Все епископы должны были подписать энциклион; несогласные епископы и клирики подвергались низложению, а миряне и монахи — ссылке и другим наказаниям. Подписалось до 500 или даже 700 епископов, в том числе и преемник Ювеналия Анатолий Иерусалимский. Но в самой столице Акакий вместе с константинопольским клиром и народом оказал настолько сильное противодействие энциклиону, облачив царский престол в траур и пригласив для защиты православия Даниила Столпника, что Василиск должен был уступить и поспешить издать ντιεγκκλιον (Evagr. Ill, 7), где отменял прежние распоряжения ετε γκκλια ετε και τερα… ρχεν και πεπασθαι προστττομεν и возвращал Акакию ту власть над митрополиями, какая Константинопольской кафедре была предоставлена Халкидонским собором. Вытеснив из Константинополя Василиска, Зинон в свою очередь издал указ (17 декабря 476 г.) о недействительности всего постановленного в энциклионе с подтверждением прав Акакия. Кафедры снова были переданы принимавшим собор епископам. Тимофея Элура избавила от наказания его старость и затем — скорая смерть (31 июля 477 г.). Александрийцы поспешили, однако, опять противопоставить Салофакиолу своего избранника в лице Петра Монга, бывшего в сане архидиакона деятельным сподвижником Элура. Попытка Василиска, хотя и неудавшаяся, могла показать, что монофизитство может являться опасной силой в руках узурпаторов. Продолжавшееся религиозное разделение в Империи вообще само по себе было нежелательно и требовало каких–либо мер против себя. Так как руководитель Зинона Акакий к некоторым сторонам в догматической деятельности собора относился без одобрения, то именно он и мог выступить в 482 г. с проектом церковной унии в виде Энотикона (Evagr. Ill, 14: «Αρχν και σστασιν»). Обращаясь к жителям Египта с епископами во главе, император ссылается здесь на слезные просьбы «благочестивых архимандритов и пустынников и других досточтимых мужей» о единении Церквей и указывает на печальные следствия разделения как на побудительные причины к изданию этого документа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Не лучше было положение в Антиохии. И там против господствующей Церкви поднимается монах Петр по прозванию Валяльщик, организовавший многочисленную партию против православного епископа Мартирия и сам занявший его кафедру в Антиохии. Как и в других диоцезах, монофизитский епископ старался поставить на подведомственные Антиохии кафедры новых епископов, изгнав последователей Халкидонского собора. Составленный им собор произнес анафему против диофизитов, или православных. Таким образом, новому императору предстояло считаться с организованным бунтом в Иерусалиме, Антиохии и Александрии, возникшим на почве церковной, но питаемым также и национальными и политическими тенденциями. Ввиду всех этих обстоятельств положение императора было в высшей степени затруднительным. Присланную ему жалобу на Тимофея Элура император разослал по всем епископиям империи и спрашивал мнения всех епископов по поводу событий в Александрии. Хотя большинство высказалось против александрийского епископа, но император не решился принять строгих мер против Элура, а позволил ему явиться в Константинополь для объяснений и только по настояниям римского епископа Льва сослал его в Херсонис. Осторожно и умеренно отнесся император и к иерусалимским волнениям и достиг того, что монофизитский епископ бежал на Синай, после чего снова получила господствующее положение православная партия. Точно так же не без больших затруднений удалось прекратить смуту в Антиохии после того, как епископ Петр был изгнан и восстановлены на местах приверженцы Халкидонского собора. Несмотря, однако, на временный успех, положение церковных дел не могло считаться упроченным, т.к. на Востоке продолжало таиться глубокое раздражение против православной партии, возобладавшей при помощи светской власти и оружия. Кроме церковной смуты, внимание Льва занимало исключительное положение, занятое в империи, в особенности в войске, варварами. Род могущественного вождя германских дружин Аспара, члены и приверженцы коего занимали высшие места в войске, представлял серьезную опасность в империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

