24 мая 1750 года состоялась закладка храма. Строительство каменного храма велось без поспешности,в связи с наличием деревянного храма. 15 сентября 1762 года Святителем Тихоном Задонским был освящен престол во имя Святых Мучеников и бессеребренников Кира и Иоанна, устроенный в южном приделе нижнего этажа храма. 15 августа 1763 года был освящён придел в честь Зачатия Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна на хорах (в мансардном помещении) верхней церкви. 2 сентября 1763 года освящён северный придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 7 сентября того же года освящается главный алтарь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. К 1763 году деревянная церковь была разобрана, место ее алтаря было обозначено крестом в ограде. 13 сентября 1772 года был освящён главный придел верхнего храма во имя Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Строительство колокольни закончено несколько позднее, к 1780 году. Колокольня церкви является самой высокой на Васильевском острове, ее высота 42 метра, крест имеет высоту четыре метра. В 1790-х годах ведутся работы по расширению храма. К алтарной части пристраивается открытая обходная галерея, уже вскоре переделанная в закрытую. Это делает алтарь более просторным и удобным для богослужебных целей. Прежняя фасадная стена, таким образом, оказалась внутри этой галереи; в нынешнем алтаре сохранился, бывший наружным, киот, в виде ниши. По окончании работ в 1796 году главный придел верхнего храма был переосвящен во имя Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. Продолжаются работы по благоустройству храма. Надстраиваются боковые приделы 1-го этажа. Левый – освящается во имя праздника Сретения Господня. Правый придел, – во имя Святых Кира и Иоанна, переименовывается во имя Святителя и Чудотворца Николая. Усердием надворного советника И. Шарапова устраиваются два придела в верхнем храме по обеим сторонам главного престола, южный во имя Святого Пророка Илии и северный в честь Покрова Божией Матери. Они были освящены 19 августа 1806 года митрополитом Амвросием. Храм состоял из двух церквей – нижней (теплой) и двусветной верхней (холодной); кроме того, небольшая церковь имелась в третьем ярусе. В Зачатьевском приделе храма был прекрасный, синий с золотом, резной иконостас, созданный в середине XVIII века (сейчас он находится в Троицкой церкви в Невском районе). Его красота дополнялась художественно исполненными росписями сводов и стен.

http://sobory.ru/article/?object=00716

Острожский еп. Аверкий окончательно утратил власть над приходами Острожского и Дубенского уездов 11 окт. 1921 г., когда приходы Польши были выделены патриархом Тихоном в Польский Экзархат под рук. архиеп. Георгия (Ярошевского), получившего 30 янв. 1922 г. титул митрополита Варшавского и всея Польши, главы автономной Польской Церкви. 31 янв. 1922 г. Архиерейский Собор Польской Церкви утвердил статус Почаевской лавры (ранее подчинявшейся Волынскому архиепископу) как ставропигии в ведении Варшавского митрополита. Митр. Георгий потребовал перевода в подчинение Почаевской лавре Здолбуновского скита. В этих условиях Здолбуновское Почаево-Богородичное братство 5 сент. 1921 г. приняло решение просить Высший Церковный Совет и патриарха Тихона принять братство и братский храм под патриаршее покровительство (Там же. Л. 24). 8 февр. 1922 г. патриарх Тихон и Синод предоставили Здолбуновскому братству статус патриаршей ставропигии, а его настоятеля иером. Тихона (Шарапова) возвели в сан архимандрита. С дек. 1921 г. Тихон (Шарапов) по согласованию с Варшавской митрополией служил в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре , оставаясь главой Здолбуновского братства. Патриарх и Синод позже узаконили это перемещение: указом от 16 февр. 1922 г. архим. Тихон был утвержден в должности настоятеля Жировицкого монастыря и председателя Здолбуновского ставропигиального братства (Там же. Ф. 258. Оп. 3. Д. 334. Л. 18). 14 февр. 1922 г. руководство братства обратилось в Волынскую епархию с просьбой о возвращении архим. Тихона в Здолбуново. В ведении архим. Тихона (Шарапова), находившегося в непосредственном подчинении патриарху Тихону, в 1920-1922 гг. состояли Здолбуновское братство при Почаево-Богородичном ските и тесно связанное с последним Острожское Кирилло-Мефодиевское братство при Кирилло-Мефодиевском храме в Остроге, существовавшее с 1865 г. Архим. Тихон руководил Острожским братством в 1921-1922 гг. вследствие того, что прежний глава братства - прот. Михаил Тучемский, 2-й священник острожского Богоявленского собора, в 1921 г.

