Следует отметить, что в пользу митрополита Михаила высказывались не только «обиженные» и «разжалованные» иерархи. Со своеобразным ходатайством о назначении его на Киевскую кафедру выступил перед митрополитом Петром епископ Тихон (Шарапов) (в связи с польскими делами). «Делая месяц тому назад (приблизительно) доклад митрополиту Петру. – показал епископ Тихон на допросе в ноябре 1925 г., – и представляя ему о необходимости заявить протест пред патриархом Константинопольским против автокефалии православной церкви в Польше без ведома Московской патриархии, я попутно рассказал митрополиту Петру о моей беседе в 1922 году с патриархом Тихоном относительно замещения Гродненской кафедры тем же путем, как изложено выше. Митрополит Петр выслушал мой доклад молчаливо» 697 . В 1922 г. архимандрит Тихон (Шарапов) предлагал Патриарху назначить Гродненским епископом противника польской автокефалии епископа Владимира (Тихоницкого), переместив для этого митрополита Михаила на Киевскую кафедру и сместив с нее митрополита Антония. Патриарх обсуждать с ним этот вопрос не пожелал. Так же поступил и митрополит Петр. При этом епископ Тихон понимал, что митрополит Петр не вправе был единолично решать вопросы как увольнения с Киевской кафедры митрополита Антония, так и назначения на нее митрополита Михаила. На вопрос следователя: «Мог ли митрополит Петр отстранить м[итрополита] Антония Храповицкого ?» – он ответил: «Митрополит Петр мог в согласии с старейшими епископами высказать свое суждение по этому вопросу, каковое было бы обязательно для Антония лишь по утверждении его собором, ибо митрополит Киевский избирается Всеукраинским собором и не назначается Московским патриархом, а лишь утверждается» 698 . Митрополиту Михаилу же, судя по всему, казалось, что в сложившейся ситуации можно обойтись и без Всеукраинского Собора, что препятствие лишь в личности митрополита Антония. «Меня некоторые архиереи спрашивали, – показывал он на допросе, – “почему я не назначен Петром до сих пор митрополитом Киевским?» Я им на это отвечал, что меня не могут назначить до тех пор, пока не смещен Антоний законным порядком» 699 . Понимая, что этот законный порядок смещения с Киевской кафедры, равно как и возведения на нее, существует, митрополит Михаил, тем не менее, почему-то счел, что лично он может быть Киевским митрополитом и в обход его.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В 1925 г. возникла напряженность в отношениях между М. и поставленными патриархом Тихоном епископами Могилёвским Никоном (Дегтяренко) и Гомельским Тихоном (Шараповым) , на епархии которых М. пытался распространить свою юрисдикцию после укрупнения адм. территории БССР. В свою очередь епископы Тихон и Никон отказывались признавать каноничный статус М., считая его обновленцем, и брали под окормление приходы Минской епархии, вышедшие из подчинения своего правящего архиерея. Сложившаяся ситуация потребовала вмешательства вступившего в управление Церковью после кончины патриарха Тихона († 7 апр. 1925) патриаршего местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского) . 5 окт. 1925 г. митр. Петр обратился к М. с посланием, в котором сообщал: «Покойный Святейший Патриарх не считал Ваше Преосвященство состоящим вне единения с Православной Русской Церковью, почему и не воспрещал Вам служить в московских храмах. Посему нет оснований предполагать, что Минская иерархия является неправославной. Преосвященному Тихону и преосвященному Никону мною дано предложение безотлагательно принять меры к возможно скорейшему прекращению нежелательных результатов от допущенных ими по неведению действий». В то же время митр. Петр указывал: «Вопрос об автономии Белорусской Церкви и Вашем митрополичьем сане при Святейшем Патриархе не получил канонического разрешения. Вы же сами не позаботились в течение двух лет при жизни покойного Патриарха так или иначе ликвидировать этот вопрос или принять меры к тому, чтобы дать ему определенное каноническое разрешение. Поэтому как объявление автономии Белорусской Церкви, так и принятие Вами сана митрополита является с канонической точки зрения актом самочиния, не одобряемым церковными правилами. Полагаю, что вопрос об автономии подлежит решению Поместного Собора Русской Церкви, а признание за Вами митрополичьего сана - особому епископскому рассмотрению... Ввиду этого считаю за лучшее, если бы Вы сами изыскали меры к ликвидации допущенного церковного самочиния и вернулись к нормам канонического устроения белорусской церковной жизни. Тогда бы для нас открылась каноническая возможность, сообразно с местными условиями церковной жизни, предоставить Вам некоторые прерогативы чести» (Документы Патриаршей канцелярии 1925-1926 гг.//ВЦИ. 2006. 1. С. 61).