ст. Монофизитство ). Борьба за утверждение в этих регионах правосл. вероисповедания и формирование иерархии, лояльной к Халкидону, тянулась неск. десятилетий и завершилась лишь компромиссом. В ходе ее в КПЦ впервые проявилась практика вмешательства в дела др. Восточных Церквей, что может рассматриваться как практически неизбежное следствие близости К-польского престола к визант. имп. двору. В 457 г. патриарх свт. Анатолий (449-458) получил от имп. Льва (457-474) распоряжение созвать Синод для разбора дела об убийстве в Александрии правосл. патриарха сщмч. Протерия (451-457) и о вступлении на Александрийский престол патриарха-монофизита Тимофея II Элура (457-460). Синод постановил низложить Элура, однако реализации этого решения удалось добиться лишь через неск. лет благодаря усилиям патриарха Геннадия I К-польского (458-471). В это же время КПЦ активно поддерживала сторонников халкидонского правосл. вероисповедания в Антиохийской Церкви. Ок. 479 г. патриарх Акакий К-польский (472-489) лично поставил на Антиохийскую кафедру правосл. патриарха Календиона . При патриархе Акакии и имп. Зиноне (474-491) начался поворот к компромиссной политике в отношении монофизитов, вызванный тяжелыми конфликтами, расколами и кровавыми столкновениями среди христиан на Ближ. Востоке. Во время краткого правления имп. Василиска (475-476) патриарх Акакий отказался присоединиться к его радикальным антихалкидонским мерам. Василиск же наряду с проч. решениями по отмене Халкидонского Собора предполагал лишить Патриархию КПЦ и ее высокого статуса, установленного 28-м соборным правилом. Непримиримая позиция патриарха Акакия в этом вопросе способствовала свержению Василиска и возвращению на престол имп. Зинона в 476 г. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Икона. Нач. XVI в. (частное собрание) Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Икона. Нач. XVI в. (частное собрание) В 482 г. Акакий разработал «Энотикон» - документ, призванный примирить сторонников и противников Халкидонского Собора, изданный от имени имп.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Беспорядки в Александрии и явное неповиновение населения запрету продолжать споры об истине вероучения побудили Маркиана издать общий указ в 455 году (от 31 июля), в котором был повторен прежний запрет, осуждались еретические учения и подновлены в памяти прежние определения относительно умаления гражданских прав еретиков. За устройство тайных собраний грозило публичное наказание палками, а люди привилегированного положения облагались штрафом в 10 фунтов золота. Для евтихиан и аполлинаристов закрыта была государственная служба, кроме состояния когорталинов. Еретические сочинения подлежали публичному сожжению. Император требовал немедленного и строжайшего исполнения своего указа, особенно в Египте, где положение было наиболее тревожно. 967 Но строгости не действовали, а быть может, и не применялись, и в Египте готовилось то, что случилось, когда туда пришла весть о смерти Маркиана. Воспользовавшись отсутствием в городе дукса Дионисия, враги Халкидонского собора, не признававшие Протерия своим патриархом, овладели главной церковью Александрии и поставили патриархом Тимофея, по прозвищу Элура. То был человек, которого некогда Кирилл насильно извлек из отшельнического уединения в пустыне и посвятил в пресвитеры. Прозвище Элур – ласка – было дано Тимофею приверженцами Протерия за его малый рост и чрезвычайную худобу, последствие его подвижнической жизни. Оно осталось за ним в истории. Монахи, чрезвычайно многочисленные в Египте, и толпа схватили Тимофея, насильно привели его в кафедральный собор города, называвшийся Кесарием, 968 для посвящения в патриархи. По действующим канонам, посвящение должно было быть совершено тремя епископами. На этот раз ограничились двумя. В Александрии был в ту пору епископ Пелузия Евсевий, другого нашли в лице Петра, епископа Майюмы, который случайно находился в Александрии. 