Сотни тысяч людей давали на особом молебне обещание Богу не пить вина на заранее определенный срок в присутствии священника и народа. Они активно вступали в общества трезвости, и с Божьей помощью, при взаимной поддержке, воздерживались от употребления спиртного. Только в Даниловском обществе трезвости в Москве с 1905 г. по 1908 г. было дано 173966 обетов, то есть в среднем каждый день около 119 человек связывали себя словом не употреблять спиртных напитков на тот или иной срок. В эти годы врач А.В.Марковников, по собственному признанию, " нерелигиозный человек, и, кроме того, большой поклонник и пропагандист лечения алкоголизма гипнозом " решил исследовать действенность подобных " зароков " и сделал вывод об их безусловной пользе. По данным доктора, обеты, данные на один год, выдерживались в дореволюционной России в среднем в 56 % случаев[ 3 ]. Отметим, что за это время человек имеет возможность оценить все преимущества трезвой жизни и решиться окончательно расстаться с питейной потребностью, продлив свое воздержание от употребления алкоголя на всю жизнь. Другой выступавший на съезде, священник Трехсвятительской церкви у Красных ворот в Москве, Николай Колосов, оценивая отдаленные результаты дачи пьющими обетов трезвости, утверждал: " количество действительно исправляющихся и бросающих пить или по крайней мере выдерживающих обещания колеблется между двумя третями и тремя четвертями всего числа дающих обещания " .[ 4 ] При этом отец Николай говорил: " Конечно, священник не должен прерывать связи с давшими обещание и пастырски наблюдать и поддерживать их " . [ 5 ] С 1998 по 2004 год обеты трезвости в ромашковской общине дали 39 человек. 28 из них дали обещания воздерживаться от спиртного всю оставшуюся жизнь. 20 человек эти обещания на сегодняшний день держат. Пятеро, к сожалению, обеты нарушили; трое оступились, но после этого уже много лет продолжают вести трезвый образ жизни. 1 человек, отказавшись после обета от спиртного, со временем перешел на наркотики и прекратил ходить на встречи.

http://ruskline.ru/analitika/2008/09/15/...

Вот это для него типично. В это время действительно было голодно. На Трехсвятительском подворье в то время было пять человек, кажется, священников. Они ели только то, что прихожане оставляли в картонке у дверей. Денег никаких не было. Но Владыка Вениамин умел вдохновить всю службу, вот так ее к небу возносить. Это все, что я могу о нем сказать, потому что это единственное, чем он для меня памятен: своим лежанием на каменном полу и возношением богослужения к небу. И цельностью, хотя и с изрядной долей наивности» . В Америке В мае 1933 года Владыка Вениамин, уже в сане архиепископа, выехал в Америку, где должен был прочитать цикл лекций о Русской Православной Церкви. В то же время Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) дал ему поручение выяснить позицию митрополита Платона (Рождественского) по отношению к Московской Патриархии. Вскоре митрополит Платон самочинно провозгласил свой Митрополичий округ автономным, тем самым уклонившись в раскол, и 22 ноября 1933 года Владыка Вениамин был назначен архиепископом Алеутским и Северо-Американским с оставлением экзархом Московской Патриархии в Америке. И снова, как несколькими годами раньше во Франции, архиепископ Вениамин оказался в крайне тяжелом положении: он был экзархом без экзархата, архипастырем без паствы. Подавляющее большинство клира и мирян поддержало митрополита Платона. Причиной тому, в первую очередь, было крайнее неприятие паствой – эмигрантами первой волны – всего, что связано с Советским Союзом, в том числе Патриаршей Церкви. Газеты писали: «Теперь уже нет никаких сомнений, что приехавший в Нью-Йорк еп. Вениамин... ловкий советский агент-пропагандист, темной рукой переброшенный из Парижа в Америку для того, чтобы усилить и без того бешеный кадр сторонников признания советской России» . Накал страстей был таким, что однажды после собрания для безопасности Владыке предложили выйти через запасной выход, но он решил идти, как и входил, через главный. Кто-то бросил в него окурок, послышались оскорбительные выкрики... Однако Владыка неизменно сохранял доброжелательность и невозмутимость, смирение – и чувство собственного достоинства.

