Впоследствии, во время сражений за город, большевики живыми закопали нескольких насельников этого монастыря, и архиепископ Серафим всю жизнь вспоминал стоны мучеников, доносившиеся из-под земли . Коснулась Воронежа и кампания по осквернению святых мощей. 28 января 1919 года были вскрыты мощи святителя Тихона Задонского, 8 февраля 1919 года – мощи святителя Митрофана Воронежского. Не пощадили новые власти и Воронежскую духовную семинарию. В марте 1918 года почти всё здание семинарии (кроме ректорской и инспекторской квартир, а также части классов) было занято красноармейцами. Занятия прекратились, а сам архимандрит Серафим был отпущен в отпуск, который провел в Задонском монастыре. В апреле здание семинарии пострадало в ходе столкновений между красноармейцами и анархистами, а в июле было объявлено, что все помещения реквизируются и в них будут размещены различные организации. Вернувшись в Воронеж в августе 1918 года, архимандрит Серафим вместе с прихожанами семинарского храма подал жалобу в облисполком. Конечно же, письмо не подействовало на безбожников и ничего не изменило . В 1919 году архиепископ Воронежский Тихон (Никаноров) порекомендовал архимандрита Серафима для архиерейской хиротонии в Московской епархии. Однако патриарх из-за отсутствия вакансий в Московской епархии предложил рукоположить архимандрита Серафима в викарного епископа в Воронеже . В первой половине октября 1919 года войска генерала А.И. Деникина взяли Воронеж – и православное духовенство города смогло наконец вздохнуть свободно. Однако инициатива вскоре перешла к большевикам, и в конце октября Воронеж вновь был в руках красных. Архимандрит Серафим в тот момент искренне колебался, не зная, как ему поступить – уйти на юг с армией Деникина или остаться в Воронеже. По-видимому, в таких же сомнениях находился и брат отца Серафима – иеромонах Сергий, рукоположенный 19 мая (1 июня) 1916 года в Митрофаниевском монастыре и также служивший в Воронеже. В значительной степени на решение архимандрита Серафима покинуть Россию повлиял прозорливый старец Аарон. «Не беспокойся, ты попадешь в хорошую сторонушку», – сказал старец о дальнейшей судьбе отца Серафима. «Как же мне понимать ваши слова?» – спросил архимандрит. «Попадешь – узнаешь», – был ответ старца . Мать будущего архипастыря, понимая, что большевики в случае захвата Воронежа не пощадят ее сыновей, умоляла их уходить. На прощание она благословила архимандрита Серафима иконой Богородицы со словами: «Поручаю тебя Покрову Божией Матери» .

http://pravoslavie.ru/71288.html

Не входя в подробный анализ отмеченных суждений, нужно сказать, что в них так ясно сказывается свобода и широта мысли, мужественность и прямота суждения, не связанные никакими усложнениями, что остается только приветствовать эту свежую и здоровую струю. И. Никаноров Извещение от Православно – Миссионерского Книгоиздательства Православно-Миссионерское Книгоиздательство извещает всех своих сотрудников, подписчиков и читателей, что оно переходит на Сергиевское Подворье, в Париж, куда и надлежит обращаться с 1 мая 1931 г. по всем делам сотрудничества, распространения и выписки книг, а также возврата подписных листов сбора пожертвований на миссионерское дело – по адресу: Ieromonah Ioann. Institut Orthodoxe. 93, rue de Crimée. Paris (19). France. Список изданий Π. M. К. изданных в г. Белая Церковь , Королевства Югославии (1928–1931 гг.) 1 . Из Дневника о. Иоанна Кронштадтского . 