Рубрики Коллекции Самшитовое воскресенье 3 мин., 09.04.2010 Поделиться Марк Фужерон , доктор лингвистики  Университета Парижа — Сорбонна, почетный доцент Университета им. Ш. Де Голля в Лилле, член совета Союза приходов Русской Православной Церкви во Франции, бывший староста Трехсвятительского храма в Париже: Однажды, много лет  назад, в нашем парижском храме ждали Вербное воскресенье. «Вербное» — только по названию, в знак любви к России, ведь у верб, которые растут во Франции, к этому дню уже распускаются листья, и вместо них прихожане приносят в храмы самшит. Помню, в тот год самшит для освящения стоял у нас по старой традиции в больших банках с водой, запертый в маленькой комнате. Утром, когда вновь приехавший священник вошел в каморку, на него обрушилась волна резкого запаха, не очень приятного в такой сильной концентрации. Он удивленно воскликнул: «Что это такое, что за запах?!» И велел сторожу все выбросить со словами: «Освящать не буду!» На  следующий — субботний — вечер, вечер накануне Вербного воскресенья, он вел службу, и люди в храме удивлялись: «А почему в этом году нет верб? Как же так!» Грустно, что случилось такое недоразумение, и ведь не по злому умыслу, а просто по незнанию. Для русского человека наш самшит — это не вербы, а сплошное недоразумение, но для французов и русских, живущих во Франции, «вербы» всегда были именно такими, и священник, как мне кажется, должен был бы знать об этом. Ведь это его прихожане, к которым он пришел с проповедью! Культура  народа начинается с таких вот  мелочей, не важных только на первый взгляд. Будущий пастырь может изучить историю и литературу Франции и считать себя знатоком нашей страны, но нет, этого не достаточно. Студенты, которые живут и учатся здесь, во Франции, никогда не будут такими «незнающими» священниками. Они уже сейчас постепенно постигают, что есть другие нравы, другие обычаи, и учатся уважать их. Потом, спустя несколько лет, они смогут выйти на амвон и говорить проповедь о Христе так, чтобы быть услышанными, будут обращаться не к абстрактной аудитории, а к конкретным, знакомым им людям, думающим с ними на одном языке, — к французам.

http://foma.ru/samshitovoe-voskresene.ht...

Однако сами хозяева дома, Морозовы, наверно, самые знаменитые здесь жильцы, чьи имена попали на страницы школьных учебников истории, не были прихожанами ни Трехсвятительской, ни Троицкой, ни какой-либо другой из местных церквей. В их домашней молельне служили приглашенные Рогожские священники, так как владельцы великолепного особняка на возвышенности со сквером были старообрядцами. И, тем не менее, хозяйка этого дома, женщина с крутым и властным характером, финансировала строительство Марфо-Мариинской общины сестер милосердия, а ее младший сын Сергей создал в Москве Кустарный музей, и ныне работающий в Леонтьевском переулке. Считается, что так семья Морозовых заглаживала свои грехи и восстанавливала репутацию благотворителей после знаменитой Морозовской стачки в январе 1885 года, когда рабочие Никольской фабрики в Орехово-Зуево бастовали против морозовской системы жесточайших штрафов. Хозяйка дома, Мария Федоровна, в девичестве Симонова, была женой владельца этой фабрики Тимофея Саввовича Морозова, сына основателя знаменитой династии промышленников и меценатов. Отличаясь непомерной скупостью и жестокостью, он сумел в 10 раз увеличить отцовский капитал, однако, испуганный невиданной стачкой, решил продать фабрику и положить деньги в банк. Жена уговорила сделать по-другому: создать паевое товарищество из родственников, а его директором назначить старшего сына - Савву Тимофеевича Морозова. Того самого, о котором до сих пор пишут сенсационные исторические исследования. В ту пору ему было всего 27 лет, и он недавно закончил Московский университет. Прогрессивный, умный, широких взглядов, хорошо обеспеченный, он начинал такую карьеру, что родителям можно было не волноваться и за его будущее, и за судьбу фамильного дела. Однако он не оправдал семейных ожиданий, взявшись за дело совсем " не с той стороны " - отменил систему штрафов, стал строить спальни для рабочих, учредил стипендии для учащихся. Старик отец косо смотрел на его дорогостоящие нововведения, а в ласковую минуту гладил по голове: " Эх, Саввушка, сломишь ты себе шею! " , будто пророча ему судьбу.

