86 Помещённый в сборнике акт от 26 января (8 февраля) 1922 г,, за 185, о назначении архимандрита Тихона [Шарапова] настоятелем Успенского Жировицкого монастыря (в Польше) последовал в ответ на представление управляющего тогда Гродненской епархией архиепископа (бывшего Белостокского) Владимира [Тихоницкого], – одного из немногих русских архиереев в Польше, сохранивших верность Московскому Патриаршему Престолу и не примкнувших к изменнической прокатолической деятельности митрополита Георгия [Ярошевского] и иже с ним. Этим патриаршим постановлением в немалой степени утверждалась позиция патриархистов в Польше и деятельность их как бы санкционировалась и даже руководилась (в потребных случаях) Москвой; в одном этом заключалось уже его большое значение для дела борьбы с польскими сепаратистами. С назначением архимандрита Тихона [Шарапова] руководителем Жировицкого монастыря обитель эта приобретала значение форпоста русского Православия на его западных рубежах. (По позднейшему сообщению, о. архимандрита, им, в бытность настоятелем Жировиц, неукоснительно велись дневниковые записи, отражавшие изо дня в день скрытые от широкого церковного общества стороны деятельности польских «автокефалистов», а также и контрмеры их противников – приверженцев Святейшего Патриарха и единства Русской Церкви. К сожалению, при отъезде о. архимандрита из монастыря, происшедшем несколько необычным образом, дневник пришлось оставить в надёжных руках и дальнейшая судьба его неизвестна. Позднейшие попытки к его отысканию к благоприятным результатам до сего времени не привели...) 87 Этот и два следующих акта Святейшего Патриарха Тихона были вывезены за границу о. архимандритом Тихоном [Шараповым], приезжавшим тогда в СССР для неофициального доклада Патриарху о сложившемся тяжёлом положении церковных дел в Польше и подробностях изменнической деятельности митрополита Георгия [Ярошевского]. Архимандрит Тихон [Шарапов] прибыл в нашу страну в качестве дипломатического курьера одной из дружественных европейских стран. Как дипкурьер был представлен народному комиссару иностранных дел Чичерину и прожил некоторое время в Москве в здании посольства той страны, которая его сюда направила. Все своё свободное время о. архимандрит проводил на Троицком подворье, часто в обществе Святейшего Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

– Я служитель Божий, – сказал в ответ архиепископ, – и не смею снимать с себя крест! – Если вы не смеете, – заявили ему, – то мы это сделаем сами. И с архиепископа сорвали крест. Камера, куда был помещен архипастырь, была очень малень­кой, и заключено туда было семь человек, в основном уголовники, а коек на всех было три. Один из уголовников хотел было продать койку архиепископу, но узнав, что у него ничего нет, разрешил пользоваться даром. Тюремная трапеза состояла в основном из селедки, вода была в ограниченном количестве. Давшие показания против владыки свидетели заявили, что ар­хиепископ Антоний «является покровителем и организатором по­мощи административно высланному духовенству и церковникам, находящимся в ссылке в Северном крае . С разрешения архи­епископа Антония в Воскресенской церкви был организован хор , в который вошло очень много ссыльного духовенства . Многие из ссыльного духовенства приходили к архиепископу Ан­тонию за помощью как в материальном отношении, так и в квар­тирном , которым он всегда помогал лично и через других », что архиепископ Антоний говорил, что жить стало людям скверно, масса неприятностей, из уездов все нерадостные вести доходят, жить духовенству не дают. «Епископа Феодосия [q] и архи­мандрита Иринея милиция выгнала из дома – живи хоть на улице, а пожаловаться некому. На юге усилились аресты интеллигенции и духовенства. Масса высылается в Сибирь и другие места. И у нас в Архангельске в ОГПУ составляют списки ссыльных для пе­ресылки их в Сибирь отсюда». Первый допрос состоялся 8 февраля 1931 года. Архиепископа Антония обвиняли в политических беседах во время празднич­ной трапезы, состоявшейся в сторожке Воскресенской церкви после богослужения на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, а также в сборе пожертвований и оказании помощи ссыльному духовенству. Архиепископ отвечал на вопросы уклончиво, сказав только, что действительно знаком с епископа­ми Тихоном (Шараповым), Аверкием (Кедровым), Иннокенти­ем (Тихоновым), архимандритом Иринеем (Дягилевым), мона­хом Агапитом (Таубе), однако знакомство это имело чисто религиозный характер.

