Школа «Фомы». Именины: Тихон. [Иллюстрированная информация: Значение имени. Тихон – древнегреческое имя, переводится как «судьба», «случай», «фортуна»; Дата : 9 октября – день прославления (1989) святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси; Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (1865-1925). О нем; Другие святые с именем Тихон : Святитель Тихон Задонский (день памяти: 26 августа): портр; Священномученик Тихон (Никаноров) (день памяти: 9 января), фото; Интересные факты ]. Ил.: Святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси. Иконописец Филипп Москвитин, 2000; Прощание с Америкой святителя Тихона. Филипп Москвитин, 1995. Фото: Архиепископ Тихон на фронте, в окопах 70-го Рижского полка. 1916; Храм Христа Спасителя; Старец Алексий (Соловьев); Здание ПСТГУ на Новокузнецкой улице//Фома. - – октябрь 2016. – С.42-43. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »). Говорят, что : Говорят, что . Фото Юлии Маковейчук//Фома. - – октябрь 2016. - С.44-45. – (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что »). Ответы на следующие суждения и вопросы: Говорят, что бывают православные гадалки. На самом деле… - С.44; Почему в Церкви облачения священников в разные дни разного цвета ? Потому, что… – С.44. Часто спрашивают: Почему Иисус Христос был обрезан по иудейской традиции, а православные родители не делают обрезание своим сыновьям ? Отвечаем: - С.45; Ответ священника: Грех ли играть в лотерею, чтобы заработать детям на жилье? /Спрашивает Людмила . Отвечает иерей Евгений Мурзин , Берлин. Фото Сергея Севостьянова/ТАСС//Фома. - – октябрь 2016. – С.45. – (раздел « Вера », рубрика « Ответ священника »). ЛЮДИ (раздел). – С.46-73. Валерия Михайлова . Быть Достоевской. Что простая женщина смогла сделать для гения ? Ил.: Кадр из документально-постановочного фильма «Анна Достоевская. Письмо мужу», кинокомпания «АТК-Студио»; фото Федора Достоевского и Анны Сниткиной, наиболее близкие по времени к году их знакомства; Стенографические записи Анны Сниткиной; Анна Достоевская с детьми Федором и Любой; Рабочий кабинет Достоевского в последней петербургской квартире; Анна Григорьевна с внуками Андреем и Федором - снимок, подписанный для племянника писателя в 1912 г. Редакция благодарит за предоставленные материалы Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского в Петербурге//Фома. - – октябрь 2016. – С.46-56. – (раздел « Люди »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-162...

Круглый стол «Духовно-музыкальное воспитание молодежи» Вход по предъявлению документа, удостоверяющего личность Владышевская Татьяна Феодосьевна Игумен Варнава (Столбиков) 26.01 15:00–17:30 Концерт «Духовные песнопения православных народов мира». Православный хор и ансамбль Инженерных войск ВС РФ «За веру и Отечество» Игумен Варнава (Столбиков) Мологин Михаил 26.01 начало в 19:00 Храм Христа Спасителя, зал Церковных соборов; ул. Волхонка, д. 15; м. «Кропоткинская» Научно-практическая конференция «Кампанология и звонарское искусство» Архиепископ Витебский и Оршанский ДИМИТРИЙ, Шатько Елена Геннадьевна Никаноров Александр Борисович, Старостенков Сергей Алексеевич 23.01 10:00 – 17:00 Храм вмч. Ирины в Покровском: ул. Фридриха Энгельса, 38; м. «Бауманская» Мастер-класс по колокольному звону Архиепископ Витебский и Оршанский ДИМИТРИЙ, Шатько Елена Геннадьевна Иванов Андрей Евгеньевич 23.01 13:00 Конференция «Слово и образ. Мимошедшее время и знамение в искусствах христианского мира. (Изобразительное и монументально-декоративно-прикладного искусство, архитектура и предметно-пространственная среда. Возрождение утраченных технологий)» Епископ Глазовский и Игринский ВИКТОР, Кошаев Владимир Борисович, Лаврентьев Александр Николаевич, Соловьев Николай Кириллович Курасов Сергей Владимирович, протоиерей Игорь Чистюхин, Ломов Станислав Петрович 22.01 10:00–17:00 Московская государственная художественно-промышлен­ная академия (МГХПА) им. С.Г. Строганова, 2-й этаж, ауд. 224; Волоколамское шоссе, 9; м. «Сокол» Секция «Театр. Кино. Телевидение. Духовно-нравственная безопасность государства» Секция кинофестиваля «Свет миру» «Видеоконтент сегодня: возможности и опасности» Протоиерей Евгений Глазунов Протоиерей Дионисий Растопчин 26.01 10:00–13:00 Русский духовный театр «Глас»; ул. Большая Татарская, 29; м.: «Новокузнецкая», «Третьяковская», «Павелецкая» Встреча с участниками молодежного форума и исторического фестиваля русской культуры и искусства «Александрова гора» Астахов Никита Сергеевич,

