Несмотря на запрет совершать богослужения, отец Тихон продолжал служить в кладбищенском Георгиевском храме (возле Жировичского монастыря). Характерно, что авторитет его был настолько высок, что практически вся паства обители приходила на богослужение именно к нему, а не в монастырь. Хотя в монастыре тоже шли службы и был назначен новый наместник. Усилия архимандрита Тихона увенчались частичным успехом. 16 августа 1924 г. Собор Епископов Православной Митрополии в Польше благословил сохранение юлианского календаря по усмотрению местных приходских общин (6). Но остаться в Жировичах отстраненному настоятелю не позволили. 15 октября 1924 г. представители гражданской власти вывезли его в Варшаву, откуда через два дня депортировали в Германию (7). На протяжении двух месяцев после высылки он жил при бывшей посольской Владимирской церкви в Берлине, а затем получил возможность переехать в СССР. Вскоре после прибытия в Советскую Россию, архимандрит Тихон (Шарапов) был рукоположен во епископа Гомельского с наделением правами попечения о православных христианах Польши, сохраняющих верность Патриарху Московскому.  В мае 1925 г. произошел его арест по обвинению в «активной контрреволюционной пропагандистской деятельности». После осуждения владыка отбывал срок в Казахстане, на Соловках, в Архангельской области. В августе 1937 г. вновь арестован по обвинению в руководстве «антисоветской монархической террористическо-повстанческой организации церковников» и расстрелян 10 ноября 1937 г. , реабилитирован в 1990 г. . От редакции Как нам сообщили в Митрополичьем округе Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, преосвященного Тихона в Казахстане помнят и почитают. На полигоне Жаналык, где расстреляно более 4 тыс. человек, покоится и владыка, там регулярно совершаются панихиды и молебны, туда приезжают паломники. Однако вопрос о возможном прославлении владыки пока остается открытым, так как с его следственного дела в архиве еще не снят гриф «секретно». Справка Архимандрит Тихон (Константин Иванович Шарапов) родился 7 апреля 1886 г.

http://e-vestnik.ru/analytics/girovichi_...

Божиим изволением, и Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-18 гг., и Земский Покаянный Собор 1922 года, совершились уже после того, как Российское Самодержавие погибло, и когда оставшиеся в живых Члены Царской Династия покинули Россию. Русское Собрание, СРЛ и СРН – надежды и разочарования Тем не менее, движение, как к Поместному, так и Земскому соборам, очень долго вызревавшее в рядах славянофилов, началось все-таки при Царской власти. Со времени создания, сначала Русского Собрания, а потом Союза Русских Людей и Союза Русского Народа, движение в сторону созыва Поместного и Земского соборов, стало необратимым. И когда государственная власть в январе 1901 года официально зарегистрировала Русское Собрание, то многие патриоты увидели в этом знак Свыше. Теперь, сторонники созыва Поместного и Земского соборов, среди которых был и Сергей Федорович Шарапов, получили легальную трибуну для проповеди своих идей. Когда же 18 февраля 1905 г. был издан рескрипт Императора Николая II министру внутренних дел А.Г. Булыгину, в котором Государь оповещал Своих верноподданных: «Я вознамерился привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений», то уже спустя месяц в Москве был создан неформальный кружок дворян, который возглавили братья Павел и Петр Сергеевичи Шереметевы. На почве этого неформального кружка, в апреле 1906 г. был создан Союз Русских Людей (СРЛ), в который вошли такие известные люди, как ректор МДА архим. (будущий митрополит) Анастасий (Грибановский), Д.А. Хомяков, Иван Федорович и Федор Иванович Тютчевы (сын и внук великого поэта), Д.И. Иловайский, князь А.Г. Щербатов, князь В.М. Волконский, свящ. Иосиф Фудель, профессора МГУ И.Т. Тарасов, П.И. Мрочек-Дроздовский, Е.А. Нефедьев… Вошел в состав руководства СРЛ и Сергей Федорович Шарапов. Другим прямым наследником Русского Собрания явился Союз Русского Народа, который был зарегистрирован в ноябре 1905 г., и председателем которого был избран А.И.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/25/...

