Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) Взыскатель спасительной истины Иеросхимонах Иоанн (Малиновский) (неопубликованные страницы из Летописи Иоанно-Предтеченского Скита Оптиной Пустыни) Сентябрь 1849 г. Воскресенье, 4. – Пополудни в 4 часа скончался в Скиту преподобнейший старец иеросхимонах Иоанн, на 86 году от рождения своего, а в Скиту сем пожил 15 лет и 14 дней. За 7мь часов пред кончиною удостоился приобщиться Святейших Тела и Крови Христа, Искупителя нашего, в напутствие Вечной Жизни, в совершенной памяти до последней минуты, беседуя с бывшими при нем братиями, на минуту умолк и, простершись на одре своем, тихо почил о Господе с упованием на милосердие Божие. 6го числа в Скитской церкви Божественную Литургию служил о. игумен Моисей соборне и погребение. Тело погребено в Скиту на общем братском кладбище. Последние дни жизни сего кроткого старца достойны особенного внимания. С 1848 года он слабее становился в телесных силах. В первых числах августа сего года братия заметили, что о. Иоанн часто стал ходить к скитскому кладбищу, – останавливается там и сидит у братских могил. Скитоначальник иеромонах Макарий однажды, подошедши к о. Иоанну, спросил: «Что вы, батюшка, так часто стали ходить к кладбищу?» Старец тихо отвечал: «Да вот, этакая право-да, прошу отцов, чтобы они приняли меня в свое сообщество». На праздник Преображения он был в Скитской церкви на Литургии и приобщился Св. Христовых Тайн, – с того числа заболел безысходно уже из келлии своей. На праздник Успения Пречистой Богородицы особоровался елеосвящением и в продолжение всей болезни приобщался Св. Тайн в каждую неделю, иногда и два раза. За 4 дня не мог принимать пищи никакой, но вставал и по келлии пройти мог без помощи, келейное правило до смерти не оставлял, которое вычитывал ему бывший у него для послушания Павел Никаноров… В день кончины по причащении в 9 часов утра Св. Тайн почувствовал облегчение в болезни своей (страдал стеснением дыхания в груди и боках). С особенным чувством благодушия беседовал с посещавшими его братиями.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Никаноров И. В. – авт. соч. См. библ. – 55 Николаев К. Н. – авт. соч. См. библ. – 225 Николай I (25.06.1796–18.02.1855) – российский император с 1825 г. – 22, 152 Николай II (06.05.1868–17.07.1918) – страстотерпец, последний российский император с 1896 г. до отречения от престола 02.03.1917. Расстрелян большевиками в Екатеринбурге вместе в семьей. Канонизирован Юбилейным Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13–16.08.2000. – 7, 26, 34, 37, 129, 142, 145, 246, 273, 278 Николенко Павел Евменьевич (1870–?) – крестьянин с. Фларына Ольгопольского уезда. Депутат III Гос. Думы от Подольской губ., умер.-прав., нац. Окончил церковно-приходскую школу. Служил сборщиком казенных податей. Занимался земледелием. – 330 Никольский Александр Иванович (1860–?) – заведующий земско-городским ветеринарным бюро в Одессе. Депутат III Гос. Думы от Одессы, к.-д. Окончил Харьковский ветеринарный институт. Входил в партию Народного освобождения. До революции отбыл тюрьму и ссылку в Архангельской губ. По возвращении из ссылки поселился в Херсонской губ. Сотрудник издания «Освобождение». – 329, 334 Никон, архиепископ см. Никон (Рождественский Николай Иванович ), архиепископ Никон, патриарх см. Никон (Минин -Ларионов Никита Минич), патриарх Московский и всея Руси Никон, епископ Кременецкий см. Никон (Бессонов Николай Николаевич), бывш. епископ Никон (Бессонов Николай Николаевич) (1868–1919) – бывш. епископ Красноярский. Депутат IV Гос. Думы от Волынской губ., прав. Родился в Могилевской губ. В 1891 г. окончил Константиновский межевой институт. 02.12.1892 пострижен в монашество. В 1895 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кадидата богословия и назначен преподавателем Новгородской духовной семинарии. 