http://pravenc.ru/text/2562932.html

См.: Преподобный Никон Оптинский: жизнеописание и духовные I поучения. М., 1998, с. 523–605. Иеромонах Досифей (Чучурюкин) — родился в Орловской губернии. Находился под духовным руководством старца Анатолия (Зерцалова), а затем архим. Агапита (Беловидова). В монастыре исполнял послушание фельдшера. После отъезда о. Нектария в село Холмищи стал братским духовником. В 1929 г. был арестован, сослан в Сибирь. После ссылки жил в Орле, в 1937 г. был снова арестован, на этом сведения о нем обрываются. Архимандрит Аркадий (в миру Никандр Архипович Перепечко, 1900–1937) — в 1925 г. пострижен в монашество епископом Гомельским Тихоном (см. о нем след. примеч.), рукоположен в иеромонаха, был келейником владыки Тихона. В1928 г. арестован, до 1934 г. отбывал ссылку в Казахстане. В августе 1937 г. арестован вместе с владыкой Тихоном, расстрелян в ноябре 1937 г. См. о нем: Крест на Красном обрыве. М., 1996, с. 131–136. Тихон (Шарапов, 1885–1937) — в 1925 г. хиротонисан во епископа Гомельского, с декабря того же года находился в заключении. В июле 1936 г. назначен епикопом Алма-Атинским, в управление вступил в январе. В октябре 1937 г. снова арестован и в ноябре расстрелян. Матушка Александра (Траковская, ум. в 1942 г.) — последняя перед закрытием (20 сентября 1927 г. н. ст.) наместница Серафимо-Дивеевского монастыря. Энгелъгардт София Александровна — духовная дочь прп. Нектария, прихожанка храма свт. Николая на Маросейке. Протоиерей Сергий Мечев (1892–1941) — сын известного московского старца о. Алексия Мечева, после смерти отца был настоятелем храма свт. Николая на Маросейке. Расстрелян 6 ноября. Прп. Севастиан Карагандинский (в миру Стефан Васильевич Фомин, 1884–1966)-родился в селе Космодемьянске, рано потерял родителей. В 1909 г. поступил в Оптину пустынь. Был келейником старца Иосифа, после его смерти в 1911 г. — келейником и духовным сыном старца Нектария. В 1917 г. принял постриг в мантию, в 1923 г. за два месяца до закрытия монастыря был рукоположен в иеродьякона, жил в Козельске, в 1927 г. был рукоположен в иеромонаха. С 1928 по 1933 год служил в г. Козлове. В 1933 г. был арестован, в 1934 г. отправлен в Карагандинский лагерь, в поселок Долинка. В 1939 г. освободился, но не захотел вернуться на родину и остался в Караганде. В 1955 г. после многолетних просьб в селе Большая Михайловка была зарегестрирована православная община во главе с о. Севастианом. и тогда же открыта церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в которой старец служил до самой кончины. В 1957 г. он был возведен в сан архимандрита. Старец обладал многими духовными дарами, был прозорлив, по его молитвам совершались исцеления и другие чудеса. Канонизирован в 1997 г. См. о нем: Карагандинский старец преподобный Севастиан. М., 1997.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Так обстояло дело с последним патриаршим актом, касавшимся устроения православных дел в Польше, далеко не безразличным для православного сознания и правильной итоговой оценки действительного положения наших церковных дел в этой стране, на протяжении всей своей истории, воевавшей против Русской Церкви. Патриаршее послание от 24 марта (6 апреля) 1925 г. как бы ещё раз подчеркнуло и поставило точку на взгляде Патриарха по вопросу об устроении нашей Церкви в Польше, высказанном им и проводившемся им неизменно в духе соборного определения (1917–1918 гг.) по этому предмету. Отметим здесь попутно, что при одном из последних посещений епископом Тихоном [Шараповым] Святейшего Патриарха в Бакунинской лечебнице им была предложена для прочтения Первосвятителю книга зарубежного русского издания (привезённая им из Берлина) – «Россия и Латинство», представляющая собою сборник статей, посвящённых этой теме. Осенью того же 1925 г. она была возвращена Преосвященному Местоблюстителем митрополитом Петром [Полянским], и владелец её тут же предусмотрительно сделал на титульном листе её следующую собственноручную мемориальную надпись: «Сия книга – последняя из прочитанных Святейшим Патриархом Тихоном. Дочитана им за пять дней до его кончины 1 апреля н. ст. 1925. Москва. Епископ Тихон». 