Поэтому поводу при царе Маркиане созван был собор Халкидонский 630 отцов, которые, прокляв и отлучив злых еретиков – Диоскора Александрийского, игумена Евтихия, Севера Антиохийского, Петра Анамейского и других последователей их, – некоего Иакова, Тимофея, по прозванию Элура, и прочих коварных их друзей, – исповедали Христа в двух естествах, совершенного Бога и совершенного человека, бесстрастного по Божеству, пострадавшего ради нашего спасения по человечеству. Правая вера, утверждённая святым сим собором, проповедывалась в церкви кафолической. Спустя несколько лет, при царе Юстиниане созван был в Константинополе пятый побор 164 святых отцов, которые, утвердив все постановления прежде бывших четырех соборов, отлучили Севера, а также Оригена и подобных ему, и правую веру велегласно исповедали. Исконный враг рода человеческого, не выносящий преуспеяния христиан и мира церкви, непрестанно сеял плевелы из рода в род и возмущал кафолическую церковь ; видя, что вышеписанные ереси осуждены и отвергнуты святыми соборами, он обрел другое орудие нечестия своего и взволновал церковь иным образом 175 . Царь Ираклий, возвращаясь из Персии после великих побед, дарованных ему, вступил в Иераполь Сирийский; там был некий яковитский архиепископ, по имени Афанасий, человек злой и хитрый, полный всякого нечестия и преданный сирийскому волхвованию. Царь вступил с ним в прения о вере и сказал: если признаешь собор Халкидонский, поставлю тебя патриархом Антиохииским. Злой Афанасий коварно признал названный собор и, коварно же исповедав во Христе два естества, соединенные в одну ипостась, спросил царя: вот я исповедую два естества, что же ты скажешь о воле и действии: две ли воли во Христе, или одна? Царю, воспитанному в походах и битвах и никогда не слышавшему подобного слова в церкви, вопрос этот показался странным, поэтому он сказал Афанасию: слово, которое ты говоришь, до меня не доходило еще; я напишу патриарху, а ты мне дай время, пока получу ответ 176 . В то время в Константинополе патриархом был Сергий, родом из Сирии, происходивший от родителей яковитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

1348 В части города, называвшейся Гонории, был храм Пресвятой Богородицы, ктиторшей которого была эта щедрая благотворительница. О ее благочестии и верности православию помянуто в житии св. Саввы Освященного. Юлиана, вместе с Анастасией, женой Помпея, посещала св. Савву во время его пребывания в Константинополе в 512 году. 1349 Захария-ритор приписывает инициативу введения в Константинополе прибавки к Трисвятому патриарху Тимофею, объясняя это его происхождением из Антиохии, где «со времен Евстафия» водворилась эта форма Трисвятого. Возражения «еретиков» Тимофей отстранял таким аргументом: ангелы в своих славословиях не могли возглашать, что Господь пострадал за них, а люди, напротив, должны это делать, так как Иисус Христос воспринял плоть от нас и был распят за наши грехи. Zacharias. 7, 9, р. 129. 1350 Malala.407 сл., короче Evagr. 3, 44; Marc. Сот. s. а. (Chron. min. II 97– 98). – В житии св. Саввы (гл. 54) бедствия Марина вложены как грозное пророчество в уста св. Саввы за его противодействие сложению ста фунтов золота с населения Палестины, о чем он ходатайствовал. 1352 Theoph.153, 26. Jean de Nik. с. 89, p. 497. Много живых подробностей об этом тревожном времени сохранил Захария (7, 9–12, с. 122–136); см. также статью: Getzer. Josua Stylites und die damaligen kirchlichen Parteien des Ostens//Byz. Zeitsche 1892, 34–49). 1354 Текст послания монахов см.: Житие св. Саввы, гл. 75; письма императора – Usener. Der heilige Theodosius, с. 60–61. 1356 Скифия, как все земли по течению Дуная, была страной латинского языка, который здесь утвердился со времени первых стоянок войск на Дунае при Августе. Помимо других доказательств, это подтверждает Иордан латинским языком своей «Истории готов», написанной в 551 году.Те аланы, к которым он принадлежал по крови, имели пребывание в Скифии. Епископы городов Скифии и Нижней Мезии писали свой ответ имп. Льву по делу Тимофея Элура в 457 году на латинском языке. См.: Mansi . 7, 545–547. Таким образом, в этих местах могла быть агитация с Запада. О протесте Виталиана знали не только в Риме, но и в далекой Галлии, как свидетельствует о том письмо Авита, епископа Вьенны. ( Aviti Ep. 42), обращенное к Виталиану, от имени Сигизмунда еще при жизни Гундобала. (P. L. 59.).