http://fond.ru/foto/537/Antoniy/

А. Полозова, в патриарших покоях Донского монастыря Словесное распоряжение Святейшего Патриарха Тихона о месте погребения своего убитого келейника Я. А. Полозова 29.11(12.12).1924. Надгробное слово Святейшего Патриарха Тихона, сказанное им при отпевании своего убитого келейника Я. А. Полозова в Донском монастыре 12(?).1924. Телеграфное разрешение Святейшего Патриарха Тихона на освящение Полесского Николаевского, града Гомеля, храма, находившегося до того в ведении обновленческого Синода 11(24).12.1924. Удостоверение Святейшего Патриарха Тихона о разрешении архиерейского священнодействия архиепископу Владимиру [Путяте], контрассигнированное двумя старейшими иерархами Словесное заявление Святейшего Патриарха Тихона архиепископу Владимиру [Путяте] при разрешении ему, после принесения им церковного покаяния, – архиерейского священнодействия Резолюция Святейшего Патриарха Тихона по делу о покаянии обновленческого священника Гомельской епархии о. Льва Лобова Завещательное распоряжение Святейшего Патриарха Тихона, на случай своей кончины, о преемстве Высшей Церковной Власти Переписка Святейшего Патриарха Тихона с высланным из Польши в Берлин бывшим Жировицким архимандритом Тихоном [Шараповым] по вопросу о возвращении последнего на постоянное жительство в СССР, согласно выраженному им желанию (в письмах к Святейшему Патриарху) 1924. Указ Святейшего Патриарха Тихона о награждении наперсным крестом монахини Феодоровского Переславского женского монастыря (Владимирской епархии) Алипии Большаковой в связи с понесёнными ею трудами по питанию и обслуживанию заключённых и ссыльных архиереев Мемориальная записка об отношении к обновленчеству “Для памяти православному христианину”. Автор неизвестен 1924. Телеграфное распоряжение Святейшего Патриарха Тихона в Харбин членам распущенного Всезаграничным Карловацким архиерейским Синодом Харбинского епархиального совета: проф. Миролюбову и H. Л. Гондатти, – о необходимости избрания епархиального совета на основании постановления Московского Собора 1917–1918 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В 1943 году, после прошедшей 4 сентября в Кремле исторической беседы Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, митрополита Ленинградского Алексия и митрополита Киевского Николая с председателем совнаркома Сталиным и заместителем главы правительства Молотовым, епископ Александр (Толстопятов) вместе с некоторыми другими архиереями был досрочно освобожден из концлагеря, доставлен в Москву и 8 сентября принимал участие в Архиерейском Соборе при избрании митрополита Сергия во Всероссийского Патриарха. В этом же году епископ Александр был назначен епископом Молотовским, 26 января 1944 года епископом Молотовским и Соликамским, 22 февраля 1945 года «во внимание к архипастырским трудам и за патриотическую деятельность» возведен в сан архиепископа. Скончался 26 сентября 1945 года, погребен в городе Молотове . Архиепископ Тихон Следует отдать долг памяти последнему Алма-Атинскому святителю, ставшему жертвой сталинских репрессий — Высокопреосвященному Тихону (Шарапову) и пострадавшему вместе с ним духовенству. Архиепископ Тихон родился в г. Туле в 1886 году. Получил высшее богословское образование. Был иеромонахом в Почаевской Лавре и редактором журнала «Русский инок». До революции служил в 177й пехотной дивизии Изборского полка. Октябрьская революция застала о. Тихона в Польше. Одно время был очень близок к митрополиту Киевскому и Галицкому Антонию (Храповицкому) , с которым, будучи в сане иеромонаха, в 1919 году, в разгар гражданской войны на Украине находился в заключении в униатском Базилианском монастыре. Из-за границы приехал в Москву в январе 1925 года, вошел в контакт с Патриархом Тихоном и митрополитом Петром Крутицким. 9 мая 1925 года была совершена его хиротония во епископа Гомельского, викария Могилевской епархии. Хиротонию совершал Святейший Патриарх Тихон и при вручении архиерейского жезла епископу Тихону произнес такие слова: «Предстоящий тебе путь святительского служения в исключительно трудных условиях есть путь крестный и мученический. И, может быть, твое сердце трепещет и смущается! Благодать Святаго Духа и сила крестная укрепят тебя. Взирай на твердость мучеников Христовых и их примером воодушевляйся на предстоящий тебе подвиг».

http://azbyka.ru/fiction/krest-na-krasno...