154 В Рижском духовном журнале «Вера и жизнь», в коем опубликовано это «Слово Высокопреосвященнейшего Иоанна [Поммэра], архиепископа Рижского и всея Латвии, на всенародной панихиде в Рижском кафедральном соборе 30 марта (12 апреля) 1925 г.», посвящённое памяти Святейшего Патриарха Тихона, в подстрочном примечании на с. 12, говорится следующее: «От редакции. Читатели видят, как извращено и тенденциозно освещено это слово Владыки (в «Вечернем времени») в статье « Церковь и политика» ... Это безобидное, на первый взгляд, добавление «от редакции» является (как показало недалекое будущее) одной из первых ласточек нарождающейся, под руководством тёмных сил, церковно-политической смуты в Латвии, пришедшей затем к своему страшному апогею, завершившемуся зверским убийством доблестного и твёрдого в своём православном исповедничестве архипастыря Святителя Иоанна [Поммэра].

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Титов, сотрудник фабрики «Богатырь». Тихон (Беллавин Василий Иванович; 1865–1925), святитель, Патриарх. В 1897 г. хиротонисан во епископа Люблинского, викария Варшавской епархии. С 1898 г. епископ Алеутский и Аляскинский; с 1900 г. именовался «Алеутский и Североамериканский». С 1905 г. архиепископ; с 1907 г. архиепископ Ярославский и Ростовский; с 1913 г. архиепископ Литовский и Виленский. В 1917 г. избран митрополитом Московским и Коломенским. В 1917 г. Св. Собором Православной Российской Церкви избран Патриархом Московским и всея России. Неоднократно арестовывался. В 1922–1923 гг. находился под строгим домашним арестом. Скончался в Москве. Тихон (Лященко Тимофей Иванович; 1875–1945), архиепископ. До 1918 г. профессор КДА. С 1919 г. в эмиграции, настоятель русской церкви в Берлине. В 1924 г. хиротонисан во епископа Берлинского. В 1938 г. освобожден от управления епархией. Покинул Германию в 1944 г. Скончался в Чехословакии. Тихон (Оболенский Иван Иванович; 1856–1926), митрополит. В 1901 г. хиротонисан во епископа Николаевского, викария Саратовской епархии. С 1918 г. архиепископ Уральский и Николаевский. С осени 1922 г. проживал в Москве без права выезда. С 1924 г. митрополит. Тихон (Русинов Иван Владимирович; 1886–1938), епископ. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. В 1922 г. хиротонисан обновленческими архиереями в «епископа Усть-Медведицкого, викария Царицынской епархии». В 1924 г. принес покаяние перед св. Патриархом Тихоном. В 1924 г. хиротонисан во епископа Усть-Медведицкого, викария Донской епархии. В 1925 г. уклонился в григорианский раскол. В 1926 г. принес покаяние митрополиту Сергию (Страгородскому) . В этом же году вторично уклонился в григорианский раскол. Вновь принес покаяние. Занимал последовательно несколько кафедр. С 1937 г. епископ Одесский. Расстрелян. Тихон (Шарапов Константин Иванович; 1886–1937), епископ. В 1922–1924 гг. архимандрит Жи- ровицкого Свято-Успенского монастыря в Польше. В 1924 г. назначен св. Патриархом Тихоном уполномоченным по делам Православной Церкви в Польше. В 1925 г. хиротонисан во епископа Гомельского. Арестован в 1925 г. по «делу митрополита Петра». В 1925–1934 гг. в заключении. В 1934 г. епископ Рязанский. В 1934–1936 гг. в заключении. С 1936 г. епископ Алма-Атинский. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

