12 марта 1895 г. епископ Можайский Тихон (Никаноров) рукоположил его во священники. Через месяц о. Константин был назначен противораскольническим миссионером в г. Богородске и его уезде и определен благочинным на два благочиния — градское Богородское и Павлопосадское. Отец Константин очень быстро завоевал расположение не только православных верующих, но и старообрядцев. Усилиями пастыря, проводившего публичные беседы как в самом городе, так и в селах и деревнях Богородского уезда, возвратились в лоно Церкви многие старообрядцы и сектанты. Отец Константин принимал активное участие в благотворительной деятельности на пользу заключенных, был включен в число обязательных Директоров уездного Отделения попечительного о тюрьмах Комитета и совершал богослужения в тюремном храме до определения к нему штатного священника. Высокопреосвященнейшим Сергием будущий мученик был назначен председателем Богородского Богоявленского Отделения Кирилло-Мефодиевского Братства, с 1897 г. он заведывал Истомкинской церковноприходской школой при фабрике Шибаевых и с 1901 г. состоял в ней законоучителем. Большое внимание о. Константин уделял проблемам религиозного образования и просвещения женщин. Какими будут женщины в стране, говорил он, какова будет их вера и религиозная просвещенность, такими будут и граждане России. Также много внимания уделял он борьбе с пьянством, был членом Богородского комитета народной трезвости. При всех своих обширных начинаниях о. Константин находил время и для своей большой, дружной семьи. Дети — а их было семеро — воспитывались строго в православном духе. При наступивших после 1917 г. гонениях на Церковь Христову о. Константин был арестован. Его арест, возможно, вызвало событие, знаменательное для всего православного населения края и ненавистное для власти того времени. Вот что писали «Московские церковные ведомости» 11, 1918 г.): “12–13 мая в Богородске происходило церковное торжество, устроенное по инициативе приходского совета Богоявленского собора православным населением города и 85 окрестных сел. Вечером, 12 числа из Москвы прибыли в Богородск: Святейший Патриарх Тихон, митрополит Владимирский Сергий, архиепископы Кишиневский Анастасий, Коломенский и Можайский Иоасаф, Американский Евдоким, епископы Уральский Тихон, Серпуховский Арсений и Верейский Сильвестр с многочисленным столичным духовенством.