в) исполнял директивы САБЛИНА 1502 и САМАРИНА, как напр[имер], директива о сохранении единства с заграничниками, для чего сносился с этими лицами через попа ШИПКОВА и других и отсылал на утверждение САМАРИНА даже свои письменные акты; г) имел постоянные беседы с недавно приехавшим из-за границы еписк[опом] Тихоном ШАРАПОВЫМ, информируясь у него о положении церкви заграницей. 11) ШАРАПОВА К. И. (Тихона) в том, что, сносясь с заграницей, он служил постоянным информатором митр[ополиту] Петру о движении заграничных монархистов. 12) ШИПКОВА П. А. в том, что он служил посредником между САМАРИНЫМ и Петром. 13)  ПОКРОВСКОГО Н. В. , СКВОРЦОВА В. В., СКВОРЦОВА И. И. и СКВОРЦОВА К. П. в содействии митр[ополиту] Петру и даниловцам, выразившемся в создании нелегального органа (благочиннического совета) и нелегального издательства, в создании фонда помощи высланным и заключенным за к[онтр]революц[ионную] деятельность попам, помощи Петру в получении заграничных белогвардейских газет и т. д. б) ПОКРОВСКОГО кроме того, в антисов[етских] проповедях, с указанием на Англию, как спасительницу гонимой православной церкви в СССР. Уполном[оченный] 6-го отд[еления] СО ОГПУ: Казанский Нач[альник] 6-го отд[еления] СО ОГПУ: Тучков ЦА ФСБ РФ. Д. Н–3677. Т. 5. Л. 231–257. Подлинник. Машинопись.   26. Протокол Особого Совещания при Коллегии ОГПУ 1503   по делу «церковно-монархической организации» 21 мая 1926г. СЛУШАЛИ: 99. Дело 36033 по обвин. гр. ПОЛЯНСКОГО Петра Федоровича, ДОБРОНРАВОВА Николая Павловича, СЕМЕНЯКО Николая Ивановича, ПОПОВА Ивана Сергеевича и др. в числе 30 чел. по 62 и 68 ст[атьям] УК   ПОСТАНОВИЛИ: 1) ПОПОВА Ивана Сергеевича, 2) ПОЛЯНСКОГО Александра Алексеевича, (Амвросия), 3) ИСТОМИНА Петра Владимировича, 4) ТИТОВА Петра Семеновича (Прокопий), 5) ШИПКОВА Петра Алексеевича – заключить в концлагерь, сроком на ТРИ года 6) ШАРАПОВА Константина Ивановича (Тихон) – заключить в концлагерь сроком на ТРИ года, но ввиду болезни заключение в концлагерь заменить высылкой в Казахстан на тот же срок.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В марте 1923 г. митр. Мелхиседек, чтобы укрепить свои позиции в борьбе с обновленцами, в сослужении викарных епископов Венедикта (Алентова) Вяземского и Феофана (Берёзкина) Гжатского хиротонисал себе в помощь 3 викариев: на Борисовскую кафедру - Филарета (Раменского), на Слуцкую кафедру - Николая (Шеметилло), на Мозырскую кафедру - сщмч. Иоанна (Пашина) . Еп. Филарет сначала жил в Минске, затем получил назначение в Бобруйск. Два др. архиерея через неделю после хиротонии уехали к местам архипастырского служения. После освобождения из заключения патриарха св. Тихона 25 июня 1923 г. все они открыто выступили против обновленчества. 18 авг. 1923 г. патриарх Тихон принял из обновленчества Минского архиерея. С тех пор за ним закрепился новый титул - «Минский и Белорусский», но сан митрополита не был присвоен, Мелхиседек признавался Московской Патриархией в качестве архиепископа. 20 нояб. 1923 г. в кафедральном соборе Мелхиседек предал обновленцев анафеме, Минские викарии последовали его примеру, их хиротонии были признаны патриархом. 17-19 мая 1924 г. в Могилёве обновленцы провели «Первый белорусский областной церковный собор», на к-ром попытались объединить силы в борьбе с духовенством, сохранившим верность патриарху. Эта попытка не удалась. Возведенный на этом соборе в сан митрополита Серафим (Мещеряков) уже в сент. 1924 г. оставил обновленчество и через всенародное покаяние был принят патриархом Тихоном в общение с Церковью. В Витебске против обновленцев выступил прибывший туда в сент. 1924 г. еп. Иннокентий (Летяев) . Его приезд повлек за собой массовый переход городского духовенства из раскола в каноническую Церковь. За исключением кафедрального Николаевского собора, все храмы города признали власть еп. Иннокентия. Весной 1925 г. архиерея арестовали. В Могилёвской епархии для преодоления раскола много сделал гомельский благочинный прот. сщмч. Павел Левашов . В 1923-1924 гг. по благословению патриарха он принимал покаяние от обновленческих священников и присоединял их к правосл. Церкви. Прибывший в Гомель в нач. апр. 1925 г. еп. Тихон (Шарапов) назначил прот. Павла духовником епархии. В мае 1925 г. еп. Тихон был арестован и выслан из Белоруссии. В дек. 1925 г. был арестован в Москве прибывший туда по служебным делам Мелхиседек (Паевский). В сент. 1928 г. в сане архиепископа он был назначен на кафедру в Красноярск. Весной 1926 г. из г. Петрикова власти удалили активно боровшегося с обновленцами Мозырского еп. Иоанна (Пашина). Он был приговорен к 3-летней ссылке в Зырянский край.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

