10 . Аристотель. О душе. М., 1937. 11. 12. Беляев В.М. Древнерусская музыкальная письменность. М., 1962. 13. 14. Богомолова М.В. К проблеме расшифровки путевой нотации. – В кн.: Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. – Л., 1987. 15. 16. Борисов Н.С. Русская Церковь в политической борьбе XIV-XV вв. Изд. Моск. Ун-та. 1986. 17. 18. Бражников М.В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972. 19. 20. Бражников М.В. Статьи о древнерусской музыке. Л., 1975. 21. 16. Бражников М.В. Многоголосие знаменных партитур./– В кн.: Проблемы истории и теории древнерусской музыки. – Л., 1979. 17 . Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984. 18. 19. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина . М., 1984. 20. 21. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. М., 1981. 22. 23. Бортнянский Дм. Проект об напечатании древнего российского крюкового пения. О-во Любителей Древней Письменности. СПб., 1878. – Прилож.З. 24. 25. Буслаев Ф.И. Русская эстетика XVII века. Т. 2. СПб., 1910. 26. 27. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987. 28. 29. Владышевская Т.Ф. Типографский устав как источник для изучения древнейших форм русского певческого искусства. – В кн.: Musica antiqua Europae Orienualis – IV. – Bydgoszcz. – p. 607–620. 30. 31. Вознесенский И., прот. Образцы осмогласия распевов киевского, болгарского и греческого. Рига, 1893. 32. 33. Вознесенский И., прот. Осмогласные распевы трех последних веков Православной Русской Церкви. Вып. 1–4. Рига, 1898. 34. 35. Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. T.I-II. Нью-Йорк, 1978. 36. 37. Gardner I. und Koschmieder Е. «Ein handschriftliches Lehrbuch der altrussischen Neumenschrift. Miinchen. Teil I – 1963.Teil II – 1966. Teil III – 1972. 38. 39. Герасимова-Персидская H. Хоровий концерт на УкраТш в XVII-XVIII ст. Кит, 1978. 40. 41. Герасимова-Персидская Н. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М., 1983. 42. 43. Грубер Р.И. История музыкальной культуры. Т. I, ч. 1–2. – М.-Л., 1941; Т. II – М., 1959. 44. 45. Дилецкий Н. Мусикийская грамматика. Посмертный труд. С.В.Смоленского. СПб., 1910. 46. 47. Дилецкий Н. Идеа грамматики мусикийской. Публика 48. ци», перевод и исслед. Вл. Протопопова. М., 1979. (Памятники русского музыкального искусства).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

249 Swete, The Old Testament, II, VIII-IX. В рассказе о нападении арианского епископа Григория на православных во время богослужения св. Афанасий В. упоминает об одной девушке: μαν παρθνον φιλολογουκαι τ ψαλτριον τι κατχουσαν ν τας χερσ μαστιχθηναι πεποηκε , και τ μν βιβλον π τν δημων διηρπασθη , ατη δ παρθνος εις τν φυλακν κατερχθη (Encyclica ad episcop. epist., 4). 250 См., например, чины утрени и вечерни IV в. в 34—39 гл. VIII кн. Апост. постановлений. 251 Гл.10. 252 См. примеч. этой главы 120. 253 Она, собственно, состоит из двух служб — полуночной и утренней (начиная с 7-ой песни канона). См. И. Мансветова, Церковный устав, стр. 25. 254 В сочинении «О девстве» предписывается петь эту песнь, когда становится уже совершенно светло. Гл. 10. 255 В чине служб, принятом Константинополем, эти песни пелись не сподряд, как, по-видимому, это делалось в Палестине. Песнь трех отроков пелась в самом начале утрени в собственном смысле этого слова, пред 50 псалмом, а песнь Захарии — после хвалитных псалмов. См. Симеона солунского — De sacra precatione. PG 155, col. 640,648. 256 В подробностях св.Андрей не следует точно библейской хронологии. Вследствие этого в рукописях встречается несколько разнообразных способов расположения тропарей в.канона: особенно много разностей замечается в порядке песней — первой, второй и седьмой. И теперь еще у нас в печатной триоди о гибели Содома и Гоморры говорится раньше речи о потопе (песнь III). 257 Орбельская триодь. 258 Типографск.триодь 259 Там оно положено в иерусалимском «Последовании» 1122г. на неделю Вайи. На этом же месте ставит его Орбельская триодь в субботу акафиста. 260 О принадлежености этих стихир Дамаскину свидетельствует лишь иверский стихирарь В прочих стихирарях их или совсем нет, или ж они стоят без надписания. 261 Ватопедский и синайский стихирари приписывают эту стихиру св.Стефану Савваиту, племяннику Дамаскина, что вполне возможно. В рукописях к имени Стефана нередко прибавляется το νεψιο το Ιωαννο δαμασκηνο. Отсюда переписчики по ошибке могли приписать названную стихиру самому Дамаскину.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3473...