http://pravoslavie.ru/135816.html

Кроме упоминавшихся нами епископа Вениамина, проф. A.B. Карташёва, С.С. Безобразова и П.Е. Ковалевского, уже на следующий год существования Института в его корпорацию вошли – известный религиозный мыслитель и видный деятель Московского Собора, бывший профессор Московского университета протоиерей Сергий Булгаков , которому было поручено чтение курса догматического Богословия, бывший профессор Киевского университета В.А. Зеньковский, начавший читать лекции по философии, психологии, педагогике и апологетике, и его ученик В. Ильин, ставший преподавать литургику, историю религий и некоторые разделы истории философии. Вскоре также в Институт были приглашены Г.В. Флоровский для чтения лекций по патрологии, Г.И. Федотов, ставший читать курсы агиологии и истории западных исповеданий, Л.А. Зандер для преподавания логики и сравнительного богословия, H.H. Афанасьев для чтения лекций по каноническому праву и архимандрит Киприан (Керн) для преподавания пастырского Богословия, Греческого языка и некоторых разделов патрологии. И.В. Никаноров стал преподавать в Институте гомилетику и Славянский язык, М.М. Оссоргин – Богослужебный устав, а Б.П. Вышеславцев – нравственное Богословие. Затем в число профессоров Института были включены также Ц.В. Мочульский (история Западной Церкви) и В.В. Вейдле (история Христианского искусства). Впоследствии корпорация пополнялась выпускниками Института Преподобного Сергия, среди которых мы встречаем такие известные ныне имена, как Б.И. Сове , П.Г. Лиутов, Ф.Г. Спасский, А.П. Князев, С.С. Верховский , И.Ф. Мейендорф , А.Д. Шмеман. С Институтом поддерживали постоянные связи H.H. Глубоковский и видный канонист C.B. Троицкий, а также известные Русские мыслители П.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк , Н.О. Лосский, неоднократно посещавшие его, читавшие там лекции, участвовавшие в его научных конференциях и публиковавшиеся в институтском периодическом издании «Православная мысль» ( Pensee orthodoxe). В Институте был создан студенческий хор под руководством Ивана Денисова, который в течении 30-х годов объездил с концертами почти всю Европу, знакомя западную публику с Русским церковным пением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. М., 1847. С. 31; Никольский Ф. Я. Портрет Ростовского митр. Ионы//Ярославские ГВ. 1855. 10. Ч. неофиц. С. 65-67; Иерархи ростовско-ярославской паствы в преемственном порядке, с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864. С. 146-151; Строев. Списки иерархов. Стб. 333, 340; Израилев А. А., прот. Ростовские колокола и звоны. СПб., 1884; Филарет (Гумилевский). Обзор. 1884 3. С. 235; Титов А. А. Митр. Иона III Сысоевич и его постройки в кремле Ростова Великого//ИВ. 1885. Т. 22. Окт. С. 88-101; он же. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 71-73; он же. Синодики XVII и XVIII вв. ростовского Успенского собора. Ростов, 1903. С. 11, 13; он же. Кремль Ростова Великого. М., 1905; Каптерев Н. Ф. Приезд в московский Успенский собор Никона патриарха и дело Ростовского митр. Ионы//ПрТСО. 1887. Ч. 40. С. 277-329; Барсов Е. В. Новые мат-лы для истории старообрядства XVII-XVIII вв. М., 1890; Летописец о Ростовских архиереях/Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. 13-14, 21-23; Смирнов С. И. Житие прп. Даниила, Переяславского чудотворца; Повесть о обретении мощей и чудеса его. М., 1908. С. XXXIII-XXXVI; Воронин Н. Н. Ростовский «кремль»//Из истории докапиталист. формаций: Сб. ст. М.; Л., 1933. С. 655-680; Пуцко В. Г. Ростовский потир митр. Ионы//Сов. арх. 1971. 4. С. 250-255; Иванов В. Н. Ростов. Углич. М., 1975 2. С. 28-119; Баниге В. С. Кремль Ростова Великого XVI-XVII вв. М., 1976; Буланин Д. М. Иона Сысоевич//СККДР. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 93-98; Бусева-Давыдова И. Л. Архитектурные особенности храмов Ростовской митрополии//Искусство Др. Руси: Проблемы иконографии. М., 1994. С. 159-168; она же. Культура и искусство в эпоху перемен: Россия XVII ст. М., 2008; Румянцева В. С. Патр. Никон и Ростовский митр. Иона//ИКРЗ, 1995. Ростов, 1996. С. 118-124; Никаноров А. Б. «Колокольня с нотным звоном»//СРМ. 1995. Вып. 7. С. 5-17; Смирнов Д. В. К вопросу о названии колоколов ростовской звонницы//ИКРЗ, 1997. Ростов, 1998. С. 164-166; Вахрина В. И. Иконы Ростовского архиерейского дома//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 134-143; она же. К истории почитания чудотворной Владимирской-Ростовской иконы Пресв. Богородицы в Успенском соборе Ростова Великого//Там же. 2002. Вып. 6. С. 197-213; она же. Храмовая икона ц. Воскресения Ростовского архиерейского дома//Ростовский архиерейский дом и рус. худож. культура 2-й пол. XVII в.: Мат-лы конф., 21-23 сент. 2005 г. Ростов, 2006. С. 180-190; Никитина Т. Л. Церковь Воскресения в Ростове Великом. М., 2002; она же. Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом. М., 2002; она же. Церковь Спаса на сенях в Ростове Великом. М., 2002; Сагнак И. В. Два предания о происхождении митр. Ростовского Ионы (Сысоевича)//ИКРЗ, 2001. Ростов, 2002. С. 104-119; Виденеева А. Е. Ростовский архиерейский дом и система епархиального управления в России XVIII в. М., 2004 (по указ.); Рутман Т. А. Храмоздательная деятельность митр. Ионы в Ярославле//ИКРЗ, 2003. Ростов, 2004. С. 428-437.

