Исправления же более крупные, каковы: изменение состава служебных книг через введение новых статей или исключение прежних, производились соборным решением. При этом, святейший патриарх, преосвященные митрополиты и епископы соборно чли правленную книгу, и обсуждали вносить или нет, предположенные перемены. Так, в 184 г. июня в 6 день, на соборе властей чли книгу чиновник архиерейский и указали из книги чиновника приписать в служебник замечание «еже священником на горнее место не всходить, но сидеть, по стране от южные страны». В том же году, по поводу издания пролога, святейший патриарх указал с сего числа (2 декабря) книги пролог и впредь какие иные книги в деле будут и их прочитать прежде дела (прежде отдачи правленного экземпляра в печать) книжным справщикам, и чтецам и чтеной их чистый перевод в дело давать наборщикам 67, л. 29). Этим путем достигались две цели: вносилось однообразие в отдельные работы справщиков и при общем чтении легче открывались недосмотры и ошибки, вкравшиеся в правленые экземпляры. По окончании справы приступали к печатанию. Оно производилось, по указу государя и по благословению патриарха, мастерами печатного двора под главным наблюдением заведовавшего типографией, как лица уполномоченного патриархом. Вот как представляют ход этого дела бумаги типографского архива в известии о печатании устава 1641 года. В прошлом в 148 году июня в 1 день, по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руси указа, начата печатати книга устав в деревянных хоромах в четыре стана, да тех станов те же книги пособляли делать в нижней палате в три стана, да в верхней палате в пять станов и те книги устав вышли из дела в нынешнем во 149 году марта в 26 и что на те книги вышло бумаги и всяких разных запасов по расписке мастеровых людей, и то выписано 34, л. 4). Да как те книги устав начеты печатати и у тех книг молебен пели дважды: мироносицкому попу 1) Ивану на молебен и на свечи, да мастеровым людям наборщикам, тередорщикам и батырщикам, и сторожам на калачи рубль 17 алтын (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Когда Роман был предательски убит заговорщиками, подосланными от Михаила Калофата, с которым Зоя находилась в связи, патриарх в ту же ночь был вытребован во дворец и в виду настойчивого требования (καταναγκζει) повенчать Михаила с Зоей, должен был уступить, и в награду за согласие получил лично для себя 50 литр золота и столько же на нужды Софийского храма (ibid., col. 239). Умев удержаться на патриаршем месте при трёх императорах, несмотря на колебания придворной политики, Алексий умел отстранить притязания на патриаршество брата Михаила Калофата – Иоанна. Патриарх Алексий пережил и этого императора. Он скончался уже при Константине Мономахе, в 1043 году, занимая патриаршую кафедру 18 лет, а его преемником был знаменитый Михаил Керуларий. Летописец, упомянув о смерти Алексия, прибавляет, что императору было донесено о каком-то денежном кладе, хранившемся в монастыре патриарха. Назначено следствие, и посланные, действительно, нашли здесь до 25 кентинариен, которые были отобраны в казну (ibid., col. 284). Таковы немногие сведение о деятельности Алексия как патриарха. Переходим к известиям о нём, как о составителе устава. За девять лет до своей смерти, в 1034 г., патриарх основал близ Константинополя монастырь во имя Успения Божией Матери 98 и написал для него устав, который, к сожалению, не дошёл до нас в подлиннике, но сохранился в нескольких позднейших славянских списках. Древнейшими из них нужно считать синодальный список XII-ro века типографской библиотеки – того же времени, и СПб. духовной Академии, – XIII b. Во всех этих списках устав Алексия своим основанием возводится к Феодору Студиту , а письменное его изложение усвояется патриарху. Эта мысль высказывается в предисловии к уставнику (или правилам монашеского быта) и представляет его происхождение таким образом: «уставник... уставлен убо не по писанию в монастыри студийстем преподобным отцом нашим, исповедником Феодором, бывшим в нём игуменом, предан же писанием от Алексия святого и вселенныя патриарха в поставленном им монастыри во имя Божественные Матере» лист 196 оборот).