26 . Пимен (Мясников), архим. Монашество и современные о нем толки.//ЧОИДР, 1874, апрель-июнь, кн. 2. 27 . Положение о монастырях и монашествующих. 30 ноября 2017 г. Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября – 2 декабря 2017 года. Официальный сайт Московского Патриархата «Русская Православная Церковь ». URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5074472.html (дата обращения 06 июня 2022). 28 . Постановления Всероссийскаго съезда представителей от монастырей, бывшего в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с 16 по 23 июля 1917 года. – Москва: Напечатано в типографии Холмскаго Православного Св.-Богородицкаго Братства. Москва. За Семеновской заставой. Д. Варнавинскаго О-ва Трезвости. 1917. 29 . Постановления Всероссийского съезда ученого монашества, бывшего в МДА с 7 по 14 июля сего, 1917, года. – Москва: Напечатано в типографии Холмскаго Православного Св.-Богородицкаго Братства. Москва, Семеновская площадь, дом 1917. 30 . Примерный устав для приходских миссионерских кружков Симбирской епархии./Симбирские епархиальные ведомости, 1910, 15 сентября. 31 . «Приспело время подвига…»: Документы Священного Собора Православной российской Церкви 1917–1918 гг. о начале гонений на Церковь ./Сост. Н.А. Кривошеева. – М.: Изд. ПСТГУ, 2012. 32 . РГАДА (Российский государственный архив древних актов). Ф. 1204 «Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Опись 1, часть 15 (1626–1925), 1909 г. Ед. хранения 17518а. «Микрофильм. Часть I. Материалы съезда ученого монашества». В Монашеский Съезд От Начальника Серафимовскаго Скита, Белогорскаго Монастыря, Пермской епархии Иеромонаха Серафима Доклад. 33 . РГАДА. Ф. 1204 «Свято-Троицкая Сергиева Лавра», Опись 1, часть 15 (1626–1925), 1909 г. Ед. хранения 17518. «О монашеском съезде в Лавре». От наместника Лавры А. Товия. В Редакции Московских Церковных Ведомостей. О постановлении Духовного Собора Лавры от 15.04.1909 о порядке изношения иконы прп Сергия из СТСЛ. 34 . РГАДА. Ф. 1204 «Свято-Троицкая Сергиева Лавра», Опись 1, часть 15 (1626–1925), 1909 г. Ед. хранения 17518. «О монашеском съезде в Лавре». Программа съезда монашествующих, имеющаго быть в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 5 июля сего 1909года. Копия. (Типографский текст).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/osoben...