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

На летнюю сессию вызваны были экзарх Грузии архиепископ Платон (Рождественский), архиепископ Ярославский Агафангел (Преображенский), епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), епископ Самарский Михаил (Богданов), протопресвитер Николай Любимов, настоятель Успенского собора Московского Кремля, профессора протоиереи Александр Смирнов и Александр Рождественский , протоиерей Феодор Филоненко. Ни беспринципных карьеристов, ни церковных революционеров, подобных Б. Титлинову, не оказалось и в новом составе Синода, но некоторые из его членов известны были своим либерализмом. Протоиереи А. Рождественский , Ф. Филоненко, А. Смирнов поддерживали отношения с откровенно обновленческой группировкой «Союз демократического духовенства и мирян». Духовный путь епископа Уфимского Андрея был неровен: когда-то он увлекался теософией и спиритизмом, печатался в оккультных журналах, в 1905 г. увлекся политической борьбой, поддерживал эсеров. В 1917 г. он один в российском епископате искренне и всерьез связывал надежды на оздоровление церковной жизни с февральским переворотом. До приезда архиепископа Платона новый Синод возглавлял архиепископ Сергий, постоянный член всех последних его составов. Тем временем «Всероссийский церковно-общественный вестник» все безудержнее проповедовал новые идеи, которые на деле оборачивались призывом к разрушению канонического строя Церкви, к бунту против преемственной от апостолов иерархии. По всей стране созывались епархиальные съезды духовенства и мирян, куда выбирались делегаты от земств, от военных организаций, от Красного Креста. Обескураженные и сбитые с толку круговертью событий, подстрекаемые пропагандой «Вестника», участники съездов выносили резолюции о недоверии епархиальным архиереям, в Синод направлялись петиции с требованием ввести выборность епископата. 29 апреля Святейший Синод объявил о начале подготовки к созыву Поместного Собора и о введении выборного начала на всех уровнях церковного управления, в том числе и при замещении архиерейских кафедр. Во многих епархиях выборы проходили в нецерковной обстановке, обновленческие настроения охватили часть мирян и клириков, особенно псаломщиков, пономарей. В церковной печати раздавались призывы ввести белый епископат и даже вовсе отменить институт монашества. При таком помрачении церковного сознания многие из достойных иерархов оказались неизбранными. На покой увольнялись архиепископы Черниговский Василий (Богоявленский), Калужский Тихон (Никаноров), Харьковский Антоний (Храповицкий) . Архиепископ Нижегородский Иоаким (Левицкий) был даже арестован и некоторое время содержался в заключении. Увольнение архиепископа Владимирского Алексия (Дородницына) оправдывалось его прежней близостью к Распутину, остальных обвинили, как водится, в приверженности старому строю.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Ну вот и проболтался!.. Не умею долго сохранять таинственность. Разрешите представить главного моего героя – Николая Ивановича Никанорова. Так кто же он такой? Быть может, деятель науки, искусства, культуры? А может, начинающий революционер? Нет, все намного проще! Но об этом далее… Той весной я заканчивал последний, пятый курс высшего учебного заведения, и решил искать себе работу на время написания диплома. Именно работу, ибо призвание свое я тогда уже, как мне казалось, нашел и представлял. Замечательно, что работа и призвание –совершенно разные понятия, порой в человеческой жизни пересекающиеся, но в большинстве случаев (по моим наблюдениям) отстоящие далеко друг от друга. Хорошо это или плохо? Не могу дать ответа, наверное, его и нет. Но однозначно нехорошо и печально, когда человек так и не находит в своей жизни призвания, и пометавшись поначалу затем успокаивается, впадая в уныние и раздражительность… В тот день я шагал, вдыхая уже весенний сладостный воздух, на собеседование в одну из фирм стажером по своей специальности. Шагал и смотрел то на снежок, который вот-вот должен был начать таять и пускать свои журчащие ручейки, то на деревья, готовящиеся воскреснуть к жизни после зимнего сна, как увидел знакомое лицо: − Отец Иоанн! Как я рад Вас видеть! − Игорек, неужто это ты?! Здравствуй, дорогой. Как жизнь, как успехи? Мы поздоровались. Ох, как я не люблю вопросы, начинающиеся на слово “как”! Сколько ж нужно изворачиваться каждый раз, чтобы ответить на них что-нибудь оригинальное!.. Когда мне было семнадцать лет, я прислуживал некоторое время в алтаре храма, где отец Иоанн был вторым священником. Настоятелем же был муж подруги моей тети, к которой я тогда переселился в связи с печально-трагической гибелью моих любимых родителей в автомобильной катастрофе. Для меня это был очень большой удар, так что послушание действительно меня немного успокоило и отвлекло от переживаний. Тетя Катя и дядя Валера были все время в суете, в движении, собственных детей у них не было, и я практически остался тогда один. А сейчас я очень обрадовался, увидев отца Иоанна после стольких лет еще более возмужавшим и все так же положительно-мажорно настроенным, ведь расставались мы с ним большими друзьями. Я рассказал ему сколько можно подробно о моих приключениях за прошедшее время, рассказал и о теперешнем направлении курса моей жизни, и куда собственно я иду в данный момент.

http://pravmir.ru/nikolay-nikanorov-rass...