969 При величайшем одушевлении всего населения Александрии монахи, не спрашивая о согласии Тимофея, устроили его посвящение в епископы на патриарший трон св. Марка (16 марта 457 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Пришлось лишить мест за причастность к оппозиции и некоторых епископов. Но сама оппозиция не умирала под политическим прессом. Поводом к ее обнаружению послужила смерть Диоскора в ссылке в Ганграх в 454 г. Власти помешали бунтовской попытке выбирать Диоскору преемника при поставленном уже Протерии. Из столицы послан был в Египет силенциарий Иоанн со специальной задачей мирить оппозицию с Протерием, но успеха он не имел. Лидерами оппозиции были приверженцы Диоскора, устроители вместе с ним Разбойничьего Ефесского собора 449 г.: пресвитер Тимофей Элур и диакон Петр Монг [ 43 ]. Они осуждали Евтиха и его доктрину и ограничивались приверженностью только к Кириллу. Стало быть, они расходились в этом и с Диоскором, провозгласившим в Ефесе 449 г. Евтиха православным. Эти приверженцы Кирилла не хотели слышать ни о «двух природах», ни о томосе Льва, ни о Халкидонском соборе. Щадя Диоскора, поясняли, что он низложен не за ересь, а за дерзкое отлучение папы Льва. Да он и прав был в этом, ибо папа Лев — несторианин. Через силенциария Иоанна Тимофей Элур и Петр Монг изложили эти взгляды императору Маркиану. Но Протерий, законно защищая себя, должен был соборно того и другого низложить. Перемены на троне и шатания императоров . Пульхерия умерла в 453 г., Маркиан — в 457 г. За пресечением потомков Феодосия власть на Востоке досталась генералу Льву I (457-474 гг.). Он пожелал, чтобы Константинопольский патриарх Анатолий короновал его. Анатолий охотно сделал это и в целях возвышения собственного положения — главы церкви Второго Рима, и в целях преображения обряда государственного в обряд церковной символики. В Египте оппозиция, используя временное отсутствие военного губернатора, ездившего в столицу, спешно достала нужных епископов и, к радости толпы, посвятила в преемники Диоскору Тимофея Элура. Услыхав об этом, губернатор Дионисий вернулся и изгнал Тимофея в ссылку. Но бунт заставил его вернуть Тимофея и сделать попытку примирения с расколом, обеспечив таким образом мирное сосуществование двух партий. Но было поздно. В Великий четверг 28 марта толпа ворвалась в баптистерий церкви Квирина, где служил Протерий, и убила его. Затем долго издевалась над телом, таскала по улицам, подвешивала, по-дикарски глумясь, наконец, сожгла и развеяла прах по ветру. Таковы проявления всяких революций, в том числе и религиозных...!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Особенную славу Льву Великому принесло его участие в христологических спорах. Он был одним из немногих пап, следивших за богословской полемикой на Востоке. Ещё до поставления на римскую кафедру святой Лев проявляет деятельное внимание к осуждению Нестория, побудив, как было сказано выше, преподобного Иоанна Кассиана Римлянина написать полемическое сочинение против несторианства. На этот раз папа включается в христологические споры, откликнувшись на апелляцию константинопольского архимандрита Евтиха 14 , осуждённого в 448 г. на местном Соборе за еретические воззрения. Первоначально он стал на сторону Евтиха и оказал ему поддержку 15 , но получив донесение от константинопольского патриарха Флавиана 16 , изменил своё мнение. Христология Евтиха, допускавшая слияние Божественной и человеческой природ во Христе 17 , находилась в принципиальном противоречии с принятой на Западе христологией, основанной на чётком различении обеих природ, объединившихся в единой