Вы раскололи народ на два враждующих лагеря и ввергли в братоубийственную войну с небывалой жестокостью... Сотнями арестовываете беззащитных людей, затем заставляете их месяцами томиться в тюрьмах, и в конце концов часто убиваете их, без всякого следствия». Призывы Патриарха остались неуслышанными. Произвол и насилие в отношении Церкви и верующих не ограничились единичными случаями «религиозного энтузиазма» и перегибами местных партийных органов, которые «нарушали ленинские принципы». Террор также нельзя было оправдать последствиями Гражданской войны, как это вновь попыталась представить советская пропаганда, даже в последнее время. (См., например: Коммунист. 1988. 4. С. 115123.) Для этого в основе террора было заложено слишком много систематичности и планирования: он охватывал все части страны, в которых коммунисты смогли учредить свою власть... Невозможно представить весь размер гонений. Лишь отдельные примеры могут пояснить, какое мученичество должна была претерпеть Русская Церковь в нашем столетии. В Воронеже вместе с архиепископом Тихоном (Никаноровым) были казнены 160 священников, которые остались со своей паствой. В Харькове были убиты 70 священников, в Перми 42, в Тобольске 100». 974 «Существование РПЦЗ было для власти в Советском Союзе тяжким грузом, – отмечает исследователь, – так как зарубежные епископы посредством своих обращений к западным правительствам все вновь и вновь указывали на террор и преследования Церкви в Советском Союзе и этим уличали советскую пропаганду и ее декреты во лжи. Поэтому всегда осуществлялось сильное давление на Патриаршее Управление, с целью привести этот голос к молчанию путем церковной дисциплины». 975 Глава 16 называется «Декларация о лояльности митрополита Сергия», в ней рассматриваются и предшествующие документы, подписанные митрополитом и посвященные взаимоотношениям с Зарубежной Церковью. Автор делает вывод: «Данная Декларация до сегодняшнего дня воспринимается как повсеместная капитуляция церковного руководства перед режимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из многих добродетелей, роднивших Антония по духу со святителями Митрофаном и Тихоном, особенно следует отметить его молитвенный непрестанный подвиг и щедрую благотворительность: «засиял на свещнице церкви Воронежской третий светильник благочестия». По отзывам современников, Антоний был энергичным и смиренномудрым, правосудным и благостным, являя собой удивительно «полный, отрадный, идеальный образ архиерея». Часто он называл себя «послушником всех». Еще при жизни преосвященного Антония – «жителя из села Божией Матери, Лавры ее Печерской постриженника», как он сам себя называл, многие современники почитали его святым. Преподобный Серафим Саровский питал к святителю Антонию особенное благоговейное отношение, часто направлял богомольцев за духовным советом в Воронеж и называл его не иначе, как «великим архиереем Божиим» и своим «старшим братом», хотя они ни разу не встречались. Известно глубокое почитание архиепископа Антония святителем Московским Филаретом (Дроздовым), дивеевской блаженной Пелагеей Ивановной Серебренниковой, которую владыка Антоний благословил на тяжкий путь юродства во Христе. Будучи еще в начале своего иноческого пути, Антоний пользовался покровительством и уважением митрополитов Киевских и Галицких, Московского и Коломенского Платона (Левшина; † 1812). Позже Антоний имел братские молитвенные отношения с архиепископами Игнатием (Семеновым), своим преемником по Воронежской кафедре, и Казанским и Свияжским Филаретом (Амфитеатровым; † 1857), впоследствии – митрополитом Киевским и Галицким. В наибольшем духовном сродстве Антоний состоял с киевскими подвижниками иеросхимонахом старцем Парфением (Краснопевцевым) и своим духовным отцом иеросхимонахом старцем Вассианом (Балашевичем). В святости Антония не сомневались и современники, почитавшие святителя и пользовавшиеся его советами и покровительством. Среди них – Христа ради юродивые и старцы задонские: Антоний Алексеевич Монкин, Евфимия Григорьевна Попова (в монашестве Евгения), Матрона Наумовна Попова (в монашестве Мария), иеросхимонах Нафанаил (Остапов) и затворник Георгий Алексеевич Машурин (в монашестве Стратоник); сезеновский затворник Иоанн и белогорская блаженная старица-пещерокопательница Мария Шерстюкова. Известны слова (1915) архиепископа Воронежского и Задонского священномученика Тихона (Никанорова): «Святитель Антоний – накануне своего прославления» и обращенный к пастве из Соловецкого заключения завет другого Воронежского священномученика – архиепископа Петра (Зверева) молитвенно чтить святителя Антония. К памяти Антония с благоговением относилась великая княгиня преподобномученица Елисавета Феодоровна Романова.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