http://pravoslavie.ru/49054.html

Н. П–ч искренно сострадал нуждам родных, а для бедных вдов и сирот был нежным отцом, покровителем и другом. Он покоил в своем доме родную мать († 9 апреля 1824 г., 78 лет от роду) и сестру своего тестя – девицу Марью Прокопьевну до самой их смерти. Свою сестру два раза выдавал замуж и содержал ее по смерти второго мужа; за три года до смерти она ослепла и скончалась на руках любящего брата. Много заботился он об устройстве дочерей покойного зятя, священника В. Н. Орлова . Старшая дочь-сирота выдана за П. И. Афинского, автора известной учебной «книги для духовно-нравственного чтения», – определенного на место ее родителя к Ианнуариевской, в Запасном дворце церкви († в сане протоиерея, 28 января 1874 г.), прочие три – за дьяконов московских. Два сына покойного зятя (всех сыновей шесть и старший из них Н. В. Орлов ныне протоиерей Трехсвятительской церкви) один за другим жили у деда, помогая ему в письмоводстве и чтении книг. Вдове по ее смерть († 29 июля 1853 года) родитель ежегодно выдавал на разные потребности 60 р. Жалостный к другим, Николай П–ч был скуп для самого себя, носил дома нанковую одежду, довольствовался простой пищей в умеренном количестве, ездил с дешевым извозчиком, а когда был в молодых летах и имел не устроенных дочерей, то большею частью пешком хаживал по улицам города. Рассказывают: шел он однажды живорыбным рядом. В это время выбежал из лавки резвый мальчик и насмешливо закричал: калогер! Услышав это, священник снял шляпу и смиренно поклонился дерзкому мальчику. Много лет спустя, шел он опять куда-то и на дороге встретил незнакомого мужчину. Последний, при виде его, заметно смутился, потом, после минутного колебания, пал к ногам его и слезно умолял его о прощении. Этот-то мужчина, как оказалось, посмеялся в детстве над служителем престола Божия! Он признался искренно и чистосердечно, что с той самой поры не имеет покоя совести и оттого свободы в торговле. «Надо мной, батюшка, говорил он, несомненно тяготеет гнев Божий. Отец духовный! сними с меня мой смертный грех , благослови и помолись за меня». Н. П–ч не заставил долго себя просить; посмотрев на него любящим взором, тотчас же благословил его и сказал к его спокойствию: «ты, братец, назвал меня хорошим словом, только сам не понимаешь его смысла» 201 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

«Консистория, писал м. Филарет от 10 декабря того же (1830) года, – в прекращение сего неблаговидного разногласия (при выборе церковного старосты), употребит силу закона и миролюбивого попечения; и для того: 1) о. архимандриту Андроньевскому (Гермогену) и о. протоиерею Трехсвятительскому (Другову) отправиться на место, созвать прихожан (Василие-Неокесарийской, что в тверской-ямской слободе церкви) 111 , прочитать касающиеся до выбора церковных старость пункты закона, и приступить к выбору, так как бы он не был еще начат. 2) При сем изъявить избирателям, что, при избрании всего паче надлежит смотреть на благонадежность избираемого для пользы церкви; также указать на примеры других церквей, при которых иногда особы высших степеней дворянства не отрекаются проходить должность церковного старосты, а иногда те же особы не затрудняются соглашаться на выбор благонадежного из низших общественных сословий, и то и другое не препятствует миру и согласию в приходах. 3) Употребить не подверженный сомнениям способ подачи голосов, например: предоставить каждому избирателю написать имена двух кандидатов, а потом из кандидатов, большим числом наименованных, произвести окончательный выбор. 4) Подлинно ли о расхищении С-ным (ямщиком, домогавшимся быть старостой) общественной (ямской) суммы производятся дела, консистории удостовериться официальным сношением. 5) По сличении выбора, какой будет сделан, с законом и прочими обстоятельствами, постановить определение и представить по надлежащему». «Назначенным присутствующим консистории, писал владыка по тому же делу 15 декабря, учинить следующее: 1) сумму и собственность церкви, в присутствии причта и желающих из прихожан, освидетельствовать. 2) Если что сомнительное откроется, исследовать. 3) До избрания и утверждения старосты, должность сию поручить временно, по причине разделения прихожан на две части, одному из купечества и одному из ямщиков, с тем, чтобы один имел от церковного казначейства ключ, а другой печать; а если и сему распоряжению помешает разногласие: то должность старосты поручить дьякону, а прихожанам предоставить быть при счетах».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

