В 1801 году пустынь вновь возродилась и в разные годы была приписана к Саранскому Петропавловскому монастырю и Пензенскому архиерейскому дому, лишь с 1823 по 1832 год оставаясь самостоятельной. Ее истинное возрождение началось в 1851 году, когда она снова получила самостоятельность. Вместо ветхих церквей были построены новые деревянные церкви во имя Живоначальной Троицы (1851 г.) и в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1857 г.) и каменная пятиглавая церковь во имя Владимирской иконы (1853-1862 гг.), иконы для которой написал художник императорской Академии художеств С. Перелогин. В 1853 году в общине насчитывалось 16 человек. В конце XIX века пустынь представляла собой компактно расположенный комплекс, включающий кроме трех церквей четырехъярусную каменную колокольню, жилые и хозяйственные постройки. Здания были окружены каменной оградой, сооруженной в 1886 году, протяженностью 500 саженей, с двумя башнями на углах западной стороны и двумя воротами. В 1898-1903 годах построен еще один каменный храм — в память Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1858-1863 годах вместо ветхого деревянного построен каменный Пятиглавый храм во имя Владимирской иконы Божией Матери, он считался соборным храмом монастыря. В начале XX века храм был вновь перестроен, а 28-29 августа 1903 года освящен епископом Тихоном (Никаноровым). Рядом с Владимирским собором в 1898-1902 гг. сооружен пятиглавый каменный храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Все монастыри Пензенской губернии были официально закрыты в 1918 году. Но во Вьясской пустыни монашеская жизнь еще несколько лет теплилась, благодаря деятельному настоятелю, архимандриту Геронтию, возведенному в этот высокий сан на рубеже 10-х–20-х годов, кстати, единственному из всех настоятелей и наместников монастыря предыдущих лет. В годы Богоборчества настоятель Вьясской пустыни не просто не опустил руки, но и сумел наладить монастырскую жизнь в новых условиях. При изъятии в апреле 1922 года церковных ценностей ему удалось отстоять и даже вернуть большую часть из них; в марте 1923 года стараниями о. Геронтия из братии было организовано сельскохозяйственное товарищество, в которое вошли 19 из 28 насельников пустыни (остальные были нетрудоспособными).

http://azbyka.ru/palomnik/Вьясская_Влади...

В 1919 г., во время гражданской войны, В., как и Воронежский архиеп. сщмч. Тихон (Никаноров) , не покинул свою паству и не ушел с отступавшим корпусом ген. А. Г. Шкуро. После мученической кончины 9 янв. 1920 г. архиеп. Тихона (Никанорова) на Воронежскую кафедру был назначен архиеп. Тихон (Василевский) , вскоре уклонившийся в обновленчество . Центром противостояния расколу, к-рое возглавил В., стал Акатов мон-рь; местные обновленцы всех сторонников канонической Церкви называли «тихоновцами» и «владимировцами». Однако в течение нек-рого времени В. из соображений церковной дисциплины не заявлял о неповиновении Тихону (Василевскому). В авг. 1923 г. в Никольском храме Воронежа состоялось собрание духовенства и верующих, постановившее просить Патриарха св. Тихона о смещении Тихона (Василевского) и о поставлении на Воронежскую кафедру В. 8 авг. 1923 г. В. был назначен управляющим Воронежской епархией с возведением в сан архиепископа, к тому времени в Воронеже ему подчинялись 5 храмов. Архиерей поддерживал постоянную связь с Патриархом Тихоном, сообщая ему обо всех событиях, происходивших в епархии. Стремясь ограничить противодействие В. обновленчеству, власти содержали его под домашним арестом в Акатовом мон-ре. 9 апр. 1924 г. домашний арест был снят с условием «временно не говорить проповедей», В. этого условия не выполнял. Активная проповедническая деятельность Воронежского архиепископа и викарного Бутурлиновского еп. Митрофана (Поликарпова) , отъезд из Воронежа главы местных раскольников (Тихон (Василевский) был возведен обновленцами в сан «митрополита» и назначен в Киев) привели к возвращению мн. верующих в лоно Патриаршей Церкви и значительному сокращению числа обновленческих приходов. Ввиду ареста еп. Митрофана в марте 1924 г. Местоблюститель Патриаршего престола Крутицкий митр. сщмч. Петр (Полянский) 16 июля 1925 г. послал в Воронеж в помощь В. викарного еп. сщмч. Петра (Зверева) . 20 авг. 1925 г. митр. Петр возвел В. в сан митрополита. Воронежский митрополит, к-рый, по воспоминаниям современников, хотя и не был «блестящим архиереем», пользовался любовью и почитанием паствы.