http://pravenc.ru/text/578324.html

Димитрий (Сперовский ; 1897-1903; впосл. епископ), архим. Сергий (Титов; 1903-1911), к-рому удалось сохранить порядок в семинарии в период революции 1905-1907 гг., и архим. Алексий (Симанский). Последний ректор ДС архим. Тихон (Тихомиров; впосл. епископ) активизировал деятельность проповеднического кружка: воспитанники старших классов начали проповедовать и вести беседы в новгородских храмах. По его инициативе в авг. 1916 г. прошел 1-й съезд руководителей духовно-учебных заведений Н. и С. е. Среди преподавателей ДС в XIX - нач. XX в. можно выделить протоиереев П. И. Соловьёва, Д. В. Ловцова, композитора свящ. В. Ф. Старорусского, А. М. Покровского, А. В. Гедевского, И. И. Вольского, В. А. Раевского, В. Н. Финикова, Н. В. Николаевского (их биографии см.: Секретарь. 2014. С. 87-97). Среди выдающихся выпускников ДС того времени - архим. Фотий (Спасский), архиеп. Варлаам (Денисов) , архиеп. Анастасий (Добрадин) , архиеп. Тихон (Никаноров), митр. Сергий (Тихомиров) , митр. Иосиф (Петровых) , еп. сщмч. Пимен (Белоликов) , еп. сщмч. Варсонофий (Лебедев) , еп. сщмч. Онисим (Пылаев) , еп. сщмч. Иона (Лазарев); епископы - борцы с обновленчеством - Иоанникий (Сперанский) , Иосиф (Николаевский-Невский) , Феодор (Яковцевский) ; настоятель Знаменского (1860-1872) и Софийского (1872-1904) соборов в Новгороде прот. В. С. Орнатский; церковные историки - свящ. Г. Д. Краснянский, настоятель Знаменского собора (1872-1911) прот. П. И. Тихомиров, ключарь Софийского собора (1887-1911) и настоятель Знаменского собора (1911-1920) прот. А. И. Конкордин; хранитель Древлехранилища диак. А. В. Никифоровский; проф. прот. П. Ф. Николаевский; историк прот. В. А. Пылаев, писатель, краевед, создатель музея и публичной б-ки в Новгороде свящ. Н. Г. Богословский; проф. Уч-ща правоведения (1865-1869), председатель Учебного комитета при Синоде (1883-1897) прот. А. И. Парвов; профессора СПбДА А. И. Бриллиантов и А. А. Бронзов , академик (1888), вице-президент С.-Петербургской АН (1900-1916) П. В. Никитин; историки-архивисты К.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Другим видным членом собрания был Иоасаф Всеволодович Никаноров (†1939). Он недавно приехал из Петрограда и постоянно ссылался на свой опыт работы там в организации союза приходов. В начале революции союз приходов представлял большую положительную силу. Приходы были выражением церковно-общественной самодеятельности и пользовались особой популярностью в рабочих районах столицы. Они были разгромлены большевиками вместе с убийством Петроградского митрополита Вениамина (Казанского) в 1922 году. Большие споры на съезде вызывали противоречивые сведения о духовном состоянии Галлиполийцев. Некоторые священники, приехавшие оттуда, описывали настроение армии в героических тонах, другие, наоборот, говорили о моральном упадке и разложении людей, живущих в тягостном бездействии и полном незнании своего будущего. Интересен был доклад архиепископа Евлогия, рассказавшего съезду о своем участии в международной интерконфессиональной конференции в Женеве в 1920 году. Его сообщение открыло передо мной новый мир экуменического движения. Он пробудил во мне интерес, который занял впоследствии первенствующее