http://pravenc.ru/text/2581685.html

Новый собор заложили в 1810 г. на территории между старым собором и тем местом, где некогда стояла Пятницкая церковь. В 1837 г. окончили теплую трапезную с двумя престолами: Св. Афанасия Александрийского и Св. Параскевы Пятницы. Несколько позднее старый собор разобрали, оставив от него только колокольню и расширив новый храм за счет возведения обширных приделов с северной и южной сторон, первого – во имя Первомученика Стефана, второй – во имя Печерской Божией Матери, оконченных в 1841 г. В 1844–1845 гг. собор был расписан «стенным письмом» худож никами Тихоном и Николаем Богдановыми. В 1859 г. территорию окружили каменной с железной решеткой оградой. В 60-е годы XIX в. была разобрана старая соборная колокольня, вместо которой в 1865 г. местным протоиереем Ильей Соколовым и купцом Николаем Ивановичем Золотаревым началось строительство новой колокольни по проекту профессора Горностаева, оконченной через десять лет «тщанием соборного старосты, мценского купца Ионы Николаевича Шарапова». Самый большой из колоколов на соборной колокольне весил 718 пудов и был отлит на московском заводе Смагина. Несколько ниже в отдельном проеме висел старинный вестовой колокол, находившийся некогда на одной из башен Мценской крепости. Надпись на нем гласила: «7188 (1680) февраля в 2 день, Вели кого Государя казенной вестовой колокол во Мценск». Главной святыней собора являлся чудотворный деревянный образ Св. Николая Чудотворца – «резной... чудный и, можно даже сказать, страшный», к которому ежегодно приходили поклоняться сотни тысяч паломников. Пред метом почитания был камень в виде креста, на котором образ, по преданию, приплыл во Мценск в 1415 г. против течения реки Зуши. Собор привлекал внимание проезжавших через город путешественников, описавших его в своих воспоминаниях и дневниках, к числу которых относились поэт и драматург князь И.М. Долгоруков, филолог И.И. Срезневский и другие. Сюда на поклонение чудотворному образу перед трудной работой по подковке «аглицкой» блохи направил своего героя – Левшу Н.С. Лесков. Храм был взорван в 1930-е годы, остатки его стен простояли до начала 1960-х годов. В 1996 г. к 850-летию г. Мценска на его месте поставили кирпичную часовню. Неделин В.М., Ромашов В.М. Архитектурные древности Орловщины. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=38795

