви. Занимаясь в Сибири промыслом пушного товара, он своим проницательным умом оценил всю выгоду упрочения русского владычества над островами Великого океана и прилегающего к нему американского материка, сам лично ездил для исследования положения дела на Алеутские и Курильские острова и пришел к убеждению, что при наличном состоянии вещей промышленность не может особенно успешно развиваться, так как мелкие партии промышленников, действуя без плана и в разброд, часто вредили промышленности своим соперничеством и бестактным, а часто и бесчеловечным обращением с туземцами, возбуждали в них вражду против себя и нередко погибали от них. Поэтому он порешил основать солидную промышленную компанию, которая вела бы дела с известною правильностью и под покровительством русской державы. Компания основана была им вместе с его сотоварищем, курским купцом Ив. Лар. Голиковым 4 , и экспедиция новой компании, состоявшая из трех судов, носивших знаменательные названия: «Три святителя», «Архистратиг Михаил», «Симеон Богоприимец и Анна пророчица» – двинулась 16 августа 1788 года из Охотска «на аляскинскую землю, называемую американскою, на знаемые и незнаемые острова для производства пушного промысла, и всяких поисков, и заведения добровольного торга с туземцами» 5 . Плавание было неблагополучное. Одно из судов, именно «Архистратиг Михаил», едва не погибло бесследно; но, наконец, после почти годичного странствования флотилия прибыла в гавань о. Кадьяка, названную в честь судна, на котором плыл сам Шелехов с женою, Трехсвятительскою. Остров был большой и, по-видимому, обещал богатую добычу; но, к сожалению, он населен был дикими и свирепыми племенами, которые, уже не раз успешно прогоняя и истребляя мелких промышленников, крайне враждебно относились вообще ко всяким чужеземцам. Напрасны были все попытки Шелехова склонить туземцев к дружелюбному сношению: они заняли вполне враждебное отношение к пришельцам, так что для водворения на острове компании пришлось прибегнуть к силе оружия, и только после упорного боя туземцы рассеялись, и экспедиция овладела островом. Дикая натура туземцев вполне сказалась в том, что они, понеся жестокий удар от пришельца, стали смотреть на него с суеверным страхом и сделались более доступными для мирного влияния.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/stolet...

Жизнь и кончина почивших так же всегда представляют нам какой-либо урок поучительный, если мы обращаем на них внимание. И, что примечательно, самое нечистое в жизни человека, доколе он жив, бывает нередко в соблазн для многих, а по смерти – обращается в поучение. Ибо при гробе каждый видит всю ничтожность того, ради чего человек был худ. Терял ли он совесть, например, ради богатства, – всякий видит, как это богатство оставило его навсегда. Служил ли греху из плотоугодия, – каждый видит, как отвратителен этот кумир плоти, которому приносилось в жертву все. Был ли ослеплен гордостью и тщеславием, – опять при гробе совершенно открывается, что и слава – один пустой дым, могущий ослепить на время глаза, но нисколько не стоящий того, чтобы гоняться за ним всю жизнь. Добродетели почившего, напротив, при гробе его получают новую силу, достоинство и привлекательность. Душевно в таком случае радуешься за почившего, когда видишь, что над ним была благодать Божия; душевно желаешь себе и каждому того же, что было с ним, и благодаришь Бога, проведшего его безбедно среди искушений жизни. Не без особенного урока, братие мои, и гроб, нам предлежащий. Мне кажется, что я вижу на нем те же самые слова, которые вы слышали сейчас из уст поющих: «всуе мятется человек!» Кто не знает, что жизнь почившей была преисполнена всякого рода смятений и страданий, душевных и телесных? Хотели быть счастливыми на земле, как можно больше; а были таковыми, как можно меньше. Почему? Потому что искали удовлетворения бессмертной душе нашей в том, что само преходит и исчезает, яко временное. Чем не жертвовано для достижения своих видов и предположений? – И что же вышло наконец из всех этих жертв? – Крушение духа видимо сокрушило, наконец, и плоть. Всю жизнь искав осуществления своих надежд, мы не успели изречь, как должно, даже последней воли своей при смерти... Не всуе ли убо мятется человек? Благодарение Господу, что хотя на закате дней, хотя на пороге вечности, дано было нам уразуметь, «яко всяческая суета»; и уразумев это, обратить сердце свое от мира тленного к Богу вечному. «Я не желаю зла никому, прощаю всем, да простят и меня!» – с этими чувствами и словами усопшая оставила жизнь сию. Вместо своей воли уже явно вступала в господство над душой ее воля Божия; вместо духа вражды и пререканий водворялся в сердце дух любви и мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Богословие Света неотъемлемо присуще православной духовности: одно без другого немыслимо. Можно ничего