место в моей жизни. Съезд закончил свою работу 4 июля. В середине его заседаний было организовано паломничество к священному источнику в Балуклии. Там была отслужена литургия, после которой все причастники имели общую трапезу. Это был чудесный день, полный света и вдохновения. В первый раз мы все встретились с православными греками, которые с теплым радушием приняли и угощали нас. Это паломничество также помогло созданию внутренней связи среди членов совещания. Мы все сблизились друг с другом, почувствовали себя едиными через приобщение Святых Таинств. Когда жара спала, паломники пошли с пением молитв в Влахерн, освященный явлением св. Покрова Божией Матери. Велико было удивление турок, видевших впервые процессию христиан, свободно поющих свои песнопения на улицах города, покоренного Исламом. Духовный подъем, вызванный церковным съездом, сделал возможным устройство пастырских курсов в Константинополе. Пастырские Курсы

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Особенное внимание Константиновы оказывали строительству и украшению храмов. По их инициативе и на их средства в Устюжне при соборе Рождества Богородицы была открыта иконописная мастерская. При деятельном участии Софьи Семеновны Константиновой и с помощью капиталов семьи в Мезженской волости возобновили Шамуринскую пустынь, где позднее располагалась женская община. Георгиевский храм в Понизовье также стал одним из любимых детищ известных благотворителей и, надо сказать, что он играл заметную роль в духовной жизни Лентьевской волости. Ежегодно в престольный праздник в Понизовье проходили торжественные богослужения, в которых принимали участие священнослужители и церковные хоры из других храмов уезда. Понизовский приход был включен в список местностей, куда ежегодно направлялся крестный ход из Моденского монастыря со знаменитой чудотворной иконой Святителя Николая. В 1913 году по инициативе понизовского священника отца Михаила Никанорова при храме организовали Общество трезвости. «Новгородские епархиальные ведомости» по этому поводу сообщали: «Открытие Общества трезвости было приурочено к 6 января – дню, когда в храме бывает весь приход. Сразу же после утрени о. М. Никаноровым было объявлено, что будет отслужен молебен покровителю Общества Василию Великому (икона которого помещается в первом ярусе иконостаса и чтится приходом), а затем сказано несколько слов о том, что должно побуждать нас, христиан, к борьбе с пьянством». По окончании молебна все прихожане получили листовки и брошюры «противоалкогольного» содержания. Вскоре возле понизовского храма появились плакаты с названием «Жизнь трезвого и пьяного», возле которых с удовольствием толпились прихожане. В церкви систематически читались проповеди о вреде пьянства, и духовные власти отмечали активную деятельность в этой области отца Михаила. Понизовский приход, как самостоятельный, существовал с 1911 года, когда сюда был назначен отдельный причт (до 1911 года службы в Понизовье вел лентьевский священник). Михаил Васильевич Никаноров стал первым священнослужителем храма Георгия Победоносца, а первым его старостой являлся представитель коренной понизовской крестьянской семьи, человек весьма уважаемый – Михаил Никифорович Баранов.

