Первый расположен между избой Володи Постнова и нашим домом, на уровне передних углов. Он неглубок (впрочем, все колодцы неглубоки), вода в нем грубовата на вкус и мало пригодна для мытья головы. Второй колодец по-старому называется Никаноров, хотя никаких Никаноровых около него теперь не живет. Он рядом с избой Александра Федоровича и расположен не на улице, а в глубине, возле огородного тына. Вокруг него растут крапива и лопухи. Вода еще грубее, чем в первом колодце, волосы после нее никак не расчешешь. Кроме того, в этот колодец что-то частенько попадают мыши, значит, время от времени при обнаружении мыши воду черпать из него перестают, и вода начинает стухаться. Однажды во время вытаскивания воды из Никанорова колодца мне пришла в голову мысль написать стихотворение о колодце, что я и сделал. Так что, несмотря на грубую воду, у меня к этому колодцу особо нежные чувства. Третий колодец – напротив Бакланихина дома, около их амбара, перед школой, то есть посреди села, в трех метрах от проезжей дороги. Я вижу, как Бакланихины, Иван Дмитриевич и Московкины берут из него воду, но никто больше, кроме этих трех домов, колодцем не пользуется. Странно подумать, что сейчас я вспоминал, вспоминал и не мог вспомнить, чтобы я когда-нибудь пробовал воду из этого колодца, хотя он стоит на самом, что называется, юру. Четвертый колодец сделан недавно, около конного двора и молочной фермы. В нем отличная, вкусная вода, но так как он за околицей, на отшибе, то, конечно, никто туда за водой не ходит. Пятый колодец – на задворках у Василия Михайловича Жирякова, между его двором и огородом. Вода в нем посредственная. Шестой колодец – с самой вкусной, светлой, чистой, холодной водой – расположен рядом с домом Петра Васильевича. Он так и называется Васильев колодец. Таких колодцев с необыкновенно вкусной водой в селе два – Васильев и Кунин, так что, имея даже колодец под окнами или на задворках, все село ходит на эти два колодца. Одно время, я знаю, избегали ходить к Васильевым за водой, считая, что Нюра, жена Петяка, живя в непосредственной близости к колодцу, может по небрежности опустить в него ведро, стоявшее до этого, например, на навозе. Но теперь к цепи намертво прикрепили постоянное ведро, и все ходят и берут воду, когда захотят водички вкуснее.

http://azbyka.ru/fiction/kaplya-rosy/

ЖУРНАЛ Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о плане работы Отдела на 2007 год. Постановили: Одобрить план внешней церковной деятельности Русской Православной Церкви на 2007 год. ЖУРНАЛ Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, о предстоящей III Европейской межхристианской ассамблее на тему «Свет Христов светит всем: Надежда на обновление и единство в Европе», которая пройдет в городе Сибиу (Румыния) 3-9 сентября 2007 года. Постановили: Направить для участия в Ассамблее делегацию Русской Православной Церкви в следующем составе: 1) Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, Председатель Отела внешних церковных связей Московского Патриархата, - глава делегации; 2) Архиепископ Клинский Лонгин, представитель Русской Православной Церкви в Германии, - заместитель главы делегации; 3) Архиепископ Полтавский и Кременчугский Филипп, председатель Миссионерского отдела Украинской Православной Церкви; 4) Епископ Венский и Австрийский Иларион, представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях; 5) Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС; 6) Протоиерей Вадим Кейбаш, секретарь Кишиневской епархии; 7) Протоиерей Александр Белокур, представитель Украинской Православной Церкви при европейских организациях; 8) Священник Игорь Выжанов, секретарь ОВЦС по межхристианским связям; 9) Священник Георгий Рябых, помощник председателя ОВЦС; 10) Священник Владимир Селявко, клирик Виленско-Литовской епархии; 11) Священник Александр Васютин, сотрудник ОВЦС; 12) Иеромонах Алексий (Никаноров), клирик Бакинско-Прикаспийской епархии; 13) Диакон Михаил Першин, сотрудник Отдела по делам молодежи Московского Патриархата; 14) Диакон Георгий Сергеев, сотрудник ОВЦС; 15) Е.С. Сперанская, сотрудница ОВЦС; 16) Ю.В. Зудов, начальник международного отдела Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;