Иоаким (Левицкий Иван Акимович ; 1855–1918), архиепископ. Член Собора по должности как архиепископ Нижегородский и Арзамасский, а по увольнении 22 марта (4 апреля) 1918 г. на покой по особому постановлению Собора. В 1879 г. окончил КДА, кандидат богословия. В 1896 г. хиротонисан во епископа. С 1910 г. епископ Нижегородский и Арзамасский. С 1916 г. архиепископ. В 1918 г. уволен согласно прошению на покой, настоятель Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Осенью 1918 г. уехал к родственникам в Крым, где был повешен местными большевиками на даче под Севастополем. Иоанн (Поммер Иван Андреевич ; 1876–1934), священномученик, архиепископ. Член Собора как епископ Старицкий, викарий Тверской епархии, с 22 апреля 1918 г. епископ Пензенский и Саранский. Председатель Отдела о духовно-учебных заведениях. В 1904 г. окончил КДА, кандидат богословия. В 1912 г. хиротонисан во епископа. С 1917 г. епископ Старицкий, викарий Тверской епархии, с 1918 г. епископ Пензенский и Саранский. В 1919 г. арестован, приговорен к расстрелу, но помилован. В 1918–1919 гг. в заключении. С июля 1921 г. архиепископ Рижский и Митавский. По его ходатайству Латвийская Православная Церковь получила автономию в составе Российской Православной Церкви: данное решение было утверждено в 1921 г. Патриархом Тихоном, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом. В 1926–1931 гг. депутат латвийского Сейма, в котором активно защищал интересы Православной Церкви. Был убит на своей пригородной даче. В 2001 г. внесен в поименный список новомучеников и исповедников Российских. Иоанн I (Смирнов Иван Ксенофонтович; 1844–1919), архиепископ. Член Собора по должности как архиепископ Рижский и Митавский, а затем Рязанский и Зарайский. В 1867 г. окончил СПбДА, кандидат богословия. В 1902 г. хиротонисан во епископа. С 1910 г. епископ Рижский и Митавский. С 1912 г. архиепископ. С апреля 1917 г. архиепископ Рязанский и Зарайский. Скончался в Рязани. Иоанникий (Сперанский Иван Никанорович; 1885–1969), епископ. Член Собора по избранию как клирик (псаломщик) от Новгородской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Святитель Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский и Задонский, родился в 1773 году. Он ревностно исполнял различные церковные послушания в обители преподобных Антония и Феодосия — Киево-Печерской Лавре. В 1826 году святитель Антоний был призван к архиерейскому служению на Воронежскую кафедру. Двадцатилетнее архипастырское служение выдающегося иерарха XIX века составило целую эпоху в истории Воронежской епархии. Промысл Божий избрал его орудием прославления первого епископа Воронежского — святителя Митрофана, 300-летие со дня преставления которого празднует вся полнота Русской Православной Церкви в 2003 году от Рождества Христова. Архиепископ Антоний стоял у истоков подготовки к канонизации великого подвижника XVIII столетия святителя Тихона Задонского. В житии и подвигах святителя Антония во всей полноте исполнилась первая произнесенная им на Воронежской земле молитва: “Боже Всемогущий, Владыко Человеколюбче! Тебе предлагаем живот наш весь и надежду, и просим и молим: сподоби нас, пасущих и пасомых, хотеть и делать всегда угодная Тебе, мудрствовати всегда то же, еже и во Христе Иисусе; и удостой меня со дерзновением, непостыдно, при кончине моего живота изрещи перед Тобою сии апостольские слова: Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия: не токмо же мне, но и всем возлюбльшым явление Его (2 Тим 4:7–8). Непрестанный молитвенный подвиг и щедрая благотворительность Высокопреосвященного Антония являли собой удивительно полный, отрадный, идеальный образ православного святителя. Уже при жизни его почитали как святого. Знаменательно, что сомолитвенником и собеседником святителя Антония был великий всероссийский старец преподобный Серафим Саровский. В начале XX века одним из Воронежских святителей — священномучеником Тихоном (Никаноровым) были начаты труды по общецерковному прославлению архиепископа Антония Поместным Собором 1917–1918 годов. Тяжелые испытания, выпавшие на долю Русской Православной Церкви, не позволили осуществиться этому.