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Во-вторых, это Евагрий , который добавляет к этому азиатскому фону отсутствующую у Оригена последовательную аскезу и мистику: путем исключения чувственных представлений и понятийных идей, путем отсечения всякой “формы” в духе он хочет достичь бесформенного внутреннего духовного света, в котором проступает Божественный свет. В-третьих, это александрийская христология , сначала основанная на схеме Λγος—σρξ (Воплощенного Логоса, букв. ‘Сло­во—плоть’ — Пер .), (Аполлинарий, святители Афанасий и Кирилл), вскоре исправленная — σρξ μψυχος (греч. ‘одушев­ленная плоть’ — Пер .), но всегда настаивающая на μα φσις (греч. ‘одна природа’ — Пер .), до тех пор, пока линия столкновения, пройдя через Диоскора, Тимофея Элура, Петра Монга, не застывает неподвижно на Севире и после этого уже не может быть поколеблена никакой политической хитростью, никакими догматическими компромиссами. Что это за завеса, до сих пор разделяющая Восточную Церковь? Можно сколько угодно говорить, что монофизиты были по существу православными, и столь же упорно твердить о монофизитстве, заключающемся только в словах, можно скрупулезно доказывать, что они своим μα φσις (или πστασις) σνθετος (греч. ‘одна составная природа (или ипостась)’ — Пер .) по сути утверждают абсолютно то же самое, что и Отцы Халкидона 47 , — это лишь еще больше затрудняет загадку. Было ли это всего лишь упрямством? Разве для Севира речь не шла о его деле, о достоянии, от которого нельзя отказываться? Несомненно, и это было — за всем александрийским преданием и поверх всех православных стремлений, связанных с онтологическим единством Христа, — азиатской парной категорией (было ли это признано или отрицаемо, осознанно или неосознанно) причины и явления, Бога и Богоявления, мышление в чистых категориях Откровения при пренебрежении тварной реальностью. Ибо там, где исходят из предпосылки целостности человеческой природы Христа и, вместе с тем, из первоначального противопоставления Бога и твари, александрийским христологам, представленным в конце концов севирианским типом, кажется, что уже нельзя достичь единства, — неважно, пытаются ли его найти в природе или в Личности. Монофелитство было лишь конечным завершением этого мышления: единство Бо­жественного активного личностного центра — Христа запрещает здесь любое другое качество человеческой природы Христа кроме пассивно-покорной инструментальности; и ради сверхприродного νωσις ‘единства’ и ради Теофании происходит отказ от тварной реальности.

http://pravmir.ru/vselenskaya-liturgiya-...