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Не прошло года со времени выхода из типографии устава 1633 года, как было предпринято и окончено печатанием новое в 1634 году. Это было не что иное, как перепечатка предшествующего издания и буквально повторяет его послесловие, чем оно было вызвано, остается для нас неизвестным. Исправлена только неверная пагинация устава 1633 года, в котором, начиная с 100 листа, начинается счет по страницам вплоть до 120. В уставе 1634 года восстановлено правильное обозначение листов, а потому общий счет их расходится. В уставе 1634 счет идет непрерывно до 305 л., но затем с 25 декабря начинается новый с единицы и продолжается до 315, т. е. до конца устава. В конце помещена новая статья – пасхалия под особой пагинацей (1–34) и послесловие, тождественное с изданием 1633 года (лл. 316–319). В бумагах Типографского архива об этом уставе записано следующее: «в нынешнем в 142 г. сентября в 30 день вышли из дела из печати тысяча сто пятьдесят книг уставов 76 . Цена стала по рублю и по двадцати по три алтына по две деньги, книга устав в тетратех». (Тетр. 20 л. 71). В марте отправлено было известное число подносных экземпляров на государев двор, к патриарху, и затем устав поступил в продажу. В 1636 году цена была повышена до рубля двадцати копеек, осьми алтын и двух денег. Но замечательно, что покупщиками являются между прочим рабочие Печатного двора, из которых некоторые берут по три и даже по пяти книг в тетрадях. Может быть, им предлагали эту книгу в зачет жалованья, и казне было очень выгодно пополнять этим способом издержки по содержанию печатного двора, особенно когда издания залеживались. Так было продано в этом году разным лицам девяносто девять экземпляров устава. О дальнейшем движении последних двух изданий неизвестно, но видно, что в 1636 году от них оставалось немного, потому что они называются «остаточными» от продажи 143 года. Лица, ведшие это издание, не названы, но, судя по расходным книгам Печатного двора, это были тогдашние справщики: старец Арсений Глухой (упоминается с 1627 г.), старец Сергий (с 1632 г.), Григорий Анисимов и Богоявленский игумен Илья 77 , В 1644 году между справщиками упоминается Кожеозерского монастыря игумен Авраамий 17 л. 3 об.), в 1645 старцы Савватий и Варфоломей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

(Паремия, греческое παροιμα, значит притча, нравоучительное изречение, нравоучение. Так названы положенные на дни праздничные чтения из Ветхого и отчасти из Нового Завета потому, что в чтениях предлагаются нравоучения из Священного Писания , соответствующие праздникам). Служебники и Требники. От периода до-монгольского известны два служебника: один, усвояемый преданием преподобному Антонию Римлянину, и другой, усвояемый тем же преданием преподобному Варлааму Хутынскому. См. выше сноска 713. Вместе со служебниками были у нас в период до-монгольский и требники, см. выше первый абзац под сноской 833 . Но последних в настоящее время не известно ни одного. [ " Евхолой» упоминается в уставе патриарха Алексея,– л. 198. В заметке, напечатанной в Московских Ведомостях настоящего 1880г. сообщается, что чешский учёный Гейтлер открыл на Синае (в тамошнем монастыре) глаголический Требник (будто бы) X века.] Устав церковный . Из церковных уставов, бывших у нас в употреблении в период до-монгольский ( первый абзац за сноской 731 ) сохранились от нашего периода два списка Студийского устава патриарха Алексея (о котором выше абзац перед сноской 732 ): 1 . Типографский, находящийся в Московской Синодально-Типографской библиотеке, (1206), XI-XII века. Описание у архимандрита Сергия в Полном Месяцеслове Востока, т. I, стр. 120 и приложения стр. 35. 