http://pravenc.ru/text/159084.html

Замечательны слова прп. Серафима Саровского о будущем царе-мученике: «Того царя, который меня прославит, — я прославлю». Это пророчество подтвердилось в 1903 г. при прославлении прп. Серафима, когда государь написал: «Немедленно прославить». На следующий день после екатеринбургского злодеяния в Алапаевске были убиты вел. княгиня Елисавета Феодоровна, родная сестра царицы мученицы, тайно постриженная в иночество, ее сподвижница монахиня Варвара. Вместе с ними мученическую кончину приняли и князья царской крови: Иоанн Константинович, Игорь Константинович, Константин Константинович, Владимир Палей, Сергей Михайлович и раб Божий Феодор Ремез. Всех их живыми сбросили в шахту и там забросали гранатами. Вел. княгиня до конца помогала умиравшему князю Иоанну Константиновичу, делала ему перевязку, пела надгробные или хвалебные Богу песни, пока для нее самой уже не зазвучали райские напевы. Около тела святой были обнаружены две неразорвавшиеся гранаты, а на груди ее лежала икона Спасителя. Святые мощи преподобномучениц Елисаветы и Варвары были вывезены за границу отступавшей Белой армией, и в 1981 г. перед прославлением новомучеников Российских их гробницы, хранящиеся в Иерусалиме в русском женском монастыре в Гефсиманской веси, были открыты для поклонения. Годы Гражданской войны (1918—1922) явились для Русской Церкви годами поистине кровавыми, наибольшее число мучеников приходится именно на этот период. В Воронеже в 1919 г. было одновременно убито 160 иереев во главе с архиепископом Тихоном (Никаноровым). После отступления Белой армии из города они, следуя примеру архипастыря, не захотели оставлять свою паству и все сподобились мученического венца. Самого престарелого святителя большевики повесили на царских вратах церкви монастыря св. Митрофана. Вместе с ним в том же монастыре были замучены семь инокинь: они были брошены мучителями в котел с кипящей смолой. С декабря 1918 г. по июнь 1919 г. в Харькове было убито 70 иереев Харьковской епархии. В Перми в 1919 г. после занятия города Белой армией были обнаружены тела расстрелянных и замученных 42 священнослужителей. Весной, когда снег растаял, они были найдены закопанными в семинарском саду, многие носили на себе следы пыток.

http://sedmitza.ru/lib/text/436856/

Не оставляя намерения основать мон-рь, Лабзин 21 мая 1871 г. направил на имя имп. Александра II Николаевича прошение о выделении земли под постройку богадельни при храме. 29 июля городское управление Павловского Посада при согласии местных жителей выделило ему участок, 7 авг. Лабзин принял его. Но лишь 14 апр. 1880 г. между управой и Лабзиным был составлен договор о передаче земли (по прошению от 28 июня 1886 размер земли был увеличен). Лабзин выстроил при церкви два 2-этажных деревянных дома с пристройками, выкопал 2 пруда, огородил кладбище. В богадельне он наладил рукодельный промысел, установил ежедневное совершение богослужений и молитвенного правила (Прошения Лабзина, приговор жителей, расписки Лабзина, договоры управы и др.- РГИА. Ф. 1630. Оп. 1. Д. 156). Еп. Можайский Александр (Светлаков) освятил корпуса 19 сент. 1885 г., отслужив в Покровско-Васильевской ц. литургию. 18-19 июля 1886 г. город посетил митрополит Московский Иоанникий (Руднев) . Он совершил литургию в Воскресенском соборе, осмотрел Покровско-Васильевский храм и посетил общину. 19-20 мая 1888 г. город, общину и приют посетил и совершил богослужения митрополит Сербский Михаил (Йованович) . После смерти Лабзина (2 дек. 1891) заботы о церкви и об общине взяли на себя его дочери - Анна Елагина и Ольга и Наталия Лабзины (Клировая ведомость Покровско-Васильевской ц. за 1895 г.//РГИА. Ф. 707. Оп. 1. Д. 967а). 17-27 янв. 1894 г. Синод удовлетворил ходатайства Лабзина, его дочерей и благочинного церквей 1-го округа Богородского благочиния (куда входили церкви Павловского Посада и его окрестностей) и постановил «благотворительное женское общежитие переименовать в Покровско-Васильевскую жен. общину, с таким числом сестер, которое дозволят средства общины, и с приютом на 12 человек бедных детей», указ на имя митрополита Московского Сергия (Ляпидевского) был подписан имп. Александром III Александровичем 29 янв. (РГИА. Ф. 65. Оп. 6. Д. 36). Начальницей была назначена М. И. Овчинникова (1834-1938; в 1900 приняла постриг с именем Алевтина); дочери Лабзина получили офиц. статус попечительниц мон-ря. В общине (ок. 120 сестер) был устроен бесплатный Иаковлевский приют для девочек ( Грачёв. 1894). 2-3 июля 1894 г. состоялось торжественное открытие общины, совершенное епископом Можайским сщмч. Тихоном (Никаноровым) . 20 авг. 1895 г. митрополит Московский Сергий совершил великое освящение Покровского придела храма, 21 и 22 авг. наместник московского Чудова мон-ря архим. Товия (Цимбал) освятил приделы во имя Всех святых и мц. Акилины. Клир церкви составили священник и псаломщик, в 1895 г. была добавлена должность диакона (Клировая ведомость Покровско-Васильевской ц. за 1895 г.//РГИА. Ф. 707. Оп. 1. Д. 967а; То же за 1904 г.//РГИА. Ф. 707. Оп. 1. Д. 989; То же за 1917 г.//РГИА. Ф. 2127. Оп. 1. Д. 154). 17 сент. 1901 г. литургию в Покровско-Васильевском храме отслужил епископ Можайский Парфений (Левицкий).