В 20-30-х гг. XX в. неоднократно изменялось административно-территориальное деление, что отражалось на границах епархиальных структур. Осенью 1921 г. советские власти провели перепись верующих. 11 окт. Херсонское духовное правление предоставило херсонской комиссии по отделению Церкви от гос-ва ведомости о церквах, священниках и прихожанах в Херсонском у. В Большеалександровском благочинническом округе значились Александро-Невская ц. в с. Трифоновка, Казанская ц. в с. Давыдов Брод (в приходе - 1368 жителей села и 4 деревень), Архангело-Михайловская ц. в М. Александровке, Николаевская ц. в Б. Александровке, Свято-Духовская ц. в Ново-Дмитровке (3471 прихожанин), Николаевская ц. в Староселье (1681 прихожанин в селе и в 3 деревнях), Архангело-Михайловская ц. в Архангельском, Трехсвятительская ц. в Блакитном, Николаевская ц. в Сергеевке, Адриано-Наталиевская ц. в Заградовке, Иоанно-Предтеченская ц. в с. Ивановка (Кочубея), Александро-Невская ц. в Б. Александровке, Рождество-Богородичная ц. в мест. Шестерня (5391 прихожанин; ныне село в Днепропетровской обл.). В Нововоронцовском окр., за исключением сев. части, ныне входящей в состав Днепропетровской обл., значилась Рождество-Предтеченская ц. в Ивановке (2047 прихожан в селе и в 2 деревнях). В Бериславском окр. отмечены: Введенская, Воскресенская, кладбищенская Всехсвятская, Успенская церкви в Бериславе (прихожан в 4 приходах города - 2695 чел.), Исидоровская ц. в с. Дудчаны (3342 прихожанина в селе и в 2 деревнях), Покровская ц. в Качкаровке (3292 прихожанина в селе и деревне), Архангело-Михайловская ц. в Меловом (459 прихожан в селе и 3 деревнях), Вознесенская ц. в с. Ново-Каменка (2866 прихожан в селе и 2 деревнях), Николаевская ц. в Тягинке (3216 прихожан в селе, 9 деревнях и на хуторах). В состав Висунского окр. входил Николаевский храм в с. Ново-Павловка (1665 прихожан в селе, в 4 деревнях и на хуторе) (ГА Херсонской обл. Ф. Р-1887. Оп. 3. Д. 694. Л. 1, 4, 5 об.- 7 об., 9). В 1921-1923 гг. были составлены арендные договоры на храмы общин в Качкаровке, Борозенском, Меловом, Оскоровке, Ново-Архангельском, Ново-Воронцовке, Дудчине, Новокаменке Качкаровского р-на (Там же. Д. 692. Л. 3).

http://pravenc.ru/text/2577833.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 При поддержке Синодального отдела по делам молодежи в Красноярске проходит конференция, посвященная молодежному служению 12.10.2014 10 октября 2014 года в Красноярске в выставочно-деловом центре MixMax начала работу конференция «Формирование системы молодежной работы на приходах, в благочиниях, в молодежных отделах епархий Сибирского федерального округа», организованная при поддержке Синодального отдела по делам молодежи. Мероприятие проходит в рамках реализации «Общецерковного плана молодежной работы 2014 года». Программа конференции включает в себя лекции, мастер-классы и интерактивные занятия, посвященные организации молодежной работы. В первом заседании приняли участие представители молодежных отделов Иркутской, Красноярской, Кемеровской и Новосибирской и Читинской епархий, духовенство и миряне Сибирского федерального округа. Координаторами встречи стали председатель молодежного отдела Красноярской епархии, клирик Трехсвятительского храма г. Красноярска иерей Феодор Косолапов и соруководитель Ассоциации православных молодежных клубов Сибири Иван Шаравин. Встречу провели специалисты Синодального отдела по делам молодежи, методисты Координационного центра молодежной работы по Сибирскому федеральному округу. Состоялось обсуждение вопросов, касающихся работы с молодежью на приходах и перспектив православного молодежного движения. Участники конференции отметили необходимость разработки просветительских занятий для школьников и студентов, разъясняющих позицию Церкви по актуальным вопросам жизни общества. 11 октября на форуме продолжилось обсуждение вопросов работы с молодежью на благочинническом и епархиальном уровнях, были рассмотрены аспекты взаимодействия на уровне приходов. В завершение работы форума 12 октября пройдет пленарная часть конференции, в которой ожидается участие митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона, сообщает официальный сайт Красноярской епархии . Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 13.10.2014 00:31:53