http://pravoslavie.ru/89.html

В последнее время с разрешения Епархиального Начальства в Древнехранилище поступило на хранение до 450 старых антиминсов, из которых будет составлено несколько альбомов. Наконец, к этому нужно еще присоединить, что в Древлехранилище имеются некоторые экземпляры общей археологии края, как напр. наконечники стрел, кремневые изделия, могильные бусы, глиняный горшочек. Кресты нательные, небольшие складни, стрелы и бусы размещены на особых таблицах. Все древние вещи хранятся в угольнике и в особом шкафу. § III Если Древлехранилище не блещет редкостями, или ценными, как в материальном, так и в археологическом отношении, предметами, то это и неудивительно, потому что собранию донских древностей собственно положено только начало, между тем Церковно-Исторический Комитет, соответственно главной своей задаче – дать описание церквей и приходов Донской епархии, озабочен был приобретением прежде всего нужных для этой цели материалов и заведением своей библиотеки. В этих видах Комитетом приобретено было свыше 500 листов – копий с древних актов, касающихся вообще устройства и починки донских церквей. Как необходимое дополнение к ним, в непродолжительном времени будет сделано новое приобретение: «Материалы по описанию 114 станиц войска Донского», расположенных в 9 округах области. В библиотеку Древлехранилища поступило также до 250-ти фотографий донских церквей: из них приобретено покупкой 40 и получено из Донской Духовной Консистории свыше 200. К сожалению, среди фотографий немало дубликатов. Имеются снимки с 31 станичной церкви, 20 слобод, 6 хуторов, 10 поселков и 3 церквей на рудниках: Богодуховская Успенская, Трехсвятительская на руднике Маркова и Николаевская походная на Берестово-Богодуховском руднике. Все имеющиеся в Древлехранилище снимки с донских церквей составляют лишь 12-ю, много 15-ю часть последних. Комитет, однако, надеется с течением времени приобрести так или иначе снимки со всех донских церквей и составить из них отдельные альбомы. В библиотеке Древлехранилища находится налицо немало исторических книг, как общего содержания, напр. «История государства Российского» Карамзина, издание 2-е, печатные экземПляры дух. регламента, так и касающихся, в частности, донского края в его прошлом и настоящем. Большая часть последних – пожертвованы областными учреждениями и частными лицами. Так, Областное В. Д. Правление прислало в дар Древлехранилищу 4 книги «актов, собранных г.-м. Лишиным», Областной Статистический Комитет прислал Памятные Книжки по Области за все годы их издания и 10 выпусков своего издания под заглавием «Сборник Областного Войска Донского Статистического Комитета». Ожидается поступление Донских Епархиальных Ведомостей из редакций оных, по возможности, за все время их существования, с указателем. Значительным дополнением к ним могут служить газетные сшивы, получившиеся из отдельных нумеров местных изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kirillo...