Надежда на Бога сменялась отчаянием: 270 000 надо внести в ноябре… — откуда их взять? Такую огромную сумму у кого просить? И кто сможет справиться с этим труднейшим и сложным делом — осуществить покупку имущества, а потом им управлять? Я не считал себя опытным хозяином. Тут впервые возникла мысль вызвать из Берлина настоятеля Тегельской церкви архимандрита Иоанна Леончукова [  ]. В бытность свою председателем всех свечных заводов Русской Церкви, о.Иоанн приобрел большой хозяйственный опыт и не раз был командирован за границу для покупок воска и проч. Я вызвал о.Иоанна в Royat. Он успокаивал меня, но, по–видимому, в душе сомневался не меньше, чем я. Кое–как докончив курс лечения, я вернулся в Париж и тотчас образовал комитет по изысканию средств для приобретения Подворья. Председательство взял на себя князь Б.А.Васильчиков, членами вошли: архимандрит Иоанн, протоиерей Георгий Спасский, князь Г.Н.Трубецкой, Осоргин, Вахрушев, Каштанов, Шидловский, Ковалевский, граф Хрептович–Бутенев, Никаноров, Липеровский, Аметистов. Комитет собирался то у меня, то у Вахрушева. Отношение к задуманному делу в русском обществе было различное: люди деловые, финансисты, смотрели на покупку, как на неосмотрительный шаг, а люди с преобладанием идеализма над практическими соображениями стояли за дерзание. С.Н.Третьяков, прежде чем высказаться «за» или «против» покупки, послал архитектора от Торгово–промышленного комитета осмотреть здание; тот дал заключение неутешительное: разрушения велики, ремонт будет стоить дорого. Третьяков высказался против приобретения усадьбы. Несмотря на разногласия, сбор пожертвований начался, — и деньги потекли… Э.Л.Нобель пожертвовал 40 000 франков, А.К.Ушков — 100 фунтов, М.Н.Гире внес единовременно тоже крупную сумму и т. д. Посыпались и мелкие пожертвования: от различных эмигрантских объединений и от отдельных лиц; бедные рабочие, шоферы несли свои скромные трогательные лепты. Много было пожертвований от «неизвестного» [  ]. Стал нарастать подъем. Дамы приносили серьги, кольца… Казначей Шидловский едва успевал писать квитанции на все эти взносы и приношения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Свящ. И.В.Никаноров Петропавловской, в Лефортове, церкви, священника И.Д.Можарова: Свящ. И.Д.Можаров И.Павлов —27— 135. Покровской (Грузинской), на Воронцовом поле, церкви, священника Зубавина: М.Капцова Л.Быльев Преображенской, в Преображенском, церкви, священника С.Г.Соколова: Κ.П.Беляев Трехсвятительской, на Кулишках, церкви, Протоиерея В.С.Пятикрестовского: Прот. В.С.Пятикрестовский Крестовников Троицкой, в Сыромятниках, церкви, священника И.И.Святославского: Свящ. И.Святославский «Утоли моя печали», при Александровской общине сестер милосердия, церкви, священника А.В.Озерецковского: Свящ. А.В.Озерецковский Дьякон A. H. Р. Ивановского сорока 2 отд. Алексиевской, на Малой Алексиевской ул., церкви, протоиерея В.А.Красновского: Прот. В.А.Красновский Васильевской, в Новой Деревне, настоятеля ο. И.Ключарева: Церковь и причт Воскресенской, в Гончарах, церкви, священника Μ.Г.Городенского: Свящ. Μ.Г.Городенский —28— 143. Мартина Исповедника церкви, протоиерея А.И.Молчанова: Прот. А.И.Молчанов Никиты Мученика, за Яузой, церкви священника В.П.Павлова: Николаевской, на Болвановке, церкви, протоиерея В.А.Орлова: Н.М.Коликов Николаевской, в Котельниках, церкви, священника Η.Ф.Черткова: Свящ. Η.Ф.Чертков Николаевской, в Кошелях церкви, священника К.Д.Всехсвятского: Свящ. К.Д.Всехсвятский Николаевской, на Воронцовой ул., церкви, священника ο. А.Вознесенского: Свящ. А.Вознесенский Петропавловской, у Яузских ворот, церкви, священника В.И.Цветкова: А. П. С. Сергиевской, в Рогожской Слободе, церкви. Свящ. С.П.Полиевктов Сорокосвятской, у Новоспасского монастыря, церкви, свящ. о. М.Соловьева: А.И.Бусурин Стефана Архидьякона церкви, священника И.В.Красновского: С.Н.Баленков —29— 153. Троицкой, в Серебряниках, церкви, священника А.Д.Харитонова: Свящ. А.Харитонов Успенской, на Крутицах, церкви, священника Ф.Д.Воздвиженского: Свящ. Ф.Д.Воздвиженский Пречистенского сорока I отд. Суханов Бахрушина Богомолова Александровской, в Александровском военному училище, церкви, протоиерея Η.П.Добронравова:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В три большие колокола звон производится качанием посредством Повсему видно, что колокольня эта современна Успенской церкви. Рядом с колокольней устроена часовая башня " . (Из книги " Первоклассный Псково-Печерский монастырь " . Остров, 1893. С.: Имеется ввиду очепной способ звона. Псково-Печерский монастырь является единственной в России обителью, где этот способ используется и в наши дни. Более подробно о звоннице и колоколах Псково-Печерского монастыря можно прочитать в книге: Никаноров А.Б. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря. Спб., 2000 Очепные колокола Псково-Печерского монастыря В дополнение к приведенной выше статье следует добавить, что в ней описании допущен ряд серьезных неточностей. Согласно данным Никанорова А.Б., надпись на полиелейном колоколе читается так: «Божиею милостию и поспешением Пресвятой Богородицы помощию преподобных отец Антония и Феодосия Печерских и святых великомучеников сорока иже в Севастии в лето 7066 (1558) маия 21 дня на память святых равноапостольных царя Константина и христолюбивыя матери его Елены слит бысть колокол сей во области Святой Троицы в обитель Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии честнаго и славнаго Ея Успения в Печерский монастырь, при державе царствия благовернаго и христолюбиваго царя и государя, великаго князя Ивана Васильевича Всея Руси, при архиепископе Великаго Новагорода и Пскова Пимене, повелением игумена Корнилия яже о Христе с братиею, а делаша мастеры псковичи из-за Великих ворот Козьма Васильев сын да Логин Семенов сын. Слава Свершителю Богу. На великопостном: «Божиею милостию пособием и помощию Святыя Живоначальныя Троица лета 7049 (1541) месяца ноембрия в 21 день слит колокол сей при державе царства благовернаго и христолюбиваго великаго князя Ивана Васильевича царя и державца Всея Руси Владимирскаго, и Московскаго, и Новгородскаго, и Псковскаго, и Смоленскаго, и Тферскаго, и Югорскаго, и Псковскаго, и Смоленскаго, и Болгарскаго и инех, а делали мастер Тимох Андреев, сын Псковитин».