22.07.1895 рукоположен во иеромонаха. В 1891 г. назначен ректором Иркутской духовной семинарии. 26.02.1906 хиротонисан во епископа Балтского, викария Подольской епархии. С 27.02.1906 – епископ Кременецкий, викарий Волынской епархии. 26.01.1913 назначен епископом Енисейским и Красноярским, 23.02.1913 прибыл в Красноярск, заявив, что остается членом Думы. 25.07.1917 подал заявление в Св. Синод о снятии сана и монашества (был первым епископом, который снял с себя сан после революции), женился, называя себя «Миколой Бессоновым». Постановлением Св. Синода 12.08.1917 лишен сана и монашества с возвращением в первобытное мирское состояние. После Октябрьской революции боролся против советской власти в рядах белогвардейцев, был министром по делам религии в украинском буржуазно-националистическом правительстве Директории. Несколько позже (1918) стал работать в Киеве в должности театрального корреспондента местной периодической печати, причем нередко подписывал свои статейки и рецензии: Н. Бессонов, быв. епископ Красноярский и Енисейский. См. библ. – 181,345,352

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Никаноров А.Б., Старостенков С.А. Опыт библиографии по русской кампанологии 1785–1940 гг.//Рукописные памятники. Из истории музыкальной культуры. – Вып. 5. – СПб., 1999. – С. 179–214. Нюнин Б.Н., Ларюков А.С. Русский церковный колокол//Колокола и колокольни. – М.: РГБ, 1994. С. 28. Оловянишников Н. История колоколов и колокололитейное дело на заводе товарищества П.И. Оловянищникова С–вья. – Ярославль, 1906. Оловянишников Н. История колоколов и колокололитейное искусство. Изд. 2-е, дополи. – М.: Издание Т-ва П.И. Оловянишникова С-вей, 1912. 435 с., илл., табл., 297 библ; то же. Изд. 3-е (репринт) – М., 1999. Павленко Н.И. История металлургии в России XVIII в. – М.,1962. Павленко Н.И. Развитие металлургической промышленности в России в 1-ой половине XVIII в.//Промышленная политика и управление. – М., 1953. Петриченко А.М. Книга о литье. – Киев, 1972. Плешанова И.И. Колокола псковских литейщиков XVI – начала XVII вв.//Колокола. История и современность. – М., 1985. – С. 104–119. Плешанова И.И. О зверином орнаменте псковских колоколов и керамид//Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. – М., 1968. Померанцев Н.Н. Звоны Ростова Великого//«Турист». – 9. – 1966. Портнов М. Царь-пушка и Царь-колокол. – М., 1990. Проблемы, возникающие при возобновлении звонов//Колокола и колокольни. – М., 1994. С. 24. Протоиерей Аристарх Израилев (1817–1901). Труды, публикации, исследования. – М., 2001. Пухначев Ю.В. Загадки звучащего металла. – М., 1974. Пухначев Ю.В. Колокола в социалистическом городе//Колокола. История и современность. – М., 1985. – С. 273–279. Пухначев Ю.В. Литье колоколов на русских колокольных заводах//Колокола. История и современность. 1990. – М., 1993. – С. 155–195. Пухначев Ю.В. Поют колокола//«Моя Москва», 1991, 2. Рубцов Н.Н. История литейного производства в СССР. Изд. 2. Ч. 1. – М., 1962. Рубцов Н.Н., Богуславский Г.А. Царь-колокол. – М., 1969. Русская Православная Церковь : Монастыри. Энциклопедический справочник/Под общ. ред. архиепископа Бронницкого Тихона. Сост. А. В. Никольский . – М., 2000. – 464 с., илл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вместе с ними были арестованы иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), священник Георгий Никитин и миряне Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников. Виновными в предъявленном обвинении они себя не признали. 14 июля 1930 года им было предъявлено постановление об окончании следствия. 