Нет. Законоучители в своих заботах об учащихся должны находить помощь и поддержку и в окружающей среде. И прежде всего, в этом направлении им должны помогать семьи учащихся, их родители. Конечно, не от законоучителей зависит направить в эту сторону семьи-родителей учащихся. Но за то приходские пастыри в своих проповедях и частных собеседованиях с прихожанами могут настойчиво напоминать и внушать родителям более всего заботиться о религиозно-нравственном направлении их детей, принимать все от них зависящие меры к исполнению детьми их религиозно -нравственных обязанностей и ограждать их от противорелигиозных влияний, дурной среды и испорченных товарищей. Но в особенности большое значение в этом отношении могут иметь Родительские Комитеты, теперь существующие почти при каждом светском средне-учебном заведении. Я имел возможность на это указать нашему обществу в своем слове к молящимся 30 января с. г. во время служения в храмовой праздник в Трехсвятительской церкви Харьковской мужской Гимназии. Как желалось бы, чтобы эти Родительские Комитеты обратили свое исключительное влияние именно на усиление религиозно-нравственного воспитания детей в семьях! Ведь эти Комитеты должны быть в постоянной нравственной связи с семьями учащихся и, следовательно, имеют и право, и возможность воздействовать на них в указываемом нами направлении. Если родители стоят на высоте своего долга и в их семье правильно поставлено воспитание детей, – какое прекрасное зрелище тогда представляет эта семья! Какие здесь даются крепкие на всю жизнь нравственные устои!, напр., одну частную сторону домашней жизни детей, – посещение ими храма. От кого, как не от родителей зависит, чтобы их дети приучились к непременному посещению своего храма и к своему святому долгу!? Только они, более других, могут в этом случае и своим примером и своими наставлениями и требованиями как следует воздействовать на детей. Чем иным, как не небрежностью родителей можно объяснить то, что их дети отвыкают от храма, совсем забывают о нем, и вместо храма под воскресные и праздничные дни идут в театр и на другие увеселения?! А между тем, как велико значение храма в деле религиозно-нравственного воспитания детей! Каких благ лишаются бедные дети, отвыкшие от св.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Эта последняя робость при хорошем здоровье легко побеждается навыком. Мы видели, как однажды в церкви, на глазах проповедника, во время самого разгара его импровизации с громким криком упала на пол женщина, и тем произвела большое смятение в народе. Он остановился, обождал, когда больную вывели из церкви и все замолкло, и начал опять свою речь с той мысли, на которой остановился. Это значит – крепкие нервы. Надобно знать некоторые особенные приемы, которыми достигается подобное спокойствие и самообладание, о чем скажем в свое время. Но нам могут заметить, что мы представили импровизатора в таком идеальном свете, наделили его такими разнообразными высокими талантами, каких во всей совокупности не легко и встретить в одном лице. Но мы не говорим, что все эти дарования импровизатор должен иметь в самой высшей степени, и притом в полной гармонии. Совершенства в природе редки, но тем не менее все эти дарования, хотя и не в высокой степени, составляют необходимые условия, без которых не может быть оратора с живым словом. Притом, большая или меньшая сила одного таланта пред другим производит только различие и особенности в складе и качествах речей ораторов, не лишая их возможности говорить с большим успехом. У кого преобладает сила спокойного размышления и притом с даром слова ровным, простым и ясным, но достаточно развитым, тот может быть весьма любимым проповедником религиозных истин, или учения, требующего спокойного размышления, а кто отличается живостью чувства и воображения и обладает словом легким и живописным, тот преимущественно действует на сердце силой изображения истины в опытах жизни, и яркими картинами человеческих добродетелей и пороков. В обоих этих родах были известны и много трудились в Москве в недавнее время два проповедника, импровизатора: в первом роде в Трехсвятительской, у Красных ворот, церкви протоиерей Николай Петрович Другов, любимец простого народа, и во втором – Вознесенской, у Серпуховских ворот, церкви протоиерей Сергий Николаевич Терновский, любимец