В прессе началось обсуждение предполагаемых реформ в РПЦ. Вскоре в ж. «Русское дело» появилась анонимная статья (предположительно авторства М.) «О необходимости восстановления прихода в качестве церковно-общественной единицы», где реализация названной идеи полагалась возможной лишь «по милостивому почину Православного Царя», но не со стороны светского и синодального начальства. С программной статьей выступил редактор-издатель «Русского дела» С. Ф. Шарапов, к-рый предлагал восстановить патриаршее устройство Церкви. Это, по мнению автора, должно было произойти «по зову Царя». Поместному Собору иерархов РПЦ следовало бы восстановить жизнь Церкви по древним канонам, в частности воссоздать приходские общины. Это необходимо, т. к. «Церковь забыла свою земную задачу - быть естественной народной организацией Русского Царства... Если Церковь не остановит революцию, междуусобия не предотвратить» ( Шарапов С. Ф. О положении в России и его улучшении//Русское дело. 1905. 5). В следующем номере журнала появился отклик М. на статью Шарапова: «Лобызаю Вашу мысль о Церковном Соборе и о скорейшем восстановлении приходской общины... Голос русской Земли заглушается и бюрократией, и интеллигенцией... Грустное сознание, что на епископов надежда плоха... Я верю, что на Соборе, где должны сойтись епископы, священно- и церковно-служители и миряне... сердца и умы загорятся огнем Христовой любви и правды, который и выведет нас на путь истинного религиозно-общественного строительства родной земли» (Письмо к редактору «Русского дела» С. Ф. Шарапову. 1905. С. 7). 17 марта 1905 г. последовало решение Синода ходатайствовать перед государем о созыве весной того же года Всероссийского Собора и избрании патриарха. Предполагалось созвать Собор в С.-Петербурге, наиболее вероятным кандидатом в патриархи предполагался первенствующий в Синоде иерарх - митр. С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) . 23 марта 1905 г. в Москве состоялось собрание частного «Кружка православных ревнителей Церкви, клириков и мирян», на котором М.

http://pravenc.ru/text/2563592.html

Мы продолжаем введение в научный оборот документов, раскрывающих малоизвестные обстоятельства жизни и церковного служения архиепископа Тихона. Материалы настоящей публикации охватывают период с 6 февраля 1922 по 17 октября 1924 гг., когда настоятель Успенского Жировичского монастыря архимандрит Тихон (Шарапов) предпринимал попытки противодействия введению нового календарного стиля и провозглашению автокефалии Православной Митрополии в Польше. При этом древняя белорусская обитель на некоторое время превратилась в центр сопротивления польским автокефальным тенденциям и стала оплотом позиций Московского Патриарха в Польской Республике. Большинство публикуемых документов находятся на хранении в архиве Жировичского Успенского монастыря. Часть документов, включенных в публикацию, находится в личном архиве заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин Минской духовной семинарии протоиерея Геннадия Логина. Эти рукописи были случайно обнаружены в тайнике на приусадебном участке дома, в котором ранее проживал поддерживавший архимандрита Тихона (Шарапова) бывший преподаватель Жировичского духовного училища М.Я. Цебриков (1872–1967). При подготовке текста к изданию старая орфография была заменена на современную, а особенности авторской стилистики и внешнего оформления текстов были сохранены неизменными. Корректировке были подвергнуты также те фрагменты текстовых документов, которые содержали явные орфографические погрешности и опечатки.   1 Послужной список настоятеля Успенского Жировичского монастыря архимандрита Тихона (Шарапова) по состоянию на 1 января 1923 г.   + Список Монашествующей Братии Жировицкого Успенского Мужского монастыря с краткими сведениями об их службе к 1му января 1923 года  – Настоятель архимандрит Тихон , в мире Константин Иванович Шарапов, из граждан г. Тулы, 36 л. от роду, холост, с общим средним образов[анием]. Поступил послушником в Макарьеву пустынь, Тульской епархии ………………………………………………..… 24 окт. 1902 г. Пострижен в рясофор ……………………………..…………...…….