http://pravoslavie.ru/20041.html

По приглашению Сербского Патриарха Варнавы (Росича) (бывш. своего ученика) регулярно посещал Сремски-Карловци. В 1934 г. вошел в состав Ученого комитета, учрежденного при Архиерейском Синоде РПЦЗ и возглавленного митр. Антонием (Храповицким) , с к-рым Г. поддерживал личную переписку. Г. скончался в Софии, похороны состоялись в день Торжества Православия, 21 марта, отпевание совершал митр. Софийский Стефан (Георгиев) в сослужении 5 епископов, 2 архимандритов и 40 священников. В надгробном слове он отметил, что Г. был опытным и всесторонне образованным руководителем «всех богословов и христианских ученых», к-рому нет замены. «Чтобы понять широту и глубину этого великого человека, который одновременно был аристократом и крестьянином, профессором и другом, ученым и простым, богатым и бедным,- говорил митр. Стефан,- необходимо учесть самое сокровенное состояние его души и сердца: любовь и преданность святой Православной Церкви, великой своей многострадальной родине и внимание к нравственной немощи страдающего человечества» ( Стефан (Георгиев), митр. Проф. доктор Н. Н. Глубоковский: Надгробное слово. 1937. С. 16). 20 апр. 1937 г. в Свято-Сергиевском Богословском ин-те состоялось открытое собрание, на к-ром с докладами и воспоминаниями выступили А. В. Карташёв , прот. Г. В. Флоровский , прот. Н. Сахаров, прот. И. Ктитарев, И. В. Никаноров и Ф. И. Бокач. Некрологи Г. появились во мн. эмигрантских и зарубежных изданиях. Главной сферой своей деятельности Г. полагал труды «педагогически-профессорского и научно-литературного служения». И то и другое почиталось им, по собственному признанию, «как бы священнослужением». Полная библиография работ Г. насчитывает ок. тысячи наименований, включая монографии, журнальные и газетные статьи, библиографические заметки, рецензии и отзывы. Христианин и ученый неразрывно соединены в личности Г., утверждавшего, что «все в мире христоцентрично» ( Глубоковский. Благовестие ап. Павла. 1934. С. 2), и исповедовавшего в качестве основного методологического принципа неразрывность веры и знания (35-летие ученой деятельности. 1925. С. 12). Г. доказывал не только «равноправность» христ. науки, но и «ее единственность... в качестве необходимой, жизненной стихии всякой учености, чего бы она фактически не касалась» ( Глубоковский. Акад. проф. Б. А. Тураев. 1923/1924. С. 201).