В ходе проведенных полицией розыскных мероприятий икона была найдена и 1 августа возвращена в Успенский собор . Тем временем архимандрит Тихон находился на Волыни, где в Дерманском монастыре и Здолбуновской Богородичной церкви призывал верующих к сопротивлению календарной реформе . Вернувшись в Жировичский монастырь 3 августа 1924 г., архимандрит Тихон (Шарапов) после богослужения обратился к верующему народу. В своем слове он осудил календарную реформу, заявил о незаконности своего отстранения от должности настоятеля и непризнании епископа Алексия (Громадского) в качестве управляющего Гродненской епархией. В качестве каноничного священноначалия он признавал лишь Святейшего Патриарха Тихона и отстраненного от управления Гродненской епархией двумя годами ранее архиепископа Владимира (Тихоницкого). Назначение игумена Исидора наместником обители архимандрит Тихон считал незаконным, в силу чего именовал последнего самозванцем. Однако пренебречь указом о запрещении в священнослужении он некоторое время не решался. Стремительно нараставшее напряжение между новоназначенным наместником и местным верующим населением, следовавшим за архимандритом Тихоном, достигло предела к 6 августа 1924 г. В этот день во дворе монастыря собралось около 100 человек, которые вызвали к себе игумена Исидора и под угрозой физической расправы потребовали от него возвращения к совершению богослужений по старому стилю. Лишь только вмешательство полиции предотвратило возможное столкновение между прихожанами и поддерживавшей наместника частью монашеской братии . Помимо местного населения и монахинь Красностокского монастыря, некоторые из которых с 1918 г. проживали при Жировичской обители, поддержку архимандриту Тихону оказал сенатор В.В. Богданович. Прибыв в Жировичи 8 августа 1924 г., он проводил встречи с местным населением и собирал подписи, убеждая людей не принимать введение нового стиля и новое руководство обители в лице игумена Исидора. Ощутив моральную поддержку со стороны сенатора, архимандрит Тихон (Шарапов) принял решение приступить к совершению богослужений вопреки наложенному на него запрету в священнослужении.

http://bogoslov.ru/article/6192400

В Архангельске им пришлось проходить медицинскую комиссию. Врач, обследовавший отца Никона, заметил, что по состоянию здоровья он мог бы быть направлен в лучшие климатические ус­ловия. «Отец Никон, привыкший отсекать свою волю, спро­сил совета у отца Агапита, который не посоветовал ему пред­принимать что-либо в этом направлении, и отец Никон сказал: „Воля Божия да совершается!“ По прибытии в Ар­хангельск отец Никон и отец Агапит некоторое время жили вме­сте. Вскоре отца Никона отправили в Пинегу, а отец Агапит остался один вблизи Архангельска», в селе Заостровье. Монаху Агапиту в то время не присылали посылок, и монахи­ня Амвросия (Оберучева) спросила его как-то в письме, не нужно ли чего послать. Он ответил, что нуждается в сапогах, так как его отправляют на работу в лес, на болото. Монахиня Амвросия зака­зала сшить сапоги монаху-сапожнику, который раньше шил для отца Агапита и знал его мерку, и затем отправилась в деревню за несколько километров от Архангельска передать их ему вместе с продуктами. «В этой же деревне, – вспоминала она впослед­ствии, – поселился и присланный сюда с Соловков владыка Ти­хон [h] Гомельский. Он радушно встретил нас. Помещение у него было хорошее, он снимал две комнаты. В одной была марлевой занавеской отделена часть для алтаря». Монах Агапит нашел квартиру для монахини Амвросии и посетил ее на следующий день. Он рассказал ей об отце Никоне, с большой любовью и те­плотой вспоминая их совместную жизнь и грустное расставание, и попросил, чтобы мать Амвросия обязательно писала отцу Нико­ну, так как ее письма всегда были для того большим утешением. Получив добротные сапоги, он отдал в починку валенки; через день он был арестован вместе с епископом Тихоном. В архангельской ссылке монах Агапит познакомился с архи­епископом Архангельским Антонием (Быстровым) и некоторы­ми ссыльными епископами и священниками, а с владыкой Тихо­ном (Шараповым) он оказался в самом ближайшем соседстве. 23 января 1931 года архиепископ Антоний был арестован, по тому же делу были арестованы двадцать один человек и среди них мо­нах Агапит. На допросе следователь спросил его, знает ли он о со­вершавшихся епископом Тихоном тайных богослужениях. Зая­вив, что он никогда не видел, чтобы его сосед-епископ совершал дома богослужения, и что никаких бесед между ними не было, монах Агапит сказал: «Виновным в антисоветской агитации себя не признаю, так как никогда и нигде на политическую тему антисоветских разговоров не вел».