образованного общества. Но дело общественное только руководится блестящими дарованиями, а во всей широте делается способностями и только способностями, которые одни отличают людей, могущих делать дело, от совсем немогущих. И способности могут быть разных степеней, и ни одною из этих степеней пренебрегать не следует; каждая найдет себе соответственное место и круг деятельности, если только она поставлена правильно. Наша обязанность отыскивать способности в себе и других и взаимно поощрять друг друга к служению славе Божией и благу человечества, помня, что, по притче Спасителя, получивши от Господа и один талант, мы будем осуждены, если зароем его в землю. III.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Средину Воскресенского храма окружает выделанный из кирпича пояс. Выше карниза на каждой стене по три изящных арки, в углублениях коих отчетливые живописные иконные клейма; особенно замечательны орнаментация и кружала на северной стороне храма, над окнами придела. На сводах возвышаются сквозные фонари с пролетами, по четыре в боковых фонарях и восемь в главном куполе; фонари украшены полуваликами в виде поперечных поясов и продольных рамок, а на входных башнях и святых вратах, равно на алтарной стене собственно Воскресенской церкви, фонари глухие в виде небольших продолговатых зеркал в рамках. В промежутках между пролетами написаны масляными красками изображения святых. Кровля как над храмом, так и на входных башнях шатровая, четырехскатная, на алтаре же, ризнице и паперти дуговая, скатом на одну сторону, а на проходном коридоре шатровая, скатом на две стороны. Описываемое священное здание завершают пять массивных чешуйчатых глав зеленого цвета; сверх того имеются: одна небольшая глава на Трехсвятительском приделе и малые главы, три на входных башнях, на каждой по одной главе, и три на лицевых святых вратах; все двенадцать глав увенчаны медными вызолоченными крестами. Все храмовое здание с папертью и внешними притворами имеет почти квадратную форму, а именно 65 ½ аршин в длину, 63 ½ аршина в ширину и 64 аршина высоты, считая от основания до оконечности креста на средней большой главе. Не можем не заметить здесь и того, что постройка Воскресенской церкви, сверх своего внешнего изящества, отличается замечательной устойчивостью и неповрежденностью. Вообще же весьма красивый фасад и роскошная орнаментация этой церкви своими оригинальностями, строгой группировкой и обилием архитектурных деталей, рассыпанных по наружным поверхностям храма, производят в высшей степени приятное и неизгладимое впечатление на всякого, кто хотя однажды имел случай осматривать ее, и выразительно свидетельствуют о высоком художественном вкусе и отличных технических познаниях мастеров-строителей храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Его Высокопреосвященство осматривал последний и на собрании попечителей высказал сему предначертанию сочувствие, с тем, чтобы на общеприходском митинге был подробно разработан план нового строительства. Долго оставаться в Нью-Британи нельзя было, так как вечером в воскресенье была назначена вечерня в Бриджпорте (по пути в Нью-Йорк), и Владыка вскоре распростился с гостеприимным и радушным хозяином и со своими спутниками отбыл из Нью-Британи. Бриджпорт – один из старейших приходов в нашей Епархии 839 . Величественный звон, лучший во всей Миссии, приветствовал приближение Архипастыря к храму. На ступенях притвора встретили Владыку прихожане с возжженными свечами, а в церкви – с крестом о. Ф. Букетов, настоятель соседнего Анзонийского прихода. Свящ. В. Туркевич, настоятель Бриджпортской церкви, управлял хором, за отсутствием псаломщика. Небезызвестный в летописях нашей Миссии Бриджпортский хор и на этот раз поддержал свою славу. Исключительное заведывание им находится теперь в руках о. Туркевича, который как образованный музыкант сообщил самую благородную постановку исполнению даже очень сложных партесных песнопений и сумел поднять хор даже выше его прежнего уровня. На вечерне сослужили Владыке прот. Хотовицкий и свящ. Ф. Букетов с диаконом А. Кальневым. После литии с благословением хлебов Его Высокопреосвященство долго поучал народ уроками из евангельского чтения, указывая путь, каким должно идти, дабы не лишиться блаженного удела Лазаря после смерти и избегнуть грозной участи, постигшей богача. Вечерня закончилась помазанием богомольцев елеем. Отзываемые неотложными нуждами Генеральный Консул Н.