Затем лития направляется на городскую площадь и последование совершается по чину, прежде изложенному. По возвращении же литии, царские двери (т.е. врата, ведущие из притвора в церковь ) затворяются по уставу обновлений, и совершается вход, как, показано выше. По поводу слова ποτμιος приведём следующее объяснение Дюканжа sub voce ετος и ποταμος. «На полу греческих церквей, особенно тех, где совершается рукоположение епископов, – говорит он, – обыкновенно изображаются три ручья (tres fiuvios), под ручьями город, над которым парит орёл, окружённый солнечными лучами». Таким образом, дело идёт здесь о том, что теперь принято называть орлецами. Эти «ποταμο», по словам Симеона Солунского , изображались на полу гипсом. Судя по приводимой Дюканжем выписке из чина патриаршей службы Димитрия Гемиста, видно, что под одним орлом и городом рисовали три ручья «ς ποταμоς τρεςе». В данном месте из Академического апостола дело идёт о третьем орлеце или о третьем знаке, до которого доходил патриарх во время процессии.   203  Мы пользовались этим уставом в Типографской библиотеке, где он записан под по новому каталогу и по старому. «Τ παρν τυπικν, – читается в самом его начале, – τετυπται νετησι ν οκα ακβου το Λεογκνου ναλμασι μεν το ατο. ριμελεα δε πολλ κα ριδιορθσι κυριου Θεοφνου ερομονχου λογρα το Κυπρου κα πρωτοδυγγλλου» (О должности логара см. Ducang sub. voce λογαριστς). На последнем листе обозначен год издания: τει το π τς νσρκου οκονομας το Κυρου μν ησου Χριστο αφοζ (т.е. в лето от явления во плоти Господа нашего Иисуса Христа 1557). Весьма любопытна следующая запись, сделанная славянской скорописью на первом листе этой книги, и объясняющая способ её приобретения: «сд г. июля в 2 д. по указу великого господина святейшего Адриана патриарха Московского и всея России, куплена сия книга, глаголемая устав церковного последования греческого диалекта в приказе книгопечатного дела из книг Соловецкой пустыни, что в ... бывшего строителя Моисея; денег за ту книгу дано рубль, и та книга отдана в правиленную палату впредь для преводу книгохранителю, иеродиакону Феофану с роспиской, а закрепил ея по листам дьяк Андрей Михайлов».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

лист 26), служащая переходом к изложению службы по минее. С листа 48 вплоть до конца служба по месяцеслову, оканчивается 17-м января «памятию препод. отца нашего Антония Великаго ». Остальное не сохранилось. Таким образом, в этой рукописи недостаёт начала службы по триоди постной и более половины месяцеслова с января по сентябрь. Были ли правила монашеской жизни – неизвестно, вероятно, их не было, как и в большей части славянских уставов студийской отрасли. И по составу, и по изложению софийский список очень сходен со старшим синодальным. 6 сентября показаны 3 стихиры архистратигу Михаилу и ина 3 стихира св. мученика Курила (лист 50). Вероятно, это св. Кирилл епископ Гортинский, которого память положена под этим числом в минеях студийских (Арх. Сергия Агиол. I т., прил. 8). 11 октября, кроме показанных у Сергия и Голубинского, записана память «Филиппа одного из 7 диаконов» (на полях позднейшей рукой приписана краткая служба) лист 65. 3 ноября преп. Иоанникия (а не 4-го, как у Сергия). 15-го – «чтется чудо и мучение святых исповедник», позднее приписано: «Гурия, Самона и Авива», лист 73. Тропарь введению « Днь блговолнн бжи проображени· и спсени лв проповданн· въ црви бжнн· сно два влтьс· и ха всмъ блговстуть тои· и съгласно въпимъ радуис смотренни ижителва сконани. (74 оборот) 2 января предпразднство просвещения и поют на господи воззвах и на стиховных предпразднству и святых. л. 95 об. 3-го – чтется похвала св. Василия св. Гордию. 13-го – провожается праздник просвещения. Память Ермила и Стратоника 13-го, но ради провождения праздника служба им накануне (103). Замечательный список представляет и другой типографский устав студийской отрасли XIV или XV века. О синаксаре его у Сергия Агиол. I, 126. Он не имеет особого заглавия и начинается изложением службы по триоди постной, именно неделей мытаря и фарисея. Писан крупным тщательным полууставом; на первом листе находится красивая заставка из переплетённых драконов и фантастических птиц, рисованных по голубому полю в орнаментальном вкусе заставок XIV–XV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