279 Собр. Вил. грам. Ч. I. 63. стр. 119; Ч. II. 8. стр. 17; 40. стр. 107; Минское соборное госпитальное Братство построило в 1601 г. хлебную мельницу для дохода Братству, на содержание госпиталя (Собр. Мин. грам. и акт. 42. стр. 67). 286 Устав Львовск. Братства – Пам. Киев. Ком. Т. III гр. I; Уст. Братст. Берестейского. Чтен. в Импер. Общ. 1848 г. 6. стр. 58. 288 Пам. Киев. Ком. Т. II. отд. I. стр 39, 46; Могил. Вед. За 1845 год. 40; Ж. М. Н. П. 1850 г. Июнь. отд. II. стр. 132. 295 См. Ж. М. Н. П. 1849 г. Апрель . отд. II. стр. 14, 15 и 16, Пам. Киев. Ком. Т. III. отд. I. грам. I, II, III, IV и далее: Собр. Вил. грам. Ч. II. 3 298 «Несть вам благодатию Божиею», писали Виленские братия к братиям Львовским в 1619 году, от 21 Января, «попечение вящшее, над еже по евангельским Христа Бога нашего заповедем ходити; несть и прилежание усерднейшее, над еже спасенную пречестныя Матере нашея восточной святой Церкви догматов и преданий целость неподвижну сохранити. О сею двою днем и и нощию поучаетеся; о сею гоними терпите, худими утешаетеся, укоряеми благословляете. От сею двою вас, по Апостолу, ни меч, ни огнь, ни настоящая, ни грядущая разлучити не могут; хранити бо заповеди Господни и творити повеления Его, есть Христа в себе царствующа имети и ему соцарствовати; лишити же ся сих, Христа есть лишитися. Тожде двое заповеди, глаголем, Христа Бога нашего евангелъские и Церкви Его святой догматы и предания, и нам равностоин, якоже предрекохом, с вами в супруг ига Христова выя наша слякшим, на ниве, яже Церковь Его святая есть, подарованней нам от Него сил дающим, рало вспять зрения, за неуправленное, нетерпящее радостно тягнути, и тощне бразды ее бедами, досажденьми и теснотами по Христе изглубяти во вине есть. В нею же сладостне похвалени, не мниш не смысл не похвалитеся, за хвалу, ей же вы предводителе есте, мы споспешницы истинна Христова правителя» (Акты относящиеся к истории юго-западной России. Т. IV. стр. 215). 300 На некоторые из этих средств указывают в своих грамотах и патриархи, и именно, как на средства употреблявшиеся со стороны Братств к поддержанию Веры православной. Патриарх Иерусалимский Феофан писал в 1620 году к Львовскому Братству: «яко вы верни суще рабы господина своего, виноград его раскопываемый от противных, не токмо оплотом наказаний училищных и изображения книг художеством типографским ограждати, но и делателями во иночестве общежительными, ничто же своих си, но яже ближних ищущими обогащати, попечение прилежное и единодушное имате. . . . Сия убо мы уведевше о вас и Богу благодарение возсылающе, духом зело радуемся и ваше тщание и усердие похваляем» (Акт. Зап. России. Т. IV. 21. стр. 508).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

2. Монашествующие, с разрешения духовной власти сложившие с себя добровольно монашество и исключенные из монашества по суду духовному, при возвращении в гражданское состояние сохраняют права состояния по происхождению, образованию, службе и пожалованию, ученые степени, полученные ими как до пострижения в монашество, так и во время состояния в оном, а равно и чины, полученные ими на государственной службе» (Вестник Временного правительства. Пг., 1917. 18 (64). С. 1; ЦВ. 1917. 915. С. 61). 100 Под местоимением «мы» подразумеваются все члены РПЦ. В послании содержались последовательные обращения к архипастырям, священно- и церковнослужителям, а также к мирянам. В этих обращениях содержались призывы к каждой из названных групп к деятельному участию во внутрицерковной жизни «в эти смутные, но великие и святые дни церковного возрождения». 101 Соответствующие указы Св. синода 12 мая были разосланы по епархиям и напечатаны в некоторых церковных изданиях. См., например: Церковно-общественная мысль. Киев, 1917. Приложение к 12. С. 1; Таврический церк.-обществ, вестник. Симферополь, 1917. 1921. С. 128130; Известия по Симбирской епархии. Симбирск, 1917. 5. С. 34; Ставропольские епарх. ведомости. Ставрополь, 1917. 26. Отдел офиц. С. 817819; РГВИА. Ф. 2082. Оп. 1. Д. 1. Л. 121. Текст указа типографской печати. 104 Предсоборный совет – специально учрежденный церковный орган, в задачу которого входила под готовка вопросов, подлежащих рассмотрению на Поместном соборе РГПТ Решение о созыве Предсоборного совета было принято Св. синодом 29 апреля 1917 г. (ЦВ. 1917. 