Собор халкидонский, как и никейский в свое время, низложением Диоскора и осуждением Евтихия не достиг желанного умиротворения церкви. Последователи осужденного учения, под руководством новых вождей: Тимофея Элура, Петра Монга в Александрии, Петра Сукновала и Севира в Антиохии, возмущавших своими посланиями и другие церкви, не хотели признавать определений халкидонского собора и подчиниться им 51 . «Только некоторые, пишет о том времени Евагрий в своей истории, весьма мужественно отстаивали, что было изложено на том соборе, и не дозволяли ни выбросить какой-нибудь слог из его определений, ни допустить в них перемену хотя бы одной буквы и с великою горячностью волнуясь, никак не принимали в общение тех, которые отвергали его постановления. Другие же не только не признавали Халкидонского собора и его определений, но и предавали анафеме как самый собор, так и книгу Льва. А некоторые, утверждаясь на Энотиконе Зенона, также вели между собою распрю то об едином, то о двух естествах... так что все церкви распались на части и их предстоятели не хотели иметь общения друг с другом. Отсюда произошло чрезвычайное множество разделений и на востоке, и на западе и в Ливии: ни восточные епископы не имели единения с западными и ливийскими, ни те взаимно с восточными» 52 . Но все бывшие в общении с еретиками и получившие от их начальников рукоположение, когда отвергли ересь и подписали правое исповедание веры, были приняты в общение на V вселенском соборе в степенях их священства 53 . В жизнеописании св. Саввы рассказывается, что когда святейший Илия, иерусалимский патриарх, не смотря на происки Севира антиохийского и требования гражданской власти, не согласился анафематствовать Халкидонский собор и за это силою был лишен престола, то на его место был поставлен еретиками единомышленный им Иоанн, обязавшийся принять в общение Севира и изречь анафему тому же Халкидонскому собору. Но по стараниям палестинских монахов, и особенно по убеждениям их игуменов св. Саввы и Феодосия, Иоанн, обратившись в православие, не только не исполнил своего обещания, но торжественно утвердил Халкидонский собор и изрек анафему еретикам: Несторию и Евтихию, Севиру и Сотериху Кессарии Каппадокийской и всем, не принимавшим Халкидонского собора. Сему Иоанну, при обращении его в православие, не поставили в укор его рукоположения, принятого им по избранию и от рук еретиков 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Во главе ее стояли пресвитеры Юлиан и Иоанн и софист Павел, член посольства, ходатайствовавшего некогда за Тимофея Элура. Подчиняясь их требованию, Петр Монг вынужден был нарушить свое обещание и открыто анафематствовал Халкидонский собор. Каландион, занимавший тогда Антиохийскую кафедру, не вступил в церковное общение с Петром и обличал его пред Акакием. В письме к Акакию Петр отрицал этот факт и объяснял его сплетнями, которые распускают о нем фанатичные монахи. Евагрий сохранил это письмо. 1219 Но та уступка, на которую пошел Петр, не возымела действия, и непримиримые ставили ему в вину, что он имеет церковное общение с Акакием, который признает Халкидонский собор. Петр вынужден был действовать силой против упорствующих и изгнал их из монастырей. Пострадавшие отправили к императору жалобу на насилие, и Зенон послал в Александрию одного из своих оруженосцев, Косьму, возложив на него поручение примирить патриарха с мятежным монашеством. В присутствии Косьмы состоялось объяснение патриарха с депутацией от монахов, которое, однако, не достигло своей цели. Возбуждение населения города против монашества было так сильно, что можно было опасаться кровавых столкновений. По докладу Косьмы о положении дел в Александрии император назначил нового префекта-августала по имени Арсений, соединив в его лице гражданские и военные полномочия. Старания Арсения водворить согласие между патриархом и не признававшей его партией не имели успеха. Хотя Петр уже открыто анафематствовал Халкидонский собор, но его противники этим не довольствовались. С разрешения префекта была отправлена