http://bogoslov.ru/article/6192400

Возглавив Жировичский монастырь в столь непростое время, архимандрит Тихон (Шарапов) практически сразу заявил о себе как о принципиальном стороннике сохранения единства Русской Православной Церкви. С целью привлечения на свою сторону православного населения он переписывал от руки и распространял среди верующих текст изданной в 1922 г. листовки Синода Русской Православной Церкви Заграницей, в которой подвергались резкому осуждению действия церковных и светских властей по подготовке польской автокефалии . Подобные действия настоятеля Жировичской обители на протяжении нескольких месяцев находили поддержку со стороны правящего архиерея и совершались в русле общеепархиальной политики. Так, 14–15 июля 1922 г. состоялся Съезд представителей духовенства и мирян Гродненской епархии, принявший постановление о принципиальном осуждении идеи польской автокефалии . Однако определением Священного Синода Православной Митрополии в Польше от 12 октября 1922 г. епископ Белостокский Владимир (Тихоницкий) за противодействие автокефалии был отстранен от управления Гродненской епархией. Временным управляющим епархией Синод избрал епископа Луцкого Алексия (Громдского) (1882–1943), викария Волынской епархии, который 21 апреля 1923 г. был утвержден в должности и получил титул епископа Гродненского и Новогрудского . Отношения архимандрита Тихона с новым гродненским архипастырем складывались непросто, причиной чему были их расхождения во взглядах на вопрос о перспективах церковной жизни в польском государстве. Через месяц после отстранения епископа Владимира (Тихоницкого) от управления епархией архимандрит Тихон (Шарапов) был освобожден от должности исполняющего обязанности благочинного Бытеньского округа, а 19 июля 1923 г. – от должности благочинного монастырей Гродненской епархии . Резкое обострение взаимоотношений настоятеля Жировичского монастыря с епархиальной властью и руководством митрополии наметилось после того, как 12 апреля 1924 г. Собор епископов Православной Митрополии в Польше принял решение о переводе церковного месяцесловия на новый стиль .

http://bogoslov.ru/article/6192400

20 янв. 1888 г. Белёвская городская дума на экстренном заседании приняла решение пожертвовать 1 тыс. р. на возведение в М. Ж. м. храма во имя прп. Макария и открыла добровольную подписку для сбора средств на строительство, а 12 мая 1889 г. одобрила проект и смету. На месте разобранного Никольского храма 17 окт. 1889 г. был заложен, а 28 сент. 1895 г. благочинным игум. Памфилом освящен каменный теплый храм во имя прп. Макария Жабынского; 17 окт. 1895 г. освящен левый придел во имя св. кн. Александра Невского, небесного покровителя имп. Александра III Александровича , 1 нояб.- правый придел во имя свт. Николая Чудотворца, небесного покровителя имп. мч. Николая II Александровича . По преданию, игум. Иона (Белобородов), к-рый проживал на покое в пустыни и участвовал в строительстве, задумал вместе с подрядчиком работ обрести мощи св. Макария. Иером. Тихон (Шарапов) записал со слов схим. Филарета: во время строительства прп. Макарий явился в сонном видении одному из тех, кто участвовали в поисках, и предупредил, чтобы они не дерзали искать его мощи, иначе будут наказаны ( Тихон (Шарапов), иером. Жабынь//Рус. инок. 1913. 5. С. 303-305). К нач. XX в. в пустыни было 5 церквей. В холодном 5-главом Введенском соборе (1708; неск. раз ремонтировался, 31 авг. 1812 вновь освящен) стоял 3-ярусный позолоченный иконостас (1812). Свод храма опирается на 2 высоких 4-угольных столба. Стены, столбы и плафон расписаны в 1838 г. на средства калужского купца А. А. Чечихина. Акад. П. П. Покрышкин описал убранство храма 1914 г.: «церковные врата» 1-й пол. XVIII в., «скульптурные, очень красивы по краскам праздника... но ужасно содраны при промывке... Подсвечники нач. XIX в. Иконы - отличная фрязь. Архангел Михаил ужасно подмалеван - это насмешка. В алтаре пол - квадратные кирпичики. На горнем месте - Спас Нерукотворный нач. XVIII в.» ( Никишов. 2011. С. 241-242). Теплый каменный Знаменский храм (1823-1825) с приделом Трех святителей был возведен в монастырской ограде недалеко от разобранной одноименной церкви 1793 г.; в 1857 г. к храму пристроили 2-этажную братскую трапезную с галереей. Теплый 5-купольный Макариевский храм, с большим полукруглым алтарем (1889-1895), к-рый в нач. XX в. называли соборным, имел форму квадрата. С зап. стороны к нему примыкает высокая каменная паперть. Церковь венчают 5 куполов, шестой, меньше остальных, помещен над папертью. Своды храма держатся на 4 столбах с арками.