1819. С. 101; ВЦОВ. 1917. 17. С. 3). 105 Указы были разосланы 13 мая 1917 г. и напечатаны в некоторых изданиях, (см., например: Донские епарх. ведомости. Новочеркасск, 1917. 2122. б/о. С. 445449; Калужский церк.-обществ. вестник. Калуга, 1917. 16. С. 1315; ГАСО. Ф. 6. Оп. 4. Д. 657. Л. 910об. Типографская печать). Определения Св. синода от 15 мая и от 1721 июня 1917 г. о выборах кандидатов на места священно- и церковнослужителей (последнее называлось: «Об утверждении Временного положения о православном приходе» (см.: ЦВ. 1917. 28. С. 193199)) были отменены постановлением патриарха и Св. синода 11(24) апреля 1918г. Мотивировалось это тем, что Поместный собор принял приходской устав, по которому право избрания и назначения на священно- и церковнослужительские должности присваивалось епархиальному архиерею (ЦВ. Пг., 1918. 1718. С. 103.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

371 Свящ.  П. Колтыпиным в статье: Сведения о жизни благоверной великой княгини Анны Кашинской, супруги св. великого князя Михаила Тверского, Спб., 1872, стр. 19 прим. 372 Очень может быть, что Соловецкий старец Игнатий, написавший по челобитью Никифора житие Анны Кашинской, был тот диакон Игнатий, который впоследствии прославился как ревностнейший и исполненный дикого фанатизма расколоучитель (см. о нем у преосв. Макария в Истории русского раскола, стр. 252). 374 После напечатания в подлинном и полном виде записи о деяниях соборов 1677-го и 1678-го годов, остается желать, чтобы был напечатан в таком же подлинном и полном виде и досмотр комиссии, посланной патр. Иоакимом в Кашин, находящийся в одном из сборников Публичной Библиотеки и поступивший в последнюю из древлехранилища Погодина, – y Бычkoba, I, 146 fin. – В 1860-м году граждане города Кашина обращались было с прошением к Императору Александру Николаевичу «о возобновлении молебного пения у раки великия княгини Анны»: но св. Синод, которому Государь передал прошение, если не ошибаемся, нашел последнее, согласно с мнением покойного митрополита Московского Филарета, не подлежащим удовлетворению (мнение Филарета см. в IV томе Собрания его мнений и отзывов, изданных под редакцией архиепископа Тверского Саввы. 547, стр. 514. При этом случае, обер-прокурором св. Синода были требования и митр. Филаретом были посланы в Синод из Московской синодальной библиотеки подлинные соборные деяния патр. Иоакима об Анне Кашинской, cм. ibid., и в Петербурге-то и удалось покойному В. М. Ундольскому снять с деяний копию, по которой сделано печатное их издание, о чем см. в предисловия к сему последнему, равно как, вероятно, и Н. И. Костомарову удаюсь прочесть деяния и сделать из них выписки). 376 В Синодальной и Типографской библиотеках есть несколько рукописей, которые представляют собою подготовительные работы к изданию Устава 1682-го года. В одной из этих рукописей, – Синодальной, но библиотечному каталогу 314, но описанию Горского и Невоструева 394, есть статья: «О святых великороссийских чудотвордех, како празднества их положити во Уставе», назначение которой, по всей вероятности, было то, чтобы служить списком святых, которых надлежало и предполагалось поместить в Последовании по месяцеслову. В статье этой преп. Евфросин находится в числе святых (под 15 Мая: «Преставление преподобного Евфросина, Псковского чюдотворца, совершается собор его во обители его идеже лежат мощи его и идеже храм его»), из чего следует что он выключен был из Устава перед самым печатанием или при самом печатании последнего и по внезапному решению патриарха (может быть, единоличному, а может быть – и соборному, как это второе видим в других подобных случаях, см. у Мансветова в сочинении: «Церковный Устав», стр. 332, о соборном определении относительно празднования Иоанну Новгородскому).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