2 . 200 Глав преп. Иоанна Лествичника . 3 . «Пламень вещей», преп. Исаака Сирина . 4 . Акафист к Причащению св. Христовых Таин. 5 . Святоотеческое толкование на Евангелие. Вып. 1. 6 . Православно-Осведомительный и Православно-Миссионерский Листки. 7 . «Моя Первая Священ. История». Дет. Церк. Библ. 8 . Заповеди Божьи в разс. Вып. I. Дет. Церк. Библ. 9 . Заповеди Божьи в разс. Вып. II. Дет. Церк. Библ. 10 . Сборник для сознательного участия мирянина в богослужении. 11 . Беседа преп. Серафима с Мотовиловым о целях христианской жизни. 12 . Видения Св. Ермы. 13 . О Предопределении. Святителя Илии Минятия . 14 . «Запись об о. Иоанне Кронштадтском и об оптинских старцах» – о. В. Ш. (из личн. воспом.). 15 . « Церковь и Мир» (очерки). Иеромонах Иоанн. 16 . О Св. Причащении. Святителя Илии Минятия . 17 . Исповедь (два примера исповеди). 18 . Об Исповеди. Из поучений Свят. Илии Минятия . 19 . Поклонение Св. Христовым Тайнам. Св. Дмитрия Ростовского . 20 . «Слово в мире». Сборник, посвященный русскому первопечатнику диакону Иоанну Федорову. 21 . Ежедневная молитва старца Парфения (2 издания). 22 . Краткий Словарь Церк.-Слав. слов, слышимых в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

− Молодец, Игорь, молодец! А мне вот храм на днях дали, а там помощника совсем нету. Так что можешь приходить на выходных, как время будет, тряхнем стариной! – весело сказал он. − А ну его, отец Иоанн, этого стажера! Возьмите меня к себе, пока я диплом пишу, − вдруг вырвалось у меня. Отец Иоанн даже заметно изменился в лице. Скажу, что я никогда не принимаю скоропалительных решений, и теперешняя моя выходка не стала исключением, ибо я внутренне давно был готов к подобному шагу и лишь ждал удобного случая. Но отец Иоанн поступил мудро: − Давай, Игорь, ступай на собеседование, с тебя не убудет. А если что надумаешь, приходи в выходные – обсудим. Я так и сделал: собеседование было дрянное (впрочем, как я предполагал), и с воскресенья я стал трудиться у отца Иоанна. Из имеющегося небольшого храмового бюджета он выцедил мне зарплатку (“на чай”, как он сам выразился), и я, засучив рукава, принялся за дело… Вот здесь и появляется Николай Иванович. Скорее всего, пересеклись и познакомились мы с ним в это самое первое мое воскресенье, однако я, повторюсь, момента этого не помню. Помню уже, как мы вместе шутили, смеялись, беседовали о жизни и о всяких пустяках, и, конечно же, работали. Итак, я торжественно открываю занавес: Николай Иванович работал у нас дворником. Да, дворником! Но хоть и дворником, а дворник Николай Иванович был не простой, а с изюминкой – с дипломом о высшем образовании. Лет он был чуть более шестидесяти (ровесник моего отца), с седыми уже, не длинными волосами, среднего роста и крепкого телосложения. В его распоряжении находился целый храмовый подвал (храм был деревянный, построенный лет пятнадцать тому назад), где находилось много интереснейших вещей и всяких всячин. Интерес, может быть, представляли даже не сами вещи, а вся эта подвально-таинственная атмосфера, окружающая их и наполняющая собою подвал, атмосфера с легким запашком подклетной сырости. Ох, сколько времени провел я в этом месте! Дело в том, что вскоре отец Иоанн попросил меня учинить перепись всех храмовых икон, а огромная их часть оказалась в подвале, причем в очень бедственном состоянии, и это еще более сблизило нас с Николаем Ивановичем…

http://pravmir.ru/nikolay-nikanorov-rass...