23 июля обвинительное заключение было отправлено в Коллегию ОГПУ. 28 июля Коллегия рассмотрела»дело»и приговорила обвиняемых к расстрелу. Прошли праздники преподобного Серафима Саровского и пророка Илии. Вечером 2 августа обвиняемым объявили приговор. Затем их погрузили в машину, чтобы везти в окрестности Воронежа и учинить расправу. В десять часов вечера того же дня архимандрит Алексеевского монастыря Тихон (Кречков), иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), священники Иоанн Стеблин–Каменский, Сергий Гортинский, Феодор Яковлев, Александр Архангельский, Георгий Никитин и миряне Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников были расстреляны. Священномученик Тихон (в миру Василий Варсонофьевич Никаноров), архиепископ Воронежский, и 160 иереев, иже с ним убиенных (память 27 декабря по старому стилю) Р одился будущий Владыка 30 января 1855 года в Новгородской губернии в семье псаломщика. В 1877 году Василий окончил Новгородскую Духовную Семинарию, а в 1881 году — Санкт–Петербургскую Духовную Академию. В 1884 году он назначается на должность инспектора Новгородской Духовной Семинарии, вскоре принимает монашество с именем Тихон и становится иеромонахом. В 1890 году его возводят в степень архимандрита, и несколько позднее назначают ректором Новгородской Духовной Семинарии. В 1891 году отец Тихон — настоятель Новгородского Антониева монастыря, а в 1892 году, 2 февраля он был хиротонисан в епископа Можайского, викария Московской епархии. В 1899 году он занимает самостоятельную кафедру епископа Полоцкого и Витебского. В 1902 году Владыку переводят на кафедру епископа Пензенского и Саранского. В 1907 году он настоятель Воскресенского Ново–Иерусалимского монастыря под Москвой. В 1912 году — епископ Калужский и Боровский. В 1913 году, 13 мая — архиепископ Воронежский и Задонский. В 1917–1918 годы участник Собора Российской Православной Церкви.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

8 апреля 1937 г. в заседании Совета Св.-Сергиевского Института было сообщено о кончине почетного члена Богословского Института профессора Н. Н. Глубоковского , причем датой кончины указывалось не 18, а 19 марта. Почтить память великого ученого решено было на открытом собрании Института, назначенном на 20 апреля, с докладами и воспоминаниями выступили А. В. Карташев , о. Г. В. Флоровский, о. Н. Н. Сахаров, о. И. Ктитарев, И. В. Никаноров и Ф. И. Бокач 3149 . Год спустя по решению Совета Института в годовщину смерти H. H. Глубоковского (также 19 марта) была отслужена панихида. §2. Отношение к церковному «расколу» Репутация Глубоковского как «большого друга» митрополита Евлогия еще более укрепилась после его весьма определенных заявлений в печати, сделанных по поводу произошедшего в 1926 г. т. наз. раскола на «карловчан» и «евлогиан» и послания митрополита Сергия (Страгородского) от 14 июля 1927 г. с требованием к заграничному духовенству дать подписку о лояльном отношении к советской власти. Точка зрения Глубоковского отчасти изложена в статье «Расколътъ в руската загранична църква» 3150 . Появление этой заметки сам он объяснял так: «Редактор названного еженедельного журнала прот. Петр Тулешков († 1930, VII, 27 (14) – среда) при случайной встрече со мною на улице – просил меня высказаться по поводу волновавших общество постановлений Карловацкого «собора» 3151 , но я, далеко не все зная и чуждаясь газетной работы, ограничился общими замечаниями и передал это поручение о. протопресвитеру Георгию Ивановичу Шавельскому, сообщив ему некоторые документы (напр., указ из Московской патриархии, опубликованный в статье) и свои соображения. О. Георгий охотно и быстро исполнил эту задачу, а я всецело одобрил его редакцию, внесши лишь маленькие поправки. Но потом о. протопресвитер Шавельский и протоиерей Георгий Степанович Голубцов явились ко мне и настойчиво предложили, чтобы – в виду важности дела и для наибольшей авторитетности – статья была напечатана за моим именем в форме интервью со мною.