В расширенном изводе изображение Ж. и. представлено в сиянии на грушевом дереве: несохранившееся панно 1730 г., написанное к коронации Ж. и.; гравюра 1742 г. в рукописном списке братии Жировицкого монастыря. Сюжет поклонения пастухов обретенной на грушевом дереве Ж. и. помещен на клейме царских врат посл. трети XVIII в. в Явленской ц. Жировицкого мон-ря, в музее к-рого хранится находившаяся ранее в иконостасе Успенской ц. икона с изображением коленопреклоненных перед явленным на груше образом святителей - небесных покровителей униат. иерархов: митр. Иосифа Вельямина Рутского и архиеп. Иосафата Кунцевича. Иконы XIX и XX вв. с изображением поклонения пастухов явленной на груше Ж. и. есть во многих церквах Белоруссии. Менее распространен встречающийся на белорусских иконах XIX-XX вв. сюжет явления Ж. и. после пожара с изображением восседающей на камне в сиянии света Богоматери с чудотворной Ж. и. в руках: уже упомянутое живописное панно 1730 г.; роспись кон. 50-х гг. XX в. в Успенском храме в Жировичах, выполненная белорусским художником-самоучкой В. Ковальчуком по благословению жировицкого архим. Антония (Мельникова). С нач. 90-х гг. XX в. в честь Ж. и. освящены церкви и часовни в Витебске при доме инвалидов, в г. Берёзовка Гродненской обл., в дер. Лапичи Осиповичского р-на Могилёвской обл. (Белорусский Экзархат). О существовании чинопоследований в честь Ж. и. в униат. период сведений нет. Ныне поется тропарь Ж. и. «Помощи от Тебе требующия...», восходит к 1-й четв. ХХ в. Его начальные слова ориентированы на 1-й тропарь 8-й песни молебного канона 8-го гласа «Многими содержимь напастьми...», тропарь поется на 2-й глас. Особый тропарь («Пред святою Твоею иконою...») полностью повторяет тропарь Почаевской иконе Божией Матери и, как полагают, введен в употребление архим. Тихоном (Шараповым) в нач. 20-х гг. XX в., когда почитание Почаевской иконы стало доминировать среди правосл. населения Польши. По отношению к Ж. и. этот тропарь имеет нек-рую несообразность (упоминание об «агарянских нашествиях»). Величание Ж. и. составлено по образцу величания Почаевской иконе Божией Матери. Начальные слова кондака 4-го гласа «Величия Твоя кто исповесть...» повторяют седален по 3-й песни канона из службы чудотворной иконе Божией Матери «Неопалимая Купина», которая была составлена в нач. XIX в. архим. Фотием (Спасским). Нек-рые части службы Ж. и. уподоблены текстам службы иконе Божией Матери «Неопалимая Купина». Автором большинства богослужебных текстов в честь Ж. и. и акафиста ей считают прот. Константина Зноско. К церковному употреблению их благословил митр. Варшавский и всей Польши Дионисий (Валединский) в кон. 20-х гг. XX в. Служба в честь явления Ж. и., текст к-рой вошел в богослужебные Минеи Московской Патриархии, отредактирована в сер. 80-х гг. XX в., при митр. Филарете (Вахромееве).