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Такие ходатайства были сопряжены с большим риском. Смерть поджидала в тот момент за каждым углом. Архимандрит Серафим сам испытал это в 1919 г. Во время одного из крестных ходов он чудом избежал расстрела. В этом же году с отцом Серафимом произошло очень важное событие – беседа с патриархом Тихоном. Дело в том, что архиепископ Воронежский Тихон (Никаноров), видя ревность отца Серафима, решил порекомендовать его для архиерейской хиротонии в Московской епархии. Архипастырь изложил свою просьбу в особом письме, а также подготовил отчет о положении в Воронеже. Архимандрит Серафим отправился в Москву. С собой он вез отчет и переданное архиепископом письмо, содержание которого ему было неизвестно. Вот и столица. Архимандриту Серафиму удалось встретиться с патриархом и передать ему документы. Прочитав письмо архиепископа Тихона, Святейший передал его содержание отцу Серафиму. Но патриарх Тихон не стал рукополагать архимандрита в викарии Московской епархии, объяснив это отсутствием вакансий. При этом святитель благословил его хиротонию во второго викария Воронежской епархии. Архимандрит Серафим вернулся в Воронеж, а вскоре, в октябре 1919 г., город был взят частями Добровольческой армии генерала А.И. Деникина. Казалось, теперь можно вздохнуть спокойно. Но свобода длилась недолго – уже в конце октября город снова оказался в руках красных. Архимандрит Серафим колебался, не зная, как поступить – уйти с войсками Деникина или остаться в Воронеже. Последнее было опасно – ведь найти компромат на священнослужителя, находившегося под властью белых, было для большевиков проще простого. На отъезде настаивала и мать архимандрита Серафима, которая понимала, что красные не оставят ее сыновей в живых. Чтобы окончательно разрешить свои сомнения, архимандрит Серафим обратился к одному подвижнику, старцу Аарону, который жил в хибарке недалеко от Воронежа. Он был разбит параличом и владел только правой рукой, которой осенял себя крестным знамением. Отец Серафим спросил старца, как ему поступить.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Показателен случай с воронежским архиепископом Тихоном (Никаноровым). Из письма владыки следует, что 8 июля к нему в архиерейский дом явился председатель Совета солдатских, рабочих и крестьянских депутатов Кобытченко с «толпой солдат и рабочих». Увидев на стене гостиной портреты императоров, он приказал немедленно их убрать. По словам Тихона, картины были приобретены до его вступления на кафедру и «распоряжения такого, чтобы не иметь портретов царей, никто мне не объявлял», и вообще, по его словам, они «служили... как украшение комнаты». После «удаления» портретов был произведен обыск, изъята текущая документация, переписка владыки, а также «серебряных монет рублей на 90» 260 . Тихону было объявлено, что он арестован и обязан немедленно отправиться в Петроград «в сопровождении солдата и явиться в Таврический дворец». Подчиняясь этому требованию, архиепископ «наскоро собрался» и выехал из архиерейского дома в полночь 261 . По прибытии в столицу он был доставлен в Таврический дворец в комнату Исполнительною комитета, где просидел около 5 часов, затем в автомобиле с «солдатиком и членом Исполнительного комитета» был отвезен по его просьбе в Александро-Невскую Лавру» 262 . Очевидно, местные власти в Воронеже действовали по известной аналогии первых дней революции, когда арестованных министров и прочих «слуг режима» привозили в здание Государственной Думы. Однако, что делать с архиереем, никто не знал, даже обвинение в контрреволюции ему не было предъявлено, поэтому от него решили избавиться, отвезя в первое указанное им место. В случае с Воронежским владыкой и Синод, и обер-прокурор встали на его защиту, так как «не обнаружили какие-либо законные основания для привлечения его к ответственности». В постановлении по этому поводу отмечалось, что Тихон и при «прежнем государственном строе подвергался даже преследованиям тогдашних гражданских властей» и ему выражалось «глубокое сочувствие» по поводу «незаслуженного им ареста» 263 . Воронежский совет считал иначе: председатель Исполнительного комитета Кобытченко просил «воздержаться» от обратной отправки Тихона, «иначе неизбежны эксцессы и за последствия комитет не ручается». В телеграмме обер-прокурору выражалась просьба задержать Тихона до решения общекрестьянского съезда 264 . Несмотря на это Тихон все-таки вернулся в Воронеж. В. Н. Львов послал телеграмму губернскому