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Лит.: Маевский В.А. Лесна – Хопово – Фуркьё. Мадрид, 1962 Никон (Рклицкий) , архиеп. Жизнеописание блаженнейшего Антония Косик В.И. Русская Церковь в Югославии. Никанор ( Троицкий Николай ; 1905, Киев 26.4.1996, Лондон, Великобритания), архимандрит. Из дворянской семьи. Учился в кадетском корпусе в Киеве, в 14– летнем возрасте вступил добровольцем в армию ген. А. Деникина и принял участие в Гражданской войне, эмигрировал через Константинополь в Югославию, окончил кадетский корпус вел. кн. Константина Константиновича, работал инженером, женился на сербке (1933), служил унтер-офицером в санитарных частях РОА (Власовской армии) (19431945), в конце войны находился в Австрии, избежал репатриации и жил с семьей в лагере для перемещенных лиц, переехал в Великобританию в 1951 г. вместе с архиеп. Никодимом (см.), келейником которого он состоял впоследствии в течение долгих лет, священник (1952), рукоположение совершил епископ Нафанаил (Львов) в Лондоне, состоял в юрисдикции РЗЦ, помощник настоятеля Успенской церкви в Лондоне (19521981), овдовев, принял монашество, архимандрит (2.8.1972), духовник и настоятель церкви при Благовещенской женской обители в Лондоне (19811996), член епархиального совета Великобританской епархии, вышел за штат по старости (кон. 1980-х гг.). Лит.: Незабытые могилы. Т. 5. Никаноров Иоасаф Всеволодович (1873, Харьковск. губ. 13.7.1939, Париж, Франция), церковно-общественный деятель. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Харьковскую Духовную семинарию (1894) и С.-Петербургскую Духовную академию (1898), работал сотрудником журнала «Новое Время» в С.-Петербурге, гласный С.-Петербургской городской думы, а затем член С.-Петербургской городской управы, товарищ председателя совета общества «Народная помощь», член правления «Союза православных приходов» (19171918), эмигрировал через Константинополь, товарищ председателя совета «Союза православных русских общин в Константинополе» (29.12.1921), преподаватель Богословско-пастырских курсов в Константинополе (19211922), участник Карловацкого зарубежного церковного съезда (21.114.12.1921), переселился в Белград (1922), а затем в Париж (1923), сотрудник журналов «Новое Время», «Вечернее Время» и «Возрождение», состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), член Комитета по сооружению Сергиевского подворья в Париже (19241925), член приходского совета храма прп. Сергия в Париже, преподаватель гомилетики и славянского языка в Парижском Св.-Сергиевском богословском институте (19301939), секретарь института.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

414 Долго военный министр не соглашался... – С 1 января 1882 г. по 1 января 1898 г. военным министром России был генерал от инфантерии Петр Семенович Ванновский (1822–1904). 415 …но наконец предложил ему принять дивизию в г. Орле, дивизию, страшно расстроенную... – Речь идет о 36-й пехотной дивизии, штаб которой находился в городе Орле. Генерал-лейтенант М.Л. Духонин был назначен начальникам этой дивизии 15 февраля 1889 г. 416 В 1890 году, когда мой муж был назначен начальником штаба Московского округа... – Е.В. Духонина ошибочно указывает год назначения своего мужа на должность начальника штаба Московского военного округа. Согласно послужному списку генерала М.Л. Духонина, это назначение состоялось 16 марта 1893 г. (Список генералам по старшинству. Составлен по 1-е сентября 1893 г. СПб., 1893. С. 203.) 417 …я познакомилась с С.Я. Бурхгард, которая всегда ездит с Батюшкой в Москве... – Софья Яковлевна Бурхгард, духовная дочь отца Иоанна, его корреспондент с конца 1890-х гг., проживала в Москве на Мясницкой улице в собственном доме. 418 …моего мужа назначают корпусным командиром в Минск... – Летом 1895 г. генерал-лейтенант М.