2 . Синодальный, находящийся в Московской Синодальной библиотеке, конца XI – начала XIII века. Описание у Горского и Невоструева под В бывшей Новгородской Софийской библиотеке, по свидетельству И. И. Срезневского в Древних памятниках Русского письма и языка, стр. 38, находится «монастырский устав церковного служения». Но, к сожалению, этот устав, как можно подозревать – очень важный по отношению к вопросу об уставах, у нас в период до-монгольский (см. выше) пока не описан и остаётся вовсе нам неизвестным. Минеи месячные и праздничные . Месячных Миней, сохранившихся от периода до-монгольского, известно: За месяц Сентябрь четыре списка: два Типографские, конца XI и XII – XIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Теперь нам следует выяснить процесс правления и те приемы, какими пользовались справщики при ведении этого дела. Возьмем для этого устав 1682 года. По сравнении с предшествующими изданиями, он представляет первый опыт последовательного пересмотра типика и в основу его исправления положены были твердые основы, с которыми познакомимся далее. Но, что для нас особенно важно, так это то, что в типографской библиотеке сохранился сам подлинник этого издания с собственноручными пометами исправителей и со многими весьма любопытными замечаниями для истории этого издания и вообще книжной справы. Исправитель взял печатный устав 1641 года и на нем делал отметки. Книга правлена сначала до конца и исчернена собственноручными его поправками. Они делаются чернилами и киноварью, и помещаются иногда над текстом, иногда на полях книги, а там, где приходилось делать большие изменения и вставка, записываются на особых листках, которые приклеиваются к книге. Статьи и места, подлежащие исключению, зачеркиваются киноварью иногда с объяснением на полях причины, но чаще без оговорок. Из предисловия к типику 1682 г. видно, что поводом к его исправлению послужили «многие разности и несогласия» в чинах и последованиях типика «и оттого смущение и во храмах Господних бываемая молва: зане всюду постиже самочиние и своеволие». Дело дошло до того, что общие правила типика отошли на задний план и «кто в коем монастыре или церкви навыче какового чина, тако и в присутствуемых местах творити тщится, не последуя типика церкви преданному чину». В виду такого печальнаго положения дел, патр. Иоаким «со всеми российскими архиереями… советова; совещаша же синодально еже бы пределов отец и типикоположений не преступать… ниже, что ново-вводное и самочинное, паче же рещи бесчинное вполагати». Но прежде, чем состоялось соборное решение о печатании, была собрана, по распоряжению патриарха, комиссия для пересмотра и исправления типика. Это дело было поручено «в типицех ведущим и в божественных писаниях тщателем священномонахам», которые должны были «из многих древних переводов греческих и славянских, харатейных рукописных и печатных типиков, рассмотря избрать и церковный типик… древнейшим типиком, последующее написать». После не малого делания в доме святейшего патриарха, они «с тех многих переводов, с древних греческих и славянских рукописных харатейных и печатных греческих и московских, и львовского печатного анфология написаша и пред всем священным собором в крестовой палате… чтоша при всех российских архиереях… и еже, что прилично к тому соборне исправиша». Особенно же они следовали типику московской печати, изданному в 142 году при святейшем патриархе кир Филарете. На этом образце выбор их остановился вследствие того соображения, что этот устав более прочих (паче) согласен с греческими и славянскими рукописными и печатными. Выслушав правленный типик, собрание одобрило его и скрепило своими подписями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Третий древний список студийского устава патриарха Алексия находится в Московской синодальной типографской библиотеке 1206). И. И. Срезневский по письму относит его к XII в. По глаголитской заметке видно, что писал его некто Микула. К сожалению, эта рукопись не имеет ни начала, ни конца. Устав начинается триодью и именно средою и пятком сыропустными, а сему предшествовавший синаксарь или месяцеслов всего лета, для нас весьма важный, оторван. Затем указ о кафизмах (краткий) и панихидах, далее о службах святых недели и на разные случаи (кратко). После сего, что для нас важно, кондакарь на целый год святым 165 . И затем триодный; наконец степенны из осмогласника на все гласы. Вообще весьма сходствуя со студийским уставом синодальной библиотеки, сей устав имеет и