http://pravenc.ru/text/182309.html

В случае отказа ехать в Гродно названные послушницы должны быть немедленно удалены из Жировицкой обители и, по получении о сем донесения от Вас, будут исключены из числа сестер Гродненского женского монастыря. Примите также все зависящие от Вас меры, чтобы запрещенный архимандрит Тихон не совершал богослужений и не говорил проповедей. Так как, согласно Вашему донесению, названный архимандрит служит и проповедует, вопреки распоряжению о нем, необходимо за ослушание поставить его в положение рядового члена монастырской братии, лишив его тех преимуществ, какие были ему мною предоставлены. Особенно позаботьтесь о том, чтобы архим[андрит] Тихон был удален из помещения, занимаемого гродненскими сестрами. О последующем имеете мне донести. Епископ Алексий.   Архив Успенского Жировичского монастыря. Папка «Дело об архимандрите Тихоне (Шарапове), быв. Настоятеле Жировицкого монастыря». Л. 22–22 об. Рукопись. Чернила синего цвета. Автограф епископа Алексия на собственном бланке. Слева под бланком черными чернилами написана дата получения письма: «29/IX 24 г.».   13 Письмо наместника Жировичского монастыря игумена Исидора (Лонгинова) в Гродненскую духовную консисторию (черновик)   Во исполнение указа Епископа Гродн. Алексия от [дата отсутствует] с/г за 3082 принимаю меры чтобы запрещенный о. Архимандрит Тихон не служил и не проповедовал. В Воскресение 12/Х с/г закрыл своим замком Кладбищенскую св. Георгиевскую церковь, которую запрещенный Архим[андрит] Тихон с народом самовольно захватил и совершал священнослужение и проповедовал, того же дня в 10 ч. утра обычно с крестным ходом о. Архим[андрит] Тихон пришел и увидя на церковной двери 2 замка ибо один был народный, а другой мой, не решил ломать замка, но прислал ко мне людей которые просили и требовали от меня под угрозой смерти и прочего отдать им ключ. Когда я отказал дать им ключ, то Архим[андрит] Тихон совершил литургию и молебен пред храмом, после которых все молящиеся люди во главе с Комендантом Жировицкой полиции пришли ко мне узнать на каком основании я закрыл их приходскую церковь. Когда я прочитал им указ Гродн[ненской] Дух[овной] Кон[систо]рии о том, что при Жировицком монастыре открыт приход и я назначен заведующим этим приходом, то они убедились в чем дело, но уходя от меня кричали и грозили мне кулаками и смертию, говоря, что мы не признаем никого кроме Архим[андрит] Тихона и сейчас сломаем замок и будем молиться с Архим[андритом] Тихоном, что и сделали. 13/Х с/г под Покрову по стар. стилю где и служил Архим[андрит] Тихон всенощную, а 14/Х с/г на Покрову в 10 ч. утра о. Архим[андрит] Тихон крестным ходом с толпою народа вошел в мо[насты]рский успенский Соборный храм, где совершил краткий молебен пред чудотвор[ной] Жир[овицкой] Иконою и сказал краткую речь, после чего обошел крестным ходом вокруг монастыря, собрал всех людей и увел на кладбище к Георг. церкви, где и совершил литургию, за которою много записал на поминовение и деньги увез, а имена оставил мона[сты]рю.