ипостаси. По причине постоянной угрозы со стороны варваров святитель Лев не участвовал в заседаниях ни одного из соборов, созванных по поводу христологических споров, но его послание к патриарху Флавиану, написанное им перед собором 449 года, прозванного впоследствии “Разбойничьим”, оказало значительное влияние на формирование халкидонского вероопределения. Именно томос к Флавиану стяжал святителю Льву славу поборника Православия на Востоке. Его христология, делавшая акцент на параллелизме природ, созвучная антиохийской традиции, компенсировалась исключительным упором александрийских богословов на единстве личности Христа. Именно поэтому Томос стал одним из источников Халкидонского ороса. Авторитет папы был настолько высок, что для свидетельства о православности требовалось признание томоса к Флавиану 18 . По завершении Халкидонского собора, чтобы быть в курсе всех событий и контролировать ситуацию, он оставляет в Константинополе своего апокрисиария Юлиана Киосского. Во избежание пересмотра постановлений Халкидонского собора папа направляет многочисленные послания на Восток, где убеждает придерживаться постановлений прежнего Собора. В 458 г. он адресует императору послание, где отрицает всякую возможность диалога с монофизитами 19 . Уведомляя его о предстоящем посольстве из Рима, он пишет, что направляет своих легатов вовсе не для полемики с еретиками 20 . 17 августа 458 г. посланники папы прибыли в столицу, доставив императору послание святителя Льва, в котором папа ещё раз напоминает о недопустимости богословских споров с противниками Халкидонского исповедания 21 , а также принятия в церковное общение Тимофея Элура 22 . Император Лев, побуждаемый римским понтификом, отправляет Тимофея в ссылку в Херсонес, а на освободившееся место православные избирают своего кандидата 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Собора и анафемы Патриарху Акакию. Патриарх Евфимий , подозревавший императора в монофизитских симпатиях, был отстранен и сослан; такая же судьба постигла и его преемника Патриарха Македония II , хотя и принявшего поначалу «Энотикон», но отказавшегося потакать монофизитской партии Севира , имевшей огромное влияние при дворе. При папе Гормизде попытки К-поля преодолеть раскол с Римом оставались безрезультатными: папа стоял на прежних позициях - признания Халкид. Собора и томоса Льва, анафематствования патриархов Нестория , Евтихия , Тимофея Элура, Петра Гнафея, Петра Монга и Акакия. Преемник Патриарха Тимофея Иоанн II поддержал требование православных об анафеме Севиру, а смерть покровительствовавшего последнему императора сделала торжество правосл. партии неминуемым. Сразу по воцарении Юстина I Севир бежал из К-поля. От Патриарха Иоанна требовали восстановить авторитет Халкидона и предшествующих патриархов, и вскоре на литургии стали поминать 4 святых Всел. Собора, Патриархов Евфимия и Македония, а также Римского папу Льва. В столице был созван Собор, провозгласивший примирение с Римом. В 519 г. в К-поль прибыли папские легаты, имевшие с собой составленное в ультимативной форме послание (libellus) папы для безусловного подписания Патриархом: от него требовалось анафематствовать его предшественников по кафедре, среди к-рых были не только Несторий с Акакием, но и Евфимий, и Тимофей, почитавшиеся вост. православными почти как святые. Под нажимом властей Патриарх Иоанн был вынужден пойти и на это, что привело к повсеместным волнениям на правосл. Востоке и осложнило отношения с Римом. Однако формально раскол был преодолен. Ист.: Евагрий. Церк. ист. II 8-11, III 4-23, 30-34, 44; Theodorus Anagnostus. Hist. eccl. I 27-36. Лит.: Болотов. Лекции. Т. 4. С. 310-332; Кулаковский. История. Т. 1. С. 357-423; Schwartz E. Publizistische Sammlungen zum akazianischen Schisma. Münch., 1934; Карташев. Соборы. С. 305-315; Handbuch für Kirchengeschichte. Bd. 2/2. 1975. S. 3-15; Winkelmann F. Die östlichen Kirchen in der Epoche der christologischen Auseinandersetzungen. B., 1980. S. 99; Beck. Kirche und Literatur. S. 9f. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: ЕВДОКСИЙ († 370/1), еп. Германикийский (после 327-357), Антиохийский (358 - 359), К-польский (360 - 370/1), один из ересиархов арианства