В 1913 году митрополит Макарий получил чудесное исцеление по молитвам св. праведного Иоанна Кронштадтского, с которым его связывали тесные духовные узы. Владыка около шести лет страдал болезнью кожи. «Сухая экзема превратилась затем в мокрую, переходила с одной части тела на другую: со ступней ног на голени, оттуда поднималась все выше и выше, поражая руки и спину. Особенно беспокоила болезнь меня ночью: нужно было вставать в полночь, снимать бинты, старую мазь стирать, смывать, новую намазывать на больные места и опять бинтовать. Так продолжалось до 20 декабря 1913 г. В тот день я приглашен был в Ивановский монастырь служить литургию в усыпальнице, где погребено тело свято чтимого пастыря и молитвенника. После обедни по обычаю была отслужена панихида у гробницы почившего. Я просил исцеления. С того же дня началось и мое освобождение от мучительного недуга… Приготовленные на всякий случай снадобья остались без употребления. Тогда мне понятно стало, что со мной совершилось чудо милости Божией по молитвам того, кто еще при жизни прославился как чудотворец». После образования Временного правительства начинается грубое вмешательство революционной власти в жизнь Церкви. Эта политика проводилась через назначенного 4 марта обер-прокурора В. Н. Львова, впоследствии порвавшего с Православной Церковью и присоединившегося к обновленческому расколу. Были смещены с занимаемых ими кафедр как «консерваторы» и «монархисты» видные архиереи: митрополит Петроградский Питирим (Окнов), священномученик архиепископ Тверской Серафим (Чичагов), священномученик архиепископ Калужский Тихон (Никаноров), священномученик епископ Черниговский Василий (Богоявленский) и другие. Св. Синод постановлением от 20 марта 1917 года решил уволить за преклонностью лет на покой митрополита Макария Московского. Этому решению предшествовали грубые действия обер-прокурора Св. Синода В. Н. Львова. Владыка Макарий сам рассказал о тех мерах воздействия, которые были применены к нему, чтобы получить от него прошение об уходе на покой: «Такое давление совершалось дважды.

http://pravoslavie.ru/put/061025170209.h...

Участвовавший на Поместном Церковном Соборе в качестве почётного гостя американский епископ Блэйк произносит прощальное приветственное слово Собору, ввиду своего неотложного отъезда из Москвы. Митрополит Пётр отвечает ему благодарственной речью. Заседание заканчивается молитвой. Протокол заседания второго Всероссийского Поместного Собора 1923 года (Понедельник, 7-го Мая, 1923 года). После молитвы, докладчиком по очередному вопросу «О духовной эмиграции», выступают архиепископ Александр (Введенский) и протопресвитер Владимир Красницкий. Архиепископ Введенский излагает перед Собором историю Российской церковной эмиграции. Вслед за генералами, – говорит Введенский, – бежали и русские церковники, кровно связанные со свергнутым самодержавным строем. Бежали такие видные представители духовенства, как Антоний Храповицкий , архиепископ Евлогий, Востоков и др. Там они являлись активными участниками контр-революционных выступлений, благословляя белогвардейщину на кровавый бой с Советской Властью. Эти контр-революционные выступления нашли яркое выражение в Карловицком соборе, где высказывались мысли, что церковь – армия, а духовенство – офицерство. Постановления собора, получившие одобрение Тихона, проникнуты ненавистью к восставшему народу и рабоче-крестьянской власти. Такие же съезды были в Висбадене и Париже. Этим заграничная церковная эмиграция окончательно дискредитировала церковь . Всероссийский Церк. Собор, – говорит оратор арх. Введенский, – должен заявить во всеуслышание горячий протест этой церковной провокации и сказать всем участникам церковной контр-революции: «Мы не ваши и вы не наши. Мы политически честны, вы же политически бесчестны Доклад протоиерея В.