http://bogoslov.ru/article/6192400

Е. А. Агеева, А. В. Кузьмин Гомельская епархия 1925-1990 гг. 22 марта 1925 г. во епископа Гомельского был хиротонисан архим. Жировицкого мон-ря, «уполномоченный по делам православной Церкви в Польше» Тихон (Шарапов) , к-рому было также вверено попечение о правосл. христианах Польши, сохранявших верность Патриарху Московскому (Акты свт. Тихона. С. 357). Еп. Тихон прибыл в Гомель 3 апр. 1925 г. и в короткий срок при помощи местных священников прот. Павла Левашова и прот. Елисея Назаренко, сохранивших верность канонической Церкви, вернул большинство приходов епархии из обновленчества под патриарший омофор. 16 мая архиерей был арестован и переправлен в Могилёв, затем в Москву. 10 дек. 1925 г. еп. Тихон был арестован в Москве, через полгода выслан в Казахстан, откуда на протяжении неск. лет вел активную переписку с духовенством Г. е. и рассылал циркулярные послания. До 17 июля 1936 г., когда еп. Тихон был назначен епископом Алма-Атинским, он номинально оставался Гомельским архиереем. В 1933 г. временное управление Г. е. возлагалось на Стефана (Адриашенко), еп. Александровского и Павлоградского, вик. Днепропетровской епархии. 17 дек. 1934 г. на Гомельскую кафедру был назначен еп. Серафим (Кокотов) , но, получив отказ в регистрации, он не смог вступить в управление епархией и 27 мая следующего года был переведен на Томскую кафедру. Последним архиереем, окормлявшим гомельскую паству, был Могилёвский еп. сщмч. Павлин (Крошечкин ; на Могилёвской кафедре с 6 июня 1933 до 24 окт. 1936). В ночь с 18 на 19 авг. 1937 г. в Алма-Ате был арестован еп. Тихон. Одновременно в Гомеле прошли аресты почти всего духовенства, активных монахинь и мирян, к-рым в числе прочего инкриминировалась переписка с еп. Тихоном и распространение его писем и статей. В ночь на 1 нояб. 1937 г. часть арестованных, включая 12 священнослужителей, была расстреляна, 10 нояб. того же года в Алма-Ате был расстрелян еп. Тихон. В 1935 г. власти закрыли гомельский Петропавловский собор (в 1942 архим. сщмч. Серафим (Шахмуть) возобновил в нем богослужения, в 1960 собор был вновь закрыт, в 1962-1988 в нем размещался планетарий, собор возвращен Церкви в 1989). До 1985 г. в Гомельской обл. было закрыто 57 храмов, в 1985 г. в области действовало 42 церкви, неск. храмов было построено в советский период. В 1918-1934 гг. в Гомеле жил и трудился церковный композитор А. Е. Туренков , автор первой белорус. оперы. Его учеником был гомельский церковный композитор Н. В. Бутомо († 1983), написавший более 300 хоровых произведений, к-рые исполняются церковными хорами Белоруссии, России и Украины.

http://pravenc.ru/text/166101.html

Михаил Ефимович Губонин – потомок известнейшего русского строителя железных дорог Петра Ионовича Губонина и сын Ефима Семёновича Губонина, крупного знатока мехового дела. Михаил Ефимович родился 24 июня (7 июля) 1907 г. в день празднования Рождества Иоанна Предтечи. 7 июля 1924 г., в день рождения сына, скоропостижно скончался отец Михаила Ефимовича, и для семнадцатилетнего молодого человека началась с этого дня самостоятельная жизнь. Во время учения в Московском художественном училище на живописном отделении Михаил Ефимович часто бывал на богослужениях в различных храмах Москвы, чаще всего в Сретенском монастыре. С иноками этого монастыря он сблизился, а с одним из них, иеромонахом Иеронимом (Захаровым), будущим епископом Ростовским, у него завязалась тесная дружба на всю жизнь. На духовное становление Михаила Ефимовича особенно значительное влияние оказал Преосвященный Пётр (Руднев), тогда епископ Коломенский, позже погибший на Соловках в сане архиепископа Самарского. Он был последним настоятелем Богоявленского монастыря и последним благочинным монастырей г. Москвы. Столь же значительными были отношения с Преосвященным Тихоном (Шараповым), епископом Гомельским. Церковная позиция Преосвященных Петра и Тихона складывалась под влиянием настоятеля Даниловского монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского) . Через них прослеживается духовное воздействие этого архипастыря на Михаила Ефимовича и его ближайших друзей, иеромонаха Иеронима (Захарова) и Алексея Сергеевича Беляева (который в 20-е годы был иподьяконом, потом стал священником, а в последние годы жизни исполнял послушание духовника в Пюхтицком женском монастыре). Величайшее уважение к владыке Феодору, стремление сохранить во всех вопросах церковной и духовной жизни верность «направлению Даниловского монастыря» владыка Иероним, о. Алексей и сам Михаил Ефимович сохраняли, по словам последнего, до конца своей жизни. Будучи иподьяконом епископа Петра, Михаил Ефимович невольно становился участником богослужений Святейшего Патриарха Тихона, когда они совершались в сослужении архиереев, в том числе и Преосвященного Петра, епископа Коломенского. Суждено было Михаилу Ефимовичу и в день похорон Святейшего Патриарха Тихона присутствовать в Донском монастыре. Впоследствии ежегодно в день кончины Патриарха, 7 апреля, Михаил Ефимович старался бывать в Донском монастыре на панихиде у могилы Святейшего Патриарха Тихона.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010