http://pravenc.ru/text/Глубоковский.html

Нафанаил 1524–1533. Полоцкие, Витебские и Мстиславские: Мисаил 1534. Симеон V 1534–1549. Герман Лигавар-Хребтович 1553–1558. Герасим Корсак 1558. Григорий Волович 1562; не хиротописан. Арсений Шишко 1562–1563. В Мстиславе и Могилеве Под властию митр. Киевских Варсонофий (валах) 1563–1576. Феофан Рпинский 1576–1588. В Полоцке (с 1580 г.): Афанасий Терлецкий 1588–1592. Под властию митр. Московских Полоцкие и Великолуцкие: Трифон Ступишин 1563–1566. Афанасий кн. Палецкий 1566–1568. Антоний 1572. Киприан 1579. Под властию митроп. Киевских Полоцкие, Витебские и Мстиславские: Нафанаил Седлицкий-Белицкий: 1592–1595. Григорий Загорский 1595–1596. Мелетий Смотрицкий 1620–1628. Полоцкие и Витебские: Каллист Дорофеевич Рыторайский 1657–1662. Епископы Полоцкие и Виленские: Смарагд Крыжановский 1833–1837. Архп. с 1836. Исидор Никольский 1837–1840. Кафедра в Витебске Полоцкие и Витебские: Василий Лужинский 1840–1866. Архп. с 1841. Савва Тихомиров 1866–1874. Викторин Любимов 1874–1882. Маркелл Попель 1882–1889. Антоник Державин 1889–1893. Александр Закке-Заккис (латыш) 1893–1899. Тихон Никаноров 1899–1902. Серафим Мещеряков 1902–1911. Никодим Боков 1911. Полтавская, учр. в 1054 г. Кафедра в Полтаве (перенесена в 1847 г. из Переяслава). Епископы Переяславские 42 : Николай I 1054–1072. Петр 1072–1082. Св. Ефрем 1089–1104. Симеон I. Лазарь 1104–1117. Сильвестр 1118 – 1123. Николай II 1123. Иоанн 1123–1125. Марк 1125–1134 . Маркелл 1134–1135. Макарий 1135–1141. Евфимий 1141–1155. Василий 1156–1168. Антоний 1168–1197. Павел 1198–1231. Симеон II 1239. Феодор 1239–1269. Феогност 1269–1279. Епископы Переяславские и Бориспольские: Захарий Корнилович 1700–1715. Кирилл Шумлянский 1715–1726. Иоаким Струков 1727–1730. Варлаам Леницкий 1730–1731. Арсений Берло (валах) 1733–1744. Никодим Скребницкий 1745–1751. Иоанн Козлович 1753–1757. Гервасий Липцевский 1757–1768. Иов Базилевич 1770–1776. Иларион Кондратковкий 1776–1785. Виктор Садковский 1785–1793. Димитрий Устинович 1793–1795. Амфилохий Леонтович 1795–1799.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Петербургское Губернское правление о высылке межевого инженера, для указания правильного размежевания упомянутых наших угодий на будущее лето 1901-м году. В том и подписуемся крестьяне деревни Доможирки, Данила Климанов, а по неграмотности его, и равно и за себя расписался Иван Кириллов, Иван Кузьмин, Гаврила Кириллов, Конон Кириллов, Матвей Моисеев, Николай Григорьев, Егор Фемидов, Кузьма Григорьев, Алексей Екимов, Федор Марков, Степан (Д)Митриев, Анисим Екимов, Никифор Филиппов, Яков Федоров, Симен Никаноров, Иван Фадеев» (орфография и смысл документа сохранены – прим. авт.). В этом же деле содержится прошение в С. Петербургское Губернское Правление по губернской чертежной доверенного от общества крестьян деревни Доможирка Александра Кондратьева Ерофеева с просьбой «о командировании землемера для возобновления межевых знаков дачи Гдовского уезда деревни Доможирка», а также специальный план земель и уставная грамота. Этот план повторяет практически до сажени все расстояния линий, обозначающих земли Троицкой церкви по состоянию на 1784 год. Крестьяне, подлинные имена которых сейчас, спустя 107 лет, вновь зазвучали, в точности представляли себе, где была их земля, где была земля соседей, а где церковная. Межевание крестьянских земель было выполнено землемером Губернской чертежной мастерской Ивановым, о чем свидетельствует запись в журнале Присутствия С. Петербургского губернского правления от 4 марта 1902 года (ЦГИА Спб. Ф. 262, Оп. 5, Д. 1205. Лист 40). Священник Благовещенского храма (на Пискаревке) г. Санкт-Петербурга Дмитрий Пономарев Чем же испокон века занимались жители как деревнм Доможирка, так и других селений чудского побережья? Ведь плодородных земель здесь было мало. Мы не обмолвились еще о том, что Троицкий доможирский храм стоит на самом берегу озера Пейпус, как в древности называли Чудское озеро. Начиная с 1840 года, в этих местах неоднократно бывал академик Г. П. Гельмерсен, который в 1865 году в Санкт-Петербурге издал очерк под названием " Чудское озеро, верховье реки Наровы " .