замечательные особенности и довольно излишнего в сравнении с ним 166 . В обеих редакциях этого устава есть свидетельство о том, что основою их служил устав самого патриарха Алексия. Статья о панихиде начинается так в обеих редакциях: «да бывает же панихида за ны седмижды летом собирающимся всем в притвор святого Пантелеимона, идеже и наш гроб есть... Си же заповедуем, извествуем, да по отшествии нашем к Богу, да ходят мниси на всяк день и вечер на гроб усопших по отпущении на павечерница и да творят за ны молитву к Богу» и проч. Но обе редакции настолько различны, что это различие предполагает два разных греческих списка устава патриарха Алексия. Итак и о самом этом уставе можно сказать, что списки Алексиевского устава не согласуются один с другим, как Никон Черногорец сказал об уставах студийском и иерусалимском. Но которая редакция древнее, списка синодальной библиотеки или типографской? Судя потому, что в типографском списке есть довольно прибавлений, естественно полагать, что редакция синодального списка по происхождению древнее типографского. Типографский список более сходствует с уставом Великой Константинопольской церкви, особенно в триодной части. Так в типографской редакции в неделю сыропустную положена память архиепископов Флавиана и Льва, во 2 неделю Великого поста память Поликарпа (т. е. Смирнского), в 4-ю Дометия, в понедельник пасхальный апостолов, во вторник собор Богородицы. Всего этого нет в синодальной редакции и все это есть в уставе Великой Константинопольской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

240 Синодальный и Ундольского не имеют общей части; Синодальный и Троицкой лавры не имеют ни одной и состоят из статей дополнительных; Типографской библиотеки содержит только триодную часть и много дополнительных.   241 Аще хощет настоятель, да повелит пети Богородицу якоже уставлено есть иерархом Иоанном великого Новаграда, аще ли несть того и прилагаем же Богородице блажен муж и стихиры похвальни Богородици.   242  Статьи о храмовой службе см. в синодальных уставах 391, 392 (по каталогу Описания) и из собрания Ундольского и 121.   243  На русском языке в книге «преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни», Перевод с греческого М. 1883, стр. 63–64.   244  Напечатан арх. Леонидом в издании Общ. Любит. Древ. Письмен. 1883 года, в приложении к описанию Афонской горы Иоанна Комнина стр. 90–102. Упоминание об этой келье вводится из 43 главы устава Саввы Сербского . Глас. Серб. Друж. книга 3. 1866 г.   245  Это правило – в сборнике из библиотеки Троицкой лавры XVII b Описание III, стр. 250. Праздн. минея рук. МДА лист 352 и другие. Издано: Прибавления к творчествам св. отец 1848 г., стр. 134–136. Ср. Макария ИРЦ III, 169, прим. 259.   246  Мы знаем этот устав в следующих списках, которые перечислим по порядку старшинства: а) в сборнике XV-ro века, из библиотеки Троицкой лавры, лист 158. В этом сборнике, лист 245, помещена пасхалия, седьмой тысячи последнего ста от 6958 (1450) по 7000 (1492 г) (Описание рукописей Троицкой лавры III, 170); б) в следованной псалтири из той же библиотеки XV век, лист 613. В этой псалтири, лист 601, содержится изложение пасхалии седьмой тысячи последнего ста, конечные лета. Начинается с 6993 г (1485) и оканчивается 7000; в) в псалтыри с четвероевангелием и статьями из устава той же библиотеки лист 144. На листе 93 записано изложение пасхалии от 7004 (1496) до 7019 (1511) г. (Описание I, 53); г) в минее служебной той же библиотеки XVI b.; д) в уставе начало XVI b., из собрания Ундольского, в Румянцевском музее; е) в уставе лист 294, из того же собрания (конца XVI b); ж) в уставе Синодальной библиотеки, 1548 г., лист 350 оборот (Описание III, 320); з) в сборнике той же библиотеки XVI b. лист 9 (Описание II, 3, 732); и) в уставе XVII b., лист 136, i) b сборнике из Волоколамской теперь библиотеки МДА, разных почерков XVI–XVII b., лист 132; к) в сборнике из библиотеки Троицкой лавры лист 148, заключающем сочинения Нила Сорского . л) Кроме того в сборнике той же библиотеки XVI b., лист 415, читается правило о всенощном скитском с отметкой на поле „Нилово”.  