http://fond.ru/foto/540/Agapit/

. В августе 1917 года по распоряжению киевской " Центральной Рады " у Почаевской типографии было конфисковано оборудование. Сентябрь – октябрь 1917 года ознаменовались рядом кощунственных выходок расквартированных в Почаеве частей – солдаты поставили рядом с Собором кинематограф, портили фрески, безобразничали в алтаре... Весной 1918 года австрийская и германская армии, перейдя линию рухнувшего фронта, заняли Волынь. При разделении " сфер влияния " Почаев попал в германскую зону оккупации. Формально же эта территория подчинялась Гетманскому правлению П.П. Скоропадского. На австрийской же территории сформировалась " Западноукраинская народная республика " (ЗУНР) Петрушевича и Коновальца. Она имела свою " армию " – так называемых " сичевых стрельцов " , вооружённых и обмундированных в 1914-1916 годах на средства венского правительства для истребления " русофилов " . В ноябре 1918 года власть Гетмана пала и в Киеве на штыках " стрельцов " утвердилась " Директория " Петлюры и Винниченко. В январе 1919 года петлюровцы и " сичевики " окончательно захватили округу Почаева. Архимандрит Виталий был немедленно арестован и отвезён за старую русско-австрийскую границу в Бучач, где его заточили в базилианскую монастырскую тюрьму вместе с митрополитами Антонием (Храповицким) и Евлогием (Георгиевским), а также и иеромонахом святым Тихоном (Шараповым). 1919 год принёс новую перемену: петлюровская оккупация Волыни уступила место польской. При " перемене власти " узники Бучача были выпущены на свободу – как выяснилось очень скоро, " по ошибке " . Архимандрит Виталий был схвачен поляками на пути в Почаевскую Лавру и заключён в подводный каземат Ивангородской (Демблинской) крепости, где едва не умер. В деле освобождения о.Виталия принимали участие Сербский Патриарх Димитрий (Павлович), познакомившийся с ним во время визита в Почаев в 1913 году, а также будущий Патриарх Варнава и Монарх Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев Александр Карагеоргиевич. Владыка вспоминал: " Я получил от Сербского Посольства в Варшаве паспорт и средства на выезд в Сремски Карловцы, где я постановлением Сербского Синода назначен был директором монастырской типографии....Поселившись в монастыре Гргетеге, я обратился к Святейшему Патриарху Димитрию с прошением разрешить мне открыть хотя малую типографию в Гргетеге для издания Церковных Ведомостей и обслуживания прочих нужд Русского Заграничного Синода. Через отца протосингела Дамаскина мне сообщено было, что Святейший Патриарх дает мне благословение на открытие типографии в Гргетеге, но с тем условием, чтобы в ней работал только я сам. Русский Заграничный Синод ассигновал 15000 динар, на которые я приобрел малую печатную машину и старый русский шрифт в Белграде " (9).

http://religare.ru/2_53428.html

Одним из посредников в отношениях Местоблюстителя с заграницей был прибывший оттуда в начале 1925 г. Преосвященный Тихон (Шарапов), поставленный Патриархом Тихоном незадолго до своей кончины во епископа Гомельского. Впоследствии в обвинительном заключении по делу митрополита Петра будет особо прописано, что он «имел постоянные беседы с недавно приехавшим из-за границы еписк[опом] Тихоном Шараповым, информируясь у него о положении церкви заграницей». Самого же «Шарапова К. И. (Тихона)» там же обвинили «в том, что, сносясь с заграницей, он служил постоянным информатором митр[ополиту] Петру о движении заграничных монархистов» 602 В действительности, отношения с «заграничными монархистами» у «постоянного информатора» Местоблюстителя были далеко небезоблачными. До возвращения в Россию тогда еще архимандрит Тихон (Шарапов) имел переписку с митрополитом Антонием (Храповицким) , который, как показал в июне 1925 г. сам епископ Тихон, его «изобличал (не совсем понятно, по какому поводу– свящ. А. М.) в сочувствии к “большевикам», угрожая погибелью души и тела» 603 . С епископом Тихоном сохранял контакт проживавший в Германии русский журналист Д. А. Ишевский, который тоже не отличался симпатиями к митрополиту Антонию и «карловчанам» 604 . Как следует из письма епископу Тихону Д. А. Ишевского, последний осенью 1925 г. сыграл немаловажную роль в деле признания за границей полномочий митрополита Петра. Описывая ситуацию в русском зарубежье, он писал: «[...] здесь произошли большие события, едва не повлекшие заграничную Церковь в раскол. Дело зашло так далеко, что не появись в газ[ете] “За свободу» от 2 сентября акта Местоб[люстителя] Пат[риаршего] Престола Митрополита Петра от 30/III/12/IV, который я не преминул продвинуть во все наши газеты, в Карловцах подумывали даже и даже (страшно сказать) готовились избрать преемника почившему Исповеднику здесь, в эмиграции. Конечно, единственным кандидатом Карловцы считали митроп[олита] Антония. Владыка Евлогий стойко противился этому и, думаю, что не признал бы карловацкого раскола...» 605