http://sobory.ru/article/?object=03911

   Не механически душой к душе. -- Ср.: " ...польза (или даже спасение наше) -- не в смешении с народом, и не в практическом каком-нибудь с ним соглашении, а в сходстве с ним, в подражании ему. Спасение не в каких-нибудь деловых, юридических, земских и т. п. соглашениях, или сближениях с народом, а в развитом восстановлении его идеалов, верных и самобытных, но загрубелых в его бедных руках, и потому и нам не всегда достаточно ясных, в идеальном сближении с простолюдином нашим " (Леонтьев К. Указ. соч. С. 63-65).    Как переделать себя стать таким цельным... -- " Раздвоенность наша коренится в общем нашем духовно-нравственном состоянии, и освобождение от неё -- дело всей жизни человека. Молитва содействует уничтожению раздвоенности Подвизающийся должен терпеливо идти своим путём, зная, что единство придёт к нему как желанный результат долгого труда " (Свенцицкий В., прот. Монастырь в миру. М., 1995. Т. 1. С. 73).     " Гром победы, раздавайся "  -- Торжественный полонез О. А. Козловского на слова Г. Р. Державина ( " Хор для кадрили " , 1791), неофициальный гимн Российской империи в начале XIX в. Название было метафорой восторга, радости.    ...должно кончиться катастрофой живём мы накануне... -- О последнем в 1910-1911 Свенцицкий предупреждал неоднократно (напр.: Когда же придёт настоящий день?//Новая Земля. 1910. N 1), но в публицистике никогда не высказывался столь пессимистично, как Лидия Валерьяновна.    ...всегда самого первого голоса слушай. -- " Всякий христианин стоящий перед необходимостью найти в том или ином случае решение, согласное с волей Божией, внутренне отказывается от всех своих познаний, предвзятых мыслей, желаний, планов и внимательно в сердце молится Богу, и первое, что родится в душе после этой молитвы, принимает как указание свыше " (Старец Силуан. Жизнь и поучения. Ч. 1. Гл. 4. О познании воли Божией). " Когда я говорю, надо слушать с первого слова; тогда будет послушание по воле Божией " (Преподобные Оптинские старцы Амвросий и Антоний. М., 2003. С. 21). Иеромонах Кирилл (Никаноров) рассказывал о посещении Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: " Отец Борис [ныне владыка Вениамин] сказал мне: " Слушай первое слово старца -- оно от Бога, второе -- от ума, а третье -- так... " " (Солёный монах//Ежедневные новости. 2000. 18 августа).

http://predanie.ru/book/117060-proza-pes...

Давались и методические указания. Например, при научении молитве преподавателю рекомендовалось заботиться не только о том, чтобы дети затвердили слова молитвы, но и о том, чтобы вызвать в сердце детей те молитвенные чувства, для которых слова молитвы служат выражением. Важно, чтобы объяснение молитв происходило в форме беседы с детьми о душевных их нуждах, которые находят в молитве естественное выражение . В печати появились в целом положительные рецензии на учебник Иоанна Богоявленского. «Материал учебника изложен живым языком, - констатировал один из рецензентов - И. Никаноров, - всё лишнее, загромождающее только память, устранено, основная идея - искупление - проведена с надлежащей ясностью, дающей общую связь всему». Впрочем Никанорову не понравилось, что книга напечатана по новой орфографии. «Увы, книжка обезображена новым правописанием, - возмущался он. - Она развратит детский глаз и ухо. И при всех несомненных её достоинствах подавляющее большинство родителей не могут и не должны давать её в руки своим детям. Развращающих и денационализирующих влияний и без того достаточно» . Протоиерей Сергий Четвериков привлекательною особенностью учебника считал литературность, ясность, простоту, доступность изложения, что, по его словам, не всегда встречалось в учебниках по Закону Божию. Но высказался и о недостатках книги. Связь тех или иных молитв с теми или иными священно-историческими рассказами указана не всегда удачно. Например, почему, спрашивал протоиерей Сергий, молитва «Пресвятая Троица, помилуй нас» должна изучаться в связи с историей грехопадения Давида и его раскаяния? Не с большим ли основанием её можно было бы изучать в связи с грехопадением прародителей. Или почему молитвы «Господи помилуй» и «Святый Боже» нужно изучать вместе с Синайским законодательством? Представитель Педагогического бюро в Эстонии М.И. Соболев сообщал в бюро, что учебник Иоанна Богоявленского получил одобрение архипастырей Православной церкви - митрополита Александра и архиепископа Евсевия. Соболев просил распространить информацию об учебнике через представителей бюро на местах и руководителей учебных заведений, а также опубликовать отзыв в журнале «Русская школа за рубежом» и в Бюллетене бюро .