161 «Церковный Вестник Западно-Европейской епархии» – журнал, издавался в 1927 – 1940 гг. митрополитом Евлогием Георгиевским. 162 «Возрождение, орган русской национальной мысли» – журнал, издавался в 1925–1940 гг. в Париже. 163 Две последние подписи под актом о вскрытии завещания Святейшего Патриарха Тихона и вступлении в отправление обязанностей Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского], именно: подпись «Григорий [Яцковский], архиепископ Екатеринбургский», и следующая: «Тихон [Шарапов], епископ Гомельский» (59-я и 60-я по порядку) – поставлены этими святителями значительно позже составления и подписания акта присутствовавшими на погребении Святейшего архиереями. Эти иерархи участия в погребении не принимали. Причина отсутствия архиепископа Григория не выяснена; епископ же Гомельский Тихон не был на погребении потому, что, поехав вскоре после своей хиротонии (предпоследней из совершенных Патриархом Тихоном 9(22) марта 1925 г. в храме 40 мучеников у Новоспасского монастыря в Москве) во вверенную ему епархию, тогда же был арестован и находился в заключении в г. Гомеле. Спустя несколько месяцев, появившись в Москве (с подпиской о невыезде из неё), он, при одном из посещений Патриаршего Местоблюстителя, подписал означенный акт. С другой стороны, следует отметить отсутствие подписей под актом некоторых иерархов, находившихся в то время в Москве и, безусловно, присутствовавших на погребении Святейшего Патриарха. Например: 1) митрополита Серафима [Чичагова], бывшего Варшавского иˆ2) епископа Венедикта [Плотникова] Кронштадтского. Объяснить этот факт пока что нам не представляется возможным. 164 См.: Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов 20 столетия – григорианским, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. 2-е изд., доп. Сортавала, 1993. В дальнейшем ссылки на это издание даются в сокращении: Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы. 165 Это послание Патриаршего Местоблюстителя от 15(28) июля 1925 г., представляет собою документ чрезвычайной важности для своего (и ближайшего затем) времени, а кроме того (в широком смысле), явилось, по-видимому, главным основанием к последовавшему в конце того же года аресту его и вечному исчезновению с внешнего церковного горизонта.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1932–1933 гг. – епископ Ижевский. 1933–1935 гг. – епископ Витебский. 1935–1937 гг. – епископ Полтавский. Дата и обстоятельства кончины неизвестны. ТИХОН (Шарапов Тихон Иванович), епископ Алма-Атинский. 1886 г., 7 апреля – родился. Иеромонах Почаевской Лавры. 1915–1918 гг. – служил в русской армии полковым священником. 1921 г. – священник г. Здолбунова, основатель Здолбуновского Богородичного Братства. 1922 г., 26 января (8 февраля) – Здолбуновскому Богородичному Братству указом Патриарха Тихона присвоены права патриаршей ставропигии, а председателю оного иеромонаху Тихону – сан архимандрита. Одновременно назначен архимандритом Успенского Жировицкого монастыря. Арестован польскими властями и выслан в Германию. Затем переехал в Россию. 1925 г., 9(22) марта – хиротонисан Патриархом Тихоном во епископа Гомельского, викария Могилевской епархии. 1925 г. 17(30) марта – указ Святейшего Патриарха Тихона епископу Тихону [Шарапову] о принятии на себя духовного попечения о членах Православной Русской Церкви в Польше, сохранивших верность Московскому Патриаршему Престолу. 1925 г. – арестован и приговорён к ссылке в Казахстан на три года. 1934 г., 17 марта – назначен епископом Череповецким, но не смог поехать на епархию, а проживал на покое в Самарканде. 1936 г., 17 июля – назначен епископом Алма-Атинским, в управление этой епархией вступил только 17 января 1937 г. 1937 г., 3 октября – арестован и расстрелян. ТРИФОН (князь Туркестанов Борис Петрович), митрополит. 