депутация к императору. Она заявила требование анафематствоватьХалкидонский собор и «томос» папы Льва. 1220 Это требование не было принято, и отколовшиеся от своего патриарха египетские монофизиты получили кличку акефалов (безголовых), которая с этих пор осталась жить как обозначение крайних монофизитов. Смерть Петра Кнафея, последовавшая в 488 году, Акакия и Петра Монга – в 489, и имп. Зенона – в 491 – не изменили общего положения церковных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Того же, из письма к тому же: «Соответственно, когда мы анафематствуем тех, кто разделяет одного Христа после единения двойственностью природ, мы говорим это, помещая их под анафему, не потому только, что они говорят о «природах», «особенностях [природ]», или «действиях», но потому что они говорят о «двух " " 228 . Но если даже неграмотный человек не собирается говорить, что природ – одна, и при этом ты анафематствуешь тех, кто исповедует, что их две, то тебя это приведет к тому, что ты вынужден будешь исповедать их три, или четыре, или десять, или сотню природ, ибо не существует такого, чтобы множество не исчислялось, если только это не бесконечность. 1848D Того же, из книги «Против Иоанна Грамматика, епископа Кесарии»: «Даже если выражение, что Христос существовал «в двух природах» нераздельных после единения, было утверждаемо некоторыми из древних учителей Церкви, или даже самим Кириллом, однако он перестал это делать позднее, как он перестал говорить: «Христос страдал в человеческой природе» (хотя [прежде] это правильно говорилось православными), когда он противостал тем, кто заболел болезнью 1849А разделения [Христа]. Итак, никакого способа защиты не осталось у тех, кто собрался в Халкидоне, когда они определили, что Христос познавался «в двух природах», нераздельных» 229 . Того же, [из сочинения] «Что Слово бесстрастно»: «Те, кто были убеждены учением Святых Писаний, провозглашающих, что Он страдал плотию (см. 1Пет. 4,1 ), и кто ясно осознает, что страдание не пойдет дальше подверженного страданию тела, ибо оно ни коим образом не касается бесстрастной [природы] Божества» 230 . Тимофея Элура, еретика, монофизита, из «Беседы против Калонима Александрийского»: «Кирилл – 1849В епископ Александрийской Церкви. Поскольку он излагал премудрое возвещение Православия различными способами, и, таким образом, оказался непоследовательным, то его можно уличить в том, что он учил противоположным вещам. Ведь, приняв за основу, что следует говорить «единая природа Бога Слова воплощенная», он упраздняет то, что утверждал прежде, и оказывается пойманным как дающий преимущество «двум природам во Христе»; тот, кто объявил, что Бог Слово пострадал во плоти, говорит противоположное: что Он не воспринимал страдания нас ради ни коим образом. Но когда он стал противником своих собственный утверждений, он посеял семена не знающей примирения борьбы, которая сейчас охватывает Церкви, и, словно воспламенив бушующий огонь, поджог определение здравой веры, если бы только патриарх Севир, явившись с Божией помощью, не исцелил посредством своих священных писаний то, что у Кирилла было 1849С нездравого и постоянного, покрывая, как некий верный сын, стыд родителя (см. Быт. 9, 23 ) собственными одеждами» 231 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Ierusa...

143 Император Лев I Макелла был возведен на престол 7 февраля 457 г. Впервые при его поставлении на царство императорский венец возложил на императора константинопольский патриарх Анатолий. (Chron. Pasch. 592) 144 Строго говоря, Петр Ивер не был низложен, так как находился под покровительством императрицы Пульхерии, но очевидно, был незаконно поставлен – см. прим. 31 145 Феофан об этом сообщает так: «В том же году император Лев, узнав о напрасной смерти Протерия и беззаконном посвящении Элура, послал Кесария, приказав ему двум сообщникам оного отрезать языки и изгнать, нечестивого же Тимофея не тронул, сказав, что судить его следует одним только епископам». (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.88). 