http://pravenc.ru/text/2561260.html

При восхвалении «церковной обстановки» у старообрядцев г. Шарапову естественно было переступить меру и истину в отзывах об устройстве нашего настоящего церковного порядка, управления и обстановки. Не считаем нужным делать каких-нибудь замечаний на них: для беспристрастного читателя неосновательность намеков г. Шарапова ясна. Нельзя также не отметить и исторической ошибки г. Шарапова, – ошибки, проистекшей из теоретичности его рассуждений. Древняя Русь, по его словам, «вероисповедных поражений не знала». На это припомним ему хотя бы историю ереси жидовствующих, – как она сильно и быстро распространилась, как она «победила» многих из бояр, из членов княжеского дома и из духовенства, как она возвела на митрополию «одного из своих собратий, монаха-либерала и гуляку», чудовского архимандрита Зосиму. 120 Конечно, Церковь потом, с течением времени, победила эту ересь, но семена её глубоко запали на Русскую почву и потом отрыгнулись в XVII и в XVIII в. в лжеучении различных сектантов. И теперь, по милости Божьей, наша Церковь еще ни кем не побеждалась, а побеждать – побеждает понемногу и раскол, и сектантство. Но побеждала бы больше и действеннее, если бы русская мыслящая и пишущая интеллигенция более любила и дорожила своею матерью Церковью и менее хвалила и тем поддерживала раскол и секты. Нам остается спросить еще г. Шарапова, где он обрел в расколе епископов и священников «огромной нравственной величины и духовного подвига», и старообрядческих богословов «великолепной эрудиции»? Кто эти великаны? Уж не Арсений Швецов с Картушиным? Ведь мы тоже их знаем и сочинения читали и лишь можем удивляться доброте и дружеской щедрости на похвалы нашего публициста. В заключение два слова о письме молодого иерея, давшего повод г. Шарапову к написанию настоящей его статьи. Г. Шарапов характеризует его, как «человека с большим образованием и жгучими душевными запросами». Но не дружеская-ли и это похвала со стороны Шарапова? Судя по письму молодого иерея, он – просто сын века сего, да еще «декадентского».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АСТАНАЙСКАЯ И АЛМАТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Казахтанского Митрополичьего округа РПЦ. Первая самостоятельная епархия в Казахстане с центром в Алма-Ате учреждена в 1927 г., в 1927-1944 гг. епархия называлась Алма-Атинская и Туркестанская, в 1945-1991 гг.- Алма-Атинская и Казахстанская, в 1991-1999 гг.- Алматинская и Семипалатинская, с 1999 г.- А. и А. е. В 2003 г. епархия вошла в состав Казахстанского Митрополичьего округа . Епархия объединяет приходы и монастыри на территории городов Астана, Алма-Ата, а также Алма-Атинской области. Кафедральные города - Астана и Алма-Ата, кафедральные соборы - в честь Успения Пресвятой Богородицы (Астана), в честь Вознесения Господня (Алма-Ата). Правящий архиерей - митр. Александр (Могилёв) . А. и А. е. разделена на 8 благочиний: Алма-Атинский городской, Астанайский городской, Жаркентский, Илийский, Иссыкский, Отеген-Батырский, Талдыкорганский, , Узун-Агашский. К 2012 г. В А. и А. е. имелось 67 прихода, 4 мон-ря, 156 священнослужителей. 2-я пол. XIX - 1-я пол. XX в. Еп. Тихон (Шарапов) на горнем месте Введенской ц. в Алма-Ате. 1937 г. Еп. Тихон (Шарапов) на горнем месте Введенской ц. в Алма-Ате. 1937 г. В 1871-1916 гг. г. Верный (с 1921 Алма-Ата) был центром учрежденной в 1871 г. Туркестанской и Ташкентской епархии (см. Ташкентская и Узбекистанская епархия ). После перемещения в дек. 1916 г. кафедры в Ташкент Верный стал центром Семиреченского и Верненского вик-ства , в состав к-рого вошла территория Семиречья (Джетысу) на юго-востоке Казахстана. В 1927 г. вик-ство было преобразовано в самостоятельную Алма-Атинскую и Туркестанскую епархию, правящим архиереем к-рой митр. Сергий (Страгородский) назначил еп. Льва (Черепанова) , чьи полномочия не выходили за пределы Семиречья. За сопротивление закрытию храмов еп. Лев был арестован 15 июля 1929 г., 29 авг. приговорен к заключению в СЛОН. 1 окт. 1929 г. на Алма-Атинскую кафедру получил назначение сщмч.