http://sobory.ru/article/?object=01980

Более многочисленны в 20-м томе статьи по библеистике. Среди материалов этого профиля следует отметить, прежде всего, обширные публикации, посвященные Посланию св. апостола Иакова и т.н. Протоевангелию Иакова, одному из раннехристианских апокрифов. В том также вошли статьи о ветхозаветном патриархе — св. праотце Иакове (Израиле) и одном из вождей еврейского народа — Зоровавеле. Также здесь присутствует статья «Земля Обетованная». Теме православного богослужения посвящен ряд статей 20-го тома, из которых наиболее крупной является публикация «Знаки праздников месяцеслова» (автор — А.А. Лукашевич). Тема церковного пения представлена в новом томе энциклопедии несколькими важными материалами, касающимися знаменного распева и знаменной нотации (автор — И.Е. Лозовая). Отдельная статья посвящена знаменному многоголосию. В том также вошла публикация о священнике Василии Зиновьеве, крупном русском церковном композиторе и регенте конца XIX — начала ХХ в. Обширный материал посвящен истории формирования и особенностям традиции церковного звона, его подготовил А.Б. Никаноров. Этому же автору принадлежит статья «Звонарь». 20-й том «Православной энциклопедии» содержит значительный по объему комплекс статей, отражающих тему церковного искусства. Здесь можно ознакомиться с материалами, посвященными творчеству выдающегося русского зодчего 1-й половины XVIII в. Михаила Земцова и одному из наиболее древних церковных зданий на территории современной России — Зругскому храму XI в. (Северная Осетия). Отдельная статья рассказывает о выдающемся памятнике византийского церковного искусства — монастыре Иакинфа в Никее и его Успенскому храму, знаменитому своими мозаиками, которые, к сожалению, были уничтожены турками в 1920-е гг. В томе также содержатся статьи, повествующие о жизни и творчестве знаменитых русских иконописцев XVII в. Георгия Зиновьева, Карпа Золотарева, Федора Зубова и его сыновей Ивана и Алексея. Из статьи об архимандрите Зиноне (Теодоре) можно получить представление о творчестве этого крупного представителя современной русской иконописи. Статья «Александр Иванов» посвящена знаменитому русскому художнику XIX в., автору одного из самых известных произведений отечественной религиозной живописи — картины «Явление Христа народу».