http://pravenc.ru/text/2578616.html

Посредником явился ранее упоминаемый П. А. Тойк. «...этот благородный финн, – вспоминал Николай Никанорович позднее, – принял к сердцу наше горе с полной готовностью. Видя нашу беспомощность, он без моего ведома обратился к писателю Горькому, своему знакомому. По предложению П. А. Тойка я пошел к Горькому, был принят благожелательно 2863 и через недолгое время получил право на выезд в Финляндию и Швецию...» 2864 . 7 августа/25 июля 1921 г. Глубоковский сообщал А. И. Соболевскому, что они с женой получили «через М. Г.» пропуск и через две с половиной недели выезжают в Финляндию 2865 . «Мы оба идем на нечто, совсем невиданное, абсолютно ничем не гарантированное и потому страшное, но другого выхода нет... Простите нас и помолитесь» 2866 , – писал он Соболевскому незадолго до отъезда из России. Радуясь, что дело с командировкой налаживается, И. В. Попов писал Глубоковскому: «Если Бог Вам поможет отсюда выбраться, напишите с той стороны, как там живут, где и как можно русскому нашему брату пристроиться. Найдите и выясните нам способ, каким можно сноситься с цивилизованным миром. Прошу это и для других, которым становится уже не в мочь «дым отечества», и для себя, потому что, несмотря на сравнительно благоприятные материальные условия, мною овладевает такое отвращение ко всему, что творится, от которого хочется бежать, куда глаза глядят» 2867 . 22/9 июня 1921 г. епископ Иларион (Троицкий) , отвечая на письмо Глубоковского, сообщал, что говорил о нем со Святейшим патриархом Тихоном, который, в свою очередь, обещал попросить митрополита Сергия (Страгородского) написать письмо своему бывшему викарию, а ныне архиепископу Финляндскому Серафиму (Лукьянову). От себя епископ Иларион добавлял: «Я знаю Преосв. Серафима давно. Хоть он и – казанец, но думаю, Вас он примет и сделает все, что может, без всякой рекомендации. Много я от него не ожидаю» 2868 . «Тяжело было покидать родную страну, – вспоминал позже Николай Никанорович. – Я обошел на лаврском кладбище все дорогие могилки и поклонился праху моих покровителей и моих коллег, сотворив краткую тихую молитву в память их. Потом направился и в здание Академии, где прошла вся моя научная жизнь. (...) Ограничился я тем, что в пустынном теперь вестибюле распростерся на пол, с молитвою и слезами облобызал те плиты, по которым и сам некогда ходил на дело свое и на делание до вечера... Академия была для меня как бы родной дом отчий, тем более священный, что такового в прямом смысле я никогда не имел и не знал. Невыразимо скорбно было на душе» 2869 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