http://drevo-info.ru/news/17883.html

Мной управляй, веди меня Своей стезей. По окончании было объявлено «время для личных тихих молитв». Временной формат оказался очень ограниченным – не более полуминуты. Я про себя воздохнул о вразумлении и возвращении в лоно Единой Святой Соборной Апостольской Церкви отпадших от нее, с тем, чтобы они в ее спасительном лоне обрели все необходимое для духовной жизни и спасения. Поразительно, что вокруг целый «куст» православных храмов, во главе с Иоанновским женским монастырем. Пройди от кирхи по переулкам в любом направлении, непременно встретишься с ним. И вот, протестанты разных направлений идут к своим местам молитв мимо призывно звонящих колоколов наших храмов. Это больно и неприятно. Да, скажем мы, сатана постарался, но только ли он – враг нашего спасения? А мы, я, прежде всего, имею в виду священнослужителей? Не несем ли свою часть вины из-за своей невнимательности и некомпетентности? Не так часто встречаешь выпускника Духовной школы в священном сане, который регулярно читает Священное Писание, интересуется богословием и публицистикой на актуальные церковные темы. Для полноты картины посетил еще молодежное собрание в главном молитвенном доме баптистов в Москве в Малом Трехсвятительском переулке. При входе строгий призыв: «Одевайте маску!» Одел, вошел в зал, увидел, что почти все без масок, спустил свою на бороду, тем самым немного замаскировавшись. Молодой ведущий сначала произвел впечатление строгого требовательного комсомольского вожака. Постепенно это впечатление рассеялось. Он улыбался, немного шутил, вполне владел залом. Небольшой молодежный хор запел: «Аллилуия, аллилуия, Господь благословен, что дал радость неземную пребывать в общении с Ним». И еще: «Возношу Тебя, Господь, прославляю Тебя в песне. Счастлив я, что Ты мой Бог, Бог любви, Отец чудесный!» Кратко помолившись, ведущий прочитал евангельский отрывок о любви и стал развивать тему о любви и ненависти: что между ними общего и в чем разница. В процессе своего выступления он постоянно апеллировал к собравшимся, приводил примеры из своей жизни, снова обращался к Священному Писанию.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/05/...