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/04/...

Святые, вошедшие в Собор Пензенских святых (21 человек), расположены в три ряда. Первый ряд (слева направо): Августин (Беляев), архиепископ Калужский, священномученик ; Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский, священномученик ; Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский, святитель ; Тихон (Никаноров), архиепископ Воронежский, священномученик ; Феодор (Смирнов), епископ Пензенский, священномученик . Второй ряд (слева направо): Николай Прозоров, пресвитер, священномученик ; Феодор Каллистов, пресвитер, священномученик ; Герасим (Сухов), преподобномученик ; Пахомий (Ионов), преподобномученик ; Иоанн Калинин, пресвитер, священноисповедник ; Василий Смирнов, пресвитер, священномученик ; Гавриил Архангельский, пресвитер, священномученик ; Петр Покровский, пресвитер, священномученик . Третий ряд (слева направо): Иоанн Паташев, Кочетовский, блаженный ; Григорий Самарин, диакон, священномученик ; Арефа Насонов, пресвитер, священномученик ; Филарет Великанов, пресвитер, священномученик ; Ева (Павлова), игумения, преподобномученица ; Елена (Асташкина), преподобномученица ; Гермогена (Кадомцева), преподобномученица ; Агриппина Киселева, мученица. В композиции иконы соблюдена симметричность, а расположение святых является логически выверенным. В первом ряду расположены пять архиереев, по центру — святитель Иннокентий Пензенский, который возглавляет Собор Пензенских святых. Это первый пензенский святой и по времени жизни, и по времени канонизации. День его рождения стал днем празднования Собора Пензенских святых. По бокам от святителя Иннокентия располагаются епископы по старшинству. Рядом с архиепископ Иоанном Рижским двое священномучеников, которых он рукополагал в священный сан, — это Августин (Беляев), архиепископ Калужский (в первом ряду) и пресвитер Николай Прозоров (во втором ряду). Во втором ряду — только святые в священном сане: пять священномучеников, два преподобномученика и один священноисповедник — Иоанн Оленевский. В верхнем ряду — младшее священство, единственный диакон Григорий Самарин, три преподобномученицы, а по краям — двое мирян: слева — блаженный Иоанн Кочетовский, справа — мученица Агриппина Киселева.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5820185...