На этом мы и оканчиваем анализ устава студийского как потому, что триодями постной и цветной исчерпывается весь устав Типографской библиотеки, названный нашим автором, со слов архимандрита Сергия, уставом неизвестного константинопольского монастыря, так и потому, что на эти службы почти исключительно направил все свое внимание г. Одинцов. Если он и коснулся в своей книг других служб, то сказал о них не более того, что имеется в книге Горского и Невоструева. Излагать подробности этих служб нам невозможно, и это не в интересах той цели, с которой мы принялись в настоящий раз за перо. Думаем, однако, что сделанное нами в этом отношении, вполне убедит нашего читателя, с одной стороны, в неосновательности высказанного, вопреки наблюдениям Никона Черногорца и Феодора Тоскани, мнения, что, «существуя в церкви русской в течении четырех веков, устав студийский во все это время сохранял в своем богослужебном порядке замечательное единообразие (стр. 52), а с другой, в весьма поверхностном отношении г. Одинцова к дорогим памятникам нашей седой старины, заслуживающим серьезного изучения. В самом деле, все сделанное нами для полноты анализа студийского устава и свидетельствующее далеко уже не в пользу замечательного единообразия или не нашло себе места в книге г. Одинцова, или передано им с искажениями. Легкостью взгляда на свои задачи и надеждою на безнаказанность мы объясняем и то обстоятельство, что анализ свой, сделанный по печатным книгам, г. Одинцов не постарался даже проверить по подлинным памятникам, чтобы исправит своих предшественников. Здесь, по нашему мнению, кроется причина его колебаний и неустойчивости его суждений. Вез подробного рассмотрения всех известных ему списков студийского устава, он пишет с уверенностию, отвергающею всякое сомнение и возражение, что замечательным единообразием «отличаются не только древние списки этого устава, принадлежащие к XII–XIII векам, но и списки веков XIV и XV-ro» (Ibid.). Но, заглянув мельком в список этого устава XIV века и отметив в нём несколько особенностей, он спешит прибавить: «этот консерватизм в богослужебном порядке, по уставу студийскому, нужно думать, не имел для себя места во всех церквах России и сохранялся только в тех из них, в которых были списки этого устава; в остальных же церквах, (и таких было большинство) допускаемы были различные уклонения от него» (Ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Не устранены даже некоторые ошибки и недосмотры, допущенные справщиками 1695г. и дело остается в том же почти положении, как было 180 лет тому назад. С редакционной стороны наш теперешний Устав также не далеко двинулся вперед, и за немногими исключениями, составляет перепечатку с издания 1695 года» (стр. 356). В «приложениях» к настоящей книге автор указывает на литургическое значение Кондакарей Романа Сладкопевца (стр. 369) и Устава Венедикта Нурсийского (стр. 375), описывает полные уставы студийской редакции (стр. 378) Моск. Синод. библ., Моск. типограф. библ. и М. Синод. библ. и перечисляет греческие списки студийского Устава по печатными источникам (стр. 397), описывает все уставы иерусалимской редакции, хранящиеся в библиотеках Московской Синодальной и Румянцевском музее (стр. 403), точно издает славянскую службу в день Рождества Богородицы по Уставу М. Синод.