1861 г., 29 ноября – родился. 1887 г. – послушник св. Амвросия Оптинского . 1889 г. – примял монашество. 1890 г. – иеромонах, священник в пересыльной тюрьме и студент Московской Духовной Академии. 1897 г., 14 июня – архимандрит, ректор Вифанской духовной семинарии. 1899 г., 22 сентября – ректор Московской духовной семинарии. 1901 г., 1 июля – хиротонисан во епископа Дмитровского. 1914 г. – во время войны с Германией был полковым священником на передовой. 1916 г. – после контузии ушёл на покой с управлением Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырём.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1 . После того, как прощены многие тяжкие канонические преступники (nomina sunt odiosa sed multa 144 ) от Вашей вины, если таковая была, ничего не осталось... 2 . Почивший Патриарх Тихон в присутствии свидетелей подчеркнул, что «приурочивает исправление допущенных нарушений к семилетию противозаконной отмены в административном порядке оправдательного судебного приговора, без которой была бы невозможна вторая уже «судебная ошибка» 6(19) апреля 1918 г. Дело бывшего архиепископа Владимира [Путяты]; Рукопись Резолюция Святейшего Патриарха Тихона по делу о покаянии обновленческого священника Гомельской епархии о. Льва Лобова 145 Благословляется прот[оиерею] Павлу Левашеву или о. Елисею Назаренко, приняв покаяние от свящ[енника] Л. Лобова и окропив храм, присоединить о. Лобова к Православной Церкви. 14 декабря 1924 г. Патриарх Тихон. Архив составителя Завещательное распоряжение Святейшего Патриарха Тихона, на случай своей кончины, о преемстве Высшей Церковной Власти В случае Нашей кончины Наши патриаршие права и обязанности, до законного выбора нового Патриарха, предоставляем временно Высокопреосвященному митрополиту Кириллу [Смирнову]. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей таковые переходят к Высокопреосвященному митрополиту Агафангелу [Преображенскому]. Если же и сему митрополиту не представится возможность осуществить это, то Наши патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященнейшему Петру [Полянскому], митрополиту Крутицкому. Доводя о настоящем Нашем распоряжении до общего сведения всех архипастырей, пастырей и верующих Церкви Российской, считаем долгом пояснить, что сие распоряжение заменяет таковое Наше распоряжение, данное в ноябре месяце 1923 г. 25декабря 1924 г. (7 января 1925 г.) Тихон, Патриарх Московский и всея России. 1. Акт о вскрытии завещания Патриарха Тихона, 30 марта (12 апреля) 1925 г 2. Архив составителя 3. Люперсольский Н. Митрополит Сергий – законный, каноничный Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. Вятка, 1928 Переписка Святейшего Патриарха Тихона с высланным из Польши в Берлин бывшим Жировицким архимандритом Тихоном [Шараповым] по вопросу о возвращении последнего на постоянное жительство в СССР, согласно выраженному им желанию (в письмах к Святейшему Патриарху)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

3568 Вторая дата – отстранение от епархии и заточение в Мелецкий монастырь польскими властями после отказа подписать «Временные правила об отношении Церкви к Государству», фактически определявшие автокефалию Православной церкви в Польше и разрыв ее канонической связи с Патриархом Тихоном и РПЦ. Возведен в сан архиепископа указом Св. Патриарха Тихона от 01(14)02.1925 по рекомендации еп. Тихона (Шарапова), когда уже был отрешен от управления епархией польским автокефалистским Синодом. 3569 Епископ Люблинский. Этот архиерей и его предместник – в рубежах Польской республики; оба в юрисдикции самочинного варшавского Синода. Из них Пантелеимон (Рожновский) – убежденный патриархист, сторонник церковного единства и дисциплины; отстранен от управления епархией за верность единству Русской Церкви. Александр (Иноземцев) – ярый «автокефалист» и полонизатор. 