148 По сообщению Феофана, так как Элур и здесь продолжал «составлять противозаконные сборища и смуты», то его отправили в Херсон. (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.88). 152 Омонии, согласия). Так прозывалась церковь св. Ирины, в которой в правление императора, Феодосия Великого, собирались 150 отцов 2-го Константинопольского Собора, и единогласно определилившие догмат о св. Троице. 153 Не совсем понятно, какую войну имеет в виду Евагрий. Это может быть как война с паннонскими готами Валамира (см. Иордан. О происхождении и деяниях готов. 270–272. Последнее издание – Спб, 1997 г. с.113), или его брата Теодемира (Iohan. Antioh. c. 90) в ходе которой готы опустошили Иллирик и захватили Диррахий. Но, скорее всего, учитывая именование «скифы» – имеется в виду вторжение одного из сыновей Атиллы во Фракию в 469 г. 154 Иногда исаврийское имя Зенона также называют как Тарасикодисса. Исавр родом, он был назначен магистром армии востока в год неудачной экспедиции Василиска против вандалов. В следующем году был удостоен консульства и получил командование над частью войск во Фракии. Традиционно видят в этом приближении к себе исаврийского князька попытку противопоставить что-то влиянию готов, даже опереться на национальную армию самой империи, не поручая ведение войн за нее федератам. (Ф.И. Успенский. История Византийской Империи. М., 1996 г. с. 187–191) Но, во-первых, род Аспара служил империи уже почти полвека – его отец Ардавурий упоминается уже в 425 г., в походе против узурпатора Иоанна. Назвать же исавров более подданными империи, нежели готы – по меньшей мере, странно, в то же самое время, когда Зенон командовал войсками во Фракии, его соплеменники сделали пиратский набег на остров Родос. Пожалуй, единственное действительное преимущество Зенона перед Аспаром состояло в том, что он был православным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Следует честно признать, что диалог между православными и антихалкидонитами в XX в. имел иные цели, нежели прежние богопоспешные, такие как диалоги свт. Фотия или Феориана при Мануиле Комнине. Нынешний диалог оставил антихалкидонитам возможность верить, что они православны, тогда как те помогали им осознать ересь и отречься от неё. Показательны слова, произнесённые армянским католикосом Нерсесом IV Благодатным (Шнорали) в 1170 г. перед философом Феорианом, когда он, после существенных богословских собеседований, осознал свою дотоле ошибочную преданность антихалкидонским христологическим воззрениям: «С сегодняшнего дня я начну писать послания повсюду пребывающим армянским епископам, приглашая их на собор. И когда состоится собор, я предложу на всеобщее рассмотрение изречения, которые есть у армян и, как они считают, могут им помочь. Предложу и те письменные свидетельства, что ты мне предоставил… и в удобное время и подобающим образом начну разоблачать доселе господствовавшее заблуждение армян. Обличу же их и писанием иже во святых Иоанна Католикоса, которое я тебе дал в списке, и всеми доказательствами, которые мне предоставила твоя ученость… И если все присоединятся ко мне – хорошо: человеколюбивого Бога я не перестану благодарить; если же нет (чего да не будет) – тогда с последующими мне, и согласными, и единомудренными, утвержу учение истины и пошлю к державному и святому нашему царю и к святейшему и Вселенскому Патриарху важнейших из моих архиереев, носящих писание православной веры, подписанное собственной моей рукой, с подписями также всех под моей властью состоящих православных епископов… В этом писании веры, помимо прочего, будет сказано, что мы принимаем великий и Вселенский четвёртый святой Собор в Халкидоне, и святых Отцов, которых он принимает; а тех, которых он анафематствует, и мы анафематствуем: Евтиха и Диоскора, а с ними и Севира, Тимофея Элура и всех против него пустословивших. А всех смеживших очи сердца перед светом истины и считающих себя более мудрыми, нежели святые, я предам вечной анафеме» 281 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bogo...