Л. Духонин был назначен на должность командира IV армейского корпуса, штаб которого находился в Минске. Этим переводом по службе было вызвано приглашение в дом Духониных отца Иоанна: «Последний раз он видел мужа моего в 1895 году, когда мы попросили к себе Батюшку, чтобы посоветоваться с ним и получить его благословение на новую жизнь и на переезд в Минск для командования IV армейским, бывшим Скобелевским, корпусом...» (Духонина Е. Из моих воспоминаний об отце Иоанне Кронштадтском . СПб., 1907. С. 5). 419 Отец Иоанн ответил, что приехать никак не может раньше 22-го... – О посеще­нии отцом Иоанном Москвы 22 декабря 1895 г. сообщала газета «Москов­ские ведомости» 353, 23 декабря). 420 Мужа моего отпевал и хоронил преосвященный Тихон... – Епископ Можайский Тихон, викарий Московской епархии (в миру – Никаноров Василий Варсо­нофьевич; † 1919); впоследствии архиепископ Воронежский. В 2000 г. был канони­зи­рован в чине священномученика; день памяти – 27 декабря/9 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

д) Рапорт производившего медицинский осмотр прибывших к поверочным испытаниям врача П. В. Гранберга: «16 и 17-го августа 1914 года мною произведен медицинский осмотр вновь поступающих воспитанников, результата которого следующий: Из 78 человек, осмотренных мною: Свящ. Розов Константин, Протопопов Алексей —543— Розов Сергей, Сергеев Григорий, Соколов Александр Московский, Соколов Николай, Шамилов Филипп, Шувалов Павел, Орлов Сергей, Остроумов Владимир, Никаноров Анатолий страдают небольшим малокровием, что не может служить препятствием к поступлению в Академию; Белтов Николай, Успенский Дмитрий страдают малокровием и имеют слабые легкие, а потому я советовал бы им не поступать в Академию до следующего года; Вижевский Дмитрий, Сухозанет Павел страдают малокровием, имеют слабые легкие и ввиду того, что оба они южане (Волынской губ.), советовал бы им поступить в Киевскую Духовную Академию. Остальные, оставшиеся неперечисленными из 78 человек, оказались вполне здоровыми и никаких препятствий для поступления в Императорскую Московскую Духовную Академию с моей стороны не имеют». е) Донесения экзаменционных комиссий, производивших поверочные испытания студентов духовных семинарий и других лиц, явившихся в Академию для поступления в состав LXXIII академического курса по вызову начальства и по собственному желанию, о достоинстве устных и письменных ответов, данных на испытаниях. А) Донесение комиссии, производившей испытания по Священному Писанию Нового Завета: «Экзамен по Священному Писанию Нового Завета держали 78 лиц: 18 присланных и рекомендованных духовными семинариями и 60 волонтеров; из последних 12 в духовном сане. Все экзаменовавшиеся находили написанные на билетах без цитаты тексты из евангелий и посланий апостольских, что свидетельствует, конечно, о достаточном знакомстве с текстом. Исключение в этом отношении составили только двое: волонтер владимирский и волонтер из новоузенского реального училища. Свою осведомленность с текстом экзаменовавшиеся, кроме того, обнаружили еще и тем, что не затруднялись приведением к толкуемым отделам параллельных мест. Но знание текста не всегда было осмысленным. Обычно затруднялись проследить движение мысли в целом послании или даже

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