42 Служебник – съхрани, требник – съблюди въ cbящehhoдйcmbiu. Служебник – яко благословися, требник – освятися. Служебник – пречестное, требник – всечестное. Молитва верных 2-ая служебник – посщаи… cмupehie наше, требник – миръ нашъ. В требнике пропущено о пении символа веры . Служебник – съ сими божественными силами, требник – блаженными. Вмстообразная и в служебнике и в требнике переводится тождеобразная. 43 По служебнику „да исправится“ поет священник, по требнику – певец, а ответное, „да исправится“ – певцы. Когда поет певец, присутствующие „молятся лежаще на колну“, а когда они поют, то же делает певец. (Последнего замечания нет в служебнике). В уставе назначается творить поклоны три по пении „Господи воззвахъ“ по перенесении Св. даров, по окончании „нын силы небесныя“. Запрещается при возгласе „преждеосвященна Святая Святымъ“ поднимать агнец: священник только касается агнца. Чина приготовления агнцев нет. 47   На первом его листе четким полууставом, переходящим в скоропись, записано: Служебникъ (в оглавлении он называется молитвенникомъ) ceмiohobckoй протопопа Московскаго, духовника государьскаго, въ иноцхъ Симона, родомъ Псковитина, bpoю u любobiю u дoбpымu длы украшена, пачеже милостынею славна и дивна бывша паче всхъ, постриженника пречистыя обители монастыря при игумен Ebфuмiu Худомъ. А данъ по душ его, держать на свидтельство, а попомъ по кельямъ не давать разв игумена или на путь. Кто учнетъ служити по нему пожаловать помянуть cbящehhoihoka Симона у престола Христова. 49 Та же запись повторена на л. 454, и кроме того, в начале рукописи, на внутренней стороне доски написаны слова: „письмо Герасима Замыцкаго“, а наверху первого листа „псалтыря kunpiahobъ переводъ“. 53 269. Τας δε πτα μετανοιας ουτω δει ποιειν. Εις μεν τρεις εκτεινειν τς χειρας εις υψος κατα μιαν κα λεγειν την ευχην του τελωνου. Εις δε τας λοιπας λεγειν ουτως. Ελεησον ημας κυριε ελεησον ημας. 56 Берем для сравнения устав типографский XII века, триодь синодальную XII века, 423, и греческую триодь из Савостьяновского собрания, и по ним будем отмечать названия великопостных недель. 1-я неделя великого поста: память пророков Мосея и Аарона, Давида и Самуила и неделя православия; 2-я неделя – блуднаго и о делателях в винограднике (по содержанию Евангелия); 4-я о впадшем в разбойники, о мытаре и фарисее; 5-я неделя – о богатом и Лазаре, память Марии египетской. Остальные по-теперешнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

475 Начат печатанием 1-го Января 1607-го года; окончен печатанием 25-го Апреля 1610-го года. Приготовлен к печати монахом Чудова монастыря, последующим известным головщиком Троицко-Сергиева монастыря, Логгином Шишеловским. Не совсем справедливо осужден и в 1633-и году сожжен патр. Филаретом (Акт. Экспед. 476 Первое издание 1633-го года начато печатанием 17-го Декабря 1630-го года, окончено печатанием 20-го Февраля 1633-го года. Второе издание, представляющее собою простую перепечатку первого, начато 17-го Марта 1633-го года, окончено 30-го Сентября того же 1633-го года (неправильно иными относится к 1634-му году). 477 Устав напечатан в III томе Русской Исторической Библиотеки, издаваемой Археографическою Комиссией, Спб., 1876, coll. 1–156 (Заметка 1634-го года под 12-м Февраля. – col. 54). 479 Святцы с летописью, напечатанные не при какой-либо богослужебной книге, а сами по себе, отдельной иди особой книгой, суть такие святцы, в которых сообщаются краткие биографические сведения о святых (в старое время у нас назывались летописью всякие исторические, пространные и краткие, сведения: запись на стене церкви о времени ее построения – летопись; запись на книге о времени и месте ее написания – летопись). Святцы 1646-го года начаты печатанием 21-го Сентября 1646 года, окончены печатанием 6-го Декабря того же 1646-го года. Святцы 1648-го, тождественные с святцами 1646-го года или представляющие их перепечатку, начаты печатанием 14-го Июля 1648-го года, окончены печатанием 14-го Ноября того же 1648-го года. 480 Святцы других богослужебных книг: евангелий, апостолов, служебников, требников, следованных псалтирей вообще значительно сокращеннее святцев, находящихся в уставах. 482 Служебник 1656-го года окончен печатанием 31-го июля сего года, а что касается до служебника 1658-го года, то на экземпляре его, находящемся в Типографской библиотеке, которым мы пользовались, выход его глухо обозначен «в лето от воплощения Божия Слова 1658 третье издадеся» (после оглавления грамоты патр. Паисия и перед самою грамотою, на особом белом листе).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