http://sobory.ru/article/?object=28405

Благодаря своему высокому художественному качеству иконостас служил образцом при изготовлении высоких иконостасов в других церквях. Так, в 1790 году красноярский резчик Ф.Т. Ушаков обязался сделать иконостас в Воскресенскую церковь Нижнеудинска «по примеру имеющегося в городе Красноярске в соборной Воскресенской же церкви иконостаса». В 1847 году этот иконостас красноярского Воскресенского собора был продан за 500 рублей в выстроенную в 1842-1848 годах каменную Николаевскую церковь села Большой Кемчуг ачинского округа. С 1799 года красноярским купцом-третьегильдейцем Прохором Поповым вокруг Воскресенского собора было начато сооружение кирпичной ограды. Кирпич для ограды поставляли нанятые енисейские мастера-кирпичники Яков Зырянов и Степан Заусаев, а также крестьянин села Ладейского Иван Никаноров «с товарищи». Изготовление кирпича было налажено в специальных сараях, находившихся за речкой Качей, откуда паромом изделия доставлялись на место строительства. С 1805 года строителем ограды был избран красноярский мещанин Шахматов. Из «щета оградной денежной казны» за июнь 1806 года следует, что жжением извести для ограды занимались красноярские мещане Ростовцевы и Кулижников. На строительных работах помимо нанятых лиц использовался труд «невольников». К концу 1800-х годов были отстроены лишь южная и частично восточная линии ограды с кованой железной решеткой, в рисунке которой нашли отражение черты стиля рококо. В 1823 году на средства красноярского мещанина И.Н. Яковлева были начаты работы по достройке соборной ограды и возведению в ее западной линии кирпичного одноэтажного здания богадельни. Судя по старинным фотоснимкам, при сохранении формы кирпичных устоев новая ограда получила иной, не менее замысловатый рисунок решетки из металлической полосы. По своим художественным качествам ограда Воскресенского собора ничуть не уступала другим произведениям сибирского кузнечного мастерства, например, ограде тобольской церкви Михаила Архангела. В июле 1821 года под руководством красноярского мещанина мастера-каменщика Ивана Быкасова, по неизвестным нам причинам начались работы по «исправлению» колокольни Воскресенского собора. В результате этих работ был полностью разобран кирпичный шатер колокольни, который сменило купольное покрытие с главой. В таком виде здание Воскресенского собора, зафиксированное на изображениях Красноярска начала 1840-годов, просуществовало до середины XIX века, когда началось возведение новой соборной колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=23533

– Мама от меня находится в 15 км. – С искр[енним] к Вам ув[ажением] А. Свирелин . Некоторые сведения о дальнейшей судьбе семинаристов, мне известных. N/N п/п Ф. И. О. В котором году окончил курс и по какому разряду Где служит или работает 1 Алексинский Николай А[лекса]ндр[ович] В 1918 г. студентом В Ив[ановском] Горфинотделе инсп[ектором] по нал[огам] 2 Белороссов Александр Петр[ович] В 1913 г. по 2 разр[яду] В Ив[ановском] облфинотделе инсп[ектором] по налог[ам] 3 Иванов Василий Иван[ович] В 1917 г. студентом Учитель в Иванове 4 Колоколов Федор Никаноров[ич] В 1911 г. студентом и Киев[ский] ком[мерческий] инст[итут] Был надзир[ателем] Ш[уйского] Д[уховного] У[чилища] в Ив[ановском] обл[астном] отд[елении] Госбанка 5 Лавров Всеволод Ив[анови]ч В 1917 г. по 2 разр[яду] В Маркове зав[едующий] сберкассой 6 Миловидов Пав[ел] Серг[еевич] В 1910 г. по 2 разр[яду] В Мельничном, что около Шуи, митрофорный протоиер[ей] 7 Миловидов А[лекса]ндр Ив[анович] В 1916 г. по 2 разр[яду] Был протоиереем в Иван[овском] Спасо-Преображенском Соборе 8 Колокшанский Борис Викт[орович] В 1916 г. по 2 разр[яду] Был бух[галтером] в Ив[ановском] текст[ильном] ин[ститу]те. 9 Парвицкий Александр Петр[ович] В 1918 г. по 2 разр[яду] Учит[ель] – пенс[ионер] в с. Мостков 558 Камешк[овского] р[айона] Вл[адимирской] области] 10 Симский Василий А[лекса]ндр[ович] В 1911 г. студ[ентом] и Моск[овский] Ком[мунистический] ин[ститу]т. В Ив[ановском] облплане 11 Смирнов Георгий Сергеев[ич] В 1915 г. по 2 разр[яду]. Вы его рукопол[агали] в Шекшове Прот[оиерей] Ив[ановского] Спасо-Преображ[енского] Собора 12 Сокольский Николай А[лекс]еевич В 1917 г. по 2 разр[яду] В Ивоблсобесе ст[аршим] пенсион[ным] инспектором 13 Сперанский Иван Никол[аевич] В 1918 г. по 2 разр[яду] Бух[галер] совхоза в Маркове 14 Ставровский А[лекса]ндр Федор[ович] В 1918 г. по 2 разр[яду] Свящ[енник] (умер в ссылке) 15 Харламов Леонид Иван[ович ] В 1917 г. по 2 разр[яду] Прот[оиерей] в с. Лежневе 16 Кохомский А[лекса]ндр Михайл[ович] В 1916 г. по 2 разр[яду] Прот[оиерей] церкви с. Кожеева Родник[овского] района Ив[ановской] обл[асти]