СМАРАГД Еп.Скопинский, вик.Рязанской еп.... 225 СОФРОНИЙ (Арефьев) Архп. Краснодарский..................... 226 СОФРОНИЙ (Иванцов) Еп.Красноярский, вик.Новосибирской еп 228 СОФРОНИЙ (Старков) Еп. Арзамасский 230 СОФРОНИЙ еп.Лос-Анжелосский 231 СТЕФАН (Андриашенко) Архп. Арзамасский....................... 232 СТЕФАН (Архангельский) Архп.Курский и Обоянский 233 СТЕФАН (Бех) Еп.Ижевский, вик.Сарапульской еп........ 237 СТЕФАН (Виноградов) Еп. Пугачевский......................... 239 СТЕПАН (Гнедовский) Еп.Волоколамский, вик.Московской еп......241 СТЕФАН (Знамировский) Архп.Вологодский........................ 242 СТЕФАН (Зюбай или Еп.Питтсбургский, вик.Алеутской еп...... 244 Дзюбай) СТЕФАН (Никитин) Еп.б.Можайский, вр.упр.Калужской еп......246 СТЕФАН (Проценко) Митр.Харьковский и Богодуховский.........248 СТЕФАН (Севбо) Еп.Смоленский 250 Т ТАРАСИЙ (Ливанов) Еп.Барнаульский......................... 252 ТИМОН (Русаков) Еп.Кустанайский, вик.Оренбургской еп 253 ТИМОФЕИ (Шретер) Митр.Варшавский и всея Польши............254 ТИХОН (Белавин) Патриарх Московский и всея Руси... 257 ТИХОН (Василевский ) Архп. Курский и Обоянский 292 ТИХОН (Клитин) Еп. Оренбургский и Уральский 294 ТИХОН (Лященко) Еп.Берлинский 298 ТИХОН (Морошкин) Еп.Елизаветградский, вик.Херсонской еп 301 ТИХОН (Никаноров) Архп.Воронежский 302 ТИХОН (Оболенский) Митр.Уральский 304 ТИХОН Еп.Череповецкий 307 (Рождественский) ТИХОН (Русинов) Еп.Одесский 308 ТИХОН (Троицкий) ТИХОН (Троицкий- Донебин) ТИХОН (Шарапов) ТОВИЯ (Остроумов) ТРИФОН (Туркестанов) ТРОФИМ (Якобчук) УАР (Шмарин) еп 309 Архп. Сан-Франциский.................. 311 Архп.Иркутский и Верхоленский..........313 Еп.Алма-Атинский 315 Архп.Молотовский и Соликамский........ 317 Митр.б.Дмитровский, вик.Московской еп. 318 Еп.Сызранский 323 У Еп.Липецкий 324 Ф ФАДДЕИ (Успенский) Архп .Костромской....................... 325 ФЕОГНОСТ II (Лебедев) Митр.Киевский и Галицкий................ 328 ФЕОДОР (Власов) Еп.Новозыбковский....................... 331 ФЕОДОР (Лебедев) Еп.Прилукский........................... 333

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Но это может быть вопрос спорный. Я позволю себе сказать: к чему ведет общение двух-трех лиц во имя Христа? Прежде всего мы должны по тем же блестящим, картинным образам, художественным, об искушении Христа сказать: «господа, если есть голод, если хлебом можно было искушать Христа, если только один Христос стал выше искушения хлебом, то позвольте во Имя Христа сказать: «Прочь искушение хлебом с лица земли и с глаз человеческих " ». Вот социальная природа христианства тогда только скажется, тогда только осуществиться, когда будет сказано от имени Христа во имя психики христианской: «прочь первое искушение Христа, прочь!» Мы должны, насколько мы можем при наших силах, начиная от грудных младенцев и всех тех, кто составляет кадры безработных, сказать, что этого искушения не должно быть на пути человеческой жизни, так как только один Христос мог выдержать это искушение. Если мы поставим это в программу жизни, если на каждой церкви, на всех входных и выходных дверях ее, на всех книгах будем писать это золотыми буквами и проводить в жизнь, то увидим, что наступят другие времена и судьбы Церкви. Г. Никаноров 177 Я сегодня услышал два слова. В одном, как мне казалось, звучала буква, а в другом живое дыхание жизни, то самое, которое теперь так властно захватило русское общество и заставляет его думать, говорить, скорбеть и волноваться о судьбах православной Церкви. Когда я слушал доклад уважаемого г. Соколова, то у меня осталось смутное впечатление о том, о какой Церкви он говорит, ибо, с одной стороны, он рисовал Церковь , как идеал, а с другой стороны, говорил о Церкви, которая вступила в союз с государством. Он отказывался от некоторых исторических перспектив, считая их будто бы излишними в данном случае, говорил, что в Церкви самое главное – народные массы. А в конце своего доклада он сказал, что эта масса представляет собою людей слабых, ничтожных, которые ничего не могут дать. Отсюда получалось впечатление, что трагическая гибель неизбежна, что уже слышится запах тления.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010