http://pravenc.ru/text/63764.html

По надуманной версии монофизитского автора Захарии Ритора, убийцей святого Протерия был некий римлянин, иными словами – воин из александрийского гарнизона, который будто бы возмутился тем, что Протерий укорял римских солдат за то, что они берут у него золото, но «не обагрили руки кровью его врагов; тогда в сердце одного римлянина вспыхнула ярость и закипел гнев, и он пригласил Протерия выйти посмотреть окрест себя, чтобы тот увидел тела убитых, лежащие на (земле). И вдруг он незаметно выхватил меч и вонзил его Протерию в ребра» . Впрочем, участие мятежной толпы в зверском надругательстве над останками епископа не отрицает и Захарий Ритор: «Римляне бросили тело и ушли. Тогда народ, узнав об этом и придя в великое возбуждение, стал влачить (по земле) тело и наконец сжег его на ипподроме» . После подавления бунта император Лев вступил в переписку с предстоятелями Церквей, желая выяснить их отношение к Халкидонскому оросу и поставлению на Александрийскую кафедру монофизита Тимофея. Убедившись в их твердой приверженности диафизитскому догмату, император приказал низложить Тимофея Элура. В 460 году он был вновь арестован и переправлен в малоазийский город Гангру, а в 464 году, по просьбе местного епископа и приказу императора, его сослали еще дальше – в Херсонес Таврический. На Александрийскую кафедру был возведен православный архиепископ Тимофей Салофакиол, что значит «Белый», но его признали, естественно, лишь православные диафизиты Египта. Когда в 474 году верховную власть в Константинополе захватил узурпатор Василиск, у египетских монофизитов появилась надежда на свое торжество над диафизитами. В стремлении заполучить как можно больше сторонников Василиск в самом начале правления издал адресованную, по одним сведениям, находившемуся в изгнании монофизиту Тимофею Элуру, «богобоязненнейшему и боголюбивейшему архиепископу великого города александрийцев» , а по другим – «к митрополитам и мирянам по всей вселенной» энциклику, в которой отвергал томос папы Льва и догматический орос Халкидонского Собора: «А то, что разрушает единство и благой порядок святых от Бога Церквей и мир во всем мире, под чем разумею называемый томос Льва и все то, что было сказано и содеяно в Халкидоне… мы приказываем всем святейшим епископам здесь и повсюду, в каждой Церкви, подвергнуть анафеме и предать огню там, где (оно) будет обнаружено» .

http://pravoslavie.ru/55203.html

Такое учение не есть какое-либо новое учение, это учение Свв. Отцов Афанасия, Кирилла и других. Поэтому автор делает многочисленные выписки из их сочинений. Не довольствуясь этим, он для сравнения с православными авторами приводит и подлинные цитаты из сочинений монофизитов: Аполлинария, Тимофея (Элура) и Севира. Относительно первого из них Леонтий выяснил, что его сочинения монофизитами заведомо выдавались за сочинения Свв. Отцов Афанасия Александрийского и Юлия Римского, что доказывается сочинениями аполлинаристов Тимофея и Полемона, а также свидетельством Иоанна, еп. Скифопольского. Монофизиты в своем учении исходили из совершенно неправильного понимания Халкидонского вероопределения, которое они считали несторианствующим, как и сам собор – пристрастно действовавшим. Леонтий оправдывал как действия собора, так и его формулу, а севириан осуждал как за догматические заблуждения, так и за многие неблаговидные явления в практической жизни их общины. 