—508— преп. Феодосию и свв. мучч. Борису и Глебу, из которых (кондаков) первого в Уставе совсем нет, а второй – с одним текстом, без знаков певческих. Поэтому Типографский Устав есть, очевидно, древнейшая певческая рукопись и, именно, Киевская и Киево-Печерская. В главе десятой содержится обозрение богослужебных певческих книг XII-ro и XIII-ro веков, как материал для суждения о состоянии русского церковного пения в домонгольский период. Здесь довольно кратко обозреваются рукописи: Стихирарь Синодальной библиотеки 279, Стихирарь Типографской б-ки 96, Стихирарь месячный Синодальной б-ки 572, Стихирарь Типографской б-ки 152, Стихирарь Типографской б-ки 145 и 151, Стихирарь Синодальной б-ки 589, Стихирарь Императорской Публичной б-ки (Толстовск.) 15, Стихирарь (Софийской) библиотеки Петербургской Духовной Академии 384, Триодь Постная Типографской б-ки 148, Триоди Синодальной б-ки 423 и 278, два Ирмолога Типографской б-ки 149 и 150, десять Миней Синодальной б-ки 159–168, Ирмолог Воскресенского (Новый Иерусалим) монастыря 28, Триодь того же монастыря 27, Праздничная Минея Императорской Публичной б-ки 12. Стихирарь Императорской Академии Наук 74, Стихирарь б-ки Московского Успенского собора 8, Кондакарь Сергиево-Лаврской б-ки 23, Кондакарь Синодальной б-ки 777. Результатом этого обозрения является предлагаемая в следующей одиннадцатой главе классификация певческих рукописей по месту и времени их происхождения, в целях уяснения путей распространения и моментов развития русского церковного пения в связи с пением кондакарным. Из двух видов симиографии этих рукописей, знаменной и кондакарной, удержалась доселе еще первая, вторая же исчезла уже в XIII веке, что объясняется ее сложностью и трудностью, искусственностью ее напевов и мелодий. Все рукописи, кроме кондакарных, содержат в себе симиографию, отличную от старой и более поздней византийской, и в то же время весьма сходствуют с симиографией, которой наиболее прилично наименование греко-сирийской с соответствующими ей напевами греко-восточными.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

55 Мансветов И. Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. Москва, 1885. 58 Мансветов И. Д. Как у нас правились церковные книги: Материал для истории книжной справы в XVII столетии (по бумагам архива Типографской библиотеки в Москве). Москва, 1883; idem, Как у нас правились Типик и Минеи: Очерк из истории книжной справы в XVII столетии. Москва, 1884. 61 Никольский К., свящ. Анафематствование (отлучение от Церкви), совершаемое в первую неделю Великого поста: Историческое исследование о чине Православия. Санкт-Петербург, 1879. 63 Никольский К., свящ. Обозрение богослужебных книг Православной Российской Церкви по отношению их к церковному уставу. Санкт-Петербург, 1858; он же. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. Санкт-Петербург, 1885; он же. Материалы для истории исправления богослужебных книг: Об исправлении Устава церковного в 1682 году и месячных Миней в 1689–1691 гг. Санкт-Петербург, 1896. 64 См.: Николай (Кожухаров), еп. Макариопольский. Введение в литургику. Москва, 1997. С. 90–100. 65 Смирнов Ф. А. Богослужение христианское со времени апостолов до IV века. Киев, 1876. Краткая биография и список трудов епископа Христофора: РПБ. С. 186–191. 66 Одинцов Н. Ф. Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI века: Церковно-историческое исследование. Санкт-Петербург, 1881; он же. Униатское богослужение в XVII и XVIII вв. по рукописям Виленской публичной библиотеки. Вильна, 1886. 67 Куприянов И. К. Обозрение пергаменных рукописей Новгородской Софийской библиотеки. Санкт – Петербург, 1857 [отдельный оттиск из журнала «Известия 2-го Отделения Императорской Академии наук» за 1857 г.]. 69 Амфилохий, архим. Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки. Москва, 1859; второе, значительно дополненное издание: 1875. 71 Биографические сведения и обзор сочинений: Воскресенский Г. А. Амфилохий, епископ Угличский: Некролог//Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1894. Кн. 1. С. 72–81; Титов А. А. Преосвященный Амфилохий как ученый и палеограф. Санкт-Петербург, 1894. Библиография трудов: Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и учёных (от начала русской образованности до наших дней). Санкт-Петербург, 1889. Т. 1. С. 509–511.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010