http://patriarchia.ru/db/text/680016.htm...

Протоиерей Михаил Иванович Херасков Скачать epub pdf Михаил Иванович Херасков родился 1 октября 1836 г. в селе Кучках, Юрьевского уезда, Владимирской губернии, где отец его был священником. Никанор – был священником церкви села Менчакова. В 1810 году у него родился сын Иван, который в 8 лет был отдан в Суздальское духовное училище. В то время фамилий у большей части духовенства не было, и Иван Никаноров сын, получил фамилию от смотрителя училища протоиерея Смирнова, который собственноручно написал: «Принят, и прозван Херасков» в честь поэта М. М. Хераскова за успехи в литературе. В 1832 году Иоанн Никанорович Херасков окончил семинарию по первому разряду, со званием студента (немногим более десятка лучших учеников получали это звание). В 1833 году он был рукоположен к Троицкой церкви погоста Николы-Гор, в то время находившейся в Юрьевском уезде, позднее – в Суздальском (ныне в Ильинском районе Ивановской обл.). В 1834 году он был переведён к Архангельской церкви с. Кучки (ныне Юрьев-Польский район Владимирской обл.), на родину своей жены Евдокии Борисовны. Старший брат Александр окончил курс в Московской Академии и умер смотрителем училища в г. Ананьеве, а брат Иван окончил курс С.-Петербургской Академии и умер преподавателем Донской семинарии. Раннее детство Михаила Ивановича прошло в семье родной его бабушки Анны Васильевны в с. Никульском, Владимирского уезда. Здесь он научился читать и писать и познакомился с Священной историей. Когда бабушка привезла семилетнего внука к отцу, то мальчик весьма толково рассказал историю о судии Сампсоне, а в церкви прекрасно прочитал шестопсалмие. Несколько более привольная жизнь в качестве «любимчика», может быть – иногда излишнее баловство со стороны бабушки, невольное снисхождение к естественным детским шалостям, – все это однако не наложило особой печати на развитие Миши среди других его братьев, воспитывавшихся дома: он, как и братья, оказался, при природной даровитости, весьма скромным, прилежным мальчиком, и при том очень способным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Из святынь Алексеево-Акатова монастыря особенно почиталась чудотворная икона Божией Матери, именуемая Троеручицей, впоследствии в годы гонений, утраченная. Главная святыня обители – икона Божией Матери «Живоносный Источник» афонского письма первой половины XIX в. Образ неоднократно мироточил: первый раз это чудесное явление было замечено 7 сентября 1992 г., накануне праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Почитаются в монастыре иконы Пресвятой Богородицы «В скорбех и печалех Утешение» (также мироточившая), вмч. и целителя Пантелеимона (с частицей мощей), свт. Питирима Тамбовского (с частицей мощей), в 1997 г. эта икона чудесным образом обновилась. Среди святынь обители – иконы с частицами мощей: свт. Николая Чудотворца, прп. Серафима Саровского, свщм. Петра (Зверева), архиеп. Воронежского, вмц. Варвары, прп. Харитона Исповедника. В храмах монастыря находятся старинные иконы ап. Андрея Первозванного (XVII в.), Онуфрия Великого (XVII в.), праведного отрока Артемия Веркольского (XVIII в.), Иверская икона Божией Матери с клеймами (нач. XIX в.). Драгоценными святынями обители являются ковчег с частицами мощей свт. Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и преподобных Кирилла и Марии Радонежских, а также три других ковчега с частицами мощей более 70-ти угодников Божиих, старинная Плащаница Спасителя, пелена с гроба свт. Митрофана Воронежского, часть камня, на котором молился прп. Серафим Саровский. Особо следует сказать о некрополе монастыря, куда в 1993 г. с Коминтерновского кладбища были перенесены честные останки архиереев, управлявших Воронежской Епархией в XVIII - нач. XX в.в.: митрополита Пахомия (Шпаковского), архиепископа Арсения (Москвина), архиепископа Серафима (Аретинского), Архиепископа Вениамина (Смирнова), архиепископа Анастасия (Добрадина). Достоверно известно, что здесь же погребен священномученик архиепископ Тихон (Никаноров). Могилы архиереев находились первоначально на кладбище Митрофановского монастыря, закрытого в 20-е г.г. и разрушенного в годы Великой Отечественной войны, а в 1956 г.