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Вечером 10 августа Богданович уехал, а о. Архимандрит так повлиял на темное окружающее население, что не только миряне, но и монахи и монахини не ходят к монастырским службам, считая его ставропигиальным Патриаршим Архимандритом и Настоятелем Жировицкого монастыря, чем подрывается общий авторитет монашества и строй монастырской правильной жизни.   Наместник.   Архив Успенского Жировичского монастыря. Папка «Дело об архимандрите Тихоне (Шарапове), быв. Настоятеле Жировицкого монастыря». Л. 29–32 об. Рукопись. Черновик с множеством пометок и исправлений. Черные чернила. На верхнем левом поле первого листа пометка чернилами: «Исх. 27/Х 24 г. 28» (дата и номер исходящей документации).   9 Извещение Гродненской духовной консистории наместнику Жировичского монастыря игумену Исидору (Лонгинову) по делу архимандрита Тихона (Шарапова). 8 августа 1924 г.   Гродненская духовная консистория 8/VIII 1924 г. 2632 Гродно   О. Наместнику Жировицкого монастыря. На прошении представителей православного населения Слонимского уезда А. Фомейко, М. Зданович, Софии Цебриковой , А. Сгенонович и др. положена 6 августа 1924 г. за 2596 следующая Архипастырская резолюция: «Чрез о. Слонимского благочинного и Наместника Жировицкого монастыря сообщить просителям, что я бессилен удовлетворить их просьбу, так как архим[андрит] Тихон сделал все от него зависевшее, чтобы не оказалось ровно никакой возможности к его защите перед властями – светскою и духовною». Сообщая вышеизложенную резолюцию, Консистория предписывает Вам в точности ее исполнить. Член Консистории прот[оиерей] В. Козловский Секретарь [подпись неразб.]   Архив Успенского Жировичского монастыря. Папка «Дело об архимандрите Тихоне (Шарапове), быв. Настоятеле Жировицкого монастыря». Л. 15–15 об. Рукопись. Чернила голубого цвета. Подпись секретаря: чернила черного цвета.   10 Извещение Гродненской духовной консистории наместнику Жировичского монастыря игумену Исидору (Лонгинову) по делу архимандрита Тихона (Шарапова). 8 августа 1924 г.   Гродненская духовная консистория 8/VIII 1924 г. 2639 Гродно   О. Игумену Исидору.   Консистория посылает Вам для сведения и исполнения копию Архипастырской от 6/VIII с.г. за 2587 резолюции: «Поручаю о. Благочинному прот[оиерею] Е. Дружиловскому разъяснить арх. Тихону, что моим представителем в Жировицком монастыре является наместник Игумен Исидор. Все распоряжения последнего должны быть беспрекословно исполняемы находящимся в монастыре, впредь до решения Св. Синода на ближайшей сессии, архим[андритом] Тихоном.