В июле 1915 г. исполнялось 900 лет со дня кончины равноап. кн. Владимира. Митр. сщмч. Владимир 15 июля литургисал в К.-В. с. с 2 викарными епископами, сщмч. Вениамином и Геннадием. Накануне вечером здесь служил старший викарий, еп. Гдовский сщмч. Вениамин. Сщмч. Владимир посетил раненых воинов в лазарете имени прихожан К.-В. с. В день праздника к собору прибыли соединенные крестные ходы, самый многолюдный от Казанского собора возглавлял сщмч. Вениамин. На богослужении присутствовал обер-прокурор Святейшего Синода А. Д. Самарин. В крестном ходе на Иордань, устроенную у Петровского о-ва, участвовали также архиепископы Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский), Воронежский и Задонский Тихон (Никаноров), Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский) и председатель синодального Миссионерского отдела еп. Иннокентий (Ястребов). 1918 г.- 90-е гг. XX в. 28 июля 1918 г. празднование престольного дня возглавил в соборе сщмч. Вениамин, митр. Петроградский. После литургии был совершен крестный ход на М. Неву с молебным пением об избавлении Петрограда от холеры и голода. 27 сент. 1918 г. ЧК арестовала настоятеля собора прот. Леонида Богоявленского, однако он был отпущен по ходатайству рабочих и служащих епархиального свечного завода. Жертвой красного террора в 1918 г. стал соборный староста Д. А. Ильин. 11 апр. 1919 г. в соответствии с требованиями властей был избран приходский совет (двадцатка) К.-В. с. во главе с настоятелем прот. Л. Богоявленским, 13 апр. заключен договор с представителем райисполкома о передаче собора в бесплатное и бессрочное пользование верующим. Праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, в Петрограде впервые был отмечен 9(22) июня 1919 г. митрополичьей службой в К.-В. с. В дек. 1920 г. в соборе был освящен придел во имя Всех Русских святых, устроенный в помещении рядом с притвором. В соборе служили: 2-й свящ. В. Красницкий, 3-й свящ. Михаил Дамаскинский и 3 диакона - Иоанн Вишняков, Андрей Никольский и Николай Захаров. Свящ. В. Красницкий сочетал приходское служение с работой в различных советских орг-циях и даже в частях Красной Армии. Активно функционировал приходский совет собора. По его ходатайству от 29 июля 1921 г. собор был переведен в ранг штатного, настоятеля прот. М. Союзова наградили митрой, а диак. А. Никольский был возведен в сан протодиакона. В 1920 г. Петроградский отдел охраны памятников искусства и старины поставил на учет К.-В. с. как памятник рус. зодчества. В 1921-1922 гг. в соборе неоднократно служил ставший весной 1921 г. викарием Петроградской епархии еп. Ямбургский Алексий (Симанский; впосл. патриарх Московский и всея Руси).

http://pravenc.ru/text/1841580.html

Возможно, этот отказ был самой главной и самой большой ошибкой отца Павла, связанной с его, увы, повышенной «расколобоязнью», своего рода, как это ни странно, своеобразным «неофитством» в Греко-Российской Церкви, которая стала его истинной «первой и последней любовью» . Отец павел Прусский был также автором многих церковно-исторических и историко-богословских творений, часть которых далеко выходит за пределы вопросов раскола. При том, что они все же находятся, так сказать, «в старообрядческом поле»: «Литературная энциклопедия» говорит о нем в числе выходцов из «старообрядческой массы» среди «целой плеяды писателей, идеологически и стилистически родственных Аввакуму». Естественно, что толкования на Апокалипсис занимают у него, как и у большинства этих писателей едва ли не ведущее место. Отталкиваясь прежде всего от учения о духовном антихристе, отец Павел опровергает также и широко распространенное мнение о том, что власть «беззаконного» в последние времена будет распространена на всю Землю. Господь, обещавая церкви своей неодоленность, глаголет: врата адова не одолеют ей  и дабы кто не возмнил, что служители ада, елико хотят, толико и воздвизают на святую церковь свои ухищрения, ища ниспровергнуть ее, Господь разрушает таковое мнение сими глаголы: имам ключи ада и смерти, то есть смерть и ад не столько, сколько они хотят не только то означают, что Господь живит и мертвит, низводит во ад и возводит, но и то, что в его власти попустить, и не попустить гонения на верных, и в какой степени попустить. Всегда, до самого Втораго и Славнаго Пришествия Христова останется и земля, где будет можно и нужно спасаться. Отец Павел пишет это в утешение верным, и из старо- и из новообрядцев. Не безполезны эти его суждения и для нас, живущих в наши предпоследние времена. Они целительны прежде всего для тех, кто поддается излишнему страху, вольно или невольно веруя более в антихриста, нежели во Христа. Мы со своей стороны уповаем, что этой «землей благой» останется наша Святая Царская Русь. 27 апреля 1895 г., в четверг 4-ой седмицы по Пасхе, архимандрит Павел скончался. Накануне отпевания Божественную литургию, у гроба почившего, совершал преосвященный Тихон (Никаноров), епископ Можайский, викарий Московской епархии (будущий свщмч. Тихон, архиеп. Воронежский). Отпевание возглавил сам высокопреосвященный Сергий (Ляпидевский) , митрополит Московский. Похоронили старца, в понедельник – 1-го мая, напротив алтаря Никольского придела главной церкви Никольского единоверческого монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010