библ. 330–380 и по греческому уставу той же библиотеки сравнивает уставы студийский с иерусалимским по изложению служб в праздненство Богоявления, на праздник Сретения, на праздник Благовещения, первой седмицы великого поста, дает описание Никодимова Типика Белградской публичной библиотеки, Устава из Севастьяновского собрания в Московском публичном музее и Устава из Императорской публичной библиотеки сербской редакции, приводит целиком выдержку из устава Императорской публичной библиотеки сербской редакции, приводит целиком выдержку из Устава Императорской публ. Библиотеки о многолетствовании царя и поздравления игумена на кануне Рождества Христова, делает сравнение синодальных уставов 2 и 3 редакции в изложении суточной службы и по Триоди, описывает правленый экземпляр Минеи за месяцы апрель, май и июнь из библиотеки М. типографск. под и который начали исправлять спустя два года после исправления Устава, т.е. в 1689г., перечисляет новые памяти и тропари в Уставе 1695г. сравнительно с уставом 1682г., наконец, делает несколько кратких замечаний в ктиторских уставах в Византии. Из сделанного краткого и весьма поверхностного обозрения книги г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Он имеет 21 февр. память пр. Тикофея по минеям XII в. (в других обоих Евстафий антиохийский ), марта 21 Кирилла катанского на 1 месте по минеям XII в. (в прочих обоих пр. Иаков). Он очень близок к древним славянским прологам 174 , даже ошибки общие с ними, наприм. 2 апр. вместо Тита – Фота, и где не сходствует с прологами, там сходствует с минеями XI-XII века. Основа же его как по памятям (исключая 10 октября, 3 и 12 января), так особенно по слогу есть студийский устав, славянский XII в. 330). Встречаются повторения памяти святого в следующий день рядом, наприм. муч. Меркурия25 и 26 ноября, священномуч. Акакие29 и 30 марта. К синаксарю сего устава приставлено предисловие, судя по слогу переведенное с греческого; но выше его поставлено и предисловие самого патриарха Алексия, неестественно от синаксаря оторванное. Новое предисловие кончается словами «се устав есть студийского монастыря. Молитвы же и нас на се повелевшее преподобным отцом нашим глаголем се»; далее начинается синаксарь: сентябрь и проч. Как будто конец предисловия принадлежит славянину. Судя по атому и всему содержанию синаксаря, вероятно, что он составлен по распоряжению какого-либо русского иерарха. Странно, что он составлен из разных источников и не держится строго ни устава 1398 года, ни миней служебных, ни прологов. Вот в румянцевском обиходе синаксарь весь составлен по первой редакции месяцеслова Василия или древнейшему славянскому прологу и очевидно в России. Естественнее бы в России составлять синаксарь устава по служебным минеям 175 . Месяцеслов устава 905 XV в. имеет более по одной памяти в день, отличается от обоих предшествовавших немногими особенностями, именно 18 сент. имеет память Евмения гортинского по минеям XII века, а не св. Симеона, 27 сентября муч. Каллистрата (по прологу), 25 окт. муч. Нестора одного, 28 ноября муч. Парамона (сего по минеям XII века, а не Иоанна Дамаскина ), 31 марта пр. Стефана чудотворца по минее XIV в., 3 апреля пр. Феодосии; в нем одном 15 июня прор. Исаии. Вообще же он очень близок к уставу типографскому 1236).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