128 Артемий (Ильинский Александр Матвеевич), архиепископ Тобольский (1870 – год смерти неизвестен). 129 Димитриевский Алексей Афанасьевич (1856–1929), археолог, член-корреспондент Академии Наук, профессор Киевской Духовной академии, секретарь Православного Палестинскою общества. 130 Глубоковский Николай Никанорович (1863–1937), экстраординарный профессор Санкт-Петербургской Духовной академии. По поручению Священного Синода занимался исправлением перевода книг Нового Завета на русский язык, был редактором в журналах «Церковный вестник» и «Христианское чтение». В 1919–1921 гг. Глубоковский исполнял должность архивиста, архивариуса и редактора в бывшем Синодальной архиве. Член-корреспондент Российской Академии Наук, почётный член Библейского общества в Лондоне, почётный член Московской, Киевской и Казанской Духовных академий, Московского и Петроградского Археологического институтов, действительный член Общества истории и древностей Российских при Московской университете, Православного Палестинского общества в Петрограде. 131 Борис (Лентовский Владимир Иванович), епископ Пензенский и Саранский (год рождения неизвестен, скончался в 1931 году). Хиротонисан из протоиереев г. Пензы в 1921–1922 гг. В этом же году уклонился в обновленческий раскол. 134 Павел (Гальковский), митрополит Ивано-Вознесенский (1864–1945). 5-го июля 1921 года хиротонисан во епископа Бузулукского. 135 Вассиан (Пятницкий Владимир), архиепископ Тамбовский и Шацкий (1879 – 27 декабря 1940 года скончался в ссылке в северном крае). 19 августа 1921 года хиротонисан во епископа Егорьевского. 136 Церковь святителя Николая Чудотворца при городских скотобойнях освящена 16 марта 1908 года епископом Киото Сергием. Закрыта в июле 1922 года, снесена, очевидно, в конце 1930-х годов при реконструкции скотобоен под молокозавод. 137 Тихон (Тихомиров Александр Львович), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии (1882–1955). 139 Никандр (Феноменов Николай Григорьевич), митрополит Ташкентский и Туркестанский (1872–1933). 5 сентября 1918 года – епископ Глазовский. 1922–1923 гг. – архиепископ Крутицкий, ближайший помощник Патриарха Тихона. 140 Симон (Шлеев Симеон), епископ Уфимский (единоверческий) (ок. 1863–1921). 3/16 июня 1918 года хиротонисан Патриархом Тихоном во (единоверческого) епископа Охтенского, с подчинением митрополиту Петроградскому. В 1920 году – епископ Уфимский (единоверческий), а затем епископ православный той же кафедры. Убит в Уфе в 1921 году. Читать далее Источник: Письма Патриарха Алексия своему духовнику. - Москва : Издание Сретенского монастыря, 2000. - 303 c. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1989 г., 9 октября – Архиерейским Собором Русской Православной Церкви причислен клику святых. 1992 г., 22 февраля – в старом соборе Донского монастыря, в присутствии Святейшего Патриарха Алексия 2 обретены мощи св. Патриарха Тихона. ТИХОН (Никаноров Василий Варсонофьевич), архиепископ Воронежский. 1855 г., 30 января – родился в Новгородской губ., в семье псаломщика. 1877 г. – окончил Новгородскую духовную семинарию. 1881 г. – окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 1884 г. – инспектор Новгородской духовной семинарии. Принял монашество, иеромонах. 1890 г. – архимандрит. Ректор Новгородской духовной семинарии. 1891 г. – настоятель Новгородского Антониева монастыря. 1892 г., 2 февраля – хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. 1899 г. – епископ Полоцкий и Витебский. 1902 г. – епископ Пензенский и Саранский. 1907 г. – настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 1912 г. – епископ Калужский и Боровский. 1913 г., 13 мая – архиепископ Воронежский и Задонский. 1917–1918 гг. – участник Собора Российской Православной Церкви. 1919 г., 9 января – повешен на царских вратах в церкви монастыря св. Митрофана. Вместе с ним были замучены ещё 160 иереев. ТИХОН (Русинов Иван Владимирович), епископ Полтавский. Родной брат архиепископа Митрофана [Русинова]. 1886 г., 17 апреля – родился. Преподаватель Озургетского духовного училища. 1916 г. – окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 1917 г. – преподаватель Павловского духовного училища Воронежской епархии. 1918 г. – преподаватель Донского Мариинского института. 1920 г. – пострижен в мантию, иеродиакон, иеромонах. 1922 г., 12(25) ноября – «хиротонисан во епископа» обновленцами. 1922–1924 гг. – «епископ Усть-Медведицкий». 1924 г. – по покаянии принят Патриархом Тихоном в общение Православной Русской Церковью. 1924 г. – совершена хиротония во епископа Усть-Медведицкого, викария Донской епархии. 1924–1926 гг. – епископ Усть-Медведицкий. Дважды отпадал в григорианский раскол и, по покаянии, принят в общение с Православной Русской Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Анафематствование (отлучение от Церкви), совершаемое в первую неделю Великого поста. 124. Письма Царской Семьи из заточения. — СПб.: издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1998. 125. Кострюков А.А. К вопросу о подготовке канонизации Царской Семьи в Русской Зарубежной Церкви. — Вестник ПСТГУ: История. История Русской Православной Церкви. — 2013. — Вып. 3(52). — С. 42–51. 126. Петров В.В., Марусенко М.А. Об истинном авторстве «Записки Юровского». — Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. — Т. 8. — Вып. 1. — 2017. 127. Цветков В. Белое дело в России: 1917–1919 гг. — М.: Якорь, 2019. 128. Цветков В. Белое дело в России: 1920–1922 гг. — М.: Якорь, 2019. 129. Кострюков А.А. Новые документы по истории взаимоотношений между Партиархом Тихоном и Карловацким Синодом. — Вестник ПСТГУ II: История Русской Православной Церкви. — 2008. — Вып. II: 3(28). — С. 119–125. 130. Венианим (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. — М., 1994. — С. 268–269. 131. Анашкин Д.П. Законодательство Русской Православной Церкви заграницей (1921–2007 г. — М.: Издательство ПСТГУ, 2014. 132. Рябово О. Интервью . 133. Никанорова В. (дочь Гелия Рябова). Гелий Рябов был тотально честным человеком . 134. Щагин А.С. Дела и судьбы (дневник народного судьи). — М.: Лика, 2004. 135. Смерть Сергея Есенина: Документы, факты, версии. Материалы комиссии Всероссийского писательского Есенинского комитета по выяснению обстоятельств смерти поэта. — М.: ИМЛИ РАН, 2003. 136. Соколов Н. Убийство Царской Семьи. — М.: Алгоритм, 2017. 137. Ивлев М. Военный архив. Диктатор Одессы. Зигзаги судьбы белого генерала. — М.: «Вече», 2013. 138. Судебно-медицинская экспертиза. Научно-практический журнал. — Издательство «Медицина». — 1998. — 4 (том 41). 139. Судебно-медицинская экспертиза. Научно-практический журнал. — Издательство «Медицина». — 1998. — 5 (том 41). 140. Долматов В. В.Ч.К. Всероссийская Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Главные документы. — М.: ИД «Комсомольская Правда», 2017.