http://bogoslov.ru/article/6192400

Иерей Аркадий Остальский остановился со своей супругой в селе Борятине Бродского уезда, и отсюда начал заниматься миссионерской деятельностью во всём Бродском уезде. Здесь жили единодушные, жаждущие принять православие люди. При предшественнике о. Аркадия иеромонахе Тихоне (Шарапове), подготовившему тут благодатную почву, была организована в Борятине даже «русская дружина» из местной молодёжи. Газета «Жизнь Волыни» о торжестве православия в этом селе ещё до приезда туда иерея Аркадия сообщала: «Сюда приехал для отправления пастырских обязанностей почаевский иеромонах о. Тихон (Шарапов). 30, 31 августа, 1 и 2 сентября были совершены торжественные богослужения, и воссоединилось с православием свыше 500 униатов. Все жители изъявляют горячее желание воссоединиться. Ликуют, как на Пасху. По инициативе о. Тихона был устроен крестный ход с пением пасхальных песнопений. За всеми богослужениями о. Тихоном произносятся воодушевлённые проповеди. В народном доме на беседах раздаётся почаевская литература, поются гимны, говорятся горячие патриотические речи. Воодушевление чрезвычайное. Конец мучению бедного галицкого народа! Нет больше Руси подъяремной! Единая Русь – великая, державная! В воскресенье после литургии при торжественной обстановке было совершено о. Тихоном крещение двух младенцев по православному погружательному обряду, причём в пояснение людям было сказано, что так крестился Господь Иисус Христос во Иордане и просветитель Руси св. князь Владимир. В Борятине – прекрасный храм, расписан внутри по оригиналам киевского Владимирского собора. Всенародное пение поставлено отлично. Организована «русская дружина» из местной молодёжи. Просят прислать ноты и слова русского национального гимна. 2 сентября Борятинскую церковь посетил Епископ Дионисий. Встреченный у входа в храм крестным ходом во главе с почаевским иеромонахом о. Тихоном, владыка проследовал в церковь , где совершена обычная лития. После многолетий владыка сказал горячее слово приветствия воссоединённым. Детям розданы крестики. С пением галицких гимнов и «Многая лета» борятинцы проводили владыку Дионисия» 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Решением Священного Синода архимандрит Тихон был уволен с должности настоятеля Жировичского монастыря с сохранением запрещения в священнослужении и проповеди. Более того, «имея в виду крайне вредную деятельность архимандрита Тихона в Жировицком монастыре, опасную для жизни Церкви и мира церковного» и учитывая его пожелание вернуться в родной город Тулу, Синод принял решение о направлении соответственного представления в Министерство исповеданий . Несмотря на суровые синодальные определения, бывший настоятель Жировичского монастыря продолжил свою деятельность. Преследуя цель нейтрализации церковной оппозиции, близкой к архимандриту Тихону (Шарапову), епископ Алексий (Громадский) в сентябре 1924 г. предписал проживавшим в Жировичах инокиням Красностокского монастыря Дарии (Мелешко), Пелагии (Бануль) и Марии (Бурак) безотлагательно переехать в Гродно и поступить в распоряжение настоятельницы местного Рождество-Богородичного монастыря. Одновременно с этим наместнику Жировичской обители игумену Исидору (Лонгинову) предписывалось принятие всех возможных мер для пресечения совершения богослужений архимандритом Тихоном . Исполняя распоряжение настоятеля обители, игумен Исидор предпринял попытку закрыть Свято-Георгиевскую кладбищенскую церковь, в которой собирались последователи бывшего жировичского настоятеля. Однако верующие сорвали замок, и богослужения в храме возобновились . Окончательное прекращение деятельности архимандрита Тихона (Шарапова) и нейтрализация сформированной им церковной оппозиции произошли благодаря вмешательству гражданских властей. 15 октября 1924 г. староста г. Слонима и заместитель Новогрудского воеводы прибыли на автомобиле в Жировичи и увезли бывшего настоятеля в Варшаву, предоставив последнему возможность забрать с собой все необходимые вещи. Провожали архимандрита Тихона инокини Красностокского монастыря, которые проигнорировали распоряжение правящего архиерея и оставались со своим духовным отцом вплоть до его выдворения из обители . Уже через два дня, 17 октября 1924 г., архимандрит Тихон был депортирован за пределы Польской Республики в Германию .

http://bogoslov.ru/article/6192400

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010