патриарх основал близ Константинополя монастырь во имя Успения Божией матери 66  и написал для него устав, который, к сожалению, не дошёл до нас в подлиннике, но сохранился в нескольких позднейших славянских списках. Древнейшими из них нужно считать синодальный список XII b., типографской библиотеки – того же времени, и СПб духовной Академии, – XIII b. Во всех этих списках устав Алексия своим основанием возводится к Феодору Студиту , а письменное его изложение усвояется патриарху. Эта мысль высказывается в предисловии к уставнику (или правилам монашеского быта) и представляет его происхождение таким образом: „уставник... уставлет убо не по писанию в монастыри студийстем преподобным отцем нашим, исповедником Феодором, бывшим в нём игуменом, предан же писанием от Алексия святого и вселенные патриарха в поставленнем им монастыри во имя Божественные Матере 67 . Основываясь на этих словах, можно было бы подумать, что патриарх Алексий первый изложил письменно порядок службы и монашеского быта, державшиеся в студийском монастыре; но такое заключение было бы неверно и противоречило ясным указаниям, заключающимся в самом Алексиевом уставе. Из этих указаний видно, что он располагал готовыми записями; только они не обнимали полного состава службы и не были систематическими. Алексий пересмотрел их, дополнил и в этом редактированном виде воспользовался для своего устава. Но многое написал и составил вновь подобно составителям ктиторских уставов. Это нужно заметить, прежде всего, относительно уставника и последней дополнительной части. Здесь изложение ведётся от лица патриарха 68  и придаётся его записи характер ктиторского устава, где на первый план выступает личная воля устроителя. Что отдельные записи существовали в студ. монастыре и до Алексия, на это есть несколько намёков в самом его уставе. Так, например, сказавши, что не выходить из монастыря в продолжение Великого поста есть правило весьма древних отцов, составитель прибавляет, что оно не в студийском убо честном монастыре писано есть 69 , и затем ссылается на беседовательное оглашение преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

певч. культуре нашел отражение в изданиях сборников песнопений и практических пособий по овладению знаменной нотацией и навыками исполнения песнопений З. р. (Певческий Октоих XVIII в. нотированный (знаменная и пятилинейная нотации)/Вступ. ст.: Е. В. Плетнева. СПб., 1999; Пособие по изучению церк. пения и чтения/Сост.: Е. А. Григорьев. Рига, 2001 2; Самогласны и запевныя строки столповаго роспева: [Учеб. пособие]/Сост.: Г. Б. Печёнкин. М., 2005; Литургия св. Иоанна Златоустого знам. роспева: Пореформенная ред./Сост.: М. Макаровская; вступ. ст.: иеродиак. Павел [Коротких]. М., 2005 и др.). Ист.: Преображенский А. В. Вопрос о единогласном пении в Русской Церкви XVII в. СПб., 1904. С. 8-10. (ПДПИ; 155); Jacobson R. Praef. Fragmenta Chiliandarica Palaeoslavica. Copenhagen, 1957. Tl. B: Hirmologium: Cod Chil. 308. (MMB. Ser. Principale; 5b); Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971; Аввакум, протопоп. Послание Борису и прочим рабам Бога вышняго//Муз. эстетика России XI-XVIII вв./Сост., пер. и вступ. ст.: А. И. Рогов. М., 1973. С. 90; он же. Послание рабом Христовым//Там же. С. 88; [Аноним, 1683 г.]. Брозда духовная//Там же. С. 91; Евфросин, мон. Сказание о различных ересях//Там же. С. 72-73; Послание сщмч. патриарху Ермогену о злоупотреблении в церковном пении «Хабува»//Там же. С. 59-65; Der altrussische Kondakar "/Hrsg. v. A. Dostal und H. Rothe unter Mitarb. v. E. Trapp. Giessen, 1976-1980. Bd. 8. T. 2-5; Христофор. Ключ знаменной. 1604/Публ., пер.: М. В. Бражников и Г. А. Никишов; предисл., коммент., исслед.: Г. А. Никишов. М., 1983. (ПРМИ; 9); Александр Мезенец и прочие. Извещение… желающим учиться пению (1670 г.)/Введ., публ. и пер., ист. исслед.: Н. П. Парфентьев; коммент. и исслед., расшифровка знам. нотации: З. М. Гусейнова. Челябинск, 1996; Повесть временных лет/Подгот. текста, пер., ст. и коммент.: Д. С. Лихачев; ред.: В. П. Адрианова-Перетц. СПб., 1999; Типографский устав: Устав с Кондакарем кон. XI - нач. XII в./Под ред. Б. А. Успенского. М., 2006. Лит.: Моисеева Г.