Н. Лодыженский, любезно сопровождавший Владыку в Нью-Британ и Бриджпорт, и диакон Кальнев в тот же вечер отбыли в Нью-Йорк, а Высокопреосвященный Владыка провел ночь и часть следующего дня в гостеприимной семье о. Венедикта Туркевича» 840 . 7/20 ноября 1905 г. В понедельник архиеп. Тихон молился на всенощном бдении, которое прот. Александр Хотовицкий совершал в нижнем зале Трехсвятительской церкви Анзонии, предположенной чрез месяц к великому освящению.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Он стал прихожанином Трехсвятительского подворья в Париже, регулярно участвовал в церковных службах, работал вожатым в летних лагерях РСХД. Сверстники запомнили его страстным спорщиком и спортсменом, остроумным, добрым, но и требовательным, внушающим младшим физическую и духовную бодрость. Сам он рассказывал случай, когда ребята напросились с ним на ночное бдение в горах и до рассвета молились, не чувствуя усталости. Еще вспоминал, как французский крестьянин, увидав, что он ходит босиком, обозвал его чокнутым и... подарил огромные, не по ноге башмаки, которые Андрей долго носил как прекрасное свидетельство непосредственной человеческой солидарности. Нужда не ожесточила его, а научила обходиться минимумом, быть к другим отзывчивым и за всякое доброе дело – благодарным. В 1931 г. Андрей был посвящен в стихарь митрополитом Евлогием (Георгиевским), но не ушел с ним в том же году под юрисдикцию Константинополя. «Я был уверен, – говорил владыка Антоний в интервью Би-би-си 30 июля 1996 г., – что при мудром руководстве русская эмиграция могла оставаться верной родной Церкви и не поддаваться воздействию советских властей. И это я пережил немного позже, когда из Москвы получили письмо о том, чтобы патриаршие приходы воздерживались от всякой политической деятельности. И наше духовенство написало в патриархию, что мы, политические эмигранты, имеем право бороться против советской власти и коммунизма, но что духовенство обязуется не обращать церковный амвон в политическую кафедру». Уход из Русской Церкви он воспринимал как бегство с поля боя, более того, оставаться верным ей для него означало быть «свободным голосом и свободным телом Русской Церкви и русской нашей Родины». Среди тех, кто разделял тогда эту позицию, был настоятель подворья Трех Святителей валаамский иеромонах Афанасий (Нечаев) . Андрей попросился под его духовное руководство. Он и сам горел желанием стать монахом, но его удерживало от этого шага чувство ответственности за семью, находившуюся на грани нищеты. Отец ему посоветовал стать врачом в угоду Богу, в помощь людям и, конечно, близким. В том же 1931 г. отец Афанасий его благословил поступить на предварительный курс физики, химии и биологии в Сорбонне, а через два года – на медицинский факультет. Тем не менее он твердо решил собственной семьи не создавать. Это не было желанием укрыться от людей, он хотел, подобно св. Силуану Афонскому , научиться молиться за них, за весь мир... Андрея поразил тогда рассказ отца Афанасия о старом послушнике на Валааме, который считал себя недостойным пострига, потому что еще не научился монашескому деланию. «Это монашество не замкнутое, а такое, которое, не расплескиваясь наружу, включает в себя всё больше и больше и уносит всё в глубины Божьи».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Аудио От издателей Часть I (1) Два «монотеизма» (2) Путь отрицаний и путь утверждений (3) Троица (4) Троичная терминология (5) Происхождение лиц и Божественные свойства Часть II (6) Творение (7) Триединый Бог-творец и Божественные идеи (8) Творение: время и вечность (9) Творение: космический порядок (10) Образ и подобие (11) Христианская антропология Часть III (12) Первородный грех (13) Смысл Ветхого Завета (14) Воплощение Часть IV (15) Христологический догмат (16) «Образ Бога» и «образ раба» (17) Две энергии, две воли (18) «Два и «одно» во Христе (19) Искупление (20) Воскресение     От издателей Прежде чем говорить о богословских сочинениях, предлагаемых вниманию читателей, нам хотелось бы, пусть очень кратко, упомянуть о главных событиях жизненного пути их автора. Владимир Николаевич Лосский родился в День Святого Духа, 26 мая 1903 года, в городе Гёттинген (Германская империя), в семье известного философа. С юношеских лет определился его интерес к истории философии, патристике и западному Средневековью. В 1920 году он поступил в Петроградский университет, но в 1922 году вместе с семьей был вынужден эмигрировать. Сначала В. Лосский жил в Праге, где занимался в семинаре у Н. П.