http://sobory.ru/article/?object=00822

86 Судья Лазов Сергей Алексеевич, непременный член Ломжинского присутствия по крестьянским делам. 91 В сентябре 1899 года на Минскую кафедру назначили епископа Михаила (Темнорусова): епископом Витебским был Тихон (Никаноров). 93 Костромитинов СИ.; о нём см.: Александр (Немо.ювский). Памяти о. Сергия Коетромнтинова//АПВ, 1915. т. XIX, 8, с. 127: Павел Страж Ситкинского собора. (Памяти о. С.И. Костромитинова)//АПВ, 1915. т. XIX. 11, с. 175–178. 95 Из рапорта Комиссии по приисканию и покупке земли для православного храма в Нью-Йорке Его Преосвященству, Преосвященнейшему Тихону. Епископу Алеутскому и Аляскинскому, Милостивейшему Архипастырю и Отцу от 1/13 сентября 1899 г. за 798: «...Комиссия нашла необходимым вступить в немедленные переговоры с собственником земли, при посредстве обычных в таких случаях агентов. Стоимость участка была определена в 36 тысяч долларов, о чем О. Председатель Комиссии имел честь телеграфировать Вашему Преосвященству с просьбой разрешить ему эту покупку, на что последовало соизволение Ваше, при условии соблюдения положенных законом формальностей» (РГИА, ф. 799, оп. 25. год 1897. д. 226, л. 44 об. – 45). 96 См.: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона: Первые годы служения епископа Тихона в Соединенных Штатах Северной Америки/Сост. A.B. Попов. СПб., 2008. С. 59–60. 97 Здесь имеется в виду отношение преосвящ. Алеутского на имя обер-прокурора от 9 сентября 1899 г. за 53 (РГИА. ф. 799. оп. 25, год 1897, д. 226, л. 41–43об.). 98 Отношение преосвящ. Алеутского на имя обер-прокурора от 28 февраля 1899 г. за 11 (РГИА, ф. 799, оп. 25, год 1897. д. 226, л. 31–31об.). 99 Зотиков И.И., второй священник русской Свято-Николаевской церкви в Нью-Йорке (о нем см.: Пастырский юбилей//АПВ, 1905, т. IX, 10, с. 193–195). 103 Иван Марухняк, студент Петербургской академии; в 1900 году за кандидатское сочинение «Религиозно-философское мировоззрение В.Д. Кудрявцева» был поощрен денежной премией в размере 30 рублей (Журналы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной Академии за

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010