http://pravenc.ru/text/199937.html

показаны в прологах отверзение дверей великой церкви (в софийск. новгор. прологе до 1250 г. с особым тропарем), светохождение вокруг великой церкви, 23 дек. память самого освящения церкви. В греческих памятниках нет другого праздника Софии – Премудрости Божией, как у нас в позднейшее время в Новгороде 15 августа, в Киеве 8 сентября. Вероятно, празднование памяти освящения Софии константинопольской и был храмовой праздник 23 декабря. В киевской Софии тоже было в древности 4 ноября. Посему естественно полагать, что еще до студийского устава патриарха Алексия в России известен был чин празднования в память освящения церкви. Но в уставе 1398 года описана обстоятельно причина праздника 14 августа: освящение св. обители от Алексия св. нашего владыки и всея вселенного патриарха. Освятижеся реченая церковь в 14 день того ж месяца в лето 6542 в тот же день среду (это было 1034 года от Р. X.). Начало чина: во время божественные литургии собравшимся людям в притвор св. Дмитрия... Притвора мученика Димитрия не было тогда ни в успенском храме Богоматери в Москве, ни в киевопечерской обители. Все это показывает, что чин сей списан именно с устава обители патриарха Алексия. Напротив за происхождение синаксаря устава 1398 года в России говорит 1) то, что некоторые русские святые: Борис и Глеб, св. Леонтий ростовский, пр. Феодосий печерский поставлены в нем на первом месте с показанием чина службы им, с опущением службы дневным святым 172 ; 2) есть ошибки в синаксаре, сходные с ошибками славянских прологов: 20 июня св. Мефодия моравского вместо патарского; ошибка славянина от смешения с Мефодием просветителем славян. Вообще же по соображении всех признаков греческого студийского происхождения и русского, кажется, более остается весу за теми, которые говорят за происхождение сего синаксаря из студийской обители 173 . Устав студийский типографский 1236 XIV в.) в синаксаре, который кончается 17 днем мая за утратою листов, много сходствует с уставом 1398 года и, по всей вероятности, автор его имел в виду сей устав, но избегал его особенностей и во многие дни дополнял; вообще он богаче памятями как сего устава, так и устава 905 синодального.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

У Врето (Νεοελλινικ φιλολογα ν θγαις. 1851) об этом издании-первенце не упоминается. Фабриций в примечании к трактату Алляция о греческих типиках упоминает об исправлении устава иеромонахом Иосафатом около 1584 г. С него, говорит он, производились венецианские издания 1603, 1615, 1643 г. Основавшись на этом примечании Фабриция и не поняв хорошо дело, Питра впадает в ошибку, называя издание 1603 г. editio princeps (Spicil. solesm. IV, p. 567).   204  В типографской библиотеке этот экземпляр под У Врето об этом издании упоминается под и тут же замечено, что оно было перепечатано в 1605 г. (год обозначен неверно: следует читать 1615 г., как видно из и 1643 г. Последнее было окончено «πιμελια κα διορθσει Θεοφυλκτου ερομονχου το Τζανφουρνρου». Затем под упоминается «τυπικν... νεωστ τυποθν, 1771 παρ Νικολου Γλκει». Этого издания мы не имели под руками. На него ссылается Питра под именем Typicum Nicol. Glycae (Spicil solesm. IV, p. 567).   205  Глава 96 – о каждении, 97 – воскресные прокимны, 98 – прокимны и аллилуйя восьми гласов, 99 – прокимны и аллилуйя литургийные, 100 – о пении прокимнов чтецом.   206  Мощи св. Спиридона из Константинополя, где их видели русские паломники XIV–XV b, были перенесены в 1460 г. на о. Корфу, и здесь остаются доселе (Сергий – месяцеслов Востока под 2 декабря) о службе св. Спиридонию и о том, когда и кем она составлена см. Порфир. «Стихирар. поэты» (Труды К. Д. Академии 1878, т. 2, 23–30). Со времени перенесения мощей в Корфу начинается торжественное чествование памяти св. Спиридония, как покровителя Греции. Сначала это был местный праздник корфитян, но затем перешёл и в общий типик.   