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/18/...

В 1914 году тщанием архимандрита Александра (Кременецкого) и А.А. Полянского на пожертвования почитателей памяти Антония была устроена над могилой часовня-усыпальница и мраморное надгробие, учреждено целодневное служение панихид. Из многих добродетелей, роднивших Антония по духу со святителями Митрофаном и Тихоном, особенно следует отметить его молитвенный непрестанный подвиг и щедрую благотворительность: “засиял на свещнице церкви Воронежской третий светильник благочестия”. По отзывам современников, Антоний был энергичным и смиренномудрым, правосудным и благостным, являя собой удивительно “полный, отрадный, идеальный образ архиерея”. Часто он называл себя “послушником всех”. Еще при жизни преосвященного Антония – “жителя из села Божией Матери, Лавры ее Печерской постриженника”, как он сам себя называл, многие современники почитали его святым. Преподобный Серафим Саровский питал к святителю Антонию особенное благоговейное отношение, часто направлял богомольцев за духовным советом в Воронеж и называл его не иначе, как “великим архиереем Божиим” и своим “старшим братом”, хотя они ни разу не встречались. Известно глубокое почитание архиепископа Антония святителем Московским Филаретом (Дроздовым), дивеевской блаженной Пелагеей Ивановной Серебренниковой, которую владыка Антоний благословил на тяжкий путь юродства во Христе. Будучи еще в начале своего иноческого пути, Антоний пользовался покровительством и уважением митрополитов Киевских и Галицких, Московского и Коломенского Платона (Левшина; † 1812). Позже Антоний имел братские молитвенные отношения с архиепископами Игнатием (Семеновым), своим преемником по Воронежской кафедре, и Казанским и Свияжским Филаретом (Амфитеатровым; † 1857), впоследствии – митрополитом Киевским и Галицким. В наибольшем духовном сродстве Антоний состоял с киевскими подвижниками иеросхимонахом старцем Парфением (Краснопевцевым) и своим духовным отцом иеросхимонахом старцем Вассианом (Балашевичем). В святости Антония не сомневались и современники, почитавшие святителя и пользовавшиеся его советами и покровительством. Среди них – Христа ради юродивые и старцы задонские: Антоний Алексеевич Монкин, Евфимия Григорьевна Попова (в монашестве Евгения), Матрона Наумовна Попова (в монашестве Мария), иеросхимонах Нафанаил (Остапов) и затворник Георгий Алексеевич Машурин (в монашестве Стратоник); сезеновский затворник Иоанн и белогорская блаженная старица-пещерокопательница Мария Шерстюкова. Известны слова (1915) архиепископа Воронежского и Задонского священномученика Тихона (Никанорова): “Святитель Антоний – накануне своего прославления” и обращенный к пастве из Соловецкого заключения завет другого Воронежского священномученика – архиепископа Петра (Зверева) молитвенно чтить святителя Антония. К памяти Антония с благоговением относилась великая княгиня преподобномученица Елисавета Феодоровна Романова.