3571 С 1928 г. был польскими властями заточен в Дерманском монастыре, затем с 1930 г. в Жировицком Свято-Успенском монастыре. Первая дата – назначение Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским) с полномочиями Экзарха в западных епархиях Белоруссии по июль 1940 г., когда прибыл в Луцк митрополит Николай (Ярушевич) с полномочиями Экзарха Украины и Белоруссии. 3572 Из архимандритов Почаевской Лавры, миссионер и преподаватель Лаврской монашеской школы. Автор работы «О неизменяемости канонов Православной церкви». По ММЛ РПИ, хиротонисан 02(15)07.1941, что не верно, ибо хиротония была совершена в Луцке экзархом Украины митрополитом Николаем (Ярушевичем) , чего не могло быть после начала войны. Во время оккупации в составе Украинской Автономной Церкви, не порвавшей канонического единства с Московским Патриархатом. Пребывание имел в Свято-Успенской Почаевской Лавре (исключительно ли?). 3579 Архимандрит; определен из наместников Жировицкого Свято-Успенского монастыря, ректоров Минской духовной семинарии. 3584 Председатель Отдела Внешних Церковных Сношений РПЦ с 18(31)05.1960. Освобожден от этой должности 17(30)05.1972 по собственному прошению в связи с резким ухудшением здоровья.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5 мая 1926 г. следствие по делу митрополита Петра и привлеченных вместе с ним лиц (в общей сложности тридцати человек) закончилось составлением А. В. Казанским 27-страничного обвинительного заключения – по своему, весьма примечательного документа, жанр которого местами восходит от чисто протокольного чуть ли не до историософского (дается общий взгляд на место Церкви при новой власти) 816 . Визу на труд своего старательного сотрудника поставил и начальник 6-го отделения Е. А. Тучков. Общий список «преступлений» митрополита Петра в обвинительном заключении выглядел следующим образом: «а) создавал нелегальные церковно-административные органы и издательства, денежный фонд помощи осужденным за контрреволюц[ионную] деятельность попам и их семьям, давал самые важные назначения служителям культа с большим контрреволюционным стажем, подготовил провокационную антисов[оветского] характера декларацию в Совнарком; б) выполняя директивы той же [монархической] группировки, старался сблизиться с эмигрантами и сконтактовать свою с ними деятельность, добившись их признания и опираясь на него, для чего: писал заграницу письмо с указанием на кандидатуру Николая Николаевича в императоры России, подтвердил полномочия главы эмигрантской церкви во Франции митр[ополита] Евлогия, с которым снесся секретным порядком через неустановленное лицо, и пытался связаться с латвийской миссией на предмет получения белогвардейских газет; в) исполнял директивы Саблина (так! – свящ. А. М.) и Самарина, как напр[имер], директива о сохранении единства с заграничниками, для чего сносился с этими лицами через попа Шипкова и других и отсылал на утверждение Самарина даже свои письменные акты; г) имел постоянные беседы с недавно приехавшим из-за границы еписк[опом] Тихоном Шараповым, информируясь у него о положении церкви заграницей» 817 . Однако выносить митрополиту Петру приговор после фактического завершения следствия власть не спешила: в этот момент ОГПУ развертывало очередную интригу в отношении высшего церковного управления (на этот раз с участием митрополита Ярославского Агафангела – об этом дальше), в которую предполагалось вовлечь и митрополита Петра. На этот счет уже было постановление Антирелигиозной комиссии от 24 апреля 1926 г.:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010