http://pravenc.ru/text/76700.html

В правительстве Александра II, разговоры о металлической валюте были очень активными. Одни только названия трудов Бунге, позволяют понять, что введение в России золотых и серебряных денег, он считал важным делом. Например, книги «О восстановлении металлического обращения в России» (Киевский унив-т, 1877 г.), «О восстановлении постоянной денежной единицы в России» (Киев, 1878 г.), «Государственное счетоводство и финансовая отчетность в Англии» (СПб, 1890 г.). Если же говорить о книге «Загробные заметки//Судьбы России. Проблемы экономического развития страны в XIX – начале XX вв.», то она являлась политическим завещанием для Императоров Александра III, и Николая II. Но, справедливости ради, обвинить Н.Х. Бунге в злонамеренности конечно же нельзя. Он был патриотом своей страны (как впрочем, и его последователь Столыпин), но видел залог экономического и государственного развития в либерализации экономики, в утверждении частной собственности, при сохранении Царской власти в России. Злонамеренность же, причем отмеченная знаком фатальности, проявилась несколько позднее в деятельности С.Ю. Витте. Исследователь жизни и творчества Шарапова А. Репников, делает особый акцент на вопросе противостояния державников и либералов рубежа XIX-XX веков, которое принимало поистине драматический характер: «Объектом постоянной критики со стороны Шарапова служил порядок денежного обращения, установившийся в России в результате реформ С.Ю. Витте. Шарапов выделял три главные функции государственной денежной системы: счетчика народного труда; «организатора и направителя» народного труда; защитника государства от соседей-конкурентов и «хищной международной биржи». Золотое обращение, по его мнению, не обеспечивало выполнения этих задач, он предложил ликвидировать его и ввести «абсолютные деньги», которые находились бы в распоряжении центрального государственного учреждения, регулирующего денежное обращение. Государству следовало выпускать только необходимое количество денежных знаков, представляющих некую постоянную отвлеченную меру ценностей (бумажный рубль). Шарапов считал введение золотой валюты пагубным еще и потому, что оно лишило земледельцев оборотного капитала, тогда как при наличии бумажных денег всегда можно прибегнуть к эмиссии, а после возвращения кредита изъять бумажные деньги из обращения. Современный исследователь в связи с этим предложением отмечает, что «практика денежного обращения XX — XXI вв. подтверждает верность теоретических положений С.Ф. Шарапова. Такие денежные знаки, как переводной рубль, СДР, экю, евро представляют собой некоторый идеальный символ стоимости, который является расчетной величиной. Эти искусственно созданные денежные единицы возникают исключительно как результат соответствующего управления денежным обращением, способного создать и поддерживать доверие к ним. Остается только удивляться финансовому чутью Сергея Федоровича Шарапова, который… сумел найти механизм „создания“ стабильных денег в неограниченном количестве»

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/25/...

VI. Отношения Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода: а) от 18 июня за 5020: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором 3 сего июня докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской Духовной Академии Борис Пушкин, определённый 5 февраля сего года на должность помощника инспектора в Тверскую духовную семинарию, уволен от означенной должности, в виду нежелания его отправиться на службу в названную семинарию“. б) от 27 июля за 5798: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором 15 июля 1904 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской Духовной Академии Константин Денисов определён на должность помощника инспектора в Красноярскую духовную семинарию“. в) от 5 августа за 6135: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором 29 минувшего июля докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидаты Московской Духовной Академии: Димитрий Немешаев, Николай Казанский, Михаил Кутузов, Сергей Богословский и Алексей Шарапов определены, с 16 сего августа, на должности помощников инспекторов в духовные семинарии: Немешаев – в Архангельскую, Казанский – в Оло- —231— нецкую, Кутузов – в Псковскую, Богословский – в Смоленскую и Шарапов – в Харьковскую“. г) от 12 августа за 6323: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором 5 сего августа докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидаты Московской Духовной Академии Владимир Кириков и Платон Береснев определены, с 16 сего же августа, учителями латинского языка в духовные училища: Кириков – в Бугурусланское, а Береснев – в Челябинское“. д) от 12 августа за 6327: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором 5 сего августа докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидаты Московской Духовной Академии Николай Покровский и Иван Судаков определены, с 16 сего августа, учителями русского языка в старшие классы духовных училищ: Покровский – Вяземского, а Судаков – Устюжнского“. е) от 17 августа за 6465: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором 12 сего августа докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской Духовной Академии Георгий Зверев определён на должность учителя латинского языка в Макарьевское духовное училище“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010