http://lib.cerkov.ru/authors/358

В первой половине октября 1919 г. белые войска генерала А. И. Деникина взяли Воронеж – и православное духовенство города смогло, наконец, вздохнуть свободно. Однако, инициатива, вскоре, перешла к большевикам, и в конце октября Воронеж вновь перешел в руки красных. Архимандрит Серафим в тот момент искренне колебался, не зная, как ему поступить – уйти на юг с армией Деникина или остаться в Воронеже. По-видимому, в таких же сомнениях находился и брат отца Серафима – иеромонах Сергий, рукоположенный 19 мая (1 июня) 1916 г. в Митрофаньевском монастыре 76 , и также служивший в Воронеже. Как свидетельствуют авторы жизнеописаний архиепископа Серафима, в значительной степени на его решение покинуть Россию повлияло посещение им старца Аарона, разбитого параличом и проживавшего недалеко от Воронежа. «Не беспокойся, ты попадешь в хорошую сторонушку», – сказал старец о дальнейшей судьбе отца Серафима. «Как же мне понимать Ваши слова?», – спросил архимандрит. «Попадешь – узнаешь», – был ответ старца 77 . Мать архипастыря, понимая, что большевики, в случае захвата Воронежа, не пощадят ее сыновей, умоляла их уходить. На прощание она благословила архимандрита Серафима иконой Богородицы со словами: «Поручаю тебя Покрову Божией Матери» 78 . Архимандрит Серафим и иеромонах Сергий покинули Воронеж в последний момент в открытом вагоне, груженым углем для паровоза 79 . Надо сказать, что уход братьев из Воронежа был своевременным. Вошедшие в город большевики, не жалели тех, кто давал повод заподозрить себя в связях с белыми войсками. На третий день Рождества, 9 января 1920 г., в Митрофаниевском монастыре был повешен на царских вратах архиепископ Воронежский Тихон (Никаноров), обвиненный в сотрудничестве с белыми. А для архимандрита Серафима начинался новый период, связанный с Русской армией генерала П. Н. Врангеля и пастырским служением на Крымском полуострове. Гражданская война разделила Россию линиями фронтов, результатом чего стало нарушение связей с главой Российской Церкви Патриархом Тихоном. Для решения насущных вопросов, архиереи, находившиеся на территориях Белых армий, выбрали единственно верный путь – организацию автономных временных церковных управлений. Такое управление было в 1918 году создано в Сибири, занятой армией адмирала А. В. Колчака. Другое управление было создано на юге России, в Ставрополе, который находился под контролем генерала А. И. Деникина. В юрисдикции Временного Высшего Церковного управления (ВВЦУ) на Юго-востоке России оказалось более десяти архиереев. Созданное в момент наибольших успехов белых войск НВЦУ Юго-востока России, провело в течение полутора лет своей деятельности довольно много нужных и важных решений. Здесь издавалась газета «Церковные ведомости», открывались новые епархии, совершались архиерейские хиротонии. Патриарх Тихон, впоследствии, признал все решения, принятые ВЦУ 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010