Одним из древнейших памятников богословской лит-ры явился составленный в VI в. сборник, известный как «Книга посланий» ( ). В него вошла обильная переписка арм. католикосов и богословов. В этом важнейшем догматическом сборнике были объединены сочинения различных авторов, в т. ч. Ованнеса Габелеанци, Мовсеса Елвардеци, Григора Кертога. Под именем католикоса Ованнеса I Мандакуни (кон. V в.) сохранились 25 проповедей о церковной дисциплине. Сейчас предполагают, что эти проповеди восходят к писателю VII в. Ованнесу Цахнатци. Вртанес Кертог (ок. 550-620) написал трактат против иконоборцев. Мамбрэ Верканол (Верканог; VII в.) считается создателем 3 гомилий. Автором Похвальных слов Св. Кресту и Богородице традиционно называли католикоса Ованнеса III Одзнеци по прозванию Имастасер (Философ) (ок. 650-729). Ему принадлежат трактаты против «фантасиастов» и павликиан , а также приписывается составление канонического сб. «Армянская книга канонов». Степанос Сюнеци (VII в.), переводчик Немесия Эмесского, также потрудился в создании антихалкидонитских полемических произведений и экзегетических трудов. В VII в. был создан святоотеческий флорилегий «Печать веры» ( (?) [Кник‘ наватой]), составление к-рого приписывалось католикосу Комитасу (560/15-628). Он пользовался особым авторитетом и считался автором мн. др. произведений. Однако результаты совр. исследований позволяют предположить, что большинство их, по-видимому, принадлежит его современнику Ованнесу Майраванеци (или, как его называли противники, Майрагомеци), видному богослову крайнего монофизитского направления, убежденного антихалкидонита и противника католикоса Езра. Как сообщает груз. полемист Арсен Сапарели , он перевел на арм. язык сочинения Петра Гнафевса, Севира Антиохийского и Тимофея Элура. С учениками Майраванеци полемизировал Теодорос (Феодор) Кртнавор, настоятель мон-ря Богородицы. Григор Аршаруни (650-729) составил комментарий на литургический лекционарий для Великого поста. На рубеже VII и VIII вв. Соломон Макеноцаци написал первый «Тонакан» (сборник гомилий на праздники).

http://pravenc.ru/text/76104.html

Житие Петра Ивера, епископа Маиюмского, представляющее собою перевод с Греческого утраченного в настоящее время оригинала, имеет многосторонний интерес, оно содержит в себе новые данные о царях и царицах Иверийских и об обращении их в Христианство, сведения о различных местностях Палестины и Аравии, сообщает некоторые сведения из истории Александрийской Церкви. Пётр Ивер принимал участие в посвящении патриарха Александрийского Тимофея Элура. Громкая слава, которой пользовался этот Мадамский епископ на востоке благодаря своей выдающейся религиозности, отмечена в различных документах. Жизнь аскета Исаии, написанная 3ахарием Схоластиком, была одубликована на Сирийском языке Ландом в конце 3 тома его Anecdota syriaca, стр.346 и след. и переведена на Немецкий язык Арексом в Die sogenannre Kirchengeschichte des Zacharias Rbetor, Ляйпциг, 1899, с. 263. Захария Схоластик составил на Греческом языке в Константинополе (в 515 или 516 г.) житие Севера, патриарха Антиохийского. Составляя данную биографию, автор задался целью, как это указывается им самим в предисловии, опровергнуть клевету противников патриарха Антиохийского, обвинявших последнего в том, что в молодости он был язычником. Этот документ содержит ещё автобиографию Захарии. Из последней мы узнаём, что Захария родился возле Тары, что он учил грамматику, риторику в Александрии и право в Бейруте. Он принимал деятельное участие в гонениях, направленных против язычников. Жизнеописание Севера начинается с юности героя и доведено до момента, когда он сделался Антиохийским патриархом. Жизнеописание Севера, сделанное Иоанном, настоятелем монастыря Беф-Афтония, также написано по-Гречески, повествует о борьбе, которую выдержал патриарх по религиозным вопросам, волновавшим восток. Греческий оригинал потерян, но у нас есть Сирийский буквальный перевод, сделанный Сергием Бар-Карья. Плерофорий Иоанна, епископа Маиюмского, составляют сборник воспоминаний и рассказов о Петре Ивере и современных ему Палестинских монофиситах, разделённый на 89 глав. Эта работа, написанная по-Гречески около 515 года, сохранилась в Сирийском тексте в рукописи Add. 14, 650 Британского музея и в сокращённом виде была включена в историю Михаила Сирийца. Симеон Бар-Саббаэ. Миллес. Иаков Нисивинский

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010