комиссару с просьбой «оградить владыку от обид и оскорблений и устроить ему достойную встречу» 265 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Увидим. В субботу 5-го у меня был доктор Цур-Мюлен с с[естрой] Еленой с сообщением, что на собрании общества врачей снова был поднят вопрос о закрытии нашего лазарета в связи отчасти с увольнением доктора Такилева (он подал прошение, и я согласился «с большим сожалением») и с отказом принять больных китайцев. По ходу дела ожидалась необходимость мне иметь переговоры с председателем общества врачей доктором Куркутовым 87 , который и был у меня 5-го вечером вместе с секретарём общества доктором Калашниковым 88 по моему вызову. Дело оказалось не таким страшным, но всё же весьма обострило отношение к лазарету то обстоятельство, что было отказано в приёме китайцев. Как бы то ни было, теперь мы снова успокоились до нового наступления на нас. Кажется, сегодня от Совдепа был какой-то «товарищ» – «ревизовавший» до нас и помещение лазарета, также и Венденского… Вчера мы открыли воскресные собеседования в Входо-Иерусалимском соборе. Говорили я, В. Н. Фиников и о[тец] Екатер[инский]. Дело пойдёт, по-видимому, только надо, чтобы шло не на клиросе, а в среде самого народа. Завтра и 9-го служу в Никитском соборе. У (нрзб.) был вместе с о. Тихоном – секретарём, который был доволен побывать «у таких высоких лиц», которые к тому же его «приглашали побывать у них " … Вот и все новости. Народа, действительно, чересчур много, совсем неладно. Обидно для пр[еосвященного] Георгия не получить архи[епископа], в то время как Анастасий имеет уже крест… Благословите, дорогой Владыко. Буду молиться за Вас, чтобы Господь изрек о Вас Свою благую волю на истинную пользу Вам. А Вы за нас помолитесь. Душевно чтущий и любящий Е. А. Письмо 45 Лл. 40–43 об. Дорогой и глубокочтимый Владыко! Оказия даёт мне возможности скоро ответить на Ваше письмо от 12-го мая, за которое приношу Вам благодарность. Поручение Ваше известить членов Собора об открытии соборных занятий 15-го июня исполнено вчера. Скородумову, появившемуся в Новгороде, письмо соответствующее передано лично, он же взялся отправить таковые же Надёжину 89 , пр[еосвященному] Димитрию, завтра повезёт письмо «Никаноровичу», а св[ященникам] Щукину 90 и Миклашевскому 91 письма будут отправлены сегодня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Костина И.Д. Царь-колокол//«Наука и жизнь», 1992, 7. Костина И.Д. Царь-колокол и его создатели//«Вопросы истории», 1982, Кузнецов И.В. Иван Федорович и Михаил Иванович Моторины//Люди русской науки: техника. – М.: «Наука», 1965. Куликов В.И., Софронов В.В. Возрождение звонов колокольни Ивана Великого//Колокола и колокольни. – М., 1994. – С. 42. Лебедянская А.Л. О пушкарских делах Анисима Радишевского//Известия Академии Артиллерийских наук. – Вып. XVIII. – М., 1951. Ливанова Т. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. – М., 1938. Лоханский В.В. Русские колокольные звоны//Колокола. История и современность. – М., 1985. – С. 18–27. Лукьянов Роман, протоиерей. Колокола Свято-Данилова монастыря в гарвардском университете//«Русское возрождение», 1988, 42. – С. 54. Любомиров П.Г. Очерки по истории металлургической и металлообрабатывающей промышленности в России в XVII, XVIII и XIX вв. – Л. 1937. Макарова С.Е. Трубы, била и колокола как сакральные музыкальные инструменты (К символическому истолкованию «трубного гласа» и «звона»)//Музыка колоколов. Сборник исследований и материалов. – СПб., 1999. – С. 11–31. Малышев С.А. Виды русских колокольных звонов//Музыка колоколов. Сборник исследований и материалов. – СПб., 1999. – С. 32–39. Мансветов В.И. Колокола московского Исторического музея и их замечательные надписи, вырезка. – М., 1917. Мартышин В.С. Колокольные звоны России. – М., 1990. Мишин В.В. Колокола России. – М.: ОО «Красный звон», 1995. Музыка колоколов (Сборник исследований и материалов). Серия «Традиционная инструментальная музыка Европы и Азии»/Сост. А.Б. Никаноров. – Вып. 2. – СПб., 1999. Немировский Е.Л. Андрей Чохов. – М., 1982. Никаноров А.Б. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря. – СПб., 2000. Никаноров А.Б., Старостенков С.А. Главные благовестники Новоторжского Борисоглебского монастыря//Вопросы инструментоведения. – Вып. 3. – СПб., 1997. – С. 104–105. Никаноров А.Б., Старостенков С.А. История формирования и музыкальные особенности колокольного набора Новгородского Юрьева монастыря//Музыка колоколов. Сборник исследований и материалов. – СПб., 1999. – С. 74–87.