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

28 «Око церковное» (Большой устав) – свод богослужебных указаний, в основу которого положен переработанный с учетом древнерусской богослужебной практики Устав Иерусалимского монастыря св. Саввы Освященного, с добавлением уставных указаний из Устава св. Феодора Студита и составленных прп. Марком Мнихом «Марковых» глав, где изложен порядок службы при совпадении в один день нескольких праздников. Вошел в употребление в Русской Церкви в XIV в. До XVII в. Он распространялся в списках, а в XVII в. трижды издавался типографским способом: при Патриархе Гермогене в 1608 г., при Патриархе Филарете в 1633 г. и при Патриархе Иосифе в 1641 г. 30 Согласно каталогу РГБ, следующее издание Московской Патриархией молитвослова относится к 1988 г. 32 Ср.: «Животе, како умираеши? Како и во Гробе обитаеши...» – припевы к 118-му псалму, поемые на утрене Великой Субботы. 33 Чин разрешен Священным Синодом «не к обязательному употреблению, но к употреблению по предварительному завещанию Преосвященных» указом от 13 декабря 1963 г. В Русской Церкви отпевание архиереев совершалось по чину иноческого погребения с добавлением некоторых обрядов, а с 1767 г., согласно указу Екатерины II, – по чину священнического. 35 Имеется в виду книга священника Сергия Желудкова «Литургические заметки», направленная в богослужебную комиссию Огицкому и изданная частично в «Вестнике РСХД» (1972–1973. 103–107) и переизданная в 2003 г. 37 Видимо, имеется в виду иеромонах Марк, настоятель Лавры св. Саввы, который присовокупил к Уставу изъяснения, как отправлять богослужение при совпадении двух или трех праздников в один день и как согласовать праздничные богослужения с воскресными и великопостными. Эти изъяснения называются «Марковы главы» и «Храмовые главы». 38 В Марковой главе о совпадении праздника Благовещения со средой пятой седмицы сказано: «Поем службу предпразднства Благовещения... в понедельник... понеже прелагается великий канон с четвертка на вторник тоя же недели. И поем великий канон с трипеснцем вторичным, праздника ради Пресвятыя Богородицы. Понеже в среду в праздник самый кафизма не глаголется и поклоны не бывают...». То есть праздник Благовещения в данном случае вытесняет Великий канон, который следует перенести с утрени четверга на утреню вторника (Минея. М., 1984. Март. Ч.2. С. 195).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

29. Собрание разных вещей. 30. Триодь постпая. 31. Устав. 32. Другий устав. 33. Богословская. В четверть: 34. Афанасия великого слово и иных в тетрадех. 35. Грамматика. 36. Другая такая ж. 37. Третия такая ж. 38. Четвертая такая ж. 39. Молитвенник. 274 По каталогу, составленному действовавшим тогда «Комитетом, учрежденным для разбора рукописей и книг Московской Синодальной типографской библиотеки», греческих рукописей в то время было 40 Но при сдаче их Синодальному ризничему трех из них на лицо не оказалось 1587/2, Новый Завет на греческом и славянском; 1568/3, Евангелия и деяния апостольские на греческом и славянском и 491/12 слово в неделю всех святых, XVI в.), а в одной не достало первых 9 листов 2505/27 сборник статей философ, содержания). На указе Синод. конторы, пославном по этому случаю членам Комитета (от 19 июля 1862 г.), о первых двух рукописях отмечено крандашом: «у Невоструева», «у Невоструева по записи». – Указ этот вместе с другими одним из членов Комитета прот. Г. П. Смирновым -Платоновым принесен в дар Императ. Обществу Истории и Древностей Российских при Московском университете. 