Кондакова , знаменитого византолога и искусствоведа, а затем переехал в Париж. В течение нескольких лет он изучал и преподавал средневековую историю и философию, но уже в конце 20-х годов все его внимание сосредоточивается на богословской и церковной проблематике. В 1928 году он становится членом Православного братства имени святого патриарха Фотия, учрежденного в Париже при Трехсвятительском подворье (приход Русской Православной Церкви) для утверждения Православия во Франции. С этого времени В. Лосский становится активным защитником канонического единства Русской Церкви; начинают выходить его богословские работы. Яркий талант, прекрасное знание истории Западной Церкви и культуры, напряженная литургическая жизнь и глубокое проникновение в самую суть святоотеческой традиции позволили ему говорить о Православии как средоточии Истины с такой силой и убедительностью, что очень скоро в Париже начала образовываться французская православная община.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Несколько громоздким для храма является изящный иконостас, исполненный в формах подражающих иконостасу Козелецкого собора , но более сухой по массам и рисунку. В орнментации его отсутствует та царственная пышность, которой так импонирует Козелецкий иконостас. Лемешковский иконостас много теряет от уничтожения света с западной стороны, благодаря пристройке в 1875 году теплой церкви и колокольни, исказившими компактность храма. Уродует храм и поздний деревянный тамбур с южной стороны. Художественная целостность храма страдает также от ремонта купола, не обошедшегося без введения украинской трибунки с главкой.  Архитектура Трехсвятительского храма носит переходной характер к архитектуре Растрелли. В ней живы еще традиции Трезини; нет сложных архитектурных форм, и совсем отсутствует размашистая орнаментация. А.В. Квасов, работавший в учениках у Бланка и Давыдова, был также учеником у М.Г.Земцова, самого видного продолжателя архитектуры Д.Трезини, черты которой воспринял и Квасов. Начавший самостоятельную карьеру при дворе проектом перестройки Царскосельского дворца в 1744 году, Квасов был отправлен на юг, где строил в Козельце и собор. К приезду гетмана Разумовского он строит в Глухове дворец в 1749-1751 годах и находится во главе экспедиции, ведавшей строительные дела в Глухове и Батурине. В 1757 году Квасова вызвал в Петербург граф А.Г.Разумовский, которому он «понадобился». В 1766 году Квасов опять едет в Козелец строить при соборе колокольню, но оканчивает ее уже другой архитектор – Семен Корин. Дальнейшая субьба А.В. Квасова, как видно, много потрудившегося на юге России, остается неизвестной. Трехсвятительский храм требует еще большего присмотра, нежели Козелецкий собор . Более чем последний он потерпел от несуразных пристроек и обстроек, исказивших его деликатную архитектуру. Ему грозило, и грозит еще, полное уничтожение иконостаса для замены его новым… Конечно изящная живопись икон, исполненная Воскобойниковым, как гласит надпись на обратной стороне северной двери, при этом будет «обновлена» основательно, как не идущая к проектируемой новой сплошной иконостасной позолоте. Вся опасность для храма заключается в том, что он невелик размером и издавна был приходским, сельским. Доступный для небольших ремонтов, он сочно обмазан штукатуркой, безграмотно сгладившей чистоту профилей. Переделано местными средствами, и не раз, кровельное покрытие храма и его главка. Но это не так ещё печально, как выдумки причта и старост в стремлении «отеплить» храм устройством внешнего деревянного тамбура, прилепившегося к южному полукруглому выступу, как досадная неуклюжая бородавка. Значительно вреднее всего этого пристройка к храму теплой церкви. До того неудачно «прикомпановано» это сооружение, что нужно удивляться этой малопроизводительной затрате, отнявшей у Трехсвятительского храма всю прелесть его замысла. С таким же смыслом, вероятно, приступят к «обновлению» иконостаса.

http://sobory.ru/article/?object=18648

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010