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Церковь» и «православие» обычно рассматривались как понятия, подчиненные таким более значимым понятиям, как «Россия» и «государственность». Проправительственная партия русских националистов, например, поддерживала анти-польские настроения белорусов-католиков, которые традиционно российскими властями не отделялись от поляков. Конфессиональная принадлежность в данном случае не имела никакого Националисты также склонны были к политическим спекуляциям на религиозной почве; например, в их среде утверждалось, что «Христос был пламенный националист», хотя и «не в духе того шовинизма, который во всех странах, где он получает заметное влияние, разрушительно действует на государственный Несмотря на объявленную в 1905 г. веротерпимость, именно «господствующую церковь» проправительственные и умеренно-оппозиционные силы склонны были считать главной виновницей духовного и отчасти политического кризиса. Широко было распространено представление о ее стагнации, вызванной всевластием так называемой «синодальной бюрократии». Под ней понималось как чиновничество «ведомства православного вероисповедания», так и церковный епископат. Докладчик октябристской фракции Государственной думы по церковным вопросам И. Никаноров в главном рупоре партии - газете «Голос Москвы » - в статье «На краю пропасти» писал об «ужасном состоянии» Русской церкви, виной чему были именно «синодальные Интересно отметить, что политические деятели склонны были обвинять «синодальную бюрократию» как раз в тех грехах, которые им самим вовсе не были чужды. Прежде всего, речь шла о втягивании церкви в политику и различные общественные скандалы. Никаноров в своих статьях призывал рядовое духовенство протестовать против вмешательства светской власти в церковные дела и отмечал, что такое вмешательство происходило по вине Известнейший публицист и сторонник националистов М.О. Меньшиков в газете «Новое время» (второй по популярности общественно-политической газете России, после «Русского слова») выступал с резкой критикой церковной иерархии и даже, в противовес ей, отпускал похвалы обер-прокурору Синода В.К.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Кураторы: Старостенков Сергей Алексеевич (Санкт-Петербург), этнограф, кампанолог, коллекционер, вице-президент Ассоциации колокольного искусства России; Никаноров Александр Борисович (Санкт-Петербург), кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Российского института истории искусств, действительный член Ассоциации колокольного искусства России. Время проведения: 23 января 2021 года. 9:30–17:00. Место проведения: храм великомученицы Ирины; ул. Фридриха Энгельса, 38. Проезд: м. «Бауманская» (далее пешком минут). Конференция Начало: 9:30. Регистрация участников с 9:00. 1. Димитрий, архиепископ Витебский и Оршанский, настоятель храма великомученицы Ирины в Покровском. Вступительное слово. 2. Гамолин Алексий, иерей (Красноярск), клирик Никольского храма, преподаватель красноярских епархиальных курсов звонарей. Воспитание благочестия в обучении звонарскому искусству. 3. Никаноров Александр Борисович (Санкт-Петербург), кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Российского института истории искусств, действительный член Ассоциации колокольного искусства России. Региональная специфика колокольных звонов как историко-кампанологическое наследие. 4. Благовещенская Лариса Дмитриевна (Новосибирск), кандидат искусствоведения, кампанолог, научный консультант Сибирского центра колокольного искусства Новосибирской митрополии. Попевка или мелодия и вопросы грамотности звонаря. 5. Завьялов Николай Иванович (Москва), доцент кафедры научно-практических дисциплин Сретенской духовной семинарии, кампанолог. Оборудование православных колоколен системами звона. 6. Старостенков Сергей Алексеевич, вице-президент ассоциации колокольного искусства России, этнограф, кампанолог, коллекционер; Тучапский Артемий Кириллович, кандидат исторических наук, главный научный сотрудник Государственного мемориального музея А.В. Суворова (Санкт-Петербург). Юбилейный колокол «Суворов». 7. Глушецкий Андрей Анатольевич (Москва), доктор экономических наук, профессор Высшей школы финансов и менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кампанофил. Памятные, юбилейные и подарочные колокола.

http://pravoslavie.ru/135816.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010