не знать о  Григории Паламе , о его роли в истории вероучения Восточной Церкви, но нельзя понять характера восточной духовности в отрыве от той богословской основы, которая нашла свое окончательное выражение у великого архиепископа Фессалоникийского, «проповедника благодати» . Этим богословием пронизаны все литургические тексты. Может быть, это только метафоры, изощрения, византийская риторика? Или же то, в чем обычно видят напыщенную форму застывшей религиозности, лишенной подлинного умозрительного содержания, следует воспринимать как нечто живое и конкретное, как реальный религиозный опыт? Для нас очевидно, что вне этого богословия Света, основные линии которого мы только что проследили, все духовное богатство христианского Востока представляется стороннему наблюдателю безжизненным, лишенным того внутреннего тепла, которое именно и является особенным достоянием православного благочестия. Долгое время на Западе не ценили религиозного искусства Византии, художественного достоинства русских икон — потребовалось немало времени, чтобы оценить и западные «примитивы», порожденные тем же Преданием. Может быть, такова будет судьба и духовно-вероучительной традиции восточного христианства? Конечно, нет надобности доказывать необходимость углубленного изучения богословской традиции Востока: она очевидна для всех. Но чтобы это изучение послужило делу взаимного сближения и понимания, надо согласиться видеть и судить эту традицию не сквозь окостеневшие понятия чуждого ей школьного богословия, а иным образом. И тогда, может быть, те самые вероучительные особенности, которые были камнем преткновения в прошлом, окажутся плодоносными источниками духовного обновления в будущем . Владимир Николаевич Лосский . (25.5.1903 — 7.2.1958) — выдающийся отечественный богослов. Родился в семье известного философа. В Петербургский университет поступил 17-летним юношей, но закончить курс не удалось: в ноябре 1922 года семья была вынуждена покинуть Россию, и как оказалось, навсегда. Поначалу обосновались в Праге, где Владимир Лосский продолжил свое образование под руководством видного византиниста Н. П. Кондакова. Позже будет Париж, Сорбонский университет, защита магистерской диссертации по специальности историка Средних веков. Усвоив основные духовные ценности Запада, молодой ученый решил посвятить себя Богословию, укреплению позиций святоотеческого Предания, свидетельствованию истины Православия. Деятельно включился В. Н. Лосский в работу Фотиевского братства при Трехсвятительском подворье в Париже, поставившего целью предотвратить церковный раскол в среде русских беженцев.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Патриаршее поздравительное послание по случаю 75-летия Трехсвятительского подворья — Кафедрального храма Корсунской епархии Русской Православной Церкви в Париже 12 февраля 2006 г. 22:23 12 февраля Святейший Патриарх Алексий направил поздравительное послание по случаю 75-летия Трехсвятительского подворья — Кафедрального храма Корсунской епархии Русской Православной Церкви в Париже. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Иннокентию, архиепископу Корсунскому, клиру и боголюбивым чадам Корсунской епархии Русской Православной Церкви Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Иннокентий, Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри, дорогие братья и сестры, верные чада Корсунской епархии Русской Православной Церкви и все гости настоящего торжества! Сердечно поздравляю всех вас со знаменательным юбилеем — 75-летием Трехсвятительского подворья — Кафедрального храма Корсунской епархии Русской Православной Церкви в Париже. Нам дорог и памятен исторический путь этого внешне неприметного храма, расположенного на небольшой парижской улице Петель. Этот храм был основан в 1931 году немногочисленной группой русских православных эмигрантов, для которых каноническая связь с Матерью, Русской Православной Церковью, стала непременным условием их церковной жизни. Храм Трех Святителей в Париже был основан тогда, когда Церковь в России восходила на свою Голгофу. В те страшные для России годы русские православные эмигранты не переставали горячо молиться «за многострадальную Родину нашу». Эти чувства скорби и сострадания по отношению к тому, что происходило в России, общие для всего русского рассеяния, для прихожан. Трехсвятительского храма являлись содержанием жизни, ибо они оставались неотъемлемой частью Русской Православной Церкви, полагая, как они говорили, невозможным «оставить свою Церковь, пребывающую на Кресте». Таким был их выбор, в котором они выразили свою, живую веру в спасительный Промысел Божий и несокрушимую надежду на неминуемую победу Христа над силами зла в их Отечестве. Эта вера укрепляла приход, давала силы преодолевать все разделения в среде русских людей, трудности и скорби их жизни на чужбине.