Второй священник, Леонид Шмотин, тоже не вполне здоровый: после припадка паралича в 1913 году стало заметно у него ослабление памяти, хотя при совершении богослужения читает и поет твердо. Он окончил семинарию. На вакансии псаломщиков два диакона: один Кронид Никольский, а другой – Иосиф Караванский. Оба из духовного училища, причем первый на службе 26 лет, а второй – 8 лет. Первый ведет почти всё церковное письмоводительство и заведует церковной библиотекой, каковая найдена в образцовом порядке, книг в ней до 950 экземпляров разного содержания; второй же заведует ризницей и утварью. И здесь найден порядок и видна забота о содержании ризницы,» так и утварь тоже хорошая. Все документы в церкви ведутся аккуратно. Ни казенного, ни общественного жалованья причт не получает и довольствуется лишь братскими доходами и земельным наделом в размере 600 десятин, хотя и здесь прихожане уже поговаривают об уменьшении земельного надела до 100 десятин. Приход кундравинский чисто православный, ни раскола, ни сектантства нет. Проживает жителей обоего пола 5 374 души, из них мужского пола – 2 606 человек и женского – 2 769 человек. Прихожане народ Религиозный, храм Божий посещают аккуратно и долг говения исполняют усердно. За 1911 год бывших у исповеди показано: 1 632 мужского пола и 1 858 женского, а не бывших «по опущению» – 530 мужского пола и 523 женского. В кундравинском храме есть образ (статуя) Спасителя, заключенного в темницу и сидящего в терновом венце. Образ поставлен в приделе и пользуется особенным благоговейным почитанием среди богомольцев. После окончания литургии владыка спрашивал учащихся по Закону Божию и ответами учеников остался очень доволен. Из храма владыка проехал в приписной кладбищенский Трехсвятительский храм, находящийся на старом закрытом кладбище. Здесь, проходя к оградке кладбища, владыка обратил внимание на заросшую тропу к храму и по поводу этого сказал собравшимся о значении кладбищенского храма и самого кладбища, указав, что кладбище – наше настоящее жилище и должно быть в особом попечении у живущих.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Богословие Света неотъемлемо присуще православной духовности: одно без другого немыслимо. Можно ничего не знать о Григории Паламе , о его роли в истории вероучения Восточной Церкви, но нельзя понять характера восточной духовности в отрыве от той богословской основы, которая нашла свое окончательное выражение у великого архиепископа Фессалоникийского, «проповедника благодати» . Этим богословием пронизаны все литургические тексты. Может быть, это только метафоры, изощрения, византийская риторика? Или же то, в чем обычно видят напыщенную форму застывшей религиозности, лишенной подлинного умозрительного содержания, следует воспринимать как нечто живое и конкретное, как реальный религиозный опыт? Для нас очевидно, что вне этого богословия Света, основные линии которого мы только что проследили, все духовное богатство христианского Востока представляется стороннему наблюдателю безжизненным, лишенным того внутреннего тепла, которое именно и является особенным достоянием православного благочестия. Долгое время на Западе не ценили религиозного искусства Византии, художественного достоинства русских икон — потребовалось немало времени, чтобы оценить и западные «примитивы», порожденные тем же Преданием. Может быть, такова будет судьба и духовно-вероучительной традиции восточного христианства? Конечно, нет надобности доказывать необходимость углубленного изучения богословской традиции Востока: она очевидна для всех. Но чтобы это изучение послужило делу взаимного сближения и понимания, надо согласиться видеть и судить эту традицию не сквозь окостеневшие понятия чуждого ей школьного богословия, а иным образом. И тогда, может быть, те самые вероучительные особенности, которые были камнем преткновения в прошлом, окажутся плодоносными источниками духовного обновления в будущем . Владимир Николаевич Лосский . (25.5.1903 — 7.2.1958) — выдающийся отечественный богослов. Родился в семье известного философа. В Петербургский университет поступил 17-летним юношей, но закончить курс не удалось: в ноябре 1922 года семья была вынуждена покинуть Россию, и как оказалось, навсегда. Поначалу обосновались в Праге, где Владимир Лосский продолжил свое образование под руководством видного византиниста Н. П. Кондакова. Позже будет Париж, Сорбонский университет, защита магистерской диссертации по специальности историка Средних веков. Усвоив основные духовные ценности Запада, молодой ученый решил посвятить себя Богословию, укреплению позиций святоотеческого Предания, свидетельствованию истины Православия. Деятельно включился В. Н. Лосский в работу Фотиевского братства при Трехсвятительском подворье в Париже, поставившего целью предотвратить церковный раскол в среде русских беженцев.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Она была при его кончине и сама закрыла ему глаза. После его погребения на кладбище Сент-Женевьев, на котором она присутствовала, сестра Ксения вернулась в Розе-ан-Бри, но скоро разразились события. В октябре 1946 года епархиальное собрание на рю Дарю порвало с Московской Патриархией и признало своим возглавителем митрополита Владимира, назначенного Константинопольским Экзархатом. Так поступила и игуменья Мелания и настаивала, чтобы и сестры в Розе-ан-Бри поступили так же. Они так и поступили, но для сестры Ксении это было неприемлемо – и как измена Русской Церкви, и как оскорбление памяти митрополита Евлогия, особенно когда игуменья Мелания, потеряв самообладание, стала кричать на нее: «Твоё владыка Евлогий вышел из ума, перешел в Москву, он был сумасшедший!» «Я не могу вынести таких оскорблений моего духовного отца», – отвечала сестра Ксения. «Смотри, ты сама вылетишь из обители, – кипятилась игуменья. – Потом пожалеешь. Обратно не приму, иначе как через покаяние!» Но сестра Ксения не оробела, не пожалела трудов и лет, проведенных в служении обители, но, собрав свои пожитки, в тот же день уехала в Париж, не обращаясь вспять. Впоследствии мать Мелания очень жалела об уходе сестры Ксении, т.к. она потеряла такую незаменимую помощницу по уходу за старушками, и даже писала ей, прося вернуться: «В каждом семействе бывают такие столкновения, не надо на них обращать внимания! Вернись, тебя ждут!» Но раз порвавши, сестра Ксения не могла согласиться и даже не ответила. И только приехала по письменному приглашению обители на отпевание игуменьи Мелании, когда та скончалась. Очутившись буквально на улице, без средств и без жилья, сестра Ксения явилась сразу в наше патриаршее Трехсвятительское подворье на улице Петель в Париже и рассказала, как её «выгнали» за церковную правду. Настоятель подворья, архимандрит Николай (Еремин), будущий Экзарх Западной Европы, смог тотчас устроить её ходить за старой лежачей вдовой нашего священника, оставшейся без присмотра. Без содержания, конечно, а только за помещение и еду.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010