207  Сочинение это св. Афанасию не принадлежит и относится к числу spuria. Издано Питра Spicil. solesm. ΙV, p. 456 по двум спискам Коаленевой библиотеки. На него ссылается Libellius poenitenrialis Иоанна Постника (Morini de poenitentia append. p. 89) и патриарх Николай в своих ответах сяятогорцам (Pitra IV, р. 468).   208  Мы пользуемся последним его изданием. В предисловии к типику 1851 г. Константин, между прочим, говорит, что он составил его и издал 13 лет тому назад. В издании 1868 г. многое было исправлено и дополнено составителем, уже в глубокой старости, так что этот труд появился в обращении уже после его смерти. Иеромонах Неофит Рыльский, учитель славянского языка в богословском Халкинском училище, перевёл этот устав на славянский язык с некоторыми изменениями «и елико возможно приспособлением к славянским церковным книгам», обратив предисловие греческого издателя к Болгарам. Между прочим, здесь под 11 июля положена память великой княгини Ольги – единственная славянская память во всём уставе, но службы не положено. В греческом издании этой памяти нет.  

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

1025. Чин на умовение ног в святый и Великий четверток , в четвертку, 13 лл., скорописью XVIII в., в порванной бумажной обложке. На л. 13 об. приписка: «Со онаго чина по учиненному Святейшаго Синода генваря 12 числа 765 года определению точная копия при указе в Московскую Типографскую контору для напечатания послана того же генваря 24 дня». На полях внизу листов 1–6 приписка: «Опробован генваря 10 дня 1765 года». 1026. Чин и устав лишившимся соборныя службы в Великую субботу , вечер, в неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу, в четвертку, 5 лл., полууставом половины XIX в., в бумажной обложке. На полях по листам приписка: «Сия тетрадь не может быть допущена к употреблению между православными. Член консистории протоиерей Георгий Мизерандов». 1027. Сказание о действенных чинах (чинопоследованиях) Московского Успенского собора , в лист, 76 лл., скорописью XVIII в., в цветной бумажной обложке. Заглавие: «Сказание действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкве Успения Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии матере церквам царствующаго града Москвы и всея великия Русии. Составлено бысть в лето 7135 (1627) индикта 5-го в царство благочестиваго и в православии изрядно сиятельнаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии самодержца повелением и благословением его государева сугубейши рещи по плотскому рождению отца по духовному же чину отца и богомольца великаго государя и всерачительнаго истинны слова Божественнаго исправителя святейшаго кир-Филарета патриарха московского и всея Русии и его святительским благорассудным и всерассмотрительным о сицевых церковных вещах свидетельством положено и соборней церкви писанием предано в 3-е лето святительства его начало имуще сице». Список с рукописи Московской Синодальной библиотеки (Горский и Невоструев «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки». Отдел III, 396, стр. 355–366). Вивлиоф. ч. VIII. 1775 г. 1028. Чиновник Большого Успенскаго собора в Москве , в лист, 300 лл., скорописью XVIII в., без переплета. Заглавие: «Копия со взятой по присланному из Святейшаго Правительствующаго сего 776 года маия от 20 числа в Контору Святейшаго Синода указу из Московского Большого Успенского собора от ключарей Никиты Осипова и Александр Афанасьева книги, которая состоит в записках о церковных в том соборе бывших церемониях и о протчих, а та книга начинается по написанным в ней листам номерам с пятаго листа никем не подписанная нижеследующим». Внизу по листам скрепа: «С подлинною читал канцелярист Василий Круглов». На последнем листе подпись секретаря Петра Варыпаева.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010