http://patriarchia.ru/db/text/82900.html

Трехсвятительский храм (Белоомут) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Трехсвятительский храм построен в 1827 году на средства крестьян Набатова и Каширина вместо деревянной церкви XVII века. В советское время был закрыт. Богослужения возобновлены в 1991 году. Содержание История [ править править код ] Впервые кладбищенская церковь села Белоомут упоминается в писцовых книгах в 1674 г.: «церковь древяна, клецки, о трех главах, святых Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого». Ныне существующая кирпичная церковь построена на месте деревянной в 1827 г. на средства крестьян Набатова и Каширина. Позднее (не ранее середины XIX в.) к храму пристроены колокольня и трапезная с приделами: Никольским и в честь Казанской иконы Божией Матери. Приделы освящены в 1879 г. Никольский придел устроен крестьянами в память помещика Николая Огарева, освободившего крестьян с землей за ничтожный выкуп задолго до отмены крепостного права. В конце XIX века отдельный причт при церкви был упразднён и церковь обращена в кладбищенскую. Священники из близлежащего Преображенского храма по чину череды ходили на богослужение в Трёхсвятительский храм на родительские субботы и заупокойные службы. Храм в советское время был закрыт (1937 г.). Использовался под склад. Богослужения возобновлены в 1991 году. Храм освящён в 2004 году Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Ювеналием митрополитом Крутицким и Коломенским. О строителе церкви Трёх Святителей в селе Белоомуте крестьянине Набатове Н.П. Огарёв писал: «Этому человеку 80 лет. Он живёт, как и прежде, со своими внучками и любуется на них. Читает церковные книги, наделяет нищих из доходов, что получает от маленького торга скотом — и все его благословляют. Знаешь ли, что эти люди достойны быть выставлены в романе. Гоголя старосветские помещики не большего заслуживают внимания. Да они и похожи на них. Набатов прожил со своею женою 60 лет душа в душу. Эти картины простого скромного быта, право, лучше всех картин Бальзака. Его 30-летние женщины ничего не значат против простой старухи, которая безмятежно прожила 80 лет с полной любовью к ближнему». В 1935 г. в храме Трех Святителей служил сщмч. Никон (Беляев) (1886-1937), архимандрит, преподобномученик. В миру Беляев Георгий Николаевич. Престольные праздники [ править править код ] Собор Трех Святителей - 12 февраля Как добраться [ править править код ] Адрес: Московская область, Луховицкий район, п. Белоомут, ул. Малая Огаревская. Трехсвятительский храм. Электронная почта: luhovblag@mail.ru Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Трехсвятительский храм (Белоомут) Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Трехсвятительс...