Д. Красницкого В мою задачу входит представить документальные данные заграничной контр-революции, укрывшейся под церковными сводами и организовавшей борьбу против Революционной Советской России. 8 ноября 1921 года в сербском городе Карловицах собирались бежавшие за границу представители крупного землевладения и высшие православные иерархи – председатель Высшего Монархического Совета Н.Е. Марков, член того же Совета Н.И. Масленников, Бессарабский предводитель дворянства A.M. Крупенский, граф В.А. Бобринский, член Государственной Думы H.H. Львов, сотрудник «Нового времени» профессор Локоть, быв. обер-прокурор Св. Синода князь Ширинский-Шихматов, бывш. обер-прокурор Синода Волжин, быв. пред. сов. министров Трепов, наказной атаман войска Донского Грабе, журналист Никаноров, адмирал князь Путятин, прокурор Ненароков, Квасков, Скаржинский, Бербель, Солнцев, редактор «Колокола» В.М. Скворцов, прот. Востоков, генерал Васильев, граф Граббе, граф Апраксин, настоятели церквей Парижа, Берлина, Рима и Лондона, от армии генерал Врангель, генералы Эк, Арангельский, Бобрович и Никольский. Митрополит Антоний, Архиепископ Евлогий, Епископ Вениамин, Епископ Анастасий, Серафим и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, 30 ноября 1636 г. певчие дьяки большой станицы – вершник Иван Семенов, демественник Конон Фёдоров, другой станицы – путник Василий Никитин и нижник Иван Прокофьев получили особые царские подарки – по 8 аршин камки червчатой-травной по 26 алтын по 4 деньги аршин за то, что „пели демеством в церкви нерукотворенного Спасова образа Господа на сенех“ 2277 . При сём вершник Иван Семенов к прежней даче 20 марта получил, по государеву повелению, ещё 2 аршина камки адаматки червлёной по 23 алтына по 2 деньги аршин „за демественной спускной переход“ 2278 . Точно также в 1643 г. 21 окт. певчий дьяк другой станицы Григорий Панфилов получил 5 аршин тафты по 22 алт. арш. за то, что в 1642 г. и 1643 г. с певчими дьяками первой станицы исполнял Софийский перенос 2279 . При царе Алексее Михаиловиче искусство певчих также не оставалось без поощрения. Так, в 1646 г. певчий дьяк – вершник Иван Никаноров получил 8 аршин камки по 25 алтын аршин за исполнение крестных стихир 1-го марта 1646 г. 2280 . Певчие дьяки второй станицы Семён Денисов и Михаил Меркульев получили по 5 арш. тафты зелёной – по 23 алт. аршин за исполнение софийского переноса вместе с певчими дьяками первой станицы – Денисов 24 августа 1648 г., при освящении церкви Св. Петра митрополита, в селе Коломенском, а Меркульев – 11 янв. 1649 г. в Саввинском монастыре 2281 . Но, кроме случаев поощрения за искусство, государевы —278— певчие дьяки не оставались без вознаграждения и во многих других случаях, когда они в исполнении своего долга выходили, так сказать, за пределы своих обязанностей и потому являлись в глазах и самих певчих и государя заслуживающими особого пожалования за службу. Все подобного рода случаи представлялись как бы относящимися к частной службе певчих и потому давали им повод самим просить о вознаграждении, а царям удовлетворять их просьбу. Так, в 1625 г., по случаю бракосочетания царя Михаила Феодоровича, певчие дьяки второй станицы обратились к царю с челобитной о даче им награды за участие в сём торжестве „по книгам“ против того, что дано было певчим первой станицы и певчим патриарха при венчании царя Василия Ивановича 2282 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В этот приезд архиепископ Анастасий снова виделся с митроп. Евлогием, уговаривая его вернуться в Зарубежную Церковь для чего предпринять поездку в Ср. Карловцы. Последний в конце концов согласился, если ему будет обезпечен благожелательный прием. Владыка Анастасий доложил об этом Архиерейскому Синоду и телеграфировал митр. Евлогию, что таковой братски его встретит. Но темные силы в Париже не допустили и этот раз возстановления единства Заруб. Церкви. Газета «Послед. Новости» поспешила опубликовать отрицательный ответ митроп. Евлогия, посылаемый архиеп. Анастасию. Публицист И. Никаноров писал в «Возрождении», что «клирики и миряне» против поездки митроп. Евлогия. Давление разжигателей раскола оказалось сильнее горячего призыва, обращенного к митроп. Евлогию вел. кн. Николаем Николаевичем. В письме от 29 апр., он напомнил ему, что еще летом 1926 г. «преклонил пред Вами колена и сделал Вам, как иерарху, земной поклон, моля Ваше Высокопреосвященство об укреплении мира в Церкви». Далее говорилось: «Ныне, в связи с посещением Вас, а затем Св. Синода Архиепископом Анастасием, предпринявшим для того путешествие из Святых Мест, сердце мое, как и всех сынов Церкви, исполнилось надежды, что ниспосланному нам новому испытанию приближается предел. По доходящим до меня с разных сторон данным и самые обсто ятельства теперь более благоприятны для установления церковного мира, столь необходимого в особенности в те безпримерно тяжкия времена, кои Промыслом Божиим мы переживаем. Однодушевно со всеми русскими и православными страдая от прискорбного церковного неустройства, священным долгом почитаю вновь взывать к Вам и с неустанною настоятельностью просить Ваше Высокопреосвященство содеять возстановление мира и согласия. Уповаю, что милостью Премилосердного Господа дано нам будет обрести радость церковного общения и молитвы всех православных». Митр. Евлогий остался в расколе. Вел. кн. Николай Николаевич пригласил совершать богослужения б. священника походной Галлиполийской церкви в Париже внешне невидного священника Иоанна Малинина, единственного из тогдашнего парижского духовенства оставшегося на верном пути и согласившегося быть настоятелем Знаменской соборной церкви. Потом был назначен постоянный настоятель домовой церкви в Шуаньи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

С. 294). Библиотека и архив В б-ке М. В. м. имелось ок. 3 тыс. экз. книг. Основу б-ки составляли печатные книги XVII в. Часть из них были собственностью свт. Митрофана (надписаны: «Сия книга [такая-то] преосвященнаго Митрофана епископа Воронежскаго»), нек-рые были куплены им для соборной ризницы. Среди них: Патерик Печерский (К., 1678), Требник митр. Петра Могилы (К., 1646), Евангелие учительное воскресное (М., 1681), «Книга о священстве» свт. Иоанна Златоуста (М., 1664), «Повесть об Иоасафе, царе Индийстем» (М., 1681), «Деяния церковные и гражданские Георгия Кедрина» (М., 1694), «Обед душевный» Симеона Полоцкого (М., 1681) и др. В числе книг был Архиерейский Чиновник свт. Тихона Задонского - единственная вещь святителя, хранившаяся в М. В. м. Монастырская б-ка и архив были уничтожены в 20-30-х гг. XX в. Некрополь Под Благовещенским собором была устроена усыпальница для погребения архипастырей Воронежских. Здесь покоились архиеп. Арсений (Костюрин; † 1712), митр. Пахомий (Шпаковский; † 1723), еп. Иоаким (Струков; † 1742), еп. Вениамин (Сахновский ; † 1743), еп. Феофилакт (Губанов; † 1757), еп. Иоанникий (Павлуцкий; † 1763), еп. Иннокентий (Полянский; † 1794), еп. Арсений (Москвин ; † 1810), еп. Епифаний (Канивецкий; † 1825), свт. Антоний (Смирницкий; † 1846), архиеп. Парфений (Чертков ; † 1853), архиеп. Серафим (Аретинский; † 1886), еп. Вениамин (Смирнов; † 1890), архиеп. Иосиф (Кобыльский-Богословский; † 1892), архиеп. Анастасий (Добрадин ; † 1913), архиеп. сщмч. Тихон (Никаноров ; † 1920). Останки митр. Пахомия (Шпаковского), еп. Арсения (Москвина), свт. Антония (Смирницкого), архиеп. Серафима (Аретинского), еп. Вениамина (Смирнова), архиеп. Анастасия (Добрадина), архиеп. Тихона (Никанорова) в авг. 1956 г. были перезахоронены на Коминтерновском кладбище г. Воронежа. В 1993 г. они были перенесены на монастырское кладбище в Акатов во имя святителя Алексия монастырь. Благотворительные, церковно-просветительские и научные учреждения Митрофанов в честь Благовещения Пресв.