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Груз. автокефалисты поддерживали российское церковное движение за упразднение синодальной системы, созыв Собора и восстановление Патриаршества. Российский Союз 32 священнослужителей в 1905 г. пригласил в С.-Петербург свящ. Иосифа Чиджавадзе прочитать на собрании доклад об автокефалии ГПЦ, после чего собрание осудило политику Святейшего Синода и Г. Э. (Цнобис пурцели. 1905. 2942. С. 3). Историк Н. Дурново и большая часть груз. духовенства и общественности считали, что русское духовенство некомпетентно рассматривать вопросы, касающиеся устройства более древней, чем РПЦ, ГПЦ (Тифлисский листок. 1906. 2. С. 2). Вопрос об автокефалии был поднят на заседаниях Предсоборного Присутствия, к-рые проходили в С.-Петербурге с 14 янв. по 15 дек. 1906 г. На последнем заседании весенней сессии, в июне, присутствовало 20 чел., с груз. стороны было 7 чел.: епископы Сухумский Кирион (Садзаглишвили), Имеретинский Леонид (Окропиридзе), Гурийско-Мингрельский Георгий (Аладашвили) и Горийский Евфимий (Элиашвили), а также профессора А. Цагарели, А. Хаханашвили, Н. Я. Марр. Позицию груз. стороны поддержали митр. С.-Петербургский Антоний (Вадковский), еп. Курский Питирим (Окнов), еп. Пензенский сщмч. Тихон (Никаноров), еп. Владимирский Николай (Налимов), еп. Ростовский Тихон (Белавин; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 15. Ед. хр. 3238. Л. 157). Против передачи вопроса об автокефалии ГПЦ на рассмотрение буд. Поместного Собора выступали профессора Н. Н. Глубоковский, И. С. Бердников, А. И. Алмазов, митр. Московский сщмч. Владимир (Богоявленский) и архиеп. Томский свт. Макарий (Невский), епископы Могилёвский Стефан (Архангельский), Полоцкий Серафим (Мещеряков), Тамбовский Иннокентий (Беляев), прот. сщмч. Иоанн Восторгов и Т. И. Буткевич (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 15. Ед. хр. 3238. Л. 51). Они считали вопрос безосновательным и связанным с вопросом об автономии Грузии. Положительного решения не было принято (ЦГИАГ. Ф. 1438. Ед. хр. 278. Л. 34). 30 дек. 1906 г., на заключительном заседании Святейшего Синода, где присутствовало 10 чел. (груз. делегация в знак протеста покинула заседание), прот. сщмч. Иоанн Восторгов представил на рассмотрение 2 проекта реорганизации Церкви в Грузии: оставление Г. Э. без изменений или основание Кавказской митрополии. Второй проект был поддержан голосованием 7 против 3 (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 3. Ед. хр. 1688. Л. 2; Закавказье. 1907. 158. С. 2). Г. Э. в 1907-1909 гг.

http://pravenc.ru/text/168201.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010