Воронеж. Церковь Трёх Святителей. Трёхсвятская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Трёх Святителей Год постройки:приблизительно 1680 - 1690. Год утраты:приблизительно 1949 Адрес: Украина, Сумская область, Шосткинский район, село Воронеж, ул. Пантелеймона Кулиша Координаты: 51.781474, 33.473106 Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Воронеж или в Воронеж, выходить на остановке " Почта " или " Хлебозавод " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Трёх Святителей находилась на перекрестке современных улиц П. Кулиша и Заречной. Время ее строительства неизвестно. Была уничтожена в конце 1940-х годов. Остатки каменных стен сравняли с землей бульдозерами. Трехсвятительская церковь во имя трех святителей – Григория Богослова, Василия Великого и Ивана Златоуста была построена в 1680-х гг., в двухстах саженях к востоку от воронежской крепости, в третьем вновь казацком шалаше по дороге на село Маково, на узком Мухавка. Этот уголок Воронижа стал называться в народе Трисвящиной. По архивным документам 1719 г., при Трехсвятительской церкви уже действовала школа. В 1801 г. была построена новая каменная Трехсвятительская церковь. Длина церкви составляла 7 саженей (14,9 м), ширина – 4 ½ сажени (9,6 м), высота вверх карниза – 4 сажени (8,5 м). На церкви была одна большая глава. Трехсвятительская церковь в Воронеже соответствует своим размерам Трехсвятительской церкви в Лемешах – родном селе гетмана Кирилла Разумовского под Козельцем. Лемешевская церковь была освящена в 1760 г. Ее автором был архитектор Иван Григорьевич-Барский (1713-1785), известный воронежцам по своей Михайловской церкви (1781 г.). Поэтому они решили построить еще одну, по проекту Григорьевича-Барского, маленькую Трехсвятительскую церковь в стиле рококо. 27 июля 1817 г. в церкви был крещен рожденный 26 июля Пантелеймон Кулиш, будущий писатель (1819–1897). Церковь отмечена на трехверстовой карте 1863 г. Она уже не имела прихода, ибо так же, как и Троицкая церковь, подверглась сокращению количества самостоятельных церквей в Воронеже по приказу Черниговского епархиального начальства 1862 г. и с согласия жителей городка. Итак, две церкви Трехсвятительская и Троицкая были закрыты, а их прихожане перешли в Михайловскую и Успенскую церкви соответственно. Поэтому и нет в архивах метрических книг этих двух сокращенных церквей после 1862 г. Также эти две церкви отсутствуют в росписи приходов Черниговской епархии 1876 г.

http://sobory.ru/article/?object=59374

Патриарший наместник Московской епархии возглавил престольные торжества Трехсвятительского храма Коломенской духовной семинарии 13 февраля 2020 г. 17:40 12 февраля 2020 года Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил Коломну, где возглавил торжества, посвященные престольному празднику Трехсвятительского храма Коломенской духовной семинарии и 10-летию хора духовенства Московской епархии . За Божественной литургией в Трехсвятительском храме Его Высокопреосвященству сослужили ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин , благочинный города Коломны и Коломенского района епископ Луховицкий Петр , почетный настоятель Успенского кафедрального собора города Коломны протоиерей Николай Качанкин, настоятель Старо-Голутвина монастыря игумен Варлаам (Горбунов), благочинный Богородского церковного округа протоиерей Марк Ермолаев, настоятель Знаменского храма деревни Комлево Коломенского района игумен Петр (Пузенко), а также духовенство благочиний города Коломны и Коломенского округа, преподаватели и студенты КДС в священном сане. Песнопения Божественной литургии исполняли хор духовенства Московской епархии под управлением священника Сергия Голева и хор семинарии под управлением диакона Николая Глухова. За богослужением митрополит Ювеналий рукоположил диакона Валерия Зайцева в сан пресвитера. По окончании богослужения перед иконой праздника было совершено славление вселенским учителям и святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому. С приветственным словом к митрополиту Ювеналию обратился епископ Зарайский Константин: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Ювеналий, наш правящий архиерей и милостивый отец! Разрешите поздравить Вас и всех собравшихся с престольным праздником Трехсвятительского храма Коломенской духовной семинарии — храма, который является чудом Божиим, построенным по любви к Богу и Церкви, любви к духовным школам Николая Александровича Цветкова и всех его соработников, благодаря трудам первого ректора семинарии отца Николая Качанкина. Храм, хотя и небольшой по размерам, исполняет важное церковное послушание. Каждый день утром и вечером в нем молятся и служат Божественные службы пастыри-студенты и будущие пастыри Церкви Христовой, которые вышли и еще выйдут из этого храма для служения в нашей Московской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/5591777.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010