282 Именно следующие: а) 129. Псалтирь лицевая IX-XII в. из лавры св. Афанасия. б) 131. Евангелие апракос, XIII-XIV вв., пергам. в) 132. То же, XV в. г) 171. Сборник XVII в. д) 172. Творения Софокла.20х 13 1 / 2 сант. е) 173. Аристофана, Эсхила, Гезиода и др. 20 х 14,9 сант. ж) 174. Иппократа, Аэция, Симеона магистра и др., XVI в. 22,3 х 14,9 сантим. 283 О них см. в «Истории Московской сдавяно-греко-латинской академии» С. К. Смирнова, М. 1855 г., стр. 44–63, 65. 284 Сведения о библиотеке Московской духовной. Академии помещены И. Н. Корсунским в «Книговедении» (Московского Библиограф. кружка) за 1894 г. 1, стр. 35–54; см. здесь стр. 39, 43 и др. В 1827 г. проф. Клоссиус занимался в библиотеке разысканиями рукописей, относящихся к греко-римскому праву (см. здесь же стр. 53). Ср. В. Иконникова Опыт русской историографии, ч. I, стр. 723–731. 285 В Книговедении за 1894 г. кн. III, VII и VIII, XI и XII и за 1895 г. кн. VI-VIII помещен исторический очерк библиотеки Московского университета, составленный М. Добровским и доведенный до 1832 года. О рукописях здесь сведения весьма краткие, заимствованные из каталога библиотеки, составленного в 1831 г. Петрозилиусом. Ср. у Шевырева в Истории университета стр. 320, 368–371, 423, 428, 515–519, 541–543. Журнал Мин. Народ. Просвещения 1858 г., ч. XCIX, стр. 99–105. Геннади.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Выход во время непорочных составляет вторую ступень, вторую часть службы и обставляется такими подробностями, которые не оставляют никакого сомнения в родстве этого акта со входом на обедне и вечерне. Теперешняя пасхальная утреня осталась верна этому образцу и начинается так, как в древности каждая праздничная утреня. Не мудрено поэтому, что пасхальная утреня ставится во главе древнейших записей устава и представляет из себя наиболее развитый, широко поставленный и законченный тип утрени. Берем устав Афанасия Афонского . Канонарь Синайский (по изданию Арх. Антонина), древнейшее начертание студийского устава, древнейшие уставы синодальный и типографский 95 . Все они излагают пасхальную утреню очень сходно: братия собирались в притворе, священник входил в алтарь, брал кадильницу, покадив в алтаре и церкви, вступал в притвор и здесь начинал утреню. Отсюда служба переносилась в церковь и священник проходил в алтарь 96 . Теперешний крестный ход перед началом пасхальной утрени нигде не упоминается в древних уставах 97 и, вероятно, обязан своим происхождением выходу священника с кадилом из алтаря и прохождению его северной стороной церкви в притвор, где должна была начаться утреня. Осложнение этого обряда в смысле теперешней процессии вокруг церкви могло произойти тем легче, что в больших храмах византийской архитектуры устраивались боковые приделы, через которые проходили в нартекс и делали таким образом значительный обход. Устав Афанасия упоминает об этих приделах, а синодальный – в известном уже нам описании литии по случаю праздника γκαινιων, говорит о таких проходных приделах (прибоженках – παρεκκλησα) с трех сторон церкви. В уставах иерусалимской редакции этот обряд уже начинает складываться в форму крестного хода, и в одном из синод. типиков запрещается отправлять эту процессию троекратно 98 . Употребление трикирия, о котором упоминается при начале песненной утрени, показывает, что оно не составляло в древности исключительной принадлежности архиерейской службы, или почетного отличия некоторых архимандритов, но присвоялось не только священникам но и мирянам 99 . С перенесением начала утрени из притвора в церковь естественно пала та последовательность в движении к престолу, которая выдерживается в песненной утрене, и прежде всего молитвы утренние стали читаться не перед царскими дверьми, а перед святыми или алтарными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010