http://pravenc.ru/text/2563456.html

868 Нестор (Метаниев Алексей Степанович, 1830–1910), епископ. Окончил КазДА (1854). 17.04.1877 г. хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии. Епископ Выборгский, викарий С.-Петербургской епархии (1880–1881); епископ Смоленский и Дорогобужский (1881–1889, с 16.12.1889 г. – на покое); епископ Дмитровский, викарий Московской епархии (1894–1901), с 3.06.1901 г. – на покое. 869 Тихон (Никаноров Василий Варсонофьевич, 1855–1919), священномученик, архиепископ Воронежский и Задонский (1913). Окончил СПбДА со степенью кандидата богословия (1881). Помощник смотрителя Белозерского духовного училища (1881–1884), инспектор Новгородской ДС (1884). 15.06.1884 г. пострижен в монахи, 08.07.1884 г. рукоположен во иеродиакона, 10.07.1884 г. – во иеромонаха. Ректор Новгородской ДС в сане архимандрита (1890), настоятель новгородского Антониева монастыря (1891). 02.02.1892 г. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. Епископ Полоцкий и Витебский (1899–1902); епископ Пензенский и Саранский (1902–1907). С 25.07.1907 г. на покое, настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Епископ Калужский и Боровский (1912–1913). Член Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Принял мученическую кончину. На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 2000 г. причислен к лику свяшенномучеников. 870 Под «панихидою по иноверцех» В.К. Саблер, очевидно, подразумевал краткий чин проводов тела усопшего до могилы с пением «Святый Боже», который мог совершать православный священник над усопшим инославным (Указ Св. Синода от 24 августа 1797 г.). 871 См.: Лаврентий (Некрасов), архимандрит. Слово при гробе Высокопреосвященного Сергия, митрополита Московского/БВ. 1898. Т. 1. 2. С. 157–162. 873 Ширинский-Шихматов Алексей Александрович (1862–1930), князь, государственный деятель. Окончил училище правоведения. Прокурор в московской синодальной конторе (1894–1903). Гофмейстер (1903). Тверской генерал-губернатор (1903–1905). Сенатор (1904). Товарищ обер-прокурора Св. Синода (1905–1906), обер-прокурор Св. Синода (26.04.1906–9.07.1906); член Государственного совета (1906). Вице-председатель Императорского Православного Палестинского общества (ИППО) (1909). 14.12.1917 г. уволен от службы. В 1918 г. эмигрировал. Участник (товарищ председателя) Всезаграничного Карловацкого церковного собора (1921).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Круг его миссионерской деятельности постепенно расширялся, по благословению преосвященного Тихона он был утвержден учителем русско-славянского языка Вольского духовного училища и назначен миссионером братства Святого Креста, руководителем миссионерских бесед и основателем противораскольнической библиотеки в Вольске. Еще через три года преосвященный Тихон, учитывая успех Константина Голубева на миссионерском поприще, назначил его противораскольническим миссионером Саратовской епархии. За время своего самоотверженного подвижнического миссионерского служения в Саратовской епархии с 1876 по 1895 годы Константину Алексеевичу удалось многих удержать от перехода в старообрядчество и различные раскольнические секты и утвердить в Православии более пятисот человек, хотя, по свидетельству современников, их число и «исчислить трудно». Деятельность Саратовского епархиального миссионерства обратила на себя внимание митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского) , обеспокоенного активностью старообрядцев и сектантов в Московской губернии, особенно в Богородском уезде. Именно сюда, в Богородск, 4 марта 1895 года Константин Голубев был определен митрополитом Сергием на протоиерейскую вакансию в Богоявленский собор с правом предстояния между всеми священнослужителями Богородского и Павлово-Посадского уездов. 12 марта епископ Можайский Тихон (Никаноров) рукоположил Константина Голубева во священники. Отец Константин очень быстро завоевал расположение не только православных верующих, но и старообрядцев. В том же году протоиерей Константин вошел в число обязательных директоров Богородского уездного отделения попечительного комитета о тюрьмах и стал принимать активное участие в его деятельности на пользу заключенных – так, он совершал богослужения в тюремном храме, покуда туда не был определен постоянный священник. За обращение православных из старообрядчества и сектантства отец Константин был награжден наперсным крестом. Весной 1896 года он назначается председателем богородского Богоявленского отделения Кирилло-Мефодиевского братства. В 1897 году он был поставлен заведующим Истомкинской церковноприходской школы при фабрике Шибаевых, при которой с 1901 года стал состоять законоучителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010