3 . Относительно последнего из интерполированных сочинений Леонтия – Схолий, или De sectis, нам уже немало приходилось говорить при выяснении личности Феодора, упоминаемого в титуле этого сочинения. Мы приняли такое положение, что Феодор – лицо, обработавшее и опубликовавшее имевшийся у него под руками подлинный материал Леонтия Византийского в особой книге под названием Σχλια Λεοντου «Схолии Леонтия». Записанный затем переписчиком со слов Феодора, этот материал и получил настоящий вид книги De sectis. Доказательством того, что в основе этого сочинения лежит Леонтиев подлинник, могут служить параллельные места с подлинными произведениями Леонтия. Так, например, в Col. 1197D и далее, где автор рассуждает о взаимоотношении ересей Савеллия и Ария, Нестория и Евтихия, можно наблюдать не только одинаковые мысли, но и их словесную формулировку, тождественную с Contra Nestorianos et Eutychianos (Col. 1276C и далее). В Col. 1240–1241 совершенно одинаково с внутренней и даже во многом с внешней стороны развиваются мысли о воипостасном человечестве Христа, как и в сочинении Contra Nestorianos et Eutychianos (Col.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

( Ю.А. Кулаковский . История Византии. 395–518 гг. Спб., 1996 г. с.268, сноска 1). В епископы его поставил монофизит Феодосий во время своего лже-епископства в Палестине. Ю.А. Кулаковский сообщает со ссылкой на Raabe, Petrus der Iberer, p. 64, что «Он бежал из Сирии, подвергался преследованию от Протерия и жил некоторое время в Элефантине». (сноска 1 к с.271 Ю.А. Кулаковский. История Византии. 395–518 гг. Спб., 1996 г). Ю.А. Кулаковский так пересказывает рассказ Захарии (Zacharias, 3, 11; 4. 1–3, стр. 18–19, 24–25): «Когда Дионисий вернулся в город, он арестовал Тимофея. Арест сопровождался большим кровопролитием. Тимофей был заточен в одном укреплении в 30 милях от столицы. Народное волнение превратилось в открытый бунт, настолько грозный, что Дионисий через несколько дней признал за лучшее водворить своего пленника на кафедру. Он устроил это при посредстве одного монаха, по имени Лонгин, известного всем своей святой жизнью. Тимофей занял кафедральную церковь , а законный патриарх Протерий имел свою кафедру в церкви св. Квирина. Подошло время Пасхи. Накануне этого дня было тогда принято совершать крещение младенцев. К Тимофею принесли множество крещаемых, а к Протерию – всего пять. При общем возбуждении, явилась мысль изгнать Протерия из храма. Против насилия Протерий прибег к помощи военной охраны, и произошла кровавая схватка, в которой было много убитых. Протерий, расходовавший на солдат много денег из церковных средств, был недоволен безуспешностью действия военной силы. И вот один солдат, рассердившись за упреки, всадил ему в грудь свой меч, другие добили и оставили лежать на улице. Тогда уже александрийская чернь овладела трупом, таскала его по улицам, сожгла на ипподроме и развеяла прах по ветру». Правда, приводя это сообщение монофизита Захарии, Ю.А. Кулаковский сам оговаривается в примечании, что «Весьма вероятно, что участие солдат в убийстве Протерия измышлено для смягчения вины населения Александрии, которое издавна отличалось склонностью к эксцессам». (Ю.А. Кулаковский. История Византии. 395–518 гг. Спб., 1996 г. с.271). Тем более странно, что Ю.А. Кулаковский считает, что свой рассказ об этом убийстве Евагрий черпал из Захарии – ведь Евагрий прямо указывает в конце 8 главы на свое недоверие сведениям Захарии, и сообщает о своих источниках – Приске Понийском (frg 22) и Raabe, Petrus der Iberer, с. 59; на что указывает и сам Кулаковский! (с.269). В самом сообщении Захарии видно множество несообразностей: после указа Маркиана 31 июля 455 г. об умалении гражданских прав еретиков и предании огню их сочинений представляется крайне маловероятным, чтобы чиновник столь высокого ранга, каким обладал Дионисий, мог поставить Тимофея Элура на кафедру. Если это и возможно, то только потому, что император в это время умер (Феофан прямо